Заседание № 219
25.03.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 498929-5 "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2721 по 2987 из 8233
Проект федерального закона "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза". Докладчик тот же - Константин Леонтьевич Чайка. Пожалуйста. ЧАЙКА К. Л. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона о ратификации указанного договора, который был подписан 5 июля 2010 года в городе Астане. Договор также разработан для реализации таможенного законодательства Таможенного союза и определяет особенности привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы. Так, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, в соответствии с договором подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение. Уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения этого преступления. Лица, в отношении которых вступили в законную силу приговор или решение по делу об административном правонарушении на территории одной стороны, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за то же самое деяние другой стороной. Изъятые либо арестованные одной стороной культурные ценности и иные товары, представляющие государственный интерес для другой стороны, по мотивированному запросу этой стороны могут быть направлены стороне, откуда эти вещи были вывезены. Виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и административной ответственности в соответствии с договором определяются законодательством сторон. На основании статьи 14 данного договора, а также 101-го закона Российской Федерации данное соглашение подлежит ратификации. Реализация данного договора не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна сделает содоклад от комитета. Пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый договор имеет принципиально важное значение для формирования системы Таможенного союза: он создаёт механизм раскрытия и расследования преступлений и установления административной ответственности за нарушения, совершённые на территории нескольких государств - участников Таможенного союза или субъектами нескольких государств - участников Таможенного союза. В частности, к таким преступлениям в Российской Федерации отнесены контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Российский КоАП к административным правонарушениям в таможенной сфере относит недекларирование товаров или транспортных средств и другие административные правонарушения - всего двадцать три статьи административного кодекса. Для наглядности приведу данные о правоприменительной практике в этой сфере. В 2010 году только в Российской Федерации выявлено свыше пяти тысяч преступлений в сфере таможенного законодательства. Общая стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещённых через таможенную границу Российской Федерации, составила 11 миллиардов рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей - 672 миллиарда. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 84,8 миллиарда рублей. Гражданами Казахстана совершено свыше двух тысяч трёхсот административных правонарушений, Белоруссии - более шестисот. Рассматриваемый сегодня договор достаточно чётко разграничивает сферы компетенции уполномоченных таможенных органов сторон и определяет процедуру в сложных правовых ситуациях, в частности в связи с невыдачей одной из сторон своего гражданина другой стороне в случае совершения им преступления или правонарушения. Мы знаем, что наша Конституция не позволяет выдавать российских граждан другому государству в случае совершения ими преступления на территории другого государства, если они находятся на территории России. В этом случае договор предусматривает возможность направления всего уголовного дела для расследования преступления на территории гражданства данного конкретного лица. Данным договором предусмотрены и особенности ответственности в отношении возврата культурных ценностей, представляющих государственный интерес для другой стороны, если они были изъяты по уголовному или административному делу в результате производства, этого сложного производства при совершении правонарушений или преступлений на территории другого государства. Выполнение российской стороной положений данного договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, но потребует внесения изменений в соответствующие нормы Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса. Я просила бы обратить внимание, что в статье 3 данного договора напрямую сказано, что каждая из сторон обязуется принять меры по внесению изменений в своё законодательство, предусматривающие уголовную и административную ответственность. Особенность этого договора, как и в целом законодательства Таможенного союза, заключается в том, что мы создали особую, специальную, отдельную отрасль права, и сегодня уголовная и административная ответственность наступает не только за нарушение национального законодательства, но и за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза. То есть получается, что мы с вами сформировали особое законодательство, особую сферу общественных отношений, охраняемых законом, и сегодня уже создаём процедуру процессуальную для разрешения этих вопросов. Данный проект закона поддерживается комитетами-соисполнителями - Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитетом по экономической политике и предпринимательству, - а также профильным Комитетом Совета Федерации по делам Союза Независимых Государств. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний не имеет. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данный ратификационный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь. А, есть, извините. Задержитесь. Драганов и Селезнёв. ДРАГАНОВ В. Г. У меня всегда очень простые и очень короткие вопросы, и этот не является исключением. Константин Леонтьевич, понятно, что производство по делу отнесено на ту территорию, на ту юрисдикцию, где было совершено, и логика здесь понятна, поскольку разная квалификация сегодня и в уголовном, и в административном законодательствах стран по отношению и к контрабанде, и к разным видам административных правонарушений. И всё-таки скажите: не было ли за это время случаев, когда правоприменители столкнулись с проблемами именно несоответствия квалификаций конкретных статей? ЧАЙКА К. Л. Спасибо за вопрос, Валерий Гаврилович. Дело в том, что в отличие от предыдущего соглашения данный договор ещё не действует, он не ратифицирован, а поэтому у нас практики нет, и дать какую-то оценку я не смогу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, добавьте. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Разрешите дополнить. Действительно, очень интересный вопрос задан о сложностях правоприменительной практики. Статья 5 данного договора, мне кажется, очень грамотно сформулирована и даёт ответы в том числе на ваши вопросы. В случае если преступление совершено на территории одного государства, начато на территории одного государства, а закончено на территории другого государства, то и процедура, то есть процессуальная деятельность будет осуществляться по законодательству государства, где оно закончено, и наказание будет налагаться по законодательству государства, где оно завершено. И в этой же статье предусмотрены такие сложные случаи: если преступление совершено на территории нескольких государств, производство будет осуществляться там, где произошло большинство эпизодов, и наказание будет налагаться по законодательству этого государства. Вот такая договорённость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Вы знаете, у меня есть ощущение, что я буду задавать вопрос на ту же самую тему, просто, может быть, вопрос будет более конкретно сформулирован. Сейчас в отношении правонарушителей, насколько я понимаю, возбуждение дел совершается по месту совершения правонарушения, и это логично: там, где нарушил, там, где попался, там, собственно говоря, и возбуждаются дела - административные и уголовные. В новом варианте вы предлагаете разбирать дела по месту нахождения лица, совершившего преступление. Мне кажется, что мы не только усложним процесс, но и сделаем некоторые преступления недоказуемыми в принципе с учётом национальных особенностей тех стран Таможенного союза, с которыми нам предстоит эти дела разбирать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Валерий Сергеевич, очень важный вопрос задан. Сегодня с учётом Минской конвенции 1993 года и Кишинёвской конвенции 2002 года уже наработана такая практика, когда уголовное дело возбуждается на территории, где совершено преступление, но если преступник уехал в страну своего гражданства, то уголовное судопроизводство перемещается туда в полном объёме и наказание осуществляется по законодательству страны, гражданином которой человек является. И практика в рамках этих двух конвенций СНГ, где мы, белорусы и казахи были уже участниками, достаточно неплохо наработана. Суть в том, что эти две конвенции разорвали сегодня правое поле СНГ, потому что Россия не ратифицировала конвенцию 2002 года и живёт по Минской конвенции 1993 года, а белорусы и казахи работают по Кишинёвской конвенции 2002 года. И я думаю, что Минюст примет сейчас все меры для того, чтобы урегулировать эти международно-правовые вопросы в сфере оказания международной помощи по уголовным, гражданским и семейным делам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет необходимости что-то добавить? Пожалуйста. ЧАЙКА К. Л. Уклонение от ответственности за административные правонарушения и уголовные преступления, с нашей точки зрения, не должно происходить, так как в статье 3 данного договора предусмотрено, что стороны обязуются привести своё национальное законодательство к единообразию в данном вопросе и унифицировать его не только по квалификации, но и по мере наказания, ответственности. Это первое. Второе. Правильно здесь было сказано про Минскую и Кишинёвскую конвенции. Мы как работали, так и работаем по этим документам. Единственно, мы здесь для наших правоохранителей прописываем нормы, которые предусматривают возможности передачи административного либо уголовного дела для расследования в одно из государств Таможенного союза, туда, где находится, как было сказано, большее количество лиц, которые совершили преступления либо административные правонарушения, либо если эти лица являются гражданами данной страны и не подлежат выдаче для осуществления уголовного судопроизводства в соседнее государство Таможенного союза. В этом случае уголовное либо административное дело передаётся для расследования и привлечения к ответственности в другое государство. Хотелось бы пояснить, что многие административные правонарушения и преступления таможенного характера - длящиеся по своему характеру: они могут быть совершены в одной стране, а выявлены на территории другого государства, поэтому, естественно, необходимо сегодня регламентировать эти отношения. И с учётом практики, которая сложилась сегодня в деятельности наших правоохранительных органов, мы прописали эти нормы в данном договоре. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает депутат Драганов, других рук нет. Подводим черту. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Я коротко. Уважаемые коллеги, я, наверное, сильно вас удивлю, но тут ничего нет такого плохого и зазорного: наше законодательство и законодательство наших союзников, в том числе уголовное и административное, об ответственности в части контрабанды очень сильно отличается от законодательства тех стран, ну, на которые мы можем равняться, в том числе и на страны, с которыми мы в широком смысле сотрудничаем, - это Европейский союз, США, страны Юго-Восточной Азии. Уважаемый Константин Леонтьевич, мне кажется, сейчас есть очень хорошая возможность дать, например, год, для того чтобы не только вы, но и все правоохранительные органы, естественно, в том числе и институты, в широком смысле институты, которые занимаются правовой теорией и практикой, могли скурпулёзно исследовать практику применения наших законодательств вот в таком формате, в такой конструкции, с тем чтобы подтолкнуть себя же к попытке сформулировать более-менее единообразные описания и квалификации признаков как в Уголовном кодексе, так и в Кодексе об административных правонарушениях, безусловно, при учёте особенностей стран. Мне кажется, это подтолкнуло бы к тому, чтобы ещё раз обратить внимание на опасность самого вида преступления - контрабанды. Мне кажется, что и общество, да и, может быть, мы тоже недооцениваем опасность этого вида преступления. Сегодня контрабанда практически пронизала прямо или косвенно все, так сказать, сферы преступных деяний: всё либо начинается с контрабанды либо ею заканчивается. Ну, я так немножко огрубляю. Мне кажется, это будет полезно и для формулирования новых задач при улучшении качества правоприменения, особенно при решении задач, связанных с охраной прав лиц в широком смысле слово. И второе моё предложение заключается в следующем. Не считаете ли вы возможным - а мы бы просили об этом правительство - провести всё-таки более широкую дискуссию на эту тему, тем более что на разных площадках сегодня очень активно дискутируется проблема 188-й статьи, и сегодня, несмотря на такую твёрдую убеждённость профильного комитета, который, как я понимаю, транслирует позицию в том числе и правительства, не во всех кругах это мнение поддерживается? Может быть, эту работу нужно также совместить с тем, о чём я говорил, в рамках Таможенного союза? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, представители президента и правительства не настаивают на участии в дискуссии. Заключительное слово не требуется. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6454 по 6471 из 8233
Пункт 22, проект федерального закона "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 25 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принято.