Заседание № 207
О проекте федерального закона № 489751-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части расширения круга лиц, имеющих право на государственную поддержку" (внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, О. А. Ниловым, Ф. С. Тумусовым, а также С. П. Горячевой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
67-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части расширения круга лиц, имеющих право на государственную поддержку". Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ещё одна инициатива в поддержку интересов наших граждан, точнее, матерей, которые отважились в непростое время родить третьего, четвёртого, пятого ребёнка. И они рожают не только в нормальных, цивилизованных условиях крупного города, особенно центральной части России, но и проживая на территориях Дальневосточного, Сибирского федеральных округов, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В законопроекте предлагается выплачивать ещё один материнский капитал за третьего, четвёртого и так далее ребёнка, которые появляются в наших замечательных многодетных семьях, живущих вот в этих непростых условиях. Коллеги, согласитесь, что есть большая разница, где воспитывать, кормить полноценно, обеспечивать отдых, желательно на тёплом море, - в центральных или в отдалённых регионах, где порой, кроме самолёта, вертолёта, и другого транспорта-то нет. Я напоминаю, что была поставлена задача развития именно Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера. Но не только инвестиции, конечно же, туда нужны, и, наверное, будут приниматься какие-то решения, самое главное - не деньги, а люди! А для того, чтобы.... Представьте, сколько нужно средств, чтобы туда привезти людей, посчитайте, сколько нужно вложить в жильё, в работу, в рабочее место. Поэтому моё предложение: давайте закрепим живущие там семьи, которые готовы сегодня родить ещё одного ребёнка, но которые говорят: дайте денег на самолёт, на образование, на то, чтобы можно было ещё одну комнату для ребёнка пристроить, купить, и так далее, и так далее. Да, и пусть это как раз прозвучит в том числе и как сигнал для тех, кто задумает помышлять об отказе от материнского капитала. Я считаю, что справедливо в первую очередь это сделать в отношении тех семей, которые проживают в тяжёлых, непростых условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. Была бы возможность, естественно, я бы предложил это установить для всех российских семей, и, надеюсь, через год-полтора, максимум два, такая возможность у нас появится, мы преодолеем все трудности и обязательно внесём такое предложение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Лариса Николаевна Яковлева, пожалуйста. ЯКОВЛЕВА Л. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я не буду останавливаться на сути законопроекта, Олег Анатольевич очень подробно её изложил. Я хочу представить позицию Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В соответствии с федеральным законом размер материнского капитала является одинаковым для всех российских семей, независимо от их места проживания, от их имущественного положения. Конечно, я абсолютно согласна с коллегой в том, что перечисленные им регионы надо развивать, учитывая тяжёлые климатические условия, географическое положение, отдалённость. Но надо отметить, что сегодня существует целый комплекс мер, направленных на социально-экономическое развитие этих регионов и на поддержку тех, кто там живёт и работает. Назову их: это Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в котором устанавливаются районные коэффициенты на зарплату, на пенсии, на пособия, иные льготы и меры поддержки; утверждённая правительством Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года; государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" - все эти меры направлены на развитие этих регионов, на то, чтобы там комфортно было жить и работать нашим людям, создавать свои семьи и, безусловно, рожать детей. Хочу напомнить, что во всех регионах Российской Федерации, в том числе и на Дальнем Востоке, в Сибири, на Крайнем Севере, действует ещё и региональный материнский капитал. К примеру, сумма регионального материнского капитала в Ямало-Ненецком автономном округе составляет 350 тысяч рублей, и я могу назвать ещё несколько регионов, где предусмотрена такая поддержка. А если говорить сегодня в целом о демографии, то в этих регионах она даже несколько лучше, чем в среднем по России. Показательно, что именно в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах мы на сегодняшний день наблюдаем естественный прирост населения, что, несомненно, не может нас не радовать. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект также не поддерживает. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Ларисе Николаевне вопрос. Вот вы сказали о демографической ситуации в Центральном федеральном округе, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, подчеркнули, что на Дальнем Востоке демографическая ситуация несколько лучше и что она очень неблагоприятная как раз в Центральном федеральном округе. А вы причины не изучали, почему это так и с чем это связано? Наверняка не с климатическими условиями и не с тем, что в Центральном федеральном округе просто не рождаются дети. Видимо, географическая близость крупных мегаполисов и центров экономического развития всё-таки провоцирует людей уезжать из неблагоприятных регионов, в основном в центральную полосу. А на Дальнем Востоке наоборот - туда молодые люди приезжают для того, чтобы заработать, и если они там рожают детей, то потом хотят как можно быстрее уехать, поскольку никакого будущего они с этим регионом связывать не хотят. Вот причины вы изучили или просто используете сухие статистические данные, не углубляясь в сущность проблемы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лариса Николаевна Яковлева. ЯКОВЛЕВА Л. Н. Уважаемый Алексей Николаевич, статистика - вещь, наверное, в том числе сухая, но она свидетельствует именно о том, что сегодня есть улучшение демографической ситуации в регионах, о которых мы сейчас говорим, - и на Дальнем Востоке, и в Сибирском федеральном округе, и это не может не радовать. Но ещё раз повторяю, что суть материнского капитала в том, что все семьи, где бы они ни проживали, где бы они ни работали, имеют абсолютно одинаковые возможности для его получения, и это не зависит от территории проживания, это не зависит от того, состоятельная эта семья или она сегодня нуждается в поддержке. Существует масса других программ по поддержке семей, проживающих на разных территориях Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Ну, прежде всего хотел бы поблагодарить Олега Анатольевича Нилова, первое, за то, что он внёс такой важный законопроект, так как проблема действительно актуальная, и, второе, за хорошее знание программы ЛДПР, потому что у нас в программе с 2010 года этот пункт прописан, и мы уже несколько раз подобные проекты законов вносили с теми или иными уточнениями и деталями, что не умаляет, конечно же, вашего, Олег Анатольевич, вклада в это дело. Я в принципе, когда задавал вопрос, уже остановился на том, что улучшение демографической ситуации в регионах Севера и Дальнего Востока никоим образом не связано с тем, что мы там какие-то особые условия создаём, - как раз наоборот. Очевидно, что заработные платы там несколько выше, - и это было справедливо отмечено в содокладе, - там есть определённые гарантии, районный коэффициент привлекает (но лишь на время), однако молодые семьи не хотят тратить свою заработную плату на улучшение жилищных условий или какие-то серьёзные долгосрочные вложения. Наоборот, все в том числе уже пожилые люди, на Дальнем Востоке и особенно на Крайнем Севере, на Чукотке, на Камчатке, на Сахалине мечтают как можно быстрее накопить и побыстрее уехать оттуда, и это происходит, и это действительно проблема. Естественно, и дети их тоже такую же стратегию выбирают, они не хотят связывать свою жизнь с этим регионом, поскольку он абсолютно для них непривлекательный как раз в экономическом плане. Это первое. И второе. Мы много в последнее время говорим об Арктике, о Северном морском пути, о том, что нужно создавать там условия, но не говорим о том, кто будет это делать, где эти люди будут жить, поскольку количество населённых пунктов там катастрофически сокращается. И невозможно не понимать то, что и климатические условия... Про наркоманию в последнее время много говорим и про борьбу с ней, но мы не говорим о том, что на Крайнем Севере намного больше процент поражённых этим страшным недугом, что Русский Север очень привлекателен для наркоторговцев. А в связи с чем? Потому что мест для проведения досуга там нет! И проблема не в том, что там люди больше денег тратят на тёплую одежду, - просто географическая удалённость от центров культурного наследия, отсутствие мест для проведения досуга и перспективы какой-то делает этот регион крайне непривлекательным и неблагоприятным. И естественно, когда молодые семьи выбирают путь, планируют свою жизнь, они не хотят в этом крайне неблагоприятном регионе создавать семью, рожать детей, и отсюда все вытекающие негативные экономические последствия. Поэтому мы должны стимулировать семьи в первую очередь через уже существующие механизмы, расширять эти механизмы, и увеличивать их количество для жителей этих довольно важных для нас, но крайне неблагоприятных для проживания и развития семьи регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич, будете ещё раз выступать? Пожалуйста, Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, одна краткая справка. Я уверен, что при наличии согласования с правительством, ну, ни у кого рука бы не поднялась голосовать против, ведь понятно, что лучше, чтобы больше детей рождалось, чтобы получали наши мамы больше и капитала материнского, и других выплат. Вопрос в деньгах: где деньги? Вот для справки: для того чтобы профинансировать всю эту программу, достаточно принять один закон, тогда средств хватит ещё и на многие другие программы, - это закон о прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Вот этот законопроект лежит, это, можно считать, такой пристежной закон, обеспечительный закон для рассматриваемого законопроекта и многих других. Давайте не забывать об этой важной и справедливой модели деления с теми людьми, которым нужно помогать. А делиться есть кому, поверьте, и в том числе из бюджета продолжают получать многомиллионные заработные платы даже в такое сложное время. Закон о прогрессивной шкале налога необходим! Думаю, что идея этого законопроекта есть в программах всех политических партий: и у коммунистов, и у ЛДПР. Полагаю, что и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не против этого, ведь всегда у нас эта идея поддерживается. Только, понимаете ли, сложно собрать этот налог, как и многие другие. Ну давайте тогда предложим возглавить эти налоговые структуры тем людям, которые не боятся поставить эту задачу. Я уверен, что найдутся такие, и справятся, и соберут эти миллиарды, которые сейчас так необходимы для многих социальных программ! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
67-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части расширения круга лиц, имеющих право на государственную поддержку". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 08 сек.) Проголосовало за 207 чел.46,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Прошу прощения, Иван Иванович, по 67-му вопросу Савельев и Носов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 489751-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части расширения круга лиц, имеющих право на государственную поддержку" (внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, О. А. Ниловым, Ф. С. Тумусовым, а также С. П. Горячевой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, есть предложение 28-й и 39-й пункты повестки дня перенести на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Поступили предложения перенести пункты 28, 39 и 38 на одно из заседаний января. Нет возражений?