Заседание № 20
О проекте федерального закона № 170782-4 "О внесении изменений и дополнений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об обеспечении доступа Счётной палаты Российской Федерации и органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации к сведениям, составляющим налоговую тайну).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 13-му вопросу, это блок "Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство". О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Московской городской Думы Виктора Александровича Двуреченских. ДВУРЕЧЕНСКИХ В. А., представитель Московской городской Думы. Уважаемые депутаты, вашему вниманию представлены все необходимые документы по данному законопроекту. Суть его в том, чтобы допустить Счётную палату Российской Федерации и контрольно-счётные органы, созданные законодательными (представительными) органами власти субъектов, к сведениям, составляющим налоговую тайну. Не останавливаясь на сути законопроекта и на его содержании подробно, я хотел бы обратить внимание на три аспекта. Но сначала о расстановке сил, так сказать. Я сегодня вышел на трибуну, зная, что есть отрицательное заключение подкомитета, я присутствовал на том заседании, и есть не заключение, правда, а отзыв правительства, потому что заключения не требуется, отрицательный тоже. Итак, я хотел бы на три стороны обратить внимание. Первая сторона - практическая. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации мы и контрольно-счётные органы регионов, а также Счётная палата Российской Федерации должны давать парламентариям определённую информацию и проводить экспертизу, в частности, законопроектов, других документов. И я хочу вам сказать, что мы эти обязанности выполнить в полной мере не можем. Только расчётным путём мы можем приблизиться, к примеру, через баланс, через отраслевые балансы, через макроэкономические показатели к оценке налогового потенциала бюджета. Сказать вам, полно и своевременно ли поступают налоги в бюджет, мы не можем. Кстати говоря, и вы это сделать тоже не можете по документам, которые вы имеете. Это практический аспект. Правовой аспект, на который ссылаются те, кто дал отрицательное заключение. Первое возражение - что указанные органы, то есть контрольно-счётные органы, в том числе и Счётная палата Российской Федерации (она, кстати, не имеет доступа к налоговой тайне), не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Правильно, не являются, но тем не менее хочу обратить ваше внимание на то, что среди тех, кто имеет определённое отношение к налогам и кто допущен к налоговой тайне, есть органы, которые тоже не являются участниками этих правоотношений, налоговых правоотношений. К ним относятся органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов, пенсионные фонды, но вот они имеют доступ. Контрольно-счётные органы не имеют доступа, хотя он им нужен для выполнения своих функций, а не для того, чтобы тайну конкретного налогоплательщика узнать. Следующий аргумент, который приводится в официальном отзыве правительства, - что якобы мы имеем право на получение информации путём запросов. Не имеем мы такого права! Да, Счётная палата имеет право делать запросы, это сказано прямо в законе "О Счётной палате...", но, как я знаю, на практике это оборачивается тем, что, ссылаясь на налоговую тайну, по материалам, интересующим Счётную палату, не дают информации. Я не говорю уже о контрольно-счётных органах в регионах, мы ни в одном федеральном законе не упомянуты в этом отношении, и нам, конечно, не дают. Мы находим всякие пути на практике, распыляя силы и ресурсы, для того чтобы получить эту информацию, но по крупному плательщику мы никогда, даже при самых хороших отношениях с региональной налоговой инспекцией, не получим данных. Кстати, такие налоговые доходы в бюджете каждого региона составляют не менее 85 процентов доходной части бюджета. Это правовые аспекты, а я ещё хотел бы остановиться на общественно-политическом аспекте, он тоже очень важен для парламентариев. Я хотел бы вам напомнить, что контроль за установлением налогов, а также за системой сбора налогов, то есть за системой изъятия средств граждан, избирателей в пользу государства, является самым древним полномочием парламентов. Оно, это право, появилось у парламентов задолго до законодательных полномочий, сначала контроль за сбором налогов был установлен парламентами. Однако если контроль за установлением налогов осуществляется парламентариями в ходе принятия соответствующих законов, то контроль за системой сбора налогов и её эффективностью в современных условиях практически парламентами не осуществляется. Специализированные же контрольные органы парламентов, контрольно-счётные органы, - которым, кстати, четырнадцать лет, они уже подросли, стали достаточно ответственными - такую работу проводить не могут, я об этом говорил раньше. И оценка эффективности системы сбора налогов невозможна без полного доступа к информации, которой располагают налоговые органы, без этого контрольно-счётные органы никогда не будут иметь полной и объективной информации о работе налоговых органов, то есть о доходной части бюджета. Любые недостатки можно скрыть под предлогом налоговой тайны, а к чему это приводит? Вот сегодня очень много говорят о малом предпринимательстве и его поддержке. Я хочу обратить внимание парламентариев, что во всяком случае в регионах не знают истинного положения дел с малым предпринимательством, о том, как оно влияет на доходную часть бюджета, потому что в налоговой отчётности этого нет. А кто устанавливает налоговую отчётность? Ведомства конкретные под свои интересы, не под интересы избирателей. И ещё я хотел бы сказать, что в Лимской декларации об основных принципах аудита (ИНТОСАИ) Международной организации высших органов финансового контроля ещё в 1977 году - и в последующие годы это было подтверждено другими международно-правовыми документами - предусматривалось право органов государственного аудита аудировать сбор налогов до максимально возможной степени и в ходе проверки просматривать личные досье об уплате налогов. В заключение я хочу отметить, что вопрос о доступе контрольно-счётных органов к налоговой тайне - это вопрос о том, могут ли существовать органы, собирающие средства граждан, но гражданам неподконтрольные. Представляется, что такое положение несовместимо с принципом демократического государства, который закреплён в статье 1 Конституции Российской Федерации. Прошу вас коллективным разумом поддержать и принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Александрович. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Васильевны Пугачёвой. ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел данный законопроект и предлагает не принимать его по следующим основаниям. Статья 9 Налогового кодекса определяет состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Счётная палата Российской Федерации и органы государственного финансового контроля, созданные законодательными органами субъектов, не являются участниками налоговых правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В то же время вопросы допуска к сведениям, составляющим налоговую тайну, относящиеся к сфере налоговых правоотношений, могут быть урегулированы законодательством о налогах и сборах исключительно в отношении участников этих правоотношений. В связи с этим данная проблема должна решаться не в режиме предоставления этим органам прямого доступа к соответствующим сведениям, имеющимся у налогоплательщика, а в порядке взаимодействия с органами, которые согласно положению статьи 102 кодекса имеют доступ к налоговой тайне. Счётная палата Российской Федерации и органы государственного финансового контроля, созданные законодательными органами субъектов Российской Федерации, уполномочены осуществлять иные функции, отличные от функций контроля и надзора в области налогов и сборов. Право на получение от налоговых органов информации для целей реализации задач по осуществлению ими финансового контроля гарантировано обязанностью налоговых органов предоставлять в установленном порядке соответствующую информацию. В соответствии со статьёй 13 Федерального закона № 4-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счётной палаты Российской Федерации информацию, необходимую для обеспечения её деятельности. Статьёй 22 указанного федерального закона определено, что налоговые органы обязаны оказывать содействие деятельности Счётной палаты Российской Федерации, предоставлять по её запросам информацию о результатах любых проводимых проверок и ревизий. Согласно статье 26-22 184-го федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а правила взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, утверждены постановлением правительства № 410. На данный законопроект получены отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Хотела бы также остановиться на замечаниях, которые были сделаны докладчиком. Он сказал о том, что в Бюджетном кодексе... Он обратил внимание на то, что органы госвласти являются участниками налоговых правоотношений, он говорил о местных органах. Я хотела бы сказать, что они не являются участниками налоговых правоотношений. Если говорить о фондах, то надо сказать, что это касается только той части средств, которые зачисляются в эти фонды. Всю информацию, я полагаю, должны запрашивать прежде всего в налоговых органах, потому что это полномочия налоговых органов. Сегодня определены обязанности, полномочия и контрольно-счётной палаты, и налоговых органов, и поэтому смешивать это абсолютно нельзя, это всё определено законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов. Ещё хотелось бы сказать по поводу того, что в субъектах не знают положения дел с малым предпринимательством. Я хотела бы сказать, что, наоборот, в субъектах сегодня знают положение дел с малым предпринимательством. И те главы и исполнительные, и представительные органы, которые действительно сегодня работают в этом направлении, зная, что поставлена такая задача не только в Российской Федерации, но и во всех субъектах, не только это знают, они знают процент от поступления налогов, что он составляет там более 40 процентов. И это уже рассматривают как более хороший, нормальный результат, то есть это те цифры положительные, которых сегодня действительно добиваются субъекты или отдельные муниципальные образования. В связи с этим ещё раз говорю, что бюджетный комитет не поддерживает данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Депутат Локоть. Больше нет вопросов. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Наталья Васильевна, вот такое впечатление, что доклады сегодня по вопросу о Счётной палате и вот по этому вопросу, по 13-му, как будто не от одного комитета, настолько они диссонируют друг с другом. Степашин сегодня выступил утром перед нами, мы ему тут поаплодировали. Все без исключения депутаты, представители всех фракций поблагодарили за работу и сказали: так держать и давай ещё усиливай. Приняли постановление соответствующее. Здесь просят: усильте полномочия, дайте возможность работать, а мы как бы ему отказываем. Не очень понятно. Кроме того, он сказал нам, что собирается проверять госкорпорации. Мы говорим: это хорошо. Так, извините, в госкорпорации АО всякие входят, акционерные общества, ну как их проверять будут? Его просто, извините за простой язык, пошлют там, скажут, что всё это не его ума дело. Поэтому мне не очень понятно... (Микрофон отключён.) ПУГАЧЁВА Н. В. Ну, сегодня действительно Сергей Вадимович выступал и сделал акцент на том, что он был бы благодарен, если бы депутаты сделали это, он скажет только спасибо. Но дело в том, что Сергей Вадимович как раз обратил внимание, что госкорпорации сами выходят на Степашина и заключают соглашения. И ещё есть одно соглашение, которое заключено с Сердюковым: налоговые органы должны предоставлять любую информацию по запросам Счётной палаты. Поэтому тут, я думаю, на сегодняшний день пока никаких вопросов и препятствий нет. Тем более если говорить о регионах. Сегодня кто-то попросит у какого-то налогоплательщика какие-то цифры - для какой цели? Это налоговая тайна, и он по нашему законодательству может её открыть только сам. А если эти цифры нужны для формирования бюджета, то тогда совершенно другое дело. Налоговая даёт в этом отношении все цифры, которые необходимы, поэтому они как раз и будут представлены, но не именно по налогоплательщикам, потому что кто его знает... пока на сегодняшний день слово "коррупция" у нас есть, и борьба с коррупцией продолжается, то есть определённые моменты ещё есть. Поэтому нельзя сегодня раскрывать налоговую тайну, я думаю, просто так, для какого-то интереса, для чьего-либо интереса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончены. Теперь выступления. Депутат Коломейцев настаивает. Ну, я желающих задать вопросы назвал и подвёл черту. Выступить вам могу дать возможность, пожалуйста. Депутат Макаров Андрей Михайлович. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Нет, после депутата Коломейцева, он первый попросил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нет, он не настаивает на выступлении, он хотел задать вопрос, но я... МАКАРОВ А. М. Тогда буквально два слова. Уважаемые коллеги, я хотел бы просто, чтобы у нас было правильное представление о том, что происходит, тем более докладчик сказал, что он предлагает анализировать не содержание закона, а только какие-то отдельные вопросы. Так вот, что нам предлагается сегодня? Сегодня государство определило налогоплательщиков, и все вопросы, связанные с собиранием налогов, правильностью уплаты налогов, проверяет налоговая служба. Что нам сегодня закон устанавливает? Что этот орган, проверив, передаёт эту информацию всем тем, кто определён законом. Кстати, я ещё раз говорю: не проблема соглашений, законом сегодня определён порядок, как Счётная палата получает всю необходимую для работы информацию. Законопроект сегодня предлагает ровно одно: пусть органы Счётной палаты придут к налогоплательщику и сами проверят, как этот налогоплательщик - правильно или нет - уплатил налог. Мы создаём параллельную налоговым органам структуру - мы это предлагаем? Но, с другой стороны, мы с вами говорим о том, что бизнес замучили проверками, что надо, наоборот, сокращать число проверок, а здесь предлагается: давайте ещё одному органу... Что, у нас налоговая не справляется с собиранием налогов? Да каждый год идёт серьёзнейшее увеличение собираемости налогов! Так вот, проблема налоговой тайны в данном случае - это проблема вмешательства в дела конкретных налогоплательщиков. И когда мы ставим вопрос о том, голосовать за этот законопроект или нет, мы просто должны сказать: что, мы считаем, что нужен кто-то ещё кроме налоговой службы? И считаем ли мы, что сегодня мы с вами готовы дать ещё одному органу дополнительные права вмешиваться в жизнь конкретного налогоплательщика? Вот комитет, рассматривая эти вопросы, и принял решение... Почему этот закон следует отклонить? Он противоречит не только Налоговому кодексу, он противоречит Конституции, а главное, здравому смыслу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Позиция комитета отрицательная. Включите режим голосования. У нас есть докладчик по 14-му вопросу? Нет, да? А, есть письмо: без участия... Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 50 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4% Результат: не принято Отклоняется законопроект.