Заседание № 219
25.02.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 493165-6 "О детях войны" (внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, В. И. Кашиным, И. И. Мельниковым, В. Ф. Рашкиным, Н. В. Арефьевым, Ю. В. Афониным, Н. И. Васильевым, В. И. Гончаровым, Н. Н. Ивановым, В. Н. Иконниковым, Н. В. Коломейцевым, В. М. Мархаевым, С. П. Мамаевым, И. И. Никитчуком, Т. В. Плетнёвой, В. Г. Поздняковым, Н. В. Разворотневым, Н. И. Сапожниковым, К. К. Тайсаевым, А. Ю. Русских, В. Н. Федоткиным, А. А. Андреевым, А. В. Корниенко, С. П. Обуховым, Н. М. Харитоновым, Т. Г. Кузьминых, а также А. Е. Локотем в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5512 по 5816 из 6583
Так, коллеги, у нас три альтернативных законопроекта: пункт 18.1 - "О детях войны", пункт 18.2 - "О статусе детей Великой Отечественной войны", и пункт 18.3 - "Об установлении статуса детей Великой Отечественной войны в Российской Федерации". По пункту 18.1 докладывает депутат Государственной Думы Николай Васильевич Арефьев. Пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О детях войны" разработан в целью устранить историческую несправедливость по отношению к гражданам России, которые лишились детства и наравне со взрослыми на заводах и фабриках, в колхозах и артелях ковали историческую победу над фашизмом. У большинства из них отцы погибли на фронте. Через три месяца весь мир будет праздновать 70-летие Великой Победы над фашизмом. 70 лет - это жизнь целого поколения, но за это время в огромной, богатой России, стране-победительнице, ничего не сделано для детей военного поколения, им пришлось родиться в нищете и умирать уготовано в крайней бедности. Дети войны получают льготы на Украине, сегодня средняя пенсия в побеждённой Германии составляет 90 тысяч рублей в пересчёте на рубли, а в богатейшей России - 12 тысяч рублей, половину из которых дети войны должны отдавать за коммунальные услуги. Но это средняя пенсия, на самом деле дети войны получают 5-7 тысяч рублей, при этом набор противогриппозных лекарств сегодня стоит около 3 тысяч рублей, а лекарства для лечения более серьёзных болезней стоят на порядок больше. Представленный проект закона выделяет возрастную категорию граждан, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945-го. В эту категорию попадают граждане, которым на начало войны не исполнилось 14 лет, то есть они не достигли трудоспособного возраста, а также граждане, родившиеся в период войны. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, сегодня в России граждан этой категории насчитывается 12 миллионов человек, из них 2,3 миллиона не получают никаких льгот. Только в 15 регионах все дети войны, отнесённые к данной категории, получают льготы, в остальных - частично. Наихудшее положение в таких регионах, как Удмуртия, где только пятая часть детей войны получают льготы, в Адыгее - половина, в Забайкальском крае - одна треть, в Кировской области - две трети, в Курганской области - одна треть, в Свердловской и Тюменской областях - только одна четвёртая часть детей войны пользуются мерами социальной поддержки. Вот и получается, что невзгоды были для всех одинаковые, а благодарность страны разная, зависит от желания губернатора, финансового состояния региона, но это и несправедливо, и не по-человечески. Проектом закона "О детях войны" предусматривается предоставление следующих льгот детям войны: получение ежемесячной денежной выплаты, бесплатный проезд всеми видами транспорта по региону, ежегодная диспансеризация в медицинских учреждениях субъекта Российской Федерации и некоторые нематериальные льготы. Ежемесячная денежная выплата осуществляется из федерального бюджета, остальные льготы предоставляются субъектом Российской Федерации. На льготы, предусмотренные настоящим законом, потребуется около 125 миллиардов рублей в год из федерального бюджета и 16,5 миллиарда рублей из региональных бюджетов. Предполагалось, что настоящий закон вступит в силу с 1 января 2015 года, но в связи с тем, что рассмотрение законопроекта много раз откладывалось, предлагается ввести его в действие с 1 января 2016 года. Необходимо отметить, что именно 1 января 2016 года заканчивается переходный период для Крыма, и именно с этого времени дети войны Крыма перестанут получать льготы по украинскому закону, ну а российские льготы будут зависеть от того, будет сегодня принят закон или не будет. И как мы тогда будем смотреть в глаза детям войны Крыма? Им и так не сладко! Все обещанные повышения зарплат не состоялись, цены повысились, стоимость минимальной потребительской корзины в декабре составила 12 тысяч 700 рублей, в то же время прожиточный минимум составил всего 8 тысяч 192 рубля, а для пенсионеров - 6 тысяч 717 рублей, что в два раза ниже биологической нормы потребления. Однако и биологическая норма потребления не поспевает за наштампованными Думой законами - не учитываются новые расходы граждан: общедомовые нужды в среднем составляют 300 рублей в месяц, плата за ТСЖ в среднем обходится тоже в 300 рублей, отчисления на капитальный ремонт - в среднем 500 рублей, лицензии ТСЖ, кадастровая стоимость земли и недвижимости - всё это увеличивает ежемесячные затраты на 2 тысячи 360 рублей. Вот и получается, что минимальная корзина должна стоить 15 тысяч 60 рублей в месяц, при этом средняя пенсия - 12 тысяч, а у детей войны - 5-7 тысяч. Как тут жить?! Некоторые говорят, что родителям должны помогать дети, но в России согласно статистике 51,6 процента населения имеет доходы ниже 15 тысяч рублей в месяц, то есть ниже уровня биологического минимума, и это полстраны! Чем же дети могут помочь своим родителям-пенсионерам? Посмотрите, как растут цены. Только в текущем году цены выросли по сравнению с декабрём: на сахар - на 20 процентов, на морковь - на 34 процента, на огурцы - на 40 процентов, на капусту - на 48. Россия половину продовольствия и 70 процентов промтоваров закупает за границей, с ростом курса доллара вся импортная продукция непременно повысится в цене, а вот фонд зарплаты на будущий год уменьшается на 442 миллиарда рублей - понижение жизненного уровня в России предусмотрено бюджетом страны! Смотрите, тарифы на грузовые, пассажирские железнодорожные перевозки должны были за три года вырасти более чем на 20 процентов - сегодня они в некоторых регионах повысились в 10 раз, тарифы на электроэнергию для населения будут повышаться в среднем на 7 процентов в год, рост акцизов ограбит народ и бизнес на 89 миллиардов рублей, налог на дивиденды обворует народ на 11 миллиардов рублей, пошлины на интернет-торговлю обворуют прежде всего граждан на 20 миллиардов рублей в 2015 году. Военным пенсионерам отказывают даже в увеличении выплат на 2 процента! Но затратные нагрузки не на всех: в российском правительстве нет денег только для народа - для своих деньги есть всегда! Детям войны отказывают уже второй раз, а Ротенбергу за один день подарили закон, который позволяет любому олигарху компенсировать из российского бюджета утрату имущества без ограничения суммы. Закон ещё не принят, но компенсация уже состоялась: Ротенбергу дали подряд, на котором он заработает в 10 раз больше, чем у него отняли. Сейчас объявлена инициатива сократить зарплату депутатам на 10 процентов. Ну, это пиарный ход, который не повлияет на положение в стране. А у меня другое предложение: сократить наполовину зарплату не только депутатам, но и членам Совета Федерации, правительству, аппарату президента, в министерствах, в избирательных комиссиях и всем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. По пункту 18.2 о проекте федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны" докладывает Олег Анатольевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Схожая тема законов и даже периоды - с 23 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года - практически те же самые, что и в предыдущем законопроекте. По предлагаемым мерам поддержки тоже много схожего: 1000 рублей - ежемесячная выплата, 25 процентов - льгота по оплате квартиры, 25 процентов - льгота по оплате услуг ЖКХ и бесплатное, вернее, внеочередное - оно у нас и так бесплатное - медицинское обслуживание и обследование. Вот что мы предлагаем сделать для ветеранов, для действительно уже стариков, которым 70-75 лет, - о них идёт речь в этом законе. Неужели нельзя принять вот эти, можно сказать, символические меры поддержки?! Появляются такие законы по одной причине, уважаемые коллеги, - потому что пенсия, рассчитываемая вот по тем законам, которые изобретаются нездоровым умом наших правителей в правительстве... Не моргнув глазом с этой трибуны говорят о том, что это нормальная пенсия, оказывается! Вот для таких людей, прошедших войну, потерявших родителей, 7-8 тысяч пенсия в месяц - и отдыхайте, ни в чём себе не отказывайте! Вот только по этой причине, по причине великой несправедливости и появляются такие законы. Если бы пенсия всем нашим гражданам нормально рассчитывалась - по их труду, по их вкладу, по пролитой ими крови и по потерям, которые они понесли, конечно, тогда она составляла бы на сегодняшний день не 15 тысяч, как коллеги говорят, а 40-50 тысяч рублей и тогда никто не выходил бы на эту трибуну и не говорил бы о каких-то особых льготах. На этот путь нас толкнуло правительство, которое постоянно говорит, что денег нет: для всех денег нет, или не всегда они есть, или их почти нет. Правительство предложило в первую очередь, конечно, поддержать ветеранов Великой Отечественной войны - да, поддержали, и слава богу, поддержать ветеранов армии и флота - да, поддержали, и слава богу. Так что эта практика не нами предложена - эта практика предложена правительством. Теперь мы говорим: давайте поддержим детей войны, на их долю выпали, конечно, большие беды и большие потери, но такова жизнь. Многие и многие ветераны Великой Отечественной войны, которые в прошлые годы получали достойную пенсию, к сожалению, ушли из жизни, значит, эти деньги остаются в бюджете, остаются в казне, так давайте направим их на поддержку вот этой новой, другой категории людей, действительно пострадавших от войны, а то, что они пострадали, думаю, никому доказывать здесь не нужно: во многих семьях есть такие люди. И конечно, вот этот извечный вопрос - я уже устал об этом говорить с этой трибуны - где взять деньги? Давайте эти деньги наконец спустим с того олимпа, по которому вчера в очередной раз наш спикер выстрелил, - камушки какие-то посыпались, а снежная лавина, которая вот там, у этих небожителей, у этих "олимпийцев", пока не тронулась. Вот она, эта снежно-денежная лавина, должна сойти с горы и должна быть направлена сюда - на поддержку вот этих людей, которые действительно сегодня мучительно думают, на что лучше потратить тысячу рублей - на продукты, на лекарства или на оплату услуг ЖКХ? Давайте наберёмся смелости! Смелости не хватает у Топилина, у Голодец, чтобы прийти сюда, - они должны были прийти сюда ещё в декабре, в начале года и бить вот здесь кулаком по трибуне: как можно жить на 7 тысяч рублей в месяц?! Минимальная пенсия, я вам докладываю, рассчитанная ещё в прошлом году по вот этому пресловутому прожиточному минимуму, по этому закону идиотскому - по-другому его нельзя назвать - о расчёте прожиточного минимума и потом пересчёте его, составляет 7 тысяч 900 рублей. Наши цены давно уже улетели в космос, а вот эти нормативы до сих пор остались, и правительство не требует их пересматривать, не предлагает: давайте мы им поможем, давайте пригласим кого надо сюда и начнём вот такой большой разговор! Давайте спустим эту лавину снежную, и тогда, я вас уверяю, мы выйдем совсем на другие цифры - не на 120 миллиардов, как у коллег, не на 160 миллиардов, как у меня, мы выйдем на триллионы! Тогда вот этой лавины снежной, которую необходимо спустить, - я имею в виду зарплаты топ-менеджеров, руководителей госпредприятий, абсолютно неэффективных, что доказывает сегодняшний кризис, - вот этих зарплат на помощь детям войны абсолютно точно хватит, я вас уверяю, ещё и останется. Но для того, чтобы выплатить справедливую пенсию всем пенсионерам, надо будет искать другие пути, и у нас тоже есть предложения: и прогрессивная налоговая шкала, и конфискация имущества коррупционеров и казнокрадов, - есть предложения, только вы не хотите их слышать, не хотите их принимать, но я уверен, что придётся. Не хотите, но придётся! Потому что крен сегодня действительно колоссальный между сверхбогатыми, зажравшимися жирными котами и нищими пенсионерами, ветеранами, блокадниками и инвалидами войны, крен предельный, его необходимо добровольно нам самим сейчас снижать, иначе не дай бог! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олимпийцев зря обидели. По третьему альтернативному законопроекту: Воронежская областная Дума предложила рассматривать его без участия своего представителя, поэтому сразу с содокладом выступит Валерий Владимирович Трапезников. Пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Прежде чем начать выступление, отвечу Арефьеву Николаю Васильевичу: на Украине принят закон о детях войны, но он не работал ни одного дня. Безусловно, в этом зале все с глубоким уважением относятся к тем нашим согражданам, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Принимая решение, комитет руководствовался следующими соображениями. Первое. Законодательством Российской Федерации установлено, что к категории ветеранов относятся не те, чья жизнь пришлась на тот или иной сложный период нашей истории, а те, кто внёс личный вклад, отличился своим личным трудом, ратным подвигом, кто защищал нашу страну или способствовал её развитию, - отсюда ветераны войны и ветераны труда. Категория "дети войны" сформирована по иному принципу - возрастному, и в силу этого комитет не может поддержать законопроекты, в которых предлагается внести изменения в закон "О ветеранах", - это не будет соответствовать концепции данного закона. Дети войны должны рассматриваться в качестве отдельной категории. Второе. У нас существует определённая система мер поддержки различных категорий заслуженных и уважаемых людей. Так, в наибольшей степени мы, конечно, поддерживаем Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, большой поддержкой пользуются ветераны Великой Отечественной войны, являющиеся инвалидами. Мы понимаем, что меры поддержки напрямую связаны с личным вкладом человека в дело защиты интересов страны и в будущее Родины. В связи с этим хочу обратить ваше внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством забота о такой важной категории, как труженики тыла, отнесена к компетенции субъектов Федерации. Между тем многие из тружеников тыла сами были детьми в этот период, однако они личным трудом, и это подтверждено документально, ковали нашу победу. Безусловно, отнести детей войны к уровню федеральной ответственности через голову тружеников тыла, за которых отвечают субъекты Федерации, означало бы разрушить существующую систему социальной поддержки и вызвать справедливые нарекания, недовольство и упрёки со стороны очень уважаемых людей. Третье. В действующем законодательстве на сегодняшний день определено, что в случае, если человек имеет возможность получать социальную помощь двух видов, по двум основаниям, он должен выбрать один из видов - тот, который является для него наиболее приемлемым. Скажем, если человек одновременно ветеран труда и инвалид, то он выбирает ту форму социальной помощи, которая для него наиболее приемлема. Именно поэтому мы считаем, что помощь может оказываться не всем относящимся к категории "дети войны", а только тем из них, кто не получает иных форм социальной поддержки. Более того, могу сказать, что на сегодняшний день уже 19 субъектов Российской Федерации приняли соответствующие решения, причём разные, выбраны разные формы социальной поддержки. Мы переживаем экономически сложный период, период, который связан с необходимостью экономии, с необходимостью свёртывания бюджетных расходов, в ближайшее время нам придётся вносить изменения в уже принятый бюджет и сокращать ранее запланированные расходы. В этой ситуации крайне важно обеспечить то, чтобы существующие льготы были сохранены в полном объёме и проиндексированы в соответствии с инфляцией и чтобы граждане получали то, на что они рассчитывают и что установлено действующим законодательством. По данным Минтруда, численность граждан, родившихся с 1927 по 1945 годы, - 13,3 миллиона человек. ЕДВ в размере 1 тысячи рублей - это уже 160 миллиардов рублей в год. Если изъять из общего числа тех, кто пользуется другими мерами социальной поддержки, расходы в год только по одной этой выплате составят 27 миллиардов рублей, а ведь законопроект не только по одной мере, им предлагаются и другие льготы. Финансовых возможностей введения в условиях кризисной экономической ситуации дополнительных льгот и выплат нет, налицо необеспеченность бюджета средствами, это подтверждает и заключение правительства. Такое решение не может быть выполнено, станет профанацией, как я и про Крым говорил, когда он был в составе Украины, и про Украину. Комитет предлагает отклонить все рассматриваемые законопроекты. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Предлагают по одному от фракции. Коллеги, не будем голосовать? По одному. От КПРФ кто будет задавать вопрос? Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Валерий Владимирович, общаясь с детьми, ставшими сиротами в период Великой Отечественной войны, я не раз слышал вопрос, который хочу вам переадресовать. Он звучит так: вдов погибших участников Великой Отечественной войны мы всё-таки поддержали, ребёнок погибшего точно такой же член семьи, как и его мать, - почему тогда мы систематически отказываем в поддержке хотя бы этой категории граждан? И может быть, ваш комитет готов будет поддержать следующий законопроект в таком виде - хотя бы поддержать детей, ставших сиротами в период Великой Отечественной войны? ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Ну, вы, конечно, задали хороший вопрос, но, с другой стороны, данные законопроекты не разделяют тех детей, которые жили на оккупированной территории, и тех, которые в годы войны жили в Ашхабаде, в Ташкенте, в Новосибирске, на Урале, - это всё же разные категории. В настоящее время есть законы по детям концлагерей, детям блокадного Ленинграда и так далее, то есть в принципе меры-то, которые правительство принимает, направлены на определённую категорию.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5824 по 6365 из 6583
Щепинов Максим Александрович, пожалуйста. ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос к Валерию Владимировичу. Уважаемый Валерий Владимирович, вы же в курсе, что некоторые субъекты Российской Федерации приняли законы о детях войны на местном уровне. Ну скажите, пожалуйста, чем бабушки и дедушки, которые подпадают под категорию "дети войны", например, в Белгородской области, отличаются от таких же бабушек и дедушек, которые подпадают под эту категорию в соседней, Орловской или Курской, области? Где справедливость? ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Дело в том, что нужно на региональном уровне - через депутатов - членов вашей партии в заксобраниях - принимать такой закон, то есть депутаты заксобрания региона могут принять, а если они не хотят, ну, это проблемы той партии, которую вы представляете. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Олегу Анатольевичу Нилову. Олег Анатольевич, вот вы назвали сумму 160 миллиардов рублей, но она весьма оценочная, приблизительная, и я думаю, что можно будет спокойно расширить эти льготы до 200 миллиардов. Как вы думаете, сегодня, в условиях санкций, бюджетных ограничений имеет ли смысл тратить такие деньги, когда в бюджете на здравоохранение, например, на 2015 год запланировано всего 162 миллиарда рублей на организацию стационарной медицинской помощи? Насколько уместны будут такие расходы? НИЛОВ О. А. Я, например, могу сказать, что в том числе и по причине такого скудного бюджета на здравоохранение, образование и культуру наша фракция не голосовала и не будет голосовать за бюджет, который представлен, как я понимаю, в основном усилиями ваших коллег и правительства. Так вот, да - эти бюджеты должны быть увеличены в разы, да - эти деньги должны быть найдены, и мы много раз предлагали, где взять эти деньги. Вот сегодня мы говорили в том числе о фальсифицированном алкоголе. Ну ответьте на вопрос вы, ваша партия, ваше правительство: почему вы терпите, что до 50 процентов фальсифицированного алкоголя продаётся вот этой алкогольной мафией в наших магазинах, травится народ, а миллиарды, сотни миллиардов утекают в частные компании?! Мы вам предлагали: нет у вас денег, так давайте монополизируем хотя бы производство спирта - и вот они, эти миллиарды, на помощь детям! Я уж не говорю про прогрессивную шкалу - только что мы это тут обсуждали, и будем обсуждать, и рано или поздно примем, но только, видимо, когда клюнет жареный петух во все места. Сейчас пока ещё вот детей войны вы не воспринимаете, но придёт время, к сожалению, - я говорю, что к сожалению, - когда и прогрессивную шкалу надо будет принять, и ограничить большие зарплаты и выплаты, и сэкономить. Денег в России столько, что хватить должно абсолютно всем на безбедную, достойную жизнь, так почему правительство не может эти деньги поднять, что называется, с пола? Почему оно не может набраться смелости и "обидеть" этих вот барствующих магнатов, чиновников и просто казнокрадов и коррупционеров?! Ну, боитесь вы их - так и скажите! Денег огромное количество, их нужно просто взять, для того чтобы отдать бедным и несчастным, в том числе и на здравоохранение, и на продукты, и на многое другое. Но если не можете, значит, придётся это делать другим и в другое время. К сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Валерий Владимирович, вопрос к вам, как к представителю комитета. Ну, это очередная порция законопроектов на эту тему - по моим подсчётам, это 15-й, 16-й и 17-й законопроекты, - и когда смотришь, из-за чего мы их отклоняем, позиция всегда разнится, и весьма экзотично. У меня был, например, законопроект под номером 13, я его внёс в феврале прошлого года, и там вообще не было речи ни о каких деньгах: дети войны попросили дать просто статус. В законопроекте была одна строчка о статусе "дети войны", и в итоге комитет отклонил, сказав, что нужно заключение правительства. Очень похож в данной ситуации воронежский законопроект, это пункт 18.3, но здесь вы уже не говорите, что нужно заключение правительства (кстати говоря, в октябре вы его на заседании комитета поддержали). Вот почему идёт такой разнобой? Это что, из-за того что сменился председатель комитета? Вы бы выработали единую позицию и уже на ней стояли бы. Ответьте, пожалуйста. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Александр Георгиевич, во-первых, Олег Анатольевич Нилов не доложил о том, что ваша партия поддержала закон Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и дети войны уже получают полторы тысячи рублей. Олег Анатольевич, почему вы членам партии не доложили о том, что благодаря вашим депутатам и благодаря "ЕДИНОЙ РОССИИ" принят шикарный закон в Санкт-Петербурге?! А комитет у нас, извините, пожалуйста, открыт всегда, и если мы приглашаем на обсуждение законопроекта... Нилов был, ушёл довольный, в принципе даже не хотел выступать, но, видимо, кто-то его подтолкнул. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет? Включите режим записи. Покажите список. Кто будет от фракции КПРФ выступать? Коломейцев? Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы уже не в первый раз рассматриваем подобную постановку вопроса, но не хотим понять, что мы на самом деле отказываем самым обездоленным и самым обиженным по жизни людям. Почему? Ну, во-первых, у них не было детства, потому что была война; у них не было юности, потому что они с детства начали работать и восстанавливали разрушенное хозяйство; у них не было зрелости, потому что пришла перестройка и всех обобрала: за 80 рублей минимальной советской пенсии можно было из Ростова-на-Дону на самолёте прилететь в Москву, переночевать в гостинице "Москва" и отобедать в ресторане вечером, понимаете? На минимальную пенсию! Второе. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минутку, остановитесь! Я же вас не перебивал! Как вы себя ведёте? Вы же дитя войны почти! Ну что вы в самом деле... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжайте, Николай Васильевич, продолжайте. (Шум в зале.) Не мешайте выступать! КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые товарищи, научитесь слушать, а то я начну громко говорить. Уважаемые товарищи, вы понимаете, вы находите возможность поддержать самых жирных котов! Смотрите: Америка, Европа, Япония после кризиса 2008 года приняли решения и ограничили доходы финансовых воротил. А мы? По 1 триллиону прибыли получали банки, максимально - 1 триллион 386 миллиардов - что, они что-то построили или с кем-то поделились? А вы что делаете?! Сегодня цена на лекарства - вот здесь выступала министр, ну, она кривила душой, её неправильно информировали, - не на 11 процентов, а до 500 процентов поднялась, вы понимаете?! И вот эти люди, которые... Кстати говоря, в деревнях минимальную пенсию получает именно эта категория - дети войны, люди, которые всю жизнь работали, но никогда у них не было большой зарплаты. И в этой ситуации вы только последний раз 1 триллион 632 миллиарда опять дали банкирам, а в общей сложности после кризиса 2008 года вы 7,6 триллиона дали банкирам! Вы не хотите ограничить аппетиты госкорпораций! Вдумайтесь: четырнадцать человек, члены правления, платят себе дивиденды по полтора миллиарда - вы этого не видите, не хотите видеть! И самое главное, вы не хотите видеть, что вы нарушаете конституционные права: почему регионы, которые, скажем так, не в связи со своей эффективностью получили нефтегазовые качалки, насосные станции, могут банковать и своим пенсионерам платить, а все остальные пахари, которые всю жизнь пахали, не могут?! Ну это же несправедливо! Ну почему вы отказываетесь принять дифференцированную шкалу налогообложения? Почему вы не хотите сделать эффективными госкорпорации? Мы провели анализ, и я вам говорю, что у нас три госкорпорации 16 триллионов долгов набрали, а выручка у них - 12 триллионов. Ну почему вы на это не хотите обратить внимание?! И в это же время руководство этих госкорпораций получает десятки миллионов долларов зарплату! Ну где же социальная справедливость в ваших душах?! А мы не хотим копейки в сравнении с этими деньгами дать этим обездоленным людям, у которых на кусок хлеба есть не каждый день! С моей точки зрения, мы с вами просто не хотим себе, глядя в зеркало, задать вопрос: кому помогает в первую очередь в период кризиса любая страна? Банкирам? Она в первую очередь помогает всем самым обездоленным, голым и босым, чтобы они были обуты, одеты и имели хотя бы одну чёрствую корочку хлеба в день! Мы же с вами занимаемся пиаром, президент определяет размер нашей зарплаты, а вы начинаете на этом пиариться. Захотят - и на 100 процентов сократят, но вопрос же не в этом. Если бы хватило депутатской зарплаты на детей войны - пожалуйста! Но я вам говорю, что на детей войны вполне хватит элементарного ограничения сверхдоходов, необоснованных, неконтролируемых доходов госкорпораций, вы же специально не хотите принимать поправки - мы трижды вносили - по установлению хотя бы контроля Думы за деятельностью госкорпораций! Вы посмотрите, председатель правительства подписывает постановление о необходимости отчёта руководства шестидесяти девяти государственных предприятий, а президент одного из них выходит и говорит: "Не писал и писать не буду". Зайдите на сайт "РЖД", посмотрите: предусмотренная законом декларация там есть? И это акционерное общество со стопроцентным участием государства! Вы и этого не хотите видеть! Кто-то шубохранилище строит, понимаете, а кто-то уже и рваную фуфайку купить не может! Мне кажется, что здесь всё очевидно: это или саботаж по отношению к самым обездоленным, или бессилие перед небожителями, как здесь сказали, с олимпа. Давайте "небожителей" опускать на грешную землю и за их счёт помогать тем, кто нуждается сегодня и вчера нуждался. Вы же посмотрите, президент в ручном режиме уже регулирует, потому что он не может за всеми исправлять! Кредитов набрали в коммерческих банках, чтобы кассовый разрыв в регионах покрывать, - вы что, этого не видите? 2 триллиона 100 миллиардов должны регионы и сельское хозяйство, и никто не думает эти кредиты реструктуризировать! Я спрашиваю вас, как эти меры могут помочь крестьянам, если сегодня банки, получившие государственные деньги, вызывают их и говорят: распродавай всё, но гаси кредит! Ну куда же мы придём с вами?! Поэтому я призываю всех совестливых депутатов принять в первом чтении один из предложенных законопроектов, а ко второму чтению его доработать. Это помощь самому обиженному и самому поработавшему на страну поколению: они восстановили страну после войны, на их плечах создана была сверхдержава, которую никак разворовать не могут за двадцать пять лет, и именно им сегодня - минимальная пенсия и минимальная помощь от государства! Уважаемые коллеги, наша фракция поддерживает все три законопроекта. Спасибо за внимание. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович, пожалуйста. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я хочу сразу сказать, что фракция ЛДПР, естественно, поддержит сразу все три законопроекта. Хочу выразить огромную благодарность всем тем, кто работал над этими законопроектами, кто их внёс. И хотелось бы сказать, что бывают законопроекты, которые опережают события, бывают законопроекты своевременные, а бывают законопроекты, которые запоздали. Вот закон о детях войны, я думаю, запоздал минимум лет на десять. Коллеги, мы прекрасно понимаем, о какой категории лиц идёт речь, - это люди, которым уже далеко за 70 лет. Я думаю, вряд ли кто-то из сидящих здесь, в этом зале, скажет, что этой категории лиц сейчас хорошо и вольготно живётся на Руси. Мы прекрасно понимаем, что эти люди - как раз та, самая обездоленная часть населения современной России, которая больше всего нуждается в господдержке и вот в этих социальных льготах. Это люди, у которых действительно абсолютно не было детства, то есть они были лишены детства, это люди, которых с каждым днём становится всё меньше и меньше, - они умирают, просто умирают, понимаете? - это люди, которые ковали победу в тылу, в том числе и в тылу врага. Коллеги, я депутат фракции ЛДПР от Оренбургской области. Оренбургская область относится к тем девятнадцати регионам, где закон о детях войны принят. Мы этот закон принимали лет пять, не меньше, убеждали наших коллег из правящей партии, убеждали губернаторов, что это необходимо сделать. Вы знаете, что чаще всего было аргументом, почему нельзя принимать закон о детях войны на уровне субъекта Федерации? Всё очень просто: потому что не принят федеральный закон. То есть все ссылаются на то, что отсутствует федеральный закон и не ясна категория "дети войны": непонятно, что это за люди, где они, каким образом их определить, то есть, например, начиная с какого числа они рождались, почему именно начиная с этой, а не с другой даты, - абсолютно непонятно. Естественно, мы понимаем, что основная причина отказа принимать этот закон - это, скажем так, его большая финансовая ёмкость, но ещё раз повторю, коллеги, давайте определимся с приоритетами: что для нас важнее - здоровье и счастье этих людей, детей войны, которые действительно заслужили эти социальные льготы, или вот эти многомиллиардные выплаты руководителям госкорпораций? Вы посмотрите, что происходит: государственная корпорация "Газпром", "достояние России", находит деньги для того, чтобы финансировать футбольный клуб "Шальке-04", который играет в Бундеслиге! То есть на это деньги находятся, правильно? То есть у государственной корпорации "Газпром" на это деньги находятся - на то, чтобы финансировать немецкий клуб, - а на закон о детях войны, на поддержку этих людей деньги в бюджете почему-то не находятся! Вот вы мне объясните: в чём разница? В чём разница между людьми, которые подпадают под категорию "дети войны", между теми бабушками и дедушками, которые, например, живут в Белгородской области, и теми, которые живут рядом с ними, по соседству, в Орловской и Курской областях? Вот они живут: одна бабушка на Белгородчине, а другая - в деревне под Курском или под Орлом, и одна получает социальные льготы, а другая нет - почему? Где социальная справедливость, я спрашиваю? Абсолютно нет её! Наши коллеги из партии большинства говорили, что, вот, мол, не на всей территории страны были военные действия, - так тем более: уж, я думаю, не возникает вопроса о событиях 43-го года, когда сломали хребет фашистской нечисти на Курской дуге, мы прекрасно понимаем, как было тяжело в том числе людям, которые находились, жили на этой территории! Ещё раз повторю, огромное спасибо авторам этих законопроектов! Фракция ЛДПР поддержит эти законопроекты, и я призываю всех проголосовать за! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соколова Ирина Валерьевна, пожалуйста. СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Несомненно, все мы с вами едины в желании повысить уровень материальной поддержки пожилых заслуженных людей, которым сегодня от 70 до 85 лет. Большинство из них уже имеют дополнительные льготы, предоставляемые по разным основаниям - и как ветеранам, и как инвалидам, и по иным основаниям, - хотелось бы отметить, что у нас сложилась, существует определённая система мер социальной поддержки различных категорий граждан; на федеральном уровне мы поддерживаем участников и инвалидов Великой Отечественной войны, что связано с их огромным вкладом в дело защиты нашей Родины. Авторы предлагают предоставить детям войны федеральные льготы за счёт средств федерального бюджета - это означает поставить их по статусу, по мерам поддержки выше тружеников тыла, за предоставление льгот которым отвечают субъекты Российской Федерации, причём многие из тружеников тыла во время войны были детьми и работали. Вообще, это всё может привести не только к деформации существующей системы социальной поддержки, но и к непониманию со стороны других, не менее заслуженных социальных групп населения. Сегодня органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают всеми полномочиями для предоставления гражданам дополнительных мер социальной поддержки, не предусмотренных федеральным законодательством, и для детей войны это уже сделано в девятнадцати субъектах Российской Федерации, среди которых и регионы-доноры, и дотационные регионы, это есть и в Астраханской области, которую представлял Николай Васильевич Арефьев, это есть и в Санкт-Петербурге. В числе мер поддержки и ежемесячные денежные выплаты, и льготный проезд, и льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, и другие. Кроме того, в действующем законодательстве чётко установлено, что если человек имеет возможность получать социальную помощь по нескольким основаниям, то он должен выбрать одно из них, то, что будет для него наиболее выгодным. Исходя из этого базового принципа нашего законодательства социальная поддержка может оказываться не всем категориям детей войны, а только тем из них, кто не является федеральным или региональным льготником. И последнее. Любые принимаемые социальные обязательства, безусловно, должны быть подкреплены необходимыми бюджетными средствами. В сегодняшней очень сложной экономической ситуации фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полагает крайне важным, чтобы все существующие социальные обязательства были сохранены и профинансированы в полном объёме, но наращивать эти обязательства на многие десятки и даже сотни миллиардов рублей в данный момент недопустимо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит рассматриваемый законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руденко Андрей Викторович, пожалуйста. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый вечер, коллеги, немного нас осталось в зале. Я хочу сказать, что меня так воспитали мои родители, мои дедушка с бабушкой, что я всегда с уважением буду относиться к людям старшего поколения, даже если человек старше меня на один год, на два, на три года, не говоря уже о том, если старше на десятки лет, но хочу сказать, что, к сожалению, в нашей многострадальной России есть категория людей, которые, работая в администрации, в правительстве, считают, что люди старшего поколения - это всё-таки лица третьего сорта, которых не надо поддерживать, которые не должны быть обласканы нашей заботой, и я в этом убедился на личном примере. Я представляю Краснодарский край, я много работаю с избирателями, и избиратели мне дали наказ - я внёс в Законодательное Собрание Краснодарского края законопроект о статусе детей войны (только я сначала обо всём почитал и решил, что достаточно установить статус детей войны, дать небольшие социальные льготы плюс единовременную выплату к празднованию нашей Великой Победы, которая ковалась нашими дедами и прадедами, в размере 2 тысяч рублей), но, к сожалению, я получил такой ответ от чиновников: "Вы знаете, нам малоинтересна эта категория граждан, мы заняты более глобальными вещами, например, такими, как наполнение бюджета, и в связи с тем, что у нас дотационный регион, бюджет составляет от 180 до 220 миллиардов рублей, мы не можем найти на это деньги". Я жду, когда меня всё-таки пригласят на заседание Законодательного Собрания Краснодарского края, где из 100 депутатов 95 человек представляют "ЕДИНУЮ РОССИЮ" и 5 депутатов - КПРФ (ЛДПР и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не представлены в данном Заксобрании, не нашлось места), и я хочу задать им конкретные вопросы по бюджету: а почему мы тратим 800 миллионов рублей на рекламу губернатора и его команду, и это забито в нашем бюджете; почему мы тратим на выплату казакам, патрулирующим наши улицы (там 20 тысяч человек), 850 миллионов рублей; почему мы тратим на аппарат 6 миллиардов рублей; почему мы арендуем здание в центре города за такие огромные деньги?! Пусть расскажут мне, что нужно экономить средства бюджета, и пусть мне это всё докажут! Вот вам 10-12 миллиардов! А при этом детям войны пожалели единовременно выделить миллиард! Когда нам говорят, что региональные власти должны принимать меры дополнительной социальной поддержки, в ответ я хочу сказать, что это в первую очередь должен делать политик, губернатор, и я благодарен тем регионам, тем девятнадцати регионам, которые взяли на себя смелость принять такое решение. Я считаю, что на федеральном уровне мы должны дать отмашку, мы с вами всё равно должны принять такой законопроект, потому что появляется много общественных организаций, которые начинают мутить воду, создают общественные организации "Дети войны", и бедные наши старики бегут в эти организации, сдают свои паспорта, им выдают какие-то удостоверения, эти общественные организации выдают им какие-то знаки отличия - они приходят и спрашивают: сынок, скажи, а что мне делать с этой вот бумажечкой, с этим удостоверением? И вы знаете, что численность людей этого поколения составляет 12 миллионов человек, их немного, - давайте вот... Правительство у нас молодое, министру Никифорову тридцать лет, другие тоже молодые, ну а людей вот этого поколения лет через десять, может быть, останется два с половиной миллиона, а через двадцать лет мы вообще забудем об этой категории... На Украине забыли уже обо всём: там сносят памятники, там Бандера, там фашизм - мы не хотим, чтобы это было в России! Поверьте, мы идём к этому, и то, что наши молодые министры позволяют нашей молодёжи забыть, кто победил в Великой Отечественной войне, приведёт к тому, что и мы так будем говорить: это украинцы с Украинского фронта победили в Великой Отечественной войне. Мне жалко всех нас, мне обидно из-за тех речей, которые некоторые наши коллеги произносят, мне обидно из-за тех олигархов, которые хвастаются своими яхтами, своими домами, своими богатствами, вот этим всем китчем, об этом постоянно говорят средства массовой информации, - они взяли бы и поделились с теми людьми, которые завоёвывали победу для нашей страны: у меня тесть 1937 года рождения, он жил в оккупированной Кубани, он вспоминает, как в 42-м году, когда он был пятилетним мальчишкой, фашисты пришли в это село. Он не говорил о них ничего плохого - немцы катали его на мотоцикле, и он, мальчишка, не понимал, что они расстреливали активистов, тех, кто оказывал сопротивление; конечно, они выгребли всё, есть практически было нечего. Дети войны хорошо помнят это время, но, к сожалению, забыли мы. И что мы теперь должны, глядя им в глаза, сказать: да, мы не можем в бюджете нашей великой страны найти эти несчастные деньги, дать статус детей войны, пока вы живы? Надо поклониться им в ноги и сказать: наши дорогие, вот мы неправильно провели приватизацию в 90-м году, да, мы ошиблись, мы то-то, то-то и то-то сделали неправильно, но мы нашли эти деньги! Вы всё прекрасно понимаете, все взрослые люди, у всех есть отцы и матери. Мой отец не дожил, он ребёнок войны, я кланяюсь низко его могиле и надеюсь, что воспитаю своих детей, своих внуков так, что они будут всегда уважать старшее поколение! А те, кто сегодня будет нажимать кнопки "Против" или не голосовать, вы подумайте, что ваши дети, внуки подумают о вас! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Авторы, комитет. Пожалуйста, Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В. По такому законопроекту не сказать заключительное слово просто нельзя. Я хотел бы поблагодарить всех, кто выступил здесь в поддержку закона, вот такие откровенные выступления просто надо... возьму стенограмму, обязательно опубликую на сайте организации "Дети войны". Против этого закона выступать грешно, потому что люди стоят за этим законом достойные, их трудом были построены те предприятия, вся та экономика, которая и сегодня работает на Россию, и только ею Россия и жива. И как же можно обездолить этих людей в такой сложный период?! Вот здесь прозвучало, что мы переживаем сложный период, - да мы этот период переживаем двадцать пять лет, а эти люди не вечны! Здесь уже говорили, что эти люди максимум ещё десять-пятнадцать лет проживут, и всё. Вот я докладывал законопроект о детях войны три года тому назад: их было 13 миллионов, а сейчас 11 миллионов 800 тысяч. 1 миллиона 200 тысяч человек уже нет... ИЗ ЗАЛА. 12,3 миллиона! АРЕФЬЕВ Н. В. Не надо, я лучше вас знаю, вы мне сказали, что и закон на Украине не работает... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АРЕФЬЕВ Н. В. Я руководитель общероссийской общественной организации "Дети войны", у меня связи и с Германией, и с Францией, и с Великобританией, я уж не говорю о связях со странами СНГ: на Украине был принят закон, там огромные льготы, сейчас их урезают фашисты, это всё понятно, но в Крыму-то платят! У нас организации и в Севастополе, и в Крыму есть, и сейчас проводится их перерегистрация, перевод из украинской юрисдикции в российскую, и льготы там есть, но они закончатся 1 января 2016 года, потому что переходный период заканчивается. Этим-то людям мы как в глаза будем смотреть?! Они ведь там не так уж красиво живут! Правительство нам говорит, что мы вносим раздор между детьми войны и участниками войны. Ну какой раздор? Участники войны - это отцы детей войны, они что, будут против того, чтобы их дети получали хоть какие-то мизерные льготы? Обещаем-то всего тысячу рублей и транспортные льготы - это что, много? И то, что там 125 миллиардов в год... господи, у нас что, денег нет?! Сегодня здесь уже говорили, мне не хочется повторять, перечислять, сколько денег разворовывается, растаскивается и тратится совершенно не по назначению. У нас на чемпионат мира по футболу до сих пор деньги есть, а вот на детей войны нет! Мы без чемпионата проживём как-нибудь, никто не умрёт, а вот дети войны умрут, потому что им жить-то осталось совсем немного! Здесь задавали вопрос: почему именно федеральные льготы? Да вообще нам надо закон "О ветеранах" переделать: все льготы должны быть у нас федеральные! Почему у нас участники войны получают федеральные льготы и уравнены в правах, а труженики тыла - только там, где газовая труба проходит, а где газовой трубы нет, там льготы не получают? Они что, виноваты в том, что они родились в Калмыкии, или в Волгоградской области, или в Оренбургской какой-то?! Почему так? Вот у нас сегодня говорят: регионы пусть принимают свои законы. Да, они принимают, у нас в восьми регионах приняты законы о детях войны, но вы поймите, мы недавно только бюджет принимали: у нас за последний год долговые обязательства регионов удвоились, то есть вдвое больше стали, - так чего мы на них взваливаем вот это? Давайте уж принимать на федеральном уровне и, поскольку 70 процентов доходов затаскивается в федеральный бюджет, давайте отсюда и платить всем, по-другому ведь нельзя, иначе неравенство и несправедливость так и останутся! Я всё-таки прошу вас проголосовать за этот закон. Дети войны, которые построили наше государство, они ещё живы, это последние свидетели военных действий, - так давайте поможем им, чтобы они хоть не голодали и смогли купить таблетку от давления в свои преклонные годы! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование пункт 18.1, проект федерального закона "О детях войны". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 18.2, проект федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 18.3, проект федерального закона "Об установлении статуса детей Великой Отечественной войны в Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 18.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 36 мин. 18 сек.) Проголосовало за 206 чел.45,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 206 чел. Не голосовало 244 чел.54,2 % 206 голосов "за". По пункту 18.2 покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 36 мин. 42 сек.) Проголосовало за 208 чел.46,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 209 чел. Не голосовало 241 чел.53,6 % 208 голосов "за". И по пункту 18.3 покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 37 мин. 09 сек.) Проголосовало за 207 чел.46,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % 207 голосов "за". Ставится на голосование проект федерального закона "О статусе детей Великой Отечественной войны", пункт 18.2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 38 мин. 00 сек.) Проголосовало за 209 чел.46,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 210 чел. Не голосовало 240 чел.53,3 % Результат: не принято Законопроект не принят.