Заседание № 140
10.02.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 493325-4 "О внесении изменений в статьи 57, 228 и 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов; внесён Е. В. Ройзманом в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4092 по 4290 из 7278
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 57, 228 и 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валентин Васильевич Бобырев. Пожалуйста. БОБЫРЕВ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 57, 288 и 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесённый депутатом Государственной Думы четвёртого созыва Евгением Ройзманом. Внесён законопроект в Государственную Думу 14 ноября 2007 года. Названным законопроектом предлагается, первое, внести изменения в статью 57 Уголовного кодекса Российской Федерации, дополнив её словами "против здоровья населения и общественной нравственности", тем самым расширить перечень видов преступлений, за совершение которых назначается пожизненное лишение свободы. Второе, дополнить статьи 228 и 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации частями, устанавливающими новые квалифицирующие признаки и усиливающими ответственность за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. И третье, внести изменения в часть третью статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрев подсудность уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьёй 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Верховному Суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа. По мнению комитета, изменения, предлагаемые в статью 57 Уголовного кодекса Российской Федерации, направленные на усиление ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, нарушат принцип справедливости, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности. Кроме того, представляется нецелесообразным дополнение статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации частями, предусматривающими ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, пересылку, изготовление, переработку в целях сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, поскольку ответственность за указанные деяния уже предусмотрена статьёй 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Необходимо также отметить, что статьёй 21 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливается общий порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, что подразумевает в случае его нарушения квалификацию подобных действий как незаконную перевозку указанных средств и веществ. Наряду с этим статьёй 22 указанного федерального закона выделяется понятие пересылки наркотических средств и психотропных веществ, в частности запрещается её осуществление в почтовых отправлениях, в том числе международных. В этой связи представляется необоснованным предложенное автором определение таких понятий, как незаконные перевозка и пересылка. Кроме того, в предлагаемой редакции части четвёртой статьи 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации дублируются квалифицирующие признаки, закреплённые в части третьей данной статьи, что также повлечёт конкуренцию норм указанных частей статьи 228-1 и в свою очередь создаст дополнительные трудности в правоприменительной практике. По данному законопроекту Правительство Российской Федерации и Верховный Суд вынесли отрицательные заключения и не поддерживают принятие данного законопроекта. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит существенные замечания, которые по содержанию соответствуют позиции Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Таким образом, принимая во внимание изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопрос один. Депутат Лекарева, пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Валентин Васильевич, конечно, профильный комитет, наверное, тщательно смотрел, с 2007 года было время разобраться с законопроектом. Но скажите, пожалуйста, вот по докладу Организации Объединённых Наций, который опубликован, Управление ООН по наркотикам и преступности обвиняет Россию, что у нас наркомания выросла за десять лет в десять раз. Виктор Петрович Иванов не согласился с этим и сказал, что за двадцать лет у нас в двадцать раз выросло количество наркозависимых, и называет цифру около трёх миллионов человек. Вы говорите об ответственности. Кто же понесёт ответственность за такую наркоинтервенцию, которая просто захватывает Россию? Ведь мы знаем, что суды выносят очень мягкие приговоры, мягкое наказание. И мы не знаем ни одного случая, когда действительно наркодельцы сели бы, а не те, кто употребляет наркотики. Видите ли вы путь решения проблем? Вообще, почему вы отказываетесь от ужесточения наказания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос? БОБЫРЕВ В. В. Понятен, да. Весь мир, и Европа в том числе, идёт по пути гуманизации действующего законодательства. Более того, правоприменительная практика показывает, что суды и так не применяют верхнее, максимальное наказание. Так зачем же усиливать эту ответственность? Зачем расширять перечень преступлений, тем более таких, за совершение которых, как я вам уже сказал, назначается пожизненное лишение свободы? Комментировать то, что говорит Виктор Петрович Иванов, я не буду, но я знаю, что он по существу говорит и человек знает проблему. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, других вопросов нет. Пожалуйста, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Вера Александровна Лекарева выступает по данному законопроекту. Включите микрофон. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович, я очень коротко. Хочу обратить внимание уважаемых коллег-депутатов на то, что ещё в 2000 году в Послании Президента Российской Федерации, когда ещё Владимир Владимирович был президентом, он обратился к Федеральному Собранию с просьбой немедленно покончить с позорным явлением современной России - беспризорностью несовершеннолетних и наркоманией. Прошло десять лет: создан госнаркоконтроль, по сути они превратились в наркополицейских. Они вместе с МВД применяют карательные меры, они сражаются с последствиями, они изымают огромное количество наркотических веществ, которые валом обрушились на нашу страну. И ещё раз сошлюсь на Виктора Петровича Иванова, который говорит об этом откровенно, что 7 миллиардов героиновых доз из Афганистана ежегодно обрушиваются на нашу страну. Ну кто устоит?! Профилактических мер мы не предпринимаем, карательные применять опасаемся, робеем, боимся, говорим: а зачем пожизненно их сажать-то? Вы понимаете, у нас уничтожено целое молодое поколение россиян?! Могу вам сказать, что Виктор Петрович Иванов опять же указывает в своём докладе, что ежегодно от наркотиков погибают более тридцати тысяч молодых людей. Причём старых наркоманов, как вы знаете, не бывает, возраст - до тридцати пяти лет, потому что человек, который использует героиновые наркотики, живёт не больше пяти-шести лет. На смену умершим появляются новые, то есть рекрутирование в ряды наркоманов продолжается, у нас этот конвейер идёт бесконечно. И мы с вами доказываем свою беспомощность тем, что мы не хотим остановить причину, мы не хотим остановить ситуацию - мы будем сражаться с последствиями. И получается совсем как по Марксу: мы объясняем ситуацию, вместо того чтобы её изменить. Я полагаю, что Государственная Дума и профильные комитеты должны задуматься над тем, что у нас отсутствует единая концепция по борьбе с наркоманией. Мы занимаемся какими-то разовыми мерами - акциями, фестивалями, какими-то роликами, призывами, - вместо того чтобы научить каждого подростка защищаться самому, раз уж мы не можем разработать эффективные государственные меры. Надо сделать наркотик непривлекательным, но для этого нужно что-то дать нашей молодёжи взамен. К сожалению, мы не можем похвастаться бесплатными стадионами, спортивными клубами, детскими спортивными школами, которые мы с вами загубили, кстати говоря, пожалев 1 миллиард рублей из Фонда социального страхования непонятно почему. Исчезли остатки детско-юношеских спортивных школ. Наверняка в приёмную каждого депутата обращаются родители, которые хотят записать своих детей в какие-то спортивные секции. Услуги тренера платные, услуги стадионов и спортивных клубов платные, аренда земли, спортсооружений подорожала, и всё это наши спортивные функционеры объясняют тем, что нужно обязательно платные услуги развивать. Поэтому, уважаемые коллеги, я призываю вас вернуться к этому вопросу и разработать действительно эффективные государственные меры профилактики наркомании, чтобы защитить будущее нашей страны. Ещё раз вам напоминаю цифру: тридцать пять - сорок тысяч человек ежегодно. Нам сегодня на "правительственном часе" говорил наш главный начальник ГИБДД, что на дорогах гибнет у нас тридцать тысяч человек ежегодно. И вот давайте посчитаем, сколько у нас молодёжи останется и смогут ли они заработать на нашу с вами пенсию и даже на свою собственную. Международные эксперты называют наркоинтервенцию проблемой национальной безопасности и считают это планетарной проблемой, а мы с вами сегодня даже не хотим ужесточить действующие меры, которые неэффективны. Поэтому мы будем голосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента не настаивают на обсуждении. Валентин Васильевич, вы хотели бы выступить с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 57, 228 и 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Первое чтение. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 31 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.