Заседание № 136

24.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 493989-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу о завершении налогового манёвра в нефтегазовой отрасли).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2750 по 2926 из 9469
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса повестки дня. О проекте федерального      
закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской       
Федерации". Доклад Александра Алексеевича Носова.                               
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
НОСОВ А. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый   
проект федерального закона направлен на завершение так называемого налогового   
манёвра в нефтегазовой отрасли.                                                 
                                                                                
Напомню, что во втором чтении он был принят 18 июля. Замечаний                  
юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Комитет по        
бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять данный               
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас содержательное обсуждение, это хорошо, было бы         
правильно подумать на предмет продления работы Государственной Думы на          
август. (Оживление в зале.)                                                     
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, так получилось, что все          
основные законопроекты, которые будут определять в 2019 году фискальную         
политику, налоговую политику, пришлись на сегодняшнее утро, пять                
законопроектов. Я думаю, с этим связано такое бурное обсуждение.                
                                                                                
Я хочу сказать, что фракция ЛДПР будет голосовать против данного                
законопроекта. Мы уже не раз высказывали свою позицию по вопросу о налоговом    
манёвре. То, что началось четыре года назад, когда нагрузка с экспортных        
пошлин перешла на НДПИ, фактически привело к тому, что мы сегодня вынуждены     
будем принимать следующий закон и увеличивать экспортные пошлины, чтобы         
остановить рост цен на бензин. Вы вдумайтесь: вот сейчас мы проголосуем закон   
- обнулить пошлины, - а следующим законом мы будем их повышать. Это о чём       
говорит? О том, что не только экономические законы, скажем так, не работают,    
но и даже ручное управление не работает.                                        
                                                                                
У нас здесь совсем недавно проходили слушания по бюджетной, налоговой и         
таможенной политике, выступал представитель налоговой службы, и мы говорили,    
что 40 раз меняли Налоговый кодекс. Я считаю, это говорит о том, что мы         
абсолютно не можем не только спрогнозировать, но и создать стабильные условия   
в течение одного года.                                                          
                                                                                
Вы вдумайтесь: в результате этого налогового манёвра мы сначала дали себе       
установку снижать акциз, потом передумали, перепугавшись, что слишком большие   
будут доходы, и стали его повышать, после того как цена на бензин выросла, мы   
стали его понижать, а затем мы решили поднять экспортные пошлины - чем мы       
вообще занимаемся?! Вообще, если перевести вот этот налоговый манёвр, который   
в течение прошлого года происходил, я думаю, наши коллеги из-за рубежа долго    
над нами потешались бы.                                                         
                                                                                
Я вам хочу напомнить, что в результате этого налогового манёвра у нас           
немножко снизился акциз на дизельное топливо, на бензин, но концептуально       
нагрузка на внутреннего потребителя осталась. Мы фактически, как говорит        
министр Мантуров, предлагаем вывозить продукцию на экспорт, стимулируем это.    
Вообще, правительству нужно задуматься: концепция должна быть совершенно        
другой, мы должны стимулировать производство внутри страны. До тех пор пока у   
них в голове это не поменяется, до тех пор пока эти глупости они нам не         
перестанут говорить, мол, давайте на экспорт везти, ничего в нашей стране не    
изменится.                                                                      
                                                                                
К сожалению, мы констатируем, что данный налоговый манёвр - это                 
стимулирование не производства внутри страны, а продажи за границу, а на эти    
деньги, нам говорят, мы приедем и всё купим здесь, в России.                    
                                                                                
Мы против.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич.                  
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ   
всегда очень внимательно относится к законопроектам, тем более к тем, которые   
касаются энергоресурсов. Мы поддержали законопроект о налоге на                 
дополнительный доход, однако мы всегда выступали против повышения акцизов, и    
практика показала, что сейчас принятием этого закона мы снижаем акцизы вот до   
тех самых пределов, о которых говорила фракция КПРФ.                            
                                                                                
Надо заметить, что - коллега Катасонов сказал об этом - мы сейчас вывозим за    
границу 72 процента добываемой сырой нефти и нефтепродуктов. В Советском        
Союзе было 23 процента. Вот, приняв этот закон, каким образом мы дальше будем   
поощрять вывоз нефтепродуктов и нефти за границу? С этим как раз и связаны      
основные причины, которые не позволяют фракции КПРФ голосовать за               
законопроект.                                                                   
                                                                                
Мы обнуляем экспортные пошлины и при этом увеличиваем внутренний налог -        
НДПИ. Энергетики, кстати, возражают против такого налогового манёвра,           
финансисты передавили их в правительстве, но это не означает, что экономика     
от этого будет иметь какую-либо выгоду. Мы считаем, что нужно вернуться         
назад, ещё раз внимательно рассмотреть все вопросы экспорта, внутреннего        
потребления, внутренней цены на топливо. Мы не можем согласиться с тем, что     
цены на бензин, на дизельное топливо сейчас, после принятия этих законов,       
выйдут на мировой уровень, а заработные платы, доходы граждан у нас во много    
раз ниже доходов в развитых странах мира, поэтому фракция КПРФ не хочет         
поддерживать этот законопроект и не будет его поддерживать.                     
                                                                                
Что касается нормальных поправок, которые обсуждались в ходе рассмотрения       
предыдущих законопроектов, ликвидацию налога на движимое имущество, все         
поправки по обнулению НДС на перелёты с Дальнего Востока и Крайнего Севера мы   
всегда поддерживали, но их нужно принимать отдельным законом, а не просто       
включать куда-то. Правительство давно уже выработало такую практику: есть       
очень вредные законопроекты, туда включаются безусловно нужные для страны,      
для населения поправки, и нам предлагают проголосовать за эти законопроекты,    
а потом критикуют, что мы не поддерживаем хорошие поправки, которые надо        
принимать.                                                                      
                                                                                
Мы голосуем против.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле безумно         
интересно: вот кто выступал категорически против принятия этого закона?         
Крупнейшие нефтяные компании и оппозиционные фракции в Государственной Думе.    
Может быть, стоит задуматься о таком странном совпадении? Я не готов давать     
ответы, но ведь это же интересно.                                               
                                                                                
Вот очень здорово звучит: в Советском Союзе вывозилось нефти гораздо меньше.    
Так, может быть, Советский Союз бензин вывозил? Ничего подобного, бензин не     
вывозил, просто меньше могли продавать за границу. Так, может, это всё-таки     
хорошо? Другое дело - надо добиваться, чтобы за границу можно было вывозить и   
продукты переработки, это даст больше доходов государству, но говорить, мол,    
хорошо, что в Советском Союзе нефти вывозилось меньше, чем сейчас, как          
минимум не очень убедительно.                                                   
                                                                                
Ну и наконец, последнее. Сегодня прозвучало, что над нами иностранцы могут      
посмеяться в связи с теми налоговыми законами, которые мы принимаем. Я помню,   
как 20 лет тому назад, когда мы создавали Налоговый кодекс, мы изучали их       
опыт, учились всему лучшему, что было у них. Сегодня, поскольку я очень много   
общаюсь с нашими иностранными коллегами, которые занимаются этой сферой, могу   
сказать только одно: с одной стороны, они у нас учатся, с другой стороны, они   
нам завидуют. И это абсолютно точно, потому что сегодня наша налоговая          
система стала одной из лучших в мире.                                           
                                                                                
А теперь хочу вернуться к первому вопросу: почему вдруг в критике этого         
закона объединились крупнейшие компании и оппозиция? Здесь впервые в истории    
были названы цифры: от таможенной пошлины, от премии компании получили на       
модернизацию 11,2 триллиона рублей, а истратили на модернизацию 2,8             
триллиона. Предлагаемый манёвр предполагает, что теперь ты будешь получать      
премию, только если ты вкладываешь в модернизацию, если ты направляешь          
продукты на внутренний рынок, если ты наполняешь свой рынок нормальным и        
доступным бензином, - вот в чём смысл того закона, который сейчас               
принимается. Наверное, это и есть ответ на вопрос, почему против этого закона   
выступают нефтяные компании. Ну а на вопрос, почему против этого закона         
выступает оппозиция, наверное, каждый даст ответ себе сам. Фракция "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ" этот подход разделяет, мы поддерживаем принятие закона.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", 9-й вопрос повестки      
дня.                                                                            
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Андрей Михайлович, вы заинтриговали: если будете выступать по следующему        
вопросу, поясните ваши предположения.                                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против           80 чел.17,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 134

18.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 493989-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу о завершении налогового манёвра в нефтегазовой отрасли; принят в первом чтении 5 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5545 по 5655 из 8306
Пункт 35, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую       
Налогового кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот           
законопроект получил название "О внесении изменений в часть вторую Налогового   
кодекса Российской Федерации" (в части завершения налогового манёвра в          
нефтегазовой отрасли). Хочу напомнить, что нами принят закон, в соответствии    
с которым начат эксперимент по введению НДД при добыче нефти, но одновременно   
мы решаем другие вопросы, которые относятся к налогообложению нефтянки, и       
постепенно отменяем экспортную пошлину, перенося тяжесть на налог на добычу     
полезных ископаемых.                                                            
                                                                                
Хотел бы ещё напомнить, что за счёт так называемой премии по экспортной         
пошлине наши компании с момента её введения получили общую льготу в размере     
11,2 триллиона рублей, и хотя эта льгота в рамках экспортной пошлины давалась   
под модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, компании истратили на эти       
цели в сумме 2,8 триллиона рублей.                                              
                                                                                
Завершение налогового манёвра позволит сделать поддержку реально адресной и     
наконец завершить модернизацию предприятий, необходимо действительно решать     
проблемы, связанные с ценообразованием на внутреннем рынке, а не ссылаться      
постоянно на то, что выгоднее продавать на экспорт.                             
                                                                                
Среди самых серьёзных поправок, которые вносятся, я обратил бы внимание на      
то, что мы фактически вводим понятие логистического коэффициента. Что такое     
логистический коэффициент? Нефтеперерабатывающие заводы у нас расположены на    
разных территориях страны, и условия доставки их продукции до рынков сбыта      
совершенно разные. Проанализировав имеющиеся логистические проблемы при         
доставке нефти и нефтепродуктов, мы вводим логистический коэффициент, чтобы     
уравнять условия, поскольку понятно, что завод, который находится в центре      
России, и завод, который находится на Севере или на Урале, работают в разных    
условиях.                                                                       
                                                                                
Хотел бы ещё сказать, что вводится поправка, на самом деле очень важная         
поправка, которой продлевается срок зачисления сумм налога на прибыль в         
федеральный бюджет по ставке 3 процента. У нас была очень серьёзная дискуссия   
в рамках Государственной Думы, очень многие, особенно регионы-доноры,           
возражали против того, чтобы передавать ещё 1 процент на федеральный уровень.   
Мы очень подробно проанализировали, куда же были направлены эти средства,       
этот 1 процент: ни одной копейки из этих денег не осталось в федеральном        
бюджете, все эти средства были распределены между теми регионами, бюджетная     
обеспеченность которых сегодня недостаточна. Да, произошло перераспределение,   
и правительство предлагает нам этот порядок сохранить до 2024 года. Комитет     
счёл возможным с этим согласиться.                                              
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание, что к законопроекту поступило 22 поправки, 20     
поправок рекомендовано комитетом к принятию, две - к отклонению.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.29,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7 %                                    
Проголосовало против           94 чел.20,9 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Огромное спасибо, Александр Дмитриевич.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет предлагает поставить данный законопроект для         
рассмотрения в третьем чтении тоже на 24 июля. Законопроект готов к             
рассмотрению, все необходимые экспертизы проведены.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.