Заседание № 226
О проекте федерального закона № 493988-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", третье чтение. Доклад Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект содержит нормы, которые направлены на совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля, прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к третьему чтению. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракции есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", 12-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 45 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 225
О проекте федерального закона № 493988-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита". Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении мы приняли 19 сентября прошлого года. Ко второму чтению поступило 42 поправки, четыре из них были отклонены, поскольку они учтены, вошли в состав законопроекта, но в другой редакции, и 38 приняты. Из них хочется отметить следующие поправки. Уточняются отдельные полномочия участников бюджетного процесса, в том числе правительства, внебюджетных фондов. Из полномочий госфинконтроля исключается санкционирование операций по расходам средств бюджета, поскольку это неотъемлемая функция субъектов, которые принимают решения об осуществлении этих расходов, в то же время госфинконтроль наделяется дополнительными полномочиями в сфере закупок. Чётко разграничиваются области применения представления и предписания - на основе предписаний возмещается ущерб, который нанесён бюджету в результате нарушения бюджетного законодательства, на основе представления объект контроля обязан принять меры по устранению бюджетных нарушений. Аналогично более чётко даются понятия "внутренний финансовый аудит", "внутренний финансовый контроль". Уточняются правила присвоения каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту уникальных кодов классификации, а это даст возможность более глубоко мониторить исполнение расходов бюджета, прежде всего по национальным проектам. Все принятые поправки в русле концепции законопроекта, который был принят в первом чтении. Комитет рекомендует Государственной Думе проголосовать по таблицам поправок, рекомендованных к принятию и рекомендованных к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 43 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 08 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 33 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 144
О проекте федерального закона № 493988-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
4-й вопрос, блок "Законопроекты, рассматриваемые в первом чтении". О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Михайловича Лаврова. Пожалуйста, Алексей Михайлович. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект содержит четыре группы поправок. Первая группа направлена на расширение сферы государственного финансового контроля. В настоящее время эта сфера ограничена контролем за соблюдением собственно бюджетного законодательства, тогда как нарушаются здесь зачастую нормы смежного законодательства, устанавливающие расходные обязательства публично-правовых образований. С учётом этого предлагается в явном виде закрепить за сферой государственного (муниципального) финансового контроля также иные правовые акты, что позволит повысить эффективность финансового контроля. Кроме того, в последние годы у нас активно применяются так называемые транзитные субсидии, которые идут из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а затем из бюджетов субъектов - в местные бюджеты, и на самом деле вопрос о контроле за эффективностью и целевым использованием таких субсидий также до конца не урегулирован. Предлагается передать соответствующие полномочия Счётной палаты и Федерального казначейства - применение мер ответственности в случае возникновения нарушений в отношении такого рода транзитных субсидий - на муниципальные уровни. С другой стороны, нынешняя сфера государственного финансового контроля в определённых случаях является избыточной. Например, под неё подпадают абсолютно все исполнители государственных (муниципальных) контрактов, даже если они не находятся на казначейском сопровождении, - в тех случаях, когда это либо прямой государственный (муниципальный) контракт, либо договор в рамках использования субсидий. На самом деле применить в таких случаях меры контроля и меры ответственности невозможно по целой совокупности норм гражданского и бюджетного законодательства, поэтому предлагается уточнить, что в таких случаях объектами контроля являются только те договоры и те государственные (муниципальные) контракты, которые находятся на казначейском сопровождении. В этом случае есть обязанности и по ведению раздельного учёта, и по представлению специальной отчётности, по сути, есть режим контроля за использованием этих средств, что также позволит сосредоточить внимание контрольных органов как раз на контроле за использованием средств именно в этих случаях. Согласно второй группе поправок предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Речь идёт о тех контрольных полномочиях, которыми наделён финансовый орган субъекта, муниципального образования. Эти стандарты должны содержать единые принципы, определения, основания, которые должны применять ревизоры, основные права, обязанности контролёров и объектов контроля, внедрять риск-ориентированные подходы. Проект таких стандартов уже находится в высокой степени разработки и может быть представлен для обсуждения при рассмотрении законопроекта во втором чтении. При этом специфические особенности самой организации контроля будут устанавливаться контрольными органами субъектов Федерации и муниципальных образований самостоятельно, но в рамках предусмотренных на федеральном уровне общих принципов. Это не подрывает самостоятельности органов финансового контроля, но делает общую работу всех контрольных органов взаимосвязанной, скоординированной и более чёткой. Третья группа поправок - это совершенствование применения бюджетных мер принуждения, то есть взыскания неправомерно использованных средств, прежде всего это касается межбюджетных субсидий, но также и субсидий юридическим лицам. Мы все в последние годы сталкивались с такой проблемой, когда нужно применить взыскание средств бюджета, но сумма взыскания достаточно велика, а реализовать это нужно в течение 30 дней, что на самом деле практически невозможно. В законопроекте содержится такая поправка, которая позволяет финансовому органу, с одной стороны, проводить проверку обоснованности взыскания и при необходимости возвращать документы, а, с другой стороны, при подтверждении необходимости взыскания удлинять сроки до более чем одного года. Эта поправка, отмечу ещё раз, содержится в законопроекте, но она уже была принята при рассмотрении в весеннюю сессию другого законопроекта, поэтому во втором чтении мы будем предлагать её снять. Тем не менее это подчёркивает важность вопроса, который решён готовящимися и принятыми поправками. Одновременно предлагается наделить полномочиями по принятию решения о применении мер бюджетного принуждения органы управления государственными внебюджетными фондами. На самом деле в данный момент они, хотя полностью равнозначны финансовым органам, такими полномочиями не наделены. Также предлагается установить порядок определения сумм неправомерно использованных бюджетных средств без использования при этом понятия ущерба. Данное понятие чётко не определено, это приводит к затягиванию реализации решений, к постоянным спорам о том, что же мы имеем в виду. Можно привести в качестве примера оплаченные невыполненные работы по государственному контракту. Суммы неправомерно используемых средств - это оплата работы, и эти суммы должны быть взысканы, но размер ущерба бюджета связан с повторным продолжением работ, повторным выделением средств на этот же проект, и в этом случае нет необходимости прибегать к оценке такого ущерба. Предлагается, реализовав данный подход, сделать более чётким применение мер ответственности и дать полномочия по определению методики расчёта Минфину России, который в каждом конкретном случае в зависимости от типа нарушений и типа неправомерно используемых средств утвердит соответствующие подходы. Четвёртое направление, четвёртая группа поправок является, может быть, самой важной, потому что посвящена регулированию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, то есть основному способу предотвращения возникновения нарушений. Предлагается дать более чёткие определения понятиям "внутренний финансовый контроль" и "внутренний финансовый аудит", установить полномочия по определению стандартов такого контроля и аудита, сделать обязательной систему мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств на всех уровнях, во всех бюджетах. Сейчас эта практика реализуется и подтверждает свою эффективность только на федеральном уровне, в добровольном порядке 44 субъекта Федерации её применяют - мы предлагаем распространить её на все субъекты Федерации и предусмотреть возможность делегирования полномочий по внутреннему финансовому аудиту от администраторов бюджетных средств к вышестоящим органам. Просим поддержать законопроект в первом чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь. С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик очень подробно изложил суть законопроекта, суть поправок, которые вносятся в Бюджетный кодекс. Комитет, так же как и правительство, считает, что эти поправки будут способствовать повышению эффективности деятельности органов внутреннего финансового контроля и аудита. Надо сказать, что над законопроектом вместе с правительством трудились и Счётная палата, и депутаты, и финансисты из субъектов Российской Федерации, финансисты муниципального уровня, и члены Союза финансистов России. Законопроект всесторонне отработан, и об этом свидетельствует то, что из 72 отзывов, которые прислали регионы, 71 положительный и один отрицательный, причём в качестве причины в нём указывается, что будет недостаточно финансовых ресурсов бюджета. Вместе с тем и комитет, и регионы отмечают отдельные недостатки, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Эти недостатки отмечены в заключении комитета, и мы над их устранением будем дальше работать. В законопроекте предусматривается, что отдельные его нормы вводятся в действие по истечении 10 дней со дня опубликования закона, а отдельные нормы - с 1 января 2019 года. В частности, с 1 января 2019 года вводится в действие норма об осуществлении полномочий органов внутреннего государственного финансового контроля на основе федеральных стандартов деятельности этих органов. Федеральные стандарты должны быть утверждены правительством, а в соответствии с этими федеральными стандартами на местах, в регионах, в органах местного самоуправления, должны быть утверждены свои стандарты и регламенты осуществления контрольной деятельности соответствующих органов. И получается, что до конца года, в ближайшее время, правительство должно установить, утвердить федеральные стандарты. В соответствии с Регламентом Государственной Думы в период рассмотрения законопроекта во втором чтении правительство должно продемонстрировать нам степень готовности этих федеральных стандартов, потому что дальше - до конца года - должны быть утверждены региональные и муниципальные стандарты. Это первое. И второе, на что также хочется обратить внимание, - это на то, что положения законопроекта значительно расширяют требования к организации и осуществлению контроля и федеральными, и региональными, и местными органами, контрольно-счётными органами. При этом, на наш взгляд, в муниципальных образованиях, и в первую очередь в городских и сельских поселениях, ресурсов - трудовых, организационных, материально-технических и, безусловно, финансовых - может недоставать на осуществление вот таких расширенных функций. Поэтому комитет предлагает ко второму чтению рассмотреть вопрос о том, чтобы установить всё-таки переходный период для вступления в силу некоторых, отдельных норм этого закона, ну, в пределах года, наверное. За это время можно подготовить все необходимые нормативные правовые акты, чтобы подготовить кадры, которые будут работать над осуществлением поставленных задач, и, конечно, изыскать необходимые финансовые ресурсы, потому что это тоже очень существенная часть для обеспечения достойной работы наших контрольных органов. Надо сказать, что Счётная палата поддержала этот законопроект с учётом его доработки ко второму чтению. Комитет также рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Мы имеем в виду, что ко второму чтению все эти недостатки необходимо будет устранить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Пожалуйста, записывайтесь на вопросы. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Михайлович, в документах, в пояснительной записке, говорится об оптимизации штатной численности сотрудников и так далее, а по факту получается, что необходимы дополнительные средства, чтобы эти органы финансового контроля, особенно в муниципальных образованиях, могли функционировать. Мы же прекрасно знаем, во-первых, какие фонды заработной платы в муниципалитетах, а во-вторых, какие вообще бюджеты муниципалитетов - там одна зарплата, и то денег хватает только до ноября, а декабрь уже выпадает. Может быть, не надо делать эту революцию на пустом месте, а надо просто наделить необходимыми дополнительными функциями те органы финансового контроля, которые уже есть на данный момент? ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Вера Анатольевна, уважаемые депутаты! Никакой революции, тем более на пустом месте, законопроект не предлагает. В законопроекте предлагается упорядочить, ввести более чёткое, понятное, единое для всех регулирование вопросов финансового контроля на всех уровнях бюджетной системы, с учётом этого, на наш взгляд, по нашей оценке, никакой дополнительной нагрузки, потребности в штатной численности не возникает. Ведь что делается сейчас, ровно то и будут делать контролёры, но сейчас они это делают в условиях неопределённой правовой базы, не понимая зачастую содержания контрольных мероприятий, их последствий, соответственно, их действия постоянно обжалуются, возникает необходимость в их пересмотре. Мы считаем, что упорядочение всех этих полномочий и введение единых стандартов, единых подходов к их реализации как раз сократит нагрузку на контрольные органы и позволит им более эффективно выполнять свои функции в пределах имеющихся штатных и финансовых ресурсов. Революции здесь нет, здесь есть регулирование тех вопросов, которые уже сейчас в законодательстве предусмотрены, но недостаточно чётко урегулированы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Михайлович, подскажите, пожалуйста, после того как все эти нововведения будут введены в действие - с учётом переходного периода и так далее, - на ваш взгляд, сколько потребуется времени, чтобы на практике убедиться в их эффективности? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Андрей Геннадьевич, уважаемые депутаты! Ну, если говорить, что в целом бюджетный цикл составляет один год, начиная от составления бюджета и заканчивая рассмотрением отчёта об исполнении бюджета за предыдущий год, мы считаем, что, после того как закон вступит в силу - а мы согласны с Надеждой Сергеевной в отношении необходимости установления более длительного переходного периода по отдельным позициям, - в течение года должен проявиться положительный эффект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Алексей Михайлович, конечно, это хорошо, что вы предлагаете усилить финансовый контроль, усовершенствовать порядок применения бюджетных мер принуждения, но мы, когда в Государственной Думе слышим отчёты Счётной палаты, часто узнаём о неэффективном и нерациональном использовании выделенных из федерального бюджета средств в рамках предоставления межбюджетных трансфертов. Вот сегодня в порядке работы Государственной Думы под пунктом 11 представлен законопроект "О внесении изменения в статью 15.15-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении административной ответственности высшего должностного лица субъекта за нарушение условий предоставления и использования дотаций, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации): очень хорошо, что Минфин поддержал данный законопроект, но вызывает удивление, почему профильный комитет, по госстроительству и законодательству, не хочет его поддерживать. Всё-таки позиция Минфина остаётся прежней, то есть такая ответственность должна быть введена? На мой взгляд, по-другому мы не решим вопрос контроля за эффективным и рациональным использованием бюджетных средств. ЛАВРОВ А. М. Позиция правительства остаётся неизменной: этот законопроект поддерживается. Если уж введены условия использования дотаций, то единственный механизм контроля... должны быть установлены и определённые меры ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Михайлович, конечно, нас больше всего беспокоит вопрос результативности контроля. Скажите, пожалуйста, вот что нового в механизме фиксации результатов контрольных мероприятий, в механизме использования этих результатов? Вы многое сказали, но ещё раз подчеркните, что нового в предлагаемом законопроекте на этот счёт? ЛАВРОВ А. М. На самом деле самое главное новшество - это более обоснованное составление актов при оформлении контрольных мероприятий. Сейчас в эти акты зачастую не попадают очень важные нарушения - или оспаривается их включение, - которые не относятся непосредственно к сфере бюджетного законодательства, и на самом деле поэтому у нас, например, по данным Счётной палаты, объёмы нецелевого, неправомерного использования бюджетных средств не очень-то велики: в совокупности составляют менее 20 миллиардов рублей, но это не потому, что их так мало, а, скорее всего, потому, что полномочия контролёров ограничены контролем за чисто процедурными бюджетными вещами. Мы считаем, что у нас может и должна увеличиться выявляемость таких нарушений, акты будут составляться более обоснованно, по единым стандартам, по единым процедурам, совершенно чётко будут урегулированы права и обязанности контролёров, ответственность объектов контроля, например по предоставлению информации, сократятся возможности обжалования актов, будет упорядочено применение мер бюджетного принуждения и ответственности - соответственно, вся эта система будет работать более чётко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, ну, я больше Надежде Сергеевне в данном случае доверяю: вы, написав в финансово-экономическом обосновании, что денег не потребуется, всё-таки, наверное, немножко ввели нас в заблуждение. Но вопрос у меня другой: скажите, пожалуйста, позволят ли эти поправки всё-таки восстановить надлежащий контроль за расходованием средств госкорпорациями? У нас там триллионы используются, а многие госкорпорации по сути внутри сделали коммерческие структуры для отмывания бюджетных денег, и они не имеют должной степени эффективности. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! В данном случае речь идёт о том, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств, то есть средств, выделяемых в том числе другим юридическим лицам. Если государственная корпорация получает имущественные взносы, субсидии, бюджетные инвестиции, это полностью подпадает под механизмы государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе те, которые будут улучшены в результате принятия этого закона. Что касается использования госкорпорациями и другими юридическими лицами своих собственных средств, то под действие закона это не будет подпадать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мищеряков Юрий Николаевич. МИЩЕРЯКОВ Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, мой вопрос уже предопределила Надежда Сергеевна в своём выступлении - он касался переходного периода. Я считаю вопрос абсолютно объективным, потому что это коснётся в первую очередь городских, сельских поселений, а в те сроки, что установлены поправками, конечно, они просто не в состоянии уложиться. Вместе с тем хотел бы Алексею Михайловичу задать вопрос: не планирует ли Минфин разработать методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации положений закона? Ну и ещё один вопрос: насколько положения рассматриваемого законопроекта соотносятся с положениями законопроекта № 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который был внесён Правительством России? Он был принят в первом чтении 21 февраля текущего года. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Юрий Николаевич, такого рода методические рекомендации разрабатывались и будут разрабатываться. Вообще, этот законопроект и вся сфера финансового контроля находятся в зоне постоянного взаимодействия Минфина с финансовыми органами субъектов и муниципальных образований. Мы на самом деле предлагаем даже повысить уровень методических рекомендаций - довести их до уровня федеральных стандартов. Ну и плюс, разумеется, будут даны все необходимые разъяснения, рекомендации по поводу того, как соблюдать эти стандарты и какие решения в этой сфере должны принимать субъекты, муниципальные образования в соответствии со своими полномочиями (а такие полномочия у них остаются) - утверждать самостоятельно процедурные стандарты. Что касается соотношения с положениями законопроекта о контроле, то он не охватывает область финансового контроля, контроля в бюджетной сфере, здесь же речь идёт о контроле преимущественно за действиями государственных, муниципальных органов, то есть администраторов бюджетных средств, поэтому два этих законопроекта друг другу ни в коей мере не противоречат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Алексей Михайлович, в проекте федерального закона предлагается закрепить порядок определения сумм неправомерно использованных бюджетных средств, а также их возмещения в доход бюджета, при этом такой важный термин, как "ущерб", предлагается не использовать, а порядок расчёта делегировать Минфину России. Уточните, пожалуйста, какие нарушения в финансово-бюджетной сфере будут отнесены к категории нарушений с неправомерным использованием средств, чтобы это не подпадало под понятие "ущерб", но средства подлежали возмещению в доход бюджета? И как вы считаете, не возникнут ли сложности в правоприменительной практике в связи с этим, например при оценке правонарушений, влекущих материальные, административные и, возможно, даже уголовно-правовые последствия? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Анатолий Борисович, уважаемые депутаты! Вообще, понятие "ущерб" в законодательстве на данный момент нигде не определено, поэтому, когда мы пытались и пытаемся использовать это понятие в рамках финансового контроля, у нас постоянно возникают споры, обжалования, мол, докажите, какой ущерб бюджету нанесён. На самом деле, на наш взгляд, есть более узкое понятие, но это значительно более действенная конструкция - "неправомерно использованные средства", то есть средства, использованные... Ну вот я приводил пример: это оплата невыполненных работ, то есть была нарушена установленная процедура приёмки, деньги ушли, и вот это неправомерное использование средств. Нанесён ущерб бюджету или не нанесён - это предмет большой дискуссии, в том числе теоретической, с апеллированием к самым разным нормам, но мы абсолютно убеждены, что эти средства использованы неправомерно, поэтому и предлагается применить эти меры. Во всех случаях мы можем свести бюджетные нарушения к понятию неправомерного использования бюджетных средств, будь то неправильная постановка на учёт, оплата невыполненных работ и так далее, при этом, естественно, необходимо иметь методику определения этих неправомерно использованных средств. Мы считаем, что всё-таки эти вопросы относятся к сфере правового регулирования деятельности финансовых органов, контрольных органов, поэтому предлагаем наделить такими полномочиями Министерство финансов и утвердить такую методику, что позволит контрольному органу пользоваться этой методикой, апеллировать к ней, но в каждом конкретном случае самостоятельно определять объёмы неправомерно использованных бюджетных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо большое, Иван Иванович. Уважаемый Алексей Михайлович, законопроект значительно расширяет требования к организации и осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и аудита, а это значит, что нужно будет переобучить значительное количество сотрудников, чтобы быть готовыми к этому. Скажите, пожалуйста, каким образом, в какой срок будет проводиться переобучение и какие объёмы государственных средств потребуются для этого? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Дмитрий Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект - хотелось бы подчеркнуть - не вводит понятий "внутренний финансовый контроль" и "внутренний финансовый аудит", эти понятия уже давно содержатся в Бюджетном кодексе. На самом деле в большинстве органов власти администраторами доходов, главными распорядителями бюджетных средств такие функции уже выполняются. Что предлагается в законопроекте? Во-первых, всё-таки расширить сферу внутреннего финансового контроля, включив в неё получателей бюджетных средств. Действительно, есть пробел в правовом регулировании: все занимаются внутренним финансовым контролем, но, можно сказать, главная организация, которая выпускает средства из бюджетной системы, такой контроль не обязана иметь, хотя многие в инициативном порядке по факту его имеют. А во-вторых, самое важное, на наш взгляд, мы предлагаем упростить работу органов внутреннего финансового контроля, всей этой системы путём введения единых стандартов. Теперь не нужно будет каждому придумывать, как этот вопрос урегулировать и какими полномочиями наделить тех или иных должностных лиц. То есть вся эта система существует и работает, а теперь будут введены единые стандарты для её организации. Конечно, это потребует повышения квалификации тех должностных лиц, на которых возложены соответствующие функции, но мы исходим из того, что это будет осуществляться в обычном режиме повышения квалификации государственных и муниципальных служащих и в пределах имеющихся средств, поэтому какого-то массового введения новых обязанностей, новых должностей, новых позиций не возникнет. Тем более если мы установим ко второму чтению переходный период, то это позволит всем заблаговременно подготовиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Алексей Михайлович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ рассмотрела на своём заседании законопроект, и мы считаем, что в первом чтении нужно его поддержать. Основания следующие. Предложение по усилению внутреннего финансового контроля, финансового аудита, безусловно, заслуживает поддержки, это очень важно. Вчера на заседании комитета по бюджету как раз рассматривали итоги исполнения бюджета 2017 года: оказывается, у нас заморожены средства на сумму почти 3 триллиона рублей по объектам, которые ежегодно входят в федеральную адресную инвестиционную программу, есть, безусловно, и другие потери. То есть там в обращении огромные деньги, а должный финансовый контроль, пронизывающий все уровни, на сегодня, может быть, и не осуществлялся. Вопросы возникают, и их нужно рассматривать. Фракция полностью поддерживает заключение, которое подготовил комитет по бюджету, и мы предлагаем, чтобы разработчики проекта закона, правительство, внимательнейшим образом его рассмотрели. Действительно, бюджет на очередные три года вот-вот внесут, а мы только сейчас принимаем этот законопроект - непонятно, каким образом это будет взаимоувязано по срокам исполнения, по срокам разработки, подготовки кадров и с выделением дополнительных средств. Алексей Михайлович, вы ведь на заседании комитета признали, что дополнительные расходы будут, соответственно, бюджетная система должна эти расходы учитывать. И главное основание. Мой коллега Николай Васильевич Коломейцев задал очень правильный вопрос. Уважаемый Алексей Михайлович, наша фракция поддерживает этот законопроект прежде всего потому, что, как вы в самом начале своего выступления сказали, под этот финансовый контроль попадают публично-правовые образования, которые по-другому называются как раз госкорпорациями. Мы всё время здесь, в Государственной Думе, отмечаем, что по некоторым направлениям там бывает абсолютно неэффективное использование средств, порой даже их присвоение, и на сегодня Министерство финансов, правительство, к сожалению, с госкорпорациями в полной мере с точки зрения обеспечения финансового контроля не работают. Мы принимаем, поддерживаем эту инициативу и желаем, чтобы по отношению к публично-правовым образованиям получили большее развитие, с ещё большей точностью были проработаны те предложения, которые будут внесены к рассмотрению данного законопроекта во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также, безусловно, поддерживает предлагаемые Правительством Российской Федерации изменения в Бюджетный кодекс. Они направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств. Предложение о введении новых конкретных инструментов по бюджетному принуждению в части внебюджетных фондов является современным, а в части аудита, внутреннего контроля предлагаются современные варианты контроля, которые, безусловно, позволят повысить эффективность использования бюджетных средств. Данная тема отмечена высоким уровнем социального запроса. С учётом того что ко второму чтению будет подготовлено достаточно большое количество предложений субъектами Российской Федерации, наша фракция будет голосовать за принятие в первом чтении этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочные представители президента, правительства? Нет. Докладчик будет выступать? Нет. Надежда Сергеевна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 28 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.