Заседание № 247

07.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 489515-5 "О внесении изменений в статью 72-2 Трудового кодекса Российской Федерации" (о предоставлении работнику права отсутствовать на рабочем месте в период простоя).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5388 по 5688 из 6610
Пункт 17 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в       
статью 72-2 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад Олега Леонидовича   
Михеева.                                                                        
                                                                                
Олег Леонидович, пожалуйста.                                                    
                                                                                
МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение выносится законопроект, направленный    
на изменение законодательства, который предусматривает закрепить за             
работником право в своё рабочее время отсутствовать на рабочем месте в случае   
невозможности предоставления работодателем другой работы на время простоя или   
простоя продолжительностью более одного месяца. Мы с вами знаем, что часто      
предприятия находятся в сложном финансовом положении, предбанкротном,           
возникают другие трудности, с которыми сталкиваются предприятия. Работники      
сталкиваются с тем, что они не имеют работы, но при этом работодатель их не     
распускает, не даёт возможности работать в другом месте или отдыхать. Данный    
законопроект направлен на то, чтобы дать возможность работнику согласно его     
заявлению уйти в отпуск и заниматься тем делом, которое он считает              
необходимым.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Михаил Васильевич Тарасенко. Пожалуйста.                       
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Рассматриваемый нами        
законопроект, как и было сообщено в докладе автором законодательной             
инициативы, предполагает внесение в Трудовой кодекс нормы, предоставляющей      
право работникам во время простоя отсутствовать на рабочем месте.               
Необходимость внесения указанных новелл авторы законопроекта объясняют          
отсутствием в действующем законодательстве чёткого регулирования вопроса        
местонахождения работника в период простоя. Вместе с тем они признают, что      
работодатель в таких ситуациях вправе издавать соответствующие приказы,         
которые могут дать разрешение работнику не присутствовать на рабочем месте, и   
такая практика существует, но, по мнению авторов, недостаточно широко           
применяется, что явилось основанием для законодательной инициативы.             
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике полагает, что предлагаемые               
законопроектом нормы не только не исключают обозначенную правовую               
неопределённость, но и усугубляют её. Установившаяся практика, когда            
работодатель может издавать приказ, распоряжение, позволяющие работникам        
отсутствовать на рабочем месте, применяется достаточно широко. И надо           
сказать, что всё это вытекает из совокупности норм Трудового кодекса. Я не      
буду в целях экономии времени на этом останавливаться, могу сказать только      
то, что, как нам представляется, при простое оплаченное пусть и частично        
рабочее время работник обязан присутствовать на работе, а работодатель не       
обязан, но имеет право его отпустить с работы вот в этот период. Наделяя        
работника правом отсутствовать на рабочем месте во время простоя, инициаторы    
законопроекта не учитывают, что простой может возникнуть и по вине работника    
и в таком случае отпускать его домой представляется ну совершенно нелогичным.   
                                                                                
В законопроекте также не урегулированы вопросы, связанные с извещением          
работодателя об уходе с рабочего места, отсутствует норма о том, каким же       
образом привлекать затем работника по окончании этого простоя. Все это вместе   
создаёт сложности.                                                              
                                                                                
И я хочу сказать, что в заключении правительства указывается на то, что в       
этом заинтересован не только работник, а подчас заинтересован и работодатель,   
когда присутствие работников, у которых нет работы, на рабочих местах - это     
дополнительные затраты на электроэнергию, на охрану труда и прочее. Поэтому,    
по большому счёту, конечно, сделать так, чтобы не было таких длительных         
простоев, - это наша первая задача, а если они случаются, то здесь эти          
вопросы могут урегулироваться в рамках социального партнёрства.                 
                                                                                
На законопроект поступили отзывы от тридцати законодательных органов власти     
субъектов Российской Федерации, от сорока пяти исполнительных органов.          
Поддерживают законопроект шесть субъектов. Комитет Совета Федерации по          
социальной политике и здравоохранению поддерживает концепцию законопроекта      
при условии учёта ряда его замечаний. Не поддерживают законопроект              
Правительство Российской Федерации, представители общероссийских объединений    
работодателей и представители общероссийских объединений профсоюзов в           
Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых           
отношений.                                                                      
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает     
проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить его     
при рассмотрении в первом чтении.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич, пока оставайтесь на           
трибуне.                                                                        
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть два вопроса. Депутат Федоткин, пожалуйста. Потом -        
депутат Романов.                                                                
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос есть у меня к Олегу Леонидовичу.                          
                                                                                
Олег Леонидович, у нас в Рязани станкостроительный завод лихорадило зимой и     
весной, работали два-три дня в неделю, люди были в вынужденных отпусках. Вот    
тогда мне пришлось анализировать эту ситуацию, и я нигде не мог найти данные,   
сколько же людей у нас в стране, скажем, в марте или в апреле были в            
вынужденных отпусках. Я думаю, что цифра огромная, поэтому считаю, что          
актуальность этого законопроекта очень велика. Вы могли бы как-то               
сориентировать, ну, анализировали, скажем, в июле, июне, в мае, сколько у нас   
по стране единовременно в каком-то месяце людей простаивало - миллион, два,     
три миллиона? Наверное, это по-другому заставит нас смотреть на ваш закон       
сразу, несмотря на мнение правительства и так далее. Проблема-то актуальная.    
Вот где-то вы эту цифру видели? Можете хотя бы подкрепить?.. (Микрофон          
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста, докладчику, Олегу          
Леонидовичу Михееву.                                                            
                                                                                
МИХЕЕВ О. Л. К сожалению, такой цифры нет. То, что действительно большое        
количество людей сегодня не имеют возможности постоянно работать, - это факт.   
Такая цифра, к сожалению, нигде не озвучивается.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И вопрос Романова Валентина Степановича. Пожалуйста,      
Валентин Степанович.                                                            
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Я хотел бы от комитета услышать, он владеет большей информацией. Объективной    
статистики в этой сфере у нас почти нет, найти её невозможно, и всё же          
комитет, готовя законопроект к отклонению, наверное, собрал характеристики:     
сколько у нас работодателей, какая их доля за год, скажем за прошлый год,       
воспользовалась такого рода правом. То есть когда мы отвергаем идею чем-то      
поддержать работника, хорошо бы убедительно показать, что хозяева,              
оказывается, благодетели, они сами эти простои регулируют и сами работников     
отпускают. Какая цифра есть на этот счёт?                                       
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Валентин Степанович, я могу сказать о том, что действительно    
в острую фазу кризиса, когда, допустим, в металлургии объёмы производства       
упали на 70 процентов, - в этот период большое количество людей находились в    
простое, и выигранные суды позволили доказать работодателям, что отсутствие     
заказов не является форс-мажорным обстоятельством и в это время должны          
выплачиваться две трети средней заработной платы, а не две трети оклада или     
тарифной ставки. Я могу сказать, что даже в этой ситуации в отдельных           
коллективах, когда были такие проблемы, - и я позволю себе это расширить: не    
только в металлургии, но и в других отраслях, - люди достаточно осознанно       
брали отпуска и уходили, потому что видели кризисное состояние предприятия,     
видели, что на эти вот выплаты, на которые они юридически имеют право,          
фактически денег не будет.                                                      
                                                                                
Мы и профсоюзы, безусловно, не поддерживали такой подход, но он в реальной      
жизни существовал. Я могу сказать, что во времена кризиса до 50 процентов       
активного рабочего населения находилось в вынужденных простоях.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Михаил Васильевич.               
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Романов Валентин           
Степанович, Иванов Анатолий Семёнович и Зубов.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Романов Валентин Степанович.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, конечно, проект закона обречён. Понятно,      
что этот проект затрагивает ничтожно малую часть того комплекса, который        
называется соотношение сил. Речь идёт о том, насколько сегодняшний бизнесмен,   
предприниматель мыслит государственно, насколько он социально воспитан,         
насколько он способен думать об интересах людей, которые приходят на это        
предприятие.                                                                    
                                                                                
Есть очень тревожные моменты. Вот на днях мне довелось быть на торжественном    
заседании, посвящённом 60-летию одного из крупнейших в Европе                   
нефтеперерабатывающих заводов в городе Новокуйбышевске: замечательный           
коллектив, великие традиции, орден Ленина... И все, кто там выступали,          
говорили о заслугах ветеранов, о том, другом, третьем. Меня поразило, когда     
вышли три профсоюзных босса - они все очень хорошо выглядели, упакованные       
ребята, - и все трое высказали одну точку зрения: социальное партнёрство,       
будьте покорными и хорошая зарплата вам гарантирована. Это очень горько было    
наблюдать.                                                                      
                                                                                
В данном случае мы говорим о том, что Трудовой кодекс, который в своё время     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" провела, полностью нарушил баланс интересов уже в рамках        
нынешнего капиталистического строя, он полностью подчинён интересам             
работодателя. У нас ведь слово "эксплуататор" вылетело куда-то, архаизмом       
стало. В XIX веке звучало постоянно слово "эксплуатация", а сегодня -           
"работодатель", благодетель. А на самом деле мы же видим, что наряду с          
прогрессивными, энергичными, творчески работающими бизнесменами есть огромная   
масса тех ребят, кто дорвался до бюджета, до сырья и прочего, - они же          
бессовестно эксплуатируют работников! Поэтому попытка депутата Михеева,         
конечно, обречена, но польза хотя бы в том, что ещё раз можно публично          
сказать о том, что сегодня наёмный работник придавлен и любая попытка хоть      
как-то в чём-то ему помочь обречена.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста.                    
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, мною также вносился подобный законопроект, но   
он был мною отозван, так как не было смысла создавать конкуренцию данному       
законопроекту, поэтому я и выступаю в его поддержку.                            
                                                                                
Законопроект объективно необходимо принимать. Он может быть применён в тех      
случаях, когда простой работодателем создаётся искусственно, с определённой     
целью. Когда простой обычный, то есть не созданный искусственно, то я           
согласен - работодатель сам заинтересован отправить работника домой в случае    
невозможности его перевода на другую работу. Искусственно созданные простои     
тоже имеют место, и это не фантазии. Например, недавно на одном крупном         
предприятии такой простой применялся с целью понуждения работников к            
увольнению по собственному желанию или переводу на другую работу. При этом      
издавался приказ о простое конкретных работников на месяц, после чего он        
продлялся ещё на месяц и так далее. Многие работники не выдерживали             
нахождения на рабочих местах без работы, несмотря на получение двух третей      
средней заработной платы: или увольнялись, или соглашались с переводом.         
                                                                                
Данный законопроект применение механизма искусственного простоя делает          
бессмысленным. Почему же тогда он не поддерживается правительством и даже       
профсоюзной стороной в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию       
социально-трудовых отношений? Я уже неоднократно говорил, что в правительстве   
в настоящее время нет высокопрофессиональных специалистов в сфере трудовых      
отношений, которые могли бы там появиться с созданием министерства труда. Что   
же касается профсоюзной стороны в РТК, то там всё решает представитель          
федерации так называемых профсоюзов России во главе со Шмаковым, а это          
зависимая от работодателей структура. (Нина Александровна, вот как я дополняю   
свой ответ на ваш вопрос.) Её руководителя больше беспокоят не права            
работников, а результаты работы объектов, находящихся в собственности ФНПР.     
                                                                                
Данный законопроект, я считаю, надо принимать, доработать - я согласен с        
некоторыми замечаниями комитета, - поскольку он необходим именно для            
применения в случаях создания искусственных простоев.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Ну, свою рабочую карьеру я начинал рабочим на одном из предприятий, где         
простои были достаточно регулярные. Скажу, что что-либо более деморализующее    
вообще трудно придумать, чем когда достаточно большой коллектив собирается и    
целую... Ну вот что делать? Как минимум, в карты играть целый день. Это         
неприятная психологическая атмосфера, но есть более серьёзная причина для       
принятия данного закона.                                                        
                                                                                
Если внимательно посмотреть на то наше отношение к потенциальной безработице,   
которая нарастает в стране... Вот мы даже сейчас, при обсуждении этого          
закона, увидели, что цифр-то нет, сколько простоев. Так всё, на глаз,           
примерно, на отдельных предприятиях. Посмотрите, как внимательно в развитых     
странах следят за безработицей на предприятиях, с которыми конкурируют наши     
предприятия. И вот в условиях этой конкуренции, конечно, есть придуманные       
причины для простоя, а есть объективные.                                        
                                                                                
Этот законопроект даёт право на повышение мобильности рабочей силы, он даёт     
право работнику выбрать: либо ему получать две трети, играя в карты в цеху, в   
красном уголке по-старому, либо потратить это время на поиски, может быть,      
новой, более доходной работы. Почему нам это право не предоставить, не начать   
действовать в современных условиях как в направлении повышения                  
конкурентоспособности предприятий, так и в направлении предоставления           
возможности работнику найти более, так скажем, доходное рабочее место? Я        
предлагаю проголосовать за этот законопроект, несмотря на то что                
предварительно, судя по всему, было принято решение его отклонить. Но мы        
очень часто отклоняем законопроекты, к которым потом возвращаемся.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет.   
                                                                                
По ведению - Николай Васильевич Коломейцев.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, я не понял, Иванов выступал от фракции         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Уже что, нет соглашения ФНПР с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", да?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вы у него спросите, это не по ведению - мы не         
нарушили Регламент.                                                             
                                                                                
Уважаемый докладчик, Олег Леонидович Михеев, вы хотели бы что-то сказать в      
заключительном слове? Нет. Михаил Васильевич Тарасенко? Тоже нет.               
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?..        
Тарасенко хочет что-то сказать.                                                 
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Михаилу Васильевичу Тарасенко.                   
                                                                                
ТАРАСЕНКО М. В. Вот коллега Зубов сказал, что надо дать право трудящемуся       
человеку выбрать: или получать две трети средней заработной платы, или идти     
искать себе работу. Он не разобрался в законопроекте. Законопроект              
предполагает, что человек будет сидеть дома и получать две трети средней        
заработной платы. С тем, что предлагает господин Зубов, никаких проблем нет:    
этот человек и сегодня может в период простоя написать заявление на отпуск      
без оплаты и искать себе работу.                                                
                                                                                
Ну а что касается Анатолия Семёновича Иванова, который сказал, что у нас нет    
министерства труда (с этим я, кстати, полностью согласен), то, говоря о         
профессионалах... Уважаемый Анатолий Семёнович, вы предполагаете, что           
найдутся такие наивные люди, которые простой?.. И мы в законе это напишем -     
"искусственно созданный простой"? Это гораздо более тонкие вещи, а красивыми    
лозунгами вымощена дорога в ад. Надо быть всё-таки более профессиональным в     
своих оценках.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование данный         
законопроект. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Прошу               
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              129 чел.28,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    129 чел.                                          
Не голосовало                 321 чел.71,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.