Заседание № 173
О проекте федерального закона № 491436-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (в части исключения из сферы действия закона отношений, связанных с проведением специальной оценки условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - религиозными организациями).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. На рабочем месте включите микрофон. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. Пожалуйста, на рабочем месте включите микрофон. ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за законопроект в данной редакции, и я мотивирую почему. Законопроект касается вывода религиозных организаций из-под действия закона "О специальной оценке условий труда". Ещё в первом чтении мы говорили, что в рамках взаимоотношений трудового характера между религиозными учреждениями и гражданами Российской Федерации речь идёт не только о клире, не только о тех, кто непосредственно несёт службу либо помогает в этом процессе. Мы хорошо знаем, что здесь выполняется и непосредственно трудовая функция рабочим классом - и на свечных заводах, и при коммунальном обслуживании соответствующих учреждений. И мы говорили в первом чтении, что принятие такого закона возможно и мы, как фракция, поддержали бы его, если бы в дальнейшем в него были интегрированы поправки, как раз отделяющие клир от рабочего класса, который имеет взаимоотношения трудового характера с религиозными организациями. Однако такого отделения не произошло. В таких условиях, мы полагаем, данный закон может привести к отрицательным последствиям для лиц наёмного труда, поэтому наша фракция не может поддержать такой текст законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. На рабочем месте включите микрофон. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Васильевич абсолютно прав, тем не менее часть поправок, которые были представлены по результатам первого чтения, была учтена. И с учётом этого фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич по мотивам, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР поддержит законопроект. Тут говорят о так называемых свечных заводах, организациях общепита, но это совершенно другая правовая форма. Религиозная организация действует в соответствии со специальным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", и именно религиозные организации обратились в Государственную Думу с просьбой принять такие поправки, потому что с 1 января в обязательном порядке каждый работодатель обязан обеспечить оценку условий труда в отношении каждого сотрудника, а в случае её отсутствия организацию будут привлекать к административной ответственности. В связи с этим религиозные организации попросили избавить их от этой надуманной для них процедуры, исходя из того что у них особый статус и особая сфера деятельности, сделать для них такое же исключение, какое сделано для тех же государственных гражданских служащих, и есть ещё другие исключения. Фракция ЛДПР поддержит законопроект, разделяя обеспокоенность и поддерживая просьбу религиозных организаций, в том числе и даже в первую очередь Русской православной церкви, которая занимала активную позицию, когда шла работа в комитете над данным законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители фракций по мотивам выступили. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 12 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 172
О проекте федерального закона № 491436-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (в части исключения из сферы действия закона отношений, связанных с проведением специальной оценки условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - религиозными организациями).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Включите микрофон на рабочем месте. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. К данному законопроекту поступила одна поправка. Комитет просит поддержать эту поправку и законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 39 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 26 мин. 02 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 155
О проекте федерального закона № 491436-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (в части исключения из сферы действия закона отношений, связанных с проведением специальной оценки условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - религиозными организациями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, Дума приняла решение рассматривать законопроекты под пунктами 21 и 22 с двумя докладами и одним содокладом. Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я постараюсь очень коротко, чтобы мы вовремя закончили пленарное заседание. Данный законопроект был внесён группой авторов по просьбе религиозных организаций, представители которых присутствовали на заседании комитета и всецело его поддержали. О чём идёт речь? С 2013 года действует закон "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которым работодатель обязан обеспечить необходимые условия своим работникам. Есть исключительные случаи, которые в законе предусмотрены: от соблюдения этого закона освобождаются те работники, которые работают дистанционно, надомники и другие категории. В данном законопроекте предлагается вывести из-под действия данного закона работодателей - религиозные организации, поскольку религиозная организация - это особая форма некоммерческой организации, деятельность которой регулируется законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". И пример: священнослужитель может состоять в трудовых отношениях с работодателем - религиозной организацией, и оценивать его рабочее место, когда он ведёт службу при свечах, с точки зрения соблюдения всех норм и правил - это... Порой доходит до абсурда! Или протестанты, представители другой религиозной организации, привели пример: пришли представители специально аккредитованной фирмы, взяли штатное расписание, в штатном расписании у религиозной организации была такая должность, как пастор, но, поскольку в утверждённом списке она отсутствовала, его записали как генерального директора. Это вот примеры таких абсурдных ситуаций, которые и побудили нас внести соответствующую инициативу и просить вас её поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на религиозные организации". Доклад Ольги Ивановны Павловой. Пожалуйста. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, уважаемые коллеги! Особый правовой статус религиозных организаций установлен Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, а также самой жизнью и нашими гражданами продиктовано особое отношение к ним. Президент России Владимир Владимирович Путин также неоднократно особо подчёркивал значимость религиозных организаций для нашего государства. Наша страна, переживая непростые, турбулентные процессы с момента развала Советского Союза, не могла опираться морально ни на что другое, кроме как на религиозные ценности, и церковные организации, Русская православная церковь, традиционные конфессии, да и все другие религиозные организации, признанные государством, сыграли очень большую положительную роль в возрождении нашей страны. Настало время возвращать долги. Одно из самых важных направлений работы религиозных организаций - это социальное служение, участие в судьбе инвалидов, пожилых людей, детей-сирот, людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в местах лишения свободы, борьба с алкоголизмом, наркоманией, а также поддержка семей и традиционных семейных ценностей. Считаем это социальное направление государственно важным и требующим особого внимания со стороны государства. По данным Минюста Российской Федерации, на сегодня в России зарегистрировано свыше 18 тысяч организаций Русской православной церкви и 5,5 тысячи организаций ислама, и это всего лишь крупные представители конфессий России. Таким образом, сегодня между государством и религиозными организациями должен установиться особый режим взаимоотношений - режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки. Именно так, во взаимодействии с правительством и религиозным сообществом и родилась данная законодательная инициатива. Мы знаем, что в России на федеральном уровне установлен минимальный размер оплаты труда, в то же время в регионах допускается возможность установить минимальную заработную плату. Для того чтобы выйти из регионального соглашения о минимальной заработной плате, для того чтобы этот размер не распространялся на отдельные структуры, необходимо пройти довольно долгие процедуры: согласовать с профсоюзом, собрать необходимые документы и уведомить уполномоченный орган. С учётом особого статуса религиозных организаций, закреплённого пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", статьями 343 и 344 Трудового кодекса Российской Федерации, в законопроекте предлагается ввести более упрощённый, льготный порядок для религиозных организаций в связи с тем, что это особые структуры, деятельность которых регулируется специальным законом "О свободе совести и о религиозных организациях". В частности, в законопроекте предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, дополнив его новой статьёй - статьёй 345-1. Уважаемые коллеги, таким образом, в законопроекте учитываются правовое положение религиозных организаций, религиозных объединений, специфика их деятельности, а также наличие разветвлённой сети местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации на территории субъекта Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по 21-му и 22-му вопросам - Сергей Алексеевич Вострецов. Пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, докладчики довольно подробно изложили суть законопроектов. Первый законопроект комитет в целом поддержал, но высказал свои замечания. Согласно закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации наряду с совершением религиозных обрядов и церемоний, миссионерской, благотворительной и культурно-просветительской деятельностью могут заниматься и различными видами коммерческой и производственной деятельности, например изготовлением предметов религиозного культа, производством сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, хранением, перевозкой и реализацией изготовленных товаров. Известно, что в ряде случаев наёмные работники привлекаются религиозными организациями и на места с вредными и опасными условиями труда, например в качестве реставраторов, бронзовщиков, позолотчиков, применяющих амальгаму, ядовитые растворители, а также для работ по ремонту и обслуживанию культовых зданий и сооружений. В связи с этим ко второму чтению в законопроекте необходимо будет уточнить круг субъектов, исключаемых из сферы действия закона "О специальной оценке...", с учётом характера выполняемых работ, ведь, помимо того что будет исключена спецоценка условий труда, работники, которые могут быть задействованы на вредном производстве, - я уже говорил, это позолотчики, бронзовщики - будут лишены возможности получения льгот. Религиозные организации не смогут использовать механизм уменьшения либо полной отмены дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд, также не смогут воспользоваться правом на скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. В целом, повторяю, концепция законопроекта поддерживается, но как бы нам, так сказать, с хорошей идеей не выплеснуть и дитя, поэтому мы ждём от авторов ко второму чтению чётких критериев и перечня тех, кого необходимо исключить: одно дело, если это батюшки, которые занимаются непосредственно богослужением в храмах, и другое дело, если это люди, которые занимаются техническими работами. Что касается второго законопроекта, то действительно было обращение от церковнослужителей. Вы знаете, у нас каждая церковь является юрлицом, и в церквях нет профсоюзов, а на территориях разных епархий может быть разный МРОТ. Федеральный МРОТ иногда намного ниже региональных МРОТ, особенно это касается столиц - Москвы и Санкт-Петербурга. И если по каким-либо причинам работодатель, в данном случае церковь не может присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате, то по этому закону не нужен будет от каждой церкви мотивированный отказ, то есть не нужно будет указывать причину, почему они не могут присоединиться, а можно будет сделать это на уровне епархии (но делать это необходимо, потому что в разных субъектах жизнь разная). Вот с учётом этих замечаний и ожидания, что ко второму чтению авторами всё-таки поправки будут внесены, комитет просит данные законопроекты поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к авторам законопроектов. Уважаемые Ярослав Евгеньевич и Ольга Ивановна! Вы производили оценку того, сколько человек работает в церквях? Церковь надо рассматривать всё-таки в двух ипостасях: во-первых, как хозяйствующий субъект, во-вторых, как место, где люди работают на добровольных началах. Так вот если говорить о церкви как о хозяйствующем субъекте, то сколько человек работает в тех структурах, которые относятся к церкви? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову Ярославу Евгеньевичу включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Я сразу отвечу, но давайте использовать корректные выражения, когда мы поднимаем религиозную тему. Церковь - это вообще совокупность всего, что есть в религиозной организации: и здания, и сооружения, и прихожане, в том числе те, кто уже отошёл в мир иной. Корректнее говорить - "религиозная организация". На сегодняшний день в соответствии с данными Министерства юстиции зарегистрировано порядка 22-23 тысяч религиозных организаций, в том числе есть зарегистрированные религиозные организации, которые являются так называемыми новыми религиозными образованиями и в народе именуются сектами. Да, большинство зарегистрированных организаций относятся к Русской православной церкви, и, когда мы говорим о количестве работников, то есть о религиозном персонале, давайте говорить про конкретную религиозную организацию или про конкретную централизованную религиозную организацию, куда входят поместные религиозные организации. Комитет соответствующую информацию запросил в религиозных организациях, и такие данные частично получены. Но при этом надо понимать, что в каждой религиозной организации есть те, кто состоит в трудовых отношениях с работодателем (имеются в виду работники и работодатели), и те, кто не состоит. Данные законопроекты, и первый, и второй (я также являюсь автором второго законопроекта), направлены на создание необходимых условий для полноценного функционирования религиозных организаций с учётом их особого статуса и того, что деятельность таких организаций регулируется специальным законом - "О свободе совести и о религиозных объединениях". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марченко включите микрофон. МАРЧЕНКО Е. Е. У меня вопрос следующего плана. Вот в законопроекте под пунктом 22 написано: религиозная организация вправе не прикладывать к указанному отказу протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации - я, например, точно знаю, что в Русской православной церкви, в Московской патриархии, никаких профсоюзов нет. Это первое. Второе. Это Русская православная церковь, Московская патриархия, обращалась с просьбой, так сказать, чтобы можно было определять минимальную заработную плату своим сотрудникам, или иные религиозные организации, о которых Ярослав Евгеньевич высказался как о сектах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ВОСТРЕЦОВ С. А. Ну, МРОТ устанавливается федеральным законом, действие которого распространяется на все федеральные... Региональный МРОТ устанавливается трёхсторонним соглашением - работодатель, профсоюзная сторона и власть. Соответственно, все конфессии, не только православные, под действие этого закона подпадают, и из-за того, что во многих религиозных организациях, не только православных, но и иудейских и других, профсоюзов нет, как раз и вносится норма, чтобы не прикладывать к отказу дополнительный документ о согласовании с профсоюзной стороной. Так или иначе трудовые отношения с работодателем, пусть это и религиозная организация, существуют, поэтому на них действие как региональных, так и федеральных норм, конечно, распространяется. Чтобы упростить процедуру и не направлять от каждой церкви как юрлица вот этот документ, в законопроекте предусматривается возможность епархии в целом определять механизм мотивированного отказа от присоединения или присоединения к региональному соглашению о МРОТ. Было обращение патриарха с просьбой, конечно же, это урегулировать, иначе получается, что, если в течение месяца не было мотивированного отказа, инспектор может оштрафовать любой приход, любую церковь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тимофеева Ольга Викторовна, пожалуйста. ТИМОФЕЕВА О. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект. Почему я вас прошу также поддержать его? Пять лет назад мы приняли федеральный закон об оценке условий труда, и сейчас определяются вредные условия, но все эти пять лет по отношению к служителям культа данный закон фактически просто не работал, норма выпадала. Мы слышим замечания комитета: мы сегодня предлагаем исключить служителей культа из сферы действия закона об оценке труда, понимая, что это не будет касаться производственных, коммерческих отношений. Более того, хочу ответить на вопрос, обращался ли к нам патриарх: да, действительно, патриарх обращался по обоим вопросам. Патриарх Московский и всея Руси обращался к нам с просьбой детализировать законодательство, потому что из-за сегодняшних законодательных пробелов служителей культа и церковь стали штрафовать. Вопрос стоит так: либо качественная донастройка закона, либо эта норма не будет работать. Очень сложно объяснить вредные производственные факторы в деятельности человека, который служит в пещере, или служит ночью, или идёт крестным ходом. Сегодня мы говорим только о служителях культа. Я прошу поддержать данный законопроект. Все технические и юридические замечания ко второму чтению будут учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Вот в тексте как раз говорится не только о служителях культа, но и в принципе о людях, которые являются работниками по отношению к религиозной организации, именно по этой причине наша фракция на данном этапе воздержится от голосования. Мы должны провести дифференциацию и исходить из того, что всё-таки у людей разные профессии и разные задачи - к примеру, у служителя культа и у человека, который работает на свечном заводе или выполняет иную, чисто производственную, не связанную с исполнением культа трудовую обязанность в религиозной организации. Эту дифференциацию, обещанную авторами законопроекта, мы ждём ко второму чтению. И если уж разговор зашёл о спецоценке условий труда, то, наверно, ко второму чтению мы предложим обсудить эту проблему шире, потому что тема спецоценки, к сожалению, затронула большое количество работников с нелучшими последствиями: только за последний год количество людей, которые считаются занятыми на вредных производствах, сократилось на 700 тысяч человек - с 5,8 миллиона до 5,1 миллиона, поскольку ранее считавшиеся вредными факторы теперь таковыми не считаются. Более глубоко и безотносительно к религиозным организациям всё-таки необходимо обсудить проблему, касающуюся СОУТ, ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчики? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", пункт 21 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 58 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принят в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на религиозные организации", 22-й пункт повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 33 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 491436-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (в части исключения из сферы действия закона отношений, связанных с проведением специальной оценки условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - религиозными организациями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. В целях оптимизации работы предлагаю законопроекты под пунктами 35 и 36 рассмотреть с двумя докладами и одним содокладом от комитета.
Пункты 35 и 36 - рассмотреть с одним содокладом. Нет возражений? Хорошо.