Заседание № 61
О проекте федерального закона № 495510-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Доклад заместителя председателя Комитета по безопасности Геннадия Владимировича Гудкова. Пожалуйста. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется - я постараюсь занять минимум времени - законопроект по охранной деятельности, связанный с внесением изменений в ряд законодательных актов, подготовленный к третьему чтению. Мы с вами уже приняли его в двух чтениях, больших разногласий, вопросов не было. Произведена соответствующая доработка законопроекта к третьему чтению. Прошу уважаемых коллег, уважаемую Государственную Думу поддержать законопроект в третьем чтении и затем направить его в Совет Федерации для принятия соответствующего решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний по докладу? Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Я объявляю пункт 2. По мотивам выступает Луговой Андрей Константинович, от фракции ЛДПР. Пожалуйста. ЛУГОВОЙ А. К. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые депутаты, коллеги! Фракция ЛДПР принимала самое активное участие в разработке этого законопроекта и поддерживает его принятие, тем более что сам закон о детективной и охранной деятельности был принят ещё в 1992 году, когда, по сути дела, и рыночной-то экономики у нас не было. Вместе с тем закон затрагивает более трёх миллионов граждан России, и охранное сообщество ждёт принятия данного законопроекта давно уже. Рождался он в муках, и его можно рассматривать в том числе как компромисс. Вносило этот законопроект правительство, очень много было споров вокруг него, но всё-таки, я считаю, здравый смысл здесь восторжествовал. Хочу обратить внимание на то, что практически все охранные предприятия, которые подпадают под этот закон, являются субъектами малого предпринимательства, и его принятие будет весьма и весьма важным особенно в условиях кризиса. В то же время, призывая принять законопроект, хочу обратить внимание правительства на то, что он не решает всех проблем охранного сообщества. Мы надеемся, что правительство, видя конструктивную работу, которая была проведена депутатами, и в том числе фракцией ЛДПР, по разработке этого законопроекта, отнесётся так же внимательно и к другим нашим законодательным инициативам, которые мы планируем в ближайшее же время выносить. Речь идёт прежде всего о законопроекте о телохранителях, о котором до сих пор много говорится, но никаких инициатив по его принятию не было. Также обращаю внимание Правительства Российской Федерации на то, что к этому закону, естественно, потребуется много подзаконных нормативно-правовых актов. Хотелось бы, чтобы они были абсолютно адекватными и не меняли сути положений закона, который мы принимаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 22 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 58
О проекте федерального закона № 495510-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (принят в первом чтении 21 марта 2008 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9. Я не вижу, депутат Гудков в зале? В зале. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Второе чтение. Пожалуйста, на трибуну, Геннадий Владимирович Гудков, заместитель председателя Комитета по безопасности. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся регулирования сферы частной охранной и детективной деятельности. Законопроект, концепцию которого я также докладывал, получил поддержку Государственной Думы. В перерыве между первым и вторым чтениями по нему поступило достаточно большое количество поправок, поэтому предлагается рассмотреть таблицы принятых и отклонённых комитетом поправок. Таблица 1 - это таблица поправок, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по безопасности к принятию. Таких поправок достаточно много, восемьдесят пять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это к отклонению восемьдесят пять, а к принятию - сорок пять, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Сорок пять, да, извините. И восемьдесят пять предлагается отклонить. Поэтому я прошу поставить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Могу поставить, да, на голосование? ГУДКОВ Г. В. ...на голосование таблицу 1, принятых комитетом поправок. Если нет у депутатов возражений, прошу поддержать эту таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 - сорок пять поправок. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 33 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0% Результат: принято Таблица принимается. Таблица 2 - восемьдесят пять поправок, рекомендованных к отклонению. Есть ли замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 11 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Также принимается. Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 42 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 15
О проекте федерального закона № 495510-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Александра Алексеевича Чекалина. ЧЕКАЛИН А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В России зарегистрировано двадцать восемь тысяч частных охранно-сыскных структур, в которых трудятся семьсот пятьдесят тысяч работников, охраняющих двести семьдесят восемь тысяч объектов. Частная охранная деятельность в России динамично развивается: за последние пять лет численность охранных организаций и персонала выросла почти в два раза, а охраняемых объектов - втрое. Обратил бы ваше особое внимание на то, что в пользовании ЧОПов находится около ста восемнадцати тысяч единиц огнестрельного оружия. В то же время в их деятельности отмечается недопустимо большое количество правонарушений, в первую очередь связанных с незаконным оборотом оружия, нарушением конституционных прав граждан: применением физической силы, использованием оружия не по назначению, незаконным задержанием и так далее. Только в 2007 году зафиксирована пятьдесят одна тысяча таких нарушений, более семидесяти человек привлечены к уголовной ответственности, утрачено или похищено двадцать девять единиц оружия. Проблемой большого масштаба стало незаконное участие ЧОПов в переделе собственности, в рейдерских захватах, в незаконной слежке, прослушивании телефонных разговоров и скрытой видеозаписи. При этом за последние три года в результате незаконного применения оружия и специальных средств охранниками пострадали сотни людей, более десяти погибли. Отмечаются настойчивые шаги зарубежных спецслужб в плане расширения проникновения иностранных охранных структур в Россию. Защита российского охранного бизнеса от экспансии иностранных охранных сообществ уже была предметом обсуждения на парламентских слушаниях, где была дана жёсткая оценка намерениям зарубежных охранных корпораций войти в российский рынок с перспективой его монополизации и вторжения в том числе в режимные сферы в ущерб национальным интересам безопасности. Учитывая эти и другие обстоятельства, по поручению президента и правительства подготовлен проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Законопроект разрабатывался с участием всех заинтересованных министерств, проводились консультации с общественными объединениями и представителями охранного сообщества. Законопроект прошёл правовую оценку в Минюсте, Институте законодательства и сравнительного правоведения, в Правовом департаменте аппарата правительства. На законопроект также даны положительные заключения Государственно-правового управления президента и Верховного Суда. Положения законопроекта предусматривают требование, исключающее возможность наделения статусом частного охранника и детектива лиц из криминальной и экстремистской среды, обязательную процедуру дактилоскопирования; запрет на участие иностранных компаний в охранной деятельности на территории Российской Федерации, за исключением ситуаций, когда есть соответствующие межправительственные соглашения; особый порядок приобретения ЧОПами служебного оружия только во временное пользование в органах внутренних дел; введение особых лицензионных требований к частным охранным организациям, которые оказывают услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, по охране объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, официальное закрепление полномочий частных охранников по осуществлению внутрипропускного и внутриобъектового режимов; установление дополнительных мер контроля, направленных на пресечение незаконного силового участия охранных структур в переделе собственности, а также недопущение нарушения конституционных прав граждан; ограничение на осуществление частной детективной охранной деятельности в зоне проведения контртеррористических операций; усиление административной и уголовной ответственности работников охранных структур и частных детективов за правонарушения в ходе исполнения должностных обязанностей, при этом принадлежность к охранной структуре является квалифицирующим признаком, усиливающим ответственность. Законодательством предусматривается механизм персональной ответственности частного охранника за свои действия, а не ответственности ЧОПа, как это было установлено в 2002 году, в результате чего в ряде случаев за противоправные действия одного охранника ответственность ложилась на всё охранное предприятие. Уважаемые депутаты, в наш адрес ежегодно поступают тысячи жалоб и обращений граждан о нарушении их прав в результате действий работников частных охранных предприятий. При подготовке проекта закона мы исходили в первую очередь из концептуального принципа максимального обеспечения конституционных прав и свобод граждан и юридических лиц, защиты их интересов. Вместе с тем с учётом практики и пожеланий охранного сообщества в законопроект внесены нормы, направленные на поддержку и развитие этого нужного обществу вида деятельности. Много дискуссий и обоснованных обид вызывает практика коллективной ответственности, вытекающая из действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. Пример: ЧОП "Гарант", охранявший спортивный комплекс "Лужники", лишился лицензии лишь за драку одного охранника с работниками ФМС. Проект предусматривает персонализацию ответственности, снятие бремени ответственности с предприятия за противоправные действия конкретного работника. До настоящего времени не было найдено правового решения осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах. Эта функция была запрещена, и охранные предприятия нередко наказывались за её исполнение, фактически терялся смысл выставления охраны. Все эти проблемы находят своё разрешение. В ходе обсуждения законопроекта в правительстве, на общественных слушаниях с участием представителей охранного сообщества рассматривались вопросы исключения возможных негативных последствий для среднего и малого бизнеса. Мы всё просчитали и обоснованно вышли на то, что ни одно предприятие среднего, малого бизнеса (а вы знаете, что среднее - это до двухсот пятидесяти человек, малое - до ста, общее их количество составляет около 80 процентов) при вступлении закона в действие не пострадает, а если и будут некоторые издержки, то их влияние на деятельность этих предприятий будет максимально минимизировано. Аренда одной единицы оружия не превышает 1,5 тысячи рублей в год, по оценке экономистов. В целях исключения коррупции в ходе реализации закона в проект не введено ни одной нормы, которая декларировалась бы без нормативного пошагового механизма её реализации. Законопослушным участникам рынка охранных услуг вводимые положения позволят и дальше развивать свою деятельность, но теперь уже в условиях высокого уровня правопорядка и безопасности граждан и общества в целом. Уважаемые депутаты, в ходе обсуждения законопроекта в Комитете по безопасности депутатами были высказаны отдельные замечания и предложения. Большинство из них может быть учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Законопроект просим поддержать. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Для содоклада я приглашаю на трибуну председателя Комитета по безопасности Геннадия Владимировича Гудкова... ИЗ ЗАЛА. Заместителя... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А я что сказал? Заместителя председателя Комитета по безопасности, я прошу прощения. Извините, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Ну, может быть, когда-нибудь буду... Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У меня самая трудная роль сегодня, поскольку я являюсь одним из наиболее активных оппонентов и критиков этого законопроекта и моя личная точка зрения далеко не всегда совпадает с позицией нашего комитета, но в данном случае я уполномочен озвучить позицию Комитета Государственной Думы по безопасности и рекомендовать пленарному заседанию Государственной Думы поддержать законопроект в первом чтении. Я могу сказать, что сегодняшнему решению предшествовала очень бурная дискуссия как за пределами Комитета по безопасности, так и в нём самом. Состоялось фактически специальное заседание, которое прошло в очень бурной, порой очень эмоциональной дискуссии, и были высказаны различные точки зрения, можно даже сказать, диаметрально противоположные, и число членов комитета склонялось в ту или иную сторону достаточно часто. Но не в этом дело. После этого прошёл ряд рабочих консультаций. К сожалению, я вынужден сказать, что, несмотря на оптимистичные заявления Александра Алексеевича о приглашении представителей общественных союзов и бизнеса, этого, увы, сделано не было. Я являюсь не только руководителем этого направления в Комитете по безопасности, руковожу рабочей группой, но и возглавляю ряд отраслевых союзов, наиболее крупных в России, или по крайней мере являюсь их участником, членом, поэтому могу сказать, что, к сожалению, такой дискуссии не было. Будь она, может быть, мы, скажем, пришли бы к консенсусу гораздо быстрее. Безусловно, необходимость качественного государственного контроля за такой деятельностью, как негосударственная безопасность, не вызывает ни у кого сомнений. И не было ни одного выступавшего, ни в комитете, ни где-то ещё, кто бы эту идею не поддержал. Вы знаете, что в России иногда самые благие идеи обретают не совсем грамотную реализацию. Я вынужден привести сейчас статистику, ещё раз подчеркнуть, о чём идёт речь в этом законе. Речь идёт о судьбе российской индустрии безопасности и о правилах, которые регулируют эту отрасль. Действительно, Александр Алексеевич правильно сказал, что в индустрии безопасности сегодня, по данным официального учёта, работает свыше семисот пятидесяти тысяч человек. Если мы возьмём другие ответвления деятельности - а это и техническая защита, и технологии, и производство специальных средств и так далее, - то это будет миллион человек, может быть, даже больше. То есть мы с вами сегодня решаем судьбу миллиона российских граждан, все из которых являются нашими избирателями. Миф о том, что охранные структуры криминализированы, чрезмерно преувеличен. Вот вы сейчас прослушали статистику из уст уважаемого мной Александра Алексеевича, который заявил, что за год выявлено пятьдесят три тысячи нарушений. Я когда-то командовал сводным оперативным комсомольским отрядом, и когда мне нужно было отчитаться для статистики и, не обращая внимания на окрики сверху, заниматься уже настоящим делом, я просто проводил рейды по вылавливанию зайцев и писал, что выявлено столько-то сотен нарушителей административных правил. Поэтому пятьдесят три тысячи нарушений... Заметьте, пожалуйста, семьдесят один человек из семисот восьмидесяти тысяч привлечён к уголовной ответственности, поверьте, там половина как минимум - бытовые преступления, это очень маленькая цифра. Это, кстати, говорит о хорошей работе Министерства внутренних дел и того подразделения, которое курирует это направление. За год - обращаю ваше внимание на миф об опасности охранных предприятий - оружие охранных предприятий стреляло всего сорок девять раз, это на сто восемнадцать тысяч единиц оружия, на семьсот восемьдесят тысяч человек. Из них всего лишь девять раз, по заключениям органов юстиции и прокуратуры, применение его было признано неправомерным. Это единичные случаи, которые, по большому счёту, никак не влияют на статистику преступной деятельности. Хочу обратить ваше внимание, что из семисот восьмидесяти тысяч человек свыше трёхсот тысяч, почти триста сорок тысяч человек, - это ветераны силовых и правоохранительных структур, спецслужб, то есть люди, которые верой и правдой служили нашему государству, многие из них награждены высшими российскими наградами, орденами, медалями, проливали кровь за Родину. Это очень серьёзная индустрия, это очень серьёзный социальный слой, интересы которого мы не имеем права ущемлять. В этой связи я хотел бы... Я не буду повторять заключение Комитета по безопасности, но даже из нашего заключения, которое, поверьте, корректно, в общем-то, и затрагивает, может быть, самые важные аспекты, уже видно, что многие статьи законопроекта трактуются неоднозначно, и в том числе правовиками нашего комитета. Я сегодня не буду останавливаться на недостатках законопроекта. Есть решение серьёзно доработать и даже переработать документ ко второму чтению. Это уже наша внутренняя договорённость, которая будет, наверное, реализована с помощью рабочей группы, создаваемой в Государственной Думе, в работе которой, безусловно, будут участвовать все инициаторы законопроекта. Но я хотел бы обратить внимание, что на самом деле вопросы регулирования отрасли действительно нуждаются в серьёзном внимании, на сегодняшний день очень многие вопросы просто выпали из регулирования. Совсем недавно мы обсуждали эту тему, и сегодня можно смело сказать, что пятнадцать лет работает отрасль и пятнадцать лет права и обязанности не прописаны, и не потому, что мы не понимаем, что это нельзя сделать, а потому, что, к сожалению, вокруг этого сломано слишком много копий, слишком много интересов завязано на этом. И мне кажется, что, дорабатывая этот законопроект ко второму чтению, нужно будет обязательно учесть и этот аспект. К сожалению, на сегодняшний день у нас вообще отсутствует в праве понятие "телохранители", то есть те люди, которые состоят в личной охране. В то же время мы прекрасно понимаем, что пятнадцать лет эта проблема существует. Нельзя, мне кажется, долее не замечать этой проблемы, её надо чётко, жёстко законодательно регулировать, контролировать, разрешить то, что всё равно будет, хотим мы с вами это законодательно урегулировать или не хотим. И практика российской жизни показывает, что, к сожалению, это суровая необходимость сегодня для определённой категории лиц - обеспечить свою личную безопасность, поскольку такого количества заказных убийств, если брать в абсолютном выражении, по-моему, нет ни в одной другой стране мира. Может быть, на душу населения мы делим пальму первенства с рядом латиноамериканских стран, но в абсолютных цифрах мы, увы, печально лидируем. Нет координирующих органов, которые могли бы выработать стандарты, отделить зёрна от плевел, повлиять на позитивное развитие индустрии безопасности. Вы посмотрите, какова статистика в Соединённых Штатах Америки: восемьсот тридцать тысяч полицейских, которые хорошо обучены, прекрасно подготовлены и обеспечены всем необходимым для работы, и два миллиона охранников - два миллиона! - то есть пропорция вот такая. У нас же их сегодня семьсот восемьдесят тысяч, ну пусть меньше, это официальные данные, понятно, что работает не всё количество, и в то же время штатная численность правоохранительного органа в два с лишним раза превышает численность охранников. Это говорит о том, что ресурсы государства используются абсолютно неэффективно. И конечно, сегодня нам нужно задуматься о том, о чём говорил с этой трибуны Александр Алексеевич, - о существовании российской, отечественной индустрии безопасности. Я могу с этой трибуны смело заявить, что на сегодняшний день неправильная политика государств Восточной Европы, Прибалтики и ряда других стран в этом отношении привела к тому, что у них нет национальной индустрии безопасности. И в мире сегодня существуют гигантские компании, деятельность которых охватывает десятки, многие десятки стран, обладающих колоссальными финансовыми, организационными ресурсами, огромным историческим опытом и другими преимуществами, поэтому конкурировать сегодня российские предприятия с ними не в состоянии, по крайней мере не смогут какое-то время. И то, что сегодня эта статья прописана в законопроекте, это, безусловно, позитивный шаг, это даёт временную передышку российской индустрии безопасности. Хочу также сказать, что по этой теме, весьма сложной, болезненной и важной, будут проведены парламентские слушания, которые состоятся 3 апреля сего года, и я приглашаю всех заинтересованных лиц, коллег наших принять участие, высказать свою точку зрения по тексту закона, который действительно серьёзно затрагивает интересы всей индустрии безопасности. И, понимая, что мы ограничиваем приход иностранных компаний на какое-то время - поверьте, это на какое-то время, - мы должны всё-таки, я считаю, это очень важно, и правительству тоже нужно подумать, продолжить ту осторожную реформу, которая сегодня начата во вневедомственной охране, не останавливаться на создании существующего ФГУП, которое является прямым конкурентом, а пройти дальше весь путь, чтобы это была единая цивилизованная отрасль безопасности. Для безопасности России, для её национальных интересов это чрезвычайно важно. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Язев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Владимирович. Вопросы есть к докладчикам? Включите запись. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, покажите результаты записи. Тринадцать человек, коллеги. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы продлили время. Мы договорились, что сегодня рассмотрим два вопроса, палата за это проголосовала. По два вопроса от фракции предлагает депутат... Депутат Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста. Я не расслышал ваше предложение. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Олег Викторович. Поскольку законопроект, вопрос, который обсуждается, действительно очень важный, предлагаю по два вопроса от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Лебедева. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 12 мин. 39 сек.) Проголосовало за 347 чел.99,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,6% Голосовало 349 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято От фракции КПРФ - депутат Езерский. Пожалуйста. ЕЗЕРСКИЙ Н. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Александру Алексеевичу. Уважаемый Александр Алексеевич, данный законопроект в случае его принятия может ликвидировать службу собственной безопасности промышленных предприятий, а также отдельные ЧОПы. Достаточно ли средств у МВД, чтобы заменить эти структуры и обеспечить качественную охрану промышленных предприятий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЧЕКАЛИН А. А. В 2002 году фактически это явление имело место быть, когда было принято решение о лишении права... об обращении оружия в этой сфере. В связи с этим мы наблюдаем очень интенсивную динамику сокращения количества служб безопасности. Тем не менее если вчитаться в законопроект, то можно прийти к выводу, что службы безопасности не аннулируются как таковые, они всего лишь лишаются функции охранно-сыскной деятельности. Что касается актива, точнее, возможностей Министерства внутренних дел по защите собственности, скажу так: сегодня эту деятельность мы осуществляем исключительно на базе решений Правительства Российской Федерации в соответствии с утверждённым перечнем. Здесь прозвучали опасения, что ФГУП "Охрана" может поглотить весь рынок. Они сильно преувеличены по той причине, что средства, полученные от этой охранной деятельности, перечисляются в казначейство и не идут в коммерческий оборот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, следующий вопрос. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Конечно, это неправильно, что мы столь важный законопроект рассматриваем поздно вечером, когда все устали и внимание притупилось. И продержали замминистра полтора часа здесь в зале. Уважаемый Александр Алексеевич, правильно ли я понимаю, что данным законопроектом подводится черта под существованием служб безопасности юридических лиц и исключается возможность создания взамен аффилированных структур, или это крайняя позиция? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? ЧЕКАЛИН А. А. Я отвечал на этот вопрос, поэтому, с вашего позволения, я передам слово специалисту. ВЕДЕНОВ Л. В., начальник Лицензионно-разрешительного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации. Веденов, начальник лицензионного управления МВД России. Я бы продолжил ответ Александра Алексеевича. Во-первых, если вступит в силу закон и службы безопасности лишатся права осуществлять охранные функции... А Александр Алексеевич сказал, что, собственно говоря, это уже реализуется в силу отсутствия у них права на владение оружием на сегодняшний день. Так вот, у юридических лиц, которые обладают на сегодняшний день такими службами безопасности и утратят их, остаётся право на заключение договоров с действующими охранными предприятиями. Что касается создания аффилированных охранных структур, в законопроекте есть соответствующие нормы, которые предусматривают запрет на создание таких структур. Этот запрет введён для того, чтобы разорвать порочную цепочку, существующую на сегодняшний день и реализующуюся в системе служб безопасности юридических лиц, как мы это наблюдали в компаниях "МОСТ" и ЮКОС, которые противодействовали правоохранительным органам, вели слежку за гражданами, незаконно прослушивали телефоны. Так вот, извините, в данном случае эта цепочка выражается в звене: хозяин охранной структуры - заказчик и исполнитель в одном лице. Норма в законопроекте, запрещающая создание аффилированных структур, собственно говоря, разрывает эту цепочку и устанавливает цивилизованные, юридически правильные и выверенные взаимоотношения между исполнителем, в данном случае охранной структурой - ЧОП это будет или же это будет подразделение, скажем, ФГУП, - и заказчиком в виде юридического лица. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Лебедев, от фракции ЛДПР. А вы не могли бы сразу два вопроса задать? Нет. Хорошо. ЛЕБЕДЕВ И. В. Да, спасибо. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Александр Алексеевич, законопроектом предлагается иной способ выдачи служебного оружия ЧОПам, нежели существующий сейчас. На сегодняшний день всё оружие находится в собственности у ЧОПов. В случае принятия закона, мы так понимаем, оружие из собственности будет изыматься, но при этом Гражданский кодекс говорит о том, что необходима какая-то компенсация. Ни в самом законопроекте, ни в финансово-экономическом обосновании, нигде не предусмотрена компенсация, и в бюджете на это средства не заложены. Каким образом будет решаться данная правовая коллизия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЧЕКАЛИН А. А. Это один из принципиальных, что называется, постулатов этого закона, потому что критическая масса - уже сто восемнадцать тысяч единиц оружия в обществе, на руках у охранников. Слава богу, что пока только семьдесят преступлений в год, но, чтобы не было больше, проработана идея, верное решение о постановке на учёт этого оружия в органах внутренних дел и выдаче его для использования частными охранными структурами. В данном случае мы не противоречим Гражданскому кодексу, поскольку не принимаем это оружие в собственность. При реализации закона владелец, вернее, субъект, осуществляющий частную деятельность, даже не почувствует этого явления по той причине, что всего лишь будет заполнена карточка, даже без размещения оружия на каких-то складах органов внутренних дел. Что касается вновь приобретённого права на занятие частной детективной и охранной деятельностью, которая повлечёт необходимость приобретения оружия, то в этом случае Министерство внутренних дел будет закупать это оружие и передавать его в аренду - это как новый, что ли, юридический факт с новым правовым регламентом. И ещё: вот эта аренда будет составлять всего лишь 1,5 тысячи рублей в год, это практически неощутимо для частного охранного предприятия. Расчёт состоит в том, что мы берём пистолет, который стоит около 8 тысяч рублей, делим на эту арендную сумму... плюс меры, что называется, приобретения, меры промежуточного складирования и выдачи - всё это набегает на 1,5 тысячи рублей, в общем, не смертельные для бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Алексеевич, я прошу прощения, но, мне кажется, я просто-напросто не уловил логику данного законопроекта. Вы предлагаете оружие, которое находится у ЧОПов, забирать, а потом им же выдавать в аренду, но согласитесь, что абсолютно не имеет значения, как я совершил правонарушение. Если я пьяный сел за руль автомобиля, который даже у меня по доверенности находится, то всё равно я совершил правонарушение. И те правонарушения, о которых вы говорите, с применением оружия, у ЧОПов происходят именно тогда, когда у них это оружие на руках находится. Поэтому какой смысл изымать всё это оружие, а потом сдавать в аренду? Опять же не очень понятно, почему за него надо будет арендную плату взимать, если это оружие всё-таки в собственности этих ЧОПов? Логика как-то хромает, мне кажется. ЧЕКАЛИН А. А. Отвечаю. Мы приобретаем право изъятия этого оружия при наличии веских юридических оснований, при наличии правонарушений. Сегодня, когда такого права у органов внутренних дел нет, мы сталкиваемся с системой, с целым каскадом нарушений, но сделать ничего не можем. Существует определённый саботаж, когда владелец ЧОПа закрывает своё предприятие и уезжает отдыхать в то время, когда в ЧОПе отсутствует полтора, два, три десятка единиц оружия, которое просто под полой носится, возится и неизвестно, с какой целью. Поэтому я думаю, что вряд ли это должно настораживать общество, охранное сообщество, вот то, что оружие вновь приобретённое будет в активе Министерства внутренних дел и будет выдаваться в аренду, а оружие прежнее всего лишь будет учтено в системе органов внутренних дел с наделением органов системы Министерства внутренних дел правом на изъятие этого оружия за правонарушения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Волков? Или не настаиваете? Не настаиваете. Ковалёв Николай Дмитриевич? Тоже не настаивает. Я просто смотрю, кто записался от фракции. Есть кто-то желающий задать вопрос от фракции? Нет. А, Востротин, пожалуйста. Просто вас Гудков закрыл своей широкой спиной, я не увидел вас, Валерий Александрович. ВОСТРОТИН В. А. Насчёт Гудкова. Геннадий Владимирович затронул эту тему, по которой я сейчас хочу задать вопрос, затронул вскользь, вопрос не сформулировал. Я сформулирую его. Закон принят пятнадцать лет назад - за это время страна и политически, и экономически изменилась кардинально. Данный законопроект в первую очередь направлен на усиление государственного контроля в этой сфере. И хотелось бы услышать: есть ли какие-то предложения, направленные на стимулирование, развитие этого вида бизнеса, который востребован сегодня в обществе? Сегодня мы все знаем: ни кладбище, ни дом престарелых, ни школа не обходятся без охранников. Может, вне рамок этого закона, но я так считаю, что какое-то альтернативное, параллельное движение в этом направлении должно быть. Александр Алексеевич, это вопрос вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич. ЧЕКАЛИН А. А. Мы выставляем щит иностранной охранной интервенции на российский рынок, предоставляя возможность развиваться нашему молодому охранному бизнесу с помощью этого закона. Следующее. Я уже говорил о том, что по старому закону, по закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", страдал весь коллектив, лицензия изымалась у всего коллектива за единичное нарушение одного человека. Сегодня мы от этого уходим полностью, то есть должная быть фактическая и точная ответственность определённого человека. Далее. Большая несуразица была с объёмом оружия. ЧОП, имея хорошую перспективу на бизнес, приобретал значительное количество оружия. Если изменялись экономические обстоятельства, ЧОП вынужден был сезонно или как-то свернуть свой бизнес - и вот это большое количество оружия создавало эту неловкость, эти проблемы. Сегодня этот бизнес, это сообщество, ЧОП, может прийти и сдать на временное хранение в органы внутренних дел для последующего его востребования, не оплачивая хранение, приём и так далее. Я считаю, это очень удобно. И последнее. Можно говорить много, но я скажу последнее: были ЧОПы, простите, и кастрированные, когда чоповец нёс службу на каком-то объекте, а проверить, на каком основании на охраняемый объект заходит гражданин, он не мог. Сегодня же мы предоставляем такое право чоповцу - контролировать пропускной режим с проверкой документов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, от фракции "Справедливая Россия" настаивает ли кто-либо на вопросе? Пожалуйста, Старшинов Михаил Евгеньевич. СТАРШИНОВ М. Е., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. Короткий вопрос, и он тоже, я не буду оригинален, к Александру Алексеевичу. В последнее время значительное внимание уделяется оценке коррупционной ёмкости законов. По нашему мнению, данный законопроект предполагает ряд норм, влияющих на деятельность охранных предприятий и ставящих их в зависимость от субъективной позиции сотрудника органа внутренних дел. Вот в комитете мы уже обсуждали это, но хотелось бы ваше мнение по этому вопросу знать. ЧЕКАЛИН А. А. Под этот закон будет принят целый ряд подзаконных актов, которые в нормативном плане пошагово пропишут все действия, которые закон позволяет совершать контролирующему органу, в данном случае - сотрудникам органов внутренних дел. Кроме того, это не будет, так сказать, проходной двор, когда участковый, или командир взвода ППС, или кто-то ещё захотел и пошёл проверить, проконтролировать, - министр своим жёстким приказом определит узкую, но компетентную категорию сотрудников, которые будут вести контроль. Вы, наверное, обратили внимание на то, что материя законопроекта состоит из содержания, где нет каких-то умолчаний, пустых посылов, не подтверждённых какими-то реальными действиями. Поэтому я с определённой долей ответственности докладываю, что по умолчанию по этому закону ничто не пройдёт, расписан перечень (вы его видели), на основании которого органы внутренних дел имеют право приостанавливать лицензию или действие охранного объекта. Я, завершая свой ответ на вопрос, докладываю, что вся последующая работа будет направлена на то, чтобы исчерпывающе прописать в постановлениях правительства все телодвижения контролирующих органов в этой части, с тем чтобы должностное усмотрение не подменяло законность. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Язев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Представитель правительства? Нет. Есть ли у докладчиков желание выступить с заключительным словом? Вот Гудков, содокладчик, хотел бы выступить. Геннадий Владимирович, пожалуйста. Включите микрофон депутату Гудкову. С места. ГУДКОВ Г. В. Уважаемые коллеги, я просто хотел бы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот меня тут поправляют (я не знаток Регламента): если не было выступлений, то не нужно и заключительного слова. Спасибо большое. Тогда переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности"? Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 29 мин. 59 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 7 чел.1,6% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6% Результат: принято Триста семьдесят три - за. Законопроект в первом чтении принят. Спасибо большое.
НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, тут представители технической службы подходили и убедились, что действительно есть проблемы с голосованием. Я прошу зафиксировать для протокола, я имею доверенности на голосование, поэтому прошу внести изменения в протокол сегодняшнего заседания по вопросу 15 и по вопросу 16. В распечатке указано, что депутаты не голосовали, поэтому... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой депутат? НЕНАШЕВ М. П. Здесь несколько, прошу указать: Воронова, Голушко, Гридин, Дюдяев, Ермакова, Зубарев и Онищенко голосовали на самом деле, тут указано, что не голосовали. Я прошу внести изменения. И по 16-му вопросу: Воронова, Гридин и Дюдяев. Также я хотел бы, чтобы внесли изменения.