Заседание № 210

21.01.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 492569-6 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1037 по 2008 из 5796
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в     
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в           
Российской Федерации" (в части установления дополнительных мер                  
поддержки...)".                                                                 
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов, пожалуйста.                                           
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект,      
который внесла группа депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", является         
частью пакета наших законопроектов, направленных на поддержку малого и          
среднего предпринимательства. В Государственную Думу он был внесён ещё весной   
прошлого года; совершенно очевидно, что с тех времён ситуация в этом секторе    
только усугубилась, поэтому мы, авторы и фракция, конечно, считаем              
необходимым его принять.                                                        
                                                                                
Основная задача российской экономики в условиях кризиса - это прежде всего      
необходимость сохранения рабочих мест, а также их увеличения и преумножения,    
а с учётом непростой внешней обстановки, ситуации, которая складывается         
вокруг России, мы несомненно должны нащупать какие-то точки экономического      
роста именно внутри нашей страны. Так вот малое и среднее предпринимательство   
решает обе эти задачи: сохраняет и создаёт рабочие места в России и             
одновременно закладывает основу для будущего экономического роста.              
                                                                                
Кроме того, совершенно очевидно, что, несмотря ни на что, этот сектор           
является очень значимым для российской экономики: в нём занято 25 процентов     
нашего активного населения - это почти 17 миллионов человек, и несмотря на      
то, что эта цифра ежегодно сокращается в результате непродуманных действий      
правительства, тем не менее количество граждан, занятых в этом секторе,         
значительное. В этом секторе экономики производится порядка 30 процентов        
товаров, работ и услуг, и для его эффективного развития и поддержки,            
совершенно очевидно, нужно определить приоритеты, по которым мы будем           
двигаться. Для себя такой рейтинг проблем малого предпринимательства мы         
давным-давно составили, на первом месте там стоят налоги и налогоподобные       
выплаты, на втором - доступ к финансовым ресурсам, в том числе к                
государственным бюджетным деньгам, на третьем - в целом ограничение свободы     
предпринимательства, и наш законопроект каждую из этих проблем отчасти          
затрагивает.                                                                    
                                                                                
Теперь по основным положениям, их, собственно, два. Первое касается ситуации    
с налогами: в нашем законопроекте мы предлагаем положение о недопустимости      
ухудшения налоговых условий для деятельности малых предприятий. Мы предлагаем   
не просто принять этот тезис, но и сделать его основным принципом               
государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в    
России. Подобные, созвучные идеи высказывал в своём послании президент Путин.   
К сожалению, со стороны нашего правительства в последние годы мы видим          
примеры совершенно противоположной политики, и, как говорится, результаты не    
заставляют себя долго ждать, так, в 2011 году только за счёт увеличения         
социальных взносов мы потеряли 250 тысяч субъектов малого предпринимательства   
и юридических лиц, в 2013 году порядка 600 тысяч индивидуальных                 
предпринимателей. Это про налоги.                                               
                                                                                
Второе положение, базовое, - это воссоздание полноценной инфраструктуры         
поддержки малого и среднего предпринимательства, причём я подчёркиваю:          
воссоздание. Эти положения успешно и продуктивно действовали и существовали в   
российском законодательстве с середины 90-х и до начала 2000-х годов, и         
именно в тот период данный сектор экономики, сектор малого и среднего           
предпринимательства, развивался гораздо более динамично.                        
                                                                                
В нашем законопроекте мы предлагаем меры по организационной и финансовой        
поддержке. Прежде всего это воссоздание государственного комитета по            
поддержке малого и среднего предпринимательства: совершенно очевидно, что       
департамент в рамках министерства не владеет теми необходимыми лоббистскими,    
в хорошем смысле этого слова, механизмами для поддержки этого сектора, для      
реального отстаивания его интересов. В части финансовых мероприятий мы          
предлагаем воссоздать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,    
который также существовал долгие годы и сейчас находится в стадии ликвидации,   
наша задача - сделать его основным оператором государственной программы по      
поддержке малого предпринимательства, которая, собственно, у нас в бюджете и    
зафиксирована.                                                                  
                                                                                
Теперь очень коротко о замечаниях, которые высказаны в заключениях комитетов    
и иных структур. Прежде всего о замечаниях, которые касаются нашего             
предложения по возрождению госкомитета: аргумент, что это приведёт к            
дублированию полномочий или распылению ответственности, по нашему мнению, не    
совсем верен, мы предполагаем, что будет ровно наоборот - ответственность и     
полномочия будут максимально сосредоточены в рамках одной структуры.            
                                                                                
Что касается фонда, мы считаем, что аккумулирование денежных средств и          
направление их на поддержку малого и среднего предпринимательства именно        
через механизм федерального фонда позволит максимально сконцентрировать и       
максимально эффективно использовать бюджетные ресурсы. Совершенно очевидно,     
что перед нами стоит задача сократить количество посредников на пути денег,     
которые идут в малый и средний бизнес, в том числе и из бюджета. Вот            
характерный пример - так называемый Банк поддержки малого и среднего            
предпринимательства ("МСП Банк"), структура, которая действует в рамках ВЭБа:   
вначале ВЭБ даёт деньги "МСП Банку", потом "МСП Банк" даёт деньги партёрам в    
регионах, и только потом банки-партнёры выдают деньги субъектам малого          
предпринимательства - в результате банковская маржа возрастает в два-три        
раза! Ну и зачем нам лишние посредники? Очевидно, что их необходимо             
ликвидировать, и централизатором финансовых ресурсов может быть именно          
федеральный фонд.                                                               
                                                                                
Ну и в заключение я хочу сказать, что все те технические замечания, которые     
предъявлены к нашему законопроекту, были сформулированы в иной                  
социально-экономической ситуации, и я думаю, что нынешняя ситуация даёт нам     
возможность этими замечаниями сейчас пренебречь и учесть их при доработке       
законопроекта ко второму чтению, но обязательно принять этот законопроект,      
его концепцию, сегодня: малый и средний бизнес очень сильно нуждаются в         
поддержке на государственном уровне!                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Владимирович Климов.                                                     
                                                                                
КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел              
предлагаемый законопроект. Мы, безусловно, разделяем беспокойство авторов и     
за судьбу страны, и за судьбу экономики, и за меры поддержки малого бизнеса,    
но давайте разбираться по сути, и это, собственно, мы обсуждали на заседании    
комитета.                                                                       
                                                                                
Предлагается три принципиальные, что называется, новации: первое - создание     
фактически нового федерального органа исполнительной власти, или фонда, или     
вот сейчас нам коллега рассказывал про государственный комитет по поддержке     
малого бизнеса, далее - разработка отдельной новой федеральной программы и      
создание сети фондов поддержки малого и среднего предпринимательства в          
регионах и на местах.                                                           
                                                                                
Что касается нового органа власти, то для тех, кто в теме достаточно давно, я   
думаю, не секрет, что это обсуждается уже лет пятнадцать, и те, кто             
действительно занимается политикой по развитию малого предпринимательства,      
понимают, почему принятая сегодня конструкция опирается на правительство как    
на координирующий орган власти, и на министерство экономики как на              
федеральный орган исполнительной власти, ответственный за политику в этой       
сфере, потому что цель тех денег, федеральных денег, которые государство        
тратит на поддержку малого предпринимательства, не в том, чтобы достучаться     
до каждого конкретного предприятия, - это невозможно с учётом территории        
нашей страны, специфики субъектов Российской Федерации и разницы между ними,    
- цель и механизмы программ и методов поддержки заключаются в том, чтобы        
стимулировать регионы заниматься развитием малого предпринимательства,          
выделять хоть какие-то деньги в формате софинансирования и контролировать       
соответствующим образом этот процесс, и логично, что министерство,              
ответственное за политику в этой сфере, является оператором данной программы.   
                                                                                
Что касается отсылки к опыту 90-х годов, то те, кто помнит реальную ситуацию    
в экономике, наверное, понимают, что тогда другие драйверы, другие              
экономические условия определяли развитие малого предпринимательства, а никак   
не правильные механизмы государственной поддержки.                              
                                                                                
Что касается фонда поддержки малого предпринимательства, который тоже, я        
думаю, многие помнят, то в 2005 году было принято решение о его ликвидации,     
потому что руководство фонда, в общем, всерьёз считало, что деньги, которые     
фондом заработаны, являются собственностью этого фонда, и, мягко говоря,        
ликвидация его была делом, в общем, достаточно скандальным, всё это не          
закончено, кстати говоря, до сих пор.                                           
                                                                                
Теперь что касается программы поддержки малого и среднего                       
предпринимательства, которую предлагается сделать отдельной программой.         
Сегодня в составе программы экономического и инновационного развития такая      
подпрограмма по развитию малого и среднего предпринимательства есть, каждый     
год мы не только в комитете, но и здесь, в зале, обсуждаем эту подпрограмму,    
и каждый год с боями экономический блок отстаивает сохранение ресурсов в        
рамках этой подпрограммы, она обсуждается достаточно детально. Кроме того,      
отдельные небольшие программы есть у других министерств: у Министерства         
сельского хозяйства, у министерства труда (стимулирование предпринимательской   
активности безработных), то есть эти программы есть, они публично               
обсуждаются, и в чём будет принципиальное отличие в связи с появлением вот      
этой отдельной строки, честно говоря, не очень понятно.                         
                                                                                
Что касается фондов по развитию малого предпринимательства, которые             
предлагается создать и которым предлагается дать в том числе полномочия по      
кредитованию малого бизнеса, а это отдельная подлежащая лицензированию          
деятельность по принятию решений о том, гарантировать или не гарантировать      
кредиты субъектам малого предпринимательства... так вот, я хочу сказать, что,   
во-первых, эта инфраструктура уже создана и на это за последние десять лет      
потрачены, в общем, очень серьёзные деньги. Кроме того, эта инфраструктура      
работает в гораздо более либеральном и современном формате, когда, например,    
от этих самых гарантийных фондов не зависит принятие решения, гарантировать     
кредит субъекту малого предпринимательства или не гарантировать, это решение,   
связанное с рисками, принимает банк, а фонд, как государственный или            
муниципальный институт, автоматически это решение поддерживает. То есть         
государство в данном случае не предусматривает при доступе малых предприятий    
к финансовым ресурсам дополнительного усмотрения ещё каких-то чиновников вот    
этого самого фонда.                                                             
                                                                                
Ну и наконец, последнее. Утверждение, что реализация мероприятий, которые       
предложены в данном законопроекте, не потребует дополнительных расходов, в      
опредёленном смысле лукавство, потому что перестройка всей этой структуры,      
всей этой инфраструктуры, безусловно, расходов потребует.                       
                                                                                
На законопроект получены отрицательные заключения Правительства Российской      
Федерации и Счётной палаты.                                                     
                                                                                
На основании сказанного комитет не поддерживает данный законопроект.            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, уважаемые коллеги?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дегтярёв Михаил Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Андрею Дмитриевичу: при подготовке законопроекта проводился ли           
какой-то анализ деятельности региональных фондов и соответственно органов       
исполнительной власти, которые ответственны за поддержку малого и среднего      
предпринимательства? И хотелось бы высказать известный тезис, который мы        
слышим регулярно при общении с предпринимателями: главная их просьба к          
государству - не трогать их, не создавать никаких новых органов, фондов и       
прочих каких-то инструментов.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, ответьте на вопрос.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите депутату Крутову.                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Соглашусь с вашим тезисом о том, что малые предприниматели         
хотят, чтобы их не трогали, но, я думаю, вряд ли кто-нибудь из них будет        
против создания фонда, который будет осуществлять прямое финансирование, и      
против создания государственного комитета по поддержке малого                   
предпринимательства, который будет на всех уровнях государственной власти       
отстаивать их интересы.                                                         
                                                                                
Что касается регионального опыта, я скажу так: в тех регионах, где существуют   
фонды поддержки малого предпринимательства, там малый бизнес развивается в      
среднем в два-три раза динамичнее, чем в иных местах. Вот я могу сравнить,      
например, Свердловскую область, в которой я не так давно изучал предметно       
деятельность малого и среднего бизнеса, и нашу родную Иркутскую область, - к    
сожалению, разница где-то в два-три раза и по деньгам, и по количеству          
занятых, и по объёмам производства.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста.                      
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Виктор Владимирович, понятно, что комитет не поддержал принятие данного         
законопроекта, но все же прекрасно знают, что действительно малому и среднему   
бизнесу невозможно просто у нас в стране выжить, особенно в связи последними    
банковскими решениями о поднятии кредитной ставки. И самое-то интересное, что   
их же обдирают со всех сторон! Скажем, предприниматель пытается развить новое   
производство, нужно подключиться к электричеству - с него за присоединение      
дерут за каждый киловатт 100 тысяч рублей. Вот я в связи с этим хочу спросить   
вас: а в комитете-то хоть какие-то предложения есть, для того чтобы             
действительно как-то поддержать средний и малый бизнес, или вы просто всё       
отвергаете?                                                                     
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Спасибо за вопрос, Николай Фёдорович, он, безусловно, очень        
важный. Действительно, проблем у малого и среднего предпринимательства, да и    
у бизнеса вообще, в России предостаточно, мы все об этом знаем, и одна из       
ключевых проблем - вы правы - это доступ к финансовым ресурсам, в первую        
очередь к долгосрочным кредитам, к деньгам, на которые можно что-то делать,     
развиваться. Но, коллеги, о малом бизнесе вообще и о политике по развитию       
малого предпринимательства я готов поговорить в каком-то другом формате,        
пожалуйста, давайте это обсудим в рамках "круглого стола" или на заседании      
комитета - мы с вами обсуждаем законопроект, а ваши вопросы и о каких-то        
других мерах, о создании фонда и о мероприятиях программы по поддержке малого   
предпринимательства к нему отношения не имеют.                                  
                                                                                
В комитете, безусловно, есть инициативы, предложения. Более того, мы с вами     
последовательно даже за те три года, которые уже наша палата отработала,        
многие решения в интересах малого бизнеса приняли. Действительно, были          
неудачные решения, и я думаю, что об этом кто-нибудь наверняка ещё скажет,      
например, в 2013 году по настоянию социального блока правительства здесь у      
нас было проведено решение о двукратном увеличении ставки социальных            
платежей. Понятно, почему это было сделано, аргументы все были ясны, но когда   
малые предприниматели и индивидуальные предприниматели проголосовали ногами,    
мы с вами здесь в спешном порядке эту ситуацию исправляли!                      
                                                                                
Много изменений было связано с порядком администрирования, с контролем и        
надзором, то есть работа идёт, но, к сожалению, это не даёт мгновенного         
результата, поскольку нет никакой панацеи, нет такого закона, после принятия    
которого сразу всё в экономике стало бы хорошо!                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович, пожалуйста.                 
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вот слушаю своего коллегу Виктора Владимировича - такое ощущение, как будто     
мы действительно в разных странах живём: он сказал, что в течение трёх лет      
были предприняты определённые шаги для поддержки малого предпринимательства,    
- действительно, но только после того, о чём вы говорили, у нас, по сути        
дела, половина предпринимателей прекратили свою деятельность!                   
                                                                                
Мы все слышали, что сказал президент в Послании Федеральному Собранию о         
поддержке малого предпринимательства, а вы говорите о каких-то мерах, которые   
собираетесь принять! Но суть вопроса-то не в этом, ведь толковое предложение,   
есть определённые шероховатости - давайте в первом чтении примем, а ко          
второму поправим.                                                               
                                                                                
На самом деле у меня вопросы к автору законопроекта. Первый вопрос: вы          
считали бюджет этого законопроекта? И второй вопрос: Государственный комитет    
по поддержке малого предпринимательства, если мы этот закон примем, будет в     
структуре Минэкономразвития или это будет отдельный орган, более                
самостоятельный?                                                                
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Что касается бюджета, я прежде всего хотел бы обратить внимание    
на саму государственную программу поддержки малого предпринимательства: в       
течение последних нескольких лет объём денежных средств, выделяемых на          
федеральном уровне, колебался на уровне 20 миллиардов рублей - ну, товарищи     
дорогие, это 80 рублей в месяц на человека, занятого в этом секторе, и эта      
сторублёвая поддержка со стороны государства как раз и определяет темп и        
уровень развития малого и среднего бизнеса в России.                            
                                                                                
Что касается правительственной структуры, я думаю, что действительно этот       
комитет может работать, взаимодействуя с Министерством экономического           
развития, вопросов нет, но всё же это должен быть отдельный самостоятельный     
орган, который бы координировал и определял государственную политику в этой     
сфере и был бы её проводником, инициатором тех законопроектов, которые малому   
бизнесу действительно помогали бы. Я надеюсь, что не только мы, но и            
правительство будет такие проекты инициировать.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Виктор Владимирович, вот вы, как заместитель председателя комитета,   
скажите, при подготовке этого законопроекта запрашивали ли вы информацию?...    
Вот у нас есть ОАО "РВК", в которое государство вложило 30 миллиардов рублей,   
ещё у нас есть восемнадцать фондов, на которые в бюджете только этого года      
заложено по различным статьям около 20 миллиардов, - вот вы отчёт               
запрашивали, каким образом эти средства используются? "РВК" создавалась как     
государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из   
ключевых инструментов государства в деле построения национальной                
инновационной системы, она была образована 7 июня 2006 года, то есть всё-таки   
времени-то много прошло, вот хотелось бы узнать, как фонд фондов сработал за    
этот период?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Климову.                       
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Вы, безусловно, правы -     
действительно, говорить о чрезвычайно высокой эффективности инфраструктуры,     
которая создана... В данном случае вы говорите про инновационную                
инфраструктуру скорее, потому что "Российская венчурная компания" - это такая   
специфическая зона: идеология создания компании, порядок создания самой         
венчурной компании, и региональных венчурных фондов, нормы, по которым они      
работают, - там действительно есть масса вопросов, и, наверное, было бы         
правильно с точки зрения эффективности это отдельно обсудить, но хочу           
сказать, что тема, связанная с эффективностью "Российской венчурной             
компании", никакого отношения к обсуждаемому законопроекту не имеет.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Виктору Владимировичу. Конечно, я лучше задала бы вопрос        
представителю правительства, потому что я не думаю, что Виктор Владимирович     
так уж против того, о чём мы сегодня здесь говорим, тем не менее к нему         
вопрос.                                                                         
                                                                                
Виктор Владимирович, вот вы против фонда выступаете, - фонд создать, может,     
действительно сложно, но вы же понимаете, что сегодня открыть бизнес и взять    
кредит в банке невозможно! Мы только разговоры ведём, как бы сделать так,       
чтобы банки давали кредиты и чтобы администрация давала гарантии под эти        
кредиты так же, как и банки, - тогда, возможно, бизнес развивался бы. Или всё   
просто - внесён законопроект, правительство его не поддерживает и вы сегодня    
упражняетесь в том, как бы нам доказать, что это не надо делать? Но мы все      
понимаем, что это надо делать, с первого дня об этом говорим! (Шум в зале.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Климову включите микрофон.                                
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Я начал своё выступление с   
того, что сказал, что и комитет, и я лично, безусловно, разделяем               
обеспокоенность авторов законопроекта тем, как развивается наша экономика,      
малый бизнес. Вы, безусловно, задаёте правильные вопросы, но я просто ещё раз   
напоминаю, что мы обсуждаем конкретный законопроект, поэтому скажу по           
существу вашего вопроса: в этом законопроекте не предлагается менять политику   
развития малого бизнеса по существу - меняется формат управления, дублируются   
или заменяются выстроенные структуры. Причём в пояснительной записке, кроме     
отсылки к якобы эффективному опыту середины 90-х, нет объяснений, нет           
серьёзной проработки обоснования, почему неэффективна конструкция, связанная    
с той, о которой я говорил в своём выступлении, и как именно фонд или           
государственный комитет изменит эту ситуацию, - в общем, никаких серьёзных      
аргументов нет.                                                                 
                                                                                
Теперь что касается действительно непростой судьбы малого                       
предпринимательства. Никто с этим не спорит, это понятная ситуация: кредитные   
ресурсы - одна из ключевых проблем, деньги - это действительно то, без чего     
бизнес не может развиваться. Каким образом на это может повлиять федеральный    
фонд? Сегодня в рамках программы поддержки малого предпринимательства           
предусмотрены специальные меры, которые помогают малому бизнесу пользоваться    
кредитными ресурсами, - это субсидирование процентной ставки в тех объёмах,     
которые государство, мы с вами можем позволить. Субсидирование лизинга,         
субсидирование процентной ставки по кредиту - эти механизмы есть, они           
работают. На федеральные в том числе деньги созданы системы гарантийных         
фондов, и эти гарантийные фонды, я уже говорил об этом, работают, скажем так,   
в безусловном режиме: если банк принял решение о кредитовании субъекта малого   
предпринимательства, значит, фонд даёт соответствующую государственную          
гарантию. Вы правы, этого недостаточно, этого мало, но давайте всерьёз          
определимся: формат управления изменит ситуацию с количеством денег, которые    
федеральный центр и регионы смогут тратить на развитие малого                   
предпринимательства, или не изменит? Каким образом принятие вот этого решения   
повлияет на сегодняшнюю кредитно-финансовую политику Центрального банка         
России? Вот вы говорите: процентные ставки... Сегодня Аксаков говорил уже в     
своём выступлении, что повышение ключевой ставки вызвало серьёзные проблемы -   
вообще кредитование остановилось, но понятно почему, понятно зачем это          
сделано: мы в такой ситуации живём, что это вынужденное решение было принято.   
                                                                                
Ещё раз скажу: проблем много, и их действительно нужно решать, комитет этим     
занимается, но, к сожалению, предлагаемые меры не являются решением.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Дмитриевичу.                                             
                                                                                
Андрей Дмитриевич, не могли бы вы более подробно охарактеризовать               
эффективность деятельности фондов поддержки - не только фондов поддержки        
малого бизнеса, долгое время был и сейчас существует с несколько изменённым     
названием фонд поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере,     
который получал в разы меньший объём средств, чем выделялись на двухуровневую   
систему гарантийных фондов, в десятки раз, но при этом имел очень высокую       
эффективность и прекрасную репутацию, и множеству предприятий малого бизнеса    
в инновационной сфере - это целый список - был дан старт за счёт этого фонда,   
который в миру назывался фондом Бортника, по имени его многолетнего             
руководителя.                                                                   
                                                                                
Вот для несведущих товарищей просьба дать более подробную информацию о том,     
как может функционировать хорошо организованный фонд поддержки малого...        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крутову включите микрофон.                                
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Действительно, именно в период работы Государственного комитета    
по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федерального фонда         
поддержки малого предпринимательства была заложена региональная и               
муниципальная инфраструктура и были созданы от одного до полутора миллионов     
субъектов малого предпринимательства в России, причём реальных субъектов        
малого предпринимательства, а за последние два-три года мы с вами видим ровно   
такие же цифры, но связанные с сокращением количества субъектов малого          
предпринимательства, - это также от одного до полутора миллионов субъектов.     
Вот совершенно очевидный и показательный пример того, как этот сектор           
экономики развивается без должного инфраструктурного обеспечения, в том числе   
и управленческого, и финансового.                                               
                                                                                
Что касается государственной программы, базовых принципов два, вот первый:      
бюджетные деньги должны быть максимально приближены к получателям бюджетных     
средств, так как совершенно очевидно, что все цепочки финансовых посредников,   
которые работают в этой сфере, хотя и называются некими структурами по          
поддержке малого и среднего бизнеса, цену финансовых ресурсов разгоняют до      
заоблачных величин для субъектов малого предпринимательства. И мы здесь         
говорим не о кредитах, хотя, как справедливо отмечали наши коллеги, возникают   
проблемы с ними, - мы говорим о прямой бюджетной поддержке в виде субсидий на   
создание нового бизнеса, в виде выплат за создание рабочих мест и далее по      
тексту.                                                                         
                                                                                
Что касается объёма, то мы твёрдо убеждены, что 20 миллиардов рублей, а в       
этом году ещё меньше, - это крайне недостаточная сумма. Мы предлагаем, чтобы    
она была увеличена как минимум на порядок, то есть до 200 миллионов рублей, -   
вот только тогда мы сколько-нибудь значимые результаты получим. Но когда идёт   
речь о таком объёме денежных средств, количество посредников, ещё раз           
повторю, для максимально эффективного их использования должно быть в идеале     
сведено к нулю.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                    
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Андрей Дмитриевич, в своём выступлении с трибуны вы    
упомянули название банковских структур, которые призваны, собственно говоря,    
финансово помогать малому и среднему бизнесу. Скажите, пожалуйста, насколько    
глубоко вы изучали их деятельность при разработке своего законопроекта и        
насколько, по вашему мнению, возрастают ставки по пути от материнской           
структуры до получения их субъектом малого предпринимательства?                 
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Дмитрий Иванович, ну, совершенно очевидно, что те структуры,       
которые мы наблюдаем, - и Агентство кредитных гарантий, и "МСП Банк", - это     
структуры как минимум двух-, а то и трёх-четырёхуровневые. Совершенно           
очевидно также, что каждый из этих уровней имеет двух-трёхпроцентную маржу, в   
среднем двухпроцентную, это по самым скромным подсчётам. Соответственно, по     
линии "МСП Банка" мы видим увеличение маржи ну как минимум раза в три. И        
итоговые ставки для субъектов малого предпринимательства (это данные прошлого   
года, до увеличения ключевой ставки) - это 15-16 процентов годовых, то есть в   
среднем в два раза выше ключевой ставки, которая существовала на том уровне.    
Если экстраполировать на сегодняшнюю ставку, то, судя по всему, они под 35-40   
процентов выдают эти деньги субъектам малого предпринимательства. Очевидно,     
что это запретительные ставки, - мы же, ещё раз повторяю, предлагаем создать    
максимально приближенную именно к малым предприятиям систему их бюджетного      
финансирования.                                                                 
                                                                                
Что касается того же агентства, то с экономической точки зрения, помимо на      
самом деле достаточно высокой стоимости его услуг, эта структура скорее         
способствует увеличению суммы запрашиваемого кредита, а не выдаёт какие-то      
кредиты, не обеспечивает непосредственно кредитными или финансовыми ресурсами   
малые предприятия, и касается это прежде всего деятельности средних             
предприятий, поэтому основная масса субъектов рынка вообще из системы           
деятельности этого замечательного агентства, к сожалению, выпадает.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста.              
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Виктор Владимирович, из чего исходил президент страны, когда в        
Послании Федеральному Собранию сформулировал идею освобождения малого и         
среднего бизнеса от налогов на два года? Наверное, из того, что в условиях      
нынешнего экономического кризиса, в условиях высочайшей коррупции в стране      
бизнес не может развиваться и платить достойные налоги. Вот в Японии, как       
известно, бюджет формируется на 90 процентов из налогов малого бизнеса, у нас   
- где-то на 5 процентов. Скажите, пожалуйста, почему нельзя в рамках            
предлагаемого законопроекта, в рамках принятия государственной программы по     
поддержке малого и среднего бизнеса реализовать идею президента и освободить    
на два года малый бизнес, дать ему возможность встать на ноги и развиваться?    
И будет ли вообще реализована идея президента о налоговых каникулах?            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Ну, коллеги, насколько я понимаю, - может быть, для вас это        
будет неожиданностью - мы с вами в конце прошлого года это решение приняли, и   
идея о налоговых каникулах уже реализована. А что касается принципа, о          
котором вы говорите, о неизменении налоговой нагрузки, о неувеличении,          
неухудшении, то этот принцип, который был сформулирован президентом,            
безусловно правильный, идея абсолютно верная, но сам по себе отдельно взятый    
принцип не может быть единственным содержанием вот этого большого               
законопроекта. Но против принципа никто не выступает.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, список вопросов исчерпан. Есть ли желающие выступить?                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Безусловно, важный вопрос поднял коллега, но, мне кажется, мы с вами            
недостаточно глубоко рассматриваем многие вопросы и не хотим понять одного:     
подавляющая часть законодательства продиктована нам крупными олигархическими    
структурами рентного характера, они же и потребляют косвенно значительную       
часть бюджетных ассигнований. Я специально запросил... вообще-то, комитет по    
экономической политике, по моему мнению, должен глубоко анализировать эти       
вопросы и контролировать, как используются вот эти жидкие бюджетные             
ассигнования, направленные в эту сферу, но я вместо комитета запросил эти       
данные, внимательно проанализировал - вы знаете, убийственная информация!       
Почему? Потому что недостатка в фондах нет.                                     
                                                                                
Мы поддержим этот закон товарища Крутова, или господина Крутова - как ему       
больше нравится, но проблема ведь не в создании очередных фондов, в нашем       
государстве проблема - в ответственности за порученное дело. Вот если бы у      
нас министры, первые вице-премьеры не были туристами за государственный счёт,   
а выполняли поручения президента, я думаю, многих проблем сегодня не            
существовало бы. Ведь у нас как? Раз - соберут бригаду и отправятся в Давос,    
недельку покатаются на лыжах, попьют виски с мартини, вернутся, - а прок для    
государства какой? Что обсуждают в Давосе? Там обсуждают проблемы 1 процента    
- тех, кто владеет доходами большими, чем остальные 99 процентов населения      
планеты, понимаете? Но разве Россию эти проблемы интересуют?! Вот побывали в    
Германии, да, но какой прок от присутствия на "Зелёной неделе", когда у нас     
харчей нет своих?! У нас 70 процентов продуктов питания завозится извне! И      
малый бизнес в селе, кстати, из-за чего стонет? Вот дадите вы по гектару        
земли - ну а чем её обрабатывать будут, если мы даже мотыгу не производим у     
себя?! А мотыга, которая из Испании завозится, она же за евро завозится и       
стоит очень дорого, а кредит он взять не может, потому что у банка, который     
мы создали и в который вбухали уже больше 100 миллиардов рублей бюджетных       
денег, - называется Россельхозбанк - самый высокий процент и за прошлый год     
кредитование сельского хозяйства уменьшилось на 4 процента и составляет         
сегодня всего 30 процентов. Вы видели рекламу Россельхозбанка? Он предлагает    
свои продукты совсем не для села!                                               
                                                                                
Я не зря задал вопрос про "Российскую венчурную компанию": эту компанию         
преподносили как панацею от всех бед - я посмотрел, что же эта венчурная        
компания натворила. Ну, во-первых, там небезызвестный "Роснано" в членах        
совета директоров, другие различные фонды, но они организовали аж два фонда в   
Англии и сразу вывезли туда два с половиной миллиарда рублей по тому курсу!     
Поняли, да? И если посмотреть, какую зарплату получают руководители фондов,     
то это очень интересно. Вот есть (Оксана Генриховна задавала вопрос) Фонд       
содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в        
бюджете на этот год на него запланировано 3 миллиарда 930 миллионов рублей.     
Поскольку у нас положено тем руководителям, кто на бюджете, отчитываться, я     
не поленился, специально зашел на сайт и посмотрел, какие же там доходы и как   
живут руководители, - доходы неплохие: за 2013 год генеральный директор 76      
миллионов получил зарплатку - 630 тысяч рублей в месяц, понимаете?! У него      
два домика в Испании, у него две квартиры в Москве, машина у него неслабая; у   
заместителя тоже квартира в Испании, зарплата тоже неслабая. Смотрю другой      
фонд: Российский гуманитарный научный фонд - ну, важный фонд, 2 миллиарда       
рублей, и с зарплатой, смотрю, тут всё опять неплохо, но проблема ведь в чём    
заключается? Мне кажется, проблема... Вот фонд фундаментальных исследований -   
да, надо такими исследованиями заниматься, потому что без фундаментальных       
исследований и прикладной науки ни одна идея не может материализоваться, но,    
опять же, если вы посмотрите, то до отчётов по этому фонду вы не докопаетесь,   
что же он такое фундаментальное наисследовал. Но когда венчурную кампанию       
начал смотреть - одних фондов, которые занимаются посевными инвестициями, тут   
аж четыре, а если посмотрите другие фонды - они все нужны, товарищи из          
комитета по экономической политике, но только работают они на узкую,            
ограниченную группу людей, которые перепутали своё и наше, только в пользу      
своего!                                                                         
                                                                                
С моей точки зрения, нам с вами надо принять кроме этого закона... а может      
быть, во втором чтении принять поправку о том, что необходим обязательный       
отчёт: если бюджетные деньги получаешь - вот сюда, на трибуну, отчитываться,    
чего же вы - и госкорпорации, и фонды - за год наваяли, потому что без          
отчётов всегда будет решето, деньги будут уходить не туда. А 30 миллиардов -    
это немалые деньги, и 20 миллиардов тоже, то есть 50 миллиардов - это то, что   
должно идти на поддержку малого предпринимательства в сумме. Всё сельское       
хозяйство - бедное, загнанное в тупик и задолжавшее 2 триллиона 100             
миллиардов - получило... я вчера чуть со стула просто не упал: смотрю -         
радостный премьер сообщает, как много дали селу... Да селу дали меньше, чем в   
прошлом году, с учётом инфляции! Если вы дали 180 миллиардов, то это меньше,    
чем 170 миллиардов прошлого года, - это любой школьник 7-го класса скажет,      
который хорошо знает математику! (Шум в зале.) Поэтому, уважаемые товарищи, с   
нашей точки зрения, нам с вами надо потребовать сюда председателя               
правительства и председателя Центробанка, потому что даже если мы примем        
сверххороший закон, но не будем контролировать основу основ - бюджет            
Российской Федерации - и средства колоссальные, которые аккумулированы в        
госкорпорациях и не используются с надлежащей эффективностью (топ-менеджмент    
госкорпораций получает миллионы в месяц, не отчитываясь!), то нас ждут          
серьёзные потрясения. И я думаю, что все вы это понимаете, но почему-то не      
голосуете.                                                                      
                                                                                
Я вас прошу поддержать моё предложение и на пятницу пригласить премьера и       
председателя Центробанка.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Я несколько слов хотела бы сказать.                     
                                                                                
Законопроект, конечно, можно критиковать, можно с ним не соглашаться, и         
вполне возможно, что в фонд, который пытаются создать наши депутаты с помощью   
законопроекта, деньги не будут поступать в должном количестве, может, как       
правильно говорит Коломейцев, и учитываться, контролироваться, не будут, но     
всё-таки мы пытаемся решить вопрос.                                             
                                                                                
Вы помните, как после развала Советского Союза огромное количество женщин и     
мужчин с клетчатыми сумками поехали за рубеж, называя себя ЧП и считая, что     
это бизнес. И долгое время им это разрешалось делать, чтобы они не вспоминали   
про свои заводы, про тринадцатые зарплаты и про стабильную жизнь, а вот эти     
деньги наличные мы имели и думали, что так будет всегда. Конечно, не о таком    
бизнесе мы говорили и говорим: бизнес должен создавать рабочие места, решать    
социальные проблемы, создавать инфраструктуру вокруг своих объектов - вот о     
чём мы говорим! Люди занимаются этим? Да, занимаются: у нас много таких         
смелых людей, которые брали кредиты, которые решили очень многие проблемы,      
благодаря им в малых городах появились всевозможные швейные, кондитерские и     
даже крупные промышленные предприятия - фабрики, заводы... Вот я буквально      
вчера занималась тем, что писала слёзное письмо одному из крупнейших наших      
олигархов с просьбой о кредите: помогите, пожалуйста, ведь есть площадка,       
есть земля, всё есть, только кредит нужен, ну дайте, помогите, - бесполезно,    
всё бесполезно. Ну и что - и как будет развиваться теперь малый бизнес?! Да     
никак!                                                                          
                                                                                
Недавно показывали по телевидению Савченко, губернатора, который сказал: "Я     
даже свой стул из администрации уже заложил!" Это образно, конечно, но тем не   
менее ему-то можно - у него есть крупная металлургическая промышленность,       
которая поможет в случае чего, но не во всех же регионах это есть. У него       
развивается и малый и средний бизнес, и сельское хозяйство, и новые рабочие     
места появляются, и социальные вопросы решаются - всё! И это надо создавать     
по всей стране!                                                                 
                                                                                
Комитет, который этим занимается, ведёт переговоры с правительством, и нужно    
сделать так, чтобы администрация не боялась давать гарантии. А их понять        
можно - они, конечно, боятся: дадут, а потом их вообще посадят неизвестно за    
что! И кроме того, банки наши... правильно говорил депутат Крутов - маржа-то    
огромная! Мне звонят из разных областей и говорят: "Да как же мы будем          
развиваться?! Мы вообще все встали - вы представляете, что такое ключевая       
ставка 17 процентов?! Плюс маржа у нас, вот и получается по 30 процентов!"      
                                                                                
Нам надо срочно что-то делать... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста.                      
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект необходимо принять по одной простой      
причине: законопроектом предусматривается создание комитета по поддержке и      
развитию малого предпринимательства. Я бы даже сказал, не комитет при           
Правительстве Российской Федерации необходимо создавать, а министерство по      
поддержке и развитию малого предпринимательства - без этого министерства        
бизнес не сможет жить и развиваться, люди так и будут, как Тамара Васильевна    
только что сказала, с сумками в Турцию за товаром мотаться, по дешёвке          
покупать и продавать, а это не бизнес, это спекуляция!                          
                                                                                
Представляете себе, недавно в Нижегородской области голландцы попытались        
создать предприятие по выращиванию цветов, которые мы тащим из Голландии, и,    
когда пришло время подключаться к энергосетям, энергетики по правилам,          
созданным ещё Чубайсом, этим жуликом, запросили с компании за подключение ни    
много ни мало 400 миллионов. Голландцы говорят: да побойтесь Бога - на          
создание этого предприятия мы планируем израсходовать всего 150 миллионов, а    
только за подключение с нас требуют 400 миллионов! Естественно, уехали и        
сказали, что с русскими работать невозможно.                                    
                                                                                
Только сегодня разговаривал с одним бизнесменом, который пытался построить      
завод по производству кирпича в России, бился, бился: за подключение газа -     
деньги, воды - деньги, за подключение электричества - деньги... и               
правительству плевать, как ты там бьёшься! В итоге обратился к китайским        
коллегам: приехал в Китай - ему тут же подписали все согласительные             
документы, построили дорогу, подвели всю инфраструктуру. Он потратил деньги     
только на строительство завода, и, более того, с началом работы ему возвратят   
30 процентов средств, вложенных в строительство, - вот это называется           
поддержкой бизнеса!                                                             
                                                                                
И пока мы тут занимаемся словоблудием, наше буржуазное правительство, до        
конца прогнившее, вместо того чтобы развивать собственную промышленность,       
поднимать малый бизнес, содействовать развитию экономического сектора в         
стране, доводит страну до революции! (Шум в зале.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семёнов Владимир Владиславович, пожалуйста.               
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Коллеги, закон действительно важный. Мы его очень спокойно обсуждаем, в         
каком-то даже, я бы сказал, умиротворённом режиме, а проблема-то просто         
гигантская! Давайте посмотрим, что можно сделать для обеспечения                
импортозамещения, для получения новых рабочих мест, для инновационного          
развития! Мы ведь просто говорим - и правительство говорит, и мы здесь каждый   
день это обсуждаем, а шагов вперёд никаких не делаем. Что мы имеем по факту,    
если отвлечься от разговоров?                                                   
                                                                                
Ну, возьмём Германию как ведущую экономику Евросоюза: 95 процентов              
предприятий - это предприятия малой и средней форм бизнеса, на их долю          
приходится 65 процентов рабочей силы, 57 процентов национального дохода.        
Фактически две трети рабочих мест во всем мире, в развитых странах, создаётся   
как раз за счёт малого и среднего бизнеса, поэтому в нашем случае малый         
бизнес должен стать локомотивом выхода из той сложной ситуации, в которой       
находится страна, но мы только говорим об этом, но продолжаем упорно            
поддерживать сырьевой сектор!                                                   
                                                                                
Вот буквально недавно я говорил с представителем банка "ВТБ": они               
энергетический и сырьевой сектор в новых условиях кредитуют под 12,5 процента   
годовых, что значительно дороже, чем было в недавнем прошлом, а малый и         
средний бизнес - под 27-30 процентов годовых. Это вот то, что мы сегодня        
реально имеем. Понятно, что под 30 процентов годовых ещё никто ни брать, ни     
давать не готов, так что мы сейчас стоим на пороге череды банкротств и          
закрытий - в первую очередь как раз предприятия малого и среднего бизнеса, и    
те, кто должен стать локомотивом нашего движения вперёд, фактически просто      
прекратят своё существование!                                                   
                                                                                
Вот смотрите, здесь уже говорилось о том, что в 2013 году мы ввели двукратное   
увеличение страховых взносов для самозанятых лиц, индивидуальных                
предпринимателей, и в результате более 600 тысяч индивидуальных                 
предпринимателей (это 20 процентов от числа всех зарегистрированных             
индивидуальных предпринимателей, или 10 процентов всего нашего малого           
бизнеса) просто прекратили свою деятельность - вот что мы поимели благодаря     
закону, который сами приняли! Дальше мы с вами принимаем закон о том, что те    
малые и средние предприятия, в основном малые, которые пользуются упрощённой    
системой налогообложения, теперь должны будут платить налог на недвижимое       
имущество по кадастровой стоимости, - к чему это приведёт? По оценкам, это      
приведёт к увеличению их налоговой нагрузки более чем в десять раз и может в    
несколько раз превысить размер их годовой чистой прибыли... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Абалаков Александр Николаевич, пожалуйста.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, вы от фракции? Извините.                               
                                                                                
Добавьте время.                                                                 
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Соответственно, если налоги превышают чистую прибыль предприятия - мы           
понимаем, что будет с таким предприятием.                                       
                                                                                
Сейчас у нас в стране развитием малого и среднего предпринимательства           
занимаются все, и мы действуем по принципу "у семи нянек дитя без глазу".       
Создание единого органа и наделение его полномочиями и деньгами - это один из   
возможных путей решения нашей большой проблемы. Эту проблему надо решать не     
срочно, а крайне срочно, и если мы с вами сегодня не предпримем энергичные и    
эффективные шаги, если всё останется разговорами, то мы так и будем в конце     
поезда - сырьевым придатком мировой экономики!                                  
                                                                                
Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект!                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Абалаков Александр Николаевич.                                      
                                                                                
АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Александр Дмитриевич, дорогие товарищи, коллеги! О развитии и поддержке         
малого предпринимательства у нас разве что ленивый не высказался уже тысячу     
раз, но то, что происходит... конечно, ситуация интересная! Вот я не знаю, из   
сидящих в зале или не сидящих в зале кто-нибудь хоть раз в жизни пробовал       
зарегистрироваться как малый предприниматель или как индивидуальный             
предприниматель либо зарегистрировать предприятие? Я сам не пробовал в          
последнее время, но ходил за руку с людьми, которые это пробовали, и главный    
вывод, который можно сделать из моего хождения: мы никому не нужны - ну, не     
мы, а мелкие предприниматели, - начиная от налогового инспектора, Пенсионного   
фонда, соцстраха, никому не нужны! Мы помним, что ещё в 2011 году триста        
крупнейших предприятий России (на этих трёхстах предприятиях работает           
примерно 7-8 процентов населения) давали 80 процентов бюджета. Что это          
означает? Это означает, что все остальные, малые предприниматели, дают 20       
процентов. Ну это совершенно немыслимо с точки зрения нормальной экономики -    
то, что малый бизнес так мало даёт, и это означает, что он никому не нужен!     
                                                                                
Вся наша активность в решении проблемы сводится, ну, знаете, к классической     
бюрократической системе поддержки: давайте создадим орган, который будет        
руководить органами, стимулировать другие органы. Вот на мой взгляд, в той      
системе, которая создана, нет совершенно никакой обратной связи. То есть        
люди, которые принимают решения о том, надо ли регистрировать или               
поддерживать конкретного предпринимателя, абсолютно не заинтересованы в этом:   
доля налогов, которая от малого бизнеса поступает по УСНО, идёт в областной     
бюджет, ЕНВД идёт в местный бюджет (ну, эта доля бесконечно мала), налоговый    
инспектор подчиняется Москве, Пенсионный фонд подчиняется Москве, и ни у кого   
нет никаких стимулов - ни финансовых, ни административных - взять этого         
предпринимателя за руку, провести, поддержать, как-то помочь, поэтому мы        
сейчас можем принимать разные меры, мы можем вливать большие деньги, но всё     
это будет уходить в песок именно из-за того, что созданная среда совершенно     
невосприимчива к малым предпринимателям, она их давит, она их топит, но никак   
не поддерживает!                                                                
                                                                                
Что, на мой взгляд, нужно сделать? Вообще, конечно, вопрос глобальный, он       
касается изменения бюджетной системы Российской Федерации: налоги, которые      
даёт малый бизнес, должны поступать в местные бюджеты, а те чиновники,          
которые сидят на местах, должны напрямую зависеть от налогов, которые платит    
малый бизнес, - только тогда мы, может быть, хоть как-то расшевелимся. То       
есть через личные доходы чиновников, через личные зарплаты, может быть, нам     
удастся достучаться до них!                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Петухова Наталья Рэмовна, пожалуйста.                                           
                                                                                
ПЕТУХОВА Н. Р., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, о малом бизнесе рассуждают очень много, и государство для   
этого даёт немало поводов - то увеличивает налоги, то сокращает, то             
предоставляет налоговые каникулы, то вводит местные сборы, то создаются         
какие-то государственные уполномоченные структуры, а потом их ликвидируют,      
затем создают другие и так далее, и так далее, - однако малый и средний         
бизнес, несмотря на всю эту несистемную суету, как был пасынком для             
государства, так до сих пор им и остаётся.                                      
                                                                                
Я постоянно слежу за статистикой, в том числе и по малому бизнесу, и могу       
отметить, что в условиях, когда система статистики в целом совершенствуется и   
обеспечивает практически онлайн-доступ к самой свежей и полной информации по    
всем социально-экономическим вопросам и направлениям, нормальной статистики     
по малому и среднему бизнесу практически нет. Вопрос: почему её нет, этой       
статистики? Ответ очевидный: потому что этот бизнес у государства не в          
приоритете. Поэтому в рассматриваемом законопроекте предлагается                
сосредоточить внимание - сосредоточить внимание! - на малом бизнесе, а именно   
создать всю систему государственных институтов для развития управления малым    
бизнесом, такую систему, которая бы комплексно и последовательно развивала и    
отстаивала интересы малого и среднего бизнеса, и поэтому предлагается ввести    
в практику представление ежегодного развёрнутого отчёта о состоянии дел в       
малом бизнесе, о конкретных мерах по его государственной поддержке и об         
эффективности этих мер, а то мы очень много слышим о том, что что-то            
происходит, какие-то осуществляются вложения в бизнес, а о результатах, об      
эффективности не знаем ничего.                                                  
                                                                                
У малого бизнеса очень много нерешённых и нерешаемых годами проблем, одна из    
главных - это кредитование малого бизнеса. В существующих обстоятельствах       
кредитование малого и среднего бизнеса фактически сворачивается - к нам         
поступает такая информация от предпринимателей. Малый бизнес в большей          
степени в этих условиях страдает, так как у него практически отсутствуют в      
собственности сколько-нибудь качественные активы, которые можно было бы         
предоставить в залог, поэтому в законопроекте предлагается новая статья -       
"Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства", и одной из основных    
задач этих фондов должно являться предоставление финансовой помощи, в том       
числе на прямой безвозмездной основе. (Микрофон отключён.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты: выступление от фракции.               
                                                                                
ПЕТУХОВА Н. Р. Вопрос: спасает ли сейчас положение Агентство кредитных          
гарантий? Судя по данным Счётной палаты, которые мы получили по нашему          
запросу, - Счётная палата проанализировала деятельность агентства за те         
полгода, которые оно действует, - при 50 миллиардах рублей, предоставленных     
правительством агентству, выдано всего 212 гарантий на сумму 1 миллиард 400     
миллионов рублей, то есть менее 3 процентов, а у нас почти 4 миллиона малых и   
средних предприятий, при этом в кредитных договорах в разделе "Цель             
кредитования" даны, как правило, очень расплывчатые и неконкретные              
формулировки. Очень часто встречается формулировка "вложение во внеоборотные    
активы". А что это может быть? Это могут быть вложения не только в основные     
средства, но и долгосрочные финансовые вложения, и доходные вложения в          
материальные ценности, то есть, получается, не в реальный бизнес, не в          
конкретную деятельность, а, в общем-то, для личного обогащения, как всегда.     
Опять создаётся очень сложная посредническая финансовая структура, как и        
всегда было, и вместо прямой реальной поддержки экономики осуществляются вот    
такие сложные финансовые кругообороты, о которых уже говорилось.                
                                                                                
Мы считаем, что необходимо поддержать этот законопроект: это повысит статус     
малого и среднего бизнеса в стране, обозначит его значимость для государства,   
повысит ответственность государства за состояние дел в малом и среднем          
бизнесе.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Автор хочет что-то сказать? Пожалуйста.                                         
                                                                                
Включите депутату Крутову микрофон.                                             
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Несколько заключительных замечаний о мифах, которые созданы вокруг якобы        
эффективной инфраструктуры в поддержку малого и среднего предпринимательства.   
Уже прозвучали комментарии по поводу деятельности Агентства кредитных           
гарантий, о деятельности "МСП Банка", иных структур, я пару слов добавил бы     
про налоговые каникулы, про правительственный вариант, который мы принимали в   
конце прошлого года.                                                            
                                                                                
На самом деле для большинства предпринимателей налоговые каникулы - это такой   
же миф, они, к большому сожалению, касаются крайне ограниченного количества     
малых предприятий, и то они будут действовать на территории субъекта только в   
том случае, если соответствующее законодательное собрание одобрит, что          
маловероятно в условиях нынешней ситуации с бюджетами регионов. Но даже если    
все одобрят, то этот вариант правительственных налоговых каникул будет          
касаться 5-6 тысяч индивидуальных предпринимателей в год из трёх с половиной    
миллионов, которые действуют на данный момент, - это 0,16 процента! И у нас     
уже есть обращения, люди к нам обращаются и с возмущением говорят: мы открыли   
магазин, пришли в налоговую инспекцию в начале года - хотели воспользоваться    
налоговыми каникулами, но нас развернули. Так что это не просто миф, это        
вредный миф, - по сути, мы обманываем людей... ну не мы, а коллеги,             
правительство. Говорите честно! (Шум в зале.)                                   
                                                                                
Теперь последнее, наверное, уже. Этот законопроект, который мы сегодня с        
вами, уважаемые коллеги, рассматриваем, мы всё-таки рассматриваем как часть     
пакета наших законопроектов, направленных на поддержку малого бизнеса, то       
есть этот законопроект касается инфраструктуры и финансовой, и                  
организационной. И ещё раз подчеркну, что Федеральный фонд поддержки малого     
предпринимательства, который мы предлагаем создать, - это не очередная          
бюрократическая структура, это бюджетный финансовый механизм, избавляющий эту   
систему от посредников. Дальше в нашем пакете есть и расширение упрощённой      
системы налогообложения с одновременным снижением страховых взносов, и          
введение полноценных налоговых каникул как для вновь зарегистрированных, так    
и для действующих индивидуальных предпринимателей, и для юридических лиц, и     
включение счетов малых предприятий, с которых они платят заработную плату       
своим немногочисленным работникам, в систему страхования вкладов, и             
увеличение государственной программы поддержки до 200 миллиардов рублей.        
                                                                                
Надо с чего-то начать - это первый законопроект, и я предлагаю, конечно, его    
поддержать!                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от комитета - Климов Виктор Владимирович.     
                                                                                
КЛИМОВ В. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Прежде всего я хотел бы поблагодарить всех коллег - и авторов законопроекта,    
и всех, кто принял такое живое и заинтересованное участие в обсуждении темы     
развития малого предпринимательства: тема очень важная - у малого бизнеса       
действительно много проблем, тем более сегодня, вот в этих экономических        
условиях, когда предпринимательству нужно как-то выживать.                      
                                                                                
Я согласен на самом деле с большей частью того, что сегодня здесь прозвучало:   
с тем, что есть проблемы, связанные и с пересчётом налогов по кадастровой       
стоимости (и мы ещё столкнёмся с этим - в регионах будет масса вопросов, и,     
наверное, что-то придётся и нам, и правительству решать), и со стоимостью       
кредитных ресурсов, с тем, каким образом она формируется внутри                 
инфраструктуры, и с необходимостью мониторинга и зарплат, и деятельности        
соответствующих институтов инфраструктуры, которые созданы, согласен и с        
предложениями о том, что необходимо увеличивать суммы на поддержку малого       
бизнеса, на программы, - это всё, безусловно, правильно, но, к сожалению,       
коллеги, тот законопроект, который мы сегодня обсуждаем, не решит этих          
проблем. Когда мы с вами предлагаем создать федеральный фонд, уже имея          
негативный опыт, и переформатировать программу поддержки, мы тем самым          
сначала себя, а потом и других пытаемся ввести в некое заблуждение. И всё       
было бы ничего, всё было бы безобидно, если бы не одно обстоятельство: каждый   
раз, когда вместо того, чтобы действительно заниматься решением серьёзных       
проблем, связанных с экономикой и с предпринимательством, мы однозначно         
связываем развитие малого бизнеса с программой его поддержки, не учитывая при   
этом всех остальных обстоятельств, а именно тарифов, подключений,               
инфраструктурных аспектов, откровенной недееспособности многих муниципальных    
руководителей и так далее, и так далее, - вот когда мы эту прямую связь здесь   
выстраиваем, мы тем самым делаем очень вредную вещь, потому что каждый раз,     
говоря о том, что у нас малый бизнес не растёт теми темпами, как хотелось бы,   
мы подчёркиваем, что, наверное, действующая программа поддержки не очень        
эффективная. И каждый раз, когда мы, обсуждая бюджет, добиваемся выделения      
каких-то средств - на сегодняшний день 20 миллиардов - на поддержку малого      
бизнеса в рамках программы, мы натыкаемся на такой скепсис: а стоит ли вообще   
выделять деньги - эффективно ли они там тратятся? То есть мы каждый раз         
ставим под угрозу и без того не очень большую поддержку малого бизнеса.         
                                                                                
Вот здесь прозвучало слово "словоблудие"... Мне кажется, нам с вами нужно       
всё-таки готовить взвешенные, продуманные и реально эффективные решения.        
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект не поддерживает.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4344 по 4362 из 5796
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в     
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в           
Российской Федерации" (в части установления дополнительных мер поддержки        
субъектов малого и среднего предпринимательства)".                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              203 чел.45,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    203 чел.                                          
Не голосовало                 247 чел.54,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.