Заседание № 179
13.12.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 498945-8 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" (первое чтение)
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1587 по 1923 из 2877
ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, Комитетом по экономической политике подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе", это законопроект № 498945-8. Он подготовлен - с учётом того что мы сегодня к законопроектам первого чтения всё-таки приступили, просьба поставить его дополнительным вопросом в повестку на сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я поставлю на голосование предложение Максима Анатольевича. Чтобы завтра не рассматривать законопроект в первом чтении, он предлагает рассмотреть его сегодня. Ещё раз, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе", законопроект № 498945-8, - кто за то, чтобы дополнительно включить его в порядок работы? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 30 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Включается в порядок работы. Максим Анатольевич, есть у нас докладчик и содокладчик, можем приступить к рассмотрению? Депутату Топилину включите микрофон. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Иван Иванович, с докладом выступит Бахарев, один из авторов законопроекта, а от комитета - Алтухов Сергей Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда переходим к рассмотрению этого законопроекта. Ещё раз обозначу его: проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Константин Михайлович Бахарев. БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за то, что согласились рассмотреть наш проект федерального закона сегодня. Ну, прежде всего напомню, что в предыдущий и текущий созывы депутаты Государственной Думы очень много сделали в законодательном плане для становления отрасли виноградарства и виноделия. Фактически мы с вами с нуля создали отраслевое законодательство. Мы приняли закон № 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", мы внесли целый ряд изменений в 171-й федеральный закон, о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в другие нормативные акты - и сегодня мы видим эффект от этих законодательных решений. Мы видим, что эти решения были очень своевременны, очень правильны, ведь отрасль развивается очень динамично. Почему это важно особенно сейчас? Недавно мы с вами поддержали закон, который наделил регионы дополнительными полномочиями по регулированию деятельности так называемых наливаек. Но с нашей точки зрения, кроме выстраивания заслонов для недобросовестных торговцев контрафактом, нам нужно поддерживать добросовестных производителей отечественной винодельческой продукции. И с нашей точки зрения, задача развития отрасли виноградарства и виноделия не может быть решена полноценно без продвижения российского вина на внутреннем рынке, повышения его узнаваемости отечественным потребителем и развития сельского, аграрного туризма, в том числе винного туризма. Это актуально для региона, который я представляю в Государственной Думе, - Республики Крым, для других южных регионов нашей страны, где отрасль виноградарства и виноделия очень важна в экономическом плане: это десятки тысяч рабочих мест, это налоги в региональные и муниципальные бюджеты. Мы вместе с коллегами, которые представляют вот эти регионы традиционного виноделия нашей страны, подготовили проект федерального закона: предлагаем разрешить рекламу винодельческих хозяйств, виноградо-винодельческих зон, районов, терруаров, которая в том числе будет содержать информацию о винограде, использованном для производства. При этом хотел бы подчеркнуть, что из рекламы мы исключаем конкретные торговые марки вина и изображение бутылок. То есть мы разработали такую достаточно компромиссную, на наш взгляд, редакцию, которая позволит учесть интересы производителей винодельческой продукции и действительно создать механизмы для продвижения этой продукции на внутреннем рынке, для повышения узнаваемости её потребителями, создать благоприятные условия для развития отрасли виноградарства и виноделия в целом. Вместе с тем в законопроекте предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, вправе разрабатывать рекомендации для граждан по сохранению их здоровья при потреблении продукции виноделия. В заключение хотел бы поблагодарить всех коллег, которые приняли участие в подготовке этого законопроекта. И отдельно хотел бы поблагодарить Гордеева Алексея Васильевича и Владимира Ивановича Кашина, которые оказали поддержку в его продвижении, в том числе в решении всех спорных вопросов с согласующими ведомствами. Спасибо большое, коллеги! Просим поддержать концепцию законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Михайлович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Викторович Алтухов. АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Константин Михайлович достаточно подробно представил позицию авторов законопроекта, я представлю позицию Комитета по экономической политике. Действительно, в последние годы у нас отрасль виноградарства и виноделия сделала существенный скачок, существенный шаг вперёд в развитии, и сегодня по достоинству наши вина, отечественные вина занимают ведущие места на крупнейших международных выставках, конкурсах, действительно очень хорошие места. Но нам не нужно почивать на лаврах, потому что развитие отрасли не может продолжаться без качественного, хорошего продвижения продукта на внутреннем рынке. И предложенный вашему вниманию законопроект направлен как раз таки на разрешение рекламы, информирования наших граждан о винодельческих хозяйствах на территориях субъектов, где эти хозяйства расположены. Ещё раз подчеркну, это будет разрешено только в тех регионах, где такие винодельческие хозяйства находятся. Несомненно, сейчас нашим потребителям в большей части известны импортные образцы такой продукции, импортные вина, но наши потребители никогда не узнают о наших, отечественных винах, которые во многом превосходят те и по качеству, и по стоимости и являются, несомненно, более конкурентоспособными, если мы не будем их информировать об этом. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике просит поддержать законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к докладчику и к содокладчику. Первое. Речь идёт только о наружной рекламе, я так понимаю, и только в тех субъектах... вдоль дорог, на ограждениях, то есть это не реклама в СМИ, не какие-то другие, скажем так, подверженные более широкому охвату варианты? И второй момент, что касается статьи 2, где даётся право Минздраву, Роспотребнадзору разрабатывать некие рекомендации по сохранению здоровья при потреблении продукции виноделия. А кто Минздраву запрещает без этого законопроекта это делать? В принципе это в его полномочиях, потому что вся алкогольсодержащая продукция с точки зрения медицины не очень полезна, мягко говоря. Зачем вот эта статья 2 нужна в принципе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бахареву включите микрофон. БАХАРЕВ К. М. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопросы. Ну, что касается статьи 2, мы фактически дублируем в законе "О рекламе" ту норму, которая прописана в 468-м, базовом отраслевом законе "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", так что в этой части всё логично. Что касается рекламы, да, вы правильно понимаете, речь идёт только о наружной рекламе и только в тех регионах, где расположены непосредственно эти виноградарские и винодельческие хозяйства. Но в то же время, я считаю, раз уж разговор об этом зашёл (и, возможно, упреждая какие-то другие вопросы), важно напомнить, что у нас сегодня разрешается реклама вина, произведённого в России из винограда, выращенного также в нашей стране, в печатных изданиях, за исключением первой и последней полос, а также в теле- и радиопрограммах, которые идут в эфире с 23 часов до 7 часов утра по местному времени, исключением являются лишь прямые трансляции или записи детско-юношеских спортивных мероприятий. То есть у нас на сегодняшний день запрета рекламы как таковой нет, есть определённые ограничения. Ровно в этой концепции мы двигаемся и с точки зрения наружной рекламы: не вообще любая реклама, а только та реклама, которая прописана в нашем законопроекте, - виноградо-винодельческие зоны, районы и терруары, без бутылок, без конкретных торговых марок и знаков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. АЛТУХОВ С. В. Спасибо большое. Константин Михайлович исчерпывающе ответил на вопрос, но я хотел бы добавить, что в отзывах, которые нами получены, есть некоторые предложения по расширению географии и мы договорились доработать это ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Константин Михайлович, в связи с тем что законопроект, ну, так сказать, неожиданно появился в повестке и не было возможности заранее внимательно изучить его, всё-таки ещё раз акцентируйте, пожалуйста, ответьте, как предлагаемые новеллы согласуются с ограничениями, которые существуют на данный момент в федеральном законодательстве в отношении ограничения рекламы алкогольной продукции? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бахареву включите микрофон. БАХАРЕВ К. М. Николай Иванович, никаких противоречий действующему законодательству и ограничений нет, иначе Правительство Российской Федерации нам не согласовало бы представленную редакцию законопроекта. Что касается неожиданности, ну, на самом деле законопроект готовился ещё в прошлом созыве. И если уж, так сказать, брать историю вопроса, я, например, на протяжении нескольких лет участвую в ежегодных собраниях Союза виноградарей и виноделов России и каждый год слышу от наших производителей, допустим, если мы говорим про мой родной Крым, одно и то же: как же так, мы даже не можем разместить вдоль трасс рекламу наших прославленных производителей качественной отечественной винодельческой продукции, таких как "Массандра", или "Инкерман", или "Новый Свет", или "Солнечная долина" (не буду продолжать, список на самом деле очень большой)! Уверен, и у Сергея Викторовича Алтухова есть список своих производителей, Краснодарского края, качество продукции которых ни у кого не вызывает сомнения, а главное - у потребителей. Мы лишь пытаемся помочь продвинуть их продукцию на внутреннем рынке, учитывая, что государство ежегодно осуществляет миллиардные инвестиции и выплачивает винодельческим, виноградарским предприятиям целевые субсидии, для того чтобы способствовать росту объёмов этой продукции. Поэтому, с нашей точки зрения, логично хотя бы в какой-то части разрешить рекламировать эту продукцию, уж хотя бы в этих винодельческих регионах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АЛТУХОВ С. В. Спасибо большое. Я чуть-чуть добавлю. Константин Михайлович достаточно подробно ответил, но я добавлю, что в первую очередь законопроект направлен на информирование о небольших крестьянских (фермерских) хозяйствах, о том, что у них есть такое производство, наших туристов, которые, вы знаете, часто приезжают в южные регионы - в Крым, в Краснодарский край, в Ростовскую область. Сейчас география виноделия достаточно широка, и мы предлагаем как раз таки небольшим винодельням дать такую возможность - информировать о своих производствах наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги Константин Михайлович и Сергей Викторович, ваши аргументы касаются только производителей винной продукции. Но по стечению обстоятельств все эти винодельческие хозяйства расположены именно в тех регионах, которые сейчас привлекательны для внутреннего туризма, и летом туда едет поток наших граждан вместе с детьми, подростками, молодёжью. Реклама будет везде - на крышах, на стенах, а самое главное, вдоль автомобильных дорог. Информирование - это удел социальной рекламы, здесь же реклама, побуждающая к действию. Каким образом мы защитим наши семьи, наших детей особенно, если красивые бокалы, фужеры, счастливые лица - они ведь побуждают к тому, чтобы скопировать вот эту, что называется, модель поведения? Первое, вы говорите о недостаточном урегулировании рекламы сейчас - разве это так? И второе, расширение географии - это совсем нас пугает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бахареву включите микрофон. БАХАРЕВ К. М. Нина Александровна, давайте тогда ещё раз уточним. Никаких бутылок, никаких конкретных торговых марок на этой наружной рекламе не предполагается, там будет реклама наших виноградо-винодельческих зон, районов и терруаров. Не знаю, на экране, наверное, этот список не видно, я хотел бы напомнить, что у нас девять таких зон, у нас 125 виноградо-винодельческих районов и у нас 61 виноградо-винодельческий терруар в стране, и это на самом деле сотни, если не тысячи винодельческих хозяйств. И вот поддержать эти хозяйства, которым мы ежегодно, повторю, выделяем субсидии из федерального бюджета, когда-то они измерялись сотнями миллионов рублей, а сейчас миллиардами, ну, мне кажется, в этом нет никакого противоречия с точки зрения нашей законодательной работы. Если мы выделяем деньги на развитие отрасли, ну почему не поддержать её хотя бы в расчёте на то, чтобы она заняла более доминирующее положение на внутреннем рынке, почему не дать нашим производителям дополнительный какой-то механизм, инструмент, чтобы они потихонечку вытесняли импортную продукцию и в этой конкурентной борьбе выигрывали, в том числе в глазах нашего местного, российского потребителя? Повторю, мы говорим только про ту качественную винодельческую продукцию, которая имеет ясное происхождение, которая изготовлена из винограда, выращенного в Российской Федерации, и в этой части не может быть никаких сомнений в том, что у наших потребителей должно быть, ну, скажем, больше возможностей для получения информации об этой продукции. А с точки зрения винного туризма, мне кажется, здесь тоже всё логично, потому что, например, у нас в Крыму это очень развитое направление, у нас есть много винных маршрутов по автомобильным дорогам, вдоль которых и расположены как раз эти виноградарские и винодельческие хозяйства. Поэтому то, что эта реклама будет размещена именно вдоль автомобильных дорог, с нашей точки зрения, тоже логично. Повторю, это просьба от представителей профессионального сообщества - виноградарей и виноделов. Мы лишь реагируем на эти просьбы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АЛТУХОВ С. В. Я дополню Константина Михайловича. Уважаемая Нина Александровна, я убеждён, что реклама именно винодельческих хозяйств, именно территорий, терруаров, о которых сейчас Константин Михайлович сказал, никаким образом не скажется на... не будет пропагандой. Вы говорите: а каким образом уберечь?.. Своим примером! Я искренне считаю, что дети - это копия своих родителей, и, если говорить о пропаганде здорового образа жизни, давайте мы действительно своим примером будем им показывать, как правильно надо жить и как надо себя вести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вассерман Анатолий Александрович, пожалуйста. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ограничение рекламы какого бы то ни было товара практически не влияет на его потребление, оно только мешает появлению на рынке новых торговых марок. Соответственно, и ограничение рекламы винодельческой продукции не ударит по общему потреблению вина, оно только помешает развитию рыночной доли новых производителей, а в наших условиях прежде всего именно российских производителей. Соответственно, любое выступление против данного вида рекламы - это лишь поддержание монополии иностранных товаров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 15 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.