Заседание № 183
17.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 489384-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения правил продажи доли должника в общем имуществе).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 566 по 867 из 4603
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения правил продажи доли должника в общем имуществе). С докладом выступит представитель Правительства Российской Федерации первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации Илья Эдуардович Торосов. Пожалуйста. ТОРОСОВ И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По решению Конституционного Суда подготовлен законопроект согласно сложившейся судебной практике. Предлагаем урегулировать вопрос продажи на банкротных торгах в первую очередь жилья и иного имущества, у которого есть несколько владельцев. Прежде всего нужно обеспечить приоритет на выкуп доли должника для других собственников, так называемых сособственников этого имущества, тем самым защитить их интересы и дать возможность сохранить жильё и другое имущество в одних руках. Сейчас на банкротных торгах уже учитываются интересы всех собственников, но, чтобы не было споров, право на приоритетный выкуп доли в жилье нужно закрепить законодательно. Предлагаем прописать условия, на которых будет реализовано преимущественное право: во-первых, обязать организаторов торгов заранее проинформировать участников долевой собственности о проведении торгов; во-вторых, предоставить всем собственникам право не участвовать в торгах и выкупить долю должника по цене, сложившейся в ходе этих торгов, или по начальной цене, если на торгах никто не заявился и они не состоялись; в-третьих, в случае если сразу несколько лиц хотят использовать своё преимущественное право, это делается пропорционально их долям в имуществе. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Эдуардович. Содоклад сделает председатель Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Анатольевич Гаврилов. Пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Если кратко, то законопроект носит очень важный социальный характер, разработан во исполнение постановления Конституционного Суда. Предусматривает наделение граждан преимущественным правом приобретения доли гражданина-банкрота в общем имуществе. Мы знаем, что зачастую вопросы, связанные с распределением долей в имуществе, в квартирных конфликтах, приобретают достаточно острый характер и являются полем для многочисленных мошенничеств, часто эти конфликты решаются в суде долгие годы. На наш взгляд, предложен достаточно эффективный механизм, которым предусматривается преимущественное право родственников, по сути дела, участников долевой собственности на приобретение доли гражданина-банкрота. Есть один вопрос - вопрос цены. Если мы предполагаем, что - вот в простом варианте - родственники могут выкупить долю гражданина-банкрота по цене, установленной победителем торгов, то в этой части могут быть нарушены права приобретателя этой доли, который участвует в торгах и так далее, получается, что его право будет нарушено. Мы полагаем, что всё-таки надо идти оптимальным и более справедливым путём, - остановиться на цене, основанной на оценке перед торгами при понятной воле участников долевой собственности. Чтобы понятно было, скажу, что у нас на самом деле объём этих проблем вовсе не маленький: по данным на конец года, 9 с лишним, почти 10 миллионов граждан, уважаемые коллеги, по сути дела, допустили нарушения - это не банкроты, конечно, но это те, кто допустил нарушения в обслуживании кредитования. Нарушение программ заимствования приводит к тому, что в целом у нас вот такой объём задолженности - а это влечёт существенные риски - составляет почти 6,5 триллиона рублей из 30 триллионов, это общий объём кредиторской задолженности наших сограждан. Понятно, объём проблемы значительный, не все уйдут в банкротство, и за восемь лет с момента принятия закона около миллиона граждан прошло. После принятия закона, направленного на установление упрощённой процедуры в отношении - я напомню - многодетных семей, в отношении пенсионеров, выросло практически в 2 раза количество желающих пойти по упрощённой процедуре банкротства. Мы понимаем, что этот проект закона достаточно актуален. Надеемся, что мы успеем его вместе с вами доработать и принять, чтобы наши граждане могли воспользоваться такой практикой и уйти от ненужных, зачастую острых, конфликтных ситуаций. Комитет просит вас поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо. Вопрос двум докладчикам. Скажите, пожалуйста, а если у родственников нет средств на выкуп доли? Это фактически означает косвенное перенесение долгов гражданина на родственников с угрозой потери жилья. И есть ли какая-то разница, когда часть в квартире банкрота для остальных родственников является единственным жильём или не единственным жильём? Ну вот какая-то дифференциация здесь есть? ТОРОСОВ И. Э. Спасибо за вопрос, Оксана Генриховна. Первое, если денег нет, естественно, доля уходит с торгов, здесь даже как бы вариантов нет. Второе, по поводу единственного жилья: вы знаете, что у нас есть защита единственного жилья. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Эдуардович, ну, всё понятно, Конституционный Суд... В год мы банкротим несколько десятков тысяч предприятий. А первично этот закон, вообще-то, назывался "О банкротстве и оздоровлении". Вот с вашего места в том числе Решетников говорил, что в завершающей стадии находится уточнённый законопроект, в котором на первом месте будут вопросы оздоровления, а не банкротства. Не могли бы вы, несмотря на непрямое отношение, сказать, когда законопроект об оздоровлении всё-таки будет внесён? Спасибо. ТОРОСОВ И. Э. Законопроект об оздоровлении, Николай Васильевич, для меня очень важный законопроект, он в Госдуме. Вопрос: когда мы его рассмотрим в первом чтении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Разворотнева Светлана Викторовна. Подготовиться Алимовой. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые Илья Эдуардович, Сергей Анатольевич! Вот вы затронули, Сергей Анатольевич, наверное, один из главных вопросов: по какой цене будет продаваться эта доля? Все мы знаем, что сейчас застройщики, используя так называемые нулевые кредиты, зачастую реализуют квартиры на рынке по завышенной стоимости, и потом люди не могут их продать даже по той же цене. Вот ваше предложение по какой-то предварительной независимой оценке - на каких ценах это будет основываться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо, Светлана Викторовна. Действительно, вопрос спорный, дискуссионный, и мы надеемся, что всё-таки, если у вас есть такое желание, поучаствуете в доработке. Конечно, первый вариант - это цена победителя торгов, но здесь нарушаются права всех участников торгов. Через начальную цену - вариант тоже спорный, в том числе с учётом вашей аргументации, которая, на мой взгляд, достаточно обоснованна. Надо, наверное, выработать - не хочу говорить "компромиссный" - более оптимальный вариант, связанный всё-таки с независимой оценкой продаваемой доли, с тем чтобы избежать дополнительного обременения из-за тех процессов, которые вы совершенно справедливо упомянули в своём выступлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алимова Ольга Николаевна. Подготовиться Выборному. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к обоим докладчикам. Ну кто же из посторонних людей будет покупать, например, одну третью или одну девятую долю квартиры? Как правило, покупают чёрные риелторы только для того, чтобы в дальнейшем принудить остальных собственников к невыгодной продаже. Действительно, вопрос о цене очень актуальный, но законопроект вносится с целью обеспечения возможности сохранения преимущественного права покупки для сособственников. В то же время вот действительно победитель торгов, может быть, такую цену выставит, что она будет значительно выше рыночной, хотя доли обычно продаются с большим дисконтом. Как правительство отнесётся к предложению установить, может быть, какой-то фиксированный размер выкупа доли участника долевой собственности - например, стоимость кадастра минус, там, 25 процентов - для настоящего обеспечения преимущественного права сособственникам? ТОРОСОВ И. Э. Спасибо за вопрос, Ольга Николаевна. Вопрос требует проработки, мы с Сергеем Анатольевичем проговорим это и, я думаю, вернёмся к этому вопросу во втором чтении. Сергей Анатольевич, согласны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к докладчику. Уважаемый Илья Эдуардович, согласно проекту федерального закона сособственник вправе использовать преимущественное право покупки после проведения торгов. Это значит, что у так называемого победителя торгов есть риск покупки доли. В связи с этим как вы оцениваете предложение профильного комитета - Сергей Анатольевич в своём докладе обратил на это внимание - участникам долевой собственности дать право покупки доли гражданина-должника по цене на основании отчёта об оценке продаваемой доли до проведения торгов? И второй вопрос: о каком "ином лице" идёт речь, когда мы говорим о публичных торгах? Это третья страница проекта федерального закона, первый абзац, читаю по тексту: "...доля должника подлежит реализации победителю торгов или иному лицу..." В этом случае любая неопределённость - явный признак коррупциогенного фактора. ТОРОСОВ И. Э. Анатолий Борисович, спасибо за вопросы. По поводу "иного лица" посмотрим, но имелся в виду любой другой, кто участвует в торгах и не является родственником, это вот ответ. Но давайте посмотрим, чтобы было чётко, чтобы у всех было понимание, что имеется в виду. По первому вопросу. То, что и вы предлагаете, и Сергей Анатольевич, - мы проработаем и просмотрим, чтобы найти максимально правильное компромиссное решение. Готовы активно работать в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Спасибо, Сергей Анатольевич, присаживайтесь. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас предоставим такую возможность, вопрос важный. Покажите, пожалуйста, список. Пожалуйста, Тен Сергей Юрьевич. Подготовиться Дмитриевой Оксане Генриховне. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно занимается вопросом совершенствования института банкротства, в том числе в прошедшую осеннюю сессию были приняты и уже подписаны социально направленные законы о развитии института банкротства физических лиц, внесудебных процедур банкротства. Мы понимаем, что жизненные ситуации бывают разные, и обязанность государства - поддерживать своих граждан в различных жизненных ситуациях. Представленная инициатива продолжает настройку этого крайне важного блока законодательства и должна защитить участников совместной собственности, в том числе семьи наших граждан, в процессе процедуры банкротства физических лиц. Решение Конституционного Суда должно быть исполнено, законодательство должно быть скорректировано. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за и призывает к этому другие фракции. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, по поводу законопроекта. Ну вот представьте себе ситуацию: семья имеет квартиру в долевой собственности, для семьи это единственное жильё, один из членов семьи является банкротом, у остальных членов семьи нет денег на выкуп его доли. Доля продаётся на открытом рынке - всё, значит, кто-то её покупает, и он может спокойно вселиться в эту квартиру, прописать там, ну, любое количество граждан. Фактически это означает выселение из этой квартиры, то есть принудительную продажу. Если это касается большого количества семей, то это просто, ну, фактически способ для банков вначале раздавать кредиты, которые ничем не обоснованы, а потом делать круговую поруку из родственников, которые даже не были поручителями, чтобы эта задолженность по кредиту выплачивалась. Поэтому здесь, конечно, нужны принципиальные изменения: если это единственное жильё у других членов семьи, то доля вообще не может быть продана, потому что фактически это означает, если цепочку продолжим, выселение из единственного жилья в той или иной форме. Ну и я думаю, что даже если это касается предприятий - один из партнёров является должником и банкротом, - то тут тоже могут возникнуть разные как бы моменты, когда конкуренты могут специально такую ситуацию создать, чтобы фактически осуществить недружественное поглощение или недружественное слияние. Но с квартирами эта ситуация не может решаться таким образом, что вначале мы продадим долю, а потом будем препятствовать выселению из единственного жилья, а оно будет так или иначе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Илья Эдуардович, будете выступать с заключительным словом? Сергей Анатольевич? Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 32 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.