Заседание № 173

18.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 490061-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2759 по 2847 из 9138
17-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,           
полученных преступным путём, и финансированию терроризма" по вопросам           
установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц".        
Доклад Игоря Борисовича Дивинского.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Борисович.                                                    
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект об               
обязательном контроле получения наличных с использованием банковских карт,      
выпущенных иностранными банками, зарегистрированными в иностранных              
государствах (на территориях), перечень которых определён Росфинмониторингом,   
прошёл все необходимые экспертизы, согласования и подготовлен к рассмотрению    
в третьем чтении. Комитет рекомендует проголосовать за принятие законопроекта   
в третьем чтении. Я прошу поддержать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить от фракций по мотивам    
голосования? Есть.                                                              
                                                                                
Включите режим записи, пожалуйста.                                              
                                                                                
Гетта Антон Александрович.                                                      
                                                                                
ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буду максимально краток,      
скажу лишь о предпосылках и плюсах принятия данного закона. Предпосылки - это   
прецеденты, когда карты, выпущенные банками иностранных государств,             
использовались для получения наличных средств с дальнейшим их использованием    
для финансирования подрывной, террористической и прочей противоправной          
деятельности. Ну а плюсы - то, что создаётся гибкий механизм без                
дополнительных существенных издержек, повышающий прозрачность банковских        
операций с применением карт. Вывод один: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает   
принятие данного законопроекта в третьем чтении.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович.                                             
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Очень   
хороший законопроект, он практически завершает формирование вот той системы,    
которая позволяет нам контролировать финансовые потоки с учётом тех моментов,   
о которых сейчас говорится (вот Игорь Борисович докладывал нам этот             
законопроект), причём не только с точки зрения финансирования терроризма,       
экстремизма, легализации доходов, полученных преступным путём, - в последнее    
время фиксируются факты, когда часть наших правозащитных организаций            
активнейшим образом вовлекается Госдепом и другими структурами в                
противозаконную деятельность, они тоже используют вот эти механизмы, вот эти    
инструменты. В связи с этим, Игорь Борисович, я хотел бы сказать, что           
фракция, конечно же, поддерживает, это нужный законопроект, который формирует   
законченную систему борьбы, но вот в ближайшее время нам придётся, видимо,      
внести коррективы, потому что участились случаи, когда подобными методами       
наши оппоненты финансируют как раз отдельные правозащитные организации. В       
последней своей передаче "Бесогон" Михалков детально нам продемонстрировал      
инструкции Госдепа, где прямо сказано, что важнейшей задачей правозащитных      
организаций является активизация борьбы с институтами государства - на фоне     
мнимой заботы о меньшинствах. И вот я думаю, что в ближайшее время нам          
придётся ещё раз возвратиться к этому законопроекту и расширить как раз базу    
воздействия на другие источники опасности.                                      
                                                                                
Закон нужный, надо его обязательно принимать.                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование 17-й вопрос, проект               
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путём,   
и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями    
отдельных категорий физических лиц", третье чтение.                             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 172

13.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 490061-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц" (принят в первом чтении 9 октября 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3628 по 3697 из 6378
33-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,           
полученных преступным путём, и финансированию терроризма" по вопросам           
установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц".        
Докладывает Игорь Борисович Дивинский.                                          
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напоминаю, законопроект направлен   
на расширение перечня операций, подлежащих обязательному контролю. Указанный    
перечень дополняется операциями по получению наличных с использованием          
банковских карт, выпущенных иностранными банками в иностранных государствах     
(на территориях). Перечень таких иностранных государств (территорий)            
определяется Росфинмониторингом, относится к информации ограниченного доступа   
и будет доводиться до кредитных организаций через личные кабинеты в порядке,    
определённом Росфинмониторингом по согласованию с Банком России. Кредитные      
организации должны будут документально фиксировать и представлять в             
Росфинмониторинг сведения о таких операциях.                                    
                                                                                
К законопроекту поступило пять поправок - четыре юридико-технического           
характера и одна содержательного, - все они включены в таблицу № 1 и            
рекомендованы комитетом к принятию.                                             
                                                                                
Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении, согласован            
Минюстом, Минфином, МВД, Минкомсвязью, Генпрокуратурой, ФСБ России,             
Федеральной таможенной службой и Центробанком.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              411 чел.91,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу включить      
законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 18-е число для     
рассмотрения в третьем чтении, он полностью подготовлен.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.                                    

Заседание № 149

09.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 490061-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4079 по 4263 из 5600
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" (по вопросам установления        
контроля за операциями отдельных категорий физических лиц)". Докладывает        
официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь    
- заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел     
Валерьевич Ливадный.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому       
мониторингу.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроект, предлагаемый вашему вниманию, имеет           
антитеррористическую направленность. Законопроектом предусматривается           
установление обязательного контроля за операциями по снятию наличных денежных   
средств с платёжных карт, выпущенных кредитными организациями в определённых    
государствах и на определённых территориях, перечень таковых вправе будет       
устанавливать Федеральная служба по финансовому мониторингу. Кроме того,        
законопроектом устанавливаются некоторые дополнительные опции, которые          
необходимо будет представлять в качестве информации об операциях, подлежащих    
обязательному контролю по этим основаниям. В частности, помимо эмитента         
данной карты, помимо её собственника необходимо будет устанавливать лицо,       
которое осуществило операцию по снятию данных денежных средств.                 
                                                                                
Законопроект поддержан заинтересованными ведомствами. Прошу поддержать его в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Валерьевич, присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом выступает Игорь Борисович Дивинский.                               
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы уже слышали,                 
законопроектом вносятся изменения в закон "О противодействии легализации        
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию              
терроризма" в части дополнения списка операций, подлежащих обязательному        
контролю.                                                                       
                                                                                
Напоминаю, дорогие коллеги, в настоящее время банки должны сообщать в           
Росфинмониторинг об операциях на сумму свыше 600 тысяч рублей и о сделках с     
недвижимостью стоимостью более 3 миллионов рублей. Если мы примем изменения,    
внесённые правительством по предложению Росфинмониторинга, под контроль         
подпадут операции по снятию в России наличных с карт, выпущенных иностранными   
банками за границей. Речь идёт не обо всех иностранных картах, а только о       
картах, выпущенных в странах, которые войдут в закрытый список                  
Росфинмониторинга. Новации позволят оперативно включать иностранные             
государства в зону повышенного внимания или снимать их с усиленного             
мониторинга. В список Росфинмониторинга с высокой вероятностью попадут в        
первую очередь страны, где террористические организации наиболее активны,       
например Афганистан, Ирак.                                                      
                                                                                
Уточняю, что законопроект не касается владельцев карт, выпущенных российскими   
"дочками" иностранных банков. Банки на территории Российской Федерации, в       
банкоматах или в отделениях которых снимаются деньги с иностранных карт,        
обязаны будут в трёхдневный срок уведомить об этом Росфинмониторинг, в          
частности указать сумму, дату и место совершения операций, номер платёжной      
карты, информацию о владельце карты, полученной от иностранного банка, а        
также наименование иностранной кредитной организации. Принятие этого            
законопроекта позволит проводить анализ финансовых потоков в целях выявления    
и пресечения схем финансирования террористической и экстремистской              
деятельности, обеспечить усиление безопасности Российской Федерации.            
                                                                                
По законопроекту поступило положительное заключение Государственно-правового    
управления Президента Российской Федерации. Законопроект поддержан Минюстом,    
Минфином, МВД, Минсвязью, Генпрокуратурой, ФСБ, Федеральной таможенной          
службой и Центробанком. Правовое управление Аппарата Государственной Думы       
высказало по законопроекту замечания только юридико-технического характера -    
комитет считает, что все указанные замечания могут быть учтены во втором        
чтении.                                                                         
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопросы к докладчику.                                     
                                                                                
Уважаемый Павел Валерьевич, как мы видим, целью данного проекта федерального    
закона является установление обязательного контроля за операциями по            
получению наличных денежных средств, и речь идёт об операциях с                 
использованием платёжных карт иностранных банков на предмет легализации         
доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.              
                                                                                
Скажите, пожалуйста, за 2017 год в результате такого контроля (пусть и не       
обязательного, как сейчас предлагается) были ли выявлены такие операции и       
если да, то на какие суммы? И какие иностранные государства включены в зону     
так называемого повышенного риска в связи с этим?                               
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос, он действительно          
содержательный. Я могу сказать, что в последний год в зонах повышенной          
террористической активности, которые Росфинмониторингом совместно с             
кредитными организациями и заинтересованными ведомствами, работающими в сфере   
национальной безопасности, выявлены, мы, безусловно, контролируем операции по   
снятию наличных денежных средств. С учётом успехов наших Вооружённых Сил,       
позволивших минимизировать террористическую активность в наиболее острых        
точках, можно сказать, что динамика положительная, подобные операции, которые   
вызывают вопросы, на сегодняшний день если не сведены к нулю, то имеют          
разовый характер. Денежные же средства, которые снимаются для использования в   
наличном виде, традиционно для финансирования терроризма минимальны, это        
особенность финансирования террористических актов: используемые для этого       
средства крайне невелики. Я могу сказать, что в текущей ситуации острой         
угрозы, которая была, предположим, два года назад, не имеется, тем не менее     
сам по себе законопроект предназначен для минимизации подобных угроз, если      
они будут возникать в будущем, поэтому в настоящее время у него высокий         
антитеррористический потенциал, который может быть использован в случае         
обострения ситуации.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Анатолий Борисович, я хотел бы ещё добавить, что статистика     
по этому виду деятельности может появиться только после принятия этого          
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну если вы не знаете, с каким объёмом информации работать,     
трудно предположить, какова будет эффективность закона, понимаете? А не         
создаст ли этот закон дополнительных вариантов, чтобы кошмарить тех, кто        
работает? У банка есть много возможностей помешать - и мы ещё добавляем         
дополнительные силовые структуры. Вот вы просчитывали эту возможность?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос?                                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Представителю правительства.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Законопроект не направлен на то, чтобы кого-либо кошмарить,      
механизм обязательного контроля уже традиционный, действует 17 лет. И           
несмотря на обращения некоторых банков относительно затратности этих            
механизмов, надо отдавать себе отчёт, что по сравнению с деятельностью,         
которая в этой части ведётся в некоторых других финансово развитых              
юрисдикциях, когда вся ответственность возлагается на банки и они               
самостоятельно выявляют подозрительные операции и содержат для этого иногда     
огромный штат сотрудников, гораздо менее затратен принцип обязательного         
контроля, когда государство определило рисковые операции и информация по ним    
поступает в регулярном режиме. Так что, я думаю, финансовые институты           
Российской Федерации, которые регулируют платёжную инфраструктуру,              
администрируют её и поэтому будут обязаны направлять соответствующие            
сообщения в рамках обязательного контроля, как раз не пострадают, даже          
нагрузка серьёзно не увеличится. А вот по банкам, которые могут оказаться под   
контролем террористов в зарубежных юрисдикциях, действительно в случае          
применения этого механизма будет нанесён достаточно существенный удар, но для   
этого наша система и существует. Понимая эти опасения и в какой-то части,       
возможно, по другим направлениям деятельности с ними солидаризируясь, могу      
сказать, что проект закона прорабатывался и с Центральным банком, и с деловым   
сообществом и вопросов подобного плана не возникало.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Нет.                                               
                                                                                
Тогда ставлю законопроект на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.