Заседание № 37

03.09.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 493423-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся гарантий депутатской деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; внесён депутатом Государственной Думы С. Н. Решульским и депутатом Государственной Думы четвёртого созыва М. Е. Бугерой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4772 по 5277 из 6330
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и      
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Сергей Николаевич          
Решульский.                                                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я прекрасно понимаю, какая        
трудная задача стоит передо мной - убедить вас в необходимости принятия         
данного законопроекта, - и, видя в зале много своих коллег, которые имеют       
хорошую школу и большой опыт работы в статусе депутатов законодательных         
собраний субъектов Российской Федерации, в большей степени, наверное, надеюсь   
на их понимание и поддержку.                                                    
                                                                                
Предлагаемый вашему рассмотрению законопроект имеет свою предысторию.           
Законодательные собрания ряда субъектов Российской Федерации вносили свои       
законопроекты по данному вопросу, предлагали свои варианты решения              
существующей проблемы. Если мне память не изменяет (может быть, кто-то меня     
поправит), последними представляли такую законодательную инициативу             
законодатели Республики Башкортостан. Все эти инициативы по тем или иным        
причинам - на мой взгляд, больше формальным - были отклонены.                   
                                                                                
Обобщив все предложения с учётом замечаний, которые высказывались в             
Государственной Думе в ходе обсуждения этих законодательных инициатив, мы с     
депутатом Бугерой Михаилом Евгеньевичем (депутат Государственной Думы           
четвёртого созыва, член фракции "Единая Россия"), считая этот вопрос            
актуальным, подготовили вынесенный на ваше рассмотрение и на ваше решение       
законопроект. В чём суть его? Речь идёт о законодательном закреплении права     
депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов           
Российской Федерации обращаться с депутатским запросом и права на               
безотлагательный приём руководителями территориальных органов федеральных       
государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской          
Федерации, по вопросам, несомненно входящим в компетенцию указанных органов и   
должностных лиц, в том числе, просто для пояснения говорю, прокурором           
субъекта Российской Федерации, прокурором республики, края, области,            
руководителем территориального учреждения Центрального банка Российской         
Федерации или руководителями территориальных внебюджетных фондов, Пенсионного   
фонда, скажем, области или Фонда социального страхования и так далее.           
                                                                                
Я не зря сказал, что вижу в зале много депутатов, имеющих опыт работы в         
статусе депутата законодательного собрания субъекта Российской Федерации.       
Они, наверное, хорошо помнят, что статус депутата законодательного собрания     
во многом определяется статьями 10 и 13 Федерального закона "Об общих           
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые         
предоставляют право субъектам Российской Федерации своими законами этот         
статус определять. По опыту могу сказать, учитывая многогранность содержания    
депутатского запроса, - каждый из вас рассматривал, наверное, десятки, а то и   
сотни писем и обращений граждан к депутатам законодательных собраний, - что     
на вопросы, содержащиеся в запросе, государственные органы субъекта             
Российской Федерации не всегда могут дать полный ответ, поскольку не            
располагают необходимой информацией либо вопрос, содержащийся в запросе, не     
входит в их компетенцию. В этой связи актуальным представляется и направление   
депутатского запроса в соответствующий, ещё раз подчёркиваю, территориальный    
орган федерального органа исполнительной власти либо в иные федеральные         
структуры.                                                                      
                                                                                
Должен сказать, что суды - были такие примеры, когда мы готовили и обобщали     
этот материал, - правомерно признают противоречащими федеральному               
законодательству нормы законов субъектов Российской Федерации о статусе         
депутата, предоставляющие такое право депутату законодательного органа          
субъекта Российской Федерации. Это же касается и права на первоочередной        
приём депутатов регионального уровня должностными лицами указанных органов. В   
ряде субъектов Федерации действительно и сегодня действуют законы субъектов     
Российской Федерации, которые предоставляют своим депутатам право на            
депутатский запрос. В ряде регионов после предписаний эти нормы были            
откорректированы и такое право было аннулировано.                               
                                                                                
Хочу сразу ответить моим оппонентам, если они, конечно, будут, что              
депутатский запрос и право на личный приём в первоочередном порядке не могут    
рассматриваться в качестве обращения гражданина, рассматриваемого в             
соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан    
Российской Федерации", поскольку указанный федеральный закон предусматривает    
порядок рассмотрения обращений граждан, непосредственно затрагивающий права и   
свободы обращающихся лиц.                                                       
                                                                                
Статья 13 действующего закона об общих принципах организации законодательной    
и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пункт 1, звучит         
следующим образом: "Гарантии депутатской деятельности устанавливаются           
конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации". Обобщив все    
предложения, которые до этого вносились законодательными собраниями различных   
регионов, мы предлагаем внести следующие изменения во всю статью 13, и в        
первую очередь в пункт 1 этой статьи: "Гарантии депутатской деятельности        
устанавливаются настоящим федеральным законом, иными федеральными законами,     
конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации". И далее:       
"Депутат вправе направить запрос прокурору субъекта Российской Федерации,       
руководителю территориального учреждения Центрального банка Российской          
Федерации, руководителям региональных (территориальных) отделений               
государственных внебюджетных фондов, территориальных федеральных органов        
исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской            
Федерации, по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и              
должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 14           
настоящего закона. Должностное лицо, которому направлен депутатский запрос,     
обязано дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со   
дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.          
Сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным          
законом тайну, предоставляются в порядке, установленном соответствующим         
федеральным законом.                                                            
                                                                                
По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на приём в             
первоочередном порядке должностными лицами, указанными в абзаце втором          
настоящего пункта".                                                             
                                                                                
А что же говорит статья 14? Статья 14 "Недопустимость вмешательства депутата    
в деятельность органов дознания, следователей и судов" в такой редакции         
предлагается: "Вмешательство депутата в оперативно-розыскную,                   
уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и           
судебную деятельность не допускается".                                          
                                                                                
Мы внесли такую редакцию статьи 14 специально, потому что, как я помню, три     
или четыре законопроекта были здесь уже отклонены со ссылками на то, что        
депутаты законодательных собраний регионального уровня, субъектов Российской    
Федерации чуть ли не все сейчас побегут диктовать условия или требования        
прокурорам, руководителям управлений Министерства внутренних дел и так далее,   
и так далее. Вот такое ограничение статьёй 14 и предусмотрено. Это всё          
полностью коррелируется с действующим нашим законом о статусе депутата          
Государственной Думы. Здесь есть норма о депутатском запросе, примерно в        
такой же форме изложена, и именно статья 18 даёт ограничение, чтобы не          
вмешивались туда, куда не положено, и так далее.                                
                                                                                
Я полагаю, что сейчас уважаемый мною Павел Владимирович может сослаться,        
выступая с содокладом, на то, что нельзя вводить такое законодательное          
закрепление на уровне Федерации, что достаточно будет того, что в законах       
некоторых субъектов Федерации такая норма вроде бы существует. Да, я ещё раз    
подчёркиваю, в некоторых законах некоторых субъектов Российской Федерации эта   
норма существует, но до поры до времени, насколько я понимаю. Как только это    
всё будет опротестовано, они будут вынуждены откорректировать эти законы и      
эту норму исключить.                                                            
                                                                                
Я надеюсь, говорю второй раз, что вы в своей деятельности не раз обращались с   
такими депутатскими запросами именно к этим должностным лицам или в эти         
органы, да и, беседуя со многими депутатами в ходе подготовки к сегодняшнему    
рассмотрению законопроекта, я видел, самое главное, у всех одну реакцию: все    
были удивлены тем, что депутат законодательного собрания субъекта Российской    
Федерации, упрощённо скажу, не может обратиться по какому-то острому вопросу    
к прокурору своего субъекта Российской Федерации с депутатским запросом, я      
подчёркиваю. А потом говорили примерно так: ну, ты понимаешь, а кто откажет     
депутату законодательного собрания субъекта Российской Федерации? Я не          
понимаю такую логику, поскольку думаю, что депутату нельзя ни отказывать, ни,   
наоборот, переступать какие-то границы, идя навстречу, депутат должен           
действовать, имея юридическое обоснование и законодательно закреплённые         
нормы. Другая реакция, скажу прямо, была следующего порядка: ну в субъектах     
Российской Федерации есть же такие законы, они действуют. Я не понимаю логику   
такого ответа. Тогда объясните мне: если в законах субъектов Российской         
Федерации такую норму вроде бы не совсем легитимную прописывают, то почему и    
мы не можем это закрепить на федеральном уровне, в нашем федеральном законе?    
Ну, а третьи вообще говорили: да ты знаешь, как мы работали, так и будем        
работать.                                                                       
                                                                                
Я ещё раз хочу сослаться на опыт коллег - депутатов законодательных собраний.   
Я с ними беседовал и считаю, что мы абсолютно ничего не нарушим, если           
поддержим в первом чтении законопроект, если необходимо, совместно доработаем   
ко второму чтению, но мы дадим право нашим коллегам - региональным депутатам    
на полном основании направлять свои запросы, реагируя на требования и наказы    
избирателей, тем или иным руководителям или в органы, территориальные либо      
федеральные органы исполнительной власти.                                       
                                                                                
Доклад окончен. Спасибо.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, присаживайтесь.                        
                                                                                
Содоклад сделает член Комитета по делам Федерации и региональной политике       
Павел Владимирович Семёнов. Пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕМЁНОВ П. В. Уважаемые коллеги, при всём уважении к авторам Комитет по делам   
Федерации и региональной политике не может поддержать данную инициативу.        
Во-первых, предлагаемые дополнения касаются конкретных полномочий депутата,     
что не является предметом регулирования статьи, в которую предлагается внести   
дополнения. Данная статья касается гарантий депутатской деятельности и          
неприкосновенности депутата. Во-вторых, проведённый анализ показал, что         
затронутые вопросы уже урегулированы в субъектах региональными законами о       
статусе депутата.                                                               
                                                                                
Поэтому Комитет по делам Федерации и региональной политике предлагает           
отклонить данный законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и         
содокладчику? Есть вопросы. Депутаты Коломейцев, Локоть и Драпеко. Подводим     
черту.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть, ваш вопрос.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. У меня вопрос к представителю комитета. Не кажется ли вам, Павел   
Владимирович, что, отказывая в праве принять этот законопроект сегодня, вы      
тем самым отказываетесь от своеобразных защитных механизмов на уровне           
субъектов Федерации, защитных механизмов эффективности исполнительной власти,   
когда у депутата нет права спросить, потребовать ответ, защитить интересы       
избирателей? И тем самым, по сути дела, стимулируются те самые местнические     
настроения, от которых мы некоторое время назад столь тяжело, с большими        
усилиями уходили.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СЕМЁНОВ П. В. Я ещё раз говорю, что данный федеральный закон не решает тех      
проблем, которые ставят сегодня инициаторы. Если мы говорим...                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СЕМЁНОВ П. В. Я вам говорю, что предметом данной инициативы являются статус и   
регламент депутата. Если мы сегодня будем об этом говорить, тогда давайте в     
этот федеральный закон вносить изменения и регламентировать количество          
депутатов законодательных собраний, комитетов, кто работает на постоянной и     
кто не на постоянной основе.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Владимирович, не кажется ли вам, что вы сами   
себе противоречите? Во-первых, региональный закон не может по своему статусу    
быть выше федерального. Если вы в федеральном не даёте права, то региональным   
обязать... Прокуратура - это федеральный орган власти, понимаете? Вы не         
можете позволить региональным законом какие-то регламентации делать,            
касающиеся прокуратуры, это можно сделать только федеральным законом.           
Поэтому, мне кажется, ваши объяснения не очень подкреплены аргументами. Я       
думаю, что надо поддержать этот законопроект.                                   
                                                                                
СЕМЁНОВ П. В. Я ещё раз говорю, что данным законом мы не достигнем той цели,    
которой хотят добиться инициаторы. В регионах, во-первых, существуют законы о   
статусе депутата законодательного собрания. Если есть интерес у вас, я могу     
вам привести пример по Чувашской Республике. Это во-первых.                     
                                                                                
Во-вторых, предлагая решать эту проблему, неужели вы считаете, что если мы      
внесём в этот закон поправку, то завтра же прокуратура будет совершенно         
по-другому реагировать? Ну давайте в таком случае вносить поправки в закон "О   
прокуратуре...".                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это уже полемика.                                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Драпеко, ваш вопрос.                                        
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Павел Владимирович, скажите, а при подготовке заключения на этот законопроект   
вы исследовали, сколько именно субъектов Федерации приняли такие нормы и        
каков результат действия этих норм? Принимают ли прокуроры или там главные      
пожарные инспекторы - они тоже являются у нас представителями федеральных       
органов - местных депутатов? В какой степени необходимо решение этой            
проблемы?                                                                       
                                                                                
СЕМЁНОВ П. В. Во-первых, скажу, что семнадцать субъектов Российской Федерации   
не поддерживают данную инициативу. И в основном во всех субъектах есть закон,   
по которому работают законодатели регионов.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СЕМЁНОВ П. В. Это всё регламентируется на местах, всё можно решать в            
регионах.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ дан. Пожалуйста, присаживайтесь, Павел              
Владимирович.                                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. Депутаты Москалец,        
Коломейцев, Локоть, и с заключительным словом хотел бы выступить Сергей         
Николаевич Решульский.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотели ответ прокомментировать, дополнить?             
Пожалуйста, дополните ответ.                                                    
                                                                                
Решульскому включите микрофон.                                                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Я просто хочу дополнить ответ Павла Владимировича на предыдущий вопрос.         
Действительно, такие законы о статусе депутатов законодательных собраний        
субъектов приняты во всех субъектах Российской Федерации, но я хочу             
подчеркнуть, что там идёт речь о возможности направления депутатских запросов   
в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.           
Правильно был задан вопрос сейчас, что вот главная пожарная инспекция ведь не   
является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это       
территориальный орган федерального органа исполнительной власти.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, это поняли все.                        
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. В восьми регионах есть такие нормы, разрешающие направлять     
депутатские запросы в территориальные органы, вот о чём мы говорили, но они     
все... До этого было больше, сейчас стало меньше после предписания.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Итак, желающие выступить: Локоть, Коломейцев,    
Москалец и Яровая. Четыре человека.                                             
                                                                                
Депутат Локоть, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. На мой взгляд, основной докладчик Сергей Николаевич Решульский     
достаточно подробно и доходчиво объяснил, почему надо принимать этот закон,     
поэтому я коротко. И остановиться хочу только на трёх моментах.                 
                                                                                
Первое. Происходит в зале сегодня парадоксальная вещь: вместо того чтобы        
укреплять депутатский корпус, укреплять депутатскую вертикаль власти            
Государственная Дума от этого отказывается. Это первое.                         
                                                                                
Второе. Я хочу сказать, что прозвучал ответ: в семнадцати субъектах считают,    
что этот закон не надо принимать. Это, кстати, очень тревожный симптом. Это     
те самые субъекты, поверьте мне, в которых право депутатов получать ответы на   
эти самые запросы от исполнительной власти, прокуратуры, органов                
государственной власти и так далее будет зачёркнуто или уже его не              
существует.                                                                     
                                                                                
И третье. Вообще надо думать всегда, когда мы принимаем те или иные решения,    
мы должны думать о том, как они отзовутся, ну, что называется, на земле, на     
уровне субъектов Федерации. Вот подобный наш отказ поддержать депутатов         
уровня субъектов Федерации вряд ли прибавит уважения и авторитета нам,          
депутатам Государственной Думы.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На самом деле, с моей       
точки зрения, этот закон не политический, он технический. И в данной            
ситуации, когда комитет отказывается узаконить право депутата регионального     
законодательного органа обращаться в прокуратуру... Ну, это является            
ущемлением прав депутата, с одной стороны, а с другой стороны, констатация      
того, что якобы региональным законом такое право дано в принципе, без наличия   
таких норм в федеральном законодательстве даёт возможность прокурору субъекта   
Федерации опротестовать вообще закон о статусе регионального депутата.          
Почему? Потому что, как вы знаете, прокуратура как раз есть орган, который      
надзирает за правильностью исполнения законов, и все принятые законы вне        
рамок федерального законодательства... Вы помните, даже полпредства             
президента как раз первоначально предназначались для того, чтобы привести       
законы субъектов и решения муниципальных образований в соответствие с           
федеральным законодательством.                                                  
                                                                                
Мне кажется, что здесь Сергей Николаевич достаточно доходчиво, чётко и          
понятно изложил мотивы необходимости принятия вот этих поправок. И я считаю,    
их просто надо утвердить, дабы нам не усугублять возникшую правовую коллизию.   
Честно сказать, мне это представляется неким нонсенсом. Почему? Я был           
депутатом регионального собрания, тогда прокуроры по инерции ещё принимали      
запросы и отвечали. С моей точки зрения, если мы вот этот закон не примем, то   
в принципе прокуратура вправе отказать депутату при отсутствии этой нормы в     
федеральном законодательстве. Я предлагаю поддержать законопроект Сергея        
Николаевича и закончить на этом прения.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я от имени комитета хотела бы дать              
дополнительные пояснения. Дело в том, что отказ в удовлетворении данной         
законодательной инициативы не влечёт никаких негативных последствий. В данном   
случае речь не идёт ни о повышении статуса региональных депутатов, ни уж тем    
более о понижении. Есть ограничительные возможности обращения с запросом в      
правоохранительный орган у депутатов всех уровней, что, безусловно,             
направлено на ограничение воздействия на независимый процесс дознания и         
следствия. Этот факт неоспорим. Что же касается возможности направления         
депутатом любого уровня обращения в интересах своих избирателей, именно         
обращения, то данная возможность, безусловно, существует и будет существовать   
везде и всегда.                                                                 
                                                                                
В отношении депутатского запроса действительно есть ограничения. И я полагаю,   
что в данном случае полемика носит в большей степени эмоциональный характер,    
чем содержательный, потому что сегодня на региональном уровне проблемы с        
точки зрения направления надлежащего обращения в любые органы не существует.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович Москалец, пожалуйста.                  
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я не знаю, умышленно или так построена была   
схема, но докладчик по данному законопроекту обосновал его только лишь в        
рамках того закона, внесение изменений в который мы с вами рассматриваем. А     
вообще-то, нужно посмотреть вот это предложение ещё и в режиме хотя бы закона   
о самой прокуратуре и обязательно Конституции Российской Федерации. Ведь что    
получается? Когда берёшь вот эти два закона - основной закон и закон о          
прокуратуре, которые я только что назвал, - то это предложение, вообще-то,      
кроме как разрушительным и дискриминационным, вот в этом законодательном        
режиме назвать нельзя. Почему? Потому что оно, во-первых, создаёт совершенно    
неясный прецедент и в структуре, и в самой схеме работы органов прокуратуры.    
                                                                                
Мы говорим о том, что надо обращаться к прокурору субъекта. Хорошо, но мы       
ведь знаем, что система органов прокуратуры состоит ещё и из следственного      
комитета, и из военной прокуратуры и тому подобных органов, которые тоже        
работают на правах прокурора субъекта, но не являются прокурорами субъектов.    
Как тут быть? Почему мы говорим "а" и не идём дальше? Я не понимаю.             
                                                                                
Но ведь надо ещё учитывать следующее обстоятельство. Всё-таки в том законе,     
который мы приняли, о прокуратуре, мы прямо записали, что прокуратура - это     
федеральная единая централизованная система (это, кстати, и в Конституции       
записано), и она осуществляет там надзор ведь не от имени субъекта и не от      
имени ещё кого-то, она осуществляет надзор только от имени Российской           
Федерации и никак иначе. И мы ещё раз подтвердили в принципах её организации,   
что она осуществляет свои полномочия независимо. А мы, по сути дела, системой   
запросов несколько размываем вот этот институт, принцип независимости и затем   
хотим требовать от неё действительно соблюдения надзора не только за            
законами, но и за самой Конституцией Российской Федерации, что является её      
первоочередной задачей.                                                         
                                                                                
Но, уважаемые коллеги, давайте всё-таки не будем идти по пути дальнейшего       
размывания Конституции в отношении органов прокуратуры. Мы ведь и так           
записали в сам закон о прокуратуре, что как генеральный прокурор, так и его     
заместители освобождаются от должности и назначаются Советом Федерации по       
представлению президента, хотя Конституция этого не говорит, Конституция        
говорит лишь о генеральном прокуроре и ничего о его заместителях. И поэтому     
ещё больше развивать рычаги влияния на прокуратуру, наверное, я полагаю, не     
стоит.                                                                          
                                                                                
Я бы ответил своему коллеге по Новосибирску депутату Локотю. Когда говорят,     
что нет права спросить... Слушайте, мы только что рассматривали законопроект    
об обращениях граждан Российской Федерации, и там весь порядок                  
взаимоотношений в этом плане установлен. Ну кто мешает депутату вообще          
записаться на приём да и прийти? И если разумно, примут ещё и в первую          
очередь и выслушают. Но почему-то мы хотим, чтобы это был какой-то бланк,       
какой-то запрос, какие-то рамки, а тогда, значит, и режим воздействия, режим    
спроса, и тогда ещё надзор за тем, кто осуществляет надзор, минуя единую        
централизованную систему.                                                       
                                                                                
Поэтому мы вообще считаем, что здесь с Конституцией явно всё не в ладах. Я      
дальше не развиваю этот тезис. И поэтому мы предлагаем данный законопроект      
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет.   
                                                                                
Заключительное слово - Сергей Николаевич Решульский.                            
                                                                                
Включите микрофон на его рабочем месте.                                         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, Любовь Константиновна.                        
                                                                                
Самое интересное, что все обратили внимание на прокуратуру. Мной уважаемый      
Александр Петрович вообще нас тут обвинил, всех сидящих, в каком-то давлении.   
                                                                                
Ну кто из депутатов, сидящих в этом зале, не писал депутатских запросов         
генеральному прокурору? Не писал только тот, кто вообще не работал и не         
исполнял свои депутатские полномочия.                                           
                                                                                
Александр Петрович, уважаемый, вот я читаю статью 14 закона о статусе           
депутата Госдумы: "Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы          
(инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства          
Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному   
прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской      
Федерации..." Что это - грубейшее нарушение Конституции? Вы нас так придавили   
Конституцией, что можно подумать, что мы её никогда в глаза не видели. Я        
прошу вас тогда сослаться на какую-то статью Конституции, которая бы            
говорила, что депутату регионального уровня нельзя обратиться с депутатским     
запросом к прокурору своей области. Он же не будет писать о каких-то там        
делах, которые происходят во Владивостоке, и подавать депутатский запрос в      
Мурманской области. Он будет писать о проблемах своих граждан, своих            
избирателей.                                                                    
                                                                                
Другие вопросы, на которые хочу дать ответ и на которых хочу акцентировать      
ваше внимание. А дела пенсионные? А дела соцстраха? А медицинское               
страхование? Это всё внебюджетные фонды, и их территориальные органы            
находятся в каждом субъекте Российской Федерации. Как с пенсиями быть?          
Хорошо, давайте вычеркнем ко второму чтению прокуратуру. А как с пенсиями       
быть? Как решать эти вопросы? Наверное, половина всех депутатских запросов      
касается именно вот этой социальной стороны.                                    
                                                                                
Мы же не предлагаем установить там диктат, как соавторы, с учётом инициатив,    
которые исходили из законодательных собраний, установить диктат над             
территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Мы         
просто хотим узаконить то, что в некоторых, как я сказал, субъектах             
Российской Федерации уже существует, правдами и неправдами, но существует.      
Вот тут выступал мой коллега Коломейцев Николай Васильевич, который сказал:     
"А я писал, но по привычке". По советской ещё привычке отвечают. Я сам          
сталкивался с этими вопросами. И даже когда начинаешь объяснять, что это, в     
общем-то, юридически не совсем верно, говорят: "Ну как же?! Всю жизнь так       
было". Да, всю жизнь так было, и многие из вас прошли депутатскую школу от      
городского уровня до федерального. Я не знаю, что здесь превалирует. Если мне   
говорят, что как это можно внести, ведь законы "О Правительстве Российской      
Федерации" и "О прокуратуре Российской Федерации" не устанавливают для них      
обязанность отвечать в тридцатидневный срок... В этих законах не прописана и    
обязанность этих органов отвечать нам, депутатам Государственной Думы. Но это   
есть в законе о статусе депутата. И Павел Владимирович сослался на то, что      
поправка вносится в главу о гарантиях депутатской деятельности. Я хочу вам      
всем напомнить. Раскройте закон о статусе депутата Государственной Думы:        
статья 14 - о запросе депутата Государственной Думы (депутатский запрос) -      
входит в главу о гарантиях депутатской деятельности, то есть что касается       
гарантий, это как раз сюда подходит. Я прошу вас самих дать оценку. И больше    
того, признаюсь вам откровенно, поскольку мы уже знаем друг друга хорошо... Я   
вопрос этот сегодня докладывал и предлагаю законопроект всё-таки принять, в     
большой степени рассчитывая на то, что в ближайшее время мы всё равно к нему    
вернёмся, мы вынуждены будем принимать его, может, в какой-то другой редакции   
или лингвистически что-то по-другому будет сделано, но всё равно вопрос этот    
надо решать. Это не моя частная инициатива, не инициатива моего коллеги         
Бугеры, это инициатива многих законодательных собраний. Прошу всё-таки          
поддержать.                                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Комитет        
отказывается от заключительного слова, поэтому ставится на голосование проект   
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих         
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Позицию         
комитета вы слышали.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               98 чел.21,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.