Заседание № 63

22.09.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 497144-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций" (принят в первом чтении 22 марта 2011 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1212 по 1268 из 5663
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральные   
законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве"   
в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве            
стратегических организаций". Доклад Михаила Евгеньевича Бугеры.                 
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Евгеньевич.                                                  
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект был      
внесён правительством в Государственную Думу 5 февраля 2011 года, принят в      
первом чтении 22 марта 2011 года. За прошедшие шесть с половиной лет            
сменилась точка зрения на процедуры банкротства, которые проводятся в           
отношении финансово несостоятельных предприятий: если в 2011 году               
господствовала концепция, которая учитывала прежде всего удовлетворение         
интересов кредиторов, то в настоящее время больший упор делается на             
финансовое оздоровление предприятий, на сохранение единого                      
производственно-технологического комплекса.                                     
                                                                                
Комитет на своём заседании рассмотрел данный вопрос с учётом мнения             
Правительства Российской Федерации и признал, что законопроект, принятый в      
первом чтении в 2011 году, на сегодняшний день утратил свою актуальность.       
Кстати, Правительством Российской Федерации подготовлен другой законопроект,    
уже исходя из иной концепции, о которой я доложил в начале своего краткого      
выступления.                                                                    
                                                                                
Комитет предлагает отклонить законопроект, который был принят в 2011 году в     
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У полномочного представителя президента есть желание      
выступить? Нет. Представитель правительства? Нет.                               
                                                                                
Коллеги, по данному вопросу допускаются выступления представителей фракций по   
мотивам голосования. Есть ли желающие выступить от фракций по мотивам? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном     
производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о          
банкротстве стратегических организаций", вопрос 9 повестки дня. Кто за то,      
чтобы отклонить данный законопроект?                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 217

22.03.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 497144-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2060 по 2296 из 6337
Пункт 15. О проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральные     
законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве"   
в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве            
стратегических организаций". Доклад официального представителя Правительства    
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра экономического      
развития Российской Федерации Игоря Евгеньевича Манылова.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты, Борис Вячеславович! Вашему вниманию            
предлагается законопроект, который вносит изменения в закон "О                  
несостоятельности (банкротстве)" и в закон "Об исполнительном производстве".    
Этот законопроект разрабатывался правительством около двух лет. Цель            
законопроекта - усовершенствовать нормы, касающиеся банкротства                 
стратегических предприятий, чтобы защитить эти предприятия от случаев           
необоснованного банкротства, формального применения процедур, которые           
приведут к утрате, собственно говоря, производственных комплексов этих          
предприятий, имеющих особое значение для экономики в целом, для                 
обороноспособности страны, для защиты прав и интересов граждан и их здоровья.   
                                                                                
Суть предлагаемых изменений заключается в том, что законопроектом вводится      
понятие "единый производственно-технологический комплекс" - это одна из         
основных новелл данного законопроекта. Речь идёт об имуществе, которое          
отнесено именно к той категории, которая используется для осуществления         
данным предприятием основного вида деятельности. В противном случае, если не    
делить имущество по этому признаку, мы вынуждены будем применять меры,          
предусмотренные законом о банкротстве, исходя из всех обязательств,             
финансовых и имущественных, данного предприятия.                                
                                                                                
Также вводятся дополнительные требования и основания для возбуждения дела о     
банкротстве, повышается порог задолженности предприятия, после которого         
возможно возбуждение дела о банкротстве, с 500 тысяч рублей до 5 миллионов.     
Изменяются основания для признания предприятия банкротом, то есть соотносится   
задолженность данного предприятия с той частью имущества, которая не входит в   
единый производственно-технологический комплекс. Дополнительно расширяются      
полномочия и степень участия федеральных органов исполнительной власти,         
которые и являются регуляторами в той или иной сфере экономической              
деятельности. В развитие данного законопроекта предусматривается принятие       
ряда нормативных актов правительства, которые детализируют и развивают эти      
положения.                                                                      
                                                                                
Кроме того, совершенствуются процедуры внешнего управления и финансового        
оздоровления, которые уже на сегодняшний день существуют в законе, в его        
общей части, и в отношении стратегических предприятий могут применяться, но     
тем не менее они недостаточно удобны и эффективны при применении в рамках       
хозяйственного оборота. Мы считаем, что данный законопроект, введя эти          
процедуры, будет способствовать повышению эффективности этих предприятий, по    
существу, приведёт к снижению издержек, которые уже федеральный бюджет имеет    
в части решения проблем, связанных с деятельностью этих предприятий, и          
повысит в том числе и обороноспособность, и безопасность нашей страны.          
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича              
Плескачевского. Пожалуйста.                                                     
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по              
собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Необходимость этого закона     
была обоснована нами, депутатами, в 2002 году при принятии действующей          
редакции закона о банкротстве. Тогда была принята общая часть закона о          
банкротстве и была установлена необходимость специальных порядков в отношении   
банкротства стратегических предприятий, физических лиц, финансовых              
организаций, сельхозпредприятий и градообразующих предприятий. Уже за одно      
то, что наконец-то мы добрались до одного из специальных порядков - до          
банкротства "стратегов", можно сказать спасибо правительству и похвалить        
Минэкономразвития.                                                              
                                                                                
Действительно, закон очень сложный. Тем не менее, несмотря на некоторое         
количество недостатков, которые могут быть устранены при подготовке ко          
второму чтению, мы считаем, что это очень большая и очень плодотворная          
работа, которая позволит сегодня прежде всего сказать, какими особенностями     
обладают стратегические предприятия с точки зрения защиты общественных          
интересов и той самой важности, ценности, которую они собой представляют.       
                                                                                
Как уже было сказано, главный инструмент этого процесса - единый                
производственно-технический комплекс, описывающий ту часть имущества, на        
которую не может быть обращено взыскание и которая не входит в конкурсную       
массу, но одновременно это означает, что такое имущество не может быть учтено   
при расчёте кредитоспособности предприятия, его способности оплачивать свои     
долги и кредиты. Из этого вытекает, первое, что необходимо в развитие           
действующего закона и предложенного законопроекта описать специальный порядок   
учёта этого имущества, возможно, за балансом, возможно, как-то иначе, но во     
всяком случае задолго до, собственно говоря, возможного банкротства.            
                                                                                
Второй вопрос, который возникает и который необходимо урегулировать, - эти      
отношения. Сегодняшнее определение имущественного, технического комплекса не    
позволяет однозначно определить, а входит ли в него "мерседес" директора,       
например, или может быть он туда включён? Потому что в каком-то случае,         
наверное, можно доказать, что "мерседес" директора является неотъемлемой        
частью того самого замечательного производственного комплекса, куда входят      
линии по производству головок ракет, например, и является важной частью этого   
процесса. Мы считаем, нужно уточнить критерии такого рода имущества.            
                                                                                
И третье. На сегодняшний день в этот процесс - буквально читаю определение -    
не попадают объекты интеллектуальной собственности, но для нас совершенно       
очевидно, что в огромном количестве сложнейших процессов производства           
вооружений присутствует и интеллектуальная собственность, и если она не         
входит в производственный комплекс, то, по всей видимости, без неё может        
оказаться только совокупность железа, не более того. Поэтому надо внимательно   
относиться к критериям.                                                         
                                                                                
Также мы считаем, что очень хороший, очень полезный институт применён, когда    
государством решением Правительства Российской Федерации может быть пополнен    
уставный капитал конкретного стратегического предприятия, сделан взнос в его    
активы. Но, нам кажется, следует уточнить, это только денежные средства или     
иное имущество, и описать процедуру внесения вот таким образом, чтобы оно       
было связано исключительно с оплатой кредиторской задолженности, чтобы не       
было возможности использовать взнос на другие цели, потому что тогда цели       
такого взноса и погашение задолженности могут не совпадать.                     
                                                                                
В законопроекте присутствует институт заключения отраслевого федерального       
органа исполнительной власти на план внешнего управления. Тоже, нам кажется,    
нужно точнее указать, что это такое, рассмотреть последствия, возможные в том   
случае, если арбитражный управляющий не согласен, и предусмотреть либо          
замену, либо какое-нибудь урегулирование этих проблем.                          
                                                                                
В целом Комитет по собственности поддерживает принятие этого законопроекта.     
Мы достаточно плотно работаем с Министерством экономического развития,          
надеемся, что и депутаты, заинтересованные в решении этого вопроса, примут      
при подготовке законопроекта ко второму чтению участие в этой работе. Просим    
проголосовать и поддержать в первом чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Так, две руки.                             
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. У меня к представителю правительства вопрос.                       
                                                                                
Уважаемый Игорь Евгеньевич, поскольку в законопроекте сказано, что              
правительство будет утверждать список данных предприятий, комитет отмечает      
некую размытость критериев, по которым будут определяться предприятия -         
кандидаты в данный список, я хотел бы услышать, это очень важно для нас: а      
каков сегодня список, какова численность, по мнению правительства, вот этих     
предприятий, какие-то примеры, и каково состояние предприятий, которые          
попадают в этот предполагаемый список стратегических предприятий, подлежащих    
процедуре банкротства?                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Сегодня на самом деле правовые основания для определения          
перечня таких предприятий уже существуют. Действует указ президента, в          
который включены организации - четыреста пятьдесят один ФГУП, семьсот           
двадцать акционерных обществ, - являющиеся стратегическими, с точки зрения      
возможности приватизации. И второе - это перечень, определённый распоряжением   
правительства, который также включает в себя как ФГУПы, так и акционерные       
общества. Общее число таких предприятий на сегодня порядка тысячи трёхсот. В    
основном это предприятия оборонно-промышленного комплекса, практически вся      
оборонка входит в этот перечень.                                                
                                                                                
По поводу размытости критериев могу сказать, что мы также настроены на то,      
чтобы эту размытость, если она есть, устранять. Но тем не менее сегодня         
механизм отбора и включения предприятия в этот перечень уже существует на       
уровне нормативных правовых актов, и предлагаемый законопроект, внося           
поправку в определение стратегических предприятий, по сути, уточняет,           
расширяет критерии их включения в перечень. Кроме того, даётся возможность      
дальше работать при процедуре второго чтения, ещё дополнительные уточнения      
вводить.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багаряков Алексей Владимирович, пожалуйста.               
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
У меня вопросы к представителю правительства.                                   
                                                                                
Уважаемый Игорь Евгеньевич, внимательно вас выслушав, я бы поспорил с           
последним утверждением в вашем докладе, что этот закон даст возможность         
повысить обороноспособность нашей страны, эффективность этих предприятий,       
учитывая то, что процедура банкротства этих предприятий и техменеджеры довели   
эти компании до ликвидации. Я немного расширю вопрос моего коллеги Локотя и     
спрошу у вас: а есть ли у вас статистика, говорящая о том, сколько              
стратегических предприятий мы потеряли уже за то время, пока готовился такой    
закон? И второй вопрос: не считаете ли вы, что в случае принятия этого закона   
менеджеры этих предприятий, ГУПов и других "стратегов", будут себя вести        
безнаказанно, понимая, что всё равно им ничего не будет и имущество у них не    
заберут, будут наращивать долги, вести себя безобразно с поставщиками,          
посредниками и так далее?                                                       
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Спасибо.                                                          
                                                                                
Несмотря на такой вопрос, я настаиваю на том, что этот закон всё-таки даст      
тот эффект, о котором я говорил. Он позволит даже при оценке финансового        
состояния предприятия и при выработке мер по его оздоровлению либо при          
выработке решения в начале конкурсного производства брать в расчёт именно тот   
стратегический компонент предприятия, который используется для его основного    
вида деятельности, а не задолженность или обязательство по каким-то другим      
вопросам общехозяйственного назначения. Это первое.                             
                                                                                
Второе. Процедура банкротства, слава богу, касается незначительного             
количества стратегических предприятий, в данный момент их чуть более            
пятидесяти. И таких случаев, чтобы именно с помощью процедуры банкротства       
производственный комплекс оборонного предприятия был ликвидирован или           
расформирован, практически нет. По действующему закону процедура позволяет      
сохранить основной потенциал, промышленный потенциал этого предприятия,         
переводя его активы в рамки другого предприятия, ФГУПа. Поэтому данный закон    
направлен как раз на финансовое оздоровление и внешнее управление и позволяет   
не доводить до ликвидации этих важных предприятий.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Семёнович, хотите дополнить? Пожалуйста.                                 
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемые коллеги, вот именно из-за такого подхода к        
банкротству - как к убийству предприятия (что было справедливо до 2002 года,    
это правда) сегодня не проходит, например, закон о банкротстве физических       
лиц. Дело в том, что есть общий постулат: долги надо возвращать. Но есть два    
способа судебного извлечения долгов: один называется "исполнительное            
производство", второй - "банкротство". В исполнительном производстве кто        
сильней, тот и вырвал у тебя активы, самые лёгкие, самые оборотные, и деньги    
конкретные, а банкротство - более справедливый процесс по отношению к           
предприятию.                                                                    
                                                                                
Коллеги, судите сами, разберитесь, пожалуйста, потому что в данном случае       
банкротство - это способ спасения предприятия. Проблема в России в том, что     
процедура банкротства начинается поздно: когда у предприятия уже диагноз        
"труп", говорят о финансовом оздоровлении. Поэтому наша задача - начать         
банкротство как можно раньше. Банкротство во всём мире, 98 процентов, - это     
защита от недобросовестного кредитора.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у кого-то необходимость выступить? Нет. Есть ли необходимость           
выступить у полномочного представителя президента? Нет. У докладчика с          
заключительном словом? Нет. Мы 15-й вопрос обсудили, выносим его на "час        
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5135 по 5154 из 6337
Пункт 15 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект    
федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О               
несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части     
совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических     
организаций". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием.      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против           37 чел.8,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.