Заседание № 69
23.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 490505-4 "О гарантиях равенства прав граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридических лиц - коммерческих организаций, в том числе и на занятие любого рода деятельностью" (внесён А. В. Чуевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1815 по 2109 из 6147
Переходим к законопроектам первого чтения. Не вижу в зале депутата Мединского, но мы не можем снимать рассмотрение законопроекта, потому что он у нас в порядке работы стоит на 12.30, поэтому я ищу глазами депутата Звагельского. Он здесь. Пункт 12, проект федерального закона "О гарантиях равенства прав граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридических лиц - коммерческих организаций, в том числе и на занятие любого рода деятельностью". Докладывает член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Фридрихович Звагельский. Пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона № 490505-4 "О гарантиях равенства прав граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридических лиц - коммерческих организаций, в том числе и на занятие любого рода деятельностью" внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва Чуевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы. Законопроект провозглашает равенство прав и обязанностей граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридических лиц - коммерческих организаций при осуществлении ими предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. Кроме того, законопроектом предлагается определить перечень видов предпринимательской деятельности, которая может осуществляться только юридическими лицами - коммерческими организациями. Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел законопроект и предлагает Государственной Думе не поддерживать его по следующим основаниям. Первое. Принцип равенства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как участников гражданского оборота уже предусмотрен общими положениями статей 1, 2 и 18 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный принцип конкретизирован и в пункте 3 статьи 23 кодекса, причём дословно. В соответствии с ним к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Вместе с тем пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что "гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Соответственно, положения федерального законодательства, содержащие такие ограничения в отношении индивидуальных предпринимателей, могут быть предусмотрены специальными федеральными законами, регулирующими те или иные виды деятельности. На основании всего изложенного комитет считает, что предлагаемые настоящим законопроектом изменения носят чисто декларативный характер и дублируют нормы действующих законодательных актов. Кроме того, в тексте законопроекта отсутствует приложение, которое согласно статье 2 законопроекта должно содержать перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемой только юридическими лицами - коммерческими организациями. Правовое управление Аппарата Государственной Думы указывает и на наличие ряда юридико-технических недочётов в тексте рассматриваемого законопроекта. По данному законопроекту также имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. Исходя из изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О гарантиях равенства прав граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридических лиц - коммерческих организаций, в том числе и на занятие любого рода деятельностью". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, доклад сделан. Я вижу, есть один вопрос. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Виктор Фридрихович, у меня два небольших вопроса. Первый: сколько лет законопроект находился в Государственной Думе? И второй. Помню, ещё лет пять-семь назад, когда я был в Совете Федерации, сначала Госдума, а потом мы утверждали законопроект об ограничении сдачи лома чёрных и цветных металлов, чтобы провода не сдавали, шины трансформаторные не сдавали, а только бытовой лом. Тогда он был отклонён по причине, что мы якобы этим законом нарушаем право человека заниматься любого рода деятельностью. Так вот поясните, поскольку вы говорите, что данный законопроект дублирует то, что уже есть в других законопроектах, и нет необходимости его принимать, что такое "занятие любого рода деятельностью". Украсть провода электрические или что-либо подобное - это разрешается или нет? Вот на два вопроса ответьте, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Вы говорите ровно наоборот. На самом деле, сколько он лежит, я не знаю, я здесь первый год, это первое. Знаете, есть законопроекты, которые, мне кажется, делаются просто ради красного словца. Этот законопроект просто переписан из уже существующих нормативных актов и ничего нового не добавит, это, по моему мнению, чисто популистский закон, там ничего нет. Единственное о чём идёт речь - о том, что уравнивать в правах индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации нельзя по определённым пунктам, связанным с теми родами деятельности, которые не могут осуществлять индивидуальные предприниматели, в связи с которыми существует угроза либо здоровью, либо безопасности, либо какие-то ещё вещи и которые могут осуществлять только юридические лица - коммерческие организации, но никак не ПБОЮЛ и ему подобные. В данном случае автор, говоря о том, какие виды предпринимательской деятельности могут осуществляться частными предпринимателями, в своём законопроекте эти виды даже не обозначает, он просто говорит, что это надо, и всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Вижу руку депутата Жириновского, других желающих нет. Пожалуйста, Владимир Вольфович. С места. Включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Закон абсолютно правильный, своевременный. Непонятно, как комитет готовил его к рассмотрению, действительно не указав дату внесения его в Государственную Думу. Когда внесли? Вам уже задали вопрос, вы говорите, что вы не знаете, вы здесь только год проработали. А аппарат комитета сколько работает уже у нас? Когда был депутат Чуев? Его уже пять лет нет у нас здесь. Закон как минимум десять лет валялся здесь, у вас, и вы не приняли. Тема очень важная. Особенно в условиях экономического кризиса именно быстрей нужно было принимать подобный закон. Вы можете садиться, я же выступаю уже. Вы тоже порядок не знаете? Когда выступают, уже докладчик не нужен. Ибо на вопрос вы не ответили. Был всего один вопрос. Утром я говорил про демократию, мы её сужаем, теперь мы сужаем предпринимательскую деятельность. Если всё сужаете, зачем 91-й год устроили? Всё это было уже сужено при советской власти. Никто не имел права голосовать, создавать партии, говорить что-либо. В тюрьму по любому поводу: антисоветская пропаганда. Всё, все сидели в лагерях, в тюрьмах. При Брежневе, кстати, сидели в тюрьмах пять миллионов. Мы сталинский режим правильно критикуем, но там миллион сидели в тюрьмах, а при Брежневе - пять. И мы считаем, это хорошее время. Коммунисты хвалят брежневскую эпоху. Так вот, сейчас мы в Конституцию заложили норму, мы её пятнадцать лет назад приняли и рады, что вот там написано, что все граждане имеют право в свободном режиме использовать свои возможности для любой экономической деятельности. Правильно, ссылка на Гражданский кодекс, но не действует. И статьи Конституции мёртвые, ибо в развитии статей Конституции нужны изменения в законодательстве. В Гражданском кодексе тоже декларация. Данный закон предполагает обеспечить равенство. Самый лучший предприниматель - индивидуал, непосредственно гражданин. И сегодня, когда ожидается массовая безработица, как раз граждане и должны немедленно... Его уволили в пятницу - в понедельник он сообщает местному органу власти, что он теперь предприниматель без образования юридического лица, и делает всё, что он считает нужным. Мы вправе во втором чтении указать те виды деятельности, которые требуют разрешения. На мой взгляд, таких видов деятельности только пять: производство оружия, лекарств, алкоголя, табака и веществ, содержащих наркотики. Всё! Вот он хочет замки ремонтировать, и пускай начинает ремонтировать. Ведь в чём смысл равенства прав? У юридического лица аппарат есть, бухгалтерия, коллектив, и если мы не приравняем их, то налоговая инспекция задушит, скажет: давайте декларации, давайте счета открывайте, то делайте, другое. Он ничего не сможет делать. Поэтому это мёртвые статьи Гражданского кодекса. Нужен конкретный закон, что гражданин может быть индивидуальным предпринимателем. Ему не надо тратить деньги на бухгалтера, на бланки, на печати. Он открывает счёт - всё, даже это должен делать банк. Вот он положил какую-то сумму, и все финансовые операции за этого индивидуального предпринимателя осуществляет банк. При необходимости банк будет сообщать информацию в налоговые органы. И если есть необходимость уплаты налога, значит, банк с этой суммы, которую имеет предприниматель на счету, - только один счёт, он один, без бухгалтера распоряжается им - уплатит эти налоги. Всё, все вопросы, связанные с налоговыми органами, решает банк, где индивидуальный предприниматель открыл счёт. Мы не хотим этого сделать. Вы понимаете, куда мы толкаем наших граждан? Вот сотни тысяч, миллионы останутся на улице. Как им заняться предпринимательской деятельностью? Ведь чиновники всё саботируют, они будут мешать всячески регистрации юридического лица. Они будут требовать указать арендованное помещение: где ваш адрес юридический? Первое, чем мешают в развитии бизнеса, - дайте юридический адрес. Где возьмёт гражданин юридический адрес? Мы должны помочь юридическим лицам зарегистрироваться и заняться деятельностью. Заявительный порядок! А мы это всё глушим, мешаем. Ведь когда начался отпуск цен, то указом Президента России разрешили всем торговать, где они хотят. И мы помним, как на Лубянской площади у Детского мира стояли граждане, пожилые москвичи и продавали всё, что у них есть дома, и тем самым острый период отпуска цен и резкого взлёта цен позволили им получить деньги за счёт продажи своих товаров. Мы же это всё делали. Прошло двадцать лет - мы не хотим это узаконить. Вот как пикет провели, законом разрешённый, - зовут к прокурору, так и индивидуальный предприниматель - его будут звать к прокурору: почему ты занимаешься деятельностью? Он что, понесёт с собой Гражданский кодекс и будет показывать его прокурору? Он этого ничего не сможет сделать. Мы его должны защитить. Ведь у нас в чём узкое место в экономике? Заглох наш частный сектор, его нет практически. Действует советская идеология: что это ещё такое "частный предприниматель", тут ещё "индивидуал"? Пускай пирожки печёт и продаёт, где хочет, - нет, нельзя. Ничего нельзя! Юридическое лицо они замучают проверками, тоже ничего нельзя. Поэтому позиция комитета совершенно необоснованная, а также и позиция правительственных органов, которые дали отрицательное заключение. То есть вот нашу страну, Россию, её можно назвать страной "всё наоборот". Вместо демократии - диктатура, вместо свободного бизнеса - куча препятствий, чтобы никто не занимался. В декларациях всё красиво, но декларация в том и заключается, что только провозглашается право. Закон говорит конкретно: давайте приравняем, не трогайте его, он индивидуал, не образует юридическое лицо, но у него те же права, что и у любой другой коммерческой структуры, производственной структуры, органа какого-то, предприятия по оказанию услуг. Мы препятствуем. И что будем делать? Платить пособие по безработице, разорять бюджет? То есть мы, вместо того чтобы граждан подтолкнуть к коммерческой деятельности, к экономической, к производственной, к оказанию услуг, говорим: нельзя, сидеть дома и получать пособие. Спиваться можно - будем лечить. Скоро восстановим все лечебно-трудовые профилактории. Преступление совершайте - посадим. За то, что воришка вынес из дома телевизор за пять тысяч, - три года колонии, а ущерб до миллиарда долларов - товарищи сидят и отдыхают. Наиболее опытные сбегают. Ведь все те, кто создал юридическое лицо для коммерческой деятельности, они все сбежали. А индивидуал никуда не сбежит, потому что у него не будет бешеных доходов, у него не хватит на билет до Лондона. В этом смысле мы опять мешаем, опять ссылаемся на другие статьи закона. Ну не действуют они! Граждане боятся. Милиция считает, что они не имеют права заниматься индивидуальной деятельностью, поскольку перечень их прав нигде не обозначен. В данном случае закон обозначает, что у них те же права, что и у юридического лица. Тогда правоохранительные органы будут знать, как к этому относиться. А мы не хотим. Это самый лучший способ сейчас смягчить кризисные явления. Пусть граждане занимаются любой деятельностью, мы должны их подтолкнуть к этому. Мы же их подталкиваем к протестным настроениям, чтобы они выходили на улицы. Они и будут выходить на улицы. Посмотрите, благополучная Прибалтика и Исландия, самые тихие балтийские страны, а люди вышли. Вышли, бурлит всё. Всё нам Исландию ставили в пример - какая страна, тихо живут, хорошо. Всё кончилось - вчера они чуть не избили своего премьер-министра, потому как демократия - там нет охраны у премьер-министров. Помните, премьер-министра Швеции убили, когда пошёл в кино без охраны, как обычный гражданин? То есть демократия против них оборачивается. И мы здесь тоже не хотим дать возможность людям заниматься своим делом. Вот события на Дальнем Востоке. Если бы мы не мешали дальневосточникам заниматься индивидуальной деятельностью, они бы вовсе не делали ставку на подержанные иностранные машины. Но мы им мешали, мы их подтолкнули к единственному виду деятельности - завозить сюда японский хлам, ремонтировать его или же эти машины использовать. Вот теперь они индивидуалы, теперь мы их давим тем, что они не имеют права завозить. Хорошо, давайте дадим возможность ремонтировать наши машины, давайте на наши машины резко понизим цену, но на фоне повышения экспортных ввозных пошлин на подержанные автомобили "АвтоВАЗ" повышает цены на наши машины. Что же мы делаем с нашими гражданами?! Хорошо, не хотим давать возможность использовать подержанные импортные - свои-то дайте подешевле! Нет, ещё рабочие не вышли на завод - уже автоматом повысили цены на автомобили, которые не всегда конкурентоспособны. Наши граждане согласны - машины неконкурентны, но они могут заниматься сервисом. Вот человек хочет мыть машины, он говорит: "Я буду мыть машины". Мы ему не разрешаем, мы ничего ему не разрешаем. И закон не принимаем, а потом примем закон о введении дополнительных штрафов в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях или будем усиливать уголовные... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время. Для справки: у нас есть в материалах дата внесения - это 8 ноября 2007 года, время - 18.36. Это на вопрос, который был задан, о внесении данного законопроекта. Есть ли желание выступить у исполняющего обязанности представителя президента? (Я вас информирую, что есть распоряжение президента о том, что Подавалов Андрей Александрович сейчас исполняет обязанности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе.) Нет. У представителя правительства? Также нет. Докладчик не настаивает на заключительном слове? Настаивает. Включите микрофон депутату Звагельскому. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Владимир Вольфович очень правильные вещи, возможно, сказал, единственная проблема в том, что, наверное, Владимир Вольфович либо не читал данный проект, либо читал невнимательно, потому что то, о чём вы говорите, вообще не имеет никакого отношения к предложенному автором законопроекту. Здесь просто переписаны уже существующие статьи Гражданского кодекса, автор даже не потрудился изменить формулировки. Поэтому то, что вы говорите, может быть предметом регулирования уже другого закона, но мы обсуждаем конкретный законопроект, который ничего общего с вашими словами не имеет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект "О гарантиях равенства прав граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридических лиц - коммерческих организаций, в том числе и на занятие любого рода деятельностью". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 57 сек.) Проголосовало за 5 чел.1,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9% Результат: не принято Законопроект отклоняется.