Заседание № 101

24.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 49071-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в целях стимулирования ввоза культурных ценностей на территорию Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1439 по 1464 из 9901
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в закон           
Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Доклад            
председателя Комитета по культуре Григория Петровича Ивлиева.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон    
Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" подготовлен к      
третьему чтению. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы, замечаний     
нет. Изменений по сравнению с текстом второго чтения нет. Комитет по культуре   
рекомендует принять проект федерального закона в третьем чтении.                
                                                                                
Хочу напомнить, что проект федерального закона распространяется только на       
культурные ценности, которые будут ввезены после вступления данного закона в    
силу.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич будет выступать по мотивам. У других депутатов    
замечаний нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1773 по 1817 из 9901
По вопросу 10 по мотивам выступает Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста.   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые товарищи, опять, посмотрите на закон: здесь всего две статьи, но, с   
нашей точки зрения, за него нельзя голосовать по одной простой причине.         
Послушайте просто текст, который предлагается к принятию: "Физические и         
юридические лица имеют право на вывоз в порядке, установленном настоящим        
законом, ввезённых на территорию Российской Федерации культурных ценностей,     
созданных более 100 лет назад".                                                 
                                                                                
В чём суть проблемы? Вы все многократно слышали из СМИ о многих сотнях и        
тысячах культурных ценностей, украденных в период безвременья. Все вы           
слышали, сколько в Эрмитаже украдено из-за того, что то там кто-то напился,     
то кто-то чьего-то родственника поставил. Сколько в других музеях из-за         
отсутствия элементарной охраны украдено культурных ценностей! И я не            
исключаю, что они украдены как раз очень богатыми людьми, организованными       
преступными группами и вывезены за рубеж. Теперь законом предлагается, если     
она ввезена оттуда, так же свободно вывезти её назад, хотя по действующему      
закону сегодня мы могли бы её арестовать и вернуть прежнему владельцу.          
Поэтому мы считаем, что предложенный законопроект носит антироссийский          
характер и носит характер узаконивания украденных ценностей зарубежными         
владельцами и их российскими владельцами, очень денежными. Мы за такой закон    
голосовать не будем и призываем всех голосовать против него.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект           
федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О       
вывозе и ввозе культурных ценностей". Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4%                                     
Проголосовало против           58 чел.12,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1886 по 1891 из 9901
БОБЫРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, по пункту 10 Бобырев голосовал за.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                

Заседание № 100

11.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 49071-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в целях стимулирования ввоза культурных ценностей на территорию Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2450 по 2513 из 6728
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской   
Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Докладывает Григорий         
Петрович Ивлиев.                                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроект вводит норму, разрешающую вывоз культурных     
ценностей, созданных более ста лет назад, но только при условии, что к вывозу   
заявлены культурные ценности, законно приобретённые за пределами Российской     
Федерации и ввезённые на территорию Российской Федерации в установленном        
порядке физическими и юридическими лицами после вступления данного закона в     
силу. Сохраняется запрет на вывоз культурных ценностей, внесённых в охранные    
списки и реестры, а также постоянно хранящихся в государственных и              
муниципальных музеях, архивах, библиотеках и других хранилищах.                 
                                                                                
Законопроект направлен на стимулирование ввоза в страну ценностей,              
обеспечение прав граждан свободно распоряжаться принадлежащими им культурными   
ценностями, развитие в России частного коллекционирования, создание             
негосударственных музеев, активизацию внутреннего рынка и расширение            
международного культурного сотрудничества.                                      
                                                                                
Изменения, которые внесены в законопроект ко второму чтению, носят              
редакционный характер. Прилагается таблица поправок, рекомендованных к          
принятию. У правительства замечаний и предложений по законопроекту нет. В       
поступивших из субъектов Российской Федерации отзывах законопроект              
поддерживается. Из субъектов поступило четырнадцать отзывов. Замечаний у        
Правового управления не имеется. Комитет рекомендует принять проект             
федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О       
вывозе и ввозе культурных ценностей" во втором чтении.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, две поправки приняты комитетом.       
Никто не настаивает на обсуждении? Ставлю на голосование таблицу 1.             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 12 во втором чтении.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против           81 чел.18,0%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2964 по 2966 из 6728
КОЛЕСНИКОВ В. И. По таблице 1, пункт 12, голосовали за Колесников,              
Колесников, Габдрахманов и Попов.                                               
                                                                                

Заседание № 88

17.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 49071-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в целях стимулирования ввоза культурных ценностей на территорию Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2207 по 2745 из 6544
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской   
Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Докладывает депутат          
Государственной Думы, он же председатель Комитета по культуре, Григорий         
Петрович Ивлиев.                                                                
                                                                                
Я напоминаю, что мы перешли к обсуждению законопроектов первого чтения.         
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В настоящее время в связи с      
изменением социально-экономической ситуации в стране постепенно начинается      
процесс возвращения в Россию ранее вывезенных культурных ценностей,             
расширяется международное культурное сотрудничество в этой сфере, и задача      
государства - не быть сторонним наблюдателем этого процесса, а активно          
помогать и содействовать. Первые шаги в осуществлении протекционистской         
политики в отношении ввозимых культурных ценностей уже сделаны. Так, пункт 5    
статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает в отношении   
культурных ценностей, ввозимых физическим лицом для личных нужд, полное         
освобождение от уплаты налогов и пошлин. Вместе с тем большим препятствием      
для свободного ввоза в страну культурных ценностей является отсутствие у        
собственника права их свободного вывоза, так как любое коллекционирование       
предусматривает обмен, движение и мировые границы.                              
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации   
"О вывозе и ввозе культурных ценностей" предполагает введение нормы,            
устанавливающей право вывоза культурных ценностей, созданных более ста лет      
назад, при условии, что к вывозу заявлены культурные ценности, которые          
приобретены за рубежом и ввезены законно в Россию физическими и юридическими    
лицами после вступления этого федерального закона в силу.                       
                                                                                
Законопроектом устанавливается статус-кво: всё, что запрещено к вывозу          
действующим Законом "О вывозе и ввозе культурных ценностей", вывозу с           
территории Российской Федерации не подлежит. В соответствии со статьёй 9        
закона запрещены к вывозу из Российской Федерации: движимые предметы,           
представляющие историческую, художественную, научную и иную культурную          
ценность и отнесённые к особо ценным объектам культурного наследия народов      
Российской Федерации, независимо от времени их создания; движимые предметы,     
независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесённые в        
охранные списки и реестры (Музейный фонд Российской Федерации, Архивный фонд    
Российской Федерации). Культурные ценности, постоянно хранящиеся в              
государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других            
государственных и муниципальных хранилищах культурных ценностей Российской      
Федерации тоже вывозу из Российской Федерации не подлежат.                      
                                                                                
Предусмотренные законопроектом нормы дают собственнику право вывоза только      
одной категории культурных ценностей - созданных более ста лет назад и          
ввезённых законно в Россию после вступления закона в силу. Изменяются права     
собственника на такие культурные ценности, если они законно приобретены за      
рубежом и законно ввезены в Россию: собственник имеет право в этих случаях      
вывезти их обратно за границу. При этом порядок вывоза таких культурных         
ценностей не изменяется: проводится экспертиза с целью получения                
свидетельства на право вывоза и взимается государственная пошлина за право      
вывоза. Предлагаемая норма будет способствовать ввозу в страну культурных       
ценностей, пополнению государственных и муниципальных музеев, развитию в        
России частного коллекционирования, созданию негосударственных музеев,          
активизации внутреннего антикварного рынка и расширению международного          
культурного сотрудничества. Норма позволит гражданам России свободно            
распоряжаться принадлежащими им культурными ценностями, законно                 
приобретёнными за пределами Российской Федерации и законно ввезёнными на        
территорию Российской Федерации.                                                
                                                                                
Просим поддержать данный законопроект в первом чтении.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Содоклад делает первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена      
Григорьевна Драпеко.                                                            
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Этот законопроект вызвал         
бурное обсуждение в Комитете по культуре и среди всех, кто имеет отношение к    
вопросам ввоза и вывоза культурных ценностей. В обсуждении этого                
законопроекта активно принимали участие МВД России, ФСБ России, ФТС России и    
другие. Мы получили заключения от пятидесяти субъектов Российской Федерации.    
Все замечания, которые были высказаны этими субъектами Российской Федерации,    
поданные официально в Государственную Думу, касались в основном того, что в     
первоначальном варианте этого законопроекта была отменена экспертиза при        
вывозе культурных ценностей, ввезённых в страну после принятия закона. На       
сегодняшний день в тексте законопроекта мы учли эти замечания и экспертиза      
при вывозе осталась. Поэтому мы считаем, что законопроект на сегодняшний день   
отвечает требованиям сохранения культурных ценностей Российской Федерации.      
Как уже сказал председатель нашего комитета, все ограничения на вывоз           
культурных ценностей, установленные статьёй 9 Закона Российской Федерации "О    
вывозе и ввозе культурных ценностей", сохраняются. Таким образом, не могут      
быть вывезены из Российской Федерации музейные ценности, внесённые в охранные   
списки и реестры (Архивный фонд Российской Федерации), постоянно хранящиеся в   
государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках и других           
государственных хранилищах культурные ценности и другие, в том числе            
хранящиеся в частных коллекциях, но не ввезённые согласно этому закону.         
                                                                                
Законопроект вводит норму, устанавливающую право собственника на вывоз          
культурных ценностей, созданных более ста лет назад, только при условии, что    
такие культурные ценности приобретены за пределами Российской Федерации и       
ввезены на территорию Российской Федерации физическими и юридическими лицами    
после вступления этого федерального закона в силу. В связи с этим комитет       
считает, что это будет способствовать возврату отечественных культурных         
ценностей и ввозу в Российскую Федерацию шедевров мировой культуры, развитию    
в России частного коллекционирования, созданию негосударственных музеев,        
активизации внутреннего антикварного рынка и расширению международного          
культурного сотрудничества.                                                     
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по культуре поддерживает проект федерального       
закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе     
культурных ценностей" и рекомендует принять его в первом чтении.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока, Елена Григорьевна, на          
трибуне.                                                                        
                                                                                
Вопросы, я вижу, есть. Один, два, три... Всех я увидел? Локоть, Илюхин,         
Беляков. Все, никого не пропустил?                                              
                                                                                
Пожалуйста, Локоть.                                                             
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемая Елена Григорьевна, вот нет в зале сейчас нашего с вами товарища       
Николая Николаевича Губенко... У нас такое ощущение, что мы открываем ящик      
Пандоры опять. Посмотрите, что написано в пояснительной записке: кризис в       
экономике и финансовая несостоятельность бюджетов всех уровней, ещё ряд         
показателей, и как следствие - гигантский размах теневого оборота культурных    
ценностей. Вот почему вводились эти запретительные нормы. И вроде как           
ситуация изменилась... А разве сейчас не кризис? А разве сейчас мы не стоим     
перед угрозой финансовой несостоятельности целых территорий, не просто там      
экономических субъектов, каких-то хозяйствующих субъектов, а целых              
территорий? И мы приоткрываем опять эту лазейку, даём возможность для вывоза    
с нашей территории, из Российской Федерации, культурных ценностей. Не           
способствуем ли мы опять этому огромному теневому... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Я хочу акцентировать, что мы открываем, как вы сказали, ящик Пандоры, но в      
сторону ввоза культурных ценностей. На сегодняшний день всё, что хранится на    
территории Российской Федерации, создано более ста лет назад и имеет            
художественную ценность, не может быть вывезено из Российской Федерации. Ещё    
раз напоминаю, мы сохраняем все запреты на вывоз ныне хранящихся в Российской   
Федерации культурных ценностей, но мы позволяем нашим субъектам, юридическим    
и физическим лицам, которые уже накупили шедевры мировой культуры на            
вывезенные из Российской Федерации деньги и хранят их сегодня в зарубежных      
банках в основном, ввезти эти ценности на территорию Российской Федерации. А    
для того чтобы они это сделали, мы им разрешаем в установленном законом         
порядке, после экспертизы, их вывезти в случае необходимости.                   
                                                                                
Я хочу вам напомнить историю с яйцами Вексельберга, который купил их не для     
Российской Федерации, а для себя любимого, ввёз в Российскую Федерацию,         
показал их Российской Федерации, провёз по городам и вывез их обратно из        
России, потому что срок временного пребывания этих ценностей на территории      
Российской Федерации закончился. А вот если бы действовал этот закон, то,       
возможно, Вексельберг оставил бы яйца Фаберже в Российской Федерации.           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Яйца были собственностью Вексельберга, а сделаны они Фаберже.     
                                                                                
Таким образом, уважаемые коллеги, Комитет по культуре рассматривает этот        
законопроект как раз как облегчающий ввоз на территорию Российской Федерации    
шедевров мировой культуры, которые приобретены нашими соотечественниками за     
рубежом.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, вы не записывались на вопрос. Сначала          
Илюхин.                                                                         
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Видимо, приближение Пасхи уже всеми ощущается.                                  
                                                                                
Я хотел бы задать вопрос Григорию Петровичу. Григорий Петрович, вот вы нас      
сегодня убеждаете, что ввоз в Россию будет упрощён, но ведь, наверное, тогда    
будет и вывоз из России таким же упрощённым? Это один момент.                   
                                                                                
И второй момент. Я хотел бы уточнить: всё-таки действие этого закона будет      
распространяться на те отношения, которые возникнут после его вступления в      
силу? И коснётся или нет этот закон ценностей, перемещённых после Великой       
Отечественной войны или в годы Великой Отечественной войны?                     
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Что касается перемещённых ценностей, то законопроект к ним         
отношения не имеет, это другое регулирование.                                   
                                                                                
Вы правильно понимаете, что эти нормы будут распространяться только на          
отношения, которые возникнут после его вступления в законную силу. И мы не      
упрощаем ни ввоз, ни вывоз, наоборот, в ходе работы над этим законопроектом с   
федеральными органами исполнительной власти, с правительством были              
рассмотрены меры по повышению эффективности контроля за соблюдением             
законодательства при ввозе и вывозе во всех случаях, когда это происходит. Мы   
полагаем, что этот законопроект как раз способствует тому, чтобы оборот был     
легальным, чтобы оборот был законным. И никаких претензий, что здесь созданы    
дополнительные лазейки, мы принять не можем. Это не дополнительные лазейки,     
это законный оборот, который принят во всём международном сообществе. А         
норма, по большому счёту, не соответствует не только международно-правовым      
нормам, принятым в этой сфере, но и Конституции Российской Федерации, которая   
гарантирует всё-таки собственность граждан, за известными исключениями. Здесь   
нет необходимости нам вводить какие-то специальные процедуры возврата и         
вывоза, здесь будет действовать общий порядок, тот порядок, который нужно       
совершенствовать, и он будет действовать в том числе и при ввозе и вывозе       
заявленных нами в этом законопроекте ценностей.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беляков.                                          
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Благодарю вас.                                                    
                                                                                
Я, если позволите, тоже хотел бы задать вопрос Григорию Петровичу, но сначала   
маленький комментарий насчёт мирового опыта. Мне кажется, вы немного            
ошибаетесь, потому что есть регионы, например Флоренция, где вообще запрещён    
вывоз культурных ценностей, в результате чего там собраны уникальные            
сокровища, на которые ездят смотреть со всего мира.                             
                                                                                
А что касается вопроса... Вот сейчас работает механизм такой: на таможне        
останавливается некий предмет культуры или искусства, которому свыше ста лет,   
и всё, он задерживается. После принятия вот этого закона человек что, сможет    
показать таможенную декларацию, что вроде он его ввёз, маленький листочек с     
печатью, который можно на любом углу сегодня сделать, и сможет его вывезти?     
Или как-то иначе, какой-то другой комплект документов нужно будет показать?     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Григорий Петрович.              
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Для того чтобы ввезти и вывезти культурную ценность, она должна    
быть задекларирована как к ввозу, так и к вывозу. Для того чтобы ввезти и       
вывезти культурную ценность, она должна пройти экспертизу. На крупных           
таможенных постах существуют постоянные эксперты, которые могут эту             
экспертизу провести в момент ввоза и дать соответствующую легализацию этому     
ввозу. На каких-то таможенных постах таких экспертов нет, и в этом случае       
культурная ценность может быть задержана до проведения такой экспертизы, но     
это не обязательное правило. И никаких изменений и отклонений от этой           
экспертизы не будет.                                                            
                                                                                
Кроме всего прочего, я хочу сказать, что надо рассматривать этот законопроект   
с учётом действия других норм закона о ввозе и вывозе. Во-первых, у нас         
существует межведомственный совет по вывозу и ввозу, который может принять      
решение о приобретении этих ценностей государством, у нас есть                  
соответствующая федеральная служба, которая следит за тем, чтобы были           
предъявлены к вывозу именно те ценности, которые были ввезены и которые         
заявлены, и есть большой государственный механизм, который действует, по        
контролю за оборотом культурных ценностей в нашей стране, и он в полной мере    
будет распространяться и на эту ситуацию, которую мы сейчас обсуждаем.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли на вопросе, хотя не записывался,            
Коломейцев Николай Васильевич? Упорствует, придётся дать ему слово.             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня вопрос и к Григорию Петровичу, и к Елене Григорьевне.                    
                                                                                
Совсем недавно мы были свидетелями очень большого скандала в связи с пропажей   
более трёхсот экземпляров исторических ценностей из Эрмитажа. Мы с вами знаем   
случаи, когда вывезенные за границу наши ценности потом подменялись копиями     
достаточно высокого качества и оставались там. Скажите, пожалуйста, закончено   
ли составление реестра имеющихся у нас исторических ценностей, который,         
кстати, составляется почему-то на основании иностранных грантов? И есть ли      
полный перечень украденных у нас и пропавших из музеев ценностей? И каким       
образом этот закон предполагает их реквизирование в случае ввоза на             
территорию Российской Федерации?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? Ивлиев.                         
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Что касается музейных ценностей, то уже два года работают          
многочисленные комиссии по проверке сохранности музейных фондов. Проверяются    
все музеи, начиная от больших федеральных государственных музеев и заканчивая   
музеями в областных городах. Соответствующую информацию по каждой проверке      
Министерство культуры Российской Федерации доводит до сведения как Комитета     
Государственной Думы по культуре, так и всей общественности в форме             
пресс-конференций, пресс-релизов и просто отчётов о том, каково состояние       
этих культурных ценностей. Выявлены многочисленные случаи утраты ценностей,     
многочисленные случаи нарушения учёта ценностей. Работа эта продолжается, и     
по окончании этой работы будет понятно, насколько мы сумели сохранить           
культурные ценности в стране.                                                   
                                                                                
При этом самые большие нарушения, связанные с оборотом культурных ценностей,    
и самые сложные случаи пропажи этих культурных ценностей относятся к 20-30-м    
годам, когда культурные ценности вывозились в массовом порядке. Речь идёт не    
только о Фаберже, но и о Рембрандте, Рубенсе, Тициане. Все эти случаи           
исследуются, и информация о них имеется, доступ к ней достаточно свободен.      
                                                                                
Нет многих сведений об утраченном во время Великой Отечественной войны, тогда   
было утрачено очень много культурных ценностей, но работа продолжается. Уже     
издано пятнадцать томов по утраченным во время войны культурным ценностям, и    
работа эта продолжается. Утрачены целые музеи, такие, как калужский и другие.   
Работа эта очень сложная, она будет продолжена, и мы будем это                  
контролировать.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Григорьевна.                            
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Я думаю, что Николай Васильевич, скорее всего, имел в виду        
пропажи 90-х годов из музеев, когда действительно у нас были созданы            
специальные отделы, даже в Федеральной службе безопасности, которые должны      
были отслеживать процессы, происходящие на антикварном рынке и при вывозе       
культурных ценностей.                                                           
                                                                                
Но хочу сказать вам, Николай Васильевич, что вообще слухи о том, что            
разворованы все музеи, несколько преувеличены, и сейчас проверка в музеях,      
допустим, Петербурга показала, что утрат совсем не так много, как мы ожидали.   
                                                                                
Кроме того, в процессе работы Комитета по культуре мы встречались с нашими      
компетентными органами, с таможенными службами и говорили с ними о том, что     
сегодня идёт процесс дополнительного оборудования таможенных пунктов            
специальными устройствами, в том числе техническими, для идентификации          
культурных ценностей, чтобы, если у нас есть, допустим, перечень пропавших      
культурных ценностей, на каждом таможенном пункте можно было бы провести        
проверку. Пока каждый пункт ещё оборудовать мы не смогли ввиду финансовых       
проблем, но, думаю, что мы к этому придём. На сегодняшний день есть две         
таможни, где можно задекларировать, - в Петербурге и в Москве. Мы сегодня       
говорим о том, что надо, конечно, и где-то в Сибири или на Дальнем Востоке      
иметь ещё одну такую большую таможню, то есть здесь комплексная проблема. У     
нас есть очень большая проблема с регулированием ввоза и вывоза культурных      
ценностей, перемещённых в период советской власти, поскольку в страны СНГ -     
тогда союзные республики - передавались очень многие культурные ценности из     
центральных музеев, а из их музеев культурные ценности поступали в музеи        
Центральной России и в наши областные музеи. И вот по поводу этих культурных    
ценностей тоже у нас идёт очень большая переговорная работа, потому что, вы     
знаете, ряд стран СНГ поставили вопросы о реституции, или о возвращении,        
культурных ценностей из наших центральных музеев.                               
                                                                                
Но я хочу ещё раз повторить, что все эти вопросы не имеют никакого отношения    
к рассматриваемому сегодня законопроекту. Этот законопроект касается только     
купленных, приобретённых либо любым другим законным путём попавших в руки       
наших соотечественников за рубежом культурных ценностей.                        
                                                                                
Все замечания, которые будут высказаны, Комитет по культуре, конечно, учтёт,    
потому что сегодня речь идёт о концепции закона, о первом чтении, и мы будем    
рады, если депутаты проявят активность и поработают вместе с нами над этим      
законопроектом.                                                                 
                                                                                
Хочу добавить, что официальный отзыв правительства положительный,               
правительство поддерживает наш законопроект.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё с вопросами. Присаживайтесь.                          
                                                                                
Выступления: Лебедев, вижу, Коломейцев, Беляков. Всё?                           
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР не сможет            
поддержать данный законопроект. Мы считаем, что защита национального            
культурного наследия - это одна из основных задач государства в области         
внутренней политики. Закон, принятый в 93-м году, был направлен именно на       
достижение этой цели и, как мы считаем, сыграл свою позитивную роль в то        
время и играет эту роль до сих пор. Два довода, которые приводят авторы         
законопроекта в подтверждение необходимости его принятия, представляются нам    
абсолютно необоснованными.                                                      
                                                                                
Ну, во-первых, авторы говорят о том, что по сравнению с началом 90-х годов      
резко изменилась социально-экономическая ситуация в стране, об этом только      
что говорил коллега из фракции КПРФ. Почитайте пояснительную записку, авторы    
пишут: ситуация 90-х годов - кризис в экономике, финансовая несостоятельность   
бюджетов всех уровней и так далее. Стоит заменить "90-е годы" на "2009 год",    
и мы увидим, что ситуация в стране абсолютно не изменилась: тот же кризис в     
экономике, та же финансовая несостоятельность бюджетов всех уровней. То есть    
говорить о том, что якобы за прошедшие пятнадцать лет ситуация в стране, в      
экономике так сильно изменилась, что мы можем разрешить вывоз нашего            
национального культурного наследия из страны, мы считаем, абсолютно             
необоснованно. Наоборот, именно сейчас, в нынешних экономических условиях,      
жёсткие ограничительные меры, которые предусматривает действующий закон,        
могут и должны способствовать экономическому росту нашего государства.          
                                                                                
И второй довод - о том, что якобы законопроект направлен лишь на то, чтобы      
наши граждане начали ввозить ценности на территорию Российской Федерации.       
Хотелось бы узнать у авторов законопроекта и у представителей комитета: а       
сколько на сегодняшний день существует обращений граждан, желающих ввезти на    
территорию Российской Федерации какие-либо культурные ценности? И пример,       
который привела представитель комитета, о том, что Вексельберг ввёз яйца        
Фаберже на территорию России, показал их и увёз обратно за границу, - лишнее    
подтверждение того, что никто из них не желает хранить культурные ценности на   
территории Российской Федерации. Поэтому второй довод, о том, что               
законопроект направлен на ввоз, а не на вывоз, нам также представляется         
необоснованным.                                                                 
                                                                                
Исходя из всего этого ещё раз скажу, что фракция ЛДПР не будет поддерживать     
предложение о принятии данного законопроекта.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, депутат Коломейцев у нас вторым был, да? Пожалуйста.                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, закон состоит      
всего из двух статей, в одной из которых дополнение. Но если вы вчитаетесь в    
то, что здесь написано... Здесь написано: "Физические и юридические лица        
имеют право на вывоз ввезённых на территорию Российской Федерации культурных    
ценностей, созданных более 100 лет назад..." - и потом, после запятой, -        
"...в порядке, установленном настоящим Законом". Вопрос-то здесь вот в чём. Я   
с Еленой Григорьевной в корне не согласен, что хищений совсем немного. Из       
региональных музеев украдены книги XV, XVI, XVII веков из-за чего? Из-за        
того, что у нас умышленно чиновники создают правовую неопределённость, не       
определяют правовой статус музеев, а в это время начинают раскассировать        
самые ценные экспонаты музеев. Кроме того, мы с вами были свидетелями... Если   
триста похищенных экспонатов Эрмитажа - только известных! - это мало, то вы     
меня извините. Я думаю, что господин Швыдкой, будучи министром культуры,        
вместе с директорами ведущих музеев изрядно потрудился именно на этом поприще   
- под благовидным предлогом представления культуры и искусства Российской       
Федерации за рубежом потом под всякими соусами оставлял и своевременно не       
возвращал сюда культурные ценности.                                             
                                                                                
Я могу сказать и о том, что у нас, к сожалению, сегодня многие музеи влачат     
жалкое существование, не имеют средств даже на адекватную заработную плату      
сотрудникам, не говоря уже об организации квалифицированной и эффективной       
охраны хранящихся там ценностей.                                                
                                                                                
Кроме того, к сожалению, ни Григорий Петрович, ни Елена Григорьевна так и не    
ответили на мой вопрос. Многие в зале, наверное, не знают, что у нас даже       
реестр ценностей наших ведущих музеев составляется почему-то на иностранные     
гранты. То есть мы на иностранный грант составим реестр, отдадим туда, а для    
себя можем и не получить. Почему? Потому что, если вы ознакомитесь с порядком   
предоставления грантов... во многих этих порядках написано, что созданное на    
деньги предоставляющего грант является его собственностью, а отнюдь не          
собственностью того, чьи ценности описываются.                                  
                                                                                
Я считаю, что этот закон в принципе принимать нельзя. И вообще я убеждён, что   
нам стоило бы следовать установлениям родоначальника парламентаризма Солона,    
который говорил о том, что закон должен быть понятен и землепашцу, и            
аристократу в одинаковой мере. А ссылки на всевозможные порядки, установки,     
постановки каких-то третьих лиц всегда предполагают колоссальную                
коррупционную составляющую и возможность хищения, потому что в этом порядке     
можно столько запятых и вопросительных знаков поставить, что потом ни один      
следователь не разберётся в течение всей своей жизни. Поэтому мы предлагаем     
не голосовать за этот закон.                                                    
                                                                                
А вообще, на одном из "правительственных часов" следует послушать нового        
министра культуры, как всё-таки у нас дело обстоит с учётом, хранением,         
сохранностью для Российской Федерации наших исторических ценностей, чтобы       
вообще представить ситуацию сегодня в Российской Федерации. Думаю, что не       
только Пиотровский допустил массу нарушений, в других музеях их ещё больше.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович.                               
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, голосуя за этот закон, мы практически должны выбирать        
между двумя составляющими. Первая составляющая - это действительно некое        
поддержание свободы, права частных лиц и юридических лиц распоряжаться их       
собственностью. То есть, казалось бы, действительно логично: человек что-то     
купил, почему же он не может этим воспользоваться? Это лежит на одной чаше      
весов. На другой чаше весов лежит информация, которую сегодня уже озвучили      
Григорий Петрович и моя коллега по фракции Елена Григорьевна, о том, что        
сегодня есть только два таможенных пункта, где есть эксперты, на других         
таможенных пунктах их нет. И сегодня вся система, которую мы выстроили,         
опять-таки на которую уважаемый Григорий Петрович ссылался, заключается в       
том, что таможенники действуют по принципу "не пущать": вот есть нечто, некая   
культурная ценность, они не могут разобраться, хорошая она или плохая, и        
поэтому они просто задерживают, и всё.                                          
                                                                                
Теперь, как я понял опять-таки из ответа, если человек, вывозя эту культурную   
ценность, предъявляет декларацию... Для справки: бланки декларации лежат        
сегодня на любой таможне в зоне вылета, печать таможенная делается на любом     
углу. Значит, он спокойно с этой культурной ценностью может выехать, показав,   
что вроде бы как он её ввёз. Если принимать решение, что мы действуем, идём     
не по пути Флоренции и не накапливаем культурные ценности, а надеемся, что,     
разрешая ввоз, мы получим такие яйца Вексельберга - Фаберже у себя на           
территории, и будет ввезено ещё некоторое количество чего-то очень ценного на   
территорию России, полагаю, мы фактически можем сыграть в обратную. Давайте     
тогда сначала обеспечим наши таможенные пункты, давайте тогда сначала           
добьёмся того, чтобы мы могли быть уверены, что каждый вывозимый предмет        
искусства и культуры будет проходить надлежащую экспертизу, а не будет          
подкрепляться бумажкой, на которой написано, что вроде бы он был ввезён         
ранее. А уже после этого тогда, если, повторяю, мы не решили идти по            
механизму некоторых иностранных культурных столиц, в частности, вот я уже       
приводил пример Флоренции, а всё-таки решили поддерживать свободу ввоза и       
вывоза частной собственности и развивать коллекционирование, - тогда уже        
принимать этот закон. Вот сейчас де-факто будут - просто мой прогноз -          
вывозить всё что угодно. И коррупционная составляющая может быть очень          
значительной.                                                                   
                                                                                
Отдельно не могу не прокомментировать и поддерживаю коллег из фракции КПРФ в    
том, что неплохо было бы послушать министра культура о том (цитирую), "что      
утрат не так много, как мы ожидали". То есть мы ожидали, что у нас крадут, но   
украли не так много, как мы думали? Это, конечно, очень любопытно, и,           
конечно, хотелось бы поинтересоваться этим фактом. А заодно, если украдено,     
то что там украдено? Возбуждены уголовные дела, видимо, какие-то... Может       
быть, кстати, вот сейчас примем закон, и они увезут как раз то немногое, чего   
украли меньше, чем мы думали.                                                   
                                                                                
Поэтому лично я, конечно, не буду поддерживать этот законопроект.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово, депутат Ивлиев. С       
места. Две минуты осталось у нас.                                               
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемые депутаты, законопроект был внесён более года тому        
назад. Но я удивлён, что фракция ЛДПР не может провести различия между          
социально-экономическим положением 90-х годов, о которых идёт речь в            
пояснительной записке, и социально-экономическим положением страны сегодня.     
Это совершенно разные ситуации, и, конечно, их нужно по-разному оценивать.      
                                                                                
Я хочу напомнить депутатам, что все ввезённые культурные ценности, которые      
хранятся в наших музеях, были ввезены частными лицами без каких-либо            
ограничений. И всё это сохранено, всё это направлено на развитие...             
                                                                                
Что касается вывоза, то вывоз не происходит на таможне, на таможне только       
проверяют документы о праве на вывоз, а сами документы на вывоз составляются,   
как и экспертизы проводятся, ведущими специалистами, ведущими искусствоведами   
страны, и эти документы составляются с большим чаянием, чем при ввозе в         
страну любых культурных ценностей.                                              
                                                                                
И конечно, нельзя огульно обвинять всех хранителей музеев, которые многие       
годы в сложнейших условиях сохраняли эти ценности, в том числе и в годы         
блокады в Эрмитаже и в других питерских музеях. И огульно обвинять всех         
хранителей музеев в неправомерных действиях в рамках Государственной Думы       
недопустимо.                                                                    
                                                                                
Я уверен, что данный законопроект позволит ввезти в Россию большое количество   
культурных ценностей, сделать их доступными большому количеству граждан и что   
данный законопроект будет полезен и для культурного развития, и для             
экономического развития страны.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает Елена Григорьевна на заключительном слове? Нет.                      
                                                                                
Ставлю на голосование данный законопроект в первом чтении.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9%                                     
Проголосовало против           77 чел.17,1%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.