Заседание № 247

07.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 489165-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части уточнения отдельных положений закона и установления особенностей размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, поставки новой продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3800 по 4000 из 6610
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели с вами пункт 9. Переходим к рассмотрению      
пункта 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание     
услуг для государственных и муниципальных нужд". Доклад депутата                
Государственной Думы Бесчётнова Константина Викторовича.                        
                                                                                
Пожалуйста, Константин Викторович.                                              
                                                                                
БЕСЧЁТНОВ К. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы предлагаем принять три   
ключевых изменения в действующее законодательство. Первое - государство,        
действуя в рамках закона № 94-ФЗ, должно иметь возможность не извлекать         
прибыли. Второе - предлагается разрешить переговоры заказчика и исполнителя,    
когда речь идёт о принципиально новой разработке. И третье - предлагается       
разрешить осуществлять выбор исполнителя на базе его квалификации.              
                                                                                
Теперь подробнее. Статья 2 Гражданского кодекса подразумевает, что              
государство, являясь субъектом экономической деятельности, обязано извлекать    
прибыль из собственной деятельности. Но всё-таки государство - это              
государство, а бизнес - это бизнес, и это совершенно разные принципы работы.    
Если государство принимает политическое решение развивать отрасль               
авиастроения, к примеру, то подразумевается, что иногда годами действовать      
придётся в убыток, без прибыли. Госпредприятиям сегодня приходится изобретать   
велосипед и всё-таки показывать эту прибыль, хотя она часто сомнительная. Я     
уже не говорю о венчурном финансировании, когда само это финансирование         
подразумевает, что целый ряд проектов будет реализован, будет профинансирован   
и точно не принесёт прибыли. А венчурное финансирование - это, как известно,    
основа инновационной экономики, без него вряд ли мы её запустим. Исходя из      
этого мы предлагаем в рамках закона № 94-ФЗ разрешить государству не            
извлекать прибыль.                                                              
                                                                                
Второе. Что касается контакта исполнителя и заказчика, который, на наш          
взгляд, необходим во время разработки принципиально нового изобретения.         
Почему? Во-первых, потому, что разработка ведётся, особенно если это            
принципиальное и прорывное изобретение, не только в России. Во-вторых,          
генерация знаний происходит в мире очень быстро. И в-третьих, очень высока      
конкуренция в инновационном сегменте в глобальной экономике.                    
                                                                                
Как это происходит сегодня в России? Сегодня госзаказчик разместил заказ на     
НИОКР и на три года может забыть о собственном заказе. При этом зачастую        
через три месяца эта задача, которая поставлена перед исполнителем, уже не      
актуальна. Формально исполнитель свою работу сдаёт, госзаказчик её принимает,   
а реально эта работа уже никому не нужна. Чтобы была возможность гибкого        
реагирования на изменяющиеся внешние, в том числе за пределами страны,          
условия, необходимы контакты и переговоры между заказчиком и исполнителем.      
                                                                                
Третье - качество закупаемого товара и квалификация разработчика. Понятно,      
что мы не должны, чтобы действительно была конкурентная среда, давать кому бы   
то ни было преференции, но это когда речь идёт о созданном товаре. Когда же     
мы говорим о товаре или услуге, которые только необходимо создать, ситуация     
очень сильно меняется. И здесь на первое место выходит очень точное описание    
того, что мы, как государство, хотим купить. Это во-первых. И во-вторых,        
какой опыт существует у исполнителя, который претендует на эти самые            
бюджетные деньги. И именно поэтому мы предлагаем увеличить вес этого фактора    
при принятии решения о том, кому эти самые бюджетные деньги достанутся,         
повысить по отношению к тому уровню, который сегодня существует.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, инновационная экономика даёт прирост ВВП нашей страны,       
тридцатипроцентный прирост ВВП нашей страны, и мы предлагаем сделать первый     
шаг в этом направлении и принять предлагаемые изменения.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад от Комитета по строительству и земельным отношениям сделает Валерий    
Викторович Панов.                                                               
                                                                                
ПАНОВ В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Как вы          
наверняка поняли из сути доклада, законопроектом предлагается исключить из      
федерального закона № 94-ФЗ ссылки на Гражданский кодекс. Это аргументируется   
тем, что кодекс регулирует отношения между лицами, осуществляющими              
предпринимательскую деятельность. В то же время поставка товаров, выполнение    
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не связаны с     
извлечением прибыли, а направлены на осуществление государственных функций.     
                                                                                
Комитет не поддерживает предложенные изменения, потому что Гражданский кодекс   
не ограничивается только регулированием предпринимательской деятельности.       
Гражданское законодательство также определяет правовое положение участников     
гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права     
собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные                
обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные            
отношения. Размещение заказов же является составной частью деятельности         
заказчиков по заключению контракта и относится к сфере регулирования            
гражданского законодательства.                                                  
                                                                                
Законопроектом также предлагается установить возможность переговоров при        
проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских,                     
опытно-конструкторских и технологических работ. При этом законопроектом не      
предусматривается каких-либо ограничений при проведении таких переговоров, не   
определяется стадия размещения заказа и возможные правовые последствия.         
                                                                                
Законопроектом также предлагается установить значимость таких критериев, как    
качество товара и квалификация участников конкурса, - до 45 процентов при       
размещении заказа на поставку новой продукции. Вместе с тем само понятие        
"новая продукция" не раскрывается.                                              
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что предлагаемые изменения могут           
привести к злоупотреблениям со стороны заказчиков на практике, потому и не      
могут быть поддержаны. Кроме того, хочу напомнить, уважаемые коллеги, что мы    
с вами в этом зале 11 апреля текущего года приняли изменения в 94-й             
федеральный закон, согласно которым правительством могут быть определены        
особенности размещения конкретного заказа, необходимость включения в контракт   
дополнительных условий его исполнения. Правительство вправе также установить    
единые дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам    
размещения заказов при размещении заказов на поставки отдельных товаров,        
работ и услуг.                                                                  
                                                                                
На законопроект также поступил отрицательный отзыв правительства. Поэтому,      
учитывая вышеизложенное, комитет не поддерживает законопроект и рекомендует     
Государственной Думе отклонить его.                                             
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Депутаты        
Федоткин, Улас и Селезнёв. Больше рук нет.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Федоткин, ваш вопрос.                                               
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня Валерию Викторовичу вопрос. Вот знаете, я ещё раньше,     
когда этот закон готовился, советовался с нашими руководителями муниципальных   
учреждений и строителями. Они в целом поддержали эту идею. Что касается         
закона № 94-ФЗ, на который вы сослались, там, по-моему, все статьи буквально    
уже подвергнуты жесточайшей критике, нужно, наверное, не только отдельные       
статьи переделывать, а всё переделать.                                          
                                                                                
Вот в связи с этим у меня вопрос: а как наши субъекты, наши коллеги в краях и   
областях на этот закон откликнулись? Сколько положительных отзывов, а сколько   
отрицательных - каково соотношение? Вот у нас в Рязанской области на местах     
эту идею, закон поддерживают, а как другие?                                     
                                                                                
ПАНОВ В. В. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос.                             
                                                                                
По первой части вопроса. Я хочу сказать, что мы с вами уже обсуждали другой     
законопроект, касающийся изменений в закон № 94-ФЗ. Вы были в зале, я помню,    
поэтому не хотел бы повторяться.                                                
                                                                                
Действительно, закон несовершенен, сегодня идёт очень большая работа по         
разработке новой концепции. И я уже говорил, что на сайте Минэкономразвития -   
рекомендую ознакомиться - новая система, федеральная контрактная система. Там   
будет предусмотрено в том числе и то, что вы сказали, -                         
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие новые работы.         
                                                                                
Что касается мнения субъектов, я не готов сейчас вам ответить, потому что у     
меня нет данных, но вы обратитесь в наш комитет, и вы получите полнейшую        
информацию.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Улас Владимир Дмитриевич, ваш вопрос.                     
                                                                                
УЛАС В. Д. Валерий Викторович, вы только что сказали, что закон несовершенен,   
но я должен вам сказать, что совершенных законов в природе не бывает, иначе     
наша деятельность стала бы бессмысленной, уже давно приняли бы эти законы на    
все времена по всем случаям. Но единственный аргумент в данном случае,          
который я услышал из ваших уст и который является основанием для комитета       
отклонить данный законопроект, - то, что нет понятия "новая продукция". Ну,     
казалось бы, чего проще, введите это понятие во втором чтении в качестве        
поправки, если загвоздка только в этом, в понятии "новая продукция". Или же,    
в общем-то, нужно аргументы какие-то более серьёзные подбирать.                 
                                                                                
ПАНОВ В. В. Владимир Дмитриевич, понятие новой продукции не является самым      
главным аргументом, по мнению комитета. Основным проблемным аргументом          
является то, что предлагается данным законопроектом исключить ссылки на         
Гражданский кодекс.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос Селезнёва Валерия Сергеевича.                                            
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Вы знаете, я буду вопрос задавать, наверное, исходя из           
сегодняшней ситуации, поскольку я поддерживаю любую инициативу, связанную с     
изменениями в данный законопроект, так же как и в закон № 94-ФЗ, потому что     
они несовершенны. А с несовершенством этим вы столкнётесь, мы все столкнёмся    
в Сочи. Вот я сейчас занимаюсь паралимпийскими играми в Сочи в плане вопросов   
урегулирования добровольной сертификации доступности среды и не понимаю,        
каким образом это сделать. У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику:      
как вы относитесь к тому, чтобы наряду с требованиями, предъявляемыми к         
квалификации участника размещения заказов, в качестве критерия оценки могло     
бы выступать наличие у участника вот такого сертификата соответствия на         
выполняемые работы или оказываемые услуги? Иначе мы получаем фальсификат, а     
не работу.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПАНОВ В. В. Я думаю, что если вы, Валерий Сергеевич, подключитесь сейчас к      
подготовке закона о федеральной контрактной системе, то ваше предложение        
вполне может быть поддержано.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, все вопросы закончились, присаживайтесь,         
Валерий Викторович.                                                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Не    
желают. Переносим на "час голосования" голосование по данному вопросу.          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А никто не выступал, что комментировать-то? Как у нас     
по Регламенту? Когда кто-то выступает - тогда пожалуйста.                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4873 по 4891 из 6610
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание     
услуг для государственных и муниципальных нужд". Кто за принятие данного        
законопроекта в первом чтении? Прошу определиться голосованием.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               71 чел.15,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     71 чел.                                          
Не голосовало                 379 чел.84,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5004 по 5010 из 6610
Савицкая Светлана Евгеньевна по ведению.                                        
                                                                                
САВИЦКАЯ С. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Для протокола. Вот по 11-му и по 10-му вопросам у меня написано, что я не       
голосовала. Я голосовала за по 10-му и 11-му вопросам.