Заседание № 226

22.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 492001-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3734 по 4203 из 8243
Переходим к вопросу 22. О проекте федерального закона "О ратификации            
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии    
в мирных целях". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации   
заместитель министра иностранных дел Алексей Николаевич Бородавкин.             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Уважаемые Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше         
рассмотрение представлен проект федерального закона "О ратификации Соглашения   
между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой             
Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных    
целях". Соглашение подписано в Анкаре 6 августа 2009 года.                      
                                                                                
В последние годы российско-турецкие отношения активно развиваются. Турция       
является одним из важных внешнеполитических партнёров России. Приоритетное      
внимание в наших связях с этой страной традиционно уделяется энергетической     
сфере, том числе атомной энергетике. Первый практический шаг на пути развития   
сотрудничества в этой сфере уже сделан. Как вы знаете, 27 декабря 2010 года     
вступило в силу межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере        
строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в       
Турции.                                                                         
                                                                                
Что же касается российско-турецкого соглашения о сотрудничестве в области       
использования атомной энергии в мирных целях, то оно призвано создать более     
основательную юридическую базу для такого сотрудничества, отрегулировать те     
сферы российско-турецкого взаимодействия в ядерной энергетике, которые не       
покрывались соглашением по АЭС "Аккую". В частности, соглашение                 
предусматривает развитие научного, технологического, образовательного           
сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях. Такое    
сотрудничество будет осуществляться путём выполнения совместных проектов,       
создания совместных рабочих групп, обмена научно-технической информацией,       
экспертами, организации научных семинаров, проведения консультаций,             
подготовки научного и технологического персонала. Для контроля и координации    
работ будет учреждён совместный координационный комитет, состоящий из           
представителей, назначенных компетентными органами обоих государств. Важным     
элементом сотрудничества в этой сфере является определённая степень             
конфиденциальности обмена информацией, контактов, работы по подготовке          
предложений и проектов конкретных контрактов.                                   
                                                                                
Отдельно прописаны в соглашении вопросы обеспечения безопасности ядерных        
объектов, поставок ядерных материалов, оборудования в соответствии с нашими     
обязательствами, вытекающими из членства в Договоре о нераспространении         
ядерного оружия и в МАГАТЭ. Соглашение носит рамочный характер и в силу этого   
дополнительной нагрузки на бюджет не несёт.                                     
                                                                                
Стоит также отметить, что турецкие партнёры, несмотря на известные события в    
Японии, подтвердили, что намерены продолжать сотрудничество с Россией в         
строительстве первой атомной электростанции в стране. В определённой степени    
такой подход основан и на учёте тех обязательств по обеспечению ядерной         
безопасности, которые заложены в рассматриваемом соглашении.                    
                                                                                
С учётом изложенного и в соответствии с Федеральным законом "О международных    
договорах Российской Федерации" просим принять закон о ратификации              
соглашения.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Спасский выступает от Государственной корпорации по          
атомной энергии "Росатом". Пожалуйста.                                          
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной        
энергии "Росатом".                                                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Предложенное сегодня вашему      
вниманию соглашение с Турцией является базовым, обязательным для налаживания    
сотрудничества с любым иностранным государством в области мирного               
использования атомной энергии. В 2008-2010 годах государственная корпорация     
"Росатом" подготовила и подписала двенадцать таких соглашений. Данное           
соглашение отвечает всем требованиям, которые предъявляются в соответствии с    
российским законодательством к такого рода документам. В соглашении прописаны   
основные направления и формы сотрудничества, зафиксирован весь набор            
требований в части нераспространения и экспертного контроля, предусмотренных    
нашей практикой, заложены стандартные положения по защите передаваемой          
информации.                                                                     
                                                                                
Вместе с тем, уважаемые депутаты, данное соглашение представляет собой особый   
случай. Оно было заключено в связке с межправительственным соглашением с        
Турцией о сотрудничестве в сфере строительства, эксплуатации атомной            
электростанции на площадке "Аккую". Сегодня это один из самых крупных в мире    
проектов по международному сотрудничеству в атомной энергетике, к тому же он    
осуществляется по принципиально новой модели: здесь речь идёт не только о       
сооружении АЭС, но и о её последующей эксплуатации. Рамочное соглашение,        
предложенное вашему вниманию сегодня, было подготовлено и подписано прежде      
всего для того, чтобы в соответствии с существующей практикой обеспечить        
необходимые международно-правовые условия для реализации проекта "Аккую". В     
ноябре прошлого года мы подробно докладывали ситуацию по сооружению АЭС         
"Аккую". Вместе с тем в связи с последними событиями, в первую очередь в        
свете аварии на японской АЭС "Фукусима-1", хотел бы коротко остановиться на     
нескольких моментах.                                                            
                                                                                
Во-первых, проект сооружения атомной станции на площадке "Аккую" реализуется    
в штатном режиме, чётко по расписанию. Как уже отмечал Алексей Николаевич, в    
ходе своего визита в Россию в марте этого года премьер-министр Турции Эрдоган   
официально подтвердил приверженность Турции этому проекту.                      
                                                                                
Далее. Относительно безопасности станции. Проект атомной станции в Аккую        
является на сегодняшний день одним из наиболее надёжных с точки зрения          
безопасности проектов атомных станций, существующих в мире. Данный проект       
разработан московским институтом "Атомэнергопроект". Референтной для него       
является сооружаемая в России Нововоронежская АЭС-2. Этот проект - так          
называемый проект третьего поколения с плюсом, поскольку целый ряд требуемых    
параметров третьего поколения серьёзно улучшен. Так, в частности, проект        
предусматривает контаймент с двойной защитной оболочкой, с системой             
пассивного отвода тепла от парогенераторов и от защитной оболочки,              
трёхканальную систему электроснабжения: от собственных генераторов, от          
внешних источников, от аккумуляторных батарей и от дизель-генераторов. Проект   
предусматривает - это принципиально важно - устройство локализации расплава,    
так называемую ловушку расплава. Атомная станция этой конструкции выдерживает   
падение самолёта и землетрясение силой до 9 баллов. Плавление активной зоны     
исключено даже при обесточивании, полном обесточивании и потере охлаждающей     
воды. На такой АЭС в принципе невозможна ситуация, подобная сложившейся на      
японской АЭС "Фукусима-1". Турецкие партнёры полностью осведомлены обо всех     
этих конструкционных особенностях проекта "Аккую".                              
                                                                                
Возвращаюсь к рассматриваемому соглашению. Соглашение подлежит ратификации,     
поскольку содержит положение об обязательности решения Арбитражного суда. Это   
положение не предусмотрено российским законодательством, но и не противоречит   
ему. Исходим из того, что включение этого положения в данное соглашение         
является оправданным, поскольку даёт нам дополнительный инструмент для защиты   
наших интересов.                                                                
                                                                                
Соглашение о мирном использовании атомной энергии было ратифицировано указом    
Совета министров Турецкой Республики от 7 января этого года, было               
опубликовано в официальной газете турецкого правительства 12 февраля этого      
года. Таким образом, турецкая сторона завершила все необходимые внутренние      
процедуры по ратификации данного соглашения.                                    
                                                                                
С учётом сказанного, уважаемые депутаты, просим поддержать предложение о        
ратификации внесённого на ваше рассмотрение соглашения.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Николай Николаевич.                       
                                                                                
Содоклад от комитета сделает депутат Кондратов Руслан Викторович.               
                                                                                
КОНДРАТОВ Р. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по        
международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации        
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии    
в мирных целях", внесённый в Государственную Думу 25 января 2011 года           
Правительством Российской Федерации.                                            
                                                                                
Соглашение формирует договорно-правовую базу для полномасштабного               
российско-турецкого сотрудничества в области использования атомной энергии в    
мирных целях по взаимовыгодным направлениям, таким как научные исследования и   
разработки, проектирование и строительство энергетических и исследовательских   
реакторов, их эксплуатация и модернизация, регулирование ядерной и              
радиационной безопасности, разработка улучшенных и инновационных реакторных     
технологий и технологий ядерного топливного цикла, управляемый термоядерный     
синтез. Российская сторона заинтересована во вступлении в силу соглашения,      
поскольку оно способствует продвижению российских ядерных технологий на         
турецкий рынок, а также укреплению партнёрских взаимоотношений с Турецкой       
Республикой.                                                                    
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует                 
Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством             
Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в    
области использования атомной энергии в мирных целях.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Локоть, Багдасаров.                  
                                                                                
Пожалуйста, Локоть.                                                             
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
У меня, наверное, к Николаю Николаевичу вопрос. Вы хорошо и много сказали о     
надёжности нашей техники, реактора, это понятно, но вот как раз опыт            
эксплуатации подобных сложных устройств говорит ещё и о том, что очень важно,   
чтобы они строились на устойчивой платформе. Я имею в виду, учитывается ли      
сейсмичность, сейсмоустойчивость вот той территории, где предполагается это     
строительство, потому что Турция в основном с гористым рельефом? Тут есть       
вопросы - во-первых, с гористым рельефом, а во-вторых, недалеко от нас,         
поэтому если что-то произойдёт, то и нам достанется.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Анатолий Евгеньевич, спасибо за вопрос. Это действительно        
ключевой момент. Учитывается и в режиме стандартного функционирования           
станции, и в режиме на максимально расчётные землетрясения. Как я уже           
докладывал, станция рассчитана на то, чтобы выдержать землетрясение мощностью   
до 9 баллов.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Багдасаров.                                                 
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. У меня два вопроса: один - к Алексею Николаевичу, другой -     
Николаю Николаевичу.                                                            
                                                                                
Уважаемый Алексей Николаевич, скажите, пожалуйста: как известно, основная       
оппозиционная партия Турции - Народно-республиканская партия - категорически    
против этого проекта, а с учётом её особой заинтересованности в вилайете        
Мерсин, где будет станция, в случае её прихода к власти, что нельзя             
исключить, как мы будем строить с ней отношения в этом вопросе?                 
                                                                                
И вопрос Николаю Николаевичу. Уважаемый Николай Николаевич, насколько           
соответствует действительности сообщение в турецкой прессе о том, что турки     
хотели бы не просто часть земли отдать нам безвозмездно, как, собственно, мы    
договариваемся, ну а за часть земли, в промзоне и в жилом городке, всё-таки     
чтобы мы им заплатили. И как соответствует истине - это совпадение или нет, -   
что они приняли решение на одного иностранного рабочего нашего брать пять       
турецких - или это просто, как говорится, совпадение или всё-таки связано со    
строительством АЭС?                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич. Сначала вы, да?           
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Благодарю вас.                                                 
                                                                                
Развитие внутриполитической ситуации в Турции - это, наверное, внутреннее       
дело самого этого государства. Что же касается заключённых между Россией и      
Турцией или Турцией с другими государствами договоров и соглашений, то мы       
руководствуемся своей внешней политикой и тем, что эти соглашения при всех      
условиях будут соблюдаться. Есть положение в самом соглашении о возможности     
выхода из него, если турецкое правительство и парламент примут                  
соответствующее решение, тогда будем рассматривать этот вопрос и мы.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич.                           
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Уважаемый Семён Аркадьевич, два действительно конкретных,        
серьёзных вопроса.                                                              
                                                                                
Докладываю по первому вопросу, относительно площадки. Этот вопрос               
регулируется статьёй 7 соглашения между двумя правительствами о                 
сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной станции на          
площадке "Аккую" в Турецкой Республике. О чём говорится в статье 7 "Выделение   
земли и доступ к земле"? Турецкая сторона бесплатно выделяет проектной          
компании площадку с действующей лицензией и существующей инфраструктурой до     
конца вывода из эксплуатации АЭС. Дополнительная земля, на которой будет        
строиться атомная станция и которая принадлежит Турецкой Республике, также      
безвозмездно выделяется проектной компании. При необходимости проектная         
компания производит необходимые отчисления в лесной фонд за эту                 
дополнительную землю. Таким образом, в главном и основном вопрос по площадке    
решён, причём, я подчёркиваю, решён в безвозмездном режиме, и это скреплено     
межправительственным соглашением, которое было ратифицировано уважаемыми        
депутатами в ноябре прошлого года. Поскольку по ходу строительства возникают    
вопросы инфраструктуры, естественно, возникают и вопросы дополнительного        
землеотвода, они решаются, решаются в нормальном рабочем порядке.               
                                                                                
Второй вопрос. Да, действительно, в Турецкой Республике в прошлом году был      
принят закон, если не изменяет память, 12 августа прошлого года, в              
соответствии с которым при осуществлении найма иностранных работников в         
компаниях, зарегистрированных на турецкой территории, на одного иностранного    
работника должно приходиться пять нанимаемых в этой компании граждан Турецкой   
Республики. Семён Аркадьевич абсолютно прав, это действительно реальная         
проблема. Я не сказал бы, что это серьёзная проблема, но это проблема, мы       
занимаемся её решением и рассчитываем, что до конца года в установленные        
соглашением сроки эта проблема будет решена.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, все вопросы заданы. Настаивают на выступлении депутат Селезнёв, депутат    
Багдасаров.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Селезнёв.                                                           
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, это как раз тот пример, когда у нас всё через     
одно место идёт задом наперёд, потому что сначала мы ратифицируем соглашение,   
межправсоглашение по строительству "Аккую", а затем, для того чтобы её          
построить, пытаемся ратифицировать то, что нам сегодня предложено, - это        
рамочное соглашение, абсолютно по своему смыслу нормальное, в области           
использования атомной энергии в мирных целях между Россией и Турцией.           
Понятно, что, не имея такого соглашения, мы вряд ли построим, как мы хотим,     
эту АЭС "Аккую" в Турции.                                                       
                                                                                
Но что не может не настораживать? Во-первых, дата очень неудачно выбрана для    
внесения в Госдуму данной ратификации, потому что вы вносите его в день         
памяти, и это выглядит особенно цинично. Хотя день памяти о Чернобыле 26        
апреля, но у нас сегодня последнее заседание перед 26 апреля, и                 
соответственно наши сердца наполнены болью и тревогой. Во-вторых, это           
вносится на фоне продолжающейся ядерной реакции на "Фукусиме", и                
настораживает в связи с этим то, что абсолютно никаких выводов, похоже,         
российская чиновничья бюрократия не собирается делать из тех уроков, которые    
заставили ряд цивилизованных стран серьёзно задуматься и пересмотреть свои      
ядерные программы, в том числе отказаться от развития системы атомных           
электростанций.                                                                 
                                                                                
Я могу привести примеры. Германия отключила уже два реактора 17 марта. Затем    
канцлер Германии Меркель провела встречу с министрами пяти федеральных          
земель, в которых находятся немецкие АЭС, и приняла решение о временном         
отключении ещё семи наиболее старых атомных электростанций, наконец, совсем     
недавно объявила о радикальном решении остановить к 2020 году все атомные       
реакторы - представьте! - в Германии. В США решено изменить политику            
лицензирования ядерных энергетических установок. Парламент Италии одобрил       
закон об отмене правительственной программы по возвращению к атомной            
энергетике. Закон отменяет все ранее принятые решения по строительству новых    
АЭС на территории Апеннин. Греция протестует против строительства в Турции      
атомной электростанции "Аккую" на тектоническом разломе. В Японии люди          
выходят на демонстрации, выступая против непрозрачности ситуации, сложившейся   
вокруг "Фукусимы", требуя от правительства страны также сворачивания всех       
ядерных программ.                                                               
                                                                                
Вот каким образом, вы мне объясните, мы можем сейчас принимать закон об этой    
ратификации, которая даст немедленный старт строительству атомной               
электростанции за счёт российских денег? Мы вкладываем туда, по разным          
оценкам, от 20 до 25 миллиардов долларов, при этом...                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Да, да, это именно так.                                          
                                                                                
...при этом у нас нет никаких гарантий возврата этих средств. Объясню почему.   
Какие мы сегодня гарантии не рассматривали бы, они все недействительны,         
потому что строительство атомной электростанции на тектоническом разломе        
влечёт за собой как минимум возможность возникновения препятствий               
непреодолимой силы, то есть форс-мажор. И поэтому в случае, если вдруг что-то   
случится во время строительства или во время эксплуатации этой                  
электростанции, никто нам никаких денег возмещать не будет. Это, собственно     
говоря, при обсуждении данного вопроса в парламенте Турции объяснял турецким    
парламентариям министр природных ресурсов и энергетики Турции, говоря           
абсолютно цинично: а чего вы, парламентарии, волнуетесь и беспокоитесь,         
рискуем мы лишь землёй, деньгами мы не рискуем, вкладывает деньги и деньгами    
рискует Россия, и на период всей эксплуатации ответственность за безопасность   
и последствия эксплуатации лежит исключительно на Российской Федерации.         
                                                                                
Я думаю, что преждевременно ставить вопрос об урегулировании, точнее, о         
ратификации, которая нам сегодня предложена, потому что эта ратификация         
делается исключительно под строительство названной АЭС в Турции, и пока у вас   
не урегулированы многочисленные вопросы, о которых говорил Багдасаров и о       
которых мы поднимали вопросы в комитете, думаю, что торопиться не стоит.        
                                                                                
Фракция ЛДПР воздержится от голосования по данной ратификации, потому что на    
вопросы, куда денутся наши 25 миллиардов долларов из федерального бюджета,      
каким образом они защищаются, не получено должных ответов.                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Багдасаров.                                   
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые друзья, мы действительно рассматриваем очень         
интересный вопрос, он касается защиты нашей национальной безопасности в той     
ситуации, когда непонятно, ставим ли мы Россию на первое место или какие-то     
отдельные компании нас больше интересуют, чем интересы в целом страны.          
                                                                                
Вы знаете, мы ведь строим атомную станцию, это не просто построить какой-то     
завод по производству чего-либо, это, в общем-то, такая геополитическая         
задача. Одно дело, когда мы строим там в Индии, ещё где-то, подальше от нас,    
другое дело, когда мы строим в государстве, с которым у нас никогда не было     
никаких проблем. Но мы строим атомную станцию, по сути, создаём ядерную         
программу государству, которое в течение столетия было геополитическим врагом   
России, с которым Россия вела многочисленные войны. Мы строим станцию, мы       
создаём ядерную программу в стране, которая недалеко от нас расположена. И мы   
делаем вид... Я понимаю представителя "Росатома", это технические люди, они     
просто рассчитывают, но я не понимаю позицию Министерства иностранных дел.      
                                                                                
Я вам приведу один исторический факт, как ни парадоксально, связанный с         
Ираном. Очень много сейчас шума вокруг иранской ядерной программы. А вы         
знаете, кто начинал иранскую ядерную программу? Соединённые Штаты Америки. В    
1953 году патриотически настроенный премьер-министр Ирана Мосаддык свергнул,    
по сути, заставил шаха бежать из страны и национализировал "Бритиш              
Петролеум", что явилось изгнанием англичан из Ирана. Однако американцы          
впоследствии при помощи армии и криминальных элементов в Иране вернули шаха,    
и после этого начинается доминирование США в Иране. К концу существования       
режима шаха восемьдесят тысяч советников разного ранга, в том числе в силовых   
структурах, были американцы. И тогда же они дают отмашку шаху на начало         
ядерной программы, будучи абсолютно уверенными, что они будут контролировать    
страну. И чем это обернулось? Все вы знаете, чем это обернулось. А мы хотим     
построить атомную станцию, создать ядерную программу в стране, где очень        
сильны антироссийские настроения, - очень оригинально, прямо скажем.            
                                                                                
Вы извините меня за откровенность. Сейчас все знают, что черноморский флот      
Турции доминирует на Чёрном море. Но над чем он доминирует? Он доминирует над   
нашим Черноморским флотом! Турция - это очень высокоразвитая страна, в том      
числе в области развития военно-промышленного комплекса. Они делают то, чего    
мы не можем делать, - в частности сейчас беспилотники "Ф-15" выпускают на       
своих заводах, а потом продают в арабские страны по лицензии. И мы им           
создадим ядерную программу, абсолютно уверенные, что это будет в мирных         
целях! Ну и самое циничное, как вот правильно сказал здесь мой коллега          
Селезнёв. В парламенте Турции, где были дебаты, министр энергетики и            
природопользования Турции господин Танер Йылдыз сказал даже более цинично,      
чем сказал Селезнёв, он сказал: "Да вообще, что вы беспокоитесь? 20-25          
миллиардов нам Россия даёт, давайте заработаем на этом, а вся ответственность   
- на российской стороне". Поднимите, пожалуйста, протоколы ратификации этого    
соглашения у них. Очень хорошее заявление, ну просто дальше некуда!             
                                                                                
Я не просто поднял вопрос по Народно-республиканской партии Турции.             
Народно-республиканская партия Турции - это основная оппозиционная сила         
Турции, представители которой прямо заявляют: "Мы придём к власти, и проекта    
не будет". И самое интересное, что эта партия имеет абсолютное влияние в        
вилайете (по нашему - в области) Мерсин, где она расположена, "Аккую", и где    
проходят почти каждый день многотысячные митинги протеста. Никто не думал,      
как это отразится на наших специалистах, которые там будут?! Если что-то с      
ними случится, кто будет за это отвечать? Министерство иностранных дел? Далее   
- мы сейчас вложим 5-10 миллиардов долларов, а потом нам скажут: всё, ребята,   
тема закрывается. Где наши денежки? Как возвращать будем?!                      
                                                                                
Наконец, я как-то приводил данные, когда мы ратифицировали соглашение по        
атомной станции, что Турция никогда не выполняла своих обязательств в           
отношении России. Я вам приводил в пример 21-й год. Приведу ещё один пример.    
В 70-х годах Советский Союз вопреки всему вложил огромные средства,             
специалистов и создал промышленность в Турции, в том числе химическую           
промышленность, в надежде на то, что мы как-то - вот как сейчас, - их сейчас    
обыграем всех и турки станут у нас друзьями. Нас в очередной раз кинули в       
открытую и грубо. Назовите мне хоть один пример, когда турки выполняли          
соглашения с Россией! "Голубой поток", "Южный поток"... Вот-вот, ещё вроде,     
вот-вот - уже предлагают пересмотреть вопрос цен по газу и загоняют наш         
нефтепровод в Джейхан - Самсунг. Говорят: нефть через Босфор и Дарданеллы       
нельзя пропускать такими большими тоннажами, это угроза Стамбулу. И что? И      
кто вам сказал, что по атомной проблематике они будут вести себя по-другому,    
когда мы вкладываем свои деньги?!                                               
                                                                                
Наконец, когда мне говорят, что через восемнадцать лет мы вернём свои деньги,   
а через шестьдесят лет мы что-то заработаем... Извините, не обижайтесь на       
меня, представитель правительства и представитель президента, я вам приведу     
всем хорошо известный литературный пример, классику. Когда Ходжа Насреддин      
пообещал эмиру Бухары за двадцать пять лет научить ишака читать, а если через   
двадцать пять лет этого не будет, то ему отрубят голову, все сказали: "О,       
какой ужас!" Он сказал: "Да не беспокойтесь, через двадцать пять лет или эмир   
умрёт, или ишак умрёт, или, не дай бог..." Это мне один к одному напоминает     
вот эти восемнадцать и шестьдесят лет! Слушайте, ну не смешите вы нас! Ну       
нельзя же так цинично относиться! Неужели у нас нет таких направлений, в том    
числе в атомной энергетике, в энергетике вообще, чтобы вложить эти 20-25        
миллиардов долларов и чтобы от этого что-то получить?                           
                                                                                
В турецком парламенте вот эти дебаты были, прямо скажем, многочасовые.          
Почему? Ну, понятно, их больше всего волнует экология. А что такое Мерсин?      
Это курортный город, это Средиземное море. И когда там строят станцию, какие    
там раздаются голоса? Основное население Мерсина - это религиозное              
меньшинство алевиты, которых сейчас, значит, всячески при господине Эрдогане    
и при власти Партии справедливости и развития (это такие умеренные исламисты)   
прижимают так, немножко. Они говорят: "Ну, наверное, специально нам строят      
здесь, чтобы, не дай бог, завтра нас вообще стало меньше". Их там то ли         
двадцать, то ли двадцать пять миллионов. Никто не давал себе отчёта в том, к    
чему это может привести? Это, конечно, их внутренняя проблема, если бы не два   
нюанса. Первое - деньги наши, 20-25 миллиардов долларов, второе - специалисты   
наши будут работать в такой вот зоне ответственности. Специалисты, в            
общем-то, этого не знают, потому что им и не надо знать, отправляются туда      
специалисты, которые знают, как построить какой-нибудь котлован или ещё бог     
знает что.                                                                      
                                                                                
И я не просто так спросил о дополнительной земле. Вы знаете, они сейчас         
говорят: "Да, котлован под станцию безвозмездно, но ведь вам ещё надо           
чуть-чуть под промышленную зону, а ещё чуть-чуть под жилую зону - может,        
денежек заплатите?" Они размывают, уже начинают размывать ситуацию, и когда     
мы станем заложниками этого проекта, то скажут: "Ну что? Действительно, для     
эксплуатации вам надо ещё чуть-чуть земли - заплатите ещё". Это                 
гарантированно будет, стопроцентно, никто не скажет, что так не будет, именно   
так оно и будет! И мы идём, мы говорим: это великий проект, это хороший         
проект. Слушайте, нас втягивают в очень опасную ситуацию, когда, вложив         
первые 2-3 миллиарда, мы станем заложниками ситуации и будем думать: а как же   
вложить ещё всё остальное, а потом, через восемнадцать лет, вернуть, а через    
шестьдесят лет ещё, может быть, и заработать? Слушайте, это просто смешно и     
даже несерьёзно!                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, заключительное слово. Алексей Николаевич, есть              
необходимость выступить с заключительным словом? Нет. Николай Николаевич?       
Также нет. От комитета? Тоже нет.                                               
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7018 по 7034 из 8243
Пункт 22, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между            
Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о      
сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях". Кто     
за данный законопроект? Прошу проголосовать.                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.