Заседание № 17

23.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 492506-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об исключении нормы об ответственности за невыполнение должностным лицом кредитной организации обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2570 по 2603 из 6504
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс        
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков.                                                      
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
представлен подготовленный к рассмотрению в третьем чтении проект               
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях", которым признаётся утратившей силу статья    
15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,          
которой установлена ответственность за невыполнение должностным лицом           
учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их   
объединениями правил ведения кассовых операций. Во втором чтении законопроект   
был рассмотрен и принят Государственной Думой 16 марта 2012 года.               
Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Материалы             
своевременно размещены в Автоматизированной системе обеспечения                 
законодательной деятельности. Правовым управлением проведены правовая и         
лингвистическая экспертизы, замечаний нет. Просим проголосовать за принятие     
законопроекта в целом.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам? Будут. Запишитесь, пожалуйста.                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления по мотивам.                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5378 по 5465 из 6504
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рассматривается вопрос 9 повестки дня, о проекте          
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях". У нас есть записавшиеся на выступления по    
мотивам.                                                                        
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, мы снимаем излишние административные       
барьеры. Ну, все знают, что такое невыполнение должностным лицом кредитной      
организации обязанностей по контролю за выполнением организациями, их           
объединениями правил ведения кассовых операций, это так называемые кассовые     
планы. Мы принимали до этого целый ряд законопроектов, которые упрощают эту     
систему. Я думаю, что этот законопроект направлен на то, чтобы нами же          
принятые нормы привести в соответствие с Кодексом об административных           
правонарушениях, потому что многие нормы мы уже отменили, а вот из-за того,     
что у нас осталась административная ответственность, я думаю, настоящий         
законопроект надо поддержать, и нашим предприятиям, особенно малым              
предприятиям, будет легче жить.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, призываю поддержать настоящий законопроект.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.                            
                                                                                
Вяткин Дмитрий Фёдорович.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я буквально в двух словах           
дополню, присоединюсь к Максиму Станиславовичу.                                 
                                                                                
Общее правило применения административной ответственности таково: должны        
существовать правила, за нарушение которых должна применяться                   
ответственность. В данном случае правила отменены, следовательно, мы должны     
отменить и норму об административной ответственности: так как нет правил, нет   
и ответственности, поэтому прошу коллег поддержать данный законопроект.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Крутов Андрей Дмитриевич.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Нам предлагается принять в          
третьем чтении законопроект, основанный на нескольких нормативных документах    
Центрального банка. То есть мало того что Центральный банк своими положениями   
и указаниями формирует фактически параллельную законам систему регулирования    
банковского сектора, так нам ещё и предлагается менять законы и кодексы,        
принимаемые Государственной Думой, в угоду чиновникам Центрального банка.       
                                                                                
Новое положение о ведении кассовых операций, о котором мы уже говорили,         
которое фактически отменяет ответственность банковских служащих, - это          
документ, вызывающий множество вопросов. Во-первых, в результате его принятия   
оказался изъят такой важнейший элемент системы банковского контроля, который    
существовал двадцать лет, как контроль за кассовой дисциплиной клиентов, в      
результате незаконная обналичка расцветёт пышным цветом. Во-вторых, принятое    
положение осложнит деятельность добросовестных предпринимателей, например,      
индивидуальные предприниматели, те же самые таксисты, которые раньше могли      
работать без открытия расчётного счёта, теперь вынуждены сдавать выручку в      
банк и хранить деньги на банковских счетах, ни к чему, кроме удорожания их      
услуг, подобного рода мероприятие не приведёт.                                  
                                                                                
Я хотел бы подчеркнуть, что вышеупомянутое положение не соответствует ни        
интересам государства, ни интересам добросовестных предпринимателей. Это        
фактически пролоббированное банками решение, которое освобождает их от          
ответственности и загоняет в банки дополнительную категорию клиентов. Его       
наверняка придётся редактировать, я надеюсь, и в части возврата банковского     
контроля. В этой связи поспешная отмена статьи 15.2 Кодекса об                  
административных правонарушениях представляется преждевременной.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Дмитриевич.                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 9.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в третьем чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 14

16.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 492506-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об исключении нормы об ответственности за невыполнение должностным лицом кредитной организации обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций; принят в первом чтении 7 февраля 2012 года с наименованием "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2093 по 2161 из 5871
Переходим к пункту 8 порядка работы. О проекте федерального закона "О           
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях". Доклад первого заместителя председателя Комитета по           
конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава    
Ивановича Лысакова.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Вячеслав Иванович.                                                  
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
представлен подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект               
федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об      
административных правонарушениях". Предлагается признать утратившей силу        
статью 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,   
которой установлена ответственность за невыполнение должностным лицом           
учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их   
объединениями правил ведения кассовых операций.                                 
                                                                                
Обязанность банков осуществлять контроль за соблюдением их клиентами порядка    
ведения кассовых операций была установлена принятыми в соответствии со          
статьёй 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации        
(Банке России)" нормативными актами Банка России. Это Порядок ведения           
кассовых операций в Российской Федерации, утверждённый решением Совета          
директоров Банка России от 22 сентября 1993 года № 40, и Положение Банка        
России от 5 января 1998 года № 14-П "О правилах организации наличного           
денежного обращения на территории Российской Федерации". В настоящее время в    
связи с принятием Положения Банка России от 12 октября 2011 года № 373-П "О     
порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на        
территории Российской Федерации" указанные нормативные акты Банка России,       
устанавливающие обязанность банков осуществлять указанный вид контроля и,       
соответственно, являющиеся правовым основанием для ответственности за           
неисполнение этой обязанности, установленной статьёй 15.2 Кодекса Российской    
Федерации об административных правонарушениях, признаны утратившими силу.       
                                                                                
При доработке законопроекта ко второму чтению были приняты поправки об          
исключении ссылки на статью 15.2 в статье 23.5 кодекса, устанавливающей         
полномочия налоговых органов по составлению протоколов и рассмотрению дел по    
статье 15.2, в связи с чем было изменено наименование законопроекта. Также      
была принята техническая поправка о признании утратившим силу пункта 293        
статьи 1 Федерального закона от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ "О внесении          
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в   
части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за           
административные правонарушения". Всего по законопроекту поступило восемь       
поправок, все они, как уже было сказано, носят технический характер, приняты    
и помещены в таблицу, которую предлагаем рассмотреть. Предлагаем принять        
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, по таблице поправок есть ли вопросы? Нет вопросов. Кто за    
то, чтобы принять таблицу поправок? Прошу голосовать.                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.52,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    235 чел.                                          
Не голосовало                 215 чел.47,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Таблицы отклонённых поправок нет.                                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4738 по 4754 из 5871
Также во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении        
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              243 чел.54,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    243 чел.                                          
Не голосовало                 207 чел.46,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.                                                            
                                                                                

Заседание № 6

07.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 492506-5 "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3431 по 3959 из 6411
Пункт 21 повестки, о проекте федерального закона "О признании утратившей силу   
статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Докладывает депутат Резник.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Владислав Матусович.                                                
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, законопроектом предлагается исключить                 
административную ответственность за невыполнение должностным лицом кредитной    
организации обязанностей по контролю за выполнением организациями или их        
объединениями правил ведения кассовых операций.                                 
                                                                                
Вообще обязанность банков вести соответствующий контроль в соответствии с       
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации..." была          
установлена нормативными актами Банка России. Первый нормативный акт            
назывался "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации",           
утвердил его Совет директоров Банка России 22 сентября 93-го года, а также 5    
января 98-го года было выпущено соответствующее положение Банка России под      
названием "Положение о правилах организации наличного денежного обращения на    
территории Российской Федерации". В соответствии с этим кредитные организации   
вынуждены выполнять функции по проверке полноты оприходования денежной          
наличности, полученной в учреждении банка, по сверке сумм и дат сдачи           
наличных денег в банк, сравнивать их с записями в кассовой книге,               
устанавливать и контролировать, выполняется ли норма предельных сумм расчётов   
наличными деньгами между юридическими лицами. Естественно, все расходы за       
ведение подобной деятельности банки относят на своих клиентов, то есть в        
конечном итоге на потребителей, на нас с вами, на наших граждан.                
                                                                                
12 октября 2011 года Центральный банк выпустил Постановление № 373-П "О         
порядке ведения кассовых операций..." - привожу начало этого названия, оно      
достаточно длинное, - которое вступило в силу с 1 января 2012 года. В           
соответствии с этим постановлением исключено требование к должностным лицам,    
банкам контролировать выполнение организациями и их объединениями правил        
ведения кассовых операций. Так что материальная основа исчезла, и,              
естественно, у нас с вами есть обязанность внести изменения также и в           
административный кодекс и снять соответствующее наказание, поскольку            
наказывать теперь стало не за что.                                              
                                                                                
Так что законопроект очень прост, другое дело, что подготовка к нему была       
весьма сложной и длинной. Мы просим поддержать его в первом чтении.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад, Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.                               
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, в   
соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об     
административных правонарушениях административная ответственность               
устанавливается за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными        
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Те два     
акта, на которых Владислав Матусович остановился, были признаны утратившими     
силу указанием "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов        
Банка России" от 13 декабря 2011 года № 2750-У. При этом я хотел бы обратить    
внимание на то, что автором законопроекта неоднократно поднимался вопрос о      
необходимости рассмотреть данный законопроект ещё в предыдущем созыве           
Государственной Думы. Комитет вёл достаточно длительную переписку с             
Центральным банком Российской Федерации, поскольку Центральный банк занимал     
такую позицию, настаивал на том, что должна быть исключена административная     
ответственность, а затем уже будут признаны утратившими силу и                  
соответствующие нормативные акты Центрального банка. Однако нам удалось         
отстоять другую позицию, и в настоящее время Центральный банк признал данные    
нормативные акты утратившими силу.                                              
                                                                                
На основании изложенного просим принять законопроект в первом чтении. Ко        
второму чтению потребуются изменения в процессуальные главы кодекса, точнее,    
в главу 23 Кодекса об административных правонарушениях.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Вопросы есть, давайте запишемся.                      
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ян Викторович Зелинский.                                                        
                                                                                
Микрофон включён, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Скажите, пожалуйста, отмена контрольной функции банков за оборотом наличных     
денег и соблюдением кассовой дисциплины на предприятиях не приведёт ли к        
ослаблению контроля за выявлением доходов, полученных преступным путём?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос?                                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Я могу ответить. Что бы я, отвечая на этот вопрос, хотел           
сказать? Уважаемые коллеги, у нас существует множество дублирующих функций в    
части контроля на финансовом рынке, контроля операций с денежными средствами.   
В известной степени при возбуждении уголовных дел, при проведении оперативных   
проверок такого рода функции осуществляют органы полиции, в рамках              
возбуждённых уголовных дел - следственные органы МВД России и Следственный      
комитет. Также существуют специальные контрольные функции у банковской          
системы, и, наконец, очень системно и очень эффективно работает в этой          
области Росфинмониторинг. Таким образом, мы считаем, что с учётом бюджетных     
затрат на поддержание указанных правоохранительных органов и число              
контрольных функций, и число лиц, которые осуществляют контроль, будет          
достаточным.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, я не согласен с вашим           
ответом. Скажите, а как тогда можно объяснить?.. Вот Виктору Алексеевичу        
Зубкову ещё не успел поручить Владимир Владимирович вернуться к мониторингу     
вывезенных финансов, а он уже ровно через две недели сказал о том, что 1        
триллион украден, и вот так руки развёл.                                        
                                                                                
Вот вы докладывали закон о противодействии экстремизму, и я слышал              
обоснование совершенно другое, а сейчас вы предлагаете снять даже               
административную ответственность с банкиров, которые как раз и являются         
главными проводниками вывоза капитала за рубеж, обналичивания денег и           
финансирования бандформирований.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Мне очень нравится смешение вами всего в одном и том же вопросе.   
Я думаю, что при утверждении государственного бюджета, при отчётах              
сотрудников правоохранительных органов, при контроле, наконец, за этой          
работой, следует действительно поднимать все те вопросы, которые вы, Николай    
Васильевич, ставите, их действительно следует поднимать. Соответственно, и мы   
все ставим эти вопросы.                                                         
                                                                                
Что касается выявленного 1 триллиона, на который вы неоднократно ссылаетесь,    
я хотел бы сказать, что Контрольное управление Президента Российской            
Федерации в своё время поставило этот вопрос, оно поставило его обоснованно,    
и затем были приняты соответствующие меры, в том числе уголовно-правового       
реагирования, в связи, допустим, с поставкой медицинской техники. Таким         
образом, ещё раз говорю, вам, как человеку, который занимался непосредственно   
контролем, военпреду, должно быть ясно, что достаточное количество тех лиц,     
которые осуществляют контроль, у нас есть, необходимо просто ввести более,      
может быть, жёсткие формулы отчётности в отношении того, как эти функции        
осуществляются, кем они осуществляются и какая результативность у этого         
контроля. Необходимости дублирования функций банками не существует.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич Абалаков.                                                  
                                                                                
АБАЛАКОВ А. Н. Владимир Николаевич, скажите, пожалуйста, вот документ           
Центробанка, который отменяет контроль кассовой дисциплины... Банки исполняли   
фактически государственную фискальную функцию, фактически следили за кассовой   
дисциплиной. Сейчас эта функция отменяется. В своём письме от 11 августа 2010   
года Ассоциация российских банков действительно просила отменить эту функцию,   
ссылаясь на очень большие затраты, которые несут банки, следя за кассовой       
дисциплиной предпринимателей. У меня такой вопрос. Мы все говорим: банки        
зарабатывают хорошую прибыль. Если теперь у них будет экономия средств, куда    
эти деньги пойдут: предполагается их в доход государства взыскивать,            
предпринимателям отдать, тарифы снизить? Как это будет выглядеть?               
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Спасибо большое за действительно серьёзный и глубокий вопрос,      
который, правда, регулируется двумя, скажем так, нормативными областями.        
Прежде всего это гражданское право, в соответствии с которым коммерческие       
организации имеют право получать прибыль. И второй момент - это                 
налогообложение данной прибыли. Увеличение доходности может получить            
отражение в уменьшении стоимости услуг для клиентов, с одной стороны, а с       
другой стороны, в увеличении объёма прибыли и, соответственно, в увеличении     
налогооблагаемой базы, то есть в повышении эффективности системы - вот эта      
взаимосвязь, она присутствует.                                                  
                                                                                
Я не думаю, что мы должны ставить вопрос столь коварно, чтобы изымать в доход   
государства якобы освободившуюся часть денежных средств, которые в своё время   
тратились на поддержание вот этой некой административной функции, которую на    
самом деле должно исполнять государство.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Давайте тогда запишемся.        
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, по итогам 2011 года чистый отток капитала за    
пределы Российской Федерации составил огромную сумму - более 2,5 триллиона      
рублей. В связи с этим давайте зададимся вопросом: а комфортно ли сейчас        
чувствуют себя наши предприниматели, наши отечественные товаропроизводители,    
легко ли им? Я не говорю про тех олигархов, которые преступным способом         
смогли завладеть частью народной собственности, я говорю про простых            
предпринимателей, которые ежедневно производят продукцию для нас с вами, для    
народного хозяйства.                                                            
                                                                                
Огромное количество административных барьеров, с которыми сталкиваются          
ежедневно наши предприниматели, вымогательство чиновниками взяток и откатов     
под различными предлогами за выделение земельных участков в аренду, в           
собственность, за подключение к сетям энергоснабжения, водоснабжения,           
газоснабжения! Огромное количество способов, как выжать из небольшого бизнеса   
большие деньги! И не поэтому ли сегодня, находясь в стенах высшего органа       
государственной власти, мы с вами, работая депутатами Государственной Думы,     
вынуждены пользоваться планшетами иностранного производства, ездить на          
иностранных автомобилях, наши кабинеты оборудованы иностранной компьютерной     
техникой и даже канцелярские товары, которые у нас на столах, все               
иностранного производства? И не поэтому ли все 13 миллиардов рублей, которые    
будут направлены на приобретение видеотехники, пойдут не отечественным          
производителям видеотехники, которая должна быть установлена на избирательных   
участках на выборах 4 марта, а иностранным производителям в Китай, Сингапур,    
Малайзию, Тайвань и так далее? И даже партия номинального большинства - я       
говорю сейчас про "ЕДИНУЮ РОССИЮ" - заказывает кепки со своей символикой не     
на швейных фабриках Иванова, а на китайских заводах, швейных фабриках в         
китайском городе Гуанчжоу. И тут надо ещё сравнить, что больнее бьёт по         
имиджу страны - походы некоторых депутатов в иностранные посольства или         
целенаправленное пренебрежение интересами отечественных товаропроизводителей.   
                                                                                
Другим фактором, который сдерживает развитие нашего предпринимательства,        
является сложнейшая, запутанная система налогообложения. Кстати, фракция ЛДПР   
вносила на рассмотрение Государственной Думы предложение по упрощению системы   
налогообложения, в частности, это касалось транспортного налога. Мы             
предлагали отменить транспортный налог, заменив его достаточно простым по       
сбору и прозрачным акцизом с реализации в розницу горюче-смазочных              
материалов. И действительно, у нас более семидесяти миллионов автомобилей,      
автолюбители ежегодно получают по два-три письма из налоговой инспекции.        
Налоговая инспекция ведёт базу плательщиков этого налога, переписывается с      
органами ГИБДД, судебными приставами, с таможенными органами, пограничными      
органами, для того чтобы собирать транспортный налог с такого огромного         
количества налогоплательщиков, хотя было бы логично взимать его с нескольких    
сот крупных игроков на розничном рынке нефтепродуктов.                          
                                                                                
Такая же ситуация и по налогу на добавленную стоимость. Сегодня налог на        
добавленную стоимость является тормозом нашей экономики, это один из самых      
коррупциогенных налогов и один из самых сложных в исчислении. Сегодня любое     
предприятие находится на крючке у налогового инспектора, и сумма штрафа по      
налогу на добавленную стоимость будет зависеть только от договорённости         
предпринимателя с налоговым инспектором. Вся страна играет в русскую народную   
забаву "Собери побольше счетов-фактур". Давайте вспомним дело Магнитского -     
яркий пример того, как нечистые на руку чиновники путём мошеннических схем,     
применяя лжеэкспертные операции, возвращают из бюджета миллиарды рублей,        
миллиарды наших с вами рублей.                                                  
                                                                                
Но ещё один фактор, который дестабилизирует ситуацию с инвестиционным           
климатом и развитием предпринимательства в стране, - это непоследовательность   
и нестабильность в принятии решений. Мы с вами то понижаем налоги, то           
повышаем, а потом думаем: а зачем же мы повысили? То 14 процентов, то 26, то    
34, то 30 процентов - и это всё буквально в течение одного года! Должна быть    
чёткая стратегия развития налогообложения, развития предпринимательства в       
стране. Мне приходит на память выступление президента Дмитрия Медведева на      
встрече со студентами в Омске, когда он сказал, что буквально за несколько      
минут смог зарегистрировать предприятие, подать заявку на получение лицензии,   
и это всё - не выходя из офиса, по Интернету, потратив при этом очень           
небольшое количество денег. Но случилось это, к сожалению, не в России, а в     
Сингапуре, где он был с рабочим визитом. И буквально через несколько месяцев    
вводится в действие норма закона "Об обществах с ограниченной                   
ответственностью", которая предусматривает нотариальное заверение документов,   
необходимых для регистрации ООО, что существенно увеличивает стоимость          
регистрации общества с ограниченной ответственностью и приводит к увеличению    
срока регистрации. Вот такие благие намерения, которыми выстлана дорога в       
экономический ад!                                                               
                                                                                
Ну а если возвратиться к рассматриваемому сегодня законопроекту, то надо        
сказать, что этот законопроект в совокупности с уже принятым Центральным        
банком Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой    
Банка России на территории Российской Федерации № 373-П, конечно же, своей      
целью ставит снижение административной нагрузки и на банковский сектор, и на    
сферу коммерческих предприятий, снижает количество проверяющих органов, даёт    
большую экономическую, финансовую свободу нашим предприятиям и отечественным    
товаропроизводителям и, таким образом, благотворно скажется на инвестиционном   
климате внутри Российской Федерации.                                            
                                                                                
Фракция ЛДПР предлагает поддержать указанный законопроект и будет голосовать    
за его принятие в первом чтении.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста.       
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект. Мы считаем,     
что принятие такого закона позволит уменьшить административную нагрузку на      
малый бизнес, так как контроль за выполнением правил ведения кассовых           
операций возложен на многие структуры, а также налоговые инспекции и органы     
МВД проверяют. Банковские организации зачастую этот контроль, конечно,          
проводят формально, и каждый банк порой на своё усмотрение такой контроль       
ведёт, запрашивает у предпринимателей документы и отчёты, которые в принципе    
нигде не предусмотрены. Так что если мы этот закон всё-таки примем и отменим    
этот административный контроль, контроль со стороны банковского сектора, то,    
я думаю, это положительно скажется и на малом бизнесе.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Крутов Андрей Дмитриевич, пожалуйста.                                   
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый              
законопроект, по мнению автора, направлен на снижение цены финансовых услуг и   
повышение конкурентоспособности банковской системы. Цели эти, несомненно,       
благие, и я полностью согласен с автором законопроекта в том, что финансовые    
услуги должны быть доступны, а банки должны быть освобождены от избыточных      
административных функций. Однако данный законопроект ни в коей мере не          
отвечает заявленным целям.                                                      
                                                                                
По моему мнению, единственным последствием принятия данного законопроекта       
будет снятие последних ограничений и препятствий к переходу на незаконный       
оборот наличных средств, проще говоря, к обналичке. Поясню, о чём идёт речь.    
В настоящее время в Российской Федерации сложилась парадоксальная ситуация,     
когда контроль за расходными операциями организаций в наличной форме            
полностью отменён.                                                              
                                                                                
История вопроса такова. В октябре 2011 года Центральный банк определил в        
своём положении № 373-П новый порядок ведения кассовых операций. В декабре      
2011 года Центральный банк своим указанием № 2750-У полностью отменил           
обязанность банков контролировать кассовую дисциплину клиентов. Наконец, в      
январе 2012 года в Министерстве юстиции был зарегистрирован приказ Минфина №    
133н, который определяет регламент исполнения Федеральной налоговой службой     
контроля и надзора за полнотой учёта выручки денежных средств в организациях.   
Получается, что в настоящий момент никто в России не контролирует               
расходование денежных средств в наличной форме, которое осуществляют            
юридические лица. С банков эта обязанность была снята, а на Федеральную         
налоговую службу возложен лишь контроль за выручкой, то есть за входящими       
денежными потоками, но не за исходящими наличными денежными потоками.           
                                                                                
Таким образом, такой важнейший элемент системы банковского контроля,            
существовавший на протяжении почти двадцати лет, как контроль за кассовой       
дисциплиной клиентов, оказался изъят одним-единственным письмом Центрального    
банка, а ведь только банк мог в режиме реального времени обеспечить контроль    
за снятием наличных денег. Федеральная налоговая служба и впредь не сможет      
эффективно контролировать снятие наличных, так как будет получать информацию    
о подозрительных операциях только по окончании отчётного периода, то есть       
через три месяца. С принятием предложенного закона у банков исчезнет            
последняя мотивация для контроля за кассовой дисциплиной клиентов в виде        
административного штрафа, установленного статьёй 15.2. Выходит, что если        
раньше для функционирования фирмы, занимающейся незаконной обналичкой,          
необходим был сговор с сотрудником банка, то после принятия данной поправки и   
этого не потребуется. В результате именно такого рода финансовые услуги будут   
стоить дешевле. Не так давно, и об этом уже упоминалось, вице-премьер Зубков    
говорил, что за последний год из России был вывезен 1 триллион рублей.          
Незаконная обналичка - это финансовая основа коррупции и составной элемент      
различных схем вывода денег за рубеж. Отмена контроля банков за кассовой        
дисциплиной организаций - это ошибочное решение, и практика это покажет.        
Надеюсь, что это решение будет скорректировано в пользу возврата банковского    
контроля. В этой связи поспешная отмена ответственности банковских служащих     
за отсутствие контроля кассовой дисциплины клиентов представляется по меньшей   
мере преждевременной.                                                           
                                                                                
В заключение я хотел бы отметить, что уже упоминавшийся новый порядок ведения   
кассовых операций, установленный Центральным банком два месяца назад, не        
только облегчает жизнь сомнительным фирмам, но и осложняет деятельность         
добросовестных предпринимателей. В частности, согласно этому положению          
индивидуальные предприниматели, которые раньше могли работать без открытия      
расчётного счёта, например таксисты, теперь обязаны сдавать выручку в банк и    
хранить деньги на банковских счетах. В итоге у нас, как всегда, малый бизнес    
страдает, а у лиц, занимающихся незаконной обналичкой, окончательно развязаны   
руки. Я хотел бы подчеркнуть, что, отменяя статью 15.2, мы не защищаем          
интересы добросовестных предприятий, которые в соответствии с законом           
работают с денежной наличностью, а снимаем ответственность с недобросовестных   
банковских служащих, без попустительства которых невозможна реализация          
незаконных финансовых схем. По-моему, нет никаких оснований снимать с них       
такую ответственность, установленную в настоящее время Кодексом об              
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста.                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я решил выйти на трибуну, потому что, на мой взгляд,         
существует некоторая путаница в головах, непонимание того, чему посвящён этот   
законопроект. У нас во фракции разгорелась дискуссия по этому вопросу, и        
мнения разделились, поэтому принято решение голосовать свободно. И вот я тот    
представитель фракции, который будет голосовать за этот законопроект,           
поскольку считаю, что он снимает, отменяет анахронизм, который перекочевал в    
наше российское законодательство из законодательства советского периода.        
                                                                                
В советское время государственные банки, выполняя функцию государства,          
действительно контролировали кассовую дисциплину своих клиентов, и это было     
нормально, потому что банки были государственные. Сейчас в основном в России    
работают частные банки, и они фактически выполняют государственную функцию:     
должны контролировать кассовую дисциплину своих клиентов.                       
                                                                                
Напомню, что сегодня в России около пяти миллионов индивидуальных               
предпринимателей, даже больше - более одного миллиона малых предприятий, ещё    
есть и средние, и большие предприятия. Все они открывают счета не в одном       
банке, а во многих кредитных организациях - значит, получается, что многие      
банки должны контролировать кассовую дисциплину вот этих бедных, так сказать,   
клиентов. Учитывая большое количество клиентов, реально проконтролировать их    
дисциплину практически невозможно. Это первое.                                  
                                                                                
Второе - конфликт интересов. Любой банк заинтересован в том, чтобы заманить,    
привлечь к себе клиентов, иметь их как можно больше, и в то же время на него    
возложена функция контроля этого клиента, в том числе и контроля вот этой       
кассовой дисциплины. Естественно, этот контроль осуществляется спустя рукава,   
формально, потому что реально в этом конфликте интересов банк становится на     
сторону клиента. И поэтому те, кто говорят, что с принятием этого закона        
открываются шлюзы для обналички, не правы, это неверно, это говорит о           
непонимании реальной обстановки в нашем бизнесе.                                
                                                                                
Ну и третье. Если банки несут нагрузку, государственную нагрузку, выполняя      
функцию государственную, то им по крайней мере за это надо платить, потому      
что они несут затраты, и эти затраты как-то надо компенсировать -               
естественно, они их перекладывают на пользователей, на проценты по кредитам,    
выдавая кредиты предприятиям и населению, увеличивая таким образом нагрузку     
на получателей кредитов.                                                        
                                                                                
Ну и самое главное - контроль за отмыванием, контроль за обналичкой и так       
далее должны осуществлять государственные структуры. И это правильно, иначе     
мы должны отдать автоматы банкирам - пусть они, так сказать, охотятся за        
теми, кто нарушает законодательство, отдать им тюрьмы - пусть они ловят и       
сажают в тюрьмы, а милицию распустить, налоговые органы распустить,             
Федеральную службу по финансовому мониторингу распустить - им нечего будет      
делать, поскольку это всё должны будут делать кредитные организации.            
                                                                                
Если говорить об эффективности борьбы, банки ежегодно представляют более семи   
миллионов сообщений о различных операциях, банковских операциях, и в этом       
вале сообщений служба финансового мониторинга, на мой взгляд, тонет, не может   
вычленить сомнительные операции, реально сомнительные операции, где             
происходит отмывание, тот же вывоз капитала незаконный за рубеж. Для            
устранения этого, на мой взгляд, надо отменить в другом законе, в 115-м         
законе, норму, по которой банки должны представлять весь массив информации о    
всех операциях, которые они осуществляют. А надо дать определение, что такое    
сомнительная сделка, дать возможность банкам представлять такую информацию      
только по сомнительным сделкам - тогда борьба будет вестись эффективнее, а      
служба финансового мониторинга будет реагировать более оперативно на те или     
иные сомнительные операции.                                                     
                                                                                
Например, какая-то организация обналичила крупную денежную сумму. Кстати,       
банк не может воспрепятствовать этой операции, если клиент пришёл за своими     
деньгами, никто не может запретить этому клиенту снять деньги, но банк          
сообщает информацию в службу финансового мониторинга: обналичена крупная        
денежная сумма, обратите, пожалуйста, внимание, - а дальше уже начинают         
действовать силовые структуры. Если в этом направлении будем двигаться, тогда   
действительно будет эффективная борьба с отмыванием капиталов, полученных       
преступным путём, с вывозом капитала за рубеж и так далее.                      
                                                                                
Считаю, что надо поддержать этот законопроект, он поможет развитию банковской   
системы, и, на мой взгляд, мы придём к тому, что необходимо изменить и 115-й    
закон.                                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Абалаков Александр Николаевич.                                          
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
АБАЛАКОВ А. Н. Спасибо.                                                         
                                                                                
Если мы вспомним историю введения контроля банками за кассовой дисциплиной,     
то она восходит, если мне не изменяет память, к 1993 году. Тогда доверие к      
банкам было очень низкое, и все были заинтересованы в том, чтобы банки          
контролировали кассовую дисциплину, в первую очередь, конечно, были             
заинтересованы сами банки. Поэтому разговор о том, что банки вынуждены, -       
это, конечно, немножко разговор такой, лукавый.                                 
                                                                                
Вопрос идёт о контроле. Надо вообще контролировать денежные потоки? Конечно,    
надо, но поскольку мы знаем, что в нашей экономике 80 процентов всех доходов    
бюджета дают триста крупнейших предприятий, то главное внимание нужно уделить   
именно им - для повышения доходов бюджета.                                      
                                                                                
В чём опасность этого законопроекта? Опасность в том, что функция контроля      
будет переложена на государство, на налоговую инспекцию. Сегодня налоговый      
инспектор, приходя на проверку, имеет готовый план проверки, то есть у него     
написано, сколько он должен штрафов взять, сколько он должен, значит, налогов   
доначислить. И дальше складывается интересная ситуация: если эта функция        
будет перенесена на налоговую инспекцию, то любое самое незначительное          
нарушение кассовой дисциплины будет караться штрафом, что, несомненно, ещё      
сильнее увеличит нагрузку на тот многострадальный малый бизнес, за который мы   
все очень сильно сражаемся.                                                     
                                                                                
Я считаю, что в дополнение к этому законопроекту просто необходимо проследить   
дальнейшую судьбу, ситуацию с этой функцией контроля, сделать контроль          
по-настоящему эффективным, по-настоящему достоверным, а не грузить              
дополнительные затраты на малый бизнес.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Поневежский Владимир Александрович.                                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, как мне кажется, отмена нормы об административной           
ответственности должностных лиц банков за невыполнение обязанностей по          
контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения       
кассовых операций не создаст правового вакуума в области контроля за оборотом   
наличных денежных средств, как считают многие коллеги, так как достаточно       
контролирующих органов, которые этим занимаются. Вместе с тем данный шаг        
позволит устранить избыточные административные процедуры, будет                 
способствовать снижению затрат кредитных организаций и, как следствие,          
снижению цен на финансовые услуги, повышению конкурентоспособности российской   
банковской системы.                                                             
                                                                                
Поэтому я считаю, что этот законопроект необходимо принять. Поддерживаю.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Список записавшихся на выступления исчерпан. Будет ли полномочный               
представитель президента выступать, Гарри Владимирович? Нет? Полномочный        
представитель правительства? Тоже нет. Докладчик или содокладчик считает        
нужным выступить?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Резник.                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я просил бы обратить внимание тех, кто   
не будет голосовать, не будет поддерживать этот законопроект, только на одно:   
в этом законопроекте вообще не идёт речи о материальной норме, о требовании к   
банкам контролировать кассовую дисциплину своих клиентов. Это уже решено:       
банки не контролируют кассовую дисциплину своих клиентов, их объединений,       
однако в административном кодексе остаётся норма, которая в любом случае не     
будет действовать, и, естественно, её надо исключить - вот этому посвящён       
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5974 по 5991 из 6411
Пункт 21. На голосование ставится проект федерального закона "О признании       
утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных    
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              259 чел.57,6 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    266 чел.                                          
Не голосовало                 184 чел.40,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.