Заседание № 78
15.02.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 492292-4 "Технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки" (принят в первом чтении 27 февраля 2009 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2220 по 2252 из 6927
14-й вопрос - принятый в первом чтении и предлагаемый к отклонению проект федерального закона "Технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки". Игорь Николаевич Игошин, пожалуйста. ИГОШИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ситуация с законопроектом о техническом регулировании, регламенте по безалкогольной продукции достаточно проста. Мы его приняли в 2009 году, он был актуален, все темы, прописанные в нём, актуальны и сейчас, но на сегодняшний день техническое регулирование, согласно обязательствам Российской Федерации, взятым в рамках соглашений, заключённых между Белоруссией, Казахстаном и Россией, относится, скажем так, к надстройке ЕврАзЭС. Положения данного законопроекта, сохраняя свою актуальность, на сегодняшний день отражены в регламенте пищевой продукции, принятом соответствующей комиссией ЕврАзЭС. В этом случае мы должны, следуя нашим обязательствам в рамках трёхстороннего соглашения, прекращать разрабатывать наши регламенты и полностью относить рассмотрение этих вопросов на надстроечный уровень. Просьба в связи с этим отклонить данный законопроект, учитывая, что все вопросы технического регулирования уже решены в рамках комиссии ЕврАзЭС. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Регламент обсуждения таких вопросов предусматривает только доклад и выступления полномочных представителей. Полпреды президента и правительства выступать не будут. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5347 по 5366 из 6927
Следующий блок - законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. Ставлю на голосование проект федерального закона "Технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки". Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 05 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 77
27.02.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 492292-4 "Технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1802 по 2023 из 5014
Переходим к рассмотрению 10-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "Технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки". Доклад депутата Государственной Думы Геннадия Васильевича Кулика. Пожалуйста, Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение представляется технический регламент, касающийся безалкогольных напитков. Скажу сразу: это всё, что имеет в своём составе не более 2 процентов алкоголя. Технический регламент распространяется на всё, что связано с минеральными водами, безалкогольными напитками с добавлением различных красящих, ароматизирующих и других компонентов, квасом. Технический регламент не распространяется на обычную питьевую воду, соки. По этому виду продукции мы уже утвердили технический регламент. Каков рынок и каковы его проблемы? Общий рынок этой продукции оценивается в 4,2 миллиарда рублей. Это довольно большой объём, это примерно столько, сколько наше население тратит на приобретение цельномолочной продукции и других молочных изделий. Мы выпиваем сегодня 2,5 миллиона декалитров минеральной воды и около 3 миллиардов декалитров различных безалкогольных напитков. Рынок очень криминализирован, рынок монополизирован. Что касается безалкогольных напитков, из этого объёма 36 процентов приходится на продукцию фирмы "Кока-Кола", 20 процентов - на продукцию "Пепси", остальные напитки относятся к другим брендам, но часть из них попадает под патронат вот этих крупнейших мировых фирм, которые выпускают безалкогольную продукцию. В чём криминализация? Большое количество подделок на рынке, особенно связанных с минеральными водами, когда, например, делают просто искусственную минеральную воду, то есть в обычную питьевую воду добавляют различные наборы солей. И особенно распространено смешивание различных видов минеральных вод, причём идёт реклама: "лечебная вода". По разным оценкам, до 30 процентов такой продукции вращается на рынке. Это я всё говорю к тому, что, на наш взгляд, крайне необходимо упорядочить требования к этому виду продуктов, тем более что, ещё раз повторяю, - я назвал объёмы воды, которые потребляет наше население, - это не полезно для нашего здоровья. В связи с этим что предусматривает технический регламент? Первое. Мы серьёзно ужесточаем требования к минеральным водам. Минеральная вода - это вода только натуральная, добытая из определённого пласта из-под земли. Должно быть, соответственно, точно обозначено место производства этого продукта и минеральный состав воды. В связи с этим предлагается в регламенте увеличить число показателей, характеризующих минеральную воду: с трёх-четырёх, которые указывали до сих пор, выйти на мировые требования - до двенадцати показателей, которые должны определять качество минеральной воды. Если производитель добавляет в рекламе слово "лечебная", то по техническому регламенту он обязан будет определить и на этикетке сообщить, от каких болезней можно применять данный напиток. Мы особое внимание при разработке обратили на нашу отечественную продукцию и специальным разделом предусмотрели технические требования к квасу, производство которого быстро наращивается. Причём могу сказать, что здесь решён и вопрос его упаковки, которая позволяет на большие расстояния транспортировать этот напиток. Доля кваса на рынке продукции становится всё больше и больше. Здесь главный наш производитель, он задаёт тон, - это очаковский комбинат, который пошёл на то, что приостановил рост производства пива, но увеличивает очень резко производство кваса. И мы считаем, что это вполне оправданно. Технический регламент устанавливает определённые требования по организации производства и разлива этих продуктов. Особенно жёсткие требования устанавливаются для минеральной воды, ещё раз повторяю, поскольку в соответствии с регламентом этот продукт должен быть действительно натуральным. Что касается остальных показателей, остальных разделов технических требований, связанных с упаковкой, транспортировкой, хранением, то, так как этого требует сама методика разработки технических регламентов, всё это в предложенном вам документе имеется. Все необходимые заключения для рассмотрения этого технического регламента в первом чтении имеются. Я просил бы коллег поддержать, принять данный технический регламент в первом чтении и вместе дорабатывать его, если у депутатов появятся дополнительные предложения по этому законопроекту. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Содоклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Ростиславовича Мединского. Пожалуйста, Владимир Ростиславович. МЕДИНСКИЙ В. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Я коротко скажу, чтобы не повторяться. С точки зрения экономической политики хотел бы отметить несколько моментов. Во-первых, данный техрегламент является продуктом сложного согласования интересов всех российских участников рынка безалкогольной продукции. Это действительно был очень сложный процесс, и мы получили позитивный результат. Во-вторых, как вы понимаете, главная экономическая проблема сейчас, как сказал Геннадий Васильевич, - это проблема фальсификации данного рода продукции. По некоторым данным, фальсифицирована сейчас каждая третья бутылка, находящаяся в розничной продаже, то есть ессентуки не ессентуки, нарзан не нарзан. Мы уже забыли, что данная продукция регулируется старым ГОСТом, двадцатилетней давности, уже устаревшим, ГОСТ этот называется "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые". Вот это понятие "питьевые лечебные и лечебно-столовые" действительно забыто, поскольку уже лет десять врачи не прописывают наши минеральные воды в качестве питьевых и лечебных - просто боятся, что станет хуже. И задача данного техрегламента - убрать с рынка фальсификат, чтобы действительно можно было нашей минеральной водой лечиться, ведь она для этого и предназначена. Поэтому техрегламент, например, запрещает называть минеральной водой так называемые купажи, когда минеральную воду из разных источников смешивают и называют, например, нарзаном, хотя на самом деле изначально источники нарзана, будем говорить, не используют в этом процессе, тем более если эта вода сделана искусственно, когда просто добавляются минеральные соли, разбавляются обычной водопроводной водой, и это тоже называется сейчас минеральной водой. Название должно чётко соответствовать географическому месту добычи этой минеральной воды, либо оно должно иметь какое-то другое, фантазийное название. Следующий важный момент. Наши отечественные минеральные воды во многом уникальны, и это, в частности, отмечается в специальном подробном обращении, которое направлено к нам Государственной Думой Ставропольского края. Этот техрегламент, в отличие от некоторых уже принятых нами, не полностью гармонизируется с европейским законодательством именно в интересах отечественных производителей, поскольку оригинальные российские воды несколько иные по своему химическому составу, отличаются в лучшую сторону по сравнению с водами европейскими, такими как "Эвиан", "Перье". Наши воды лучше, полезнее, и мы должны создать все необходимые экономические условия, для того чтобы добросовестные производители эти воды качественно делали и вытесняли постепенно иностранные минеральные воды с рынка, а фальсификат ушёл. Конечно, при подготовке ко второму чтению предстоит большая работа по учёту разного рода поправок, но тем не менее Комитет по экономической политике и предпринимательству с учётом всего изложенного просит вас данный технический регламент поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ростиславович. Есть ли у депутатов вопросы? Так, вижу двоих пока: Локоть и Грешневиков. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. Включите микрофон. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Геннадий Васильевич, есть ли в данном регламенте требования к упаковке? Вернее, не к упаковке, а к таре, наверное, так точнее будет. Поскольку минеральная вода - это субстанция активная, то, когда в качестве тары использовали бутылки из стекла, проблем не было, так как стекло устойчиво к воздействию разной среды. А вот сегодня не всегда качественные пластмассы и другие искусственные материалы, и это сказывается, безусловно, на качестве воды. Или же это тема другого регламента? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон депутату Кулику включите, пожалуйста. КУЛИК Г. В. Вы задали очень правильный вопрос. Обязательно для таких видов напитков определяются тара, упаковка, требования к таре и упаковке, в том числе и прежде всего к минеральным водам. И это как раз тоже одно из условий, для того чтобы навести порядок на рынке этой продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич. Микрофон включите. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Вопрос тоже к Кулику. Геннадий Васильевич, вот на нашем отечественном рынке столовых и минеральных вод всё больше появляется иностранных вод, причём минеральная вода из Франции, например, или из других стран стоит гораздо дешевле, чем наша. Беспокоит и то, что в госучреждениях, ну, исключая Государственную Думу, тоже в основном берут почему-то воду не отечественного производителя, а зарубежного. Вот технический регламент каким-то образом повлияет на то, чтобы на рынке больше было продукции отечественного производства? И второй вопрос связан с качеством. Сегодня ведь, наверное, столько не производится боржоми, ессентуков, нарзана, сколько продаётся на рынке, потому что очень много фальшивой продукции. Технический регламент может каким-то образом на это повлиять и кто, какой орган будет следить за качеством? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кулику, включите, пожалуйста, микрофон. КУЛИК Г. В. Ну, орган у нас один - это орган, который возглавляет Онищенко. Я скажу, что он активно работает с этим продуктом, понимая его значимость. В одном я не могу с вами согласиться - в отношении того, что велика доля импортной продукции. Она как раз незначительная, и не в этом дело. Те, кому нужна для лечения минеральная вода какого-то другого состава, пожалуйста, пусть её используют. Тут мы, наоборот, должны предложить как можно шире ассортимент нашему потребителю. Но вы правы в одном: нам надо навести порядок с качеством той минеральной воды, которая имеется сегодня в продаже. Мы в этом все единодушны, и нет другого документа, кроме технического регламента, который может дать правоохранительным органам и контрольным органам возможность способствовать подтягиванию дисциплины и повышению качества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства? Нет. Докладчик, содокладчик? Нет. Тогда переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять рассматриваемый законопроект в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 42 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении. Спасибо.