Заседание № 268

14.01.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 498543-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2337 по 2873 из 4836
10-й вопрос, приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Проект    
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации в части введения социальной доплаты до прожиточного        
минимума трудоспособного населения". Докладывает Валерий Карлович Гартунг.      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Минуточку внимания: мы предлагаем   
чрезвычайно важный законопроект. Вы только что слышали, что наша задача -       
сделать всё, чтобы цели, поставленные в указах президента, были достигнуты.     
Но они не достигаются. Напомню, о каких целях идёт речь.                        
                                                                                
Ну, одна из них - это снижение уровня бедности. У нас несколько миллионов       
работающих граждан живут за чертой бедности, то есть получают на руки доходы    
ниже прожиточного минимума. И уже даже министр экономического развития          
Орешкин заявляет о том, что пора бы уже, наверное, самых бедных освобождать     
от подоходного налога. Рассматриваются разные варианты, как это сделать. Ну     
вот существует два варианта: сделать нулевую ставку, минимальную нулевую        
ставку для тех, у кого доходы в размере прожиточного минимума, или сделать,     
как мы предложили, вычет, социальный вычет для трудоспособного населения.       
                                                                                
Почему наш вариант, который мы сейчас предлагаем, гораздо лучше? Дело в том,    
что если вы введёте нулевую ставку в шкале, фактически сделаете её              
прогрессивной, то нулевая ставка будет распространяться на доходы граждан,      
получающих на уровне прожиточного минимума, и на тех, кто гораздо больше        
получает, например тех, кто 100 тысяч в месяц получает, и тех, кто миллион в    
месяц получает и 10 миллионов. То есть вот эта нулевая ставка будет для всех    
действовать. Если мы введём вычет, как мы предложили, то это будет              
действовать только в отношении тех граждан, у которых на руках остаётся сумма   
меньше прожиточного минимума. Фактически эта помощь будет целевой, адресной,    
то есть тем, кому нужно действительно помочь. Таким образом, мы сокращаем       
расходы государства на поддержку малоимущих до того размера, который            
фактически приемлем для государства. Напоминаю, что если наше предложение       
будет принято, то это потребует из бюджета 158,9 миллиарда рублей.              
                                                                                
Таким образом, если наш закон будет принят, у нас в стране не будет граждан     
трудоспособного возраста, работающих граждан, получающих доходы ниже            
прожиточного минимума. Вот, собственно говоря, очень простая фабула этого       
закона. То есть, учитывая, что у нас в стране сейчас, ну, за последние два      
года, собрано более 5 триллионов рублей - собрано, но не потрачено, - деньги    
в стране есть, мы вполне можем найти 158,9 миллиарда рублей в год, для того     
чтобы обеспечить доходы самых бедных граждан на уровне прожиточного минимума,   
чтобы они не платили подоходный налог. То есть фактически для них ставка        
подоходного налога будет 0 процентов. Прошу поддержать.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
С содокладом от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов        
выступает Татьяна Васильевна Сапрыкина.                                         
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Автор подробно рассказал о         
концепции законопроекта, мне хотелось бы доложить видение комитетом этой        
концепции и сказать, чем мы руководствовались при принятии своего решения.      
                                                                                
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон № 178-ФЗ "О    
государственной социальной помощи" и в Федеральный закон № 134-ФЗ "О            
прожиточном минимуме в Российской Федерации". Это предлагается сделать в        
целях установления социальной доплаты к доходам трудоспособного населения,      
которое работает в течение полного рабочего дня, является налогоплательщиком    
и подлежит обязательному пенсионному страхованию, до величины прожиточного      
минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации по месту     
жительства или пребывания. Но комитет усмотрел, что предлагаемая конструкция    
предполагает подходы, которые аналогичны уже существующим в законодательстве,   
по аналогии с положением о социальных доплатах к пенсии. Указанные социальные   
доплаты могут быть федеральными или региональными в зависимости от              
соотношения величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом    
по Российской Федерации и величины прожиточного минимума трудоспособного        
населения в субъекте Российской Федерации. В настоящее время в большинстве      
субъектов Российской Федерации величина прожиточного минимума трудоспособного   
населения не превышает величину прожиточного минимума в целом по Российской     
Федерации. Вместе с тем МРОТ устанавливается на всей территории Российской      
Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного        
минимума трудоспособного населения. Следовательно, в большинстве регионов       
отсутствует необходимость восстановления социальной доплаты, предлагаемой       
законопроектом. Это нам иллюстрируют и отзывы на законопроект, которые          
поступили в комитет при работе над законопроектом. В соответствии со статьёй    
133-1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации    
может устанавливаться размер минимальной заработной платы с учётом              
социально-экономических условий и величины прожиточного минимума                
трудоспособного населения в соответствующем субъекте Федерации, но не ниже      
МРОТ. И на сегодняшний день в 16 субъектах Российской Федерации региональными   
соглашениями о минимальной заработной плате уже установлен размер минимальной   
заработной платы, который превышает величину прожиточного минимума              
трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.      
                                                                                
Правительство Российской Федерации законопроект не поддержало, Комитет Совета   
Федерации по социальной политике не поддержал концепцию проекта федерального    
закона. Правовое управление Аппарата Государственной Думы предъявило ряд        
замечаний по законопроекту концептуального характера, в частности указывает     
на то, что ссылка на статью 210 Налогового кодекса Российской Федерации         
некорректна, так как статья предполагает налоговую базу, а не доход             
налогоплательщика. Очень важно, на наш взгляд, что проект федерального закона   
был рассмотрен сторонами Российской трёхсторонней комиссии по регулированию     
социально-трудовых отношений, и сторона комиссии, которая представляет          
общероссийское объединение профсоюзов, не поддержала указанный законопроект.    
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
предлагает законопроект отклонить в первом чтении.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович.                                                    
                                                                                
ИОНИН Д. А. Вопрос Татьяне Васильевне.                                          
                                                                                
Татьяна Васильевна, ну, вы же не будете спорить с тем, что сегодня в России     
есть такое позорное явление, как работающие бедные и даже работающие нищие,     
хотя логично, что, если человек официально трудоустроен, работает полный        
рабочий день, он не должен жить за чертой бедности? Вот фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ   
РОССИЯ" предложила конкретные решения, как от этого позорного явления уйти.     
Вы говорите, что комитет не поддерживает эту инициативу. Хорошо. А есть         
другие предложения, как уйти от такого явления, как работающие бедные,          
которых сегодня, по разным оценкам, от 5 миллионов до 7 миллионов человек у     
нас в стране?                                                                   
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В. Работающие бедные... Я, естественно, не буду оспаривать этот    
тезис, ввиду того что он уже имеет место в нашем информационном пространстве    
и нами обсуждался, но, уважаемый коллега, дело в том, что мы предлагаем         
отклонить обсуждаемый законопроект ввиду его конструкции - не целеполагания,    
а конструкции, способа достижения этой цели. По мнению комитета, именно этот    
сложный механизм и ещё сложное администрирование, о котором я не сказала в      
выступлении и на которое также указывалось при обсуждении в комитете...         
Комитет не счёл возможным поддержать именно концепцию указанного                
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Я Валерию Карловичу хочу задать вопрос.                 
                                                                                
Вот скажите, пожалуйста, как эти выплаты - так как это повышение дохода -       
сочетаются с темпом роста производительности труда? У нас в экономике главный   
закон: темп роста производительности труда должен опережать темп роста          
дохода. У нас получается, что мы всё время доходность поднимаем, поднимаем, а   
что с производительностью труда? Вы же знаете, что это не сочетается.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гартунгу включите микрофон.                      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Наталья Дмитриевна, речь идёт о том, чтобы человеку     
возмещались минимальные затраты, то есть затраты, скажем так, на поддержание    
жизни.                                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Не важно. На биологическое выживание ему доплачивается. Детям и   
пенсионерам мы доплачиваем - вы только что сказали, представитель комитета      
сказал, что пенсионерам мы доплачиваем, - а работоспособным гражданам не        
доплачиваем. При чём здесь производительность труда, если человек, получая      
меньше на руки, просто не выживает физически? Ну что тут непонятного-то? В      
любом случае заработная плата должна обеспечивать физическое выживание          
работающего человека, если этого не происходит, человек умирает - что тут       
непонятного?!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Тоже к Валерию Карловичу вопрос.                                                
                                                                                
Небольшое уточнение по поводу замечаний комитета о том, что в большинстве       
регионов сегодня прожиточный минимум меньше минимальной зарплаты, ну и,         
соответственно, данный законопроект никак не повлияет на улучшение ситуации     
именно в пятидесяти с лишним субъектах. Как вы можете прокомментировать это     
замечание комитета?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерию Карловичу включите микрофон.                      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Ну, здесь тоже замечание комитета не выдерживает критики. Если    
регион поднимает минимальный размер оплаты труда выше прожиточного минимума,    
это, соответственно, как бы обязательство региона, а если это делается          
федеральным законом, то это обязательство государства - собственно, всё         
понятно. Почему большинство регионов не делает этого повышения? Потому что      
они таким образом будут брать на себя обязательства, вот и всё. И абсолютно     
из этого не следует, что в этом нет потребности: в регионах люди живут бедно,   
но в региональных бюджетах просто денег нет на доплаты гражданам, поэтому мы    
и предложили этот вопрос решить на федеральном уровне.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. У меня также вопрос к докладчику.                     
                                                                                
Уважаемый Валерий Карлович, в своём докладе вы чётко и достаточно подробно      
обосновали сумму 158,9 миллиарда рублей. А как вы оцениваете довод о том, что   
необходимость в такой законодательной инициативе в той конструкции, о которой   
идёт речь, отсутствует (то, о чём говорит представитель комитета и как видно    
из заключения Правительства России)?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гартунгу включите микрофон.                      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Немножко я не понял, в чём вопрос. Мы рассчитали сумму исходя     
из того, что доплачивать будут работающим людям, которые получают зарплату на   
уровне прожиточного минимума или меньше. Мы взяли статистические данные,        
умножили соответствующий показатель на размер оплаты труда, рассчитали,         
сколько такие работники должны заплатить в виде налога и сколько им нужно       
вернуть, - получилось 158,9 миллиарда рублей. Если бы установили нулевую        
ставку, сделали то, что сейчас обсуждается в прессе, что обсуждает министр      
экономического развития Орешкин, то тогда расходы государства составили бы      
более 1 триллиона рублей в год. Но, учитывая, что из этого триллиона 850        
миллиардов ушло бы людям, которые получают доходы выше прожиточного минимума,   
мы посчитали, что это, скажем так, нецелесообразно делать, а правильно          
реализовать наше решение - мы предлагаем за счёт бюджета возвращать             
подоходный налог именно тем людям, у которых на руках после уплаты              
подоходного налога остаётся сумма меньше прожиточного минимума. Вот,            
собственно, и всё.                                                              
                                                                                
Что касается доводов комитета, ну они, мягко говоря... Скажем так, в них нет    
логики, поэтому их оспаривать вообще невозможно.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кабанова Валентина Викторовна.                                                  
                                                                                
КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Иван Иванович, позвольте с места.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КАБАНОВА В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект по одной причине. Мы все сегодня    
говорим о том, что работающий человек не должен быть бедным, и в то же время    
вносятся предложения выдавать работающему человеку за счёт государства новые    
социальные выплаты, новые социальные доплаты. У работающего человека должна     
быть достойная заработная плата. Это должно быть обеспечено в рамках ранее      
принятых законов о социальном партнёрстве, о занятости и других законов,        
которые мы с вами принимали для того, чтобы работающий человек получал          
действительно достойную заработную плату и стремился к повышению                
производительности труда, о чём говорили мои коллеги, а не ждал бы социальной   
доплаты и не содействовал бы работодателям, которые уходят от необходимых       
выплат и устанавливают в своих коллективах серые и чёрные зарплаты.             
                                                                                
У нас одна главная задача, и, чтобы решить проблему бедности, сегодня надо      
действовать всем участникам социального партнёрства и на региональном уровне,   
и на государственном уровне, и нам, депутатам, надо принимать такие законы,     
которые действительно будут способствовать социально-экономическому развитию,   
повышению производительности труда и повышению заработной платы до достойного   
уровня, а не вводить какие-то социальные доплаты, выплаты и дополнительные      
льготы.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
От фракции, Олег Васильевич?                                                    
                                                                                
Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
ШЕИН О. В. Начнём мы, наверное, с того, что социальные выплаты - это            
достижение ХХ века. А сейчас мы видим, как фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вместе с     
неолиберальным правительством Дмитрия Анатольевича Медведева отправляет         
страну в век XIX, без права на пенсии, без права на социальные льготы и         
выплаты, со всей этой риторикой о том, что надо работать лучше - и будете       
больше получать. Это откровенно реакционный ответ на те запросы, которые есть   
у общества. Весь ХХ век - это, наоборот, век социальных выплат, общественных    
фондов и социальных трансфертов, а Россия движется в обратном направлении.      
Сегодня, кстати, уже и в Правительстве Российской Федерации тот же самый        
Максим Орешкин говорит о том, что для поддержания потребительского спроса,      
для того, чтобы люди могли свести концы с концами, необходимо поддерживать      
тех, чьи доходы находятся на самой нижней планке. Даже Минэкономразвития        
заявляет, мол, давайте мы уберём НДФЛ, подоходный налог, для людей, чьи         
доходы ниже прожиточного минимума. Минэкономразвития говорит: "Давайте налог    
уберём", - а фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорит: "Нет, давайте этот налог          
оставим".                                                                       
                                                                                
Почему фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает именно механизм социальной      
доплаты? Вовсе не потому, что у нас есть какая-то идеологическая схема в        
голове, связанная с тем, что социальная доплата - это правильная словесная      
форма. Дело в том, что подоходный налог зачисляется не в федеральный бюджет,    
а в местные бюджеты, поэтому если просто убрать НДФЛ в отношении людей,         
имеющих низкие доходы, то потеряют средства бюджеты местного самоуправления,    
которые и так сидят на бобах. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"             
предлагает очень простой механизм начисления трансфертных компенсационных       
выплат из богатого федерального бюджета людям, чтобы компенсировать этот        
самый подоходный налог. Эта схема отработана: у нас порядка 9 миллионов         
ветеранов труда получают соответствующие выплаты, у нас порядка 10 миллионов    
пенсионеров, у кого размер пенсий ниже, чем прожиточный минимум, получают       
соответствующие выплаты из федерального бюджета - это обычная, нормальная       
схема, применяемая и хорошо администрируемая в Российской Федерации. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Нам говорят: "А это не надо". Что значит "не надо"? 7 миллионов         
человек имеют доход, грубо говоря, 11 тысяч рублей минус 13 процентов. Мы       
говорим: "Давайте им оставим их 11 тысяч рублей", - а нам на это "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" отвечает: "Нет, не надо, эти 7 миллионов человек пусть получают на      
1,5 тысячи рублей в месяц меньше". Так вот, этим 7 миллионам это надо! Да и     
остальные работники Российской Федерации из принципа обычной классовой          
солидарности этих людей прекрасно понимают и их, естественно, поддерживают.     
Поэтому, конечно, эта мера необходима.                                          
                                                                                
Следующее. О каких параметрах мы говорим? Названа цифра - 160 миллиардов        
рублей. Много это или мало? Для того чтобы понять, много или мало, всегда       
надо смотреть пропорции и соотношения. По сравнению с 2008 годом - а мы         
крупные процессы можем осмысливать, только глядя не на год-другой назад, а на   
какое-то более раннее время, - так вот по сравнению с 2008 годом, по оценкам    
Правительства Российской Федерации, доля заработной платы к национальной        
экономике, к ВВП сократилась на 6 процентов. Соответственно, если бы доля       
заработной платы к ВВП была такая же, как в 2008 году, то совокупный размер     
заработной платы граждан был бы на 6 триллионов рублей выше, а он на 6          
триллионов меньше, потому что кто-то получает на 6 триллионов больше прибыли    
в свои частные корпорации. В данном случае речь идёт о том, чтобы               
перераспределить сумму, которая находится на отметке 0,16 процента ВВП, то      
есть 160 миллиардов рублей. Это не компенсирует даже на одну сороковую тех      
потерь работающего класса, которые тот понёс в силу нечестного,                 
несправедливого и неравномерного распределения заработанных страной денег.      
Поэтому мы говорим на самом деле даже не о достаточно небольшой, мягкой         
коррекции, а просто об обозначении некоторой другой логики и другого            
направления, выбора другого пути, по которому должна идти страна.               
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вещи, которые, собственно,             
представляют собой даже не какую-то новеллу современного времени, - у нас       
спор между теми, кто стоит на позициях XX века, и теми, кто выступает с         
позиций XIX века. Вот, собственно, и вся история.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Кашин Владимир Иванович - выступление от фракции КПРФ.                          
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемые товарищи, нищета действительно стала бичом в нашей стране. Низкие     
доходы и продолжение снижения уровня этих доходов, в том числе в первую         
очередь у работающих людей, - это явление, которое не сегодня появилось, его    
уже и Президент Российской Федерации отмечает не первый год, и последний        
визит на КамАЗ ещё раз об этом свидетельствует, свидетельствуют об этом и       
ответы на вопросы в том большом интервью, где говорится, что это наша главная   
задача. То есть президент уже несколько лет кряду направляет в этом ключе       
соответствующие посылы, в том числе и нам, законодателям. Появилась             
законодательная инициатива на этом направлении - и вот соответствующая, такая   
проходная, уже привычная реакция всех, в том числе и в первую очередь           
большинства в Думе, вместо того чтобы предложить профильному комитету создать   
рабочую группу. Ну, если этот законопроект, вы считаете, не решает проблему     
бедности (мы-то считаем, что он, наоборот, частично улучшает достаточно         
большому количеству людей доходную составляющую, то есть он ведёт к             
нормализации жизни), давайте тогда совместную межфракционную рабочую группу     
создадим и отработаем законодательные инициативы, которые будут                 
способствовать ликвидации бедности в нашей богатейшей стране.                   
                                                                                
Нам говорят: надо производительность повышать, а без этого мы не в состоянии    
решать эту задачу. Извините, давно эксперты посчитали, что даже за ту единицу   
товара, которую выпускает наш рабочий человек, мы ему в 3,5 раза меньше         
платим, чем за эту единицу получает человек в той же Германии. Ну и дальше      
надо смотреть: откуда тогда у нас появляются эти долларовые миллиардеры,        
откуда у нас появляются те, кто в год получает по 30 и более миллионов, и так   
далее, и так далее? Месячная зарплата во многих наших корпорациях, в советах    
директоров этих корпораций составляет от 4 миллионов до 30 миллионов рублей,    
а вот рабочему человеку мы не находим возможности, как говорится, дать 11       
тысяч за полный рабочий день!                                                   
                                                                                
Нам, уважаемые товарищи, безусловно, необходимо эту тему оседлать. Негоже и     
дальше, говоря, что мы должны выходить из этого демографического пике, из       
этой ямы, когда вымирает страна, через достаток людей... Это не должны быть     
просто пустые слова, это должны быть слова, подкреплённые делом, а то           
позорище, которое мы сегодня наблюдаем, - это в первую очередь позорище         
власти, позорище правительства, позорище бизнеса, и это, конечно, результат     
бездействия профсоюзов. Эти трёхсторонние комиссии - это прикрытие этой,        
извините меня, грабиловки человека труда. Надо с этим тоже нам заканчивать! Я   
считаю, что Дума не должна оставаться в стороне.                                
                                                                                
Уважаемые товарищи, наша с вами главная задача, повторяю, после того, как мы    
заслушаем послание президента (там, я убеждён, в этом ключе будет достаточно    
серьёзный блок обозначен), - собираться и работать, работать вопреки тем, кто   
сегодня бережёт деньги, кто их разворовывает, кто их утаскивает. Деньги надо    
пустить на восстановление нормальной жизни в нашей стране, и я убеждён, что     
тогда и рождаемость будет совершенно другая, и смертность снизится, и всё       
остальное наладится, и земли вспашем. Посмотрите, какая нищета на селе! Она     
сегодня зашкаливает, в 2 раза выше, чем в городе, а если взять безработицу,     
многие другие вещи, нищету пенсионеров - у нас ведь в этом ключе 120            
миллионов человек сегодня ограничены в доступе к нормальной жизни! Разве это    
можно дальше не видеть и не принимать мер? Мы не усидим в этих креслах          
уютных, если не решим эти задачи.                                               
                                                                                
Уважаемые товарищи, фракция будет голосовать за принятие, хотя понятно, что     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" заблокирует этот законопроект. Я не говорю, что он идеальный,   
что нет замечаний, - есть, как и по любому другому законопроекту из тех,        
которые принимаются и которые зачастую хуже написаны. Но давайте все вместе     
выйдем на создание рабочей межфракционной группы, чтобы отрабатывать данную     
тему на высоком уровне и на практике достичь той цели, которую мы с вами,       
безусловно, все без исключения хотим достичь, а именно хорошего достатка в      
каждой семье и благополучия в каждой семье.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Заключительное слово - Валерий Карлович Гартунг.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, честно говоря,    
я надеялся, что хоть какая-то дискуссия будет, что нас покритикуют, скажут,     
что вот в законопроекте не то написано и так далее. Ни одного аргумента         
против принятия нашего законопроекта я не услышал, вообще ни одного! Я          
внимательно прочитал заключение комитета, заключение правительства: ничего      
ровным счётом там не было сказано против принятия этого законопроекта, ну,      
никаких возражений нет.                                                         
                                                                                
То, что у нас люди, работающие люди, живут в нищете, - это все подчёркивают.    
В стране деньги есть? Есть! Ещё раз хочу подчеркнуть: на реализацию этого       
закона, на то, чтобы работающим гражданам доплачивать до прожиточного           
минимума - а это в среднем по 1,5 тысячи рублей в месяц на человека, -          
потребуется всего 158,9 миллиарда рублей. У нас собранных, но                   
неизрасходованных денег - более 5 триллионов рублей за два года, не считая      
того, что в прошлом году не израсходован ещё 1 триллион, и каждый год не        
расходуется, то есть деньги в стране есть в избытке. Кому надо помогать?        
Конечно же, надо помогать тем, кто получает на руки меньше прожиточного         
минимума!                                                                       
                                                                                
Теперь мне говорят: надо повышать производительность труда, тогда мы будем      
повышать минимальный размер оплаты труда. Ну, давайте посмотрим по цифрам. У    
нас с 1 января этого года минимальный размер оплаты труда установлен в          
размере 12 130 рублей. Для работающего человека вычтем 1517 рублей,             
подоходный налог, - именно это мы предлагаем возвращать гражданам, - остаётся   
10 615 рублей в месяц на работающего человека. Если вы откроете закон "О        
потребительской корзине...", то увидите, что половина этих денег положена на    
продукты питания - это 5307 рублей 50 копеек в месяц. Коллеги, попробуйте       
прожить месяц на эти деньги, я посмотрю на вашу производительность труда!       
Кто-нибудь из вас пробовал прожить месяц на 5307 рублей 50 копеек? Сильно       
сомневаюсь, что кто-то из вас проживёт! А уж о производительности труда здесь   
и говорить не следует.                                                          
                                                                                
Дальше. Сколько же остаётся на непродовольственные товары? 2653 рубля 75        
копеек в месяц. Ну-ка, давайте посмотрим, кто в этом зале уложится в эту        
сумму? Сильно сомневаюсь, что кто-то уложится, даже если на 10 умножить - и     
то не уложитесь!                                                                
                                                                                
Дальше. Услуги - 2653 рубля 75 копеек в месяц. Это при условии, что вы без      
квартиры, не платите за коммунальные услуги, что у вас вообще никакой           
собственности нет и вы никаких налогов не платите, кроме подоходного налога.    
То есть вы живёте в палатке, у вас ничего нет, вы никаких налогов не платите,   
никаких коммунальных платежей не платите - с керосинкой, и вы можете на         
услуги потратить 2653 рубля. Даже в том случае, если вы в палатке живёте, вы    
не уложитесь в эту сумму. Никак не уложитесь!                                   
                                                                                
И в этой ситуации нам говорят: ну что вы, полторы тысячи рублей человеку ещё    
возвращать - зачем? Пусть работают лучше! Слушайте, на эти деньги реально       
прожить невозможно, мы все это признаём. Почему мы не можем сейчас людям,       
которым действительно не хватает денег, чтобы выжить, вернуть полторы тысячи    
рублей? Полторы тысячи рублей в месяц - это немного, сущие копейки! На самом    
деле гораздо больше им нужно возвращать, потому что прожиточный минимум точно   
не 12 тысяч рублей, он гораздо больше. Вообще не понимаю, почему вы против      
этого! Мы пенсионерам доплачиваем до прожиточного минимума, многодетным         
семьям, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума, мы тоже доплачиваем,   
то есть у нас в принципе этот механизм работает. Почему же у нас граждане -     
работающие, подчёркиваю, граждане - получают на руки меньше, чем прожиточный    
минимум? Такого не должно быть! Я понимаю, когда не было денег в стране,        
сознательно притормаживался рост потребительской корзины, но сейчас-то деньги   
есть в стране, почему же мы такого рода законы не принимаем?                    
                                                                                
Я убеждён, что такой законопроект будет внесён Правительством Российской        
Федерации, а если не правительством, то президентом обязательно будет внесён,   
потому что не должны люди, получающие на руки меньше прожиточного минимума,     
платить налоги: им не с чего платить налоги!                                    
                                                                                
Коллеги, ещё раз подумайте, давайте мы поддержим этот законопроект. Если вас    
смущает, что авторы только из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", - ну, пожалуйста, мы       
приглашаем вас всех в соавторы, все четыре фракции, входите в состав авторов,   
и давайте примем этот закон!                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Татьяна Васильевна Сапрыкина, содокладчик, - заключительное слово.              
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В. Спасибо большое, Иван Иванович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, во-первых, мне хотелось бы сказать, что Комитет по труду,    
социальной политике и делам ветеранов никогда не уклоняется от решения          
сложных вопросов и задач, от рассмотрения сложных тем, и об этом говорят        
итоги работы комитета.                                                          
                                                                                
Во-вторых, по законопроекту. Неоднократно в своём выступлении докладчик         
говорил о том, чтобы возвращали НДФЛ тем гражданам, у которых заработная        
плата, оплата труда не превышает МРОТ. Уважаемые коллеги, мы ушли от того,      
что это всё же социальная доплата, а никоим образом не возврат НДФЛ, и не       
потому ли, что есть постановление правительства и в методике расчёта            
прожиточного минимума только для трудоспособного населения уже учитываются 13   
процентов НДФЛ? Как это расценивать? Именно этот аргумент также принимался во   
внимание комитетом, когда мы принимали такое решение.                           
                                                                                
Комитет не поддерживает. Прошу проголосовать.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна.                              
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения            
социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения".         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за               99 чел.22,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.