Заседание № 72

18.01.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части снятия ограничений на покупку государственного и муниципального имущества; принят в первом чтении 25 февраля 2011 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2229 по 2301 из 5317
7-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5       
Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального           
имущества". Доклад заместителя председателя Комитета по вопросам                
собственности Владимира Игорьевича Афонского.                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, добрый день! В               
соответствии со статьёй 5 Федерального закона "О приватизации                   
государственного и муниципального имущества" покупателями государственного и    
муниципального имущества не могут быть юридические лица, в уставном капитале    
которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и             
муниципальных образований превышает 25 процентов.                               
                                                                                
Комитет внимательно ознакомился с сутью законопроекта. Согласно этому           
законопроекту предлагается не распространять указанные ограничения на           
кредитные организации, в уставном капитале которых участвует Российская         
Федерация, при приобретении ими недвижимого имущества для осуществления         
основной деятельности. В пояснительной записке к законопроекту необходимость    
его принятия обоснована необходимостью открытия филиалов банков с               
государственным участием в уставном капитале, в частности Сбербанка России, в   
небольших городах и сельских населённых пунктах, в которых из-за неразвитости   
рынка нежилой недвижимости банки могут приобрести помещения, необходимые для    
своей деятельности, только путём участия в приватизации государственного и      
муниципального имущества.                                                       
                                                                                
Принятие закона, на наш взгляд, повлечёт за собой предоставление                
необоснованных преференций в плане участия в приватизации отдельным кредитным   
организациям с госучастием по отношению к другим организациям с преобладающим   
участием государства в уставном капитале. В частности, вне сферы действия       
законопроекта оказываются банковские организации, в уставном капитале которых   
имеется доля Центрального банка России, а также иные организации, оказывающие   
социально значимые услуги, например Почта России, либо имеющие стратегическое   
значение для безопасности государства, - например, вертикально                  
интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе, организации        
магистрального трубопроводного транспорта и так далее. Такой подход нарушает    
один из основных принципов приватизации государственного и муниципального       
имущества - равенства покупателей государственного и муниципального             
имущества.                                                                      
                                                                                
Таким образом, законопроект не имеет комплексного характера и не решает         
проблему устранения в определённой степени устаревшего ограничительного         
условия на участие в приватизации.                                              
                                                                                
В связи с тем что гражданское законодательство Российской Федерации не          
содержит определение "основная деятельность кредитной организации", принятие    
законопроекта может привести к приобретению банком непрофильных активов, в      
частности земельных участков, не с целью строительства филиалов, например, а    
для коммерческого строительства или дальнейшей перепродажи земли.               
                                                                                
На законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской            
Федерации. И хотелось бы отметить, что согласно позиции правительства,          
отражённой также и в проекте государственной программы по управлению            
федеральным имуществом, необходимо ввести жёсткие ограничения на покупку        
непрофильных активов организациями с преобладающим участием государства в       
уставном капитале. К таким организациям, безусловно, относится и Сбербанк       
России.                                                                         
                                                                                
С учётом изложенных концептуальных замечаний Комитет по вопросам                
собственности считает невозможным доработать законопроект ко второму чтению и   
предлагает Государственной Думе его отклонить.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, рассмотрение в этом формате не         
предусматривает какого-либо обсуждения или вопросов. Может выступить            
представитель президента, если есть желание. Нет. Представитель                 
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4548 по 4563 из 5317
Пункт 7, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5         
Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального           
имущества". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу голосовать.   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 214

25.02.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части снятия ограничений на покупку государственного и муниципального имущества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5425 по 5575 из 7837
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального        
закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".            
Докладчик - Резник Владислав Матусович.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Владислав Матусович. Вы уже вышли на трибуну, я смотрю.             
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, одной из серьёзных проблем при           
создании филиалов банков в небольших городах и сельских населённых пунктах      
является проблема приобретения ими помещений, пригодных для осуществления       
банковских операций, в том числе отвечающих требованиям к организации           
кассового узла.                                                                 
                                                                                
На практике имеет место большое количество случаев, когда отказывают в          
возможности приватизации помещений, занимаемых банками, в капитале которых      
участвует либо Банк России, либо государство, поскольку закон, действующий на   
сегодняшний день, этого не позволяет. В силу указанного ограничения эти         
кредитные организации лишаются возможности приобретения этих помещений, что,    
в свою очередь, приводит либо к закрытию структурного подразделения банка,      
либо к приобретению им этого имущества через посредников с соответствующим      
дополнительным увеличением стоимости приобретения, возникновением               
дополнительных расходов. Ну зачем заставлять их, так скажем, чесать левое ухо   
правой рукой? Давайте сделаем прямо: пропишем эту возможность в законе -        
позволим, дадим возможность банкам с государственным участием, которые          
исполняют серьёзные социальные функции и единственные находятся в этих          
населённых пунктах, приватизировать те помещения, которые они занимают. Вот в   
этом заключается концепция данного законопроекта.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Семёнович Плескачевский выступит с содокладом.     
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по              
собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я буду краток. Комитет по         
собственности поддерживает концепцию законопроекта. Полагаю, что основной       
идеей при введении ограничения прав компаний с госучастием была, так сказать,   
необходимость сделать так, чтобы они не мешали приватизации в целом. С другой   
стороны, сегодня такие институты, как, например, Сбербанк осуществляют массу    
социальных функций, в том числе дублируя систему гарантирования вкладов,        
поэтому можно было бы им разрешить такую приватизацию осуществлять, поскольку   
она помогает этой деятельности, а не мешает ей. Однако мы за то, чтобы          
всё-таки определение такого типа предприятия было уточнено, потому что это      
касается не только Сбербанка, но и, например, может быть, "Почты России".       
Поэтому в целом поддерживаем, но предлагаем поработать над формулировками.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за чёткий и лаконичный доклад.                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть вопросы: три руки от КПРФ - Решульский, Плетнёва,      
Романов. Кто будет задавать вопрос?                                             
                                                                                
Решульский, пожалуйста, вопрос ваш.                                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Владиславу Матусовичу как автору этого         
законопроекта. Вы уже просчитывали, прекратится ли в связи с принятием этого    
закона сокращение именно кассовых служб Сбербанка в тех населённых пунктах,     
где они ещё остались, и сможем ли мы теперь восстановить их там, где они были   
закрыты?                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Резнику.                                
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Сергей Николаевич, я разговаривал с               
руководством банка и могу сказать следующее: приостановится по крайней мере     
вымывание банковских отделений из отдельных населённых пунктов. Что касается    
восстановления, ну, ничего сказать не могу - на эту тему не говорил.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плескачевский.                                
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Можно я тоже отвечу, поскольку это очень важный вопрос,     
социально важный вопрос? Сергей Николаевич, я выскажу предположение, что        
восстановятся, потому что сегодня, если кто-то обратил на это внимание,         
Сбербанк превращает отделение фактически в удалённый терминал. Это означает,    
что резко удешевляется сама процедура создания такого филиала где бы то ни      
было.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста, ваш вопрос.                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня, наверное, к автору, ну и к комитету тоже два           
маленьких вопроса.                                                              
                                                                                
Не секрет, что сегодня и Сбербанк, и, собственно говоря, все крупные банки      
пооткрывали себе подобные структурные подразделения а-ля риелторская            
компания, которые работают с подобными активами. Вот в связи с тем, что у нас   
намечается достаточно широкомасштабная приватизация государственного            
имущества, не видите ли вы опасность в том, что они смогут использовать         
данный механизм с целью получения дополнительных доходов, проводя это через     
свои структуры, которые занимаются другими услугами, небанковскими? Это         
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
И второй вопрос. Не будет ли нарушением концепции законопроекта, если,          
например, мы в него во втором чтении добавим поправочку в части ограничения     
на участие в приватизации государственного имущества оффшорных компаний без     
раскрытия бенефициаров?                                                         
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Во-первых, исходя из текста законопроекта вообще не         
предполагается участие каких-либо компаний без госучастия, тем более            
оффшорных, даже как претендентов.                                               
                                                                                
Что касается того, что вы сказали про Сбербанк, о его сегодняшних риелторских   
потребностях, то они возникли исключительно потому, что он, так сказать,        
завис в результате кризиса на огромном количестве имущества, которое было       
залоговым по своей природе, и так далее.                                        
                                                                                
Поэтому я согласен с идеей оговорить этот момент, допустим, использовать это    
право только в случаях организации операционной деятельности. Давайте поможем   
сформулировать поправку, я готов согласиться с этим.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня два вопроса. Вопрос первый. Это закон, так скажем, персональный,         
касающийся только одного банка - Сбербанка?                                     
                                                                                
И второй вопрос. Всё-таки приобретение имущества - это деньги. В сегодняшних    
условиях, когда у нас весь бизнес испытывает нехватку в кредитовании, мы        
Сбербанк, самый крупный наш банк, который, казалось бы, надо стимулировать,     
так сказать, в сторону кредитования развития бизнеса, наоборот, поощряем, в     
том числе и этим законом, тратить деньги просто на увеличение, как говорится,   
своих пассивных активов.                                                        
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Отвечу на первый вопрос. Конечно, по смыслу как бы здесь,   
в законопроекте, речь шла о банковской деятельности, но мы поговорили и с       
авторами, и с инициаторами этого процесса, и они согласились с тем, что это     
не может ограничиться только банковской сферой. Мы рассматривали, например,     
ВТБ-24 - он тоже достаточно распределённый по территории банк, маленькая        
проблема: он не банк с госучастием, вообще нет необходимости на него            
распространять эту норму, снимать это ограничение. Поэтому ещё раз говорю:      
давайте вместе посмотрим те компании с госучастием, у которых есть социальные   
функции, попытаемся их описать, и тогда это будет касаться не только банков,    
а в том числе и других.                                                         
                                                                                
По поводу денег и приватизации. Ну, это вопрос политики. Я считаю, что          
сегодня то, что происходит, допустим, в Сбербанке в этой части, связано         
прежде всего с тем, что установившиеся арендные отношения и запрет на           
приватизацию позволяют муниципалитетам монопольно устанавливать произвольную    
ставку арендной платы за эти помещения, что иногда выглядит вполне кабальной    
сделкой. Поэтому снятие таких проблем и является целью этого закона. Не         
думаю, что приобретение небольших, размером с трёхкомнатную квартиру как        
правило, отделений в регионах потребует отвлечения существенных капиталов       
банка.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, вопросы все заданы.                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Виктор Семёнович.                                   
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении по обсуждаемой теме? Нет. А, есть, Зубов.   
Тогда, Валерий Михайлович, ждите завершения "часа голосования".                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6260 по 6277 из 7837
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5           
Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального           
имущества".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против           35 чел.7,8 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.