Заседание № 258
О проекте федерального закона № 489089-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (о продлении до 1 января 2009 года предельного срока, в течение которого в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке на условиях, установленных частью четвёртой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", могут быть приняты иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 28. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Константина Фёдоровича Затулина. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Если руководствоваться известным изречением "спешите делать добро", то у нас ещё есть возможность в нынешнем составе сделать ещё одно богоугодное дело. Речь идёт о пролонгации действия части четвёртой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", срок действия которой должен завершиться 1 января 2008 года. Речь идёт - ещё раз хочу пояснить - об упрощённом порядке получения гражданства теми нашими соотечественниками, которые имели гражданство Советского Союза, приехали в Россию из стран СНГ - бывших республик Советского Союза и которые имеют для этого то основание, что у них есть разрешение на временное проживание или вид на жительство или они были зарегистрированы в Российской Федерации до 1 июля 2002 года (это срок, когда начал действовать новый закон "О гражданстве Российской Федерации", принятый в 2002 году). Необходимость пролонгации срока действия этого упрощённого порядка связана с тем, что хотя в России и происходит укрепление института гражданства, но оно происходит не такими быстрыми темпами и не настолько быстро формируются все механизмы и разрешаются все бюрократические проблемы. Мы реально столкнёмся с тем, что если эта статья, эта часть статьи 14 будет отменена, то на 1 января 2008 года у нас в стране останется существенное количество людей, которые не успели, не смогли получить гражданство, не преодолели разные препятствия на пути получения гражданства, и они вынуждены будут это гражданство получать в общем порядке, хотя являются нашими соотечественниками и многие из них уже давно живут в Российской Федерации. На самом деле ещё одним основанием для принятия этой поправки является то, что изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан...", в тексте которых, собственно говоря, и разрабатывается тема упрощённого предоставления вот этого разрешения на жительство, вида на жительство, были введены только с 15 января этого года, то есть с 2002 по 2007 год у тех людей, которые хотели бы воспользоваться упрощённой процедурой, были сужены возможности. Они не смогли в ряде случаев преодолеть все необходимые препоны на пути получения гражданства. И если даже хотя бы один человек, наш соотечественник, который стремится в Российскую Федерацию, хочет быть гражданином России и имеет для этого полное основание, останется неудовлетворённым из-за того, что эта норма будет вычеркнута из закона с наступлением 1 января 2008 года, даже в этом случае, наверное, имело бы смысл сегодня ставить этот вопрос. Поэтому я внёс поправку, смысл которой - продление срока действия части четвёртой статьи 14 закона "О гражданстве..." до 1 января 2009 года. За это время мы рассчитываем существенно сократить число людей, ходатайства которых о получении гражданства в упрощённом порядке пока не удовлетворены. И в случае необходимости уже в новом составе Государственная Дума может принять какие-то новые решения, которые позволят лучше контролировать этот процесс и сделать его менее бюрократизированным. Насколько мне известно, профильный по этому вопросу комитет по конституционному законодательству поддерживает принятие этой очень простой поправки сразу в трёх чтениях, с тем чтобы мы со спокойной совестью могли разойтись в связи с окончанием срока наших полномочий, зная, что этот вопрос снят и острота в этом вопросе тоже снята. Вот, собственно, всё, что я предполагал сказать. Есть поправки к законопроекту лингвистического и стилистического характера, которые никоим образом его смысла не меняют, и я готов их поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Для содоклада я приглашаю на трибуну председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Константин Фёдорович, несомненно, прав, это будет достойным завершением сегодняшнего дня - возможное принятие данного законопроекта. Я не буду останавливаться предметно на характеристике данного законопроекта, вместе с тем должен отметить, что неурегулированность целого ряда вопросов гражданства создаёт очень большие сложности не для одного человека, она создаёт сложности для десятков тысяч людей. И коллизии, к сожалению, есть крайне болезненные. Например, в течение десяти или пятнадцати лет у тех или иных лиц были паспорта граждан Российской Федерации - им выдавались за рубежом паспорта граждан Российской Федерации, - но затем устанавливается, что были некие допущения или якобы имели место нарушения, и лица, которые осознавали себя, считали себя гражданами Российской Федерации, как вдруг выясняется, таковыми не являются. Поэтому законопроект является принципиально важным. Далее. Техническая сторона, скорее относящаяся к голосованию по данному законопроекту. Мы бы просили принять данный законопроект в первом чтении, затем принять таблицу, где две технические поправки. Константин Фёдорович о них сказал и, как автор, согласился с ними. Таким образом, просим принять законопроект во втором и затем в третьем чтении. Необходимость этого вызвана, в частности, тем, чтобы не допустить разрыва, который, естественно, образуется в связи с окончанием работы Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые коллеги, пока у нас процедура первого чтения. Есть необходимость задавать вопросы? Есть. Так, Воронин, Тян и Кондратенко. Нет, ещё и Шаврин. Четыре вопроса. Шаврин, пожалуйста, ваш вопрос. ШАВРИН С. И. Вопрос простой. И докладчик, и содокладчик не сказали конкретно: а вот сколько это - "большое количество граждан"? Всё-таки зарегистрированных, прописанных с 2002 года в принципе посчитать можно. И сколько человек за этот год, на который продлим, сможет воспользоваться этим правом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать? Пожалуйста, Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый коллега, цифры, которыми я располагаю, очень приблизительные, но действительно это не один человек, а несколько десятков тысяч человек, некоторые из них проходят достаточно непростую процедуру подтверждения своего гражданства, поскольку в этом гражданстве возникли сомнения, связанные, скажем прямо, с не всегда упорядоченным получением гражданства в 90-е годы. Они действительно считали себя гражданами, но на сегодняшний день в этом сомневаются соответствующие органы и заставляют их в ряде случаев получать подтверждение из стран прежнего проживания. Ещё надо отметить, что не все, кто мог бы получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, не все смогли его получить в установленные сроки: норма эта, как я уже сказал, была предложена и введена в действие только в этом году. Это несколько десятков тысяч человек, так, наверное, корректно было бы сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плигин готов дополнить. Пожалуйста, на центральной трибуне включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Спасибо большое за вопрос. Я должен сказать, что для тысяч граждан Российской Федерации явилось открытием то, что допущенные в 92-м году нарушения создают для них проблемы со статусом гражданства. И сколько такого рода открытий у нас ещё будет, предсказать сложно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Воронин Павел Юрьевич, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо. Владимир Николаевич, скажите, пожалуйста, ну вот мы на год ещё продляем. Шестнадцать лет норма действует, и в моём понимании либо люди, кто хотел, уже оформили, либо просто система настолько неэффективна, зашорена и неправильно построена, что люди, желающие оформить гражданство, не в состоянии это сделать. И, как показывает практика, закон о соотечественниках, который мы год назад приняли, тоже буксует: не хотят губернаторы с ним связываться, да и деньги не освоены. Может быть, нам пересмотреть не только цифру, продление на год, но и систему предоставления упрощённого гражданства? Может быть, она слишком сложная? ПЛИГИН В. Н. Павел Юрьевич, вы ставите серьёзнейший вопрос, извините за повтор, в отношении одного из самых серьёзных институтов организации общества - гражданства как особой связи лица и государства. Что касается некоторых цифр, касающихся этой проблемы. Вопрос не урегулирован в отношении примерно десяти - пятнадцати миллионов граждан. Десять - пятнадцать миллионов лиц, имеющих разный статус и проживающих на территории Российской Федерации, не являются гражданами Российской Федерации, они либо иностранцы, либо лица без гражданства. Это всё явилось результатом сложнейших миграционных потоков, сложнейших изменений, вызванных изменением границ нашего бывшего государства. Поэтому, я думаю, этот вопрос заслуживает предельного внимания следующей Государственной Думы, он является также предметом обсуждения комиссии по гражданству и наших постоянных консультаций с Федеральной миграционной службой. Спасибо за обеспокоенность этим вопросом, поскольку очень часто это вопрос жизни конкретных людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Тян, пожалуйста. ТЯН Л. И., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Очень сожалею, что не выступил соавтором с Константином Фёдоровичем, поскольку я принимал непосредственное участие в разработке того закона, драконовского, который действовал раньше, до упрощённой формы. Вопрос у меня следующего характера. Нельзя ли ужесточить меры в отношении административно-бюрократической машины, которая способствует возникновению проблем при получении по упрощённой форме гражданства Российской Федерации? Ведь то, о чём говорит депутат Воронин, он прав, - очень сложная система. Дело в том, что прошло не столько времени от принятия упрощённой формы получения российского гражданства, но ведь та бюрократическая машина, которая сегодня решает, дать гражданство или не дать тому или иному лицу... Всё-таки, я считаю, это очень сложная система, и нужно как-то её менять. Спасибо. ПЛИГИН В. Н. Любомир Индекович, вы затронули действительно принципиальный вопрос. На стадии подготовки к обсуждению законопроектов об упрощённых процедурах регистрации и об упрощённых процедурах предоставления возможности работать мы анализировали эту ситуацию начиная с работы участковых инспекторов милиции и до всех этапов, всех ступенек, которые здесь есть. Я должен сказать, что процедуры усложнены, они усложнены в плане узких возможностей постановки на учёт и прочего. Поэтому Государственной Думой были приняты законопроекты, которые предоставляют возможность, допустим, упрощённых регистрационных процедур через почтовые отделения, которых множество на территории Российской Федерации. Но проблема упрощения процедур и ужесточения ответственности за проявления бюрократизма, конечно, есть. Я думаю, что мы (мы и правительство в данной ситуации) должны будем более технологично прописать регламенты действия бюрократической машины. С этим я абсолютно согласен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кондратенко, пожалуйста, ваш вопрос... Простите, хочет добавить Затулин. Пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, я хочу ещё раз подчеркнуть ту борьбу мнений, которая велась и ведётся вокруг самого института гражданства и вопросов его упрощённого получения. С одной стороны, существуют, безусловно, и я это хочу признать, факты злоупотреблений в получении гражданства, необоснованного его приобретения, и эти факты, как всегда, достаточно больно сказываются на авторитете нашего паспорта и нашего гражданства. С другой стороны, существует, должно существовать, понимание того, что распад Советского Союза - это такая геополитическая катастрофа, последствия которой ещё долгое время будут ощущаться, и прежде всего ощущаться простыми людьми. И с этой точки зрения, да, упрощённый порядок в принципе является облегчением доступа к гражданству. Я убеждён, что принятием этой поправки - если мы её примем, а я надеюсь на это - обсуждение этой темы не закончится и мы продолжим в новом составе Государственной Думы размышлять над тем, каким образом изменить в сторону улучшения вот этот упрощённый порядок, с тем чтобы исключить злоупотребления, но сохранить демонстративный и символический характер упрощённого порядка для наших соотечественников, для наших бывших советских сограждан прежде всего. Но не только для них, а и для тех, кто волею судеб оказался и в странах традиционного дальнего зарубежья тоже. Это всё предстоит сделать. Закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" принят не в прошлом году, а в 99-м, он тоже нуждается в серьёзной корректировке, потому что он декларативен в самом главном вопросе - кто такие соотечественники? Это всё вопросы, которые нам предстоит решать. Но сейчас, для того чтобы мы могли их решать, нужно принять вот этот законопроект и снять напряжённость в этом вопросе, возникающую в связи с окончанием срока действия упрощённого порядка. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Игнатович Кондратенко, пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. У меня вопрос к автору проекта, Константину Фёдоровичу. Прежде всего хочу сказать, что нет более жестокой страны, чем Россия, которая так жестоко отнеслась к своим соотечественникам при их попытке возвратиться на родину! Система настолько забюрокрачена, настолько... Сколько слёз было пролито русскими, татарами, адыгами, черкесами из-за трудностей с оформлением гражданства! Знаю, потому что сам принимал участие в решении судеб человеческих. Надо продлить, надо обязательно продлить действие закона, помочь людям. Переехать - это всё равно что погореть, а тут ещё сложности бюрократические. Но вместе с тем есть вторая сторона вопроса. Посмотрите, политика глобализации явно запланировала великое переселение народов. В ближайшее время будут массово переселяться люди, и можно предположить, с каких территорий - где худшие условия проживания... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, десять секунд добавьте для собственно вопроса. КОНДРАТЕНКО Н. И. ...худшие агроклиматические условия и так далее, и так далее. Может, стоило бы ограничить в нашем проекте закона: для коренных жителей России? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Кто будет отвечать? Пожалуйста, Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый Николай Игнатович, я думаю, что мы можем продолжить дискуссию о том, кто такие коренные жители России, кто такие соотечественники, кого на самом деле признавать соотечественниками. Вот, например, адыгов вы признаёте - и я тоже с этим согласен - нашими соотечественниками, а, скажем, другие нации и народности, которые сегодня имеют свои национальные республики, не всегда и не все из нас готовы признавать своими соотечественниками. Я убеждён, что та демографическая яма, те последствия, с которыми столкнулась Россия после распада Советского Союза, в ближайшей перспективе заставят нас ещё более либерально относиться к тому, чтобы черпать ресурсы, и в том числе ресурсы демографические, прежде всего в тех союзных республиках, в которых по крайней мере не разучились понимать русский язык и хотя бы понимают нашу ментальность и наш образ жизни. Вот прежде всего они являются ресурсом и резервом. И в этом отношении, подчёркиваю, этот пункт говорит не вообще обо всех, кто хотел бы получить гражданство, а о тех, кто имел гражданство Советского Союза, то есть был совершеннолетним в 91-м году, и о тех, кто приехал к нам из республик бывшего СССР и здесь обосновался. То есть в данном случае мы закладываем двойную гарантию, что речь идёт именно о наших бывших согражданах и соотечественниках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хочет добавить Владимир Николаевич Плигин что-то. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Игнатович, статья 14 закона предусматривает приём в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, в частности, даёт ответ на то, кто может рассматриваться в качестве претендентов на получение гражданства в упрощённом порядке. Это, во-первых, лица, которые имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; во-вторых, лица, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; и последнее, лица, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года. Это три категории, поэтому в данной ситуации вопрос регулирования миграционных процессов в рамках глобализации - это действительно предмет крайне серьёзный, вы правы, исторически эта закономерность, видимо, обусловлена, но не в рамках этого закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Николаевич. Уважаемые депутаты, будем ли обсуждать, учитывая, что идёт процедура первого чтения? Нет. Тогда я прошу следовать той процедуре, которую предложил нам комитет: мы с вами сейчас проголосуем этот законопроект в первом чтении, потом, учитывая, что последствия реализации закона должны наступить уже с 1 января следующего года, мы должны рассмотреть поправки, их всего две, и потом третье чтение. Принимается? Тогда я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в первом чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 55 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Принято. Коллеги, у вас есть таблица, в ней две поправки, обе носят юридико-лингвистический характер, и комитет рекомендует их принять. Нет возражений? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных к принятию. Второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 41 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3% Результат: принято Принято. Уважаемые депутаты, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 18 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Принято. Объявляется "час голосования". В рамках "часа голосования" ставится на голосование - третий раз - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в третьем чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 59 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принято.