Заседание № 265
О проекте федерального закона № 497896-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в целях совершенствования работы сетевого комплекса и функционирования рынков электроэнергии).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Доклад председателя Комитета по энергетике Юрия Александровича Липатова. Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл все юридические процедуры и готов к принятию в третьем чтении. Просим проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 9-му вопросу есть необходимость выступать по мотивам? Нет. Выносим 9-й вопрос на "час голосования".
9-й вопрос. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 11 мин. 52 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 264
О проекте федерального закона № 497896-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в целях совершенствования работы сетевого комплекса и функционирования рынков электроэнергии).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 38, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Докладывает Юрий Александрович Липатов. ЛИПАТОВ Ю. А. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступили поправки, которые сформированы в две таблицы. В таблице принятых - тринадцать поправок, в таблице отклонённых - двенадцать поправок. При подготовке законопроекта ко второму чтению возникла юридико-техническая правка, в соответствии с которой для вступления в силу положения законопроекта требуется дополнительно исключить абзацы двадцать второй и шестьдесят шестой из пункта 26 статьи 1 Федерального закона № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой экономической системы России". На основании сказанного прошу проголосовать за две таблицы и розданные поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Александрович, я правильно понимаю, что розданная таблица поправок состоит из двух поправок и они не вместо каких-либо, а дополнительно? ЛИПАТОВ Ю. А. Да, дополнительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, тогда понятно. Ставится на голосование таблица 1, в ней тринадцать поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 02 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Принимается. Две поправки, их уже обосновал Юрий Александрович, он автор обеих этих поправок, они идут дополнительно к принятым. Комитет предлагает их принять. Есть ли замечания по этим поправкам? Нет. Тогда, поскольку они оформлены в виде таблицы, я ставлю на голосование эти две поправки, поддержанные комитетом, в виде таблицы. Прошу поддержать - или не поддержать, это уже вашим голосованием определится - данные поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 52 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9 % Результат: принято Принимается. В таблице отклонённых поправок двенадцать поправок. Есть ли замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 19 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования" во втором чтении.
Переходим к пункту 38, второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 12 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Липатов Юрий Александрович по ведению. ЛИПАТОВ Ю. А. Комитет выходит с предложением рассмотреть завтра в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим завтра на третье чтение.
Заседание № 260
О проекте федерального закона № 497896-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в целях совершенствования работы сетевого комплекса и функционирования рынков электроэнергии).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛИПАТОВ Ю. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, вношу предложение пункт 21 повестки дня, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", перенести на 17 ноября в связи с необходимостью его доработки.
Липатов Юрий Александрович рассмотрение 21-го вопроса предлагает перенести на 17 ноября. Нет возражений? Нет.
Заседание № 233
О проекте федерального закона № 497896-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в целях совершенствования работы сетевого комплекса и функционирования рынков электроэнергии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 15. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Доклад члена Совета Федерации Валентина Ефимовича Межевича. МЕЖЕВИЧ В. Е., член Совета Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По поручению авторов законопроекта хотел бы доложить вам об изменениях, которые предлагается внести в действующий Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования работы электросетевого комплекса. Уточняются положения о взаимодействии организации по управлению единой (общероссийской) национальной электрической сетью (ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы") с собственными и иными законными владельцами объектов единой национальной электрической сети, а именно: законопроектом предлагается в целях повышения уровня централизации управления единой национальной электрической сетью и, соответственно, уровня надёжности электроснабжения федеральной сетевой компании предоставляется право преимущественного выкупа объектов единой национальной электрической сети у их собственников при продаже ими указанных объектов. Учитывая, что федеральная сетевая компания, заключая и исполняя с иными владельцами объектов единой национальной электрической сети договора о порядке использования таких объектов, может осуществлять не только текущую эксплуатацию этих объектов, но и работы, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к реконструкции (это работы, связанные с повышением надёжности, сокращением потерь электрической энергии), предлагается предусмотреть компенсацию собственникам объектов расходов организаций по управлению единой национальной электрической сетью. Указанные расходы являются для федеральной сетевой компании капитальными вложениями и не могут быть возмещены в составе текущих расходов, уменьшающих цену договора с едиными владельцами единой национальной электрической сети. Также предлагается в целях стимулирования владельцев объектов единой национальной электрической сети к снижению потерь в сетях учитывать при взаиморасчётах с федеральной сетевой компанией и иными собственниками объектов расходы федеральной сетевой компании на покупку электрической энергии, на компенсацию потерь в этих сетях. В части государственного регулирования цен на оптовом рынке законопроектом предлагается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах распространить и на электроэнергию, поставляемую из этих энергосистем или покупаемую в эти энергосистемы у иностранных государств в объёмах, учтённых в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности). Предлагается восстановить полномочия Федеральной службы по тарифам в части принятия тарифных решений для организации параллельной работы единой национальной электрической сети с зарубежными энергосистемами. Это позволит исключить возможность возникновения финансовых рисков у российских участников оптового рынка, выполняющих указанные операции. Предлагается в целях обеспечения создания гибкого механизма принятия тарифно-балансовых решений и возможности адекватного реагирования государством на возникающие в период регулирования изменения установить государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию, приобретаемую и отпускаемую из ценовых зон оптового рынка и приобретаемую и поставляемую из неценовых зон оптового рынка. Также предлагается наделить Правительство Российской Федерации или федеральный орган власти в области регулирования тарифов правом устанавливать цены на электрическую энергию, продаваемую и приобретаемую на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств. Учитывая множественность различных ценовых показателей, которые формируются в результате деятельности оптового рынка электрической энергии, и публикацию различных показателей организациями коммерческой инфраструктуры, законопроектом уточняется, что только данные о результате торгов, представленные коммерческим оператором (администратором торговой системы), являются официальными данными оценок за расчётный период. Законопроектом также предлагается ряд технических правок, которые носят уточняющий характер или предполагают перенос действующих норм закона в другие статьи, что улучшает логику и структуру закона. Прошу поддержать законопроект. Доклад закончен. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Юрий Александрович Липатов от комитета делает содоклад. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". По мнению комитета, предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование государственного регулирования в сфере ценообразования на электрическую энергию и деятельности технологической и коммерческой инфраструктур рынка электрической энергии (мощности). По мнению комитета, законопроект нуждается в доработке по следующим основаниям. Законопроектом предлагается уточнение порядка определения цены по договорам о порядке использования объектов ЕНЭС и установление преимущественного права выкупа организацией по управлению ЕНЭС выставляемых на продажу объектов электросетевого хозяйства, относящихся к единой национальной электрической сети. Представляется, что предлагаемая норма нуждается в уточнении с точки зрения как момента, с которого может быть реализовано право продажи собственника или иного владельца объекта электросетевого хозяйства любому лицу (в случае отказа приобрести такой объект организацией по управлению ЕНЭС), так и цены реализации такого объекта третьему лицу. По мнению комитета, такой объект может быть продан третьему лицу на тех же условиях, на которых его отказалась прибрести организация по управлению единой национальной электрической сетью. Законопроектом предусматривается возмещение расходов "ФСК ЕЭС" по реконструкции объектов ЕНЭС, которые находятся у организаций по управлению единой национальной электрической сетью по договорам использования таких объектов с иными владельцами объектов ЕНЭС. Однако, учитывая отсутствие государственного контроля за величиной расходов на реконструкцию объектов ЕНЭС, компенсируемых в рамках договорных обязательств при использовании указанных объектов, введение данной нормы, по мнению комитета, может быть осуществлено только при условии обеспечения государственного контроля. Законопроектом предлагается введение обязательности покупки электрической энергии в ценовых зонах оптового рынка в объёмах, обеспечивающих поставку электрической энергии между ценовыми и неценовыми зонами оптового рынка по регулируемым ценам. Представляется, что введение данной нормы противоречит принципам ликвидации перекрёстного субсидирования и стимулирует в данном случае возникновение межтерриториального перекрёстного субсидирования. В целях обеспечения надёжного функционирования Единой энергетической системы комитетом предлагается дополнить представленный законопроект положением, наделяющим Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти правом утверждения технологических правил работы энергетических систем, правил устройства и эксплуатации объектов электроэнергетики и государственного контроля за соблюдением указанных требований. В целях обеспечения защиты интересов потребителей электроэнергии - субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается дополнить законопроект положениями, предусматривающими изменение количественного состава наблюдательного совета некоммерческого партнёрства "Совет рынка" и обязательное включение указанных субъектов в состав наблюдательного совета. Все вышеуказанные замечания и предложения могут быть учтены при подготовке представленного законопроекта ко второму чтению. Замечания и предложения Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы также могут быть рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Учитывая вышеизложенное, комитет просит поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы: депутат Коломейцев и депутат Локоть. Ну, мы уже, я чувствую, не успеем. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Валентин Ефимович, вы давний соратник Чубайса по разгрому ЕЭС. Скажите, пожалуйста, вот этот закон позволяет ли навести порядок с тарифами: с атомной станции отпускная цена 89 копеек, сама атомная станция приобретает по 5.40, но себестоимость примерно в четыре раза меньше, при этом предприятия тоже по 5.40 получают, а население по 3.08? Вот позволяет ли этот закон привести в порядок цены, чтобы не кормить никчёмных посредников, а, вообще-то, более эффективно использовать средства для возрождения производственного сектора и снижения нагрузок для населения? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Воробьёва Андрея Юрьевича включите микрофон. МЕЖЕВИЧ В. Е. Я не совсем понял, как атомная электростанция по 5.40 покупает, для каких целей? Собственные нужды она обеспечивает своим производством. Ну, вот что предлагается в этом законопроекте (это было и в докладе Юрия Александровича, и в моём сообщении): прежде всего в сетевом комплексе устранить те несоответствия, которые у нас сегодня происходят при взаимодействии и обеспечении технологической работы с сопредельными государствами. Вот этот закон в этом направлении устанавливает порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Валентин Ефимович, практика использования сетей сегодня, зимний кризис, что был в Подмосковье, в средней полосе России, да, собственно говоря, и сам этот закон говорят о том, что вся процедура приватизации и расчленения Единой энергетической системы - это вообще была серьёзная очень ошибка. Данный законопроект пытается решить какие-то, на мой взгляд, локальные проблемы и вряд ли окажет решительное воздействие на состояние дел. Не рассматривается ли сегодня предложение просто радикально решить проблему: вернуться к Единой энергетической системе и вернуть её в собственность государства, то есть провести национализацию? Тогда и тарифы, и восстановление самих сетей, и прочее будет в одних руках и будет восстановлена управляемая ситуация. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз включите микрофон по карточке Воробьёва. МЕЖЕВИЧ В. Е. Я плохо воспринимаю термин "расчленение единой сети". Единая сеть как была единой сетью, так и продолжает ею быть, поскольку весь электросетевой комплекс сегодня находится практически в собственности у государства. Вспомните, сколько, так сказать, процентов у Федеральной сетевой компании, у холдинга МРСК. Это государственные органы. То, что произошло у нас в Подмосковье этой зимой при ледяном дожде, - это коснулось прежде всего работы распределительных территориальных компаний. Их достаточно большое количество, и работа по их консолидации, по их объединению, для того чтобы они были более мобильные и лучше справлялись с теми катаклизмами природными, которые происходят, уже сегодня идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Юрий Александрович. Есть желающие выступить. Тогда объявляется перерыв до 16.00, и все выступления потом.
Возвращаемся к пункту 15 порядка работы Государственной Думы - проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". У нас одно выступление. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Вот чувствуется формализм во всём у некоторых товарищей. Почему? Это важнейший закон, я вам докладываю: сегодня в структуре ВВП Российской Федерации промышленность и сельское хозяйство занимают менее 4 процентов. Почему? Конкурентоспособности российскую промышленность в первую очередь лишили энергетики. (Вот один убежал, один у нас официально присутствует здесь.) Почему? Потому что - я вам уже говорил - отпускная цена на атомной станции - 89 копеек, себестоимость - в три раза меньше, а в промышленности - 5,40. Что предлагается в этом законопроекте? Меня удивило, первое, почему автор законопроекта, уважаемый мною Юрий Александрович, сам же докладывает от комитета. Ну это неправильно в принципе. Что, в комитете больше других людей нет? Второе, если вы внимательно прочитали заключение Комитета по промышленности, то знаете, что там семь конкретных пунктов, которые характеризуют этот закон достаточно основательно, я не буду их зачитывать. Есть два листа замечаний Правового управления. Но самое страшное в другом. Уважаемые мною Юрий Александрович и Межевич, сенатор, не сказали вам главного: мы сегодня электроэнергию в Финляндию, в Чехию, в Китай поставляем значительно дешевле, чем отдаём своим родным избирателям, - примерно в два с половиной раза, и в этом законопроекте предлагается ещё и субсидировать, чтобы мы субсидировали китайцев, субсидировали финнов, субсидировали чехов. И самое интересное, мало нам налоговых инсайдеров, которые вместе с правоохранительными органами участвуют в рейдерских захватах, так ещё предлагают сделать такими же инсайдерами, которые будут также участвовать в рейдерских захватах, энергоснабжающие и электросетевые организации, потому что в статье законопроекта предлагается, чтобы давали им полную информацию о своей торговой деятельности, понимаете? Кроме этого, если вы посмотрите внимательно закон, то он ведь что предлагает? Может, можно позитивно рассмотреть то, что в первую очередь единая система покупает объект, ну а при чём тут рынок тогда? Вы же сами говорите о рынке и сами же предлагаете антирыночные меры. Но самым интересным и казусным, с моей точки зрения, являются и выступление Юрия Александровича, и заключительная часть заключения Комитета по энергетике. Я читал проект закона. Кто его читал, скажите, пожалуйста, где там о "Совете рынка" есть хоть одно слово? Там ни одного слова об этом нет. То есть предлагается во втором чтении с подачи докладчика Юрия Александровича ввести положения, о которых ни слова, ни запятой не было в первом чтении. Это же изменение концепции, уважаемый Юрий Александрович. С моей точки зрения, ваше заключение является как минимум некорректным, потому что оно не имеет никакого отношения к тому тексту, который вы предложили. Поэтому голосовать за этот законопроект наша фракция не будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Полномочный представитель президента не желает по данному вопросу высказаться. Представитель Правительства также. Для заключительного слова, пожалуйста, включите микрофон Липатову Юрию Александровичу. ЛИПАТОВ Ю. А. Николай Васильевич, я понимаю желание в предвыборный год свалить всё в кучу, но я думаю, что ваше выступление тоже можно назвать абсолютно некорректным. На сегодняшний день мы говорим о том, что с 2011 года, с января, электроэнергетика вступила на сто процентов в рынок, и исходя из этого мы вносим корректировку в законодательную базу, с тем чтобы действительно та электроэнергия, которая уходит за рубеж, уходила согласно закону, и федеральная сетевая компания, которая теряет при транспортировке электроэнергии, не терпела, так сказать, убытки, именно поэтому там введены корректирующие нормы. Я думаю, что вы до конца-то сами не прочитали законопроект и не понимаете, о чём идёт речь, а с трибуны взять и всё вымарать, так сказать, ума-то особо много не нужно. Что касается некорректности в предложениях, в частности по "Совету рынка", я должен сказать, что как раз это предложение прозвучало 11 марта на заседании президиума Госсовета, когда было сказано о том, что всё-таки с учётом того, что на сегодняшний день в "Совет рынка" не входят представители малого и среднего бизнеса, нужно эту тему рассмотреть. Поэтому я в преддверии второго чтения говорю о том, что мы уже прикинули, какие процессы нужно ещё раз внимательно посмотреть и в плане поправок ко второму чтению включить, учитывая, что реально, мы понимаем, год последний и это последние, так сказать, поправки, которые можно внести в закон "Об электроэнергетике" для соответствующей корректировки по ситуации сегодняшней, текущего дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, завершено рассмотрение данного законопроекта... Что случилось? По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Александрович был чрезвычайно некорректен. Экономя ваше время, я не стал вам зачитывать заключение в полном объёме. Если вы не читаете... Я никогда не выступаю, не читая законов, понимаете? Я их внимательно, с карандашом читаю, поэтому вы за собой следите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 22 мин. 15 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принято.