Заседание № 44
О проекте федерального закона № 489096-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (о выплате пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, осуществляющему уход за больным тяжёлыми заболеваниями крови или злокачественными образованиями ребёнком в возрасте до шестнадцати лет, - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребёнком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, а в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - за весь период совместного пребывания с ребёнком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении; внесён Е. В. Ройзманом в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к двум альтернативным законопроектам из пунктов 15.1 и 15.2. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Докладывает представитель Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы член Совета Федерации Константин Викторович Сурков. СУРКОВ К. В., представитель Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы, член Совета Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Читинской областной Думой и Агинской Бурятской окружной Думой внесён законопроект, предусматривающий дополнение пункта 5 части 5 статьи 6 Федерального закона № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" положением, согласно которому пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребёнком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в случае ухода за больным ребёнком в возрасте до пятнадцати лет при его болезни, связанной со злокачественными новообразованиями, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей. В настоящее время в этом случае действует ограничение срока выплаты пособий по временной нетрудоспособности - максимально сто двадцать дней, в то время как застрахованные граждане, осуществляющие уход за детьми с такой патологией, остро нуждаются в освобождении от работы на более длительный срок. Принятие закона позволит застрахованным лицам получать пособие за весь период ухода за ребёнком, страдающим указанными заболеваниями, за весь период нахождения в амбулаторном учреждении или совместного пребывания с ребёнком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении. На реализацию данного федерального закона в соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту потребуется 356,5 миллиона рублей в год. Указанные расходы могут быть осуществлены в пределах расходов на пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных в проекте федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Учитывая изложенное, а также то, что проект данного федерального закона поддерживается Правительством Российской Федерации, имеются положительные заключения Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, а также Комитета по охране здоровья, прошу поддержать данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Константин Викторович. Законопроект с тем же названием, нет, немножко не так - "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Докладывает член Комитета по труду и социальной политике Анатолий Семёнович Иванов, он сделает содоклад по двум законопроектам. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в отношении осуществления ухода за больным членом семьи существуют ограничения по периоду ухода при выплате застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от категории члена семьи и его возраста. Однако в случае ухода за больным ребёнком в возрасте до пятнадцати лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, и при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, ограничений по периоду ухода нет, то есть пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в первом случае и во втором случае - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребёнком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении. Данными законопроектами предлагается дополнить перечень заболеваний, при которых в случае ухода за больным ребёнком застрахованному лицу пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребёнком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении. В законопроекте, внесённом Читинской областной Думой и Агинской Бурятской окружной Думой, этот перечень предлагается дополнить таким заболеванием ребёнка, как злокачественные новообразования, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей. Это предусматривается в отношении ребёнка в возрасте до пятнадцати лет. В законопроекте, внесённом депутатом четвёртого созыва Ройзманом, указанный перечень заболеваний предлагается дополнить такими заболеваниями, как тяжёлые заболевания крови и злокачественные новообразования. Кроме того, в данном законопроекте предлагается увеличить возраст ребёнка, при уходе за которым выплачивается пособие: до шестнадцати лет - при выплате пособия за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребёнком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении и до шестнадцати - восемнадцати лет - при выплате пособий за весь период совместного пребывания с ребёнком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении. Комитет по труду и социальной политике внимательно рассмотрел данные законопроекты и отмечает следующее. Во-первых, расширение перечня заболеваний, дающих основания для выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу за весь период ухода за больным ребёнком объективно необходимо. Поэтому данное концептуальное положение обоих законопроектов комитетом поддерживается, но более качественно, так сказать, это положение отражено в законопроекте, внесённом Читинской областной Думой и Агинской Бурятской окружной Думой. В нём полно и точно указывается перечень заболеваний, связанных со злокачественными новообразованиями, а также дан подробный расчёт средств, которые потребуются на реализацию данного закона. В законопроекте, внесённом депутатом четвёртого созыва Ройзманом, как отмечает Комитет по охране здоровья, являющийся соисполнителем по данным законопроектам, существует несоответствие перечня заболеваний и классов болезней, применённых автором законодательной инициативы, требованиям Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, что в случае принятия закона приведёт к значительным трудностям в его трактовке специалистами и реализации. Во-вторых, предлагаемое депутатом четвёртого созыва Ройзманом увеличение возраста ребёнка, при уходе за которым выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, не соответствует правовой норме Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья. Согласно статье 23 основ застрахованным лицам гарантировано право на получение пособия по уходу за больным ребёнком в возрасте только до пятнадцати лет. Данное заключение Комитета по труду и социальной политике подготовлено с учётом заключений комитетов Государственной Думы, являющихся соисполнителями по этим законопроектам, а именно Комитета по охране здоровья, Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, Комитета по делам молодёжи и Комитета по бюджету и налогам. На основании изложенного Комитет по труду и социальной политике поддерживает и предлагает принять в первом чтении законопроект, внесённый в Государственную Думу Читинской областной Думой и Агинской Бурятской окружной Думой, и не поддерживает, предлагает отклонить законопроект, внесённый депутатом четвёртого созыва Ройзманом. Содоклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, депутат Обухов. Подводим черту, один вопрос. Ещё Коломейцев? Я не увидел, извините. Два вопроса. Робко как-то действительно, не свойственно... А, ещё и Федоткин? Так, три вопроса. Пожалуйста, Обухов. ОБУХОВ С. П. Будьте добры, объясните, разве это такое концептуальное прегрешение, что не соответствует международной классификации? По-моему, это нетрудно скорректировать во втором чтении. Я посмотрел финансовые обоснования и того, и другого законопроекта, разница-то в пару десятков миллионов рублей, она тоже несущественна. Почему такие возражения против второго законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы против законопроекта субъекта Федерации, за депутатский законопроект, я так понял? ОБУХОВ С. П. Я за соединение того и другого законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, отвечайте. ИВАНОВ А. С. Что касается расходования бюджетных средств, то здесь я не говорил об этом, поэтому это не является каким-то аргументом при принятии законопроекта. А что касается международных норм, то я не специалист в сфере здравоохранения, наверное, я в полной мере не могу ответить, но я единственное могу сказать, что в первом законопроекте чётко указаны виды заболеваний и как раз в международной классификации существуют эти виды заболеваний, а в законопроекте, внесённом бывшим депутатом Ройзманом, вот эти наименования чётко не отражены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Анатолий Семёнович, скажите, пожалуйста, можно ли во втором чтении всё же учесть предложение Ройзмана? Не учтены наименования болезней, но есть в массовом порядке эти болезни, и инвалид не становится неинвалидом. Вот можно ли во втором чтении учесть и расширить этот перечень по предложению депутата четвёртого созыва Ройзмана? ИВАНОВ А. С. Николай Васильевич, что касается самого перечня заболеваний, то в этом случае не требуется какого-то расширения, потому что в первом законопроекте есть как раз все заболевания, которые предусмотрены законопроектом бывшего депутата Ройзмана, то есть они здесь указаны подробно. Что касается заболеваний крови, то не все заболевания крови требуют длительного ухода, неограниченного ухода. Заболевания, которые не требуют длительного ухода, включены в другой перечень, по которому тоже выплачиваются пособия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Анатолий Семёнович, вот есть такие дети, ставшие больными и инвалидами в результате прививки. Их немного, но такие есть. Сделали прививку - и ребёнок стал инвалидом. И за ним ухаживают на протяжении многих-многих лет. Так вот, ко мне приходили на приём и рассказывали, что выплаты составляют тысячу рублей в месяц и не менялись с 98-го года. Что такое тысяча, вы сами представляете. Я хотел бы уточнить: сегодня, когда расширяется перечень болезней, что, конечно, должно быть поддержано, речь идёт о той же тысяче? О какой сумме на человека, на ребёнка идёт речь? ИВАНОВ А. С. Владимир Николаевич, что касается этих сумм, то я не могу сейчас сказать, сколько идёт на лечение. Но я единственное могу сказать и я уже сказал, что комитет концептуально расширение перечня поддерживает. Если вы предложите включить в перечень какое-то заболевание, которое действительно требует длительного ухода, больше чем предусмотренные сто двадцать дней, то в этом случае, я думаю, Комитет по охране здоровья и наш комитет это предложение поддержат. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Анатолий Семёнович. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Обухов. Подводим черту, я никого не забыл? Нет. Пожалуйста. С места. Включите микрофон. ОБУХОВ С. П. Оба законопроекта очень важны и нужны. Меня, конечно, немножко огорчает, что они противопоставлены, но такова парламентская процедура. Наши коллеги из фракции говорили, что надо бы учесть и объединить концептуально эти два законопроекта, они не противоречат друг другу. Это общее мнение нашей фракции. Почему? Потому что, в общем-то, дополнительные расходы на финансирование и в том, и в другом законопроектах просто смешные на фоне того, что мы сейчас вбухиваем в банки и в фондовый рынок для погашения так называемого финансового кризиса. И вторая проблема. Критикуют законопроект Ройзмана, потому что у нас установлено ограничение - до пятнадцати лет, но ведь и в восемнадцать лет ребёнок-инвалид остаётся ребёнком-инвалидом. Мы тоже вносим соответствующие законопроекты и поправки в перечень заболеваний. Я думаю, в финансовом плане это тоже несущественно. Поэтому хотелось бы, чтобы комитет во втором чтении нашёл способ как-то учесть всё рациональное из второго законопроекта, который внесён депутатом Ройзманом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не настаивают ни докладчик, ни содокладчик на заключительном слове? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование пункт 15.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Это голосование рейтинговое. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пожалуйста, голосуйте по пункту 15.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 15.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 59 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3% Пожалуйста, пункт 15.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 25 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0% По результатам рейтингового голосования принятым в первом чтении считается законопроект из пункта 15.1.