Заседание № 177
20.06.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 499260-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2356 по 2660 из 9148
17-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке". Докладывает Игорь Владимирович Моргулов, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Пожалуйста, Игорь Владимирович. МОРГУЛОВ И. В., представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Российско-казахстанские отношения развиваются в духе стратегического партнёрства и союзничества, их отличает высокая интенсивность политического диалога и практическая насыщенность. Представляемый сегодня на ратификацию договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке будет действовать параллельно с базовым договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который существует между нашими странами с 1992 года. Последний по-прежнему актуален, он содержит ряд важных положений, не вошедших в новый договор, но органично его дополняющих. Новый договор адаптирован под реалии сегодняшнего дня, условия евразийской интеграции прежде всего, ну и возникающие в последние годы новые угрозы и вызовы. Важны положения договора о том, что Россия и Казахстан будут проводить согласованную внешнюю политику и согласованную пограничную политику. Наши страны обязуются взаимодействовать в борьбе против организованной преступности, проявлений экстремизма, международного терроризма, нелегальной миграции, торговли людьми, незаконного оборота наркотиков, оружия и контрабанды. Вступление договора в силу будет в первую очередь способствовать решению стоящих перед двумя государствами общих задач повышения благосостояния и качества жизни граждан, устойчивого социально-экономического развития, всесторонней модернизации и усиления национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики. В более широком плане договор будет, конечно же, служить делу мира, безопасности и стабильности на всём евразийском пространстве с учётом совокупного потенциала наших стран: России и Казахстана. Документ закрепляет движение наших стран к дальнейшему углублению стратегического партнёрства в целях полной реализации возможностей в рамках Таможенного союза и будущего Евразийского экономического союза. Совершенствуется договорно-правовая база институтов межгосударственной интеграции, создаются благоприятные условия для укрепления связей между регионами двух стран. Договор содержит положения, позволяющие развивать не только традиционные, но и новые формы сотрудничества в таких областях, как мирный атом, электроэнергетика, транспорт, коммуникации, освоение космического пространства, осуществление программ в сфере инновационных технологий. Предусматриваются совместные действия в области охраны здоровья населения, сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая реализацию энергоэкологической стратегии и "зелёные" технологии. Очень важно, что документ обеспечивает защиту этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств в наших странах. Стороны обязуются поддерживать культурно-просветительскую и информационную работу среди диаспор, укрепляя духовную близость наших народов. Всё это будет обеспечивать условия для сохранения общего культурного пространства. Реализация договора не повлечёт за собой каких-то дополнительных расходов из федерального бюджета, в нём не содержится правил иных, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации. На наш взгляд, документ в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Эдуардович Слуцкий, пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы ратифицируем новый базовый документ по сотрудничеству с Казахстаном - нашим стратегическим партнёром, в частности, в рамках Евразийского экономического союза. Данный рамочный документ подписан в целях углубления стратегического, социально-экономического, политического и гуманитарного партнёрства, а также полной реализации потенциала, заложенного в Евразийском проекте. Согласно положениям договора стороны проводят согласованную внешнюю политику, взаимодействуют в вопросах разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, углубляют сотрудничество в борьбе с терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и нелегальной миграцией, а также, что очень важно, продолжают взаимодействовать в обеспечении совместной обороны в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, которую мы позиционируем как будущее измерение безопасности создаваемого Евразийского экономического союза. В целях развития гуманитарного сотрудничества государства поддерживают деятельность на своей территории информационно-культурных центров другой страны. Также в данном договоре задекларированы основные тенденции и достижения взаимовыгодного экономического интеграционного сотрудничества в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Реализация договора не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета. Просим уважаемых коллег поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Игорь Владимирович, действительно, Россия и Казахстан являются стратегическими партнёрами, мы находимся в Едином экономическом пространстве теперь, но скажите, есть ли какие-то значимые межгосударственные вопросы по линии МИДа, которые не решаются долгое время? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Владимирович. МОРГУЛОВ И. В. Я не могу сказать, что есть какие-то вопросы, которые не решаются. У нас настолько тесный диалог с нашими казахстанскими партнёрами, что мы практически, что называется, в режиме онлайн, в ежедневном режиме решаем абсолютно все проблемы двусторонних отношений. При этом я не хочу сказать, что нет проблем, безусловно, наши страны объединяет самая протяжённая в мире сухопутная граница и объём связей, как я уже сказал в своём выступлении, огромен, поэтому, естественно, вопросы возникают, но сказать, что какие-то из них не решаются, я не могу, мы планомерно ведём работу по их решению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Игорь Владимирович, вообще, такие документы надо принимать не просто в описательном виде, как намерения, а с хорошим математическим расчётом. Вот пункт, который особенно меня волнует. В договоре записано: "...комплекс мер по управлению миграционными процессами, включая взаимное обеспечение свободного перемещения граждан обоих государств". Вы знаете, что уже сейчас Россия перенасыщена мигрантами, перенасыщена людьми, приезжающими из разных государств, в том числе из соседних, что у нас уже миллионы безработных, потому что русских выгоняют, а берут тех, кто приехал, - им, благо, платить поменьше можно, да и какие-то махинации финансовые возможны, - к тому же, кроме морального вреда, нанесённого нашим людям, нашим семьям, будут ещё и финансовые потери из бюджета. Вот есть какие-то расчёты, не слова, а расчёты, к чему, к каким последствиям приведёт принятие этого пункта об обеспечении свободного перемещения граждан обоих государств? МОРГУЛОВ И. В. Я хотел бы обратить внимание на то, что данное соглашение носит рамочный характер и, конечно же, не предполагает наличия каких-то математических расчётов по тому или иному вопросу. Что касается миграционной ситуации. Насколько мне известно, Казахстан не является основным поставщиком мигрантов в Россию, это иные страны, поэтому я, честно говоря, не очень понимаю, почему именно казахстанское направление в данном смысле вызывает у вас какое-то беспокойство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Николаевич Лихачёв. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к замминистра. Да, договор носит рамочный характер, но международная практика показывает, что рамочное соглашение требует и большего объёма работы, и большей ответственности. Не считает ли МИД целесообразным в ближайшее время, после ратификации договора в Казахстане и в России, разработку программы действий, с учётом в том числе начала действия с 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе? МОРГУЛОВ И. В. Спасибо, Василий Николаевич, очень хорошая идея. На самом деле мы практикуем это, и в отношениях со многими странами у нас есть механизм согласования трёх-пятилетних документов по реализации подобных рамочных соглашений. Очень хорошая мысль, я думаю, её стоит обсудить с нашими казахстанскими партнёрами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Леонид Эдуардович, спасибо. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я не случайно обратил ваше внимание на рост безработицы в стране и на финансовые потери для федерального, региональных и местных бюджетов, я не говорю уже о моральных потерях для миллионов наших сограждан, наших семей. Можно считать, что Казахстан не является самым сложным для нас регионом в части перемещения трудовых сил, но то, что значительное количество, миллионы граждан Казахстана у нас работают, - это однозначно, и то, что они будут приезжать, тоже однозначно. Ну нельзя принимать такие красивые документы, а завтра объяснять людям, почему они остались без работы, и искать в бюджете деньги на пособия, чтобы они не умерли, а могли хоть как-то выжить! Действовать интуитивно нельзя - мы отвечаем за всю страну, огромную страну, и я хотел бы увидеть в этом договоре то, что действительно в России появятся новые наукограды, где мы будем работать совместно с коллегами из Казахстана, новые передовые промышленные предприятия, но пока я вижу другое, и меня это волнует. Буквально три недели назад в этом зале мы ратифицировали договор о резком увеличении поставок газа в Казахстан и разрешили правительству дополнительно выделить до 30 миллиардов рублей на вот эту ветку. Вот это я помню, а сотрудничества, которое укрепляло бы наш экономический, научный потенциал, пока я не вижу и очень боюсь, что наше сотрудничество с Казахстаном сведётся к поставкам от нас сырья и притоку от них дополнительно миллионов мигрантов в нашу страну. Вот этого бы не хотелось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я третий раз выступаю, и каждый раз причины объективные: зал не тот, выборы не в то время, а сейчас это касается моей малой родины - я уже говорил, что пятьдесят лет назад я покинул Казахстан и вот нахожусь в Москве, поэтому мне это хорошо всё известно. Документ великолепный, мы такого документа, по-моему, за двадцать лет не принимали, такого, чтобы на весь век, и такие хорошие слова: "добрососедство", "союзничество"... Здесь определённую роль сыграла очень плодотворная, хорошая работа председателя комитета, и мы можем быть благодарны Леониду Эдуардовичу Слуцкому. Что касается Казахстана. Вот депутат беспокоится о возможном притоке большего количества мигрантов, но это непонимание этой республики: это единственная республика, из которой никаких мигрантов нет. Там население делилось почти пополам, когда я там жил, русских было 70 процентов, сейчас уже наоборот стало, потому что миллионов пять выехало. Оттуда не предполагается приток населения, приток населения идёт из Киргизии, но и здесь мы плохо работаем, ведь в Киргизии уже есть определённые политические силы, которые готовы на будущих выборах в местный парламент поставить вопрос не просто, скажем, о Таможенном союзе или о таком союзе, как Союзное государство, Союз Беларуси и России, и они готовы поставить для обсуждения вопрос о вхождении в состав России в качестве субъекта Российской Федерации, ну, может быть, с какими-то определёнными дополнительными правами по сравнению с обычной областью, допустим Омской или Ростовской. Кстати, это две самые близкие республики, и непонятно, чем руководствовались московские чиновники, когда разделили их и сделали Казахстан отдельно и Киргизию отдельно, - это один народ, одна культура, один язык. Когда-то вообще их всех называли киргизами, а их история началась на юге Красноярского края, в Хакасии, и киргизы, которые там остались, теперь называются хакасами. Это всё тюркоязычные народы, и уйгуры и дунгане, которые в Китае проживают, - один народ, расщеплённый по разным территориям. У нас получилось так: большая Республика Казахстан и рядом Киргизия, они лучше всех к нам относятся. Таджикистан - очень маленькая республика, и с учётом того, что произошло в Афганистане, там тоже к нам благожелательное отношение, потому что они знают, в какой крови весь Афганистан. А Узбекистан мы действительно (я и сам это узнал не так давно) не хотели брать, но русский генерал увидел - стоит город красивый в степи, никакой охраны нет, армии нет, и он вдобавок к другим военным достижениям взял и Ташкент. Но тогда не было Узбекистана, это были маленькие эмираты - Хива, Ургенч, Самарканд, Бухара, - маленькие, одно-двухмиллионные, и языки были разные там. Вот как мудро решали народы без советской власти: они назвали свои территории, как у нас князья называли княжества - Тверское, Псковское, Великоновгородское... У нас - князь, у них - эмир, у татар - хан, и многонациональные - никакой проблемы нет: говорите на любом языке! Но, конечно, там больше превалируют тюркские языки: и туркмены, и узбеки, и казахи, и киргизы - они все говорят на тюркских языках. А вот когда мы перешли к национально-территориальному делению, это была самая страшная ошибка, сегодня Донбасс в крови из-за этого. Если бы были у нас с вами губернии Житомирская, Киевская, Бессарабская, Харьковская, Екатеринославская, Таврическая... На всю жизнь нужно запомнить эту ошибку страшную: нельзя делить территории по национальному признаку! Экономику можно подправить... Ну, вот сегодня Казахстан называют Казахстаном - слово "стан" означает "республика", "страна", но они хотят по-казахски называть "Казах ели" - страна казахов, и это будет ошибкой, потому что Казахстан всё-таки не страна казахов, да, это место, где проживают казахи, но там полно людей и других национальностей: и уйгуров, и немцев было много. И они не хотели уходить от нас, но Москва в лице Бурбулиса, Ельцина и его команды чуть ли не силой выпихнули. Они звали Назарбаева в Беловежскую Пущу - он не полетел, он, как верноподданный русского царя, вернее, советской власти, в Москве остановился, с Горбачёвым встретился, но в декабре 91-го года они вынуждены были уже согласиться на расчленение СССР. Это хороший договор, единственное, хотелось бы, чтобы его не постигла участь другого договора - с Украиной, за который очень рьяно голосовали в этом зале многие, включая бывшего Председателя Государственной Думы Селезнёва Геннадия Николаевича. Он никогда не выходил на трибуну, Сергей Евгеньевич, и только в тот день один раз вышел - кто его попросил, я не знаю. Фракция ЛДПР была против, мы не могли даже предположить, хотя и чувствовали, чем закончится этот договор о дружбе. Если бы мы с 92-го года перешли на мировые цены - а мы разные государства, - не было бы сегодня никакой проблемы, нельзя продолжать быть добренькими! На наши деньги создали антирусское государство Украину - что, Москва не видела этого? Вы зачем туда Черномырдина направили? Ну, ошибка с Черномырдиным вышла, зачем Зурабова направили, зачем он сейчас вернулся туда? Хотя бы сейчас поменяйте посла - вот проблема! Мы поддержим, потому что красиво это звучит: XXI век - и там нет антирусских настроений, меньше всего, может быть, их там, куда больше их в Узбекистане, в других местах... Граница у нас сплошная с Казахстаном - и Поволжье, и Урал, и Сибирь, её тоже начертили в Кремле - Сталин своей рукой, за Ташкент бились казахи и узбеки, и он говорит: Ташкент - узбекам, а казахам вот Алма-Ату... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6997 по 7014 из 9148
17-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 11 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято. Закон принят.