Заседание № 32

27.06.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 493627-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части дополнительного профессионального образования и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ" (внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва В. Н. Ивановой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7339 по 7461 из 9017
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 43 порядка работы           
Государственной Думы. Проект федерального закона "О внесении изменений в        
Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и     
послевузовском профессиональном образовании" в части дополнительного            
профессионального образования и общественно-профессиональной аккредитации       
образовательных программ". Доклад председателя Комитета по образованию          
Григория Артёмовича Балыхина.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Артёмович.                                                 
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Спасибо, Надежда Васильевна.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги-депутаты, вашему вниманию представляется проект               
федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об      
образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном    
образовании"...", внесённый депутатом Государственной Думы четвёртого созыва    
Валентиной Николаевной Ивановой в ноябре 2007 года.                             
                                                                                
Законопроектом предусматривается расширение круга организаций, наделённых       
правом реализовывать программы дополнительного профессионального образования,   
а также введение общественной профессиональной аккредитации профессиональных    
образовательных программ. Комитет рассмотрел данный законопроект и не           
поддерживает его по следующим основаниям.                                       
                                                                                
Первое. Законопроектом вводится понятие новых субъектов образовательной         
деятельности - организаций, реализующих дополнительные профессиональные         
образовательные программы, под которыми понимаются созданные в любых            
предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах    
организации, осуществляющие образовательную деятельность наряду с их            
основными, уставными видами деятельности. Вместе с тем указанные организации    
лишаются права реализовывать программы, по которым установлены                  
государственные требования, а также программы, связанные с обеспечением         
государственных гарантий безопасности государства и общества, и не могут        
выдавать (имеются в виду эти организации) выпускникам документы об              
образовании государственного образца. Цель таких ограничений неясна, на что     
прямо указано в официальном отзыве Правительства Российской Федерации.          
                                                                                
В законопроекте предложено исключить из Закона Российской Федерации "Об         
образовании" положения, касающиеся порядка осуществления образовательной        
деятельности научными организациями, заменив их регулированием деятельности     
организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы (это новое   
понятие, которое вводится этим законопроектом). Это предложение не может быть   
поддержано, поскольку научные организации реализуют не только дополнительные    
профессиональные образовательные программы, но и программы послевузовского      
профессионального образования.                                                  
                                                                                
Второе. Введение общественно-профессиональной аккредитации профессиональных     
образовательных программ утратило свою актуальность после принятия              
Государственной Думой в декабре прошлого года закона о внесении изменений в     
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления      
объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации          
государственной политики в области профессионального образования. Этим          
федеральным законом установлено, что объединения работодателей участвуют в      
разработке федеральных государственных требований к дополнительным              
профессиональным образовательным программам, в формировании перечней            
направлений и специальностей профессионального образования, государственной     
аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.          
                                                                                
Кроме того, Правительство Российской Федерации в своём отзыве отмечает, что     
введение в образовательную практику общественно-профессиональной аккредитации   
профессиональных образовательных программ, как это предложено в                 
законопроекте, с оплатой затрат соответствующими образовательными               
учреждениями, многие из которых являются государственными или муниципальными,   
может потребовать выделения дополнительных бюджетных ассигнований, что в свою   
очередь требует не отзыва, а заключения Правительства Российской Федерации,     
которого, естественно, в пакете документов нет.                                 
                                                                                
Всё вышеприведённое послужило основанием для отрицательного отзыва              
Правительства Российской Федерации на законопроект. Аналогичную отрицательную   
позицию высказал Комитет Государственной Думы по информационной политике,       
информационным технологиям и связи, являющийся комитетом-соисполнителем.        
                                                                                
Должен сообщить вам, уважаемые депутаты, о том, что Комитет Государственной     
Думы по культуре, как второй соисполнитель по данному законопроекту,            
поддержал законопроект. По мнению Комитета по культуре, предложенное в          
законопроекте исключение из текста Закона "Об образовании" конкретного          
перечня образовательных учреждений дополнительного образования даст             
возможность иного определения статуса детских школ в области искусства.         
                                                                                
Действительно, проблема художественного образования и конкретно статуса этих    
школ в настоящее время обсуждается, но непосредственного отношения к            
концепции рассматриваемого законопроекта она не имеет. И простое исключение     
списка учреждений дополнительного образования из Закона Российской Федерации    
"Об образовании" проблему не решит.                                             
                                                                                
Хочу дополнительно сказать о том, что мы совместно с Комитетом по культуре      
вместе с Министерством образования и науки и Министерством культуры эту         
проблему пытаемся решить. Я надеюсь, что мы оформим нашу совместную работу,     
подготовив новый законопроект, и я думаю, что в осеннюю сессию мы такой закон   
примем.                                                                         
                                                                                
Как отмечается в заключении Правового управления Аппарата Государственной       
Думы, законопроект содержит многочисленное дублирование действующих норм        
законов. Это отмечается и в заключении комитета по информационной политике.     
Уважаемые депутаты, на основании изложенного Комитет Государственной Думы по    
образованию предлагает отклонить законопроект в первом чтении.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Артёмович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику? Нет вопросов.                
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Нет. Полномочный представитель президента? Нет.    
Правительства? Тоже не желает. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы        
принять законопроект в первом чтении? Комитет против.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против           10 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     10 чел.                                          
Не голосовало                 440 чел.97,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.