Заседание № 136
О проекте федерального закона № 490229-7 "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 40-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года". Доклад официального представителя правительства заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Анатольевича Черкасова. Пожалуйста. ЧЕРКАСОВ А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые депутаты, после распада Советского Союза при формировании национальных законодательств государств - участников СНГ необходимо было обеспечить сохранение уровня социальной поддержки ветеранов, участников Великой Отечественной войны, имевшего место в СССР. Результатом этого стала подготовка соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Соглашение было подписано Российской Федерацией в 1994 году, однако не было ратифицировано, поскольку довольно быстро было сформировано российское законодательство, был принят закон "О ветеранах", и положения соглашения не соответствовали законодательству Российской Федерации. Со времени подписания соглашения в странах СНГ также произошли изменения в системе социальной защиты, в ряде стран, так же как и в Российской Федерации, была проведена замена льгот денежными компенсациями, и, соответственно, соглашение в той редакции, в которой оно было изначально принято, в некоторой степени утратило свою актуальность. В связи с этим по инициативе Российской Федерации был подготовлен протокол по изменению данного соглашения. Данный протокол был подписан в 2015 году шестью государствами. Протоколом существенно корректируется соглашение, уточняется перечень территорий, где происходили боевые действия, за участие в которых даётся право на льготы, уточнены категории граждан. Важный аспект - протокол является результатом компромисса, в нём закреплён механизм, допускающий два варианта получения льгот на территориях государств - участников соглашения: это могут быть либо натуральные льготы, перечень которых прилагается к соглашению, либо денежные выплаты в соответствии с законодательством стран - участников соглашения. С учётом протокола соглашение полностью отвечает интересам Российской Федерации, соответственно мы готовы к тому, чтобы оно вступило в силу. Ратификация соглашения и протокола позволит обеспечить выполнение международных договорных обязательств Российской Федерации по социальной защите инвалидов и участников Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территориях других государств, семей погибших военнослужащих, являвшихся гражданами государств - участников соглашения. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Леонида Ивановича Калашникова. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, комитетом по делам СНГ проведена вся необходимая экспертная работа, а также получены положительные заключения как нашего Правового управления, так и наших комитетов - Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов и Комитета по бюджету, а также Комитета Совета Федерации по международным делам. Данное соглашение соответствует всем нашим инструкциям и нормативам. Комитет по делам СНГ предлагает ратифицировать данное соглашение и протокол к нему, причём протокол здесь стоит на первом месте, ибо он регулирует все вопросы по соглашению и, если соглашение входит в противоречие с протоколом, выполняются положения протокола. Соглашение подписали, по-моему, 12 стран, а протокол - шесть. Комитет предлагает ратифицировать данное соглашение и протокол. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю правительства. Конечно, вы можете сказать, что это не имеет отношения к данному законопроекту, но всё-таки, пользуясь случаем, спрошу. Дайте, пожалуйста, информацию по двум моментам. Первое. Почему Правительство Российской Федерации даёт отрицательное заключение, когда мы предлагаем увеличить выплаты ветеранам боевых действий с 2,8 тысячи рублей аж до 5,5 тысячи рублей? И второе. По поводу общей очереди на жильё для инвалидов-колясочников. При всём уважении к этим категориям граждан, почему те, кто стал инвалидом-колясочником, лишился конечностей, выполняя воинский долг, и те, кто прикован к инвалидному креслу в силу других причин, находятся теперь в общей очереди? ЧЕРКАСОВ А. А. Я всё-таки воздержусь от ответа, поскольку это действительно несколько выходит за рамки обсуждения данного законопроекта. Есть позиция правительства, подготовленная с учётом мнения не только Министерства труда, но и Министерства финансов, министерства экономики. Наверное, лучше задать эти вопросы при подготовке и обсуждении тех законопроектов, о которых идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Брыкин Николай Гаврилович, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Анатольевич, скажите, с того момента, как мы ратифицируем эти документы, какие у нас возникнут финансовые обязательства? И с точки зрения финансирования всё-таки вёлся какой-то подсчёт в связи с ратификацией данного соглашения, есть ли статистика? ЧЕРКАСОВ А. А. Николай Гаврилович, спасибо за вопрос. На самом деле ратификация и протокола, и соглашения не повлекут дополнительных расходов для Российской Федерации, в связи с тем что на самом деле законодательство Российской Федерации существенно обгоняет, скажем так, по содержащимся в нём механизмам, по объёму мер данное соглашение. В Российской Федерации действует закон "О ветеранах", нормы которого гарантируют распространение в полном объёме льгот и гарантий на ветеранов, имеющих иное гражданство, в том числе стран СНГ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. То есть, по сути, Российская Федерация ещё до ратификации соглашения в полном объёме выполняет эти обязательства в отношении тех ветеранов, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации. Поэтому с принятием федерального закона о ратификации двух этих документов дополнительных расходов не потребуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Нет. Докладчик, содокладчик желают выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона, обозначенный под пунктом 40 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 16 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается.