Заседание № 149

09.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешённого использования земельных участков)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2561 по 3711 из 5600
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс   
Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в   
целях совершенствования определения видов разрешённого использования            
земельных участков)". Доклад официального представителя правительства           
заместителя министра экономического развития Российской Федерации -             
руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и         
картографии Виктории Валериевны Абрамченко.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации    
- руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и       
картографии.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На     
ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении            
изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные   
акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов          
разрешённого использования земельных участков)".                                
                                                                                
Вид разрешённого использования - это одна из важнейших, основная                
характеристика земельного участка, которая определяет его правовой режим,       
стоимость, возможность оборота и застройки. Существует ряд вопросов, которые    
требуют законодательного решения. В частности, отсутствует порядок              
определения видов разрешённого использования земельных участков, для которых    
градостроительные регламенты не устанавливаются или не применяются, - это       
земли лесного фонда, сельскохозяйственные угодья, земельные участки для         
недропользования и под линейными объектами. Законодательство не отвечает на     
вопрос о возможности осуществления некоторой деятельности на земельном          
участке независимо от правового режима земель, например устранения              
последствий чрезвычайных ситуаций, или о возможности размещения на земельном    
участке объектов благоустройства либо ограждений, нет возможности уточнять      
виды разрешённого использования в документации по планировке территорий.        
                                                                                
Предложенным вашему вниманию законопроектом предлагается дополнить Земельный    
кодекс главой, которая предусматривает порядок установления видов               
разрешённого использования земельных участков. Предлагается виды разрешённого   
использования земельных участков устанавливать соответствующими регламентами    
использования территорий: либо градостроительным регламентом,                   
лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, если речь идёт о землях   
лесного фонда, либо положением об особо охраняемой природной территории. В      
Земельном кодексе предложено определить общие положения, которые касаются       
разрешённого использования земельных участков, а в отраслевом                   
законодательстве установить особенности подготовки соответствующего             
регламента использования территории.                                            
                                                                                
Одним из центральных вопросов использования земельных ресурсов традиционно      
является порядок использования земель сельскохозяйственного назначения и их     
основной части - сельскохозяйственных угодий. В соответствии с действующим      
законодательством, которое устанавливает полномочия регионов (это федеральный   
закон № 184-ФЗ), вопросы планирования использования земель                      
сельскохозяйственного назначения отнесены к полномочиям субъектов Российской    
Федерации. Законопроект предусматривает развитие этих положений. В частности,   
предлагается определить, что порядок установления видов разрешённого            
использования таких земель будет устанавливаться законами субъектов             
Российской Федерации, однако в целях исключения возможности злоупотреблений     
вводятся необходимые ограничения. В частности, регионы смогут устанавливать     
только те виды, которые обеспечивают сельскохозяйственное производство, с       
учётом ограничений, предусмотренных статьями 77 и 79 Земельного кодекса.        
Законопроектом предусматривается возможность строительства жилого дома на       
земельном участке, который предоставлен крестьянскому (фермерскому)             
хозяйству. При этом в целях недопущения злоупотребления данным правом и         
исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения предлагается       
установить ряд ограничений по параметрам такого жилого дома, запретить          
образование земельного участка под таким домом и его перепродажу.               
                                                                                
Помимо этого устанавливается ряд случаев, когда виды разрешённого               
использования земельных участков определяются документацией по планировке       
территории, например при размещении линейных объектов, при использовании        
земель и земельных участков общего пользования, а также в отношении             
искусственно созданных земельных участков. Для ограниченного перечня целей      
предлагается разрешить деятельность на земельных участках независимо от вида    
разрешённого использования - это действия в чрезвычайных ситуациях,             
деятельность, не оказывающая существенного влияния на правовой режим земель,    
инженерные изыскания, благоустройство территорий, размещение информационных     
знаков.                                                                         
                                                                                
Кроме того, существует правовая неопределённость в регулировании вопросов,      
которые касаются изменения видов разрешённого использования земельных           
участков, предоставленных в аренду, в бессрочное пользование либо в             
безвозмездное пользование. В связи с этим законопроектом предлагается ввести    
особый порядок изменения видов использования таких земельных участков.          
Государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия будут         
вправе выбирать вид разрешённого использования, если это согласовано с          
учредителем.                                                                    
                                                                                
В соответствии с предлагаемыми изменениями в Земельный кодекс законопроектом    
также предусматриваются корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О      
государственной регистрации недвижимости" в части внесения в Единый             
государственный реестр недвижимости сведений о видах разрешённого               
использования земельных участков.                                               
                                                                                
Следует отметить, что по результатам анализа правоприменительной практики       
выявлена необходимость уточнения отдельных правовых норм, регулирующих          
порядок предоставления земельных участков. Так, в целях пресечения              
недобросовестных действий лиц, направляющих заявки об участии в аукционе,       
законопроектом предусматриваются случаи и порядок внесения сведений о таких     
лицах в реестр недобросовестных участников аукциона. Для граждан                
законопроектом предусмотрена возможность выкупа земельных участков,             
арендуемых для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества,      
при условии их надлежащего использования в течение трёх лет.                    
                                                                                
Принятие закона позволит сократить количество споров, которые возникают при     
определении видов разрешённого использования земельных участков, будет          
способствовать вовлечению земель в оборот и снимет излишние административные    
барьеры.                                                                        
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Николая Петровича Николаева.                                           
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Виктория Валериевна          
подробно рассказала о положениях законопроекта, я хотел бы остановиться         
только на нескольких моментах, особо важных, на мой взгляд.                     
                                                                                
Я думаю, каждый из присутствующих так или иначе хоть раз в жизни пытался        
заниматься или занимался оформлением какого-нибудь земельного участка. Надо     
сказать, этот поступок требует определённого мужества, терпения и               
выносливости, и всё потому, что в зависимости от категории земель существуют    
абсолютно разные процедуры оформления. И как раз в данном законопроекте         
сделана попытка унифицировать эти процедуры и распространить на все категории   
земель понятие регламента использования земель. Сейчас это понятие есть для     
разных категорий, но не для всех, так вот предлагается сделать единую           
процедуру.                                                                      
                                                                                
Земельный кодекс предлагается дополнить новой статьёй, которая содержит как     
раз общие правила установления, определения и изменения видов разрешённого      
использования земель. Очень важный момент, на который я хотел бы обратить       
ваше внимание, - законопроектом решается задача, давно поставленная             
президентом, то, о чём давно уже говорят и в обществе, и в этом зале, а         
именно разрешение крестьянским (фермерским) хозяйствам строить жилые дома.      
                                                                                
Здесь есть эти положения, однако я хочу обратить ваше внимание на то, что уже   
было несколько депутатских инициатив по этой теме, эта тема всегда              
обсуждается очень остро, бурно. В рамках рабочей группы, которая у нас сейчас   
действует, также обсуждается этот вопрос. Надо сказать, что наработан уже       
большой портфель предложений, убирающих риски, о которых постоянно говорят, в   
частности риск возможной застройки сельхозземель жилыми зданиями, риск          
злоупотреблений в этой области. Я думаю, мы все эти наработки сможем            
использовать при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.      
                                                                                
В целом мы рассмотрели и концептуально поддержали законопроект. Надо сказать,   
что ещё пять комитетов рассмотрели законопроект и также поддержали его с        
определёнными замечаниями, которые можно будет учесть при подготовке            
законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Прошу поддержать законопроект    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович.                                
                                                                                
Будут ли вопросы, коллеги? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня к представителю правительства вопрос.                                    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, не приведёт ли это к тому же, к чему привела в лесном      
хозяйстве передача полномочий на уровень субъектов (теперь всё больше говорят   
о необходимости передачи полномочий на федеральный уровень)? Я сказке о том,    
что упрощается при передаче территориям, не верю, сильно сомневаюсь в этом.     
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Спасибо большое за вопрос. Мы говорим не о передаче каких-то   
новых полномочий субъектам Российской Федерации. Мы говорим о том, что          
использование земель сельскохозяйственного назначения в зависимости от того,    
какое производство будет размещаться в определённом субъекте Российской         
Федерации, насколько посевные площади должны использоваться в субъекте          
Российской Федерации, - это исходя из норм федерального закона № 184-ФЗ уже     
сейчас определяют регионы, исполнительная власть в регионах. И в рамках         
законопроекта мы конкретизируем данные полномочия субъектов, говоря о том,      
что установление правил использования сельскохозяйственных угодий как           
важнейшей составной части земель сельскохозяйственного назначения возлагается   
на субъекты Российской Федерации.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Виктория Валериевна, нигде не указано, что изъятие земель осуществляется        
способом выкупа. И скажите, пожалуйста, как будет происходить оценка земель     
при изъятии для размещения линейных объектов?                                   
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Спасибо большое за вопрос. Данный законопроект не регулирует   
эти отношения. Это действующее положение Земельного кодекса, там                
предусматривается, что изымаются для государственных либо муниципальных нужд    
земельные участки по основаниям, предусмотренным в статье 49 и связанным,       
например, с размещением линейных объектов, с размещением объектов обороны и     
безопасности либо каких-то других объектов. И в данном случае действует общее   
положение закона № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности...", когда имущество,      
которое изымается, предварительно должно быть оценено, должна быть проведена    
независимая оценка.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яхнюк Сергей Васильевич.                                                        
                                                                                
ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Виктория Валериевна, вопросы вам (это, может быть, косвенно касается земель и   
данного законопроекта) - по поводу постановки земельных участков на             
кадастровый учёт.                                                               
                                                                                
Первый вопрос: сколько в процентном отношении земельных участков в целом по     
России поставлено на кадастровый учёт?                                          
                                                                                
Второй вопрос: как конкретно за год изменилась ситуация?                        
                                                                                
Ну и третий: ваши предложения в отношении того, чтобы всё же земли,             
относящиеся к категории сельхозземель, поставить на кадастровый учёт            
стопроцентно, и когда мы этого добьёмся?                                        
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Спасибо. Действительно, в отношении земель                     
сельскохозяйственного назначения это большая проблема. В частной                
собственности этих земель достаточное количество, более 85 процентов, но до     
сих пор много земельных участков не выделено в счёт земельных долей. Я знаю,    
есть инициативы Министерства сельского хозяйства, и на заседаниях рабочей       
группы, которую возглавляет Николай Петрович Николаев, обсуждается вопрос о     
завершении процедуры выдела земельных участков в счёт земельных долей, чтобы    
реальные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения,          
которые по документам, в виде баллогектаров люди получили во время земельной    
реформы, стали объектами оборота. Это нужно завершить, нужно определить в       
законодательстве порядок пересчёта земельных долей из баллогектаров в простую   
правильную дробь, чтобы земельные участки были объектом оборота.                
                                                                                
Что касается изменений за год. Всего в Российской Федерации учтено порядка 60   
миллионов земельных участков, это разные участки, из разных категорий земель,   
теперь уже больше половины из них, более 60 процентов, имеют точные границы -   
если мы говорим о завершении кадастрового учёта, связанного с уточнением        
границ земельных участков. За этот год динамика неплохая, потому что            
подключился механизм, связанный с комплексными кадастровыми работами, когда     
регионы, используя субсидии из федерального бюджета, могут уточнять в           
массовом порядке границы земельных участков, расположенных целиком в            
кадастровых кварталах. Динамика, ещё раз повторю, хорошая, это более 4          
миллионов земельных участков в год.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Виктория Валериевна, у меня такого плана вопрос. В законопроекте    
речь идёт о строительстве жилья на землях крестьянских (фермерских) хозяйств.   
Скажите, пожалуйста, от каких общественных организаций, объединяющих            
профессиональные союзы соответствующей категории (я имею в виду объединения     
крестьянских (фермерских) хозяйств, тех, кто работает на селе, на земле), у     
вас есть заключения? Вот их точка зрения в каких документах выявлена,           
запрашивали ли вы их позицию?                                                   
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Данная инициатива была согласована с субъектами Российской     
Федерации. Насколько я знаю, в процессе согласования законопроект широко        
обсуждался в регионах. Мы здесь не были пионерами, как правильно сказал         
Николай Петрович, большое количество инициатив депутатского корпуса точно так   
же было направлено на решение задачи, поставленной Владимиром Владимировичем    
Путиным ещё в 2011 году, когда он был председателем правительства. Тогда было   
большое заседание в Тамбове, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств      
поднимала такой вопрос. Мы просто законодательно оформили данное решение,       
данную инициативу, которая исходила снизу.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Водолацкий Виктор Петрович.                                                     
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Виктория Валериевна, последнее время появилась мода на формирование             
агломераций, соединяются территории городов, и земельные участки                
сельхозназначения попадают уже в зону формирования нового градостроительного    
плана, фермеры с этим соглашаются. А вот что будет с домами, которые там        
расположены, при переводе земли под ИЖС, или Ж1, или Ж2? Это первый вопрос.     
                                                                                
И второй: почему ЛПХ не попали в этот перечень?                                 
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Спасибо за вопросы. Если позволите, я с конца начну.           
                                                                                
ЛПХ не попали в перечень, потому что личное подсобное хозяйство                 
предусматривает наличие двух земельных участков - придомового и полевого. На    
придомовом земельном участке как раз в рамках личного подсобного хозяйства      
можно построить жилой дом с правом регистрации в нём.                           
                                                                                
Что касается разрастания городов и формирования агломераций, вы абсолютно       
справедливо поднимаете вопрос. Земли сельскохозяйственного назначения и         
сейчас, без изменений, предусмотренных данным законопроектом, являются          
своеобразным донором для развития территорий населённых пунктов. Если мы        
внимательно посмотрим закон "О переводе земель или земельных участков из        
одной категории в другую", то увидим, что в статье "Особенности перевода        
земель сельскохозяйственных угодий..." предусматривается возможность            
расширения населённых пунктов за счёт земель сельскохозяйственного назначения   
с одной оговоркой: особо ценные сельскохозяйственные угодья должны              
оцениваться на предмет целесообразности включения в границы населённых          
пунктов либо размещения на них линейных объектов, добычи полезных ископаемых    
и так далее.                                                                    
                                                                                
Что касается размещения дома фермера, конечно же, никто не предусматривает      
никакого перевода земель под таким домом. Уникальность данных предложений       
заключается в том, что дом фермера будет размещаться на землях                  
сельхозназначения как неотъемлемая составляющая сельскохозяйственного           
производства: фермер живёт на этой земле и работает на ней.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, я хочу ещё обратить внимание на то, что в отношении     
строительства домов на сельхозземлях нам, конечно же, во втором чтении          
необходимо будет проработать ряд вопросов. Прежде всего нужно ограничить долю   
земельного участка, на которой можно строить такой жилой дом. Мы считаем, что   
строить дом можно только после процедуры землеустройства, чтобы не было         
злоупотреблений. Более того, мы предполагаем, что, наверное, целесообразно      
всё-таки ограничиться землёй, которая в собственности: в этом случае мы         
избежим множества самых разных, в том числе судебных, споров относительно       
того, чей дом и чья земля. Во всяком случае, этот вопрос требует серьёзной      
доработки, наработки у нас есть, мы будем двигаться к оптимальному решению.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемая Виктория Валериевна, с учётом вашей предыдущей работы вы наверняка    
сможете сказать, какое количество у нас крестьянских (фермерских) хозяйств и    
сколько фермеров в динамике за 2016 и 2017 год смогли бы воспользоваться        
данным законом, если бы он вступил в силу, скажем, три года назад: у вас        
наверняка есть статистика, сколько желающих им воспользоваться. Мы понимаем,    
что нам надо развивать крестьянские (фермерские) хозяйства, что количество      
фермеров должно расти, и этот закон как раз и будет одной из мотиваций, чтобы   
люди приходили в фермерство, начинали им заниматься. Вот скажите, пожалуйста,   
какова статистика: сколько было, сколько есть и сколько этим законом вы         
привлечёте?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку.                                               
                                                                                
Геннадий Васильевич, я вижу, я вам предоставлю слово, не волнуйтесь.            
                                                                                
Пожалуйста, Виктория Валерьевна, отвечайте на вопрос.                           
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Спасибо большое за вопрос, но я вас, наверное, разочарую:      
всё-таки такую статистику ведёт Министерство сельского хозяйства, она           
формируется каждый год, и мы на вопрос, сколько фермеров, каков прирост         
фермеров, ответить не можем. Наша задача - обеспечить, сделать так, чтобы       
фермеры получали землю быстро, в ряде случаев без торгов, если это начинающие   
фермеры, и чтобы соответствующие земельные участки использовались по            
назначению, это тоже функция, которую мы выполняем в рамках земельного          
надзора.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Виктория Валериевна, конечно, это очень спорный законопроект, в нём много       
подводных камней, и что получится после вступления закона в силу, вы тоже       
предугадать не можете. Но я в вашем выступлении не услышала вот чего (то, что   
фермер может строить там, где живёт и работает, понятно): а что с               
многодетными семьями? По решению правительства им выделяются земельные          
участки - но только на болоте, больше нигде они ничего получить не могут.       
Скажите, пожалуйста, принятие этого закона как-нибудь скажется на решении вот   
этой важнейшей проблемы?                                                        
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Планирование использования территорий относится к              
компетенции местных органов власти, органов местного самоуправления, и в        
какой конкретной территориальной зоне будут предоставляться земельные           
участки, в том числе семьям с тремя и более детьми, решают органы местного      
самоуправления. Федеральный законодатель не ограничивает органы местного        
самоуправления в определении таких земельных участков.                          
                                                                                
Соответствующие зоны должны быть сформированы, это и сделано во всех            
муниципальных образованиях, судя по статистике, которую ведёт министерство      
строительства. Если мы говорим о возможности получения земельных участков без   
торгов этой категорией лиц, такая возможность в Земельном кодексе               
предусмотрена. Законопроект не ущемляет многодетных в праве получить такие      
земельные участки - наоборот: упрощается возможность выбора вида разрешенного   
использования из предусмотренных в соответствующей территориальной зоне.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, конечно, когда речь идёт о земле, это всегда вызывает   
очень большой интерес. Но я хочу обратить внимание вот на что: это              
законопроект о процедуре, которая позволит определять виды разрешённого         
использования земель, об унификации этой процедуры, но не для отдельно взятой   
группы - многодетных, фермеров и так далее. Это законопроект, которым           
предлагается установить общие правила определения видов разрешённого            
использования земель - для всех.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Я хотел задать вопрос, это первое, и, второе, попросить вас и Думу... Если      
нет, тогда решим вопрос в ходе выступления.                                     
                                                                                
Вопрос следующий. Законопроект, который рассматривается, очень сложный, он      
аккумулирует десятки проблем, вот и правительство написало несколько строк, в   
соответствии с которыми фермер, имеющий в собственности землю, вроде получает   
разрешение построить жилой дом, то есть решается проблема, которая до сих пор   
волнует общественность. Я только вчера вернулся из Владимира, где ещё раз       
были подняты эти вопросы, как нерешённые, и предложен следующий вариант:        
подготовлен... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд.                                       
                                                                                
Геннадий Васильевич, вопрос задавайте, пожалуйста.                              
                                                                                
КУЛИК Г. В. ...подготовлен законопроект, отдельный проект закона о              
строительстве жилья на земельных участках, находящихся в собственности          
крестьянских (фермерских) хозяйств, в котором чётко всё определяется, даются    
ответы на все вопросы.                                                          
                                                                                
Я предлагаю из данного законопроекта исключить всё, что связано с...            
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, у вас вопрос есть?                   
                                                                                
Добавьте 30 секунд.                                                             
                                                                                
Геннадий Васильевич, задавайте, пожалуйста, вопрос, а потом можно будет         
выступить с предложением.                                                       
                                                                                
КУЛИК Г. В. Хорошо.                                                             
                                                                                
Вопрос в том, чтобы вы потом, проголосовав в первом чтении, не говорили, что    
это изменение концепции и поэтому вы внести такую поправку не можете! Я         
говорю, что я буду призывать не голосовать за этот законопроект ни в первом,    
ни во втором, ни в двадцать пятом чтении, потому что не решается вопрос,        
который депутаты из разных фракций ставили много раз, коммунисты последний      
раз вносили, когда ещё Решульский работал... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Петрович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, я коротко, так как мы уже обсуждали этот вопрос.        
                                                                                
Геннадий Васильевич предлагает ту часть законопроекта, которая касается         
строительства домов на территории фермерских хозяйств, изъять, рассматривать    
законопроект без этих норм, но при этом отдельным законом всё-таки решить       
проблему строительства жилых домов на земельных участках крестьянских           
(фермерских) хозяйств. Я хотел бы обратить внимание, что мы в любом случае не   
сможем сделать такое изъятие, потому что общие нормы (я ещё раз подчёркиваю:    
общие нормы), которые связаны с видами разрешённого использования земель, так   
или иначе должны касаться крестьянских (фермерских) хозяйств, никакой другой    
специализированный закон эту проблему не решит. Это первое.                     
                                                                                
Второй момент, который важно учитывать при принятии решения: сейчас минимум     
три законопроекта, направленных на решение данной проблемы, находится в         
Государственной Думе - в рабочих группах, у депутатов и так далее. Ни один из   
этих законопроектов пока не внесён в Государственную Думу, хотя законопроекты   
прошли целый ряд необходимых процедур по фракционной линии.                     
                                                                                
Если мы изымем положения о возможности строительства жилья для фермеров из      
этого законопроекта и будем ждать внесения других законопроектов, мы просто     
отодвинем решение этой проблемы. Но, ещё раз подчеркну, самое главное -         
никакой специализированный закон не сможет решить эту проблему без принятия в   
данном законопроекте положений, которые позволят ввести такой вид               
разрешённого использования сельхозземель, как строительство жилого дома.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Натаров Сергей Васильевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Виктория Валериевна, да, наверное, и председатель комитета всё-таки: как вы     
думаете, какие дополнительные механизмы контроля за реализацией этого закона    
можно было бы предложить, чтобы не допустить злоупотреблений, чтобы не          
получилось так, что на фермерской земле всё-таки возникают элитные коттеджные   
посёлки? Может, какие-то дополнительные меры предусматривали?                   
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Действительно, есть целый блок предложений по доработке        
именно данной части законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Первое,      
что мы обсуждали с коллегами и с депутатским корпусом, - запрет на изменение    
категории земель, то есть такой дом должен стоять на землях                     
сельскохозяйственного назначения как неотъемлемая составляющая процесса         
производства сельскохозяйственной продукции фермерским хозяйством.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Идёт запись на выступления.                                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, я видел, что вы поднимали руку, -    
если захотите выступить, я вам дам слово.                                       
                                                                                
Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, проблема рассматривается в законопроекте с    
разных сторон, и по вопросу, можно строить на землях сельхозназначения жилые    
дома или нельзя и к чему это приведёт, который сейчас вызвал такую острую       
дискуссию, в этом зале регулярно проходят дискуссии, споры, высказываются       
критические мнения. Я лично за то, чтобы можно было строить. Нам поступает      
огромное количество обращений именно от фермеров, которые получают субсидии     
от государства, то бишь деньги, получают иногда даже какие-то земельные         
участки в аренду, иногда они их покупают, и эти фермеры хотят заниматься        
сельским хозяйством, хотят жить на земле, но вот как раз жить на земле мы им    
почему-то не разрешаем. То есть, получается, там работай, пожалуйста, но        
ночевать приезжай в Москву, потом в пять утра вставай и поезжай за 150-200      
километров по пробкам. А как только фермер делает там какое-то                  
приспособление, даже дом на колёсах ставит, приходит инспектор и начинает       
штрафовать, более того, он не просто штрафует: по нашему сегодняшнему закону    
два штрафа - и изъятие земельного участка. В таких условиях будет у нас         
фермерское хозяйство развиваться? Я считаю, нет. Со сколькими фермерами в       
Московской области, во Владимирской, в Ивановской областях я ни виделся, все    
они говорят: везде эта проблема существует, не надо закрывать на неё глаза,     
она есть.                                                                       
                                                                                
И ещё раз, в сотый раз я вам говорю: у нас 40 миллионов гектаров земель         
сельхозназначения - именно сельхозназначения! - вообще никак не используется,   
так что же мы боимся разрешить фермеру построить какой-то деревянный, я не      
знаю, из фанерки домик, чтобы он спокойно, на законных основаниях мог там       
остаться, переночевать или вообще вывезти туда свою семью и там жить            
прекрасно, воспитывая детей, выращивая экологически чистую сельхозпродукцию,    
да ещё и продавая эту сельхозпродукцию, на этом же земельном участке для        
крестьянского (фермерского) хозяйства? А кстати, по новому классификатору       
такого вида разрешённого использования вообще нет, теперь он должен выбрать:    
либо он питомник организует, либо он фермер животноводческого толка и так       
далее. Почему-то - я не знаю, кто это решение принял, - такой вид               
разрешённого использования, как крестьянское (фермерское) хозяйство, вообще     
из классификатора удалили. То есть опять создаём какие-то дополнительные        
препоны для развития фермерского хозяйства.                                     
                                                                                
Моя лично позиция - надо этот закон поддержать. Три года назад я сам            
предлагал такой законопроект - чтобы наконец-то разрешить фермерам строить      
жилые дома. Не надо бояться, что всё застроят коттеджными посёлками, те, кто    
захочет, и без этого закона застроят.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич.                               
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, задавая вопрос представителю министерства,    
я уже сказала, что это очень сложный закон. Хотя Николай Петрович нас           
уверяет, что это такой процедурный закон, разрешающий проблему, как же          
оформить вот эти земли - с помощью торгов или так, просто по решению            
муниципальной власти, которая определяет, кому дать, кому не дать, но всё это   
гораздо сложнее.                                                                
                                                                                
Вы знаете, я родилась далеко, в Сибири, и, когда ещё маленькой девочкой         
бегала к подружке, её бабушка говорила: "Мы из России" - а я думала: "А мы      
откуда? Мы же тоже в России живём". И только когда стала подрастать, стала      
понимать, что эти люди приехали туда, в Сибирь, на не освоенные тогда земли,    
они должны были их осваивать. Столыпинская реформа не облегчила страданий       
народа, а просто, как правильно Ленин говорил, открыла крышку котла, клапан,    
и выпустила пар, чтобы не было выступлений.                                     
                                                                                
Из-за земли всегда были битвы, это очень сложный, повторяю, вопрос. Надо        
сказать, что ведь земля - это богатство. И когда мы говорим, что у нас          
половина сельхозземель не засеивается, не осваивается, это значит, что мы       
плохо это дело освоили, очень плохо. Мой брат работал на огромном тракторе, и   
помню, как корчевали деревья, чтобы хоть как-то освободить полянку, где село,   
где колхоз хоть как-то мог бы что-то сеять. Вы знаете, с каким трудом           
создавались эти сельхозземли во многих местах?.. У нас в Тамбове, конечно,      
богатейшие земли, огромные поля, но их тоже нужно осваивать, а сейчас -         
особенно в 1990-х годах мы об этом говорили - залеснение идёт и так далее. Я    
сельский житель, поэтому я эту проблему воспринимаю тяжело.                     
                                                                                
Вот задавали вопрос: почему до сих пор на кадастровый учёт не поставили,        
почему не выделили вот эти самые пресловутые паи? А ведь тогда нам же здесь,    
в Думе, говорили, мол, вы знаете, сколько это стоит - выделить пай, пусть       
сама платит эта бабушка, этот житель. А у неё денег нет. Она думала, что она    
собственник, где-то что-то у неё есть, но в итоге ничего не получала ни от      
этой доли, ни от чего-либо ещё. И вот так, потихоньку-потихоньку сужалось это   
право собственности.                                                            
                                                                                
Теперь мы что хотим сделать? Мы хотим сделать так, чтобы из Москвы приехали     
да там бы и работали. Слушайте, да если приехать, он, конечно, будет            
работать, и есть где дом построить, но вот скажите: у нас что, фермеры без      
домов, что ли, сейчас живут?                                                    
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции выступление. Добавьте четыре минуты.           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Они будут работать, но мы что хотим создать - опять хуторскую    
систему? Или отруба, чтобы дворец там стоял и вокруг были рабы? Когда мы        
планировали, задумывали фермерство, никто против не выступал, но сейчас         
поезжайте в село - там 100 рублей в день заработная плата! Платит тот самый     
фермер, который уже давно не фермер, и ни сам он, ни его семья давно не         
работают, а работают уже просто люди на него.                                   
                                                                                
Вот то, что мы эти 25 лет творили, - мы вместе творили всё это: и Дума, и       
правительство! Этот закон принимать ни в коем случае нельзя, вы сами            
понимаете, что начнётся. Говорят, что возращение земель в оборот начнётся.      
Даже если вы сделаете, как вы обещаете - мол, мы обязательно должны эти доли    
выделить, - ну что с этой долей будут делать там? Её, эту долю, продадут        
скорее, и всё! И что на этой земле будет потом? Если вот взять Московскую       
область: Успенское шоссе - там ведь были прекрасные хозяйства, теплицы, а       
сейчас там заборы высотой 3 метра, чтобы никто не видел, какие там дворцы       
выросли! Понимаете?                                                             
                                                                                
Это же наша страна, тут нет врагов, мы говорим: давайте вместе думать - но      
нет!.. Мы от Компартии предлагали с первого дня: пусть хозяйства, которые       
свои доли, паи оставили, не изменили своё название - как был совхоз, колхоз     
или акционерное общество, так вместе и работают, - это, наверное, и легче, и    
лучше? Нет, нам надо, чтобы последнее, что вырабатывалось... чтобы на земле,    
которая обрабатывалась годами, веками, мы теперь... Правильно говорят, что,     
наверное, будут там коттеджные посёлки.                                         
                                                                                
Мне легче было бы выступать, говорить, конечно, о детях, о семье, потому что    
этим занимается мой комитет и я с ними вместе, с девчатами, но ещё раз хочу     
сказать: я выросла и родилась в селе, выучилась там и работала на тракторе, и   
сеяли мы, ребятишки, на сеялках и веялках, мы учились этому... А вы             
посмотрите, чем сейчас занимаются сельские дети! Я вас очень прошу              
прислушаться: этот законопроект поддерживать нельзя!                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Диденко Алексей Николаевич. Алексей Николаевич, кто у вас от фракции?           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты поставьте.                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Трёх минут, я         
думаю, хватит - у нас от фракции другой выступающий. Я лишь обращу внимание     
на некоторые моменты, в том числе выскажу мнение Комитета по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления относительно текста данного       
проекта закона. Тут звучали комментарии, звучали вопросы о статистике, о        
динамике развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации,    
в чём актуальность представленного законопроекта и соответствует ли динамика    
роста КФХ предложениям, довольно инновационным, которые внесены                 
правительством. За десять лет более чем на 40 процентов сократилось             
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, более чем на 100 тысяч -         
цифра, конечно, очень серьёзная, угрожающая! Этот процесс деградации шёл        
постепенно, долго, фактически десятилетие. Между моментом, когда поступило      
соответствующее поручение, и датой внесения и рассмотрения законопроекта        
прошёл большой промежуток времени, и складывается такое впечатление, что это    
вызвано предпродажной подготовкой большого количества сельскохозяйственных      
земель, которые когда-то были заняты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами,   
находятся в непосредственной близости от населённых пунктов и вызывают очень    
серьёзный интерес у инвесторов, которые хотят строить эти мнимые дома для       
садоводов и фермеров.                                                           
                                                                                
В связи с этим нам представляется, что должны быть довольно серьёзные           
механизмы защиты тех земельных участков, которые реально используются           
фермерами для ведения хозяйства. Вызывает сомнение та... Вот говорят, что       
нельзя будет перепродать, но есть норма в тексте проекта закона,                
представленном к первому чтению, что в случае прекращения фермерского           
хозяйства допускаются выделение земельного участка под жилым помещением и в     
последующем возможность его оформления и изменения его целевого назначения.     
Вот этой нормы, по мнению фракции ЛДПР, не должно остаться в проекте закона к   
третьему чтению.                                                                
                                                                                
Концепция законопроекта полезная, тем не менее вызывает опасение ещё один       
момент. Мы фактически вводим новый порядок определения видов разрешённого       
использования земельных участков, и это неизбежно приведёт к корректировке      
федерального законодательства, субъектового законодательства и правил           
землепользования и застройки всех без исключения поселений и городских          
округов. Нужно понимать масштаб преобразований, которые последуют после         
введения в действие данного закона. Данные преобразования приведут к            
колоссальным расходам для поселений, в меньшей степени для городских округов,   
но этих средств в бюджетах нет, они все в долгах - более 300 миллионов рублей   
долг муниципальных образований уровня городских поселений и сельских            
поселений. В связи с этим нам необходимо обсудить вопрос, где мы будем          
находить источники, чтобы муниципальные образования не получили очередной       
закон, который потребует от них увеличения дефицита местных бюджетов и новых    
кредитных обязательств.                                                         
                                                                                
Фракция ЛДПР не будет голосовать за этот законопроект.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Максимова Светлана Викторовна.                                     
                                                                                
МАКСИМОВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, я записывалась на выступление, но у меня кнопка не     
загорелась. Можно выступить?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Учтём. Вы - попозже, сначала те, кто правильно нажал      
кнопку.                                                                         
                                                                                
По ведению - Андрейченко Андрей Валерьевич.                                     
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Я тоже хотел бы записаться на выступление, просто уже есть    
выступление по позиции фракции, сейчас Александр Шерин её выскажет.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Валерьевич, вы только что нажали кнопку.           
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Да-да, я знаю.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас уже третий человек выступает от фракции. Мне        
кажется, всё-таки, если будет четвёртый, только что изъявивший желание, это     
будет уже перебор, коллеги.                                                     
                                                                                
Александр Николаевич, что вы говорите?                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, если это ваше желание.                        
                                                                                
Депутат Шерин уступает депутату Андрейченко.                                    
                                                                                
Проходите, пожалуйста. Выступление от фракции.                                  
                                                                                
Коллеги, какой-то порядок должен быть. В данном случае поменялись, тут всё      
нормально.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Ещё раз добрый день, коллеги! Дело в том, что я состою в      
профильном комитете, и я хочу представить позицию фракции, потому что у нас     
мнение одного из депутатов отличается... Фракция ЛДПР в первом чтении не        
будет поддерживать данный законопроект. Почему? Вопросы, которые этим           
законопроектом поднимаются, - об упрощении порядка получения земли, о           
категорийности земельных участков - поднимаются абсолютно верно, их надо        
решать, но в данном виде законопроект этих проблем не решает и, наоборот,       
только усложняет ситуацию.                                                      
                                                                                
Сначала можно разобрать этот законопроект с точки зрения юридической техники.   
Нет чёткой терминологии. Например, разрешённое использование земельного         
участка определяется как допустимое использование земельного участка, которое   
определяется в соответствии с Земельным кодексом, то есть разрешённое           
определяется как допустимое, но это же синонимы - мы подобное определяем        
через подобное. Улучшается ли таким образом с методологической и                
терминологической точки зрения порядок предоставления и распределения           
земельных участков? Нет, ведь в принципе в юридическом смысле вопрос            
абсолютно не проясняется. Так и с другими терминами: упоминаются виды           
разрешённого использования, соответствующие виды разрешённого использования,    
основные виды разрешённого использования, вспомогательные виды разрешённого     
использования, условно разрешённые виды использования; есть ещё                 
словосочетания "изменённый земельный участок" и "принадлежности линейных        
объектов"! То есть нет единообразия в использовании терминов, вводятся новые    
термины, но и старые не отменяются.                                             
                                                                                
Очень много отсылочных норм. Думаю, и по вопросам, и по обсуждению понятно,     
что законопроект важный, большой, его долго готовили, вы уже услышали, что с    
этим законопроектом связана куча других законопроектов, и при этом почему-то    
постоянно встречаются отсылочные нормы - представляется, что эти нормы должен   
содержать сам закон. Мы же пытаемся упростить, а нам что предлагают? Каждый     
раз открывать другой закон, смотреть, что там написано. И всё-таки нужно так    
или иначе привести терминологию к единообразию. Возьмём опять же суды и всё     
остальное, что будет возможно после принятия этого закона: трактование станет   
сложнее, потому что, повторю, новых конкретных определений не появляется,       
появляются отсылочные нормы либо определение подобного через подобное.          
                                                                                
Про сельскохозяйственные угодья, конечно, уже говорили, тут так или иначе       
важен вопрос о собственниках.                                                   
                                                                                
Вообще, что касается вопросов про сельхозугодья, про остальное, я думаю, ни     
из вопросов, ни из ответов на них не было понятно, урегулирована проблема или   
нет. Такое большое количество вопросов от депутатов, я думаю, говорит о том,    
что законопроект в том виде, в котором он сейчас представлен, даже депутаты -   
члены профильного комитета не до конца понимают, не понимают именно практику    
его правоприменения. Представляется, что, скорее всего, во втором, в третьем    
чтениях законопроект будет очень сильно меняться. Законопроект, без сомнения,   
актуален, но в данном виде он проблем не решает, создаёт новые                  
бюрократические препоны, не вводит единообразия в терминологии (что нужно),     
то есть на самом деле ухудшает и без того запутанную ситуацию.                  
                                                                                
Поэтому данный законопроект в первом чтении фракция ЛДПР поддерживать не        
будет.                                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валерьевич.                               
                                                                                
Слыщенко Константин Григорьевич от фракции.                                     
                                                                                
Подготовиться Нилову Олегу Анатольевичу.                                        
                                                                                
СЛЫЩЕНКО К. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как ранее было отмечено,            
законопроект направлен на совершенствование на системной, комплексной основе    
вопросов, связанных с установлением и изменением видов разрешённого             
использования земельных участков. Ещё раз позволю себе отметить основные        
аспекты законодательной инициативы: первое, законопроектом не отменяются        
категории земель; второе, на все категории земель, кроме сельскохозяйственных   
угодий и земель водного фонда, распространяется общий порядок, регламенты       
использования земель с видами разрешённого использования земельных участков;    
третье, в Земельный кодекс вводятся общие правила определения и изменения       
видов разрешённого использования земельных участков из разрешённых              
регламентами.                                                                   
                                                                                
Несомненно, по данному законопроекту, и мы это все слышали, было очень много    
замечаний, звучали мнения, что за него вообще голосовать нельзя, но я считаю,   
что нужно принимать этот законопроект в первом чтении, я считаю, что            
предложения и замечания, которые были высказаны, нужно максимально учесть во    
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие законопроекта в первом чтении.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Григорьевич.                          
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
Геннадий Васильевич, вы будете выступать? Следующим тогда, после Нилова.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я помню, вам будет предоставлено слово потом. Светлана    
Викторовна, я помню, вы получите слово.                                         
                                                                                
От фракции - Олег Анатольевич Нилов. Пожалуйста.                                
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Намерение,              
естественно, благое, и можно было бы поддержать концепцию законопроекта, в      
котором речь идёт о том, чтобы предоставить возможность строительства           
собственного дома на сельхозземле, на земле другого назначения, возможность     
построить дом ещё для кого-то, вырастить сад, но, как правило, речь идёт о      
тех, у кого на этой земле и так уже дом, просто нужно построить второй,         
третий. Для каких целей? Вот здесь начинается развилка.                         
                                                                                
Я что предлагаю, уважаемые коллеги? Этот законопроект, наверное, давно          
разрабатывался, верстался, готовился - время прошло. Это не прорывной закон,    
который изменит ситуацию для абсолютного большинства наших граждан, ну хотя     
бы для миллионов, это закон для тысяч, для нескольких тысяч. Видите, даже нет   
информации, кого коснётся закон: вы не посчитали, вы не дали экспертное         
заключение, кто получит выгоду от принятия этого закона, сколько их, тех,       
кого вы таким решением осчастливите, облагодетельствуете. Я предлагаю, ещё      
раз говорю, внимательнее подходить к решению проблем по реализации              
национального проекта по предоставлению таких возможностей миллионам наших      
граждан - заслуженных, многодетных, граждан, которые достигли предпенсионного   
возраста. Что им предлагается, есть у правительства предложения? В ответ -      
тишина. Это недопустимо, поэтому ещё раз подтверждаю и повторяю то, о чём       
говорил: без решения земельного вопроса для миллионов граждан не будет          
прорыва в строительстве жилья, в решении многих социальных вопросов, вопросов   
занятости, демографических вопросов - правительству нужно сейчас этим           
заняться.                                                                       
                                                                                
Посмотрите, какой вопиющий пример (я пытался навести справки у коллег из        
Томска): единственный вопрос, который не был решён при общении президента с     
народом, - это вопрос многодетной мамочки, которая восемь или десять лет        
стояла в очереди, но землю для строительства дома, 15 соток, так и не           
получила. Через несколько дней губернатор Жвачкин докладывает президенту:       
вопрос будет решён, Владимир Владимирович, но в течение двух-трёх лет. Все      
остальные вопросы решены были на раз, в эти же сутки, а этот вопрос -           
архисложный, даже при участии президента не решается! Посмотрите, что мы        
творим: миллионы гектаров пропадают, горят, зарастают, но землю народу никто    
не собирается отдавать просто так.                                              
                                                                                
Вот этот вариант - это не бесплатное предоставление земли для строительства     
жилья, это опять за что-то: либо земли сельскохозяйственного назначения уже     
находятся в собственности и так далее, либо ещё какие-то варианты, но только    
не бесплатное предоставление земли. В чём причина, уважаемые коллеги? Кто       
главный враг ещё не существующего национального проекта с рабочим названием     
"Одноэтажная Россия"? Главный враг - чиновник, который считает всю землю в      
России своей. И бесплатно землю, как мы увидели, даже по указу президента не    
так быстро предоставили.                                                        
                                                                                
Мне коллеги сообщили, что губернатор Жвачкин нашёл возможность, нашёл           
спонсора, купил землю для гражданки Журовой, чтобы от него отстали. Но          
предоставить землю миллионам в стране - тут вариантов нет. Однако один          
вариант есть: нами предложен законопроект о распространении пилотного           
проекта, который осуществляется на Дальнем Востоке, на другие регионы, прежде   
всего Центральной и Северо-Западной России, где огромное количество земель.     
Вот там, вдоль дорог, вдоль вновь построенных дорог, нужно предоставлять вот    
эти самые бесплатные гектары, вводить льготную ипотеку, под 6-7 процентов, и    
тогда будет решён этот архиважный вопрос: появятся миллионы квадратных метров   
нового жилья и ежегодно 2 миллиона семей будут получать новое жильё.            
                                                                                
Кто ещё против помимо чиновников? Конечно, строители, которые привыкли          
строить в городах бетонно-кирпичные джунгли, за кольцами и дальше, потому что   
посмотрите, какие там цены... На Дальнем Востоке, в Приморье квартира стоит     
уже 5 миллионов рублей - вот такие цены! Где взять на это деньги?! Сначала      
зарплаты соответствующие положите людям, чтобы можно было ипотеку даже под      
ноль процентов выплачивать всю оставшуюся жизнь. Деревянный дом, из леса,       
которого у нас, слава богу, ещё достаточно, можно построить за 1,5-2 миллиона   
рублей. Ну и понятно, что такая перспектива, такая конкуренция не устраивает    
лобби крупных городских строителей. Отсюда появляются тренды, которые нам       
показывают и мэр Москвы Собянин, и его коллеги, друзья-товарищи: надо строить   
агломерации, 10-15 городов-агломераций, и все ресурсы - людские, финансовые -   
туда, как пылесосом, засасывать. Но это большая ошибка, это вредительство.      
                                                                                
Моё предложение, уважаемые коллеги: приносите сюда прорывные законопроекты и    
поддерживайте те, которые мы предлагаем, и тогда будет счастье. Будет счастье   
миллионам людей, которые построят свои дома, разобьют свои сады, будут          
обеспечивать как минимум свои семьи чистыми продуктами питания. Вот вам         
здоровый образ жизни на свежем воздухе, здоровое питание, большая семья,        
традиции и культура.                                                            
                                                                                
А этот законопроект фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддержит, потому что вы   
смешали здесь абсолютно всё, большими желаниями вы запутали ситуацию.           
Возможно, есть здравые зёрна, но давайте их отделять от всего объёма этого      
многостраничного путаного проекта закона. И главное, повторяю, если и будет     
решён вопрос, то только для малого количества отдельных, избранных граждан, а   
не для миллионов, как это следует делать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кулик Геннадий Васильевич выступает, затем выступит Светлана Викторовна         
Максимова, и на этом мы прения завершаем.                                       
                                                                                
КУЛИК Г. В. Прежде всего хочу обратиться к членам нашей фракции, моей           
фракции: я прошу вас ни в коем случае не принимать этот закон в таком виде. И   
дело здесь не в амбициях, а в том, что депутатский корпус четыре года           
добивается принятия простого закона, чтобы фермер на собственном земельном      
участке - естественно, земли могут быть разные - мог построить жилой дом. Я     
думаю, каждый из вас, хоть чуть-чуть касавшийся сельского хозяйства,            
понимает, что жить, скажем, на расстоянии 30 километров или больше от           
земельного участка, где ведётся производство, невозможно, поэтому люди          
приводят в пример, что разрешили на садовых участках прописывать граждан        
(слава богу, решили эту проблему, а ведь нам отказывали и в этом, мол, нет      
почтового адреса, трудно почтовый адрес установить).                            
                                                                                
Мы согласовали законопроект о строительстве с правительством, с Министерством   
сельского хозяйства, а они разослали на отзыв в регионы, согласовали этот       
законопроект с Министерством экономического развития (если сейчас не            
откажется уважаемый мною человек, который знает хорошо сельское хозяйство) -    
мы согласовали со всеми.                                                        
                                                                                
В этом общем законе трудно разобраться, имеет фермер право строить дом или не   
имеет, потому что через строчку записано, что на выделенных ему землях          
сельскохозяйственного назначения он должен вести ту деятельность, которая       
определена направлениями использования этих земель. Он должен написать          
заявление хотя бы в муниципалитет (наше законодательство это предусматривает)   
и дать план, как и где он будет строить дом (ну это тоже понятно: чтобы         
электрику подвести, воду и так далее), а решения могут быть совершенно          
разные, ему могут и отказать.                                                   
                                                                                
Ещё раз, законопроект год с лишним находится в комитете по земельным            
вопросам. Мы накануне этого заседания говорили с председателем комитета,        
просили его вынести законопроект на заседание Государственной Думы для          
рассмотрения и принятия в первом чтении, доложить на этом заседании и чтобы     
из рассматриваемого сейчас законопроекта было исключено это всё...              
                                                                                
Продлите время, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
Завершайте, Геннадий Васильевич.                                                
                                                                                
КУЛИК Г. В. Четыре года ходили (я вам покажу кипы бумаг, которые написали по    
этому вопросу), договорились вроде - а сегодня опять выступают с этим           
вопросом!                                                                       
                                                                                
А деталей там столько - сам чёрт ногу сломит! Например, проведение              
землеустройства. Средний размер земель фермерского хозяйства - 260 гектаров.    
Я спрашиваю: сколько стоит проведение землеустройства, кто будет платить, в     
каких хозяйствах проведено землеустройство, как установлены границы,            
например, между Смоленской и Московской областями, прошёл ли там                
землеустроитель? Нет. А как установлены границы по городу, где сосредоточена    
вся наша атомная энергетика? То же самое, описательным методом. Так что тем,    
по которым можно отказать, вернуть всех на старые позиции, в этом               
законопроекте предостаточно.                                                    
                                                                                
Наше предложение состоит в следующем. Если принимать закон, то принимать с      
поправкой - и записать это в решении - об исключении из этого закона            
вопросов, связанных со строительством домов на землях фермерского хозяйства,    
и комитету в ближайшее время вынести на рассмотрение Совета Думы... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, спасибо большое.                     
                                                                                
Максимова Светлана Викторовна.                                                  
                                                                                
Три минуты поставьте.                                                           
                                                                                
МАКСИМОВА С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я в корне не        
согласна со всеми, кто здесь выступал, кроме моего коллеги из фракции "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ". Вы просто не были фермерами и не знаете, что это такое. Правильно,     
Геннадий Васильевич, вы сказали, что, когда ферма находится в 30 километрах -   
а у меня она была не в 30, а в 15 километрах, - её нужно охранять. У меня       
ферма горела два раза только из-за того, что мне не разрешали строить жильё     
на этом земельном участке - закон не позволял. Сейчас многие фермеры, которые   
построили там дома, называют их домами животноводов, как угодно, только не      
жильём. Многие фермеры, которые ко мне приходят, спрашивают: "Светлана          
Викторовна, ну когда, когда разрешат нам строить дома? У нас дети не могут      
пойти в школу, потому что у них нет прописки!"                                  
                                                                                
В законопроект этот, Геннадий Васильевич, я согласна, нужно внести поправки,    
но закон необходимо принимать. В следующем году будет 30 лет организации        
АККОР, вице-президентом которой я являюсь, и, когда к нам приезжают фермеры -   
а они, поверьте, приезжают постоянно, - они просят: "Светлана Викторовна,       
примите этот закон, он нам нужен!"                                              
                                                                                
Когда в 2011 году я была у Владимира Владимировича Путина в Ново-Огарёве (я     
тогда была просто фермером), я подняла вопрос о строительстве жилья. Во всём    
мире фермеры живут на своей земле возле фермы - ну почему у нас по-другому?     
Россия огромная! Сейчас 250 фермерских хозяйств в России, и каждый год они по   
миллиону гектаров прибавляют площадь обрабатываемых земель. Скажите, крупняк    
сколько прибавляет? Наоборот, убавляет! А фермеры прибавляют по миллиону        
гектаров каждый год, и если мы их опять ущемим, не дадим возможности строить    
дома...                                                                         
                                                                                
А тот законопроект, Геннадий Васильевич, о котором вы говорите... Я весь        
шестой созыв посвятила работе над проектом закона о возможности строительства   
домов, но его переписывали, переписывали, и до сих пор он где-то лежит. Я       
благодарна Виктории Валериевне, я очень благодарна министерству экономики и     
лично вам за то, что это есть в законопроекте - возможность строительства       
дома. Ещё работая в Министерстве сельского хозяйства, я оббила все пороги.      
Фермеры ждут этот закон! Если поправки нужны, мы их внесём, но закон            
принимать надо.                                                                 
                                                                                
Где Плетнёва? Убежала. Вот никак от неё не ожидала! Я хочу сказать, что         
именно фермеры у нас в Тверской области строят дома для многодетных семей на    
своих земельных участках, чтобы те приезжали и занимались сельским              
хозяйством.                                                                     
                                                                                
Так что я прошу вас этот законопроект принять в первом чтении, а во втором      
чтении мы его доработаем.                                                       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна.                             
                                                                                
Виктория Валериевна, у вас есть возможность выступить с заключительным          
словом.                                                                         
                                                                                
АБРАМЧЕНКО В. В. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я прошу вас           
проголосовать за данный законопроект в первом чтении. Это действительно         
большой и сложный акт, он даже по объёму большой. Была критика относительно     
юридической техники, и мы честно прошли этот путь, все формулировки, которые    
коллеги из фракции ЛДПР сегодня критиковали, мы согласовывали с Институтом      
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской     
Федерации, с Государственно-правовым управлением. Возможно, получилась          
действительно не очень правильная юридическая конструкция, но смысл в этом      
проекте верный: нужно упростить, исходя из того закона по зонированию,          
который вы приняли в весеннюю сессию, следующий шаг необходимо сделать -        
определить, как меняется вид разрешённого использования, кто вправе подать      
заявление об изменении вида разрешённого использования.                         
                                                                                
Что касается строительства дома фермером, на мой взгляд, здесь необходима       
доработка, чтобы земли сельскохозяйственного назначения не выбывали из          
оборота, но дать возможность построить дом фермеру на сельскохозяйственной      
земле необходимо - об этом говорят люди, которые на этой земле работают.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николаев Николай Петрович, пожалуйста, заключительное слово.                    
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемые коллеги, спасибо большое за бурное обсуждение. Я       
хотел бы отметить несколько моментов.                                           
                                                                                
Коллеги - я обращаюсь прежде всего к своим коллегам из фракции "ЕДИНАЯ          
РОССИЯ", - эта тема поднимается уже давно, есть поручение президента, и чем     
быстрее мы решим эту проблему, тем будет лучше для людей. Откладывать решение   
этой застаревшей проблемы, мне кажется, просто преступление. Это первое.        
                                                                                
Второе. Так как здесь прозвучали определённые реплики в адрес комитета, я       
должен дать справку: чтобы вынести законопроект на рассмотрение Совета          
Государственной Думы или на рассмотрение в первом чтении, его сначала нужно     
внести в Государственную Думу. К сожалению, законопроект, о котором говорил     
Геннадий Васильевич, не внесён в Государственную Думу, поэтому мы не можем      
взять его для работы в комитет.                                                 
                                                                                
И ещё хочу обратить внимание вот на что. Коллеги, я специально записывал, о     
чём мы сейчас говорили: мы говорили о столыпинских реформах, мы говорили о      
хуторской системе, мы говорили о многодетных семьях, мы говорили о              
малоэтажной России, утром Олег Анатольевич призывал нас раздать всю землю, но   
вот давать ли разрешение фермерам на строительство домов - это почему-то        
вызывает сомнения, - в конце концов, мы говорили о пожарах, об ипотеке и о      
том, чем заниматься правительству. Я хочу обратить ваше внимание на данный      
законопроект - что он призван сделать? В нём предлагается ввести единую         
систему определения видов разрешённого использования для любых категорий        
земель - и всё, точка. Больше, собственно говоря, ничего. Это не исключает,     
конечно, того, что у нас по земельному законодательству огромное количество     
вопросов, в том числе спорных, мы их постоянно обсуждаем. Если углубляться в    
историю вопроса, то можно вообще далеко уйти, потому что в каждый период, при   
каждой политической власти, в каждый исторический момент есть свои взгляды на   
обустройство земли и на то, что нужно с ней сделать. Есть они и у нас, у        
каждой фракции абсолютно разные, но главное здесь другое: мы должны вот         
сейчас, именно в данный момент, обсуждать этот законопроект, а не все эти       
вопросы. Для обсуждения этих вопросов есть парламентские слушания, различные    
клубы, дискуссионные площадки, "круглые столы" и так далее, а сейчас давайте    
обсуждать данный конкретный законопроект.                                       
                                                                                
Этот законопроект облегчит ситуацию с оформлением земельных участков: будет     
единый порядок определения видов разрешённого использования, вне зависимости    
от категории земли. Кроме того, мы вводим новый вид разрешённого                
использования, очень важный для всех фермеров: мы можем теперь позволить        
фермерам строить дома на сельхозземлях. Собственно говоря, вот и всё, об этом   
мы говорим, а что касается других вопросов, я приглашаю всех и на площадку      
нашего комитета, и на парламентские слушания, чтобы, конечно, обсудить все      
эти вопросы.                                                                    
                                                                                
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным   
отношениям рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Пять        
комитетов, которые направили нам в комитет свои заключения, также рекомендуют   
принять данный законопроект в первом чтении, и я не сомневаюсь, что мы сможем   
очень хорошо и качественно доработать его во втором чтении. Прошу поддержать.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
По ведению - Шерин Александр Николаевич.                                        
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемый товарищ председательствующий, тут депутаты были           
частично введены в заблуждение, я хотел бы довести до сведения информацию.      
Законопроектом предусматривается возможность строительства жилого дома на       
земельном участке...                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, вот ваш коллега из фракции          
говорит, что это не по ведению. Ну давайте справки как-то в другом виде         
делать.                                                                         
                                                                                
Кулик Геннадий Васильевич.                                                      
                                                                                
По ведению только, Геннадий Васильевич, иначе прерву.                           
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я хочу сказать, что многих депутатов, конечно, перестроило то,      
что была ссылка на поручение президента. Так вот я хочу вам сказать, что        
сейчас мне показали...                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, тоже не по ведению.                  
                                                                                
Я прошу отключить микрофон.                                                     
                                                                                
Коллеги, давайте соблюдать Регламент.