Заседание № 212

27.01.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 492076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2838 по 3172 из 5077
Вопросы 19 и 20 мы договорились заслушать с одним содокладом. Вопрос 19, о      
проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 179-4           
Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривается по сокращённой        
процедуре. И 20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений   
в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". С             
содокладом выступает заместитель председателя Комитета Государственной Думы     
по бюджету и налогам Максимова Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Николай Владимирович, уважаемые коллеги! Два          
законодательных (представительных) органа - Законодательное собрание            
Ленинградской области и Законодательное Собрание Оренбургской области -         
внесли законопроекты на одну и ту же тему, касающуюся установления платы в      
счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования    
регионального или межмуниципального и местного значения транспортными           
средствами, а также права устанавливать размер платы и порядок её взимания      
высшим органом исполнительной власти соответствующих субъектов Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Я действительно хочу об этих законопроектах сказать просто, что называется,     
на языке родных осин. Мы с вами в 2011 году, в апреле, приняли закон № 68-ФЗ,   
которым вносятся изменения в Бюджетный кодекс и устанавливается плата за        
причинение вреда автомобильным дорогам федерального значения, срок его          
введения - с 1 января 2012 года, но этот закон не начал действовать. Мы         
обратили внимание правительства на то, что нужно выпустить постановление и      
установить порядок, механизм и так далее, и в 2013 году правительство           
выпустило такое постановление - от 14 июня 2013 года № 504, - в котором этот    
порядок был установлен. Я вам коротко скажу, в чём он заключался. В             
соответствии с этим постановлением взимание платы осуществляется при условии    
заключения оператором с владельцем транспортного средства договора об           
оказании услуг по расчёту платы и обеспечению перечисления её в федеральный     
бюджет. На основании чего? На основании сведений о транспортном средстве:       
оператор должен предоставлять владельцу транспортного средства на               
безвозмездной основе бортовое устройство на период проезда, которое позволяет   
при помощи технологий спутниковой навигации "ГЛОНАСС" определять маршрут        
движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования.    
Можете себе представить, какой это дорогостоящий механизм даже для              
федерального бюджета!                                                           
                                                                                
Введено понятие системы взимания платы, которая будет представлять собой        
совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих     
для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в                 
автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по               
автомобильным дорогам, в данном случае федерального значения. Предполагается,   
что такие же условия нужно выполнить и для тех автомобилей, которые буду        
ездить по региональным и местным дорогам. Так вот, совершенно не готовы эти     
нормы, и срок введения их в действие неоднократно переносился именно потому,    
что такая система сбора информации и взимания платы до сих пор не работает, -   
мы с вами переносили срок вступления в силу закона в отношении федеральных      
дорог на 1 января 2013 года, потом на 1 ноября 2014 года, теперь на 15 ноября   
2015 года.                                                                      
                                                                                
Наш комитет, правительство и Счётная палата - все мы считаем, что, пока этот    
механизм не будет отработан на федеральном уровне, в отношении дорог            
федерального значения, вводить его для региональных дорог и дорог местного      
значения преждевременно. (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Всё, я закончила, спасибо.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом выносим   
19-й вопрос на "час голосования".                                               
                                                                                
Продолжаем обсуждение, 20-й вопрос. Докладывает представитель                   
Законодательного собрания Ленинградской области депутат Государственной Думы    
Сергей Валериевич Петров.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕТРОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект,    
внесённый Законодательным собранием Ленинградской области.                      
                                                                                
Суть законопроекта состоит в следующем. При движении автотранспортных средств   
массой более 12 тонн вводится дополнительный сбор для восстановления дорог,     
которые повреждаются данными транспортными средствами, и в соответствии с       
принятым федеральным законом взимается при движении данных транспортных         
средств по федеральным дорогам. Вместе с тем у нас кроме федеральных дорог      
есть ещё и дороги регионального, муниципального и местного значения, и я хочу   
привести следующие цифры: если взять для примера Ленинградскую область, один    
из самых благополучных районов, где профицит бюджета по 2014 году более 10      
миллиардов рублей, то увидим, что протяжённость федеральных трасс составляет    
1 тысячу 300 километров, финансирование - 25,2 миллиарда рублей на 1 тысячу     
300 километров; протяжённость дорог регионального значения, - 9 тысяч 600       
километров, финансирование - 8 с лишним миллиардов рублей; протяжённость        
дорог муниципального и местного значения - 12 тысяч 400 километров,             
финансирование - 2,2 миллиарда рублей. Таким образом, на 1 километр дорог       
федерального значения у нас получается порядка 22 тысяч рублей, на 1 километр   
дорог регионального значения получается примерно 760 рублей, а на 1 километр    
дорог муниципального и местного значения получается примерно 170 рублей.        
Поэтому Законодательное собрание Ленинградской области предложило ввести сбор   
для транспортных средств свыше 12 тонн при следовании их по дорогам             
регионального, муниципального и местного значения и вносить данный сбор,        
соответственно, в местные бюджеты.                                              
                                                                                
Реализация данного закона не повлечёт каких-либо расходов средств из бюджетов   
всех уровней.                                                                   
                                                                                
Профильный комитет предложил отклонить данный законопроект, и я согласен с      
Надеждой Сергеевной, что администрирование данного налога вызывает очень        
большие вопросы.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по данному законопроекту? Есть.                                 
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы.                                  
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Сергеевна, но если ждать, пока ишак          
сдохнет, то у нас не останется вообще муниципальных дорог! С моей точки         
зрения, внесение этих законов породила следующая ситуация: как правило, в       
крупных вертикально интегрированных структурах, которые занимаются перевозкой   
или полезных ископаемых, или зерна, наращивают у машин борта и вместо 12 тонн   
везут 30, разрушая дороги. И с них спросить нельзя - они же все великие,        
подчиняются или непосредственно губернатору, или кому-то, кто ещё выше. Если    
мы будем ждать, пока недобросовестные чиновники федерального уровня             
выработают другую схему (они специально, может, её такую создали), то мы        
вообще останемся без дорог! У нас же, вы знаете, две проблемы, а так вообще     
останется одна.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Максимовой микрофон включите, пожалуйста.        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Николай Васильевич, вы знаете, когда мы рассматривали этот      
закон в 2011 году, как раз и говорили о том, что необходимо вводить вот эту     
норму - плату за это и для муниципальных, и для региональных дорог, но мы       
споткнулись именно об вот этот механизм. Вот говорят, что не потребуется        
денег. Ну как же не потребуется, если бортовое оборудование безвозмездно        
передаётся этому владельцу машины?! За это оборудование кто-то платит,          
значит, платит бюджет, потому что мы эту норму устанавливаем, и пока нет        
расчётов, а что нам выгоднее - заплатить за это бортовое оборудование и потом   
получать штрафы или нет. Это первое.                                            
                                                                                
Второе, о чём я хочу сказать. В прошлом году, когда председатель Комитета по    
транспорту Евгений Сергеевич Москвичёв докладывал законопроект о внесении       
изменений, мы перенесли срок начала действия этой нормы на 15 ноября, и тогда   
он говорил о том, что мы просим Счётную палату проверить, каким образом         
исполняется этот закон 2011 года, действие которого пролонгировано было до      
2014 года. Мы ждём, что Счётная палата даст нам соответствующие материалы. А    
в том, что нужны деньги для того, чтобы восстанавливать и содержать в           
нормальном виде дороги, сомнений ни у кого не возникает. Мы считаем, что, как   
только этот механизм будет отработан, обязательно эту норму нужно будет         
принимать.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сикорский Анатолий Сергеевич.                                                   
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Ну, частично, даже в большей части, мой вопрос перекликается с вопросом         
коллеги Коломейцева. Надежда Сергеевна, а что, если что-то нельзя изменить,     
то ничего не стоит делать?                                                      
                                                                                
Краснодарский край, юг, житница, перегруженных автомобилей, которые идут в      
сторону Новороссийска, буквально сотни тысяч ежегодно. Десять лет уже           
федеральная трасса ремонтируется, ведётся капитальный ремонт, только            
отремонтировали - в течение летнего сезона, когда температура достигает плюс    
сорока, эта дорога опять приходит в негодность! И получается, бюджетные         
средства, деньги федерального бюджета и краевого бюджета, мы тратим             
непосредственно только на то, чтобы ремонтировать дороги, при этом              
недобросовестные перевозчики, пользуясь этим, продолжают убивать эти дороги.    
Вопрос так стоит: может быть, всё-таки необходимо что-то срочно поправить,      
чтобы решить эту проблему?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Максимовой микрофон включите, пожалуйста.        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Мне кажется, я уже ответила на ваш вопрос. Действительно, эта   
тема очень важна, не случайно всё-таки дорожные фонды сейчас создаются и на     
муниципальном уровне, для того чтобы можно было каким-то образом поддерживать   
в нормальном состоянии и муниципальные дороги, и местные дороги. Есть           
действующая норма, которой запрещается во время весенней распутицы              
определённые тяжеловесы пропускать по этим дорогам.                             
                                                                                
А что касается этой нормы, ещё раз повторяю, как только она на федеральном      
уровне заработает (а Счётная палата сейчас этим вопросом занимается), мы с      
вами обязательно будем вносить соответствующие изменения в Бюджетный кодекс.    
Кроме того, нужно и в Кодекс об административных правонарушениях внести         
изменения, предусматривающие штрафы. У нас пока они нигде не прописаны, а в     
Бюджетный кодекс мы можем вносить такие изменения только после того, как мы в   
КоАП и в прочих документах, в частности в законе "Об автомобильных              
дорогах...", уже пропишем эту норму, то есть параллельно это нужно делать.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту?                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, наверное, нам более внимательно надо        
относиться, если такой законопроект внесён не одним субъектом Российской        
Федерации. Причём, посмотрите, где находится Оренбург, я понимаю, почему они    
вносят, - потому что сжиженный газ известная всем нам контора везёт через всю   
страну, причём, как правило, оптимизирует путь следования и убивает остатки     
дорог. То же самое, наверное, в Усть-Луге в Ленинградской области. Вот мой      
коллега-сосед говорит, что в Краснодаре то же самое. Я вам могу сказать, что    
в Ростовской области эта проблема тоже есть, и она возникла по двум причинам:   
первая - это зерновозы, а вторая - это машины, везущие уголь. В общем-то,       
любой предприниматель заинтересован в том, чтобы провезти больше груза          
меньшим количеством автомобилей, а в результате идёт перегруз. Но я вам         
напомню, у нас задолженность субъектов Российской Федерации, наверное, уже      
более 2 триллионов рублей, соответственно, у субъектов и у муниципальных        
образований ситуация ещё хуже, если у субъектов Российской Федерации просто     
есть долги, то у 80 процентов из 25 тысяч муниципальных районов, которые у      
нас есть, дотационность свыше 80 процентов. Это говорит о чём? О том, что там   
никогда и метра новых дорог не добавится, а те, которые есть, добьют! Поэтому   
ссылка на то, что надо навигатор поставить, надо ещё что-то поставить... а      
давайте мы в законопроекте во втором чтении напишем, что тот, кто больше 12     
тонн везёт, вот он и должен на свою машину ставить.                             
                                                                                
Далее. Надо дать право муниципалитетам, чтобы они проверяли, потому что у       
нас, смотрите, должного весового контроля на дорогах нет. Вот если бы весовой   
контроль надлежащий был, то и дорогу на Новороссийск, и другие дороги не        
приходилось бы так часто ремонтировать. Мы с вами понимаем, что дорожное        
строительство, как и коммунальное строительство, одно из самых взяткоёмких, я   
бы так сказал, - там до 50 процентов может составлять откат, поэтому, может     
быть, в этом проблема, может быть, именно это лобби не желает, чтобы его        
контролировали?                                                                 
                                                                                
С моей точки зрения, надо рассмотреть вопрос о том, как нам муниципалитетам     
создавать условия хотя бы для сохранения того, что есть. Китайцы строят по 25   
тысяч километров дорог, мы с вами строим значительно меньше, и скоро вообще     
не будем их строить, если не оздоровим бюджеты, а для этого надо                
реструктурировать долги сельского хозяйства на тридцать лет, долги субъектов    
Федерации и запретить субъектам брать кредиты на покрытие кассового разрыва.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ефимов Виталий Борисович.                                                       
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание, что здесь путают два           
вопроса: взимание платы с двенадцатитонных грузовиков и перегруз. Вопрос        
перегруза этим законопроектом не решается, перегруз - это когда не работает     
весовое хозяйство, вот об этом надо говорить, и мы непрерывно ставим этот       
вопрос. Другое дело, что действительно так всё завязано, что мы его пока        
решить не можем, хотя вот только что появилось решение президента передать      
весовое хозяйство другой организации. Это первое.                               
                                                                                
Второе. Мы всё время хотим чего-то увеличить, на кого-то что-то навалить. Я     
вам докладываю, что в себестоимости нашей продукции транспортные и              
автомобильные перевозки составляют до 30 процентов, а на Западе - вдумайтесь!   
- 8 процентов, и вот это снова прибавка к цене морковки.                        
                                                                                
Третье. Мы заботимся о том, чтобы были дороги, нам очень нужны дороги,          
поэтому именно автомобилисты, транспортники выступили с инициативой, и вы       
недавно проголосовали за бюджет, где добавили именно на это регионам 70         
миллиардов рублей. Вдумайтесь: это снова платят автомобилисты.                  
                                                                                
Четвёртое. Нельзя разрешать каждой деревне вводить свои налоги. У нас был в     
90-е годы случай в Выборге, когда мэр ввёл такой налог, как проезд через        
город, и тем самым остановил весь транзит из Финляндии в Россию и наоборот.     
Мы долго с ним сражались, и так не смогли убедить его, единственная мера,       
которая подействовала, - его сняли с работы. Поэтому представьте себе, что      
произойдёт, если в каждой деревне будут вводить свои налоги на дороги. Это      
невозможно.                                                                     
                                                                                
Следующий вопрос, технический. Чтобы снять параметры, надо где-то иметь         
ситуационные центры, а чтобы их открыть, нужно иметь огромное количество        
специалистов, и иногда это выходит дороже, чем то, что мы с вами пытаемся       
взять с кого-то деньги.                                                         
                                                                                
Поэтому я считаю предложение комитета правильным - не надо увлекаться новыми    
поборами. А что касается того, что Коломейцев говорил о дорогах, то,            
во-первых, дороги стали очень дорогие, и надо бы нам этот вопрос посмотреть,    
во-вторых, надо бы посмотреть, почему они так быстро выходят из строя, и        
третье - почему до сих пор у нас нет трасс, хотя автомобилисты платят уже 800   
миллиардов в дорожные фонды, - вы только вдумайтесь: 800 миллиардов! -          
значит, деньги есть, просто их надо рационально использовать.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С заключительным словом, Сергей Валериевич, хотите выступить? Нет. Надежда      
Сергеевна?                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо Виталию Борисовичу, он, я считаю, выступил в том        
числе и от фракции.                                                             
                                                                                
Действительно, в последнее время мы уделяем всё-таки внимание дорогам всех      
уровней: федерального, регионального и местного. Неслучайно для этого созданы   
дорожные фонды, и если в 2015 году вдруг под угрозой будут ресурсы, которые     
направляются в дорожные фонды регионов, то в этом случае действительно есть     
норма, которую мы приняли и о которой Виталий Борисович сказал: из              
Федерального дорожного фонда на региональный уровень передаётся 70 миллиардов   
рублей, и это помимо тех ресурсов, которые будут направляться через             
отчисления акцизов на нефтепродукты, транспортный налог и так далее.            
                                                                                
Коллеги, вводить норму, механизм действия которой ещё не отработан... Ведь не   
случайно три года мы откладывали рассмотрение вопроса, не потому что какой-то   
лоббизм, а потому что действительно очень непросто на каждую машину             
установить бортовое оборудование, которое имело бы связь с "ГЛОНАСС" и потом    
транслировало данные по всей стране, включая местные дороги, - всё это          
дополнительные сложности.                                                       
                                                                                
Кроме того, предположим, мы захотим эту норму, предлагаемую органами            
законодательной власти двух субъектов, ввести, тогда мы должны понимать, что    
тем самым появляется возможность увеличивать доходы местных и региональных      
бюджетов, и Министерство финансов при расчёте налогового потенциала субъектов   
будет учитывать, что у них есть такое право. Таким образом, не факт, что не     
будет увеличиваться сумма прогнозируемых доходов для соответствующей            
территории, при этом мы заведомо знаем, что ввести эту норму просто не смогут   
по определению.                                                                 
                                                                                
В связи с этим наша фракция всё-таки считает, что законопроект нужно            
отклонить, но над темой, безусловно, продолжать работать и держать на           
контроле закон, который мы с вами уже приняли, по федеральным дорогам.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства, нет замечаний?                         
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4587 по 4604 из 5077
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и           
отдельные законодательные акты Российской Федерации".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                      2 чел.                                          
Не голосовало                 448 чел.99,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.