Заседание № 27
О проекте федерального закона № 491430-4 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (в части уточнения порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Докладывает председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Петрович Денисов. ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается в третьем чтении вышеназванный проект федерального закона. Замечаний правового и юридико-технического характера не имеется, мы отработали его полностью с лингвистами. Прошу его принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания в связи с этим предложением комитета? Нет.
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 40 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 26
О проекте федерального закона № 491430-4 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (в части уточнения порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Доклад председателя Комитета по аграрным вопросам Валентина Петровича Денисова. ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Напомню, что законопроект был принят в первом чтении 4 апреля этого года. С учётом замечаний и предложений Правового управления Аппарата Государственной Думы и поступивших поправок к тексту законопроекта он доработан ко второму чтению. Имеются таблица отклонённых поправок и таблица принятых поправок. Прошу рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две таблицы. Есть ли замечания по таблице 1? Здесь одна поправка. Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 55 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2, здесь три поправки. Есть ли замечания по этой таблице? Нет замечаний. Включите режим голосования по этой таблице. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 31 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9% Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 04 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Микрофон на центральной трибуне включите, пожалуйста. ДЕНИСОВ В. П. Уважаемые коллеги, законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления не имеется. Комитет рекомендует законопроект принять в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть проект постановления по третьему чтению? Это вопрос... Представитель президента. Пожалуйста, Александр Сергеевич Косопкин. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Олег Викторович, насколько мне помнится, на последнем Совете мы договаривались всё-таки принимать в третьем чтении в пятницу, если мне память не изменяет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет настаивает? ДЕНИСОВ В. П. Можно в пятницу, но в принципе никаких изменений... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда я по-другому ставлю вопрос. Комитет признаёт, что речь шла о пятнице, но утверждает, что есть полная готовность, готов проект постановления. Поэтому я обращаюсь к представителю президента. Настаиваете ли вы, Александр Сергеевич, на том, чтобы перенести на пятницу? КОСОПКИН А. С. Нет, я не настаиваю, просто у нас были десятки случаев, когда приходилось исправлять какие-либо ошибки, когда лингвисты, редакторы смотрели более тщательно, нам предлагали возвратиться потом во второе чтение, чтобы исправить ошибку. Поэтому у нас с вами давно выработана технология: есть возможность дать ещё раз посмотреть специалистам - надо им дать. Просто для вашего сведения: очередное заседание Совета Федерации 30-го числа. Насколько важно сегодня принимать в третьем чтении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, я слышу реакцию на ваше выступление председателя комитета Валентина Петровича Денисова: он соглашается с вашей позицией. В третьем чтении будем обсуждать в пятницу.
Заседание № 17
О проекте федерального закона № 491430-4 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (в части уточнения порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Доклад члена Совета Федерации Иннокентия Николаевича Егорова. Пожалуйста. ЕГОРОВ И. Н., член Совета Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Законопроект вносит изменения в части 2 и 3 статьи 12 "Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой" указанного федерального закона, касающиеся уточнения порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования. Действующая редакция Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" предусматривает, что сельскохозяйственным товаропроизводителям за счёт бюджетных средств предоставляются субсидии в размере 50 процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования. При этом определено, что порядок и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования и размер компенсаций по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, из бюджетов всех уровней - регионального и федерального - компенсация в совокупности составляет 50 процентов от уплаченной страховой премии, что ограничивает размер предоставляемых субсидий. Однако, по имеющимся данным, например, в 2006 году из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации перечислено 2,9 миллиарда рублей для предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий на компенсацию 50 процентов уплаченного ими страхового взноса. Кроме того, из региональных бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачено на те же цели 421 миллион рублей. Общий размер компенсаций из бюджетов двух уровней составляет 57 процентов от сумм уплаченных страховых взносов, при этом есть отдельные регионы, где эта цифра составила 75 процентов. Необходимо также отметить, что Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства", который действовал до 1 января 2005 года, предусматривалось, что при страховании урожая сельхозкультур сельскохозяйственные товаропроизводители за счёт собственных средств уплачивали страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачивались страховщикам за счёт средств федерального бюджета. При этом Правительство Российской Федерации могло дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счёт средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. Таким образом, действующая редакция Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" ухудшает условия страхования по сравнению с предыдущими периодами. В связи с этим законопроект предлагает установить следующее: во-первых, сельскохозяйственным товаропроизводителям за счёт бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50 процентов от уплаченных ими страховых премий по договорам страхования; во-вторых, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключённым со страховыми организациями в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Изменения, вносимые рассматриваемым законопроектом, будут способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию современной системы сельхозстрахования, созданию более благоприятных условий для деятельности сельхозтоваропроизводителей. Представленный законопроект доработан с учётом замечаний Правительства Российской Федерации и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Прошу депутатов Государственной Думы поддержать законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иннокентий Николаевич, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по аграрным вопросам Валентина Петровича Денисова. Пожалуйста, Валентин Петрович. ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Учитывая, что был представлен очень содержательный доклад, я, не повторяя, хочу сказать, что норма, которая предлагается авторами поправок, существенно расширяет возможности для улучшения страхового климата в агропромышленном комплексе, что повлечёт значительное повышение эффективности в сельском хозяйстве, правда, это касается только отрасли растениеводства. Комитет в установленном порядке рассмотрел данный законопроект и согласился с авторами поправок. Мы получили соответствующие заключения, отзывы законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. В основном они положительные. Замечания Правительства Российской Федерации в данном законопроекте также нами были учтены. Данная редакция законопроекта по сравнению с первоначальной редакцией снимает опасение ряда субъектов права законодательной инициативы об изменении существующей единой политики в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой. С учётом изложенного Комитет по аграрным вопросам просит вас принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Петрович. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Одна рука, две руки. Жириновский Владимир Вольфович, потом Кулик Геннадий Васильевич. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Хотелось бы, чтобы докладчик уточнил. Вот эта поправка - насколько она всё-таки больше компенсирует вот эти страховые взносы? В действующей редакции написано: не менее 50 процентов. Здесь написано: до 50 процентов. Что за трактовка? В чём улучшение? Надо показать цифры, порядок цифр здесь. Если внести поправку, насколько большие страховые суммы получат наши сельские товаропроизводители? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иннокентий Николаевич. ЕГОРОВ И. Н. Предложение о том, что не менее 50 процентов, важно, потому что федеральный бюджет всегда оказывал поддержку в пределах 50 процентов, а региональным бюджетам мы не ограничиваем. А может быть, они готовы на все 100 процентов поддержать, это ещё лучше будет. В Белоруссии, допустим, принято решение вообще в пределах 95 процентов поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Надо эту поправку принять, она чуть-чуть улучшит положение дел, но думаю, что нужно серьёзно работать над тем, чтобы подготовить закон о страховании рисков в сельском хозяйстве. Такие законы уже приняли все наши соседи, и мы вместе с аграрным комитетом, Комитетом по финансовому рынку и бюджетным комитетом создали группу, будем готовить такой законопроект и предложим вам его на рассмотрение. Мой вопрос следующий. Есть и другие вопросы, которые возникли по закону "О развитии сельского хозяйства" в связи с изменившейся ситуацией в стране. Когда мы определяли объёмы финансирования, исходили из инфляции в размере 7 процентов, которая была заложена правительством до 2010 года, сейчас мы видим другую ситуацию. Это привело к повышению стоимости кредитов. Тогда, когда разрабатывалась программа, кредиты стоили на рынке 10-12 процентов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. КУЛИК Г. В. Заканчиваю вопрос. Комитет по аграрным вопросам и Совет Федерации, который вносил законопроект, собираются ограничиться только этой незначительной поправкой, не главной поправкой или подготовить и внести в закон одновременно ряд других поправок, вытекающих из той экономической ситуации, которая сложилась? Мы видим рост цен и многое другое, видим, что надо бы сегодня внести поправки, чтобы максимально стабилизировать обстановку на продовольственном рынке России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Петрович, пожалуйста, ответ. По карточке Плигина включите микрофон. ДЕНИСОВ В. П. Спасибо. Уважаемый Геннадий Васильевич, ваш вопрос совершенно правомерен. Сегодня мы рассматриваем лишь страховую историю, но это не значит, что мы не можем разрабатывать поправки по другим вопросам. Достаточно сказать, что инфляционные процессы, которые происходят в стране, значительно влияют на сумму поддержки, выделенной нами по пятилетней государственной программе. И в развитие этого закона, естественно, давайте совместно разрабатывать поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Две руки вижу: Зубов и Жириновский. Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Спасибо большое. Вы знаете, это хороший повод для того, чтобы нам всё-таки поговорить об особенностях возможного развития сельского хозяйства в сегодняшних условиях. Вот мы несколько лет мурыжили законопроект о поддержке сельскохозяйственного производства, который упорно пробивал, убеждая нас в необходимости его принятия, Геннадий Васильевич Кулик, но за то время, пока мы тянули с его принятием, ситуация уже изменилась. И мы сейчас обсуждаем по большому счёту, знаете, небольшие припарки, хотя ситуация радикально другая. Первое. Наше отношение к сельскому хозяйству. Вот это наше такое поспешное регулирование розничных цен на продовольственном рынке ничего, кроме вреда, принести не может. Мало того что оно не сработало, и оно не могло сработать, дело в том, что такое отношение к сельскому хозяйству - не давать им возможность зарабатывать... А чего вы тогда от него ждёте? Как вы хотите? На нефть мы не устанавливаем квоты, на вывоз нефти за рубеж, и считаем, что это нормально, когда наш нефтяник зарабатывает, а потом платит налоги в бюджет. У крестьянина в кои-то веки появилась возможность экспортировать зерно, Россия снова стала страной, экспортирующей зерно, - и мы сразу установили шлагбаум: нет, вот вам квота, дальше нельзя. Не остановить, к сожалению, в сегодняшней ситуации рост цен на продовольственном рынке по простой причине: такие страны, как Китай и Индия, стали переходить от зерна к потреблению мяса и молока в силу своего экономического развития, они формируют спрос на мировом рынке, и с этим бороться очень трудно. Поэтому нельзя ни в коем случае, первое, регулировать розничные цены, второе, ограничивать крестьянина и, третье, если уж мы хотим совместить две вещи - удовлетворить потребителя с недостаточными доходами и развивать сельское хозяйство, - давайте регулировать издержки в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство приобретает солярку, в цене которой 80 процентов - налоги. Почему я долблю всё время вот этот закон, который сейчас так неуклюже пытаются отодвинуть в сторону, об акцизах на бензин? Потому что 80 процентов цены солярки - это налоги. Хотим помочь сельскому хозяйству? Вот здесь десятки процентов, а не некоторые проценты или доли процентов, которые мы сейчас обсуждаем. Без решения вопроса по солярке не решаются проблемы сельского хозяйства. Мы узнали два дня назад, что Федеральная служба по тарифам и министр финансов, присутствующий на коллегии федеральной службы, заявили о необходимости нового повышения цен (тарифов) на услуги естественных монополий, в первую очередь на энергоресурсы и перевозки. Что вы хотите от сельского хозяйства? Вы хотите при повышающихся затратах на бензин - сегодня в пять утра цены на бензин поднялись на розничном рынке, - при повышающихся затратах на все энергоресурсы придавить розничные цены. А откуда же взяться прибыли, чтобы развиваться? Откуда в сельском хозяйстве появятся инвестиции, если их невыгодно туда вкладывать? Мне кажется, что нам нельзя, не надо сдерживать развитие сельского хозяйства, но помогать ему надо не припарками, не теми долями процентов, которые мы сейчас обсуждаем, а по существу и по большому счёту. Сейчас не только энергоресурсы, сейчас продовольственный рынок перспективен в мире. И надо давать нашему крестьянину там зарабатывать, как зарабатывают наши нефтяники и металлисты. И это правильная поддержка сельского хозяйства - не сдерживать его цены, а сдерживать затраты. Поэтому я предлагаю, обсуждая этот законопроект, всё-таки вернуться к закону о тарифах, о государственном регулировании тарифов на услуги естественных монополий, к закону об акцизах, который так неудачно пытаются отклонить. Это вопросы развития сельского хозяйства в том числе, хотя они более широкие. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я выступаю и от имени фракции, и как член аграрного комитета. Я думаю, депутат Денисов это оценит. Не все члены аграрного комитета решились выступить сегодня. Законопроект как раз очень важный. Его, конечно, надо поддержать, он хороший. И уход коммунистов лишний раз показывает, что они не хотят поддерживать сельское хозяйство. Они его начали уничтожать с Гражданской войны, когда, вместо того чтобы развивать коневодство, посадили туда товарищей в будёновках и загубили три миллиона лошадей. Представляете? А сегодня лошадь стоит - вот был недавно аукцион, и в арабских странах тоже, - до 30 миллионов, представляете? 30 миллионов долларов - одна лошадь! А по миллиону - это в массовом порядке, обычная лошадь. Вот проблема. Действительно, в данном законопроекте не совсем удачные формулировки. Получается, в одной редакции "до пятидесяти" написано, в другой редакции мы даём "не менее пятидесяти", а самое главное - вновь отсылочная норма, которая мешает реализации наших законов. Мы опять привязали к тому, чтобы местный бюджет финансирование осуществлял в пределах этой страховой суммы - до 10 процентов. А если местный бюджет не дотягивает до 10 процентов, значит, сельское хозяйство, сельхозпроизводители данного региона не смогут получить большую страховую премию. Зачем мы привязали к местному бюджету? Это хитрые задумки министра финансов, чтобы регионы изворачивались и находили деньги. Конечно, надо мобилизовывать все ресурсы на местах, но не надо забывать о том, что наша ежегодная поддержка сельского хозяйства в размере 100 миллиардов рублей - это очень мало, очень мало, это всего 2 процента расходной части бюджета. Представляете, на продовольствие страны мы даём 2 процента! А 98 на что идёт у нас?! У нас в каждой семье на питание уходит половина денег, если не больше, а в масштабах страны мы даём 2 процента. Это что же за забота государства? Получается, семья исходя из физического инстинкта самосохранения тратит столько, чтобы быть живыми-здоровыми. Но государство же должно обеспечить хорошее питание. У нас же граждане едят мяса в два раза меньше, чем весь мир, я имею в виду цивилизованный мир, а не Китай, Северную Корею или Кубу. И фруктов меньше. То есть наш с вами ассортимент питания ещё недостаточный. Это имеет значение. Почему? Потому что слабое население, люди плохо работают, хуже сохраняются браки, больше проблем со здоровьем. Потом появляются эти маньяки у нас - это вот от того, что было плохое питание в детстве, в бедности жила семья, не было сил. Поэтому обязательно надо увеличивать расходы на сельское хозяйство. И совершенно не согласен с депутатом Зубовым, а ведь доктор наук, бывший губернатор Красноярского края. Как же так - не регулировать цены-то на продовольствие? Ведь на нефть можно... максимум излишек нефти поставлять на рынок, это не связано с питанием граждан, это имеет какое-то косвенное воздействие на нашу экономику, но питание-то напрямую связано. Вот придёт в магазин малоимущий пенсионер, а хлеб уже 25 рублей стоит. Если сделать так, как предлагает депутат Зубов, хлеб завтра будет стоить 40 рублей, 60. То есть депутат Зубов предлагает устроить ещё один голодомор. Правительство правильно делает, но надо не только кратковременно вводить ограничения на рост цен - на более длительную перспективу. И это делается не только у нас, это делается во всём цивилизованном мире. Поднимите их законы: они ограничивают торговую наценку 10 процентами, у нас - 40. С какой стати кто-то должен наживаться? Пожалуйста, можете увеличить цены, но в пределах 10 процентов. Стоила буханка хлеба 15 рублей, теперь пускай стоит 16 рублей 50 копеек, но не 25 рублей! А он, депутат Зубов, говорит: нет, снять ограничения, шлагбаум открыть. Уважаемый депутат Зубов, если открыть шлагбаум, ни одного килограмма зерна не останется для нас, потому что потребность всего человечества выше, чем потребность России, и у нас всё вывезут подчистую. Обязательно должны быть шлагбаумы, во всём мире так. А антикартели в законодательстве США? Это ведь шлагбаум для развития частного бизнеса. А его опустили, и исчезли олигархи американские. Где эти Ротшильды, Дюпоны? Их нету. А у нас их пруд пруди, десять человек держат деньги всей страны, целый бюджет в их руках! Тоже скажут: депутаты, что вы делаете, ограничиваете частную инициативу. Вы все неправильно понимаете рынок. Рынок - это не просто анархия: привёз и продавай сколько хочешь за какую хочешь цену, это когда тебе дают право торговать, а вот чем и за какую цену, государство вправе регулировать исходя из потребностей граждан нашей страны. И конечно, надо... Другой министр сельского хозяйства нужен, ибо продовольственная проблема выходит на первое место, она выше энергетической. Нам нужна энергия, энергоносители, но если это не превращается в продовольственную товарную продукцию, то зачем нужно это топливо, тепло, свет, если не идут сосиски, колбасы, буженинка, яйца, молоко? Зачем нужен пустой свет? Кого он освещает? Кого тепло согревает? Потребность растёт. Богаче становятся слаборазвитые страны, они начинают лучше питаться. Мы можем зарабатывать, в этом смысле прав Валерий Михайлович Зубов, это ещё один источник доходов при наличии наших огромных сельхозугодий. Но земля-то, кто землю нам не даёт? Коммунисты с 17-го года. Мы не можем получить землю, до сих пор не можем! Все жилые строения, вообще домостроения, недвижимость, занимают всего 2 процента территории страны, 98 процентов - это пустота в руках муниципалитетов, воинских частей, каких-то вузов, предприятий, пустая земля, и не можем до сих пор её дать. Если новый президент выполнит своё обещание строить миллион коттеджей, домов индивидуальных... Это кто мешал строить? Коммунисты! 60 метров, больше нельзя было строить, баньку нельзя было поставить где-то, туалет, ничего нельзя, всё ограничивали, ограничивали? И они ещё зал покидают! Это же смешно просто! Должны давно уже уехать на Кубу и там вместе с Фиделем Кастро умирать медленно или в Северную Корею с товарищем Ким Чен Иром. Это нужно делать, и деньги есть. Если кто-то нам скажет сейчас, что нет денег... Я здесь сказал и Кудрину, и Козаку, и всем остальным представителям правительства: я вам даю деньги, скажите, в какую дверь принести вам 10 миллиардов долларов, 40 миллиардов, 50, 100. Господа министры, в какую дверь у вам постучаться, чтобы вы не сказали, что у вас нет денег на сельское хозяйство, на индивидуальное жилищное строительство? Я к президенту новому обращаюсь. Дмитрий Анатольевич, у вас шестьсот тёзок, у меня ни одного тёзки нет. Когда моё имя произносится, все знают, о ком идёт речь, а у вас шестьсот, пока поймут, что это вы, уже время уйдёт. Деньги есть, я прошу нового президента обеспечить поступление необходимых денег, и в первую очередь на индивидуальное жилищное строительство. Оно должно идти в первую очередь как раз в малых городах и на селе - городских жителей тяжело переселять снова в индивидуальные дома. И сельское хозяйство. Вот копейки мы сейчас даём, обязательно надо поддержать, но это копейки. Надо давать тысячи рублей, а мы опять даём им копейки и привязываем к местному губернатору, которого давно уже нужно взашей гнать, который губит сельское хозяйство. Почему? Это бывший коммунист, он всё держал, он мешал, он не развивал сельское хозяйство, а это самая доходная часть, на этом делала валюту Российская Империя царская, всё продовольствие шло в Европу, там кушали русские сыр, маслице, колбаску. А теперь мы кушаем датскую колбасу для кошек и собак, продаём её для людей. То есть всё это нам сделала бывшая правящая партия и нынешняя КПРФ, когда не было никакого внимания сельскому хозяйству. Паспорта крестьянам выдали в 72-м году. Царь отменил крепостное право в 1861, вы подумайте, а паспорта дала советская власть через сто одиннадцать лет! Они царские указы даже не выполнили и свои собственные указы, закабалили крестьян наших. И теперь они говорят, что крестьяне в плохом положении. Так кто это сделал? Как только мы дали паспорта, вся деревня разбежалась. Вот и начался продовольственный кризис. Почему пришёл 91-й год? 72-й год - мы дали паспорта, и вся деревня убежала, из той красивой советской деревни люди, как только дали им свободу, без путча ещё... Помните? Это хороший год был, 72-й, но дали паспорт - и где наши колхозники? Чего же они не остались в колхозах? Кто их мучил? Тогда была бесплатная солярка, трактора выпускали миллионами штук, всё им давали. Они не захотели быть в кабале и ушли в большие города. Вот начался кризис когда - в 1972 году, когда в самом разгаре... Брежнев ещё был здоровый, и сильная была КПСС. Неправильная политика велась в отношении сельского хозяйства, и нехватка продовольствия привела к тому, что люди не вышли поддерживать ГКЧП, а поддержали лжедемократов, и мы знаем все последствия этого. Так что важнейший закон. Я бы просил два комитета сделать ключевыми в нашей Государственной Думе: на первом месте - комитет аграрный, на втором - по СНГ. Не надо нам кататься в Латинскую Америку, куда-нибудь там в Африку, вот рядом соседи: Киев, Рига, Ташкент... И сельским хозяйством заниматься. И они у нас хотят работать, они стучатся к нам, в очередь... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять минут прошло. Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые выступавшие до меня! Владимир Вольфович, не обижайтесь, вы играете с крестьянами в основном в политику, борясь за их голоса. Вы и пары сапог не истоптали в деревенском навозе, поэтому вы не можете так рассуждать. Зубов абсолютно прав. Его выступление я поддерживаю. И Геннадий Васильевич Кулик перед этим выступал, и председатель комитета Денисов. Вы, не зная сути происходящего в деревне, всё смешали в кучу, начиная от XVII, XVIII, прошлого века и по сегодняшний день. До тех пор пока мы на самом деле... а многие депутаты в этом созыве, и первая, и вторая, и третья, и четвёртая Государственная Дума прекрасно помнят, как мы просили и убеждали, и Агропромышленная депутатская группа, и Аграрная депутатская группа, и фракция КПРФ, увеличить по крайней мере расходную часть по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство". Мы предупреждали и говорили: всё то, что было создано за годы... (Микрофон отключён.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые коллеги, Владимир Вольфович и Николай Михайлович - по данному законопроекту! Уважаемые коллеги, я прошу придерживаться Регламента. Было использовано время в соответствии с Регламентом для ваших выступлений. Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента, полномочного представителя правительства? У докладчика с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 02 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4% Результат: принято Принято, против никого не было, уважаемые коллеги.