Заседание № 22

23.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 499489-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся реализации института реадмиссии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1230 по 1244 из 6400
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и       
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладчик тот же.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, данный законопроект, уже принятый нами во     
втором чтении, посвящён реализации международных договоров о реадмиссии, то     
есть передаче и приёме иностранных граждан и лиц без гражданства, чей въезд     
или пребывание признаны незаконными. Законопроект полностью подготовлен к       
третьему чтению. Замечаний у Правового управления не имеется. В связи с этим    
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
рекомендует Государственной Думе его принять.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу? Нет.     
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1265 по 1282 из 6400
Пункт 3. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные   
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 21

18.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 499489-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся реализации института реадмиссии; принят в первом чтении 25 января 2008 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4024 по 4111 из 7020
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и       
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад сделает первый     
заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству Александр Петрович Москалец.                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Напомню, что      
рассматриваемый законопроект направлен на реализацию вопросов, связанных с      
выполнением Российской Федерацией международных договоров о реадмиссии, тем     
более что таковых заключено у нас несколько, в том числе и с Европейским        
сообществом, предусматривающих процедуры приёма и возврата лиц, незаконно       
находящихся либо на территории Российской Федерации, либо на территории         
второй стороны договора.                                                        
                                                                                
Если объяснять на пальцах, то схема выглядит следующим образом: имеются         
запрашивающее государство и запрашиваемое государство, запрашивающее            
государство передаёт, а запрашиваемое государство принимает или граждан         
запрашиваемого государства, или лиц без гражданства, или граждан третьих        
государств. То есть в соответствии с текстом соглашения реадмиссия означает     
передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством       
лиц, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве           
признаны незаконными.                                                           
                                                                                
По сравнению с первым чтением ко второму чтению уточнены название и структура   
законопроекта, дополнены и уточнены процедуры, связанные с применением в        
нашей стране этих договоров, определены правовые последствия принятия решения   
о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства   
в Российской Федерации и введены нормы обязательной дактилоскопической          
регистрации лиц как подлежащих передаче, так и принимаемых нашей страной.       
Всего к законопроекту поступило сорок поправок, абсолютное большинство из       
них, двадцать семь, мы рекомендуем принять и тринадцать - отклонить.            
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и             
государственному строительству рекомендует утвердить таблицы поправок и         
принять законопроект во втором чтении. Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две таблицы. Таблица 1. Здесь         
двадцать семь поправок. Есть ли замечания? Нет. Ставится на голосование         
таблица 1.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Утверждается таблица.                                                           
                                                                                
Таблица 2. Здесь тринадцать поправок, которые комитет рекомендует отклонить.    
Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 2.                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.32,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Утверждается таблица.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных        
граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят законопроект во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 5

25.01.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 499489-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся реализации института реадмиссии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4720 по 4969 из 6100
Пункт 20. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую           
Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в    
Российской Федерации". Доклад сделает первый заместитель председателя           
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству Александр Петрович Москалец.                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я выступаю как    
от имени комитета, так и от имени авторов, поэтому вначале от имени авторов     
информирую вас, что рассматриваемый законопроект подготовлен и внесён в связи   
с заключением и ратификацией Соглашения между Российской Федерацией и           
Европейским сообществом о реадмиссии от 25 мая 2006 года и соглашениями между   
Правительством России и правительствами других стран. Предлагается внести       
изменения в два федеральных закона. Эти изменения направлены на обеспечение     
выполнения нашей страной международных договоров, предусматривающих приём,      
возврат лиц, незаконно находящихся на территории соответствующих государств и   
самой Российской Федерации.                                                     
                                                                                
Необходимо сразу отметить, что само понятие реадмиссии в рассматриваемом        
законопроекте не содержится, однако следует учитывать, что данное понятие       
зафиксировано в уже вступившем в силу Соглашении между Российской Федерацией    
и Европейским сообществом о реадмиссии. В нём реадмиссия определяется как       
передача запрашивающим государствам и принятие запрашиваемым государством       
лиц, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве           
признаны незаконными в соответствии с положениями указанного соглашения.        
                                                                                
Что касается конкретно изменений, изложенных в рассматриваемом законопроекте.   
Предусматривается введение в Федеральный закон "О правовом положении            
иностранных граждан..." новой статьи - статьи 32-1 - о реализации нашей         
страной соглашений о реадмиссии, согласно которой для нашей страны в            
отношении иностранных граждан и лиц без гражданства будет закреплено основное   
правило института реадмиссии. Оно заключается в том, что Российская Федерация   
осуществляет передачу другим государствам незаконно въехавших на её             
территорию иностранных граждан и лиц без гражданства либо принимает от          
указанных государств иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно       
въехавших в эти государства с территории России, и затем осуществляет их        
возвращение в страны гражданской принадлежности или постоянного проживания.     
                                                                                
Одновременно будут установлены законодательные основы для временного            
ограничения свободы указанной категории граждан и лиц без гражданства,          
находящихся на территории Российской Федерации, которые в этом случае           
подлежат... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
Всё, работает микрофон.                                                         
                                                                                
Я говорил об установлении законодательных основ для указанной категории лиц,    
которые в этом случае подлежат временному размещению в специальных              
учреждениях Федеральной миграционной службы. Кроме того, предусматривается      
зафиксировать правовые последствия для рассматриваемой категории лиц. Это       
установление запрета на въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет, а      
также введение для них ограничений при возможных обращениях за получением       
разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство   
в нашей стране, разрешения на работу в России либо аннулирование документов,    
выданных ранее.                                                                 
                                                                                
И наконец, помимо регулирования вопросов, связанных с реадмиссией,              
законопроект чётко определяет десятисуточный срок для обязательного выезда из   
нашей страны с момента объявления решения о нежелательности пребывания.         
                                                                                
Полагаю, вы уже в достаточной степени оценили предложения, которые изложены в   
законопроекте, да и с общественно-политической точки зрения он выводит нас на   
более высокий уровень взаимодействия не только между людьми, но и между         
государствами. Ведь классики были в целом правы, когда говорили, что жить в     
обществе и быть свободным от него нельзя. А сегодня уже и всё человечество,     
по сути дела, образует одно общество, и очень важно, чтобы его развитие шло в   
режиме справедливости и ответственности, и вести себя по принципу "как          
заблагорассудится" уже непозволительно не только гражданам, но и                
государствам. И поэтому авторы законопроекта просят поддержать данную           
законодательную инициативу.                                                     
                                                                                
И теперь коротко о позиции комитета. Мотивы решения комитета достаточно         
подробно изложены в его заключении, оно имеется у вас, и поэтому только два     
момента. Ну, во-первых, мы отмечаем, что законопроект соответствует             
Конституции, действующему российскому законодательству, международным           
договорам. Мы видим, что после принятия данного законопроекта в первом чтении   
и в процессе подготовки ко второму его целесообразно дополнить отдельными       
нормами, непосредственно уточняющими содержание реадмиссии, а также нормами,    
закрепляющими исключительно судебные решения в качестве основания для           
временного размещения в специальных учреждениях федерального органа             
исполнительной власти в сфере миграции. Мы отмечаем, что все эти замечания      
вполне можно учесть ко второму чтению.                                          
                                                                                
Принимая во внимание изложенное, Комитет по конституционному законодательству   
и государственному строительству поддерживает проект рассматриваемого           
федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы у депутата     
Жириновского и депутата Иванова. Подводим черту. Два вопроса.                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Жириновский, ваш вопрос.                                    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот закон напоминает нам закон о возврате культурных         
ценностей. Вот здесь просчитано, какие расходы мы понесём, если мы по           
требованию других государств, на территорию которых прибыли граждане с          
территории нашего государства?.. Они их выдворяют к нам, хотя те имеют другое   
гражданство, а мы за свой счёт должны их отправить на родину. А у нас           
огромные расстояния. Например, Чехия и Словакия - полчаса езды на машине        
будет стоить 10 евро, а нам десятки тысяч вернуть в Узбекистан, во Вьетнам, в   
Китай, в Афганистан - во что это может обойтись? Потом другой представитель     
правительства скажет здесь: да вы же закон приняли! Вот мы его сейчас           
принимаем, и потом мы окажемся ещё и виновниками больших финансовых затрат.     
Скажут: вы же приняли закон 25 января 2008 года, стенограмму-то с моим          
выступлением никто не даст... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, и сегодня Российская Федерация работает в     
режиме депортации, выдворения каких-то лиц из нашей страны в страны их          
преимущественного проживания. И безусловно, эти затраты и далее                 
предполагаются. Безусловно, при рассмотрении этого законопроекта мы             
просчитывали финансовые затраты, но на что? На то, что нам нужно будет          
дополнительно перепрофилировать четыре центра Федеральной миграционной          
службы. На перепрофилирование, содержание и их работу, мы считаем,              
потребуется около 300... ну, здесь написано 296 миллионов рублей. Такова        
сумма затрат из бюджета, которая потребуется для решения вопросов, связанных    
с реализацией данного закона. Мы с вами, вообще, уважаемые коллеги, говорим о   
вопросах безвизовых поездок и так далее. Реадмиссия и решение о безвизовых      
поездках - это связанные моменты, и, безусловно, если мы решаем одно, нужно     
решать и другое. Ну а что бывает в нашей жизни бесплатно, мы знаем. Поэтому     
ситуация здесь... Так я ответил бы на этот вопрос.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, вопрос касается ещё и лиц без гражданства. Вот    
скажите, пожалуйста, а куда Российская Федерация должна направлять, допустим,   
группу бомжей, которая проникла к нам с территории Казахстана и не имеет ни     
паспортов, ни других документов?                                                
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в законопроекте эта ситуация достаточно       
неплохо решается. В тексте законопроекта о чём говорится? Что сама по себе      
реадмиссия заключается в том, что мы осуществляем передачу другим               
государствам незаконно въехавших на нашу территорию иностранных граждан, в      
том числе и лиц без гражданства. Заметьте, я не говорю о наших гражданах,       
здесь речь идёт только об иностранных гражданах и лицах без гражданства, а      
если лицо без определённого места жительства, но это гражданин России, оно      
под эту категорию не подпадает. Или мы принимаем от указанных государств        
иностранных граждан и лиц без гражданства - да, они не наши, но мы их           
принимаем, - если они через нашу территорию прибыли в те государства, где       
образовались эти проблемы. Потому мы сегодня и говорим о взаимной               
ответственности уже и на уровне государств. То есть если депортация - это       
случай, то реадмиссия - это взаимоувязанные, взаимные, понятные,                
согласованные действия между государствами.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Петрович.              
                                                                                
Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть. Депутат Жириновский.      
Черту подводим. Одно выступление.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Здесь Александр Петрович с такой лёгкостью сказал, что если   
мы хотим безвизовый въезд в Европу, то должны согласиться на реадмиссию. Это    
вот нерусское слово, не всем понятное, поэтому я расшифрую: мы берём на себя    
обязательство отправить на родину всех, кто проник в Европу, проходя через      
нашу территорию. Они, поляки, французы, немцы, не будут разбираться, с каким    
паспортом, - важно, с какого направления. А поскольку у России самые большие    
границы с Европой и с Азией, то в основном весь поток миграции будет идти       
через нас и нам придётся платить огромные деньги. Надо будет построить тысячи   
фильтрационных лагерей, где мы должны будем сперва определять, что это за       
люди, принимать их на границе соответствующих государств, обеспечивать          
питанием, следить, как они доберутся до места, куда мы их направили,            
обеспечивать их проезд в те страны, куда они должны быть нами переправлены.     
                                                                                
Поэтому так шутить не надо: зато мы получим безвизовый въезд... Это хорошо,     
так как визы затрудняют передвижение граждан, но огромная финансовая нагрузка   
ляжет на Российское государство, потому что именно в Европу будут двигаться     
миллионы и миллионы граждан, особенно в связи с изменением климата и в ту, и    
в другую сторону. И именно протяжённость территории России, которая нам         
помогает в войнах, помогает большими материальными ресурсами, составит для      
нас огромное препятствие и вред, когда нам придётся сотни тысяч граждан         
сопровождать к месту их реального проживания с теми паспортами, которые у них   
окажутся на момент их задержания в сопредельных государствах. Вот это вы        
должны понять, и нам придётся к этому возвращаться: именно такой финансовой     
нагрузкой нас будут мучить. Сперва нас заставят все культурные ценности         
отдать, а нам будут возвращать как можно меньше. И Европа просто будет          
выпихивать всех потенциальных мигрантов, а нас заставит заниматься ими в        
соответствии с нашим законом. Мы принимаем на себя обязательство их отмыть,     
накормить, месяца два-три содержать здесь и потом хорошими самолётами           
отправить их далеко-далеко - и в Китай, и во Вьетнам, и в Афганистан, и в       
Иран, и в Турцию, и в Казахстан. Это огромные перелёты, огромные деньги. А по   
железной дороге - значит, обеспечить их питанием, сопровождением и так далее.   
Это вот так миллионы людей перемещались после окончания войны. Но тогда была    
война, а мы с вами получим те же расходы уже в мирное время.                    
                                                                                
Поэтому мы должны понимать нашу ответственность. Огромная территория, которую   
будут использовать для проникновения в другие страны, для нас в этом случае     
составит большой вред с той точки зрения, что именно через российскую           
территорию нежелательные граждане будут переправляться за границу и мы в этом   
случае будем нести огромную финансовую нагрузку. А у нас с вами открытые        
границы с Казахстаном, Киргизией и Туркменией, а у Туркмении - соответственно   
открытая граница с Афганистаном, а у Азербайджана - граница с Ираном. Мы        
практически открыты всему миру - на юг и по всем остальным направлениям.        
                                                                                
У Европы же этого нет, она закрылась шенгенской зоной, и никто не может туда    
проникнуть. И весь наплыв Азии в Европу - он по нам ударит, потому что мы не    
сможем остановить его: у нас нет границ. Понимаете, что вы делаете?! Это ведь   
большая ответственность, и потом мы подсчитаем всё это... А они специально      
направят огромное количество беженцев. Вот в случае, допустим, вывода           
иностранных войск из Афганистана там талибы снова вернутся к власти, и, чтобы   
удержаться у власти, они своих боевиков направят в Среднюю Азию, и миллионы     
людей двинутся в Европу через Россию, туда, где лучше жизнь, но европейцам      
они не будут нужны, и они, чтобы не тратить деньги на них... После принятия     
сегодня этого закона вся финансовая нагрузка ляжет на Россию.                   
                                                                                
Да, у нас с вами будут безвизовые паспорта, по которым будет ездить 1 процент   
населения, а 99 процентов будут тратить свои деньги на то, чтобы                
нежелательных туристов, проникших в Европу через территорию России, отправить   
обратно. Не наши граждане будут отдыхать где-то, а весь бюджет будем тратить    
на то, чтобы выполнить данный закон. И потом представитель правительства        
здесь скажет: но вы же приняли такой закон! Вот вы подумайте об этом. Вас       
тогда уже не будет в Государственной Думе. Мы с этим столкнёмся через десять    
- пятнадцать лет, когда это коснётся климатических беженцев. Вы видите, что     
происходит везде, как меняется климат, и это обязательно подвигнет людей к      
тому, чтобы начинать движение в наиболее благоприятную среду. Это всё в         
будущем, но о последствиях я предупреждаю сегодня, 25 января 2008 года. Весь    
наш бюджет в 2015-2020 годах рухнет в результате того, что мы будем вынуждены   
выполнять данный закон. Вот сегодня Александр Петрович легко так говорит: ну    
надо же платить за то, что у нас будет безвизовый въезд! Только никто из нас    
не поедет в Европу, Александр Петрович. Туда поедут десять тысяч человек,       
которые и сегодня туда катаются, имея зелёную карту и многократную визу. А      
вот всё остальное ляжет на народ России, который снова будет бедным, потому     
что он должен будет выполнять законы, принятые Государственной Думой.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершили обсуждение. Я обращаюсь к представителям        
правительства и президента: есть ли желание выступить? Нет.                     
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской          
Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом    
положении иностранных граждан в Российской Федерации".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4%                                     
Проголосовало против           28 чел.6,2%                                      
Воздержалось                    4 чел.0,9%                                      
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.