Заседание № 17
О проекте федерального закона № 489886-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о предоставлении дополнительных гарантий депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления; внесён депутатом Государственной Думы А. М. Бабаковым и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва И. Н. Харченко, А. В. Чуевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к обсуждению пункта 14 - проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Я приглашаю на трибуну для доклада депутата Государственной Думы Валерия Михайловича Зубова. ЗУБОВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект достаточно прост, мы его многократно здесь обсуждали, но после принятия ряда законов, которые установили разграничение полномочий, по мнению авторов законопроекта, один вопрос оказался не до конца урегулированным - это вопрос о том, что будут делать наши коллеги-депутаты местного уровня власти или регионального после окончания их срока работы в качестве депутатов. В федеральном законе для нас это определено: мы имеем право возвратиться на прежнее место работы. В отношении же депутатов местных органов власти определено, что это решение будет приниматься в соответствии с уставом данного местного органа власти, или региональным уставом, или конституцией. Но не будем лукавить: на местном уровне не так просто складываются порой отношения между депутатами и главами исполнительной власти, и так как люди живут слишком близко друг от друга, рядом, то иногда рабочие отношения переносятся на личные, и после окончания срока работы принципиальным депутатам не всегда удаётся трудоустроиться в том месте, где они были депутатами. Мы знаем об этой коллизии, и поэтому наш законопроект фактически дублирует статью, которая существовала до принятия закона о разграничении полномочий, до 131-го закона, и мы предлагаем эту норму принять. Да, действительно такие вопросы должны решаться с помощью местного устава, но у нас есть право и федеральным законом решить этот вопрос, и тогда местный устав просто должен будет продублировать норму нашего федерального закон. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Михайлович. Присаживайтесь, пожалуйста. Я приглашаю для содоклада председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава Степановича Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменение в базовый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Безусловно, Валерий Михайлович изложил правильно ситуацию, на его взгляд. Однако при принятии базового закона было определено, что данная прерогатива относится к вопросам регионального законодательства. Таким образом, не требуется вносить изменение в базовый федеральный закон, который является основополагающим в части местного самоуправления. В связи с этим комитет не поддерживает данную новацию. Вторая новация: в 131-й закон включается положение о том, что военнослужащие, сотрудники различных правоохранительных служб, избранные депутатами, выборными должностными лицами местного самоуправления, после окончания срока их полномочий имеют право продолжить службу либо досрочно уволиться. Однако для военнослужащих, сотрудников милиции, работников прокуратуры норма такого характера уже предусмотрена в федеральных законах, регулирующих прохождение соответствующего вида службы, и дублировать её в 131-м законе нет необходимости. В отношении других лиц, которые перечислены в законопроекте, в частности в отношении работников службы наркоконтроля и других, предлагается такое дополнение внести в соответствующие профильные законопроекты. Таким образом, обе новации, на наш взгляд, излишни, и на основании этого комитет предлагает не поддерживать принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. У меня вопрос к Валерию Михайловичу Зубову. Уважаемый Валерий Михайлович, несмотря на наличие закона о статусе депутата и на то, что этот закон предполагает право на сохранение рабочего места, даже этот закон иногда не исполняется. Надо ли говорить о том, что при отсутствии закона, который давал бы трудовое право нашим коллегам из органов местного самоуправления, претендовать им вообще, получается, не на что?! А вопрос такой. Скажите, если во время исполнения депутатских полномочий наступил пенсионный возраст, вправе ли тогда депутат, исполнявший эти полномочия, претендовать на то, чтобы продолжить свою трудовую деятельность на том рабочем месте, где он работал до избрания депутатом? Спасибо. ЗУБОВ В. М. Уважаемая Нина Александровна, я должен сказать, что вы заметили ту вещь, которая в законопроекте не прописана. Так как законопроект принимается пока в первом чтении, ко второму чтению, конечно, это надо бы предусмотреть. Мне видится, что норма будет выглядеть примерно так: обязаны предоставить, он должен вернуться на это рабочее место. А дальше будет приниматься решение, и он либо уйдёт на пенсию, либо останется в коллективе, что сегодня предусмотрено в законодательстве для всех остальных видов деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет больше вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть двое желающих: депутат Локоть и депутат Иванов. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, я понимаю, что, после того как некоторые депутаты с нашей высокой трибуны заявившие о том, что участвовали в воровстве, в растащиловке, тема о гарантиях депутатам выглядит не очень популярной, однако именно тема поддержки местного самоуправления требует особого внимания. Мы обсуждали этот вопрос в комитете, но, несмотря на то решение, которое Вячеслав Степанович сегодня озвучил, у меня есть своё мнение. Мы имеем очень много обращений именно от депутатов и даже от представителей исполнительной власти, представителей муниципалитетов на уровне местного самоуправления. Им и так сегодня очень тяжело: там и дырявый бюджет, и очень много полномочий, и очень много проблем - раздрызганные дороги, ЖКХ и так далее, и так далее. Не сосчитать все пункты перечня вот этих проблем на уровне местного самоуправления. И при этом никаких гарантий, собственно говоря. Сегодня мы столкнулись с проблемой, когда на поселковом уровне не хватает кандидатов в депутаты, нет вот этого конкурса и приходится агитировать. Вот эта проблема сегодня существует. Поэтому, мне кажется, вот хотя бы минимальные какие-то преференции, хотя бы минимальные гарантии того, что ты вернёшься на своё рабочее место, следовало бы дать. И вот с этой точки зрения, с точки зрения развития местного самоуправления, наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект, и мы проголосуем за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Очень приятно было выслушать выступление кристально честного Анатолия Евгеньевича, однако фракция ЛДПР тоже очень любит своих коллег, которые представляют интересы избирателей на низовом уровне, в частности в местном самоуправлении. И мы бы с удовольствием поддержали данный законопроект, если бы не знали реального положения дел на местах. В частности, местное самоуправление, 99 процентов, находится на бесплатной основе. Все депутаты местного самоуправления - поселковые, городские - в основном работают по своему основному месту работы, собираются на сессии раз в неделю, два, как у них прописано. На платной основе работает председатель местного самоуправления. Я надеюсь, Анатолий Евгеньевич, вы догадываетесь, что от фракции КПРФ или ЛДПР председателей там ещё нет и вряд ли будут. Но если брать немножко повыше местное самоуправление, в частности города - большие города, малые города... Ну, о малых городах я не буду говорить, как там и что, а, допустим, в городах ранга районного центра, депутаты, которые там представляют население, - опять же почти 90 процентов, может, не 99, а 90 процентов - имеют такое хорошее благосостояние, что в принципе не нуждаются в восстановлении на работе, они с неё и так никуда не уходят, тоже работают на бесплатной основе. Поэтому никаких других причин, чтобы говорить, что вот он поработал депутатом, а потом ушёл, если он даже на платной основе устроился... - это значит, что он очень хорошо дружит с власть имущими. Поэтому у меня лично за такого депутата, чтобы ему полномочия предоставить, рука голосовать не поднимется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желание выступить? У представителя президента? У представителя правительства? Желает выступить с заключительным словом Валерий Михайлович Зубов? Желает. Пожалуйста. ЗУБОВ В. М. Три момента, на которые хочу среагировать, перед тем как вы определитесь окончательно, как голосовать. Первое. Среди местных депутатов примерно одна треть по стране работает на освобождённой основе, а не 1 процент. Второе. Среди депутатов бывают - мы это знаем - очень обеспеченные, им действительно это не надо, а бывают люди принципиальные вне зависимости от того, что они не шибко сильно обеспеченные. И порой как раз у таких людей, у меньшинства, и активная работа, и результативная работа, и большие проблемы с трудоустройством, после того как они перестают быть депутатами. И третье. Закон не предполагает каких-то материальных, естественно, благ, льгот. Мы не считаем, что это правильно - по этому признаку выделять депутатов, - но мы, авторы законопроекта, стоим на позиции, что защищать социально людей, которые могут отстаивать, должны отстаивать, будут отстаивать принципиальные позиции, следует, и в частности, на это направлен данный законопроект. Как правильно сказал представитель комитета по этому законопроекту, у нас есть категории депутатов, для которых эти гарантии уже предусмотрены законом, правильно, в отношении работников органов внутренних дел и прокуратуры это предусмотрено законодательством, и предлагаемый закон действительно будет дублировать в этой части отраслевой закон. У нас есть категория, для которой это не предусмотрено - правильно приведён пример с работниками службы наркоконтроля, - и у нас есть категория, которая, может, будет, а может быть, не будет... - это абсолютное большинство остальных депутатов, на защиту которых в том числе направлен этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, для справки: сегодня в Российской Федерации на освобождённой основе работают 2,7 процента депутатов. Это по поводу одной трети. Что касается других обоснований. Вы знаете, мы исходили из того, что сегодня бюджетная обеспеченность различных субъектов и муниципальных образований совершенно разная, поэтому вводить на федеральном уровне обязательства, которые лягут финансовым бременем на субъекты Российской Федерации в обязательном порядке, это излишне. Существует законодательство, которое позволяет это регулировать в рамках субъекта Российской Федерации, это предусмотрено 131-м законом. И вот заботу о своих депутатах, работающих на постоянной основе, можно осуществлять в рамках этого законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 20 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Результат: не принято Принято решение о том, что законопроект отклоняется.