Заседание № 72
О проекте федерального закона № 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части снятия ограничений на покупку государственного и муниципального имущества; принят в первом чтении 25 февраля 2011 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Доклад заместителя председателя Комитета по вопросам собственности Владимира Игорьевича Афонского. Пожалуйста. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, добрый день! В соответствии со статьёй 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов. Комитет внимательно ознакомился с сутью законопроекта. Согласно этому законопроекту предлагается не распространять указанные ограничения на кредитные организации, в уставном капитале которых участвует Российская Федерация, при приобретении ими недвижимого имущества для осуществления основной деятельности. В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обоснована необходимостью открытия филиалов банков с государственным участием в уставном капитале, в частности Сбербанка России, в небольших городах и сельских населённых пунктах, в которых из-за неразвитости рынка нежилой недвижимости банки могут приобрести помещения, необходимые для своей деятельности, только путём участия в приватизации государственного и муниципального имущества. Принятие закона, на наш взгляд, повлечёт за собой предоставление необоснованных преференций в плане участия в приватизации отдельным кредитным организациям с госучастием по отношению к другим организациям с преобладающим участием государства в уставном капитале. В частности, вне сферы действия законопроекта оказываются банковские организации, в уставном капитале которых имеется доля Центрального банка России, а также иные организации, оказывающие социально значимые услуги, например Почта России, либо имеющие стратегическое значение для безопасности государства, - например, вертикально интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе, организации магистрального трубопроводного транспорта и так далее. Такой подход нарушает один из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества - равенства покупателей государственного и муниципального имущества. Таким образом, законопроект не имеет комплексного характера и не решает проблему устранения в определённой степени устаревшего ограничительного условия на участие в приватизации. В связи с тем что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определение "основная деятельность кредитной организации", принятие законопроекта может привести к приобретению банком непрофильных активов, в частности земельных участков, не с целью строительства филиалов, например, а для коммерческого строительства или дальнейшей перепродажи земли. На законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. И хотелось бы отметить, что согласно позиции правительства, отражённой также и в проекте государственной программы по управлению федеральным имуществом, необходимо ввести жёсткие ограничения на покупку непрофильных активов организациями с преобладающим участием государства в уставном капитале. К таким организациям, безусловно, относится и Сбербанк России. С учётом изложенных концептуальных замечаний Комитет по вопросам собственности считает невозможным доработать законопроект ко второму чтению и предлагает Государственной Думе его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, рассмотрение в этом формате не предусматривает какого-либо обсуждения или вопросов. Может выступить представитель президента, если есть желание. Нет. Представитель правительства? Нет. Законопроект выносится на "час голосования".
Пункт 7, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 04 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 214
О проекте федерального закона № 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части снятия ограничений на покупку государственного и муниципального имущества).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Докладчик - Резник Владислав Матусович. Пожалуйста, Владислав Матусович. Вы уже вышли на трибуну, я смотрю. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, одной из серьёзных проблем при создании филиалов банков в небольших городах и сельских населённых пунктах является проблема приобретения ими помещений, пригодных для осуществления банковских операций, в том числе отвечающих требованиям к организации кассового узла. На практике имеет место большое количество случаев, когда отказывают в возможности приватизации помещений, занимаемых банками, в капитале которых участвует либо Банк России, либо государство, поскольку закон, действующий на сегодняшний день, этого не позволяет. В силу указанного ограничения эти кредитные организации лишаются возможности приобретения этих помещений, что, в свою очередь, приводит либо к закрытию структурного подразделения банка, либо к приобретению им этого имущества через посредников с соответствующим дополнительным увеличением стоимости приобретения, возникновением дополнительных расходов. Ну зачем заставлять их, так скажем, чесать левое ухо правой рукой? Давайте сделаем прямо: пропишем эту возможность в законе - позволим, дадим возможность банкам с государственным участием, которые исполняют серьёзные социальные функции и единственные находятся в этих населённых пунктах, приватизировать те помещения, которые они занимают. Вот в этом заключается концепция данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Семёнович Плескачевский выступит с содокладом. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я буду краток. Комитет по собственности поддерживает концепцию законопроекта. Полагаю, что основной идеей при введении ограничения прав компаний с госучастием была, так сказать, необходимость сделать так, чтобы они не мешали приватизации в целом. С другой стороны, сегодня такие институты, как, например, Сбербанк осуществляют массу социальных функций, в том числе дублируя систему гарантирования вкладов, поэтому можно было бы им разрешить такую приватизацию осуществлять, поскольку она помогает этой деятельности, а не мешает ей. Однако мы за то, чтобы всё-таки определение такого типа предприятия было уточнено, потому что это касается не только Сбербанка, но и, например, может быть, "Почты России". Поэтому в целом поддерживаем, но предлагаем поработать над формулировками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за чёткий и лаконичный доклад. Уважаемые депутаты, есть вопросы: три руки от КПРФ - Решульский, Плетнёва, Романов. Кто будет задавать вопрос? Решульский, пожалуйста, вопрос ваш. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Владиславу Матусовичу как автору этого законопроекта. Вы уже просчитывали, прекратится ли в связи с принятием этого закона сокращение именно кассовых служб Сбербанка в тех населённых пунктах, где они ещё остались, и сможем ли мы теперь восстановить их там, где они были закрыты? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Резнику. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Сергей Николаевич, я разговаривал с руководством банка и могу сказать следующее: приостановится по крайней мере вымывание банковских отделений из отдельных населённых пунктов. Что касается восстановления, ну, ничего сказать не могу - на эту тему не говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плескачевский. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Можно я тоже отвечу, поскольку это очень важный вопрос, социально важный вопрос? Сергей Николаевич, я выскажу предположение, что восстановятся, потому что сегодня, если кто-то обратил на это внимание, Сбербанк превращает отделение фактически в удалённый терминал. Это означает, что резко удешевляется сама процедура создания такого филиала где бы то ни было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. У меня, наверное, к автору, ну и к комитету тоже два маленьких вопроса. Не секрет, что сегодня и Сбербанк, и, собственно говоря, все крупные банки пооткрывали себе подобные структурные подразделения а-ля риелторская компания, которые работают с подобными активами. Вот в связи с тем, что у нас намечается достаточно широкомасштабная приватизация государственного имущества, не видите ли вы опасность в том, что они смогут использовать данный механизм с целью получения дополнительных доходов, проводя это через свои структуры, которые занимаются другими услугами, небанковскими? Это первый вопрос. И второй вопрос. Не будет ли нарушением концепции законопроекта, если, например, мы в него во втором чтении добавим поправочку в части ограничения на участие в приватизации государственного имущества оффшорных компаний без раскрытия бенефициаров? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Во-первых, исходя из текста законопроекта вообще не предполагается участие каких-либо компаний без госучастия, тем более оффшорных, даже как претендентов. Что касается того, что вы сказали про Сбербанк, о его сегодняшних риелторских потребностях, то они возникли исключительно потому, что он, так сказать, завис в результате кризиса на огромном количестве имущества, которое было залоговым по своей природе, и так далее. Поэтому я согласен с идеей оговорить этот момент, допустим, использовать это право только в случаях организации операционной деятельности. Давайте поможем сформулировать поправку, я готов согласиться с этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня два вопроса. Вопрос первый. Это закон, так скажем, персональный, касающийся только одного банка - Сбербанка? И второй вопрос. Всё-таки приобретение имущества - это деньги. В сегодняшних условиях, когда у нас весь бизнес испытывает нехватку в кредитовании, мы Сбербанк, самый крупный наш банк, который, казалось бы, надо стимулировать, так сказать, в сторону кредитования развития бизнеса, наоборот, поощряем, в том числе и этим законом, тратить деньги просто на увеличение, как говорится, своих пассивных активов. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Отвечу на первый вопрос. Конечно, по смыслу как бы здесь, в законопроекте, речь шла о банковской деятельности, но мы поговорили и с авторами, и с инициаторами этого процесса, и они согласились с тем, что это не может ограничиться только банковской сферой. Мы рассматривали, например, ВТБ-24 - он тоже достаточно распределённый по территории банк, маленькая проблема: он не банк с госучастием, вообще нет необходимости на него распространять эту норму, снимать это ограничение. Поэтому ещё раз говорю: давайте вместе посмотрим те компании с госучастием, у которых есть социальные функции, попытаемся их описать, и тогда это будет касаться не только банков, а в том числе и других. По поводу денег и приватизации. Ну, это вопрос политики. Я считаю, что сегодня то, что происходит, допустим, в Сбербанке в этой части, связано прежде всего с тем, что установившиеся арендные отношения и запрет на приватизацию позволяют муниципалитетам монопольно устанавливать произвольную ставку арендной платы за эти помещения, что иногда выглядит вполне кабальной сделкой. Поэтому снятие таких проблем и является целью этого закона. Не думаю, что приобретение небольших, размером с трёхкомнатную квартиру как правило, отделений в регионах потребует отвлечения существенных капиталов банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, вопросы все заданы. Присаживайтесь, пожалуйста, Виктор Семёнович. Настаивает ли кто-то на выступлении по обсуждаемой теме? Нет. А, есть, Зубов. Тогда, Валерий Михайлович, ждите завершения "часа голосования".
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 42 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 35 чел.7,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принято.