Заседание № 212
О проекте федерального закона № 495583-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части, касающейся порядка заключения договоров аренды).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Головнёва Владимира Александровича. Пожалуйста, Владимир Александрович. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект предусматривает возможность заключать договоры аренды в отношении государственного и муниципального имущества, закреплённого на праве оперативного управления за бюджетными и автономными образовательными и научными учреждениями, без проведения конкурсов и аукционов. При подготовке ко второму чтению поступило две поправки. Суть поправки 1 состоит в том, что размер арендной платы за сдаваемое имущество не должен быть ниже среднего размера, обычно взимаемого за аренду имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Данная поправка соответствует общей концепции законопроекта. Поправка 2 дополняет перечень научных и образовательных учреждений учреждениями, созданными государственными академиями наук. К тому же в этой поправке расширяется круг лиц, с которыми может быть заключён договор аренды: если мы с вами в первом чтении приняли положение о том, что это могут быть предприятия исключительно малого и среднего бизнеса, то сейчас это в целом все предприятия. Предлагаю перейти к обсуждению таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных комитетом к принятию? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу поправок? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 30 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Таблица принята. Пожалуйста, Владимир Александрович, вам слово. ГОЛОВНЁВ В. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые процедуры, проведены юридическая и лингвистическая экспертизы. Получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. В "час голосования" будем голосовать за законопроект во втором и в третьем чтениях. Есть ли желающие по мотивам выступить? Нет.
Ставится на голосование законопроект "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Кто за принятие данного законопроекта во втором чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 12 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принято. И также в рамках "часа голосования" комитетом предложено проголосовать за данный законопроект в третьем чтении. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 42 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 211
О проекте федерального закона № 495583-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части, касающейся порядка заключения договоров аренды).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Доклад Фёдорова Евгения Алексеевича. Пожалуйста, Евгений Алексеевич. ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Законопроект разработан после обсуждения этого вопроса на заседании президентской комиссии по модернизации. Законопроект предоставляет право создавать хозяйственные общества, внося в качестве вклада в их уставные капиталы право использования результатов интеллектуальной деятельности, не только бюджетным научным и образовательным учреждениям, которым мы предоставили это право ранее, но и автономным, а главное, позволяет им предоставлять в аренду этим своим обществам движимое и недвижимое имущество напрямую, без конкурсов, аукционов и, разумеется, без права на субаренду, поскольку это их собственные, по сути, общества. Законопроект создаёт условия для массового научного предпринимательства. Творческие люди и студенты смогут применить свои знания и идеи для подъёма промышленности и экономики. Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел на своём заседании законопроект и предлагает принять его в первом чтении. По мнению комитета, принятие законопроекта будет способствовать развитию прикладного научного предпринимательства, так необходимого для перехода к инновационной экономике, и создаст предпосылки для формирования материальной базы в целях практического применения научных изобретений, компьютерных программ, баз данных, промышленных образцов, ноу-хау и других видов интеллектуальной деятельности. На законопроект получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич. Коллеги, есть ли вопросы к Евгению Алексеевичу? Два вопроса: Рохмистров и Кашин. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Евгений Алексеевич, вот такой вопрос. Вы сказали: своих обществ. Мы как-то ограничиваем участие конкретных учёных в этих организациях, устанавливаем пределы, либо это будет касаться исключительно предприятий, где собственниками выступают конкретные автономные учреждения, либо мы вводим какие-то границы, в какой степени будут участвовать те или иные автономные учреждения и в какой степени будут участвовать другие лица? ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, Максим Станиславович. На этот вопрос мы с вами ответили в 2009 году, когда приняли базовые изменения в законы: речь идёт только об обществах, учреждённых соответствующими научными и образовательными учреждениями, только о них. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Евгений Алексеевич, есть ли в комитете информация о том, сколько из этих малых предприятий, созданных в соответствии с базовым законом, показали прибыль, по последним хотя бы отчётным данным? Спасибо. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо большое, Борис Сергеевич. Всего таких предприятий создано шестьсот семьдесят. Создано на основании нашего с вами закона 2009 года. Как вы понимаете, ещё на сегодняшний день отчётности по результатам создания предприятий в прошлом году у нас просто нет в силу специфики отчётного периода, который заканчивается в первом квартале года, следующего за отчётным периодом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Евгений Алексеевич. Есть ли желающие выступить? Кашин Борис Сергеевич, Рохмистров и... Пожалуйста, Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Спасибо. Конечно, я знаю, когда отчётность сдаётся, Евгений Алексеевич, но всё-таки есть и по девяти месяцам какая-то информация. И главное, что, когда мы готовим какие-то изменения в законодательство, необходимо всё-таки исходить из реальности: кому это нужно и позволит ли то или иное изменение действительно изменить положение, реальное положение. Мы поддержим этот законопроект. Он, в общем-то, направлен в сторону создания лучших условий для этих предприятий. Но давайте посмотрим в целом, как происходит у нас так называемая модернизация. Вот с огромной спешкой собрали в августе 2009 года Думу, все из отпусков приехали - новация удивительная президента. Прошёл какой-то период - не работает новация. Дали льготы налоговые - опять не хватает. Теперь дали, значит, ещё дополнительные возможности по получению помещений в аренду. Тоже неплохо. Но, как говорил Виктор Степанович Черномырдин, не там мы чешем, вот что я хотел бы сказать. Я буквально перед этим заседанием разговаривал с работниками крупного вуза московского, один из них возглавляет предприятие такого типа, только частное. Как всё это функционирует в реальности? Вузы заинтересованы, чтобы эти частные предприятия работали, потому что они какие-то договора имеют, вузу отчисление идёт, а вуз им бесплатно предоставляет помещение, вообще бесплатно, никаких аренд, ничего не оформляется, всё, так скажем, на взаимовыгодных условиях. Но тем не менее всё равно вопрос о том, чтобы они работали в массовом порядке, давали прибыль, развивали и науку, и промышленность, очень острый. В чём дело? Ну, во-первых, прежде всего в том, что у нас спрос невелик. Мы практически разрушили многие сектора промышленности, и спрос резко сузился. Во-вторых, и это самое страшное, у нас скоро некому будет там работать, у нас практически иссякает поток кадров квалифицированных. И вот одними такими мерами - да хоть вы их там всеми льготами закидайте - ничего вы не измените. Если будет, вот как министр отчитывался, такое же положение, как в образовании, такая же беспросветность и в финансировании, и в оплате труда, ничего мы не изменим. Но что мог бы сделать этот закон? Я считаю, конкретно посодействовать улучшению положения - и в "Сколково" мы об этом говорили, и сейчас - с гласностью, очень плохо дело с гласностью. Что говорят преподаватели? Я спрашиваю: "А есть ли случаи, чтобы институт сам учредил такое предприятие?" Говорят: "Есть, там начальство что-то учредило, но нас никто не зовёт, мы сами по себе, а вот эти малые предприятия сами по себе". И есть у людей опасение - ещё раз повторяю, что я пообщался с теми, кто работает вот в подобного рода структурах, - что это будет использовано для распила очередного. Поэтому крайне желательно внести в закон - я такую поправку подготовлю - меры по обеспечению гласности. Все, кто получил льготы, все темы должны быть публично известны и в коллективе, и вообще быть в открытом доступе, чтобы не было таких случаев, когда администрация что-то учредила, а фактически всё это либо вообще с реальной инновацией ничего не имеет общего, либо просто на сторону передаётся, как посредническая структура работает эта организация. Поэтому я хотел бы всё-таки, чтобы профильный комитет работал плотнее с комитетом по науке и исходил из реальности. Посетили бы пару вузов, пообщались с коллективами, посмотрели, как реально работают наши преподаватели вузовские, занимающиеся прикладной наукой. Ещё раз говорю, мы поддержим данный законопроект при всех его, как говорится, вот таких недостатках. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ну, действительно надо что-то делать в этом отношении. Понятно, что не получается, но не получается потому, что, наверное, всё-таки надо не только современные журналы читать, но и вернуться к основам предпринимательства и посмотреть, что там дядя Шумпетер написал, тогда, может, что-то начнёт получаться, потому что мы в самом начале пути развития предпринимательства. И здесь, возвращаясь к этим основам, было бы правильно отметить, что, собственно говоря, малое предприятие само по себе подразумевает, что основные работники в этом малом предприятии являются лицами, которые получают прибыль от работы этого предприятия, а не только нанятые. Поэтому, может быть, одним из шагов, я не говорю, что это универсальная таблетка, но одним из шагов было бы то, чтобы хотя бы 50 процентов доли в предприятии уходило тем людям, которые на этом малом предприятии работают. Иначе малое предприятие, которое создано вузом и где вуз является получателем всей прибыли, превратится, ну, в элементарный филиал какой-то кафедры, который преподавателям будет чуть-чуть доплачивать к зарплате, а вуз будет получать дополнительную прибыль. Ну, наверное, это не совсем правильно, и по форме всё-таки ни президент, ни комитет не хотели, чтобы получилась такая вот система, которая будет заниматься, собственно говоря, тем же самым, но по другим юридическим счетам. Действительно, надо, чтобы учёные туда шли не только за зарплату работать, но и за результат, именно прикладной результат, потому что если мы говорим о такой форме, как малое предприятие, то оно в какой-то степени должно быть всё-таки частным, чтобы те люди, которые работают, в какой-то степени являлись бы и владельцами, то есть получателями прибыли. Наверное, это было бы здравое решение, и я предлагаю комитету подумать на эту тему при подготовке ко второму чтению этого законопроекта, чтобы в какой-то степени... Я не говорю: обязательно 50 процентов, пускай это будет 60 процентов, пускай это будет 70 процентов, но нужно дать возможность тем учёным, разработчикам, которые придут работать в это малое предприятие, участвовать и в распределении прибыли, что немаловажно и будет, так сказать, серьёзным стимулирующим шагом. Фракция ЛДПР в первом чтении настоящий законопроект поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пономарёв Илья Владимирович, пожалуйста. ПОНОМАРЁВ И. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Дорогие коллеги, мы сегодня слушали министра, который в числе будущих достижений, самых ближайших, упомянул в том числе и этот закон. В то же самое время, когда мы обсуждали его во фракции, он вызвал у нас, мягко говоря, смешанные чувства и разные точки зрения. С одной стороны, конечно, помощь инноваторам ничего, кроме сочувствия, вызывать не может, - конечно, надо помогать, если есть возможность, кроме того, ещё и развивать малый бизнес - замечательно. Удивляет, правда, то, что мы говорили о данной конкретной проблеме, которую решает этот закон, тогда, когда мы обсуждали закон № 217-ФЗ, о создании малых предприятий. Более того, была внесена такая поправка - ровно та, которую мы сейчас принимаем, и она была замечательно фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отвергнута, несмотря на все аргументы, которые здесь звучали. Потребовалось выносить этот вопрос на комиссию по модернизации экономики, для того чтобы сверху таки прилетело указание: срочно принять. Ну, слава богу, справедливость восторжествовала: то, за что выступает наша фракция, так сказать, очень хорошо в этой ситуации будет реализовано. Но если мы внимательно посмотрим на этот законопроект, то увидим, что мы в очередной раз помогаем не тем, кому реально надо помогать, а тем, кому мы считаем, что надо помогать, кому хочет помогать власть, кому хочет помогать реальная элита страны, - начальникам, потому что инноваторы к тем самым предприятиям, которые создаются по 217-му закону, отношение имеют очень маленькое (правильно здесь говорил на эту тему Борис Сергеевич). Можно не сомневаться, что с помощью этого закона руководство вузов, научных организаций решит довольно большое количество своих проблем. И статистика, по которой отчитывается Министерство образования и науки, тоже намного улучшится: сейчас они говорят про шестьсот с чем-то предприятий, которые созданы по этому закону, в следующем году у нас будет шесть тысяч предприятий, которые созданы по этому закону, потому что наконец появляется реальный смысл их создания - для того чтобы эти предприятия могли получать право на льготную аренду без конкурса. Но вот эти предприятия, которые уже созданы, где они? Вот мы осматриваем предприятия в "Сколково". Есть ли там предприятия, созданные по 217-му закону? Нет, потому что подавляющее большинство этих предприятий существует исключительно в воображении тех людей, которые их создают. Президент абсолютно правильно говорил, когда выдвинул свою программу так называемых четырёх "И", что для развития инноваций нужны прежде всего инвестиции, нужны институты и нужна инфраструктура. Этот законопроект в какой-то степени имеет отношение к инфраструктуре, но опять-таки мы, получается, изобретаем велосипед, причём изобретаем его довольно неудачным способом. Если бы мы посмотрели внимательно, как решают другие страны проблему с инфраструктурой, то мы бы увидели, что, как правило, стоимость арендной платы для инновационных предприятий устанавливается не ниже, а выше рыночной стоимости. Таким образом они устраняют возможность коррупционных сделок при сдаче помещения в аренду. Зато вместе со сдачей помещения в аренду предоставляется большое количество дополнительных услуг, которые, если бы они покупались на рынке, обошлись бы этим самым инновационным предприятиям гораздо дороже. И среди этих услуг прежде всего доступ к инвестициям, прежде всего доступ к рынкам, прежде всего доступ к человеческому капиталу. Мы же сначала создаём возможности, и я бы даже сказал так: не только возможности, но и прямые стимулы для коррупционной мотивации, а потом будем вынуждены в результате принятия этого закона, так сказать, сверху посадить новые контрольные механизмы, в результате чего создание вот этих самых инновационных предприятий станет невозможным. Большое количество наших предприятий на самом деле не может работать с нормально работающими структурами типа "Российской венчурной компании", потому что они боятся, что вот они начнут с ними работать, а потом к ним придёт прокуратура и поинтересуется, куда "Российская венчурная компания" - не инноваторы, а "Российская венчурная компания" - в итоге дела свои деньги. В целом этот закон очень хорошо вписывается в модель имитационной демократии, которая выстроена у нас в стране и которая теперь пытается расползтись и превратиться ещё и в имитационную модернизацию, полностью девальвировав все механизмы, которые предлагает наш президент. Я думаю, что намерения у тех людей, которые внесли этот законопроект, конечно же, благие, как бы ни заставляли нас подозревать обратное действия, которые порождают подобные законы. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать инноваторов, но не будет поддерживать имитационные действия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Булаев Николай Иванович. БУЛАЕВ Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, я не успел поднять руку для записи. Если можно, в рамках времени, выделенного на замечания по ведению, я скажу два слова. На самом деле так получилось, что я посмотрел сотни предприятий, созданных за это время. Естественно, эффективно работающих среди них очень мало - прошло совсем немного времени, для того чтобы эти предприятия встали на ноги. Но одно хочу сказать: ни в одном из этих предприятий я не увидел в качестве учредителей руководителей высших учебных заведений, и готов за это отвечать. Мы можем сделать по этому поводу запрос от любого комитета и получить информацию. Обвинять людей в том, чего они не совершали, на мой взгляд, не очень корректно. Понятно, что сегодня основная проблема заключается в том, где сесть и на каком оборудовании работать тем, кто имеет мозги, тем, кто получает какой-то результат от интеллектуальной деятельности, эта проблема есть, и, на мой взгляд, этот законопроект позволяет достаточно динамично эту проблему, так сказать, сдвинуть с места. Я предлагаю поддержать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика? Есть. Пожалуйста, Евгений Алексеевич. Включите микрофон депутату Фёдорову. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, уважаемые коллеги, за активное обсуждение. Естественно, комитет будет очень рад совместной работе. И я просто хотел обратить внимание на то, что ставились многие вопросы стратегического характера, по прошлогоднему поручению Госдумы комитетами разработан примерный план постепенного изменения законодательства на несколько лет. Мы считаем, что нам в течение пяти лет придётся корректировать порядка ста тринадцати законов Российской Федерации. Этот план есть в соответствующих материалах, на сайтах и так далее. Так что нам есть чем заняться системным образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17-1 Федерального закона "О защите конкуренции". Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 09 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принято.