Заседание № 184
18.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 487723-8 "О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части сокращения срока принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1892 по 2503 из 4636
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Петрович Муценек. МУЦЕНЕК Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, добрый день! Рассматриваемый законопроект разработан во исполнение поручения председателя правительства по повышению клиентоцентричности. Законопроектом сокращается общий срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии на право управления МКД с 30 до 10 рабочих дней, квалификационный экзамен переводится в электронную форму. При этом, безусловно, эту инициативу следует взаимоувязывать с той концепцией, которую мы неоднократно обсуждали в том числе на площадке Госдумы, по усилению ответственности управляющих организаций. В связи с этим хочу выразить благодарность за принятие в 2023 году федерального закона, расширяющего перечень лицензионных требований для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. Напомню, что этим законом, в частности, вводится норма об отсутствии судимости не только у директора управляющей организации, но и у учредителя. Вместе с тем необходимо продолжить работу по повышению требований к управляющим организациям, а именно нужно, чтобы они соответствовали не только формальным признакам, но и имели материально-техническое обеспечение и опыт работы, необходимые для полноценного, качественного оказания услуг нашим гражданам. Эти вопросы обсуждались на совместном заседании комиссии Госсовета и комитета Государственной Думы по строительству. Сегодня вице-премьер Хуснуллин проводил заседание штаба по зиме с участием министра Файзуллина и губернаторов, и все эти вопросы также были в повестке. В зале вместе со мной присутствует мой коллега заместитель министра по ЖКХ - главный государственный жилищный инспектор. Мы готовы ответить на вопросы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, законопроект, о котором Юрий Петрович доложил, мы на заседании комитета рассмотрели. Вообще, данный законопроект, конечно, заслуживает самого внимательного обсуждения, а самое главное - поддержки. При сегодняшнем развитии электронного документооборота и взаимодействия между ФОИВами, ну, уже считается, на мой взгляд, анахронизмом гонять эти бумаги в течение месяца, для того чтобы получить лицензию. Очень коротко напомню основные лицензионные требования, которые есть в 193-й статье Жилищного кодекса. Основных шесть: это российское гражданство, это квалификационный аттестат, это отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие, это отсутствие тождественности или схожести наименований, это отсутствие в реестре субъектов и в федеральном реестре лицензий информации об аннулировании или дисквалификации. А вот с 1 сентября, по-моему, 662-м законом будут внесены изменения по расширению лицензионных требований - то, о чём Юрий Петрович уже говорил. Таким образом, вот эти изменения предусматривают более тесное взаимодействие и обмен информацией между субъектами Российской Федерации, между ФОИВами, и, по мнению комитета, это требует всё-таки более внимательного и детального рассмотрения. Ну, первое, что мы отмечаем. В соответствии с утверждённым постановлением правительства № 1110 положением о лицензировании предпринимательской деятельности лицензиат представляет данные, а орган лицензирования осуществляет проверку через систему межведомственного электронного взаимодействия, так называемую СМЭВ. На наш взгляд, если будут какие-то сбои в работе системы, то вот за эти пять дней, в срок не уложится лицензионный орган. Далее, в законопроекте предлагается за пять дней со дня подачи рассмотреть данное заявление, и те же пять дней даются ФОИВам на рассмотрение, то есть один день... как бы у ФОИВов остаётся максимум четыре дня для рассмотрения и ответа лицензионному органу. Далее. Лицензия предоставляется лицензионной комиссией, которая сегодня собирается в очной форме, - это есть у нас во всех нормативных документах - состав этой комиссии порядка 20 человек, причём почти все члены комиссии на общественных началах, так что вот за эти пять дней... Каждые пять дней собирать лицензионную комиссию тоже невозможно, поэтому, нам кажется, тут надо ко второму чтению подготовить изменения. Вот квалификационный экзамен сдаётся в электронной форме, так же и работу лицензионной комиссии по выдаче лицензий тоже надо переводить в электронный вид. Ну и последнее, что комитет отмечает. Всё-таки если мы переводим всю работу по рассмотрению и выдаче лицензии в электронную форму, то, на наш взгляд, могут появиться дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации. А так, в целом, принимая во внимание изложенное, комитет считает возможным поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Петрович, на мой взгляд, одна из причин той волны коммунальных катастроф, которая сегодня страну захлёстывает, - это потеря управляемости, вообще говоря, сферой ЖКХ, а одна из причин этого - низкая квалификация, низкое качество управления со стороны в том числе управляющих компаний. Они сегодня оптимизировали... Практически в большинстве из них нет аварийных бригад, у них недостаточно кадров, для того чтобы отключить или подключить в случае аварии дома, которые находятся в управлении. А движение, которое вы предлагаете, в прямо противоположном направлении: вы превращаете лицензирование в простую формальность, экзамен в электронном виде означает, по сути, его отмену. Вот почему вы, так сказать, двигаетесь?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович. МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Ренат Исмаилович, большое спасибо за вопрос. Что касается какой-то особенной ситуации, её нет. На самом деле, если смотреть общий объём происшествий, у нас минус 2 процента относительно периода прошлого года. Да, есть рост в части теплоснабжения, мы это обсуждали, это предмет отдельной дискуссии, но, что касается управляющих компаний, как я сказал в своём выступлении, этим направлением нужно заниматься, нужно делать так, чтобы наши "управляшки" имели свой штат, материально-техническое обеспечение, опыт работы, который позволял бы эффективно управлять домом. Вместе с тем, что касается квалификационного экзамена, подзаконкой к соответствующему законопроекту предусматривается корректировка нашего ведомственного приказа, 789-го, который регламентирует порядок. Что мы хотим? Мы не хотим поменять систему сдачи, то есть так же человек будет приходить в помещение, в присутствии ответственного сотрудника в электронном виде сдавать этот тест, но мы хотим, чтобы результаты каждого теста и, соответственно, реестр этих претендентов были в единой базе, в общем блоке, скорее всего, на базе ГИС ЖКХ, чтобы человек из любого региона мог видеть: Иванов Иван Иванович сдал тест так-то, такие-то результаты. Сейчас эта ситуация немножко разрознена. В остальном мы порядок не меняем, мы не двигаемся в сторону смягчения в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Петрович, согласно действующему положению статьи 202 Жилищного кодекса порядок проведения квалификационного экзамена определяет орган исполнительной власти, то есть сейчас ничего не мешает экзамены проводить в электронном виде. Но всё-таки вопрос такой: каким образом перевод экзамена в электронную форму повысит квалификацию специалистов, управляющих многоквартирными домами, о чём говорилось в предыдущем вопросе депутата? Будут ли включены в экзамен такие вопросы: как не допустить прорыва труб в подвале, или как не заморозить жителей многоквартирного дома, или кто понесёт ответственность за содеянное и так далее? МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Вы знаете, что сегодня для сдачи соответствующего экзамена нужно подготовиться, в общей базе более 200 вопросов, и те вопросы, которые вы сейчас поднимаете, тоже, безусловно, есть. Нужно посмотреть, и, если необходимо, можно расширить и дополнительно сделать какие-то акценты на определённые вопросы, которые требуют решения. По поводу квалификационного экзамена - я вот добавлю в продолжение первого тезиса - мы соответствующие поправки в правительстве тоже подготовили, будем предлагать их рассмотреть ко второму чтению, это по поводу создания реестра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Юрий Петрович, ну неужели вас коммунальные аварии в 20 регионах не настроили на более позитивный лад в плане необходимости, вообще, возращения жилищно-коммунальной сферы под контроль муниципалитетов как минимум? А вы опять: электронные экзамены... Ну, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Мне кажется, вы пока не озаботились катастрофой, которая нас прихватила вот этой зимой. МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Николай Васильевич, большое спасибо за вопрос. Полномочия по теплоснабжению и в целом по жилищно-коммунальному хозяйству отнесены к полномочиям органов местного самоуправления и регионов. Как я уже сказал, в этом направлении нужно системно двигаться. Вячеслав Викторович принял решение по созданию рабочей группы. Мы вчера в комитете в том числе обсуждали ряд предложений, которые необходимо отработать для дополнительного усиления в этой части, в том числе могу сейчас отметить, что на площадке Государственной Думы рассматривается законопроект по внесению изменений в 190-й закон "О теплоснабжении". И мы считаем, что нужно двигаться в этом направлении плюс дополнительно посмотреть ответственность в КоАП. Мы сейчас говорим об инициативе, которая сегодня рассматривается, - это одна история, а если в целом, то мы считаем, что в этом направлении нужно системно двигаться, и готовы в этой части работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к докладчику. Уважаемый Юрий Петрович, проектом федерального закона также предусматривается проведение квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата в электронной форме в целях оптимизации процесса лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Значит ли это, что с принятием закона тестирование будет дистанционным? И если так, то не приведёт ли это, с одной стороны, к падению качества, а с другой - к дополнительному расходованию средств бюджетов, на что обращает, кстати, внимание и профильный комитет? Это первый вопрос. И второй вопрос. Не лучше ли этот вопрос в принципе делегировать, отдать на откуп Минстрою, который тщательно проработает все возможные варианты проверки квалификации и закрепит их в своём нормативном акте? Как вы считаете? МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Анатолий Борисович, сегодня порядок сдачи экзамена регулируется ведомственным актом - приказом министерства строительства № 789. Как я уже сказал, мы при подготовке корректировок к этому акту исходим из того, что нельзя допустить более простой сдачи соответствующего экзамена. Как я уже заранее отметил, мы хотим направить эту работу с точки зрения формирования реестра. Если есть какие-то дополнительные риски и вопросы, мы готовы в этой части подключиться и соответствующий проект изменений в приказ тоже с вами вместе обсудить и отработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю комитета. Уважаемый Павел Рюрикович, как вы оцениваете уровень квалификации кадров, которые осуществляют управление многоквартирными домами в настоящее время? И вторая часть. В связи с тем что законопроект, видимо, будет принят в первом чтении, вам, как комитету, нужно будет дальше дорабатывать. В заключении комитета говорится о том, что большинство субъектов Федерации не поддержали предлагаемые новеллы, как с этим вы будете работать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Николай Иванович, что касается квалификации кадров, квалификация кадров в первую очередь зависит от нас с вами, от того, какую управляющую компанию мы выбрали. Мы живём уже давно не при социализме, поэтому сегодня ответственные квартиросъёмщики выбирают ту компанию с той квалификацией, которую хотят видеть. У нас есть масса нормальных управляющих организаций, которые очень качественно управляют домами. Теперь следующий вопрос, по поводу большинства субъектов. Понимаете, субъекты у нас сегодня несколько отстранённо наблюдают вот за теми вопросами, которые мы рассматриваем, по поводу управления многоквартирными домами. Это больше касается муниципалитетов. На мой взгляд, бояться проведения квалификационного экзамена в электронной форме не нужно. Юрий Петрович же чётко сказал, что этот квалификационный экзамен будет проводиться в специальном помещении. У нас таких помещений и в службе занятости достаточно много, и экзамен в ГИБДД так сдают, даже ЕГЭ сдают сегодня в электронной форме. Почему-то мы не говорим о том, что там фальсификации и всё остальное. Здесь субъекты, я считаю, не могут объективно оценить все эти новшества, потому что они этим в основном не занимаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Юрий Петрович, в целом говоря о работе управляющих компаний прежде всего, хотел бы узнать у вас ваше мнение относительно появившейся сегодня информации. Вот в "Российской газете" сегодня вышла большая статья, где анализируется предложение Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, и движения "Народный жилищный инспектор", предлагается ввести серьёзную уголовную ответственность за незаконное управление многоквартирным домом. Как вы к этому относитесь? И я напомню, как с этой трибуны и на других площадках представители фракции ЛДПР и основатель ЛДПР Жириновский неоднократно предлагали перерегистрировать все управляющие компании. Огромное количество жулья и ворья там закрылось, и они просто являются душегубами в отношении наших граждан, издеваются, хамят, завышают тарифы, не дают нормально использовать жилые помещения, нежилые помещения, не убирают, затягивают различными судебными процессами принятие решений и так далее. Как вы относитесь к вопросу... (Микрофон отключён.) МУЦЕНЕК Ю. П. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопрос. Безусловно, с этой ситуацией нужно бороться. Допускать такого ни в коем случае нельзя. С точки зрения информации о законопроекте я, к сожалению, не видел текст. Если можно, я посмотрю и дополнительно к вам вернусь по результатам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Петрович, как правило, министерство предлагает действительно разумные инициативы, и общий тренд на оптимизацию, снижение сроков рассмотрения, тех или иных процедур, безусловно, очень важен. Но в данном случае, первый вопрос, есть ли вообще смысл сокращать срок принятия решения о выдаче лицензии с 30 до 15 дней (в совокупности пять плюс десять, получается)? МУЦЕНЕК Ю. П. Нет, десять всего. МЕТШИН А. Р. Тем не менее какой смысл? Мы разговаривали с управляющими компаниями, с населением, с представителями ЖКХ, но никто не обозначал как проблему, что эти сроки затянуты. А что касается квалификационных требований, здесь очень внимательно надо посмотреть, потому что на самом деле это очень важный вопрос. И на сегодняшний день, к сожалению, есть представители управляющих компаний или... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 15 секунд. МЕТШИН А. Р. ...те, кто СОИ относит к бобовым, извините за выражение, это просто как пример. Поэтому очень внимательно надо подойти во втором чтении к вопросу критериев и вообще прозрачности проведения этих квалификационных экзаменов. МУЦЕНЕК Ю. П. Уважаемый Айдар Раисович, согласен, принято. Будем отрабатывать в этой части. С точки зрения общих сроков. Это общий подход, который мы, в том числе с вами, уважаемые депутаты, обсуждали, он направлен на клиентоориентированность. Это так или иначе государственная услуга, поэтому в этой части двигаться нужно. Другой вопрос, нужно делать так, чтобы вот это смещение по срокам, сдвижка не приводила к ущербу, не приводила к тем ситуациям, когда услуга оказывается некачественно. И в этой части я полностью разделяю вашу позицию, нужно аккуратно и взвешенно подойти. В общем-то, Павел Рюрикович тоже в своём выступлении об этом говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый депутаты! Фракция ЛДПР поддержит данную законодательную инициативу. Мы считаем, что мы, наоборот, очень консервативно ко многим процессам в стране подходим. Сокращение сроков - это хорошо, быстрее всё надо делать, быстрее, а не медленнее. Это первое. И второе. Электронная форма. Ну, мы живём уже в цифровом мире, поэтому больше и смелее надо использовать цифровые дистанционные технологии, этого бояться не нужно. И надо прекрасно понимать, что те управляющие компании, которым нужно получить лицензию, они хоть так, хоть так её получат, хоть так, хоть так им выдадут быстро. А тем компаниям, которые не нужны, мешаются другим крупным игрокам на этом рынке, будут вставлять палки в колёса, находить ненужную запятую в том или ином документе и быстрее отправлять их на переработку этих документов. Поэтому в целом-то управляющие компании, которым будут отказывать в лицензии, тоже заинтересованы в том, чтобы быстрее получить отказ, а не в течение месяца ждать, разрешат им работать или не разрешат. Рынок этот поделён, и давайте на этот вопрос посмотрим более серьёзно, более глубоко. Есть разные застройщики. Есть застройщики, которые создают аффилированные структуры и заинтересованы в том, чтобы эти аффилированные структуры поддерживали имидж застройщика положительный, они действительно хорошо, по-хозяйски относятся к управлению домом, слышат жителей, ведут диалог, находят формы, как сделать так, чтобы жители меньше платили. А есть другие управляющие компании аффилированные - они покрывают бракодельную работу строителей, застройщиков, которые несут ещё определённые гарантийные обязательства, вот используется инструмент управляющих компаний для того, чтобы меньше нести расходов в течение гарантийного срока, и наплевать, что будет дальше с этим домом, с другой управляющей компанией, то есть застройщику надо выждать пять лет, а дальше хоть трава ни расти. Вот на этот вопрос надо глубже смотреть. Я не просто так уважаемому Юрию Петровичу задал вопрос относительно инициативы, которую озвучили Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость, и движение "Народный жилищный инспектор", это общественные организации. Президент в своём Послании Федеральному Собранию неоднократно говорил, что через общественный контроль, через его усиление мы сможем быстрее решать вопросы, которые стоят перед обществом. У нас сегодня очень много вопросов, но вопросы ЖКХ являются одними из самых главных, поднимаются во всех регионах страны. И то, что произошло в Подмосковье этой зимой, в начале зимы, в декабре и в январе, да и в других регионах, - это вопиющий случай. Недопустимо, что в решение вопроса должен вмешиваться президент, чтобы начались посадки, начались аресты и начали быстрее защищать права наших граждан, которые просто замерзают, остаются без электричества... Я от фракции. ...остаются без электричества, не знают, когда же им создадут нормальные условия для жизнедеятельности. Причём людей ещё возмущало - они об этом писали, - что по телевизору одно, а по факту совершенно другое. Поэтому, поддерживая этот законопроект, мы считаем, что надо посмотреть на существующую проблему глубже и подумать о том, как ещё быстрее отбирать лицензии. Провинился - отбирается лицензия. И должны быть посадки, должны быть аресты, должны быть уголовные дела. Это как раз в рамках того законопроекта, о котором говорит Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость. Основатель ЛДПР Жириновский с этой трибуны неоднократно говорил: давайте проведём перерегистрацию всех управляющих компаний. У нас огромное количество жулья и ворья туда затесалось. Они завышают тарифы, они полноценно не выполняют свою работу, они издеваются над жителями, над гражданами - а всё это бьёт по имиджу всей вертикали власти. Они, зарабатывая деньги, создают невыносимые условия для людей. Посмотрите, что творится в Москве и Московской области, что уж говорить про регионы, где совершенно другая обстановка: меньше средств массовой информации, менее активно работает общественный контроль, меньше журналистов, чиновников и так далее. Так что, поддерживая этот законопроект, просим подумать об усилении ответственности за бракодельную работу, за незаконную деятельность без лицензии и над механизмами, позволяющими скорее лишать лицензии за издевательства, за завышение тарифов и так далее. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. От фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот мне кажется, что инерция действий представителей правительства, да и наших комитетов играет крайне отрицательную роль вообще в поддержании нашего авторитета. Куда вы торопитесь? Вот с моей точки зрения, проблема этой зимы, высвеченная морозами, говорит о крайне некомпетентном подходе к подбору кадров для управления на уровне посёлков, городов, районов и областей. Кто такой мэр? Мэр - это не милиционер, как сегодня во многих местах, не обэхаэсник, который привык контролировать чужое. Это должен быть человек, который понимает в жилищно-коммунальном хозяйстве, в электросетях, в организации транспорта. А у нас сегодня пришли освоители денег, понимаете? И именно это является причиной. А вы тут хотите сократить! Поймите, вот это поголовное сокращение проверок, поголовное сокращение сроков везде, оно нам аукнется уже в ближайшее время! Вы поймите, все правила безопасности написаны жизнями людей. Если человек не понимает, что такое планово-предупредительный ремонт в жилищно-коммунальной сфере, в которой 80 процентов износ во многих местах, как его можно ставить на должность? Что такое управляющая компания? Вот это мы сейчас получаем отрыжку коммерциализации жилищно-коммунальной сферы. Вы поймите, в первом Жилищном кодексе было написано, что государство обязано капитально отремонтировать не только все внутридомовые сети, крышу и придомовую территорию... Кто это сделал? Ну, если 30 процентов получили нормальные дома, это хорошо. Капитализм - это выгода. Любая управляющая компания - ей по барабану! Ярослав Евгеньевич где-то нашёл компании, которые заботятся о снижении тарифов, я таких не знаю. Ну покажите - я с удовольствием поеду посмотрю! У любой "управляйки" задача минимум 15 тысяч с трёхподъездного дома получить в месяц, из которых тысячу отдать одному контролёру, тысячу - другому, тысячу - третьему, чтобы они не приставали. Ну, я углублялся в эту схему. Поэтому, с моей точки зрения, здесь проблема совершенно в другом. И я, вообще-то, надеялся... Вот я с уважением отношусь к Министерству строительства и ЖКХ и считаю, что у них сегодня просто сил не хватает. Почему? Потому что они, во-первых, должны Хуснуллина обеспечить, и это его тактика - сокращение всех сроков. Ну, может быть, сроки строительства где-то и надо сокращать и сроки прохождения документов, но не в аттестации. Аттестация - это человека надо сначала научить, а потом проверить, не угадайкой, а на экзамене проверить, чтобы он знал, что такое гидроудар и что такое газовая авария, понимаете? У нас большая часть мэров ни сном ни духом - не представляют! Был в Подольске нормальный мэр, который держал до конца коммунальные предприятия под контролем, - привели молодого прокурора. Что он соображает в строительстве? Ничего не соображает! Взял и в 9 раз сократил количество сантехников. Вы вот разберитесь в причинах аварии. А если сантехника нет, кто же вам хотя бы кран вовремя перекроет или вовремя задвижку откроет? С моей точки зрения, министерство ЖКХ... Мы с вами наворотили много, у нас сегодня... Вот меня удивил глубоко уважаемый мной коллега Качкаев, я его считаю суперпрофессионалом и в городском хозяйстве, и в ЖКХ, но он говорит: да чего там регионы... Но если большая часть регионов против, как можно?.. Ну это же как бы их ответственность и муниципалитетов. Вот у нас в зале сидят 60 глав администраций. Вот с моей точки зрения, такие законопроекты должны проходить экспертизу. И может быть, Иван Иванович, Вячеслав Викторович, надо создать экспертный совет? У нас компетентнейшие люди, 60 мэров - это серьёзное дело. Если человек отработал даже один срок мэром, этот человек уже прекрасный эксперт, который лучше любого учёного, он может дать фору в десять очков, понимаете? А в данной ситуации мы идём на поводу: вот давайте сократим - ну, сократили, и что? Что, у вас от этого квалификация повысится? Нет. Ну, просто те, кто получает деньги за то, чтобы дать лицензию, будут быстрее их получать, но от этого квалификация управляющих компаний не улучшится. Почему? Вот мы сравнили программы обучения в технических вузах - во всех территориях они на 50 процентов уступают Бауманке, представляете, да? То есть там не инженеров... Я задаю вопрос одному из ректоров, говорю: подожди, ну, если у тебя инженер получает знаний на 50 процентов меньше, чем в Бауманке, ты кого готовишь? Он говорит: социального инженера. Ты мне поясни, что такое "социальный инженер"? Вот я сам инженер-конструктор, ну, а это какой-то недоделанный инженер, который чертёж прочитать не может. Мне кажется, что нам с вами надо подумать, - вот товарища Качкаева прошу, как суперпрофессионала, - мне кажется, что нам надо сделать, проработать нормальную реформу ЖКХ, которая вернула бы управляемость. Почему? На то, чтобы деньги освоить, концессии, большого ума не надо, за три года всё выжмут и бросят, а вот восстановить коммунальные сети - это триллионные затраты. Вот был такой Яковлев, - помните? - вице-премьер, бывший мэр Петербурга, а потом представитель президента в Южном округе. Вот с этой трибуны он нам 15 лет назад говорил: для приведения в порядок коммунальной системы надо 27 триллионов рублей. Это тогда! Уже прошло 15 лет, но никто ничего не сделал, поэтому мне кажется, что нам с вами надо от либеральных иллюзий уходить, от освоения денег тоже, разумное распределение и забота о фундаменте не дадут рухнуть дому. А в данной ситуации мы пока идём с вами по инерции: там заколотить, сям заколотить, этого не проверять, того не проверять, а потом - ой, как же так, 105 человек отравили палёным алкоголем. Потому что не контролировали! Мы не будем этот законопроект поддерживать, потому что считаем, что не он главный сегодня в условиях коммунальной катастрофы, нужны другие подходы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Разворотнева Светлана Викторовна, пожалуйста. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, не сработала кнопка "Выступление". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступайте, я вам слово предоставил. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Спасибо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, во-первых, потому, что мы считаем, что цифровизация в сфере ЖКХ - это один из способов улучшения ситуации. Во-вторых, безусловно, переход на современные методы принятия решения - это отдельная задача, а вот совершенствование процедуры лицензирования, о чём говорил Юрий Петрович, действительно совершенно другая задача. Нужно менять подходы к лицензированию, нужно в том числе проверять квалификацию не только руководителей, но и работников управляющих компаний, нужно возвращать собственникам контроль за работой управляющих компаний - все эти вопросы активно обсуждаются на площадке нашего комитета. При комитете создан экспертный совет, при комитете работает рабочая группа по совершенствованию управления в сфере МКД, большой пакет решений уже наработан, и, безусловно, мы будем рады, если коллеги присоединятся и поддержат эти решения. Но при этом вот такие точечные решения, связанные с переходом на современные методы принятия решения, принимать надо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович, докладчик, будете выступать с заключительным словом? Нет. Павел Рюрикович? Депутату Качкаеву включите микрофон, пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р. Я в любом случае должен, наверное, выступить. Я Николая Васильевича тоже уважаю, он разбирается абсолютно во всех сферах, вот что ни спросишь, у него всегда есть ответ, и какие-то непонятные 15 тысяч с МКД собирают, и всё остальное. Но я не об этом. Вот Ярослав Евгеньевич абсолютно правильно сказал о народном контроле. Коллеги, я же с этой трибуны уже говорил, тысячу раз мы говорили о том, что сегодня народный контроль в руках собственников. Мы 20 лет говорим об ответственном собственнике: те дома, где есть нормальный совет дома, нормальный председатель совета дома, управляются нормальной управляющей компанией. Что касается квалификационного экзамена. Почему вот вы, выступающие, считаете, что принятие квалификационного экзамена человеком, который эмоционален, который, может быть, имеет какую-то личную приязнь или неприязнь к экзаменуемому, лучше, чем беспристрастная машина, которая проверяет те же самые знания? Вот это мне, например, непонятно. Ну и о Подольске говорить можно бесконечно, но сегодня - мы и в комитете рассматривали, с Минстроем - наши нормативные документы позволяют избежать вот таких аварий. Я на своей шкуре испытал подобные вещи, просто нужно было вовремя слить сеть, теплоноситель слить, и не было бы вот этой аварии. Такие аварии... ну, если в течение двух-трёх часов проводишь соответствующие действия, такие аварии, ну, бывают, но их гораздо проще локализовать. То есть это чисто вина муниципалитета, может быть, где-то и регион виноват, но вина муниципалитета тут... Нет, я не снижаю ответственность котельной, которая была явно не готова к этому, это частная котельная, но муниципалитет тоже виноват в том, что вовремя не слил теплоноситель из системы. Ну, Светлана Викторовна выразила позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 21 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.