Заседание № 54
О проекте федерального закона № 489891-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за несоблюдение требований Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за несоблюдение требований Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает представитель Законодательного Собрания Кировской области депутат Госдумы Алексей Михайлович Розуван. Уважаемые депутаты, прежде чем Алексей Михайлович приступит к докладу, я хотел бы с вами посоветоваться. У нас остался этот вопрос и тринадцать протокольных поручений. У меня есть подозрение, что мы можем до двух часов не уложиться. Может быть, тогда сразу договоримся, не будем голосовать, что закончим работу без перерыва до исчерпания повестки дня? Принимаем такое решение? Принимаем. Пожалуйста, Алексей Михайлович. РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Федеральным законом от 29 декабря 2006 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр..." в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр. В указанном законе были установлены рамки возможного поведения участников правоотношений в сфере игорного бизнеса, но не были определены меры ответственности за несоблюдение его положений организаторами этой деятельности. Наличие подобного пробела позволяет субъектам предпринимательской деятельности, занимающимся игорным бизнесом, нарушать требования закона и избегать за это ответственности. Вместе с тем налоговые и правоохранительные органы не имеют правовых оснований и полномочий для привлечения к ответственности лиц, которые не соблюдают требования федерального закона. Поэтому, учитывая это, Законодательное Собрание Кировской области предлагает установить ответственность за нарушение требований в сфере государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...", в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". С целью реализации положений пункта 5 части 1 статьи 3, части 2 статьи 5 и части 6 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр..." авторы законопроекта предлагают дополнить указанный закон статьёй 16-1, главу 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить статьёй 20-30, которая устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований закона в сфере государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр. Данная статья содержит две части. В первой части предлагается установить наказание за непредставление организаторами азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства в сфере организации и проведения азартных игр, в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц организатора азартной игры и на самого организатора в размере 1 тысячи рублей и 5 тысяч рублей соответственно. Во второй части за несоблюдение требований к игорным заведениям, установленным в некоторых статьях федерального закона, предлагается установить административное наказание, которое повлечёт за собой вынесение судом решения об административном приостановлении деятельности организатора азартных игр. Составление протоколов об административных правонарушениях, установленных предлагаемой нормой, предполагается возложить на должностных лиц налоговых органов. В целях приостановления и последующего прекращения неправомерной деятельности организатора азартных игр предлагается внести изменения в пункты 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", которые позволят вначале приостановить действие лицензии на осуществление деятельности по организации азартных игр, а затем и прекратить её путём аннулирования на основании решения суда о привлечении лицензиата - организатора азартных игр к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. Учитывая, что законопроект Законодательного Собрания Кировской области позволит сформировать единые требования и подходы к установлению оснований и мер юридической ответственности за несоблюдение специального закона в сфере государственного регулирования азартных игр, прошу поддержать принятие данного проекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Алексей Михайлович. Для содоклада я приглашаю члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Ростиславовича Мединского. МЕДИНСКИЙ В. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поскольку игорный бизнес - горячая тема, я позволю себе занять ваше внимание буквально на минуту в связи не только с формой, но и с существом вопроса. Дело в том, что я держу в руках подробное заключение комитета по экономической политике, который рекомендует не поддерживать данный законопроект, поскольку в нём скрыто много юридических противоречий, много ошибок. И самое главное - то, что нам предлагается ввести, уже есть в Кодексе об административных правонарушениях, в другой статье, это называется бездействием. И когда есть желание у исполнительной власти закрыть игорное заведение, не соответствующее требованиям закона президентского, который мы с вами два года назад поддержали, то это можно сделать без всяких проблем, как и поступили во всех субъектах Российской Федерации. Теперь по существу. Изучение данного законопроекта, к сожалению, наталкивает на... так сказать, заставляет вспомнить старое высказывание, мне кажется, Бисмарка о том, что, когда правительство работает, половина законов не нужна. В данном случае это явный пример совершенно лишнего закона. Если есть политическая воля и желание, закон оставляет все возможности для закрытия несоответствующих игорных заведений и казино. Но самое главное не в этом. Самое главное в том, что нам надо задуматься о том, что через полгода вступает в действие последняя норма президентского закона о полном закрытии всех игорных заведений в Российской Федерации, за исключением тех, которые должны переехать в четыре игорные зоны. Мы с вами прекрасно отдаём себе отчёт в том, что ни одной копейки российский игорный бизнес в эти зоны не вкладывает и вкладывать, судя по всему, не собирается. Более того, всячески муссируются слухи, бесконечно идёт информация в СМИ (я думаю, что информация направленная) о том, что этот закон надо менять, переносить, сдвигать сроки, расширять список игорных зон и прочее, и прочее. Чем ближе 1 июля 2009 года, тем больше будет подобного рода пропагандистских усилий. Поэтому мне кажется, что вносить вот такие законопроекты, как законопроект, предложенный Законодательным Собранием Кировской области, неправильно. Это позволяет лишний раз муссировать тему о возможности оставить казино вне рамок будущих игорных зон. Поэтому надо сейчас говорить не о возможности оставить, а о том, что закон будет исполнен. И не надо оставлять никаких иллюзий у дельцов игорного бизнеса, будто бы можно отыграть поддержанный нами, по-моему практически единогласно, президентский закон. Именно поэтому и по юридической форме, и по существу я бы просил вас - и такова позиция комитета по экономической политике - данный законопроект в первом чтении отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги... Секундочку, Владимир Ростиславович, я чувствую, что вам сейчас будут вопросы задавать, поэтому задержитесь. Видите, Коломейцев насупил брови. Один вопрос у Коломейцева Николая Васильевича, больше я не вижу рук. А, ещё Федоткин и Рябов. Извините, вы так робко руку поднимаете. Коломейцев поднимает так, что около люстры его пальцы. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Владимир Ростиславович, вот смотрите, муниципальные образования, региональные бюджеты уже потратились на эти зоны, а нам тут, помнится, когда принимали закон, песни пел ваш комитет о том, как бизнес начнёт вкладывать деньги в эти зоны. Скажите, пожалуйста, в чём же проблема - плохое прогнозирование или плохая организация? Или вообще изначально бессмысленна была эта затея? МЕДИНСКИЙ В. Р. Во-первых, песни никто не пел ни в нашем комитете, ни в этом зале. А во-вторых, основная проблема заключается в том, что недобросовестная часть бизнеса полагает, что проще приложить усилия к изменению действующего законодательства, чем тратить большие деньги на освоение игорных зон. В этом проблема. И, рассматривая подобного рода законопроекты, мы лишний раз подливаем воды на мельницу данного рода рассуждений. Надо чётко давать понять, что законодательство, принятое нами, незыблемо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Ростиславович, наверное, и вы, и я, и любой в зале, к сожалению, знает много примеров, когда люди, попавшие в сети игорного бизнеса, из дома тащили всё - не только зарплату, они продавали имущество, уже не обращали внимания на детей, деградировали. И к сожалению, так они опустились - и морально, и физически, а многих из них уже нет. К сожалению, в течение полугода, пока игорный бизнес по закону не будет вытеснен из городов, видимо, таких ещё будет немало, болезнь очень серьёзна. Почему вы считаете, что на эти полгода нельзя принять вот эти предложенные меры? Я не говорю о том, что надо отменить тот закон, тот закон должен действовать, но сейчас надо ужесточить меры, мы же тогда спасём, может, не одну сотню жизней и не одну сотню семей. Может, этот путь более правильный - сейчас ужесточить, а уж потом отменить эти меры? Ведь судьбы стоят за этим законом. МЕДИНСКИЙ В. Р. Дело в том, что данный законопроект ничего, по сути, не меняет. Если есть желание закрыть казино, которое не соответствует нормам закона, оно может быть закрыто и сейчас на основании действующего законодательства теми ресурсами, которые есть у исполнительной власти. Если есть желание сделать вид, что мы не можем справиться с тем или иным игорным залом, поскольку есть какой-то пробел в законе, который нам мешает, вот тогда можно на эту тему поразглагольствовать. Понимаете, во многих субъектах, например в Красноярском крае, воспользовались нормой закона и досрочно, не дожидаясь 1 июля 2009 года, вообще закрыли все казино. Такое право наш закон дал. В некоторых субъектах сказали: ну ладно, пусть работают. Но там отслеживают чётко, чтобы оставшиеся заведения соответствовали требованиям закона. Ну а вот, видимо, где-то считают, что им данных законом прав недостаточно. На мой взгляд, это лукавство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Олег Викторович, первое, предлагаю продлить наше заседание до окончания работы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уже сделал такое предложение - со мной палата согласилась. Если хотите, давайте проголосуем. РЯБОВ Н. Ф. Это первое. Второе. Позвольте, Владимир Ростиславович, с вами не согласиться в том, что усиление ответственности в игорном бизнесе или в чём-то в другом (в частности, вопрос об игорном бизнесе идёт) позволяет полагать, что якобы игорный бизнес не будет вкладывать в строительство новых игорных зон денежки и они будут это мотивировать тем, что мы усиливаем их ответственность и так далее. То есть вы хотите сказать, проводите главную мысль о том, что, изменяя ответственность, усиливая ответственность этих заведений, мы тем самым способствуем... (Микрофон отключён.) МЕДИНСКИЙ В. Р. Извините, я просто не очень понял вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Вы вопрос сформулируйте, Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Ну якобы, принимая этот законопроект, мы способствуем неисполнению федерального закона о новом расположении игорных зон. МЕДИНСКИЙ В. Р. Ну давайте я ещё проще сформулирую мысль. Принятие данного законопроекта ничего не изменит по существу - раз. Куча потраченного времени и бумаги - два (это, кстати, денег стоит налогоплательщикам). И в-третьих, с моральной точки зрения это даст повод поговорить о том... Ну если вы сегодня вводите штраф - это страшная ответственность! - от тысячи до 5 тысяч рублей для директора казино за то, что он не предоставил вам информацию о своей площади, ну скажите, вот к чему этот закон? К тому, чтобы директор казино подумал: ага, штраф, потом суд, потом предписание об отзыве лицензии (кстати, это незаконно, противоречит законодательству, опять придётся что-то менять). Будет думать он: ну явно меня никуда 1 июля не выселят. Всё, вот такая мысль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые депутаты, будем обсуждать? Нет. Всё ясно. Присаживайтесь, Владимир Ростиславович. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за несоблюдение требований Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 51 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект.