Заседание № 264
О проекте федерального закона № 497961-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за использование коммерческой организации в целях совершения преступления).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к пункту 20, "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Назаров Андрей Геннадьевич. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса...", внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и инициированный президентом. Этот законопроект направлен на борьбу с так называемыми фирмами-однодневками. После внесения законопроекта и принятия его в первом чтении депутатами и нашим комитетом была проделана большая работа по подготовке поправок, и на сегодня это, на наш взгляд, очень хорошо подготовленный законопроект, направленный на борьбу с этой большой проблемой - фирмами-однодневками. После проведения всех экспертиз замечаний у Правового управления нет, юридико-технические и лингвистические проблемы все решены, поэтому предлагается Государственной Думе принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования" для принятия в третьем чтении.
Пункт 20 порядка работы. Тоже третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 48 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 497961-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за использование коммерческой организации в целях совершения преступления).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладчик тот же. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вышеназванный законопроект направлен на борьбу с фирмами-однодневками. Готов ко второму чтению. Поступили поправки, которые комитет рекомендует поддержать, поэтому они представлены в таблице 1. Поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, не имеется. Просим принять данный законопроект во втором чтении с учётом таблицы 1. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В таблице 1 три поправки. Есть ли необходимость их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 23 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Принято. Выносим 17-й вопрос на "час голосования".
Ставится на голосование во втором чтении пункт 17. Голосуйте, товарищи депутаты. Товарищ - очень хорошее слово, что это вы так засмущались? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 41 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 497961-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за использование коммерческой организации в целях совершения преступления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаю 22-й пункт снять, как дискредитирующий слова действующего президента. И в связи с рассмотрением 7-го пункта я всё же предлагаю нам сделать парламентский запрос в военную прокуратуру: каким образом фирмы, владельцами которых являются его единственная сестра и её муж, стали генеральными подрядчиками по значительной части военных контрактов? В то время, когда военным пенсионерам не повышают пенсию, когда не дают положенное жильё людям, по тридцать - тридцать пять лет отслужившим во благо Родины, этот человек строит себе дачи, строит себе виллы на побережье руками своей сестры и зятя. Ну разве это правильно?!
Депутат Коломейцев предлагает снять пункт 22. Ставлю на голосование предложение депутата Коломейцева снять с рассмотрения пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 26 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9 % Результат: не принято Остаётся в повестке дня.
Переходим к пункту 22. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Дмитрия Вячеславовича Костенникова. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемые депутаты, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Анализ результатов возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с контрабандой, отмыванием денежных средств, хищением бюджетных средств, показал, что в подавляющем большинстве случаев это совершается с применением реквизитов и счетов коммерческих организаций, создаваемых с использованием паспортных данных лиц, не имеющих никакого отношения к их дальнейшей деятельности. Умышленное использование в хозяйственной деятельности таких коммерческих организаций - или, иначе, фирм-однодневок - является одним из самых распространённых способов уклонения от уплаты налогов, незаконной банковской деятельности, совершения преступлений, связанных с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, то есть рейдерством. Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьёй 173-1, устанавливающей ответственность за образование коммерческой организации в целях её использования для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с осуществлением финансовых операций, других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Законопроект согласован с МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Минфином России, Минэкономразвития России, Федеральной таможенной службой (с замечаниями относительно изменения подследственности) и Верховным Судом Российской Федерации. Кроме того, законопроект предусматривает уголовную ответственность за незаконное приобретение документа, удостоверяющего личность, а также за склонение к предоставлению такого документа для образования коммерческой организации в указанных целях. Данные составы преступлений являются специальными по отношению к преступлениям, предусмотренным, в частности, статьями 324 "Приобретение или сбыт официальных документов..." и 325 "Похищение или повреждение документов, штампов, печатей..." УК Российской Федерации. При этом под склонением следует понимать действия, направленные на возбуждение у другого лица желания предоставить документ, удостоверяющий личность, для создания коммерческой организации в целях её использования для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями. Наряду с этим законопроектом криминализируется предоставление документа, удостоверяющего личность, а равно выдача доверенности для образования коммерческой организации в целях совершения одного или нескольких преступлений. Законопроектом также предполагается внесение соответствующих изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с целью отнесения предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьёй 173-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, к подследственности следователей органов внутренних дел либо любого органа, выявившего данное преступление. В заключении Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству имеются определённые замечания по законопроекту, которые, как мы предполагаем, могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Уважаемые депутаты, прошу поддержать и принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Андрей Геннадьевич Назаров сделает содоклад от комитета. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет предлагает рассмотреть в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Данный проект федерального закона был внесён в Государственную Думу 7 февраля 2011 года, он направлен на закрепление уголовной ответственности за образование коммерческой организации в целях совершения преступления. Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьёй, 173-1. Структуру статьи составят три части и примечание. В первой части предусматривается уголовная ответственность за образование коммерческой организации в целях совершения одного или нескольких преступлений, здесь предлагается максимальная санкция в виде лишения свободы до пяти лет. Вторая и третья части предусматривают уголовную ответственность за незаконное приобретение, а также предоставление документа, максимальная санкция по второй части - до трёх лет лишения свободы, по третьей - до двух лет. В примечании уточняется понятие приобретения документа, удостоверяющего личность. Также предлагается по этим преступлениям в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса определить подследственность органов внутренних дел. Необходимо отметить, что Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству концепция законопроекта поддерживается, он на самом деле направлен на борьбу с так называемыми фирмами-однодневками, но при этом есть рекомендации, в соответствии с которыми профильный комитет предлагает доработать законопроект ко второму чтению. В частности, нам представляется достаточно сложным доказать умысел на создание коммерческой организации в преступных целях, если по Гражданскому кодексу у нас в учредительных документах, по которым коммерческая организация будет работать, уже определяются виды деятельности. Но тем не менее проблема, решаемая законопроектом, очень важна, и нам кажется, что есть возможность его доработать ко второму чтению и затем принять закон, который будет работать, поможет нам бороться с фирмами-однодневками. Верховный Суд не возражает против принятия такого законопроекта, Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний не имеет, поэтому комитет предлагает Государственной Думе поддержать данный проект закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть? Коломейцев, Решульский, Иванов, Москалькова. Никого не забыл? Четыре вопроса. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, вы, вероятно, слышали, что где-то две недели назад на Ленинградском проспекте были застрелены крупный предприниматель и его гражданская жена - банкирша, которые как раз были завязаны со схемами известного милицейского начальника Глухова. Помните, да? Вот я предполагал, что вы этот законопроект внесёте, дабы пресечь такие схемы, но в данной ситуации, по мнению некоторых экспертов, он может привести к произволу: глушить тех, кого не надо, и не закрывать тех, кого надо, понимаете? Вот скажите, пожалуйста, почему... В принципе концепция законопроекта, с моей точки зрения, дискредитирует слова президента, направленные как раз на ликвидацию фирм-однодневок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Дмитрий Вячеславович? КОСТЕННИКОВ Д. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Вячеславович. КОСТЕННИКОВ Д. В. На самом деле концепция этого законопроекта не направлена на увеличение произвола, и здесь, кстати, прозвучали слова, в частности, о том, что достаточно сложным представляется доказать прямой умысел на совершение данного преступления. По имеющейся статистике у нас есть около миллиона так называемых мёртвых фирм, которые зарегистрированы, но не ведут никакой деятельности. Естественно, это не означает, что все эти фирмы созданы с целью совершения одного или нескольких преступлений в финансовой или экономической сфере, поэтому речь идёт о том, что к уголовной ответственности будут привлекаться только лица, которые используют эти фирмы в качестве инструмента преступной деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский, пожалуйста, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Дмитрий Вячеславович, к вам вопрос. И к Андрею Геннадьевичу, конечно. Я хочу вам напомнить, что в апреле прошлого, 2010 года по инициативе президента с вашим докладом, Дмитрий Вячеславович, был принят закон № 60-ФЗ с длинным названием, о внесении изменений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и так далее, которым отменили, ликвидировали статью 173 "Лжепредпринимательство" в Уголовном кодексе. Тогда мы, обсуждая, говорили, что закон фактически будет провоцировать создание денежных пирамид и фирм-однодневок. Вы нам объясняли, что у нас нет никакой статистики, что мы эту статью, 173-ю, никак не можем реализовать и так далее. Теперь вы вносите подобный законопроект, вернее, подобную статью, 173-1. Вы согласны, что вы тогда сделали величайшую ошибку, что дали повод?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В. Конструкция данной статьи, которая предлагается сейчас, отличается от той, которая была исключена из Уголовного кодекса, "Лжепредпринимательство". Возможно, тогда нужно было не исключать эту статью из кодекса, а принять меры к тому, чтобы её доработать. Но тем не менее, как вы знаете, законопроекты готовятся и принимаются на основе консенсуса, и на основе консенсуса при разработке законопроекта было решено, что, поскольку статья фактически не применяется, её нужно из кодекса исключить. Настоящая статья, повторяю, по своей конструкции отличается от статьи "Лжепредпринимательство". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. НАЗАРОВ А. Г. Сергей Николаевич, я хотел бы отметить, что на самом деле 7 апреля 2010 года статья "Лжепредпринимательство" утратила свою силу, но она предусматривала уголовную ответственность за создание коммерческой организации без цели заниматься предпринимательской деятельностью. В законопроекте, который мы рассматриваем, всё-таки уже более точная формулировка - предлагается уголовная ответственность за создание коммерческой организации для совершения преступления. Это первое. Во-вторых, здесь во второй и третьей частях ещё есть квалифицирующие признаки, которые позволят нам, на наш взгляд, всё-таки бороться с фирмами-однодневками. По той статистике, которую мы имели к прошлому году, когда убирали статью "Лжепредпринимательство", она практически не применялась, и за тот год, 2009-й, по-моему, был один или два гражданина, привлечённых по этой статье. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. Андрей Геннадьевич, ну вообще чудовищная логика или отсутствие логики: вот сейчас только Дмитрий Вячеславович сказал, что статья не применялась, не было статистики, мы её решили исключить. Исходя из того что вы сейчас сказали, эта статья не будет применяться, поскольку крайне затруднительно доказать, что эта фирма создавалась с целью совершения преступления и лицо, которое представило документ, тоже... Ну практически невозможно это доказать! Вы сказали, что комитет вроде как имеет соображения, которые можно будет включить в виде поправок ко второму чтению и таким образом исправить данную ситуацию. С февраля, я напомню, лежит этот законопроект, и только после того, как недавно президент гневно выступил на эту тему, он раз - и выскочил. Вот что комитет-то предлагает? У вас в пояснительной записке не написано, как вы сможете доказать. А потом опять Дмитрий Вячеславович будет выступать и говорить, что статья не применяется, надо её исключить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. НАЗАРОВ А. Г. Сергей Владимирович, ну, если вы почитали нашу записку, которую подготовил комитет, то там как раз есть предложения, которые, на наш взгляд, позволят доработать данный законопроект ко второму чтению, чтобы он мог работать. Дело в том, что 7 февраля, когда данный проект закона поступил в Государственную Думу, он был разослан, и затем в июне состоялись два заседания комитета по этому вопросу, а 17 октября были проведены парламентские слушания, где обсуждались вопросы, связанные в том числе с фирмами-однодневками и с принятием закона, который позволит с этим бороться. На основании всего того, о чём мы говорили со специалистами, с юристами, у нас есть понимание, как ко второму чтению доделать, доработать, чтобы на самом деле правоприменители могли его применять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Вы хотите добавить, да? КОСТЕННИКОВ Д. В. Я тоже хотел бы сказать несколько слов в ответ на ваш вопрос. Дело в том, что перед законодателем сейчас, а ранее перед правительством при подготовке законопроекта была дилемма: как, с одной стороны, не усложнить регистрацию фирм, так сказать, открывающих ворота для занятия бизнесом, не ухудшить инвестиционный климат в стране и условия для предпринимательства, доступ в эту профессию, а с другой стороны, всё-таки как сделать так, чтобы можно было привлечь к ответственности тех недобросовестных граждан, которые используют такие фирмы для преступной деятельности, поэтому вышли на эту конструкцию. Что касается того, что сложно доказать прямой умысел по данной статье. Это действительно так, но нет ничего невозможного, и по совокупности доказательств, основанных на фактических обстоятельствах дела, на показаниях участников процесса, на материалах оперативно-розыскной деятельности, мы полагаем, это вполне можно сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, у меня будет вопрос, связанный с количеством фирм-однодневок, которые действуют, по данным экспертов, на территории Российской Федерации. Миллион "мёртвых" фирм - это не фирмы-однодневки, фирмы-однодневки - это те, через которые прокачиваются финансовые средства для совершения коррупционных преступлений и преступлений, связанных с незаконными операциями. И вопрос: какой объём финансовых средств в год через эти фирмы, по вашим данным, проходит? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Татьяна Николаевна. Что здесь можно сказать? Реальной официальной статистики на эту тему не существует, есть различные экспертные оценки. По данным, например, Следственного комитета, более половины тех преступлений, которые связаны с такими преступлениями, как мошенничество и ряд других тяжких преступлений в сфере экономики, совершаются с использованием фирм-однодневок, их реквизитов и их счетов в банках. По данным Росфинмониторинга, по совокупности, если взять такую тему, как вывод капиталов за рубеж, и даже вообще сферу международных расчётов, то в настоящее время подавляющая часть всех трансграничных переводов осуществляется через фиктивных участников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы заданы. Присаживайтесь. Желающие выступить есть, это депутаты Коломейцев, Решульский, Рохмистров и Крашенинников. Давайте по одному от фракции тогда. Итак, Решульский - от КПРФ, Рохмистров - от ЛДПР, Крашенинников - от "ЕДИНОЙ РОССИИ", Москалькова - от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, я, конечно, понимаю, что обсуждать этот вопрос не очень приятно, поскольку буквально и двух недель не прошло с этой эпопеи, но обсуждать его надо. И очень жаль, что только по одному человеку выступает, а остальные все почему-то так спокойно к этому относятся. Что нам опять предлагается? Опять какие-то эксперименты, которые исходят от высшего руководителя нашей страны: вот ему захотелось побороться с фирмами-однодневками, он дал команду, раздраконил зампредседателя правительства, нам, Государственной Думе, высказал - и все быстро начали исполнять. Ну почему Дмитрий Анатольевич так же два или полтора года назад не думал, когда вносил сюда, в Государственную Думу, законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в статью 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"? Я специально вам называю наименование того законопроекта, поскольку здесь мы спорили, не зря я сказал, что Дмитрий Вячеславович это представлял нам всем. Тут нам объясняли, что мы должны сейчас либерализовать, понимаешь ли, этот наш рынок, мы должны дать волю предпринимателям и так далее. Но умные люди, грамотные люди, я имею в виду депутатов из профильного комитета, говорили, что принятие такого закона приведёт к довольно непредсказуемым последствиям. А другие говорили, что закон фактически провоцирует создание денежных пирамид, создание фирм-однодневок для легализации различного рода незаконных финансовых операций и денежных средств. Вот стенограммы, я их специально взял, хотя, я думаю, у многих депутатов память очень хорошая. При всём нашем политическом антагонизме друг к другу я всё-таки привык верить, слушать, прислушиваться к высказываниям и определениям профессионалов. Я считаю, что в данном профильном комитете работают хорошие профессионалы, даже отличные профессионалы. Я внимательно посмотрел, ну, не анализ, а характеристику этого законопроекта, с которой выступали Крашенинников, Груздев, сегодня докладывал Андрей Геннадьевич Назаров, другие наши коллеги из этого комитета, и складывается такое впечатление, что примем, как я сегодня сказал, может немножко грубовато, хоть чёрт-те что, лишь бы начальство было довольно. Ну до каких пор эксперименты над страной будут проводиться в этом плане?! Кто сейчас ответит, Дмитрий Вячеславович, сколько за эти полтора года ещё таких фирм образовалось? А потом, я не понимаю - вот вы профессионально подготовленные люди, уже не одну фирму открывали, всё знаете, - почему нет никакой статистики, как эти фирмы регистрируются? Вы что, хотите мне или всему народу объяснить, что они там регистрируются без каких-то материальных стимулов или, прямо скажу, взяток и так далее? Я понимаю так, и у нас в Гражданском кодексе записано, что человек должен подготовить устав, где должен объяснить, для чего он создаёт своё предприятие, должен взять свой паспорт, взять свои документы, прийти в регистрационную палату или где там это регистрируют, всё это предъявить и показаться: вот он я, вот я хочу зарегистрировать какую-то свою бизнес-структуру. Так каким же образом люди, которые там сидят, регистрируют фирмы по чужому паспорту? А потом мы узнаём, что это фирмы-однодневки. Я ещё раз говорю: я просто не представляю... Вы вдумайтесь, что за начало у этой статьи 173-1: "Образование (создание, реорганизация) коммерческой организации в целях её использования для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, а равно участие в деятельности..." Это что, в уставе, что ли, будет написано, что кто-то создаёт коммерческую организацию в целях её использования для совершения одного или нескольких преступлений и так далее? А если по уже выявленным преступлениям, то у нас, слава богу, в Уголовном кодексе статьи эти ещё существуют, - привлекайте по этим статьям! И кроме этого, выясняйте, пожалуйста, кто зарегистрировал эту фирму, ведь их не просто регистрируют, я вам ещё раз говорю: их регистрируют за деньги! А вы всё боретесь с коррупцией и не можете её никак не то что подавить, но даже сократить каким-то образом. Опять ссылаюсь на мною уважаемых профессионалов из профильного комитета - пожалуйста, это уже отшлифованный абзац из заключения комитета. Я понимаю, что в комитете всегда делают так, чтобы никого не обидеть, но посмотрите, что здесь написано: "Неопределённость редакции части первой статьи 173-1 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае принятия данного закона может вызвать значительные трудности при его применении, что может привести к злоупотреблениям и нарушениям прав граждан". Да тут вся наша правозащитная общественность должна подняться на ноги, я уже просто не говорю про бизнес-сообщество, как сейчас модно это называть. Вы понимаете, что с принятием такой статьи можно любого предпринимателя по желанию того или другого руководителя Следственного комитета, или правоохранительных органов, или губернатора, или президента просто привлечь к ответственности за то, что он зарегистрировал организацию коммерческую и вроде бы собирался проводить такие преступные действия?! Дмитрий Вячеславович нам говорит: там другая диспозиция, тут расписали... Да, расписали, но, опять же, что расписали - что нельзя воровать паспорт у человека, что нельзя использовать паспорт, который потеряли, что нельзя принудить человека к тому, чтобы он этот паспорт отдал, силовым путём забрать и так далее? Я не зря задал вопрос о статье "Лжепредпринимательство", это статья 173, которая действовала, которую наша импотентная власть не могла никак задействовать, говорила, что никак не может под неё подвести никого, хотя два или три примера таких есть, это, наверное, те, которые оторвались, как говорится, от общей струи, ну, слишком вознеслись - вот их и хлопнули за это дело. А может, эта статья не применялась только потому, что не было нужно, надо было либерализовать наш рынок? Ну да, либерализовали, да так, что даже президент теперь возмущается тем, что у нас творится. Я не знаю, мы всё больше и больше... Слава богу, великое благо для страны, что этому составу Думы осталось работать сорок шесть дней, чтобы вы знали. Может быть, в следующий состав придут те профессионалы, не говорю, какие партии, но придут профессионалы, которые будут бороться за свою честь и за своё лицо профессионала. А то мы за эти сорок шесть дней дойдём до того, что только концепции будем принимать! Ну давайте спросим любого сидящего в этом зале и не сидящего, их тут двух третей нет: кто против борьбы с фирмами-однодневками? Ну на любой трибуне каждый будет бить себя в грудь и говорить: я первый борец с коррупцией, мы должны... и так далее. Но ведь не движется ничего, не движется, потому что посыл сверху, скажем так, message, как любят сейчас говорить в большой власти, а по-русски - сообщение, посыл, идёт неправильный. Почему экспериментируют над людьми, почему экспериментируют над народом, почему экспериментируют над государством и не несут ответственности? Ну и, может, такое отступление, тут несколько секунд осталось. Я вообще не понимаю: иметь такую огромную власть, как у президента ныне действующего, пока ещё действующего, и заявлять, что вот в следующем созыве мы наведём тут такой порядок, разгоним всё правительство и какое-то большое соберём, - ну это вообще расписываться или в бессилии, или в непонимании чего-то! Всё экспериментируем, экспериментируем... Я полагаю, надо не концепцию принимать, а вернуть это правительству, поставить ему срок, раз президент потребовал, в течение недели всё это доработать и принести сюда, внести, как положено, к первому чтению, а мы бы тогда все с удовольствием проголосовали за. Но в таком варианте наша фракция поддерживать это не будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, вы высказали позицию фракции, как я понимаю. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, вроде как благое дело, но делаем мы его как обычно, о чём здесь говорил предыдущий выступавший, от КПРФ, но он не раскрыл некоторые другие вещи, которые, наверное, пока ещё не видят, к сожалению, и в правительстве. У нас в стране регуляторами являются неэффективные институты. Теперь мы посмотрим, что, собственно говоря, в результате правоприменительной практики по настоящему законопроекту получит наше общество. Надо ли бороться с фирмами-однодневками? Надо. Каким образом бороться? У нас с ними борются уже лет пятнадцать. Давайте посмотрим, для чего используются так называемые фирмы-однодневки. Они используются для простых вещей. Первое, для чего они используются, - это для отмывания и легализации денежных средств. Второе - это для того, чтобы выпасть из налогообложения, как правило, чтобы потерялся входящий НДС, и произвести незаконное возмещение этого НДС. Третье - это накручивание себестоимости, когда товар прогоняется через целый ряд таких вот фирм, где числится один, два, три товарища, и опять уход от налогов. Ну и последнее ноу-хау - это когда фирма-однодневка создаётся другом какого-нибудь большого начальника, родственником, дядей, он выигрывает тендер, а потом продаёт эту контору вместе с выигранным тендером за определённые деньги тому, кто этим делом будет заниматься. В принципе все составы ясны. Затрагивает ли эта статья хотя бы один из этих составов? Нет. То есть подвести сюда ни один из этих составов невозможно, потому что все эти составы являются самостоятельными составами и предусмотрены в уголовном законодательстве. Кого, собственно говоря, затронет в нынешней редакции данный законопроект? Настоящий законопроект затронет порядка 90 процентов малого бизнеса. 90 процентов нашего малого бизнеса будет под угрозой уголовного преследования. То есть он станет послушный, ручной, будет отстёгивать кому надо, сколько надо, начиная от самого маленького инспектора налоговой службы, участкового, неважно, любого человека, который придёт и скажет: "Парень, ты попал". С чем это связано? Связано это с тем, что сюда попадают практически все организации, которые зарегистрированы по адресам массовой регистрации. Что это такое? При нашей системе создания организаций и фирм, чтобы зарегистрировать организацию, надо получить согласие той или иной организации, что тебе данное помещение будет передано в аренду, не заключая договора аренды как такового. Поэтому сложная процедура регистрации привела к тому... ну, собственно говоря, она для этого и создавалась такой сложной, как, впрочем, и всё у нас, чтобы рядом образовалось огромное количество домашних конторок, которые занимаются кто регистрацией земельных участков и на этом зарабатывает, кто помощью в регистрации квартир, кто помощью в регистрации предприятий, они регистрируют их по адресам массовой регистрации. Многие это превратили в нормальный бизнес, причём у некоторых этот бизнес работает успешно и отлаженно, и они предоставляют почтовые и логистические услуги этим предприятиям. Чтобы организовать предприятие, покупается так называемая готовая фирма, меняется состав учредителей, и предприятие начинает работать. Смена юридического адреса - процедура сложная и неблагодарная, поэтому многие организации имеют два адреса: юридический по адресу массовой регистрации и адрес фактического местонахождения, где, собственно, и осуществляют свой нормальный и вполне легальный бизнес. Вот сегодня эти предприятия у нас попадают под удар, а это если не 90, ну уж 80 процентов малого бизнеса точно. Кстати говоря, даже такая компания, которая вдруг стала крупной, как "Байкалфинансгруп", - помните, да? - она тоже подпадает под действие этого законопроекта, потому что фирма была куплена в Тверской области за 200 долларов условно или за 10 тысяч рублей, я не знаю за сколько. Но тем не менее те, которые использовали механизм вот этой регистрации, они все сейчас будут находиться под угрозой возбуждения уголовного дела. А вот решится ли проблема с фирмами-однодневками? Нет. Потому что те составы, которые декларируются, здесь никоим образом не обозначены, потому что настоящим законопроектом фактически дублируется отменённая 173-я статья. То есть здесь единственное, что изменено, - чуть-чуть побольше стали штрафы, максимальный срок уголовного преследования с четырёх лет увеличен до пяти лет, но ведь никаких других составов, кроме как по утерянному паспорту, здесь не добавлено. Не добавлено. Поэтому в том виде, в котором законопроект представлен, он ничего этого не решает. Но я хочу сказать ещё одну вещь. Какой бы хороший законопроект мы ни написали, какие бы ни вписали сюда составы, мы не решим проблему с фирмами-однодневками, потому что сегодня существует экономическая целесообразность использования такого механизма, как фирмы-однодневки, и их будут использовать. И вся наша борьба с этими компаниями, которая продолжается уже пятнадцать лет, даже с принятием этого закона, даже если он во втором чтении будет хорошо отредактирован... ну решит он проблему, может быть, процентов на пять-шесть. Девяностопроцентной результативности ни при каком решении не может быть, потому что сегодня существует экономическая целесообразность использования этого механизма. Как этот вопрос решается? Решается он достаточно просто. Не надо кивать на Европу, где применяется НДС, и говорить, как там всё хорошо, - попробуйте у нас применить транспортный налог, который в Европе применяется. Ну, через неделю вся наша налоговая служба вместе с руководством и инспекторами просто переедет в дурдом - они и с нашим-то не могут разобраться, с лошадями. Система должна быть простая, потому что чем проще налог, чем проще его администрирование, тем более он понятен и тем проще его применять. Введите вместо НДС налог с продаж, и я вам гарантирую, что 98 процентов фирм-однодневок перестанут существовать через месяц после его вступления в силу. И составы будут понятны всем, никаких проблем не будет. Либо второй вариант: не хотите его называть "налог с продаж" - возьмите НДС, но сделайте европейскую ставку, потому что все коррупционные схемы интересны до определённого уровня. Установите НДС, например, 12 процентов, уберите большую часть системы возмещений - откатов, прикатов, зачётов и так далее, чтобы он был понятен, и опять фирмы-однодневки перестанут существовать. Вот это называется либерализацией уголовного законодательства и выстраиванием экономической модели так, чтобы нарушение закона стало невыгодным. Без этого мы вопрос не решим. Мы, конечно, поддержим настоящий законопроект в первом чтении, но посмотрим, что получится во втором. Если во втором чтении у нас опять будет создан, вернее, сохранён, так скажем, прецедент и 90 процентов малого бизнеса будет находиться под угрозой уголовного преследования, мы во втором чтении не поддержим настоящий законопроект. Хотя бороться с фирмами-однодневками нужно, и хорошо бы, чтобы вместе с ними также ещё у нас и с оффшорными компаниями начали бороться. Ну, будем ждать, когда кто-нибудь: царь, бог, аллах, президент либо премьер - даст указание разобраться с оффшорными компаниями. Тогда, может быть, при рассмотрении расходной части бюджета нам будет что делить. Пока, к сожалению, мы одну таблетку делим на пятерых больных, поэтому они и умирать не умирают, и выздоравливать не выздоравливают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Крашенинников от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". С места, да? Пожалуйста, включите микрофон. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну давайте спросим себя: идеален ли текст этого законопроекта? Да, конечно же, нет. Тут уже говорилось о том, что здесь воспроизведены нормы бывшей 173-й статьи. Это правда? Правда, воспроизведены. Но не говорилось почему-то о том, что впервые, наверное, в отечественном уголовном праве первая часть статьи предполагает санкцию выше, чем вторая часть, ну а в третьей части ещё ниже - пять, три, два года. Где такое видано? Такого, конечно же, нигде нет. Наверное, именно поэтому, когда весной мы приглашали представителей правительства на заседание комитета, они не приходили - наверное, понимали, что текст недоработан, ну, может быть, хотели его исправить. Тем не менее мы понимаем, что проблема всё-таки существует, и проблема просто колоссальная, - и в экономике, и в праве. Поэтому мы всё-таки считаем, что в первом чтении его нужно поддержать, данный законопроект, ну и двигаться дальше и всё-таки более-менее современную конструкцию выстраивать. Мы считаем, что его надо принимать в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, потому что сама идея его абсолютно правильная, она вызвана жизнью: фирмы-однодневки сегодня главное звено в коррупционных схемах, в преступлениях, связанных с незаконными финансовыми операциями. И финмониторинг неоднократно указывал на то, что вывоз капитала происходит в том числе с помощью фирм-однодневок, с помощью вот этих коррупционных, незаконных экономических схем. Меня очень удивило выступление Павла Владимировича Крашенинникова, юриста с большим именем, уважаемого человека: председатель комитета понимает ущербность законопроекта, его недостатки и то, что он может привести к имитации борьбы с фирмами-однодневками, а не к реальной борьбе, и тем не менее он предлагается нам сегодня к принятию - дескать, мы его будем принимать с условием, что ко второму чтению он будет доработан. В этом законопроекте есть две части - это внесение изменений в материальное уголовное право, в его Особенную часть, и в процессуальное. И та, и другая требуют существенной переработки, поскольку, действительно, доказать умысел при той конструкции, которая предлагается нам сегодня к принятию, будет практически невозможно, а стало быть, это будет не борьба, а только лишь имитация борьбы с заявленной сегодня очень тревожной темой. Министерство внутренних дел неоднократно выходило с разного рода предложениями, направленными главным образом на профилактику этих преступлений. Что может быть проще, чем ввести, например, в законодательство, регулирующее процедуру регистрации предприятий, обязательную явку самого лица, регистрирующего юридическое лицо, и проверку его документов на месте? Я также поддерживаю коллегу Рохмистрова: налог с продаж, действительно, тоже способствовал бы усилению профилактики данного вида преступлений, исключению фирм-однодневок из преступных экономических схем. Но к сожалению, вот эту профилактическую меру, о которой говорят и Министерство юстиции, и профильный комитет, в данном законопроекте не прописывают. Мы могли бы не доводить до преступления, не искать виртуальных преступников, а ещё на этапе замысла предотвратить совершение этих преступлений. Я хочу также обратить внимание на то, что доказательная база с точки зрения уголовного процесса, за исключением подследственности, никак не изменяется, а вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство в этой части тоже требует дополнений. Я хочу обратить внимание Андрея Геннадьевича на позитивный момент: очень правильно, что подследственность этого вида преступлений определяется не только органами внутренних дел, но и любыми другими следственными органами, которые выявили эти преступления. Сегодня ФСБ активно участвует в выявлении и расследовании преступлений экономического характера, логично, что не только органы внутренних дел, но и Следственный комитет Российской Федерации и ФСБ будут иметь право на возбуждение и расследование этих дел. Задача только в том, чтобы изменить конструкцию материальной части и внести в законодательство о регистрации юридических лиц изменения об обязательном присутствии при регистрации физического лица, регистрирующего фирму, и, наверное, об его присутствии при сдаче баланса в налоговых органах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Коллеги, если можно, три минуты по данному законопроекту, личное мнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает на трёхминутном выступлении депутат Коломейцев. Дадим возможность с учётом экономии, которую создали Крашенинников и Москалькова? Включите микрофон депутату Коломейцеву. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле закон очень прост, хотя... Для начала вот с той трибуны Сергей Вадимович по фамилии Степашин сказал, что потери от исполнения 94-го закона - 1 триллион рублей. Можете посмотреть, в этом 1 триллионе 800 миллиардов - стопроцентно через однодневки. Посмотрите, одна из главных схем, где используются фирмы-однодневки, - это возврат НДС. Совсем недавно целый ряд СМИ рассказал о генерале Глухове и его подчинённых, которые целую схему отработали, когда давали возможность оформить все документы на возврат НДС, возбуждали уголовное дело, потом душили с помощью своих рычагов рядовых сотрудников, получали деньги и закрывали всё. Давайте посмотрим, как этот закон может противодействовать такой схеме. С моей точки зрения, всё, что здесь говорилось, не совсем так. Здесь всего три статьи. 1-я и 3-я говорят о том, что надо включить ещё статью 173-1, а вот главная, 2-я статья, о чём она говорит? Она говорит, что за образование коммерческой организации в целях использования её для совершения преступлений - штраф от 500 тысяч до миллиона. Это одна установка. Вторая - за приобретение документа, удостоверяющего личность, - от 300 до 500 тысяч (это в сумме 1,5 миллиона). И третья - о выдаче документа, удостоверяющего личность, здесь от 100 до 300 тысяч. То есть 1 миллион 800 тысяч заплати - и воруй спокойно! Вот тут, в этом законе, никакого пресечения всей этой деятельности нет. Именно поэтому его и нельзя принимать, потому что он не пресечёт хищений ни одного триллиона, ни сотен миллиардов, которые идут по возврату НДС. Причём обратите внимание: НДС берётся с перерабатывающей промышленности, а возвращается в основном добывающим углеводороды компаниям, которые на самом деле никакого НДС и не зарабатывают. Я предлагаю не голосовать за этот закон именно по этим основаниям. С моей точки зрения, - я это говорил утром, говорю и сейчас - он дискредитирует идеи, высказанные президентом, потому что никаким образом не будет пресекать разворовывание средств с помощью фирм-однодневок, потому что 1 миллион 800 тысяч любой жулик заплатит, для того чтобы взять триллион, ну, это Карл Маркс, страница 541: если прибыль превышает 300 процентов, жулик пойдёт на любое преступление. Всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивают ли представители президента и правительства на участии в дискуссии? Нет. Уважаемые депутаты, настаиваете? Нет. Докладчик и содокладчик хотели бы выступить с заключительным словом? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 06 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.