Заседание № 195
13.03.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 493047-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части отмены налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте сырьевых товаров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1193 по 1928 из 4827
Коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части отмены налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте сырьевых товаров). Доклад депутата Государственной Думы Валерия Карловича Гартунга. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу минуточку внимания, речь идёт о законопроекте, который в случае его принятия может изменить вектор развития российской экономики, причём очень серьёзно, - с сырьевого на индустриальный. Это именно то, чего требует президент и от нас, и от правительства. (Шум в зале.) Уважаемый Вячеслав Викторович, можно вас попросить коллегам сделать замечание, потому что очень громко говорят? Я вынужден буду громче говорить, и тогда коллегам в первых рядах будет некомфортно. (Шум в зале.) Попросите коллег, чтобы они помолчали! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте повнимательнее! Если кто-то устал, просто определите для себя другой формат работы. Коллеги, Андрей Константинович, Адальби Люлевич!.. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Законопроект, который мы сегодня будем обсуждать, действительно очень важный. Принятие этого закона может очень серьёзно изменить ситуацию в российской экономике. В двух словах скажу, о чём идёт речь: мы предлагаем (по примеру Китая) отменить возврат НДС экспортёрам сырья. Если вы помните, я с этой трибуны об этой инициативе уже говорил, показывал слайды, рассылал вам слайды, полную информацию о том, как это применяется в Китае на протяжении 30 лет и к чему это привело. В Китае применение этой нормы привело к тому, что за 30 лет отсталая аграрная страна превратилась в мирового лидера по высокотехнологичному экспорту, подчёркиваю: по высокотехнологичному экспорту. У них структура экспорта изменилась кардинально, всё стало ровным счётом наоборот: вместо сырья, которое они в основном продавали за рубеж 30 лет назад, сейчас они продают высокотехнологичную продукцию. Естественно, это привело к тому, что китайская экономика стала экономикой номер один в мире. Вот то же самое мы предлагаем сделать в Российской Федерации. В отличие от Китая у нас все элементы таблицы Менделеева есть, у нас мировые запасы сырья, самые большие в мире запасы сырья на душу населения, подчёркиваю, не просто самые большие в мире, а самые большие в мире на душу населения. Именно нам в нашей стране как раз и нужно этот инструмент применять, потому что в нашей стране этот инструмент даст наибольший эффект. Что сейчас происходит? Я опишу вам ситуацию - давайте сравним, какова рентабельность по EBITDA добывающих компаний и высокотехнологичных компаний, я не буду брать мир, возьмём Российскую Федерацию. У добывающих российских компаний даже с какой-то частичной первичной переработкой (например, у компаний, занимающихся чёрной металлургией, цветной металлургией) рентабельность по EBITDA составляет 40 процентов и выше, вот, скажем, "Норникель" теперь мировой лидер с точки зрения рентабельности по EBITDA - мы гордимся этим - 53 процента. А теперь давайте посмотрим, какова рентабельность высокотехнологичных компаний, которые производят продукцию с наибольшей добавленной стоимостью, где наибольшая занятость, например предприятий автопрома: возьмите "КамАЗ", его рентабельность составляет от 3 до 6 процентов, то есть на порядок меньше, чем у добывающих компаний, у "ОАК", "Объединённой авиастроительной компании", рентабельность - от 2 до 8 процентов, то есть тоже на порядок меньше, чем у добывающих компаний. Это нормально?! Как вы считаете, что при таком раскладе у нас будет развиваться? Ответ очевиден: у нас будет развиваться добыча сырья, сырьевые отрасли, что, собственно, и происходит. Посмотрите на структуру нашего экспорта: 90 процентов нашего экспорта составляет сырьё, что и требовалось доказать, у нас выгодно добывать сырьё. То есть финансовые спекуляции и сырьевой сектор - это две сферы, в которые сегодня выгодно вкладывать деньги, они и развиваются, там самые высокие зарплаты, самые высокие прибыли и отдача по инвестициям. Принятие нашего закона позволит, во-первых, сохранить в бюджете до 2 триллионов рублей в год, во-вторых, уменьшить разрыв между рентабельностью сырьевых и обрабатывающих секторов. Как это будет действовать? Если мы перестанем возвращать НДС экспортёрам сырья (это 20 процентов), то рентабельность экспорта сырья уменьшится, и, соответственно, если мы применим, как у нас в нефтянке, механизм обеспечения равной доходности при экспорте и на внутреннем рынке, это автоматически приведёт к снижению цен на сырьё внутри страны, и это очевидная вещь. Это значит, что рентабельность отраслей, которые перерабатывают сырьё, вырастет, мировые же цены на сырьевые товары в любом случае одинаковые - это биржевые цены. Что нам даст рост рентабельности обрабатывающих секторов? Естественно, туда пойдут дополнительные инвестиции, которые сейчас не идут; кроме того, это даст дополнительные рабочие места. Обрабатывающие сектора займут большую долю на российском рынке, и, соответственно, это приведёт к тому, что структура российского экспорта будет меняться в пользу высокотехнологичной продукции. Приняв этот закон, мы создадим механизм для достижения целей, для реализации задач, поставленных в послании президента. Пока без такого механизма у нашего правительства ничего не получается, мы уверенно идём к провалу: экономика не растёт; доходы граждан падают; социальные программы сворачиваются, потому что не хватает денег; более того, из-за того что у нас не хватает денег в бюджете, мы принимаем решения о повышении пенсионного возраста, о заморозке индексации пенсий работающих пенсионеров, о повышении НДС. Всего этого можно было бы не делать, если бы был принят наш закон, который позволит, ещё раз хочу сказать, и поднять рентабельность обрабатывающих секторов, и изменить структуру нашего экспорта, и в то же время получить дополнительные средства на выполнение социальных обязательств государства перед гражданами. Это универсальный механизм, который показал свою эффективность в Китае. Поддержите нас! Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Айрата Закиевича Фаррахова, Комитет по бюджету и налогам. Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Валерий Карлович подробно изложил суть проекта федерального закона, который действительно направлен на решение системной проблемы - проблемы зависимости от сырьевого экспорта, проблемы слабого роста ненефтегазовых доходов. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел представленную законодательную инициативу: комитет её не поддерживает, позиция комитета подробно изложена в заключении. Основные содержательные моменты заключения Комитета по бюджету и налогам следующие. Согласно пояснительной записке законопроектом устанавливается принципиально иной подход к налоговому режиму экспорта сырьевых товаров, который предусматривает невозможность возмещения НДС при реализации, поскольку, по мнению авторов, возмещение НДС призвано стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции. По мнению авторов, целью проекта федерального закона является установление более справедливого налогового регулирования, которое направлено на максимальное привлечение дополнительных доходов в федеральный бюджет. Главным инструментом достижения поставленной цели предусматривается отмена возможности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте сырьевых товаров, что будет означать их обложение по общей установленной ставке - 20 процентов. Соответственно, по нашим данным, при ввозе экспортированных из Российской Федерации сырьевых товаров на территорию страны-импортёра указанные товары будут облагаться косвенными налогами повторно. Таким образом, отказ от нулевой ставки НДС при экспорте сырьевых товаров будет противоречить применяемому в международной практике в целях исключения двойного налогообложения принципу взимания косвенных налогов в стране назначения, что приведёт к росту стоимости российских сырьевых товаров на мировых рынках из-за двойного налогообложения и, как следствие, к снижению конкурентоспособности, к снижению устойчивости наших экспортёров. И конечно же, наше место на рынке будет замещено другими странами. Принятие закона не только не позволит достичь цели в виде получения максимальных дополнительных доходов, направляемых в федеральный бюджет, от реализации сырьевых товаров, но и приведёт к потере зарубежных рынков сбыта указанных сырьевых товаров, к замещению этого места другими странами, к сокращению производства, к снижению добычи сырьевых товаров, к потере рабочих мест, к уменьшению доходов в первую очередь субъектов Российской Федерации и, конечно же, федерального бюджета, а также к снижению в целом сегодняшнего уровня макроэкономической стабильности в нашей стране. Также комитет отмечает, что в данном законопроекте отсутствуют положения, направленные на стимулирование переработки сырьевых ресурсов в нашей стране. Счётная палата отмечает, что отмена нулевой ставки по экспорту только в отношении некоторых видов сырьевых товаров нарушает принцип равенства в налогообложении, под которым согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определённой постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, понимаются прежде всего равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. К законопроекту поступило два положительных отзыва представительных органов и шесть положительных отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а 30 представительных органов и 14 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации высказались против принятия данного проекта федерального закона. В связи с изложенным Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Айрат Закиевич, ну, вероятно, в вашем комитете изучается вопрос, как усилить стимулирующие факторы. Скажите, пожалуйста, почему вы не хотите осознать одного: все стимулирующие факторы в любой стране даются на определённый период с целью стимулирования и потом возмещения? У нас же самые высокие цены на нефть и газ среди газо- и нефтедобывающих стран. Это первое. Второе. Почему мы кредитные ресурсы даём нефтедобывающим компаниям на самых льготных условиях, а НДС собираем как раз с тех, кто получает самые дорогие ресурсы? Вы с обрабатывающих отраслей, их остатков, собираете НДС, а возмещаете тем, кто не возвращает валюту, понимаете?! Вот сегодня ваш любимый "РБК" сообщил, что у нас вывоз капитала в этом году в два раза выше, чем в прошлом, а в прошлом был в шесть раз выше, чем... (Микрофон отключён.) ФАРРАХОВ А. З. Николай Васильевич, я хотел бы, чтобы вы конкретизировали вопрос, потому что у вас было целое выступление, и я не понял, на какой вопрос необходимо ответить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Айрат Закиевич, вы говорите, что такой закон будет оказывать, так скажем, отрицательное влияние на бюджеты, в том числе и на бюджеты регионов, повлечёт убытки на рынках сбыта наших минеральных ресурсов и так далее, я перечислять всё не буду. Ну вот давайте посмотрим: того дохода, который получит наш бюджет, хватит на реализацию нескольких национальных проектов, и вы говорите о потерях, а ведь их, по сути дела, не будет, потому что регионы от добычи нефти, от продажи нефти имеют меньше, чем мы направляем в Фонд национального благосостояния. Вот как-то ваши слова, заявления противоречат друг другу! Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. ФАРРАХОВ А. З. Спасибо за вопрос. Уважаемая Вера Анатольевна, начну с того, что я являюсь представителем нефтедобывающего субъекта - Республика Татарстан ежегодно добывает 30 миллионов тонн нефти, - и в структуре доходов бюджета Республики Татарстан две трети составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, в том числе всех граждан Республики Татарстан, которые работают в нефтедобывающей отрасли. Представленные инструменты достижения такой цели, как получение сверхприбыли, разрушат отрасль нефтедобычи, существенно снизят прибыль отрасли, что, безусловно, повлияет на доходы субъектов, в первую очередь субъектов, которые осуществляют нефтедобычу. По существу, для решения системной задачи предлагается механизм, который дискриминирует одну отрасль и создаёт преимущества для другой, что в принципе нарушает принцип нейтральности. И дискриминация добывающей отрасли просто подорвёт возможности наших экспортёров, освободит международные рынки для наших конкурентов, снизит валютную выручку, которую мы сегодня получаем, ну и будут все остальные последствия, связанные с макроэкономической стабильностью: и инфляция, и высокий валютный курс, и всё, всё, всё остальное. Кроме того, мы должны понимать, что все сегодняшние инвестиционные проекты, которые есть - и по СПГ, и "Сила Сибири", и "Северный поток" и так далее, - нацелены именно на те инвестиционные условия, которые на сегодня созданы. Я считаю, что предложенный для решения системной задачи механизм дискриминирует отрасль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику. Совершенно понятно, что значительная часть сверхдоходов может тратиться и, скорее всего, тратится не только на разработку новых месторождений, добычу, технологии и так далее, - известно, что есть непрофильные активы наших сырьевых компаний. Можете ли вы назвать объём тех средств, которые можно тратить, а можно и не тратить, и это нисколько не повлияет на конкурентоспособность в целом нашей отрасли? Вот о непрофильных активах, об объёмах, о цифрах можно сказать несколько слов, дать справку? Я прошу ответить и Валерия Карловича, и Айрата Закиевича, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунгу включите микрофон. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Моя любимая тема - это цифры, всё же познаётся в сравнении. Возврат НДС экспортёрам сырья - примерно под 2 триллиона рублей в год, последних цифр нет, потому что НДС изменился, теперь стало 20 процентов вместо 18 процентов, но я думаю, что не ошибаюсь, - примерно под 2 триллиона рублей, плюс-минус 5 процентов. А рентабельность, прибыль и отчётность, которую пока ещё только начинают публиковать... Вот нефтегазовый сектор, по моим оценкам, получил за прошлый год прибыль в сумме около 6 триллионов рублей; даже если учесть по максимуму, что всё заплатит нефтегазовый сектор, то рентабельность, прибыль останется, и вместо 6 триллионов будет 4 триллиона рублей. Как они сами говорят, по миру они точно не пойдут и это не отразится на привлекательности данного сектора для инвесторов, абсолютно точно, просто меньше воровать там будут. Это первое замечание. Ну и второе. Вы сказали, Айрат Закиевич, что для Татарстана это как бы плохо, но в Татарстане ещё КамАЗ есть, который, если сырьё будет покупать гораздо дешевле, произведёт гораздо больше "КамАЗов" и прицепов, шин там произведут гораздо больше, рабочих мест будет создано больше - в конечном итоге ваш регион заработает гораздо эффективнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахову включите микрофон. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Олег Анатольевич, конечно, ваш вопрос не относится к теме обсуждения, мне хотелось бы всё-таки обсуждать проблему в пределах законодательной инициативы, но я отвечу, в том числе с учётом того, что прокомментировал Валерий Карлович. Уважаемый Валерий Карлович, вы представили рентабельность по EBITDA, то есть, как известно, до уплаты налогов, но давайте сравним уровень налогообложения в различных отраслях, если мы обсуждаем проблему дополнительного увеличения налогообложения сырьевых экспортёров и нефтедобычи. Вот данные Федеральной налоговой службы о налоговой нагрузке как отношении суммы налогов к выручке: добыча топливно-энергетических ресурсов - 46 процентов, производство тех же прицепов, о которых вы сказали, - 5 процентов. На самом деле, на мой взгляд, это иллюзия - сейчас увеличить налогообложение, при этом... Мы потеряем все те преимущества, которые сегодня имеем, как вы сказали, благодаря нашим несметным богатствам, природным богатствам нашей страны. На наш взгляд, надо к налоговой политике подходить более разумно и не создавать дискриминацию одних за счёт поддержки других. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Николай Николаевич, пожалуйста. ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Айрат Закиевич, скажите, пожалуйста, что мешало комитету опереться на китайский опыт? Вы привели серьёзную аргументацию комитета, которая не позволяет принять данный законопроект, но ведь в Китае уже 30 лет система работает, там тоже есть такие моменты, но тем не менее система-то работает! Ответьте, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Спасибо за вопрос. Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что мы ведь обсуждаем не китайскую модель, а конкретный проект федерального закона. Если уж говорить о китайской модели, стоит отметить, что, как известно, модель возмещения НДС в Китае отличается от европейской модели. Что касается так называемого тридцатилетнего китайского чуда, есть ещё как минимум пять гипотез относительно успешности экономики и ежегодного десятипроцентного роста ВВП Китая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. От фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот Айрат Закиевич интересно поставил вопрос: ущемление. Поймите, любые преференции в любой стране даются на определённый период с учётом последующего возмещения. Вот у нас приняли "Евро-4", "Евро-5", "Евро-6" с каким прицелом? Преференции для нефтегазового комплекса впоследствии должны были привести к тому, что предприятия, получая сверхприбыль, начнут улучшать переработку, строить здесь заводы, но посмотрите, где у "ЛУКОЙЛа" основные базы переработки, кроме Волгограда. В Волгограде находится один завод, а всё остальное - за границей, и в результате то Румыния что-то отнимет или наложит санкции, то ещё кто-то, но "ЛУКОЙЛ", владельцы "ЛУКОЙЛа" от этого не беднеют. "Газпром", "Роснефть" - хорошие ребята, но какая у них кредитная нагрузка? Вот если сопоставить дивиденды... Я всегда удивляюсь, почему нефтегазовые компании платят себе сверхдивиденды, особенно топ-менеджменту и совету директоров, при ухудшении комплексной эффективности - с какой стати? Они увеличивают нагрузку на страну в целом, получают преференции от страны и рассказывают нам, как они нас осчастливливают. Мы сегодня добываем нефти и газа больше, чем в советское время, но давайте посмотрим поступления в бюджет, давайте посмотрим заработные платы топ-менеджеров и линейного персонала: они же разнятся в тысячу раз, понимаете?! Вы, в общем-то, всё время нам сказки об этом чуде рассказываете, а на самом деле вы всё время продлеваете... Вы реально неравные условия создали давным-давно, и именно поэтому у нас не выполняются программы импортозамещения, именно поэтому не выполняются программы модернизации, в том числе в нефтегазовом комплексе. Мы прикрываемся санкциями, но на самом деле вопрос не в санкциях. Уралмашзавод, если вы не знаете, был построен для того, чтобы прежде всего обеспечить независимую нефтедобычу, а у нас сегодня закупки, если вы посмотрите (вот Валерий Карлович любит вторую тему - о закупках), все любят осуществлять там, потому что там "салам алейкум", - извините, мусульмане! - я имею в виду, что там взятки значительно выше, чем здесь, если даже проводить здесь вот эти псевдотендеры, понимаете? Мы считаем, что надо восстановить справедливость. Если мы хотим, чтобы было импортозамещение и чтобы промышленность работала, у нас налоговая база должна быть 41 процент, и прежде всего в промышленности, а у нас, получается, "равные" условия: в нефтедобыче европейские налоговые ставки, а на производстве - 62 процента, то есть на 20 процентов выше. Это с какой стати? Причём кредитные ресурсы - подчёркиваю! - в первую очередь кому дают, кому дали огромные антикризисные суммы? Нефтегазовому комплексу: "Северный поток - 2", "Южный поток - 2", "Сила Сибири" и всё остальное - это что такое?! Это стройка за счёт всего народа, а дивиденды получает узкий, ограниченный круг людей - с какой стати?! Я считаю, что этот законопроект надо принимать в первом чтении. Вы вместе с Комитетом по энергетике должны нам представить информацию: почему не выполнены предыдущие программы - "Евро-5", "Евро-6", где построены и где модернизированы нефтеперерабатывающие и химические заводы, кому они принадлежат, в каких офшорах они зарегистрированы! А то получается интересная ситуация: даже за то, что здесь перерабатывается, прибыль по аналогии выводится куда-то за пределы. Мне кажется, этот вопрос - это начало пути, маленький шажок, его надо, безусловно, комплексно рассматривать, но в данной ситуации... У нас же сегодня происходит передача нефтегазового комплекса за границу, я вам о "Роснефти" говорил - посмотрите: из 11 членов совета директоров семь - наши потенциальные недруги. Почему мы им платим сверхдивиденды за то, что они ухудшают эффективность работы комплекса, за то, что они увеличивают кредитную нагрузку? Ну я считаю, что это в корне несправедливо! Посмотрите, у нас Шрёдер, конечно, многое делает, чтобы улучшить экономику России, но я думаю, что не совсем. Почему он у нас является руководителем? Он же бывший руководитель западной страны, государства - члена "семёрки", понимаете? Что, у нас нет своих? Так что это вопрос глубокий. И в Татарстане, Валерий Карлович, кроме КамАЗа вся авиастроительная отрасль осталась, понимаете? КамАЗ - важное дело, но авиастроения у нас фактически сегодня не осталось, так почему авиастроение должно иметь налоговую нагрузку 62 процента, а "Татнефть" - 41 процент? Наверное, это неправильно. Мы поддержим этот законопроект, считаем, что над ним надо поработать ко второму чтению. Наверное, надо думать о том, как нам диверсифицировать... Вы посмотрите на Азербайджан, на Норвегию, одна страна на юге, другая на севере, посмотрите, как там регулируется оборот нефти, как там тарифы регулируются - и на заправках, и для промышленности, и для людей. А у нас что получается? Нефтедобыча - это вещь в себе: все о ней заботятся, но дивиденды получает узкая группа людей. Это в корне неправильно, нам надо это пересматривать, и мы убеждены, что нефтегазодобыча должна работать на модернизацию всей страны, а не на обогащение узкой группы людей! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. Три минуты. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Коллеги, мы рассматриваем законопроект со сложным названием - внесении изменений в Налоговый кодекс в части отмены налоговой ставки, далее по тексту, - но когда после заседания наши избиратели спросят, что мы рассматривали, я отвечу просто: мы рассматривали вопрос, будет ли Россия мировым сырьевым придатком - да или нет. В случае принятия этого закона мы перестанем быть мировым сырьевым придатком - об этом говорили коллега Гартунг, коллега Коломейцев, и я думаю, что и другие коллеги с этой трибуны об этом скажут. На самом деле законопроект о том, что мы экспортёров ресурсов хотим превратить из священной коровы в корову дойную и заставить их работать, нормально работать. У нас сегодня в повестке дня дальше стоит вопрос о ценах на бензин, ценах на топливо, и это связанные вопросы, вы прекрасно понимаете. Сегодня мы мотивируем гнать на экспорт нефть, газ и так далее, мы говорим: везите на экспорт - вы получите 20 процентов обратно; если вам вдруг взбрело в голову заняться переработкой и из нефти сделать бензин, вы эти 20 процентов не получите, деньги не отобьёте в том объёме, в котором вы их отбили бы, если бы гнали за рубеж, - соответственно, зачем вам это надо? И мы приходим к тому, о чём тут уже много раз говорили, - что на самом деле у нас цена на бензин не рыночная, потому что, по сути, из-под палки заставляют, по остаточному принципу, говорят олигарху, мол, ребята, бензин стране всё-таки нужен, вы его сделайте, а потом начинаются эти пляски с бубнами вокруг цен, как это было в мае, когда правительство вынуждено было собирать олигархов и о чём-то договариваться с ними. Так вот если убрать вот эту мотивацию гнать за рубеж наши природные богатства, то и необходимость в этом отпадёт, и те самые рыночные механизмы заработают на внутреннем рынке, а каждому из нас скажут спасибо за то, что ситуация с ростом цен на бензин стабилизировалась и роста цен на бензин больше не будет. Посмотрите с этой точки зрения на аргументацию, приведённую по данному законопроекту, а также на пример Китая, о котором говорил коллега Гартунг. И к сожалению, от уважаемого Айрата Закиевича я не услышал контраргументов, почему мы не можем взять за основу при законотворчестве этот успешный пример отказа от возврата НДС при экспорте, с тем чтобы идти по этому пути. Всё уже до нас изведано, и мы просто предлагаем взять за основу практику, которая доказала свою эффективность. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрков Дмитрий Васильевич, пожалуйста. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня многое уже по этому законопроекту, конечно, сказано: и про взятки, и про дивиденды, и про офшоры, и так далее, но я хотел бы всё-таки вернуться к сути данного законопроекта. Здесь предлагается ввести дифференцированный возврат ставки НДС, как это сделано в Китае. Во-первых, стоит сразу отметить, что предлагаемая мера будет противоречить применяемому в международной практике принципу взимания косвенных налогов в стране назначения, а ключевой целью является как раз исключение двойного налогообложения во внешнеэкономической деятельности, при этом не нужно забывать о наших международных договорённостях и соглашениях. Например, поставки нефтегазового сырья, проект "Сила Сибири": огромные вложения, инвестиции, построены заводы, строятся заводы, есть предварительное соглашение о строительстве НПЗ в Китае - и как нам быть с этим? Предлагаемые законопроектом решения создают риски по выполнению обязательств с российской стороны. Во-вторых, уважаемые коллеги, с помощью налоговой системы мы можем регулировать наше положение на кривой предложений и нашу конкурентность на внешних рынках. И если даже предприятия не уйдут с мировых рынков и не будут осуществлять реализацию сырья на экспорт по мировым, или, как отмечали, биржевым, ценам, в которые теперь уже будет включен и НДС по ставке 20 процентов, то их доходность значительно снизится, соответственно, убытки, недополученная прибыль таких предприятий от экспортных операций будут компенсироваться, скорее всего, увеличением цен на внутреннем рынке. Это неизбежно приведёт к росту цен на топливо на внутреннем рынке и, как результат, к росту в целом уровня инфляции. Мы не можем допустить нарушения наших международных договорённостей, и очень важно не терять, а увеличивать долю российского экспорта. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает концепцию данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Олег Алексеевич, пожалуйста. От фракции будете выступать? От фракции. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хотя данный законопроект и имеет в своей концепции идею дифференцированного отношения к возврату НДС при экспорте, на самом деле его глобальные цели - это, конечно же, ускоренное развитие экономики, как уже говорил Валерий Карлович, диверсификация экономики, создание высококвалифицированных рабочих мест, решение многих задач через развитие сильной, конкурентной экономики. Я хотел бы затронуть тему рентабельности, о которой говорили коллеги, и прежде всего из комитета. Валерий Карлович в своём докладе чётко отметил, что эти отрасли очень высокорентабельные, при этом рентабельность обрабатывающих отраслей в разы меньше. Отмена возврата НДС, с одной стороны, только слегка снизит рентабельность этих отраслей, но, с другой стороны, может быть, заставит эти компании пересмотреть отношение к непрофильным активам, о чём говорил коллега Нилов Олег Анатольевич, то есть нашим национальным компаниям, возможно, придётся пересмотреть решения о финансировании зарубежных футбольных клубов или иные решения, на финансирование которых осуществляются затраты. Ещё один момент. На мой взгляд, данным законопроектом формируется рачительное отношение к несметным богатствам, о которых говорили докладчик и содокладчик с этой трибуны. Мы имеем несметные богатства, которые наши предки своим трудом, своим отношением к жизни получили и оставили нам, - как раз через налогообложение, на наш взгляд, государство должно регулировать использование этих ресурсов прежде всего для внутреннего потребления с учётом дальнейшей пользы для каждого гражданина нашей страны. Перейду к цифрам. Если мы посмотрим итоги экспорта за девять месяцев прошлого года, то увидим такую картину: хотя, по докладам правительства, за последние годы отмечался рост несырьевого экспорта, за девять месяцев прошлого года несырьевой экспорт снизился на 2 процентных пункта. Кроме того, интересна структура несырьевого экспорта: доля несырьевого экспорта в общем экспорте достаточно большая, более 50 процентов, по официальным данным, но 45,1 процента товаров, экспортируемых в рамках несырьевого экспорта, - это продукция низкого передела, 24,1 процента - продукция среднего передела, то есть почти 70 процентов несырьевого экспорта составляет продукция низкого и среднего переделов, лишь 30 процентов - продукция высокого передела, и за прошлый год объём экспорта продукции низкого передела вырос на 24 процента, среднего передела - на 20 процентов, а вот объём экспорта продукции высокого передела вырос только на 5 процентов. Эти цифры показывают, что система налогообложения никак не стимулирует развития несырьевого экспорта - экспорта высокотехнологичной продукции, высокого передела, с высокой добавленной стоимостью, соответственно, не стимулирует создания рабочих мест в этих важных сегментах экономики, развитие которых очень важно, необходимо для осуществления рывка, о чём нам говорит президент. Ещё одна цифра за прошлый год: есть рост экспорта, но при этом 87 процентов общего роста экспорта дали такие продукты, как топливо и металлы, то есть топливо - 77 процентов, металлы - 10 процентов; опять же нельзя назвать это продукцией высокого передела или продукцией с высокой добавленной стоимостью. Уважаемые коллеги, на наш взгляд, принятие такого подхода к налогообложению в отношении экспорта на первом этапе даст прямой бюджетный эффект - о цифрах Валерий Карлович говорил, - и эти деньги мы сможем направить на реализацию национальных проектов, инициированных президентом, сможем добиться реального изменения структуры экономики, её диверсификации, создания новых рабочих мест. Буквально со следующего года появятся дополнительные доходы, что даст дополнительный эффект, и за счёт этого мы добьёмся реального изменения ситуации, улучшения качества жизни населения нашей страны. Поэтому, уважаемые коллеги, есть предложение поддержать данный законопроект. Несомненно, мы согласны, что его надо дорабатывать ко второму чтению, и всё это возможно при желании и при совместной работе. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Нет. Пожалуйста, докладчик, Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Честно говоря, я думал, что наши оппоненты лучше подготовятся к выступлению, но, видимо, аргументов вообще нет, то есть, если даже поискать, не найти аргументов против этого законопроекта. В отношении того, что было сказано, развею несколько мифов. Первый миф - о том, что если мы не станем возвращать НДС экспортёрам сырья, то наши сырьевые товары на мировых рынках станут неконкурентоспособными и место наших экспортёров-сырьевиков займут конкуренты. Не займут и цены не снизятся, не изменятся, ведь это биржевой товар, напоминаю вам всем, это абсолютно очевидная вещь. И человек, который говорит обратное, либо лжёт, либо не разбирается в предмете, а и то и другое плохо. Второй миф - о том, что если мы перестанем возвращать НДС экспортёрам сырья, то они станут убыточными. Коллеги, ну вы что, с цифрами не дружите? Они в открытом доступе, вообще-то, возьмите и посмотрите! Я не беру сейчас все компании, но у меня есть данные в разрезе и компаний, и секторов. Возьмите сырьевой сектор, нефтегазовый сектор: ожидаемая прибыль нефтегазового сектора за прошлый год - 6 триллионов рублей, максимальный возврат НДС, который только может быть и который при принятии этого решения мы не доплатим, не вернём из бюджета, - это 2 триллиона. Считать умеете? Из 6 вычесть 2 - останется 4, но никак не минус! Понятно? Следующее, дескать, у нас же есть международные обязательства. Сейчас здесь уже сказали, что мы договорились с нашими партнёрами на годы вперёд, на 20 лет вперёд, что будем им наше сырьё гнать за рубеж и прямо там, по ту сторону границы построим нефтеперерабатывающий завод, чтобы они его там перерабатывали. Коллеги, а кто мешает по эту сторону границы нефтеперерабатывающий завод поставить? Это что, не наша юрисдикция, что ли?! Мы что, не можем такое решение принять?! Мы должны это решение принять! И наш закон как раз будет стимулировать компании не по ту сторону границы строить нефтеперерабатывающие заводы, а по эту сторону границы - и все акцизы, все налоги будут здесь. И кстати, ещё один миф - о том, что если мы отменим возврат НДС экспортёрам сырья, то это снизит рентабельность наших сырьевиков и они вынуждены будут поднять цены на внутреннем рынке. Ничего подобного! Как раз всё наоборот происходит: чем больше вы возвращаете им НДС, тем больше их рентабельность на внешнем рынке, а у нас работает инструмент - это правительство продекларировало - равной доходности, то есть цена на внутреннем рынке на товары и услуги этих естественных монополий формируется исходя из доходности экспорта. Это правительство прописало, но даже если бы правительство не прописало, они всё равно так действовали бы, потому что бизнес всегда будет продавать туда, где выгоднее. Нашим законом мы сделаем выгоднее переработку внутри страны, и хотят они этого или не хотят, но они будут это делать, они будут строить нефтеперерабатывающие заводы, будут выпускать продукцию высокого передела, а не гнать чушки за рубеж. Тот же "РУСАЛ", например, если бы не первичный алюминий туда гнал, а делал здесь всю переработку... Кстати, сейчас, когда "РУСАЛ" фактически вышел из-под контроля России, задумались: оказывается, можно же делать колёса из алюминия, да много чего ещё можно делать, что во всём мире делается! Давайте посмотрим, что из нашего алюминия делается за рубежом, - мы же всё это можем здесь делать, у нас мощности есть, просто сейчас выгоднее гнать сырьё за рубеж, чем перерабатывать здесь. Нашим законом мы ситуацию меняем, и мы изменим ситуацию не только в нефтегазовом секторе, я хочу сказать, это касается не только нефтегазового сектора - у нас же представлена вся таблица Менделеева! Я вам привёл в пример "Норникель", где 53 процента составляет рентабельность, - мировой лидер по EBITDA на данный момент, молодцы, хорошо работают! - но почему бы такой показатель EBITDA им не иметь при переработке внутри нашей страны, создав здесь производство по переработке, по глубокой переработке, создав готовые предприятия? Пожалуйста, у нас есть "АВИСМА", например. Коллеги, особенно злободневен этот законопроект в ситуации международных санкций. Посмотрите, что происходит, заметьте, нашим сырьём торговать нам никто не мешает, не запрещает - они ведь что нам не дают делать? Они нам высокотехнологичную продукцию запрещают поставлять, они наш нефтеперерабатывающий комплекс сейчас возьмут за одно место, потому что всё оборудование, которое там используется, импортное. Мы что, не можем его здесь делать? Можем, но это невыгодно сейчас! Принятие нашего закона сделает это более выгодным, и, соответственно, изменится структура российской экономики. Более того, я уже не говорю о том, что 2 триллиона рублей останется в бюджете. Мы сколько решений здесь приняли? Ещё раз напомню: мы подняли пенсионный возраст - для чего? Чтобы сэкономить деньги. Подняли НДС - чтобы деньги в бюджете остались. Этого можно было бы не делать, если бы приняли наш закон! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование... А, содокладчик. Прошу прощения. Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемые коллеги, я считаю необходимым ответить на ряд вопросов. В отношении того, что это биржевой товар. Безусловно, никто с этим не спорит, но принятие предложения увеличить ещё дополнительно к 50 процентам налоговую нагрузку на наших экспортёров сделает их абсолютно неконкурентными на мировом рынке, снизит их финансовую устойчивость, этот механизм заставит освободить рынок и пустить на него наших конкурентов. В отношении того, что сказал Николай Васильевич. Цифры, которые вы назвали по налогообложению в авиационной промышленности, не соответствуют действительности. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2017 год (ещё раз повторю): добыча топливно-энергетических ресурсов - 46,4 процента, производство прицепов, как уже было сказано, - 5 процентов, производство машин, в том числе оборудования, - 8 процентов. Так что сказанное вами не соответствует действительности, налоговая нагрузка в нефтеперерабатывающей отрасли существенная. Уважаемые коллеги, идея дать толчок развитию отечественной промышленности за счёт дискриминации отдельных видов отраслей действительно уменьшит конкурентоспособность наших экспортёров, снизит добычу, валютную выручку в нашей стране, снизит количество рабочих мест и в целом будет очень серьёзно влиять на макроэкономическую стабильность. Было очень много слов сказано в отношении экспорта нашей продукции. Вот Дэн Сяопин (здесь были ссылки на Китай) ещё в 80-е годы прошлого века сказал: какая разница, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. Так вот эта отрасль приносит 48 процентов доходов федерального бюджета, и в любом случае итоговая цель - это рынок, и мы не должны уступать наш рынок конкурентам. Нужно давать возможность для последовательного роста ненефтегазовых доходов, сохраняя при этом объёмы добычи и количество рабочих мест в обсуждаемой сфере. Комитет предлагает отклонить данную законодательную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я так понимаю, что в случае принятия этого закона остальные санкции уже будут не нужны, их все можно будет отменить, это закончит уже всю борьбу с Россией. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", пункт 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 59 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Не принимается. По ведению - Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, напоминаю о статье Регламента, запрещающей председательствующему комментировать выступления. Но, раз уж это прозвучало, коллеги, хочу сказать ещё раз, что вы говорите о несопоставимых вещах: когда вы называете цифры, говоря о налоговой нагрузке в сырьевом секторе, вы туда включаете природную ренту, которая никак не связана с предпринимательской деятельностью и с налогами, взимаемыми с предпринимательской деятельности, вот и всё, это несопоставимые вещи; а когда вы говорите, что у производителя прицепов совокупная налоговая нагрузка 5 процентов, это тоже не соответствует действительности, потому что там очень много комплектующих, которые покупаются. Оперируйте сопоставимыми цифрами! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Я с удовольствием выступил бы по этому вопросу, к сожалению, не имел возможности более развёрнуто донести свою позицию.