Заседание № 175

05.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 494579-8 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3148 по 3292 из 7004
6-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении      
изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых    
Государств от 6 июля 1992 года". Докладывает официальный представитель          
Президента Российской Федерации заместитель министра иностранных дел            
Александр Анатольевич Панкин.                                                   
                                                                                
ПАНКИН А. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Данный        
протокол, представленный вам, был инициирован решением Совета глав государств   
СНГ 16 сентября 2016 года в целях адаптации Содружества к современным           
реалиям. В частности, было поручено оптимизировать деятельность суда,           
переведя её в формат ad hoc временного применения, по необходимости, и          
сократив численность его аппарата.                                              
                                                                                
Как известно, в Соглашении о статусе Экономического суда, помимо России,        
участвуют ещё пять государств Содружества - Белоруссия, Казахстан, Киргизия,    
Таджикистан, Узбекистан. С даты принятия, 7 февраля 2019 года, для нас,         
Российской Федерации, протокол временно применяется, три государства -          
Киргизия, Белоруссия, Казахстан уже его ратифицировали, ввели в действие,       
Таджикистан, так же как мы, проходит процедуры.                                 
                                                                                
Суть протокола в том, что он создаёт реестр судей, которые привлекаются к       
работе по мере необходимости для конкретных дел, а в остальное время могут      
заниматься любой оплачиваемой деятельностью. На постоянной основе работает и    
получает вознаграждение только председатель суда. Протокол нацелен на           
достижение существенной экономии средств за счёт такого подхода:                
устанавливается квота на судей - по двое судей от каждого государства,          
радикально сокращён численный аппарат суда, почти в 10 раз, в приоритете        
дистанционная работа судей, закрепляется предельный срок устных судебных        
слушаний, что также позволяет существенно сократить расходы на деятельность     
суда.                                                                           
                                                                                
Протокол подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом "О           
международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила       
иные, чем предусмотрено нашим законодательством. В частности, он                
предусматривает предоставление судьям во время осуществления ими своих          
полномочий иммунитета от юрисдикций государств-участников.                      
                                                                                
Соответственно, обращаю ваше внимание, что в проект федерального закона о       
ратификации протокола включена статья 2, определяющая, что назначение судей     
от Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном президентом,    
и в этой связи для функционирования механизма, установленного в федеральном     
законе, также потребуется принятие указа Президента Российской Федерации о      
назначении на должности судей от Российской Федерации в реестр судей.           
                                                                                
Реализация протокола не повлечёт дополнительных расходов федерального           
бюджета, а также не повлияет на достижение целей государственных программ       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Анатольевич. Присаживайтесь.           
                                                                                
С содокладом выступает Константин Фёдорович Затулин.                            
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы и              
приглашённые! Только что заместитель министра иностранных дел Российской        
Федерации Александр Анатольевич Панкин рассказал о том документе, который 24    
ноября Президент Российской Федерации представил нам на ратификацию. Речь       
идёт о протоколе, подписанном ещё в 2017 году российской стороной, и            
дополнениях, которые связаны с порядком назначения судей Экономического суда    
СНГ.                                                                            
                                                                                
Действительно, кому-то может показаться, что вопрос технический, в              
значительной степени он таким и является, но важно сказать о том, что           
Экономический суд - один из инструментов, заложенных в своё время в структуру   
Содружества Независимых Государств. В 1992 году было подписано Соглашение о     
статусе Экономического суда, которое тогда подписали все, кроме Туркмении и     
Украины, - уже тогда Украина имела по всем вопросам особое мнение. В            
настоящий момент, как вы знаете, Экономический суд признан как инструмент       
пятью государствами - членами Содружества, это Белоруссия, Таджикистан,         
Киргизия, Казахстан и Россия.                                                   
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на то, что решение ратифицировать этот документ     
означает, что мы на самом деле видим смысл в существовании Экономического       
суда. И если мы не читаем на первых страницах газет каждый день сообщения о     
деятельности Экономического суда, то это потому, что вопросы, которые должны    
были бы разбираться в Экономическом суде, удаётся решать иным образом,          
гармонизируя наши взаимоотношения. Но принципиально важно, чтобы государства    
- члены Содружества, которые на это согласны, прибегали к помощи                
Экономического суда, а не каких-то других процедур и не принимали каких-то      
волюнтаристских решений, которые разрушают систему взаимоотношений на           
складывающемся или сложившемся уже общем рынке в рамках Содружества             
Независимых Государств.                                                         
                                                                                
Все наши инстанции, к которым мы обращались, - и Правовое управление, и Совет   
Федерации, и партнёрский Комитет по международным делам - поддерживают          
ратификацию этого документа. Я призываю вас за это проголосовать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Анатольевич, в докладе вы сказали, что данная        
законодательная инициатива о ратификации направлена в том числе на              
оптимизацию расходов. Скажите, пожалуйста, - к сожалению, не нашёл нигде        
информации по поводу эффективности этого Экономического суда - сколько вообще   
дел было рассмотрено и какой процент составляют именно экономические споры      
между нашими странами?                                                          
                                                                                
ПАНКИН А. А. Вы знаете, как правильно сказал депутат Затулин, суд - это место   
обращения, последняя инстанция. Обычно для арбитражных споров другие способы    
урегулирования используют, этот суд предназначен для рассмотрения споров        
между государствами. За всё время было рассмотрено 127 дел и принято 137        
судебных актов, из которых большинство, 123, касались толкования актов          
Содружества, разных сфер - пенсионного обеспечения, правоприменения, статуса    
Содружества и так далее, и 14 - это, собственно говоря, разрешение              
межгосударственных экономических споров, причём большинство рассматривалось     
на ранней стадии, в 90-е годы, 2000-е годы. Активность суда снизилась в том     
числе благодаря тому, что до него не доходили дела, они разрешались раньше.     
Собственно, поэтому и главы государств семь лет назад приняли решение           
оптимизировать и расходы, и саму деятельность суда.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Константин Фёдорович, спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.