Заседание № 45
08.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 49197-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся осуществления территориального общественного самоуправления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5835 по 6074 из 6640
Пункт 29, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Докладывает Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Учитывая позднее время, постараюсь быть лаконичным. Прежде всего о теме, два слова. Тема - территориальное общественное самоуправление, ТОС, как очень часто говорят. Я думаю, что депутаты, работая у себя в округах, очень часто сталкиваются с этим институтом самоорганизации граждан Российской Федерации и не понаслышке знают об эффективности работы ТОСов. Вопрос на первый взгляд кажется мелким. Да, может быть, он и не очень заметный на фоне больших государственных вопросов, но это очень важная тема. Почему? Я просто напомню: ТОС, территориальное общественное самоуправление, позволяет решать ряд важнейших проблем на земле, что называется, избирателей, наших граждан прежде всего по коммунальному благоустройству, по организации досуга, различных спортивных кружков и так далее, и так далее. Кроме того, исходя из своей практики могу сказать, что ТОС помогает решать в том числе и проблемы, связанные с социальными заболеваниями, наркоманией и алкоголизмом, потому что самый сильный инструмент - это общественное мнение. Вот ТОС эти проблемы позволяет решать на месте. Кроме того, ТОС - это механизм взаимодействия с властью наших граждан, которых мы часто называем просто избирателями. Есть примеры, свидетельствующие о том, что не везде ТОСы, к сожалению, хорошо работают и не везде их поддерживают, но можно привести примеры (я вот по региону своему знаю), где они очень активно работают, в частности у нас в Новосибирске и в соседнем городе Томске. Я напомню: летом этого года, в июле, было проведено расширенное заседание совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы, и там работала целая комиссия по этим самым ТОСам, и очень активно. Я по заданию комитета вёл эту комиссию - очень активно приехавшие с мест товарищи работали. Проект федерального закона вносится с целью обеспечения прав граждан Российской Федерации на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления. В статье 27 131-го закона предусмотрено, что устав территориального общественного самоуправления регистрируется представительным органом муниципального образования, однако на практике во многих случаях органы местного самоуправления не принимают нормативные акты, регулирующие порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, и на основании отсутствия вот такого нормативного акта отказывают гражданам в регистрации территориального общественного самоуправления. А в законопроекте очень просто предлагается: в случае отсутствия данных нормативных актов регистрировать ТОСы в течение тридцати суток с момента поступления заявления. Вот такая простая суть данного законопроекта. Возражения родного комитета по вопросам местного самоуправления, на мой взгляд, во многом носят формальный характер, эти замечания можно учесть в ходе второго чтения, поэтому я не буду останавливаться на этих замечаниях. Хочу только ответить на одно замечание. Вот говорят о том, что никто же не мешает, что в законе написано специально: если нет нормативного акта, то никто не мешает ТОСу работать. А попробуйте поработайте, если вас не зарегистрировали! Да это невозможно просто! Поэтому концепция данного законопроекта направлена прежде всего на разбюрокрачивание системы регистрации ТОСов, на стимулирование граждан в реализации вот этого своего права на самоуправление. На заседании комитета были высказаны такие неожиданные для меня возражения со стороны коллег: они говорили о том, что требуются финансовые затраты. Законопроект не требует прямых финансовых затрат. Муниципалитеты сами для себя определят, в какой форме поддерживать ТОСы. Кто-то решает это прямым финансированием, в виде каких-то премий председателям ТОСов, а кто-то делает это в виде грантов или ещё как-то - это вопрос муниципалитета. А прямых затрат данный законопроект не требует. Ну и последнее, на что мне хотелось бы обратить внимание перед голосованием. Здесь есть некий скрытый политический аспект, о котором я на заседании комитета не говорил: ТОС - это очень эффективный инструмент формирования общественного мнения, и власти на местах научились этим пользоваться. Требуется, например, провести выборы или какой-то референдум местного значения или федерального. Кто организует встречу с избирателями? ТОСы. Кто проведёт агитацию лучше ТОСов? Да это самый эффективный инструмент проведения агитации! Кроме того, они нужны и при решении хозяйственных вопросов, ну, скажем, при точечной застройке. Попробуйте точечную застройку... Сегодня до демонстраций, до пикетов доходит. А тут общественное самоуправление. Пообещали через ТОС заасфальтировать площадку, благоустроить - глядишь, проблема уже и решена, и из-за точечной застройки никаких митингов и демонстраций. Вот понимая эффективность данного инструмента, недобросовестные чиновники начинают делить ТОСы на свои и чужие. Своим - поддержка, а чужие... Я знаю примеры: месяцами, годами зарегистрировать ТОС не могут. А данный законопроект позволяет решить эту проблему. Именно поэтому я предлагаю и призываю всех проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава Степановича Тимченко. С места. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, местное самоуправление - это один из очень насущных вопросов сегодняшней России. Мы специально начали реформу местного самоуправления для того, чтобы приблизить власть к населению. И вот в системе местного самоуправления ТОСы играют одну из важнейших ролей. Я немножко не согласен с Анатолием Евгеньевичем Локотем в том, что это основное средство политической борьбы. Ведь ТОСы создавались для того, чтобы решать самые насущные проблемы населения, они больше всего приближены... И с этой точки зрения, безусловно, они очень эффективны, не с точки зрения политической борьбы, а с точки зрения насущных вопросов, наших с вами, как жителей нашей большой страны. Что касается законопроекта, внесённого коллегой Локотем и коллегой Банщиковым, то, безусловно, их озабоченность понятна, но она носит не законодательный характер, а исполнительный. На самом деле сегодня в 131-м законе, в части пятой статьи 27, прописана возможность создания ТОСов, то есть или это нормативный акт органов местного самоуправления, или же эта позиция обязательно - подчёркиваю: обязательно - должна быть отражена в уставе муниципального образования. При отсутствии этой нормы есть все основания для того, чтобы обратиться в соответствующие контролирующие органы, с тем чтобы опротестовать сам устав, и при регистрации в том числе. Поэтому предлагаемые нормы, касающиеся нормативного акта или же обращения в суд при их неисполнении, - они излишние. Это предмет ведения другого органа. Комитет рассмотрел внимательно законопроект, он поддерживает озабоченность в связи с необходимостью дальнейшего содействия развитию ТОСов и местного самоуправления в целом, но тем не менее данный законопроект считает избыточным и поэтому предлагает его не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Жириновский, пожалуйста. И депутат Вяткин. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я думал, депутат Локоть всё-таки скроет политическую причину. Почему отклоняют его законопроект, поправку? А чтобы не регистрировать! А если не регистрировать, значит, не будет организации, значит, не будут ходить жаловаться, не будут ничего требовать... то есть мешать самоорганизации граждан на местах по месту жительства. А это связано с выборами в том числе, потому что через эти территориальные органы самоуправления можно агитацию вести, и видно будет, как работают представители разных партий. Вот ведь в чём закавыка! И поэтому комитет отвергает. КПРФ легче работать в низовых организациях, у них остался ещё советский актив, все эти бабушки, дедушки, активисты, они все там были. Вот эта проблема. Ведь не будут решаться и бытовые вопросы наших жителей, но находят правовую зацепку: вот пускай идут в суд, пускай обращаются в контрольные органы. Да контрольные органы будут мешать регистрации, им всем на местах не нужны никакие дополнительные общественные организации! Мы же это видим, даже в Москве не могут добиться правды. А если бы мы эту поправку внесли в закон, то любой устав регистрировался бы в течение тридцати суток и уже эта организация функционировала бы. В нашей стране, к сожалению, нужно обязательно удостоверение, зарегистрированный устав, чтобы было решение какого-то чиновника, тогда ты человек, а если нет документов, ты политический бомж, с тобой никто разговаривать не будет, никто тебе дверь не откроет в управу и в любой местный орган самоуправления. Вот здесь уже мешаем сами себе, мешаем всей стране и отсылаем: пусть решают на местах. Но на местах не решают, им мы из центра говорим. Давайте мы дадим конкретный срок, тридцать дней можете думать, бегать, консультироваться, но через тридцать дней зарегистрируйте, и тогда появляется статус юридического лица, организация начинает функционировать, может получить помещение, пробиваться куда-то, участвовать в чём-то. А мы говорим: нет, не надо, пусть всё останется, как было! Вот при отклонении сегодня законопроектов была подоплёка: мешать, не помогать, а мешать, пусть пьют пиво, пусть будут игровые автоматы, пусть не решают сами вопросы о наказании за административные правонарушения, вообще ничего не создавайте, сидите, так сказать, и не возникайте, на местах ещё будете коллективы создавать, да ходить по ЖЭКам, по ДЭЗам, по управам, больше у вас будет возможностей! То есть причина политическая: не хотим дать возможности на местах гражданам более эффективно защищать свои права. Из центра не можем защитить, невозможно по всем мелочам вторгаться центральным органам, но дать им возможность самим делать - нет, не хотим! А нигде никто регистрировать ничего не будет. Когда я бегал, чтобы устав кооператива зарегистрировать в Москве, где Горбачёв разрешил, дал указание, меня мурыжили все: "А зачем тебе это надо? А чего ты хочешь? А приди попозже". С трудом зарегистрировал - и ничего не стал делать. Зачем мне что-то делать, если меня мучают уже на стадии регистрации устава? Мне противно общаться с чиновниками. Они обязаны немедленно регистрировать, а тут ещё тридцать дней им дают - и то отказываем. То есть перестройка, товарищ Москалец, ещё не закончилась, она не начиналась даже. Ещё двадцать лет назад сказал Горбачёв: делайте всё на местах, делайте снизу. Двадцать лет спустя вы говорите: нет, ничего не будете делать, мы тут сами всё решим, мы всё знаем, мы всё умеем. Только тогда откуда печальная статистика и откуда все отрицательные показатели? Считаю ошибкой отказ принимать данный законопроект. Он абсолютно правильный, нужный, и поэтому мы его поддержим, товарищ Локоть, хотя вы нас и не любите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Анатолий Евгеньевич Локоть совершенно справедливо отметил, что органы местного самоуправления сами заинтересованы в создании ТОСов и их регистрации. Тогда возникает вопрос: в том случае, если возникла проблема с регистрацией устава ТОСа, в том случае, если устав муниципального образования не содержит соответствующих норм о порядке регистрации, если нет соответствующих местных нормативных актов, то тогда, даже если мы установим тридцатидневный обязательный срок для регистрации, но там не хотят регистрировать, всё равно тем гражданам, кто хочет создать ТОС, придётся идти в суд либо обращаться в прокуратуру, чтобы повлияли на муниципалитет и он привёл устав и нормативные акты в соответствие с федеральным законом. Есть определённый набор обязательных требований к уставам муниципальных образований, и в том случае, если нормы о территориальном общественном самоуправлении там не будут прописаны, этот устав просто не будет зарегистрирован. Я вам могу сказать исходя из практики работы в регионах, что прокуратура очень внимательно следит за состоянием нормативно-правовой базы в муниципалитетах, и, если там чего-то не хватает, они реагируют молниеносно. Хочется поддержать решение комитета. Действительно, даже указание на тридцать дней не решит проблемы. Более того, как следует непосредственно из доклада Анатолия Евгеньевича, проблемы-то в основном не существует. Есть какие-то единичные случаи, но в большинстве субъектов Российской Федерации, в большинстве муниципалитетов с регистрацией ТОСов никаких проблем нет, потому что это действительно очень важный механизм самоорганизации людей непосредственно на местах. В связи с этим предлагается поддержать решение комитета и данный законопроект, явно избыточный, не принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Я понимаю так, что представители президента и правительства не настаивают на обсуждении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 12 мин. 13 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7% Результат: не принято Отклоняется законопроект.