Заседание № 140

14.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 497356-7 "О внесении изменений в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части ограничения размера платы за наём для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3027 по 3354 из 4425
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 156       
Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О        
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,           
оставшихся без попечения родителей". Доклад Галины Петровны Хованской.          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Тема,        
которую как бы понимают все, сочувствуют все, но не всегда делают всё, что      
могут. Вы знаете, я приведу только один нюанс. Я занимаюсь детьми-сиротами с    
тех самых пор, когда в четвёртом созыве фракция большинства (я уж не помню,     
как она тогда называлась, но как-то по-другому) исключила из статьи Жилищного   
кодекса, где шла речь о внеочередном праве на получение жилья, детей-сирот и    
вместо этого предложила в отношении детей-сирот отдельный закон, о              
переселении в специализированное жильё, в специализированный жилищный фонд.     
Обращаю внимание, что, несмотря на мои многочисленные просьбы принять           
закон... Кстати, очень многие его поддерживали, вот тут Правовое управление     
даже пишет, ну, правда, с учётом мнения правительства, что они тоже понимают,   
что проблема-то есть.                                                           
                                                                                
Значит, в чём суть? Суть в том, что далеко не во всех регионах, несмотря на     
бумаги, которые правительство направляло, которые ещё министр направлял,        
рекомендациям этим вняли, только в десятке субъектов, а во многих субъектах     
за наём в специализированном фонде взимают строго по жилищному                  
законодательству - коммерческая плата за наём. Вы понимаете, о каких детях      
идёт речь? Ну, это уже не дети, это уже молодые люди, но у них нет, как         
правило, ещё стабильного заработка, они по-прежнему живут в                     
специализированном жилье, потому что им жильё не предоставили. Ситуацию все     
знают в этом зале? Я по глазам вижу, что знают. 270 тысяч, по-моему, Нина       
Останина называла цифру, не обеспеченных жилыми помещениями. И вот они в        
течение пяти лет как минимум - а потом пытаются дальше как-то продлить -        
живут в специализированном фонде и платят за наём по коммерческой цене. Я вам   
хочу сказать, что многие из них малоимущие. Это двойное нарушение: во-первых,   
они должны, конечно, платить не больше, чем по договору социального найма;      
во-вторых, многие из них относятся к категории малоимущих, заработки            
нестабильные, иногда вообще с работой, мягко говоря, совсем непросто (вот где   
надо им помогать!), так вот, дорогие мои коллеги, про малоимущих - я вам        
открою страшную тайну - в Жилищном кодексе написано, что они вообще             
освобождаются от платы за наём. Вы понимаете, в чём дело? Два нарушения         
сразу, и с этих малоимущих ещё имеют наглость взимать плату по коммерческой     
ставке! Ну что это такое? Как это вообще назвать? Они должны субсидию           
получать даже по остальным-то платежам. Вот в чём дело. Поэтому я               
предлагаю...                                                                    
                                                                                
Ну вот по этому проекту, я понимаю, у нас четыре фракции - 100 с небольшим      
голосов, но всё-таки. Наше Правовое управление замечаний концептуального        
характера не имеет. А Чуйченко даже пишет, что проблема не урегулирована и      
заслуживает внимания, но это может привести к выпадающим доходам бюджета. Вы    
понимаете? Какие выпадающие доходы бюджета он здесь нашёл, если они просто      
грубо нарушают закон? Они вообще с них плату за наём не должны брать! Ну вот    
это просто отписка, ссылка на 83-ю статью Бюджетного кодекса, когда просто      
сказать уже нечего. Но проблему они видят, видят, что проблема есть и           
заслуживает внимания.                                                           
                                                                                
А остальные все моменты... ну, короче говоря, подумайте сами, разве можно так   
относиться к детям, к нашим детям? Мы ещё про демографию что-то говорим! Это    
дети уже родившиеся, выросшие, а мы их гнобим, вместо того чтобы помочь им      
социализироваться, вместо того чтобы подумать о работе для них, вместо того     
чтобы наконец услышать то, что я предлагаю, и то, что предлагал в своё время    
президент для военнослужащих бесквартирных, - оплачивайте наём и поднаём.       
Оплачивайте наём и поднаём, потому что 270 тысяч мы ни за год, ни за два, ни    
за пять не обеспечим жильём, особенно в нынешней ситуации. Так что это лучший   
выход из этого положения.                                                       
                                                                                
Я вас прошу эту инициативу поддержать. Не поддержите - внесу снова. Ну что      
делать? Планида моя такая, обычно у меня с третьего раза всё получается. Нет,   
иногда со второго, когда президент поддерживает, вот тогда совсем хорошо.       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Нет, я не шантажирую никого. Я вам просто приведу примеры,      
когда президент поддержал идею, - по реновации, по адресной защите, даже был    
перечень поручений. В общем, были случаи. И Сергея Михайловича, когда он с      
моими записками обращался, тоже поддерживал. В частности, по операторам связи   
президент тоже сказал, что он не давал поручения с одним собственником          
заключать договор. Это для справки. Это Миронов сказал после встречи, я         
цитирую просто.                                                                 
                                                                                
Спасибо, коллеги, в любом случае. Будем детей защищать.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Елены Вениаминовны Бондаренко.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БОНДАРЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён ещё в    
прошлом созыве, два раза слушался на заседании комитета, но, к большому         
сожалению, ни один из десяти авторов на заседании комитета не присутствовал.    
                                                                                
Положения законопроекта, конечно же, заслуживают внимания, но в нём не          
учитывается, что решение вопросов жилищного обеспечения и социальной            
поддержки детей-сирот относится к полномочиям органов власти субъектов          
Российской Федерации, в том числе к их расходным обязательствам. Сейчас у       
регионов есть такие полномочия - устанавливать льготы для отдельных категорий   
граждан, в том числе для детей-сирот. Ряд субъектов Российской Федерации        
воспользовались таким правом и установили, что плата по договорам               
специализированного найма для детей-сирот соответствует плате по договору       
социального найма. Тем не менее не все субъекты обладают достаточными           
финансовыми возможностями. Такое регулирование на федеральном уровне должно     
сразу предусматривать возможные выпадающие доходы регионов и, следовательно,    
средства в федеральном бюджете, что авторами не предусмотрено в                 
финансово-экономическом обосновании. Законопроектом не определены источники и   
порядок компенсации расходов субъектов Российской Федерации при принятии        
законопроекта, поэтому правительство и ГПУ не поддерживают законопроект.        
                                                                                
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному           
хозяйству также не рекомендует его к принятию и предлагает отклонить.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Профильному комитету вопрос.                                      
                                                                                
Ну, вы говорите, что проблема есть, её надо решать, но она каким-то не таким    
способом нами решается. Ну предложите свой вариант. У вас есть свой вариант,    
как эту проблему решить, раз вы признаёте, что она есть?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бондаренко включите микрофон.                             
                                                                                
БОНДАРЕНКО Е. В. ...наделить регионы полномочиями, которые требуют              
финансирования, и не дать на это финансирования. Как я уже сказала, многие      
регионы уже установили льготы, это, кстати, и Татарстан, и Кемеровская, и       
Тверская, и Астраханская, и Тульская области, и Москва, и Калмыкия. Мы          
считаем, что надо идти по такому пути.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемая Галина Петровна, как вы знаете, когда речь идёт о      
защите прав и законных интересов детей, конечно, законодательная инициатива     
поддерживается - с эмоциональной точки зрения. А вот с точки зрения права,      
как показывает время, в любом случае она требует тщательного изучения и         
проработки. Почему? Потому что важно создавать правовые механизмы, которые не   
на словах, а на деле защищали бы права и законные интересы наших детей.         
                                                                                
Так вот, в материалах к проекту федерального закона я не нашёл анализа          
складывающейся правоприменительной практики на этот счёт. Учитывая позицию      
комитета, Правительства Российской Федерации по данному проекту федерального    
закона, скажите, не лучше ли в связи с этим, прежде чем вносить обсуждаемые     
изменения, сместить акцент на качество правоприменительной практики? А          
главное, чтобы понять, за счёт каких средств в случае принятия проекта          
федерального закона можно было бы реализовать?.. (Микрофон отключён.)           
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Это вопрос мне был?                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Ну, я ещё позволю себе Елене Вениаминовне ответить. Почему я    
не хожу на заседания комитета? Потому что в седьмом созыве был комитет,         
который уже рассматривал и давал заключение, и я говорила о                     
комитетах-соисполнителях, о которых, ну, вот как бы в определённом случае...    
Вот предыдущий, например, проект... Я об этом уже говорила - мы что, снова      
начинаем с чистого листа, отменяем всё, что делали наши                         
предшественники-депутаты? Ну так нельзя, так делать нельзя!                     
                                                                                
А что касается правоприменения, я вам об этом доложила. У меня ни одного        
проекта нет, где я не знала бы, что творится на земле. С этой проблемой к нам   
приходят избиратели, они нам эту проблему предлагают решить, а мы вот так вот   
её решаем - как бы (слово такое есть - "как бы").                               
                                                                                
И я хочу обратить внимание на то, что правительство тоже обратило внимание и    
сказало, что надо урегулировать эту проблему, законопроект заслуживает          
внимания. Ну что ещё требовать от правительства?                                
                                                                                
А насчёт того, что там какие-то бюджетные дела, ну, я вам уже объяснила:        
просто идёт нарушение ещё одной нормы, потому что, как правило, граждане        
малоимущие, с них вообще ничего брать нельзя. Вот так.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, я Анатолию Борисовичу отвечаю.           
                                                                                
Вот у меня есть практика по Ростовской области: из 38 привлечённых по           
уголовным делам за злоупотребление служебным положением сити-менеджеров треть   
привлечена как раз за сиротское жильё. Это такая небольшая справочка.           
                                                                                
Вот, Галина Петровна, вы же, наверное, хотите, чтобы проблема была              
федеральной? Вот мы считаем, что, скажем, дети войны, ветераны, дети-сироты -   
это федеральные, вообще-то, категории, их надо регулировать с уровня            
Федерации. Я правильно понимаю?                                                 
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Добавлю, ещё репрессированные и реабилитированные, потому что   
сажали и высылали их власти высшего уровня, а не муниципальные. Они ещё         
остались, но их становится всё меньше и меньше.                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Ну, не надо, это юмор очень нехороший. Если пожилой человек,    
92 года, живёт в неприспособленном для жилья помещении, без всяких удобств, а   
его выслали ребёнком с родителями из города Москвы, с Арбата, ну, я такой       
юмор не воспринимаю.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я буду         
краток, на самом деле Галина Петровна всё сказала. Честно говоря, я вообще не   
могу понять, почему мы в этом зале не можем это решение принять. Абсолютно      
все согласны с тем, что за судьбу детей-сирот несёт ответственность             
государство и прежде всего на федеральном уровне. Мы субъектам Федерации дали   
полномочия какие-то их вопросы решать, но при этом на федеральном уровне мы     
закрываем глаза на то, что субъекты Федерации нарушают права сирот, - ну,       
извините, наверное, мы же и должны это поправить.                               
                                                                                
Мало того, правительство видит эту проблему, признаёт её и своими               
методическими рекомендациями субъектам рекомендует эту проблему решить.         
Какие-то субъекты её решают, какие-то нет. Галина Петровна чётко вам            
объяснила, что мы предлагаем, раз эта проблема долгое время не решается,        
урегулировать её на федеральном уровне, вот и всё.                              
                                                                                
Если это касается... нам сейчас говорят, нужны источники финансирования. Ну     
смешно вообще в этом зале говорить про источники финансирования, когда          
буквально несколько дней назад вы утвердили исполнение бюджета за 2022 год, в   
котором 3,3 триллиона рублей отдали отрицательного акциза нефтяникам, которые   
заработали 6 триллионов. Слушайте, ну какие вам ещё источники нужны?! Этих      
3,3 триллиона, которые в прошлом году отдали, хватило бы не только на           
детей-сирот, не только на школьное питание, а на бесплатное питание всех        
пенсионеров и студентов, вместе взятых, по всей стране. Вы мне тут              
рассказываете, что источников финансирования нет... Слушайте, ну у меня         
просто слов нет!                                                                
                                                                                
Поэтому, коллеги, надо принимать это решение, вот и всё, тем более что все      
признают, что проблема есть. Ну а кто детьми-сиротами будет заниматься, если    
не мы, кто?                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаев Павел Рюрикович, пожалуйста.                      
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну я в принципе со всеми     
выступающими согласен, проблему нужно решать, и сегодня ну просто ни у кого,    
наверное, рука не поднимется, никто не скажет, что эту проблему по              
детям-сиротам и другие проблемы решать нельзя, в том числе и по обеспечению     
жильём, очередь растёт, эти проблемы нужно решать.                              
                                                                                
Но я хочу сказать несколько слов об истории вопроса. Галина Петровна сказала,   
что в четвёртом созыве, - мы в шестом созыве принимали решение, в 2013 году     
этот закон вступил в силу, с 1 января 2013 года. Мы тогда тоже формулировали,   
учитывая, что дети-сироты социально не адаптированы, что у них нет              
постоянного источника дохода и что зачастую за то жильё, которое мы им          
предоставляли до 2013 года как социальный наём, плата была чисто за             
социальный наём, что мы их временно, там, на три или на пять лет переселяем,    
предоставляем квартиры не социального найма, а специализированного фонда,       
которые потом автоматически переходят в социальный наём. Мы сами практически    
не учли вот эту проблему, которая может возникнуть у регионов, поэтому в        
принципе её нужно, необходимо решать.                                           
                                                                                
И вот, считайте, шесть лет законопроект лежит у нас на рассмотрении, и,         
наверное, за шесть лет можно было выполнить хотя бы вот те замечания, которые   
сегодня и правительство высказало, и комитет многие высказал. Всё-таки нужно    
уважать 83-ю статью Бюджетного кодекса, сколько бы ни было денег в бюджете      
Российской Федерации - свободных, несвободных, - но тем не менее строчка эта    
должна появиться в бюджете. Поэтому чисто по формальным основаниям "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" будет голосовать против и не поддержит данный законопроект.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет.                   
                                                                                
Докладчик, заключительное слово.                                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Я против формального подхода к нашим детям. Я за то, чтобы      
максимально прилагать усилия для того, чтобы хотя бы ну как-то немножко         
сделать им жизнь красивой, прекрасной, замечательной. У них нет родителей,      
понимаете, вот никогда не забывайте, что мы их родители и от нас зависит их     
будущее.                                                                        
                                                                                
Я хочу сказать, что Бюджетный кодекс тут ни при чём. Надо было что-то           
написать правительству, чтобы отклонить, - ну написали. Я категорически за      
то, чтобы поддержать идею, и она обсуждалась очень активно на последнем         
"круглом столе" с участием Верховного Суда, Генеральной прокуратуры,            
Общественной палаты, Счётной палаты и так далее, о том, что проблемы            
детей-сирот надо вообще передать на федеральный уровень. У нас подавляющее      
большинство регионов, к сожалению, дотационные. Что, я тайну какую-то           
открываю? Нет. И каждый в меру своих возможностей... В Москве нет               
необеспеченных детей-сирот, потому что есть возможности, а у других нет,        
понимаете?                                                                      
                                                                                
Поэтому, дорогие мои, вы сейчас можете, конечно, не голосовать, я понимаю       
вашу ситуацию: вам сказали, а вы же люди дисциплинированные. Хотя среди вас     
иногда бывают нарушители, которые меня поддерживают, и я их очень уважаю.       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Да, есть, и могу сказать вам по секрету потом. Да, из "ЕДИНОЙ   
РОССИИ". Есть люди, у которых всё равно... Они могут "сметь своё суждение       
иметь", понимаете? Вот это очень важно.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание. И буду вносить снова законопроект - может быть, мы в       
этот раз с правительством как-то договоримся. Спасибо.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик, будет заключительное слово? Нет.                                   
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8        
Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке         
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункт 12.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              104 чел.23,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    104 чел.                                          
Не голосовало                 346 чел.76,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.