Заседание № 204
О проекте федерального закона № 494749-8 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в части привлечения казёнными предприятиями заёмных средств в некредитных организациях; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению комитет подготовил законопроект, крайне важный с точки зрения поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса, направленный на расширение доступа казённых предприятий к заёмному финансированию со стороны государственных фондов и государственных корпораций. К законопроекту поступило две поправки, обе рекомендуются к принятию. Просим поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 53 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 17 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен комитетом к третьему чтению. Все необходимые согласования и экспертизы проведены. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Возражений нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 59 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 183
О проекте федерального закона № 494749-8 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в части привлечения казёнными предприятиями заёмных средств в некредитных организациях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра промышленности и торговли Кирилл Алексеевич Лысогорский. ЛЫСОГОРСКИЙ К. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На рассмотрение выносится проект поправок в статью 24 закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Предлагается наделить федеральные казённые предприятия правом привлекать беспроцентные займы, предоставляемые госкорпорациями, головными организациями ОПК, а также институтами развития на более выгодных условиях, чем у кредитных организаций. До настоящего момента такая возможность была только у ФГУПов, соответствующее изменение было внесено в 2021 году. Отмечу, что федеральные казённые предприятия, которые наращивают производство важнейшей продукции для средств поражения, в настоящее время имеют возможность привлекать займы только от кредитных организаций на общих рыночных условиях. Данное обстоятельство с учётом уровня ключевой ставки приводит к значительному удорожанию продукции и, что особенно важно, к удорожанию инвестиционных мероприятий по развитию данных организаций, ставя их в невыгодное положение относительно других коммерческих предприятий, имеющих право привлекать льготное заёмное финансирование, предоставляемое в том числе институтами развития в рамках государственной поддержки, например, такими как Фонд развития промышленности или ВЭБ. Принятие этого законопроекта позволит казённым предприятиям снизить дополнительную финансовую нагрузку в виде уплаты процентов по привлекаемым кредитам, существенно снизит риск срывов обязательств по выполнению ГОЗ и позволит привлекать средства институтов развития на освоение выпуска продукции двойного и гражданского назначения. Предлагаемые изменения устанавливают разрешительный характер осуществления заимствований, при котором форма и случаи их осуществления устанавливаются Правительством Российской Федерации, а объём и направление использования привлекаемых средств согласуются с собственником имущества такого предприятия. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Кирилл Алексеевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, на мой взгляд, ярко характеризует тот факт, что поправка буквально из одного слова может носить очень судьбоносный характер и давать широкие возможности, в том числе для финансового оздоровления, о чём недавно говорил Николай Васильевич, предприятий оборонно-промышленного комплекса, но не только. Напомню, что принятие законопроекта позволит приобрести дополнительные возможности для привлечения инвестиционных ресурсов казёнными предприятиями. Такие возможности действительно были закреплены за ФГУПами и МУПами, и это лишало казённые предприятия, исполняющие гособоронзаказ, возможности воспользоваться дешёвыми заёмными средствами, а такие возможности имеются. При росте цены кредитования на рынке и при ограниченности привлечения ресурсов с международных рынков капитала у нас остались огромные возможности со стороны госкорпораций, головных организаций, исполняющих гособоронзаказ, посредников, которые занимаются экспортом вооружения и военной техники, предоставлять необходимые займы, они будут исполняться в разном виде - через вексельные схемы, через эмиссию облигаций. Комитет полагает, что это позволит не просто эффективно исполнять требования гособоронзаказа, дисциплинированно исполнять, но и вести широкий объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Законопроект заслуживает поддержки, на наш взгляд. Общий объём казённых предприятий, как вы знаете, у нас - более 700. Львиная доля - это, конечно, региональные, субъектовые ГУПы, муниципальные унитарные предприятия казённые; из федеральных у нас, по-моему (так, Кирилл Алексеевич?), меньше 40, 39 предприятий. Предприятий, исполняющих гособоронзаказ, существенно меньше, но мы хотим, о чём совершенно справедливо сказал представитель правительства, сделать не только для предприятий, исполняющих гособоронзаказ, а и для предприятий, исполняющих обязательства по продукции двойного и гражданского назначения в том числе. Комитет просит вас поддержать законопроект, тем более что, мы полагаем, действительно надо учитывать и позицию Счётной палаты, которая постоянно ставит вопрос о необходимости повышения качества управления публичным имуществом, переданным казённым предприятиям, в связи с низкой прозрачностью его использования. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Кирилл Алексеевич, до разработки этой законодательной инициативы казённые предприятия были не вправе, понятно, получать заимствования у некредитных организаций. Сейчас к числу тех организаций, где можно получать заимствования, относятся госпредприятия, бюджетные организации. Скажите, пожалуйста, вот эта инициатива - это инициатива самих казённых предприятий или инициатива правительства, как вы сказали, Сергей Анатольевич, для оздоровления не только оборонных предприятий, но и других, и просчитаны ли риски? Что значит взять кредит у бюджетной организации? У нас много бюджетных организаций, которые способны выдавать кредиты оборонным предприятиям? Спасибо. ЛЫСОГОРСКИЙ К. А. Нина Александровна, спасибо большое за вопрос. В первую очередь это, естественно, инициатива самих казённых предприятий. Это позволит предприятиям, как уже было сказано в наших с Сергеем Анатольевичем докладах, привлекать более дешёвые средства и инвестировать в развитие. Естественно, количество предприятий, которые могут дать этот заём, относительно каждого казённого предприятия ограничено. Но тем не менее они также смогут воспользоваться, как уже было сказано, механизмами и институтами государственной поддержки, в том числе в виде займов ФРП и ВЭБа, это немаловажно. Поэтому также предлагаю поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Самокиш Владимир Игоревич, пожалуйста. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Кирилл Алексеевич, ну, безусловно, законопроект заслуживает поддержки, тем не менее мы хотели бы всё-таки понять. Вот изначально казённые предприятия создавались для того, чтобы действовать в условиях достаточно серьёзных ограничений, настоящий законопроект фактически расслабляет определённым образом эти ограничения в части привлечения ресурсов. У меня вопрос очень простой: не пришло ли время вообще серьёзным образом ревизовать вообще статус таких предприятий, чтобы дать им возможность работать в рыночных условиях? Понятно, ещё раз говорю, что законопроект необходимо поддерживать из-за той ситуации, которая сейчас есть, но всё-таки какое мнение у Минпромторга в части дальнейшего развития этого статуса предприятий? Спасибо. ЛЫСОГОРСКИЙ К. А. Спасибо большое за вопрос, он действительно актуальный. Казённые предприятия создавались, по сути, для защиты этих организаций в тяжёлые годы, когда займами можно было осуществить захват предприятия. В настоящий момент ситуация изменилась, экономическая ситуация в стране изменилась. Мы в основном ориентировались на то, что у нас в рамках СВО в том числе казённые предприятия, отвечающие за оборонный заказ, были переданы в Госкорпорацию "Ростех", соответственно, для того чтобы быстро нарастить производственные мощности, и потребовались займы. Собственно говоря, именно для этого законопроект в том числе и принимался. Кроме того, актуальность этих изменений в целом по всем казённым предприятиям уже достигла достаточно высокого уровня, и поэтому мы предложили внести изменения. Что касается самих казённых предприятий, изменения их формы собственности, естественно, этот вопрос нужно дополнительно проработать, мы эту работу ведём. Дополнительно предлагаю, если есть необходимость, обсудить это в рамках другого формата - готовы с радостью и наши предложения высказать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Коллега Самокиш поднял очень сложный и острый вопрос. Ну, Владимир Игоревич, я что хотел сказать? Действительно, сейчас в связи с проведением специальной военной операции предприятия, которые исполняют заказы госпрограммы вооружений, стали, вот исполняя обязанности перед государством, во многом, скажем так, полигоном для новых решений - корпоративных, законодательных, управленческих. Я думаю, что прежняя позиция, которая у нас высказывалась в прошлые годы, мол, давайте мы закончим с унитарными предприятиями в виде ФГУПов и казённых предприятий, выйдем на их приватизацию, - вот эта позиция, на мой взгляд, потеряла актуальность. И теперь перед нами стоит задача - решить, каким образом модернизировать организационно-правовую форму казённых предприятий и ФГУПов, для того чтобы уйти от обвинений в нецелевом расходовании средств, в непрозрачности и так далее, о чём пишет нам постоянно Счётная палата. Действительно, мы видим закономерность: чем ниже качество корпоративного управления, тем больше вопросов к эффективности и результатам корпоративных решений, в том числе это касается, например, вопроса в отношении почты - речь идёт об отсутствии надлежащим образом оформленных прав на имущество, которое было передано государством. И в связи с этим я думаю, что нам нужно вместе с Минэкономразвития (вот ушёл наш коллега Торосов) и нашим профильным комитетом подумать о серьёзном изменении структуры ФГУПов и МУПов, может быть, о создании набсоветов, советов директоров, о включении туда независимых участников, о повышении роли контролирующих органов, чтобы унитарные предприятия, исполняя обязательства перед государством, особенно в рамках известных решений - не только решений по госпрограмме вооружения, но и в целом решений ряда стратегических вопросов, - ответственно исполняли эти свои обязательства. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Кирилл Алексеевич, значит, ГУПы, МУПы имеют собственников, а собственники - это муниципалитеты, субъекты и Федерация, и они имеют бюджеты. Вот в последнее время... ну, вообще, коррупция никуда не делась в Российской Федерации, кадровый голод существует - каков риск того, что данные заимствования будут уведены в сторону и не пойдут, скажем так, по назначению? И будет ли учитываться долг этих казённых предприятий в соответствующих долгах субъектов муниципалитетов и Федерации? ЛЫСОГОРСКИЙ К. А. Спасибо большое за вопрос, Евгений Иванович. Мы действительно серьёзно подошли к данному вопросу ещё на этапе планирования внесения изменений. Мы оцениваем этот риск как минимальный и рассчитываем на то, что, как я уже сказал, в нынешней экономической ситуации современные системы контроля не позволят выводить эти средства, как и по всем иным организациям, которые берут займы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Кирилл Алексеевич, казённые и унитарные предприятия по своей сути являются государственными предприятиями, и, полагаю, поэтому к ним и не применяется статус акционерных обществ, согласитесь, да? Выпуск векселей несёт риски в случае возникновения по ним обязательств. Вопрос: если же выпуск векселя для казённого предприятия считается приоритетным, то не лучше ли было сначала акционировать предприятие? ЛЫСОГОРСКИЙ К. А. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. У нас по казённым предприятиям достаточно тяжёлая ситуация: они зачастую бывают планово-убыточными, и, по сути, форма собственности определяет их стабильное существование. Так что мы осознанно идём на такую меру. Что касается акционирования, вот чуть ранее как раз отвечали на этот вопрос. Это тяжёлый вопрос, и актуальность его нужно обсуждать, ну, в более широком формате - мы к этому готовы, но в данном случае, с учётом текущей ситуации и в связи с СВО, просьба поддержать данную редакцию законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день! У меня вопрос к официальному представителю правительства и к ведущему комитету. На самом деле, Сергей Анатольевич, вы абсолютно верно сказали в одном из предыдущих комментариев, что стратегия на ликвидацию, и достаточно быструю, ГУПов, МУПов, которые несут очень серьёзную социальную функцию, не отвечает вызовам сегодняшнего времени. Сегодня очень важный законопроект мы рассматриваем, но он решает проблемы только федеральных казённых организаций. Учитывая то, что предполагается разрешительный механизм, может быть, при подготовке ко второму чтению всё-таки предусмотреть случаи, когда это сопровождается решением законодательного органа субъекта Российской Федерации, рассмотреть эти случаи? Поверьте, есть очень много нерешённых вопросов. Например, те же ассигнования обязательного медицинского страхования и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Айрат Закиевич, действительно, вопрос очень сложный. Обратите внимание, что с инициативой выступил Минпромторг в рамках исполнения гособоронзаказа. Нам хотелось бы, чтобы эта инициатива, хотя она формально правительственная, столь же активно поддерживалась и другими министерствами, в том числе Минэкономразвития, понимаете, да? СВО - это СВО, но нам нужно эти передовые практики и возможности использовать в том числе на региональном уровне, чтобы субъект понимал, для чего создаётся унитарное предприятие, какими полномочиями наделяется и какие новые контролирующие функции. Я тоже считаю, что ставка на быструю приватизацию и акционирование ФГУПов, мягко говоря, ну, не ошибочная... но, очевидно, она не соответствовала времени. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы всё-таки не в старые меха вливать новое вино, а модернизировать эту форму, чтобы ФГУПы и МУПы достаточно оперативно реагировали, имели полномочия и привлекали не только банковские кредиты - они и сейчас могут их привлекать, - но и кредиты низкопроцентные или вообще беспроцентные от некредитных организаций, о чём мы сейчас говорим, взаимодействовали с субъектами Федерации в рамках своих полномочий и обязательств. Для этого нужно менять организационно-правовую форму - нам нужно решиться на этот процесс, начать хотя бы работу над ним. Надеюсь, что вот сегодняшнее законодательное решение будет таким стимулом для нашей дальнейшей совместной работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 46 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.