Заседание № 214
О проекте федерального закона № 486844-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Соединённых Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, вношу предложение исключить пункт 11 из сегодняшней повестки дня. Речь идёт о ратификации соглашения между Россией и Соединёнными Штатами о транзите вооружения и военной техники через нашу территорию. Поневоле задумываешься, где наш национальный суверенитет, если Россия соглашается, что в год американцы могут совершить четыре тысячи полётов в одну сторону плюс без ограничений чартерные рейсы. Заложены нормы, которые унижают буквально наше национальное достоинство и угрожают национальной безопасности. Предлагаю снять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, поддерживаю предложение Валентина Степановича о снятии сегодня с повестки дня вопроса 11 по следующим причинам. Данный договор предусматривает, первое, по генеральному разрешению транзит через территорию Российской Федерации вооружений и личного состава в течение года, я подчёркиваю, без всякой остановки на территории Российской Федерации. Второе. Военнослужащие Соединённых Штатов могут находиться на территории Российской Федерации без российских документов, без загранпаспортов, только по документам Соединённых Штатов Америки. Третье. Оговорены случаи нераспространения юрисдикции Российской Федерации на граждан Соединённых Штатов Америки. Это потеря значительной части суверенитета. Нельзя рассматривать этот вопрос сегодня. Мы становимся фактически военными союзниками НАТО и Соединённых Штатов, а в это время над Балтикой перехватываются американцами наши самолёты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сокол Святослав Михайлович. СОКОЛ С. М., фракция КПРФ. Спасибо. Я также поддерживаю предложение по пункту 11 нашей повестки дня. Фактически это соглашение уже действует, оно действует с июля 2009 года, после обмена нотами о введении его в действие. Почему мы, парламент, вот такое неотработанное, абсолютно неотработанное соглашение должны сегодня ратифицировать? Борис Вячеславович, у вас, как у руководителя, всё-таки есть возможность ещё раз предложить комитетам, отвечающим за эти вопросы, очень внимательно посмотреть. Фактически речь идёт о дальнейших шагах по... о национальном достоинстве России.
Романов Валентин Степанович и ряд других депутатов - Локоть, Сокол, Плетнёва - предложили сегодня не рассматривать 11-й вопрос. У нас Комитет по международным делам ответственный за этот вопрос. Пожалуйста, Косачёв Константин Иосифович. КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я бы хотел напомнить фракции КПРФ, что, когда мы обсуждаем повестку дня, предложения по исключению каких-то вопросов из повестки возможны только по процедурным соображениям, когда не соблюдены регламентные нормы. В данном случае ни одного замечания на этот счёт сделано не было, были возражения по содержанию, они, разумеется, будут обсуждаться, когда мы приступим к рассмотрению вопроса по существу. Что касается процедуры, то мы данный вопрос рассматривали на заседании нашего комитета дважды. Вот у меня в руках стенограмма первого заседания на тридцати страницах. Второе состоялось буквально вчера, стенограммы ещё нет, но там будет ещё страниц шестьдесят. Присутствовали два заместителя министра иностранных дел: один курирует американскую проблематику, другой - афганскую. Представители от фракции КПРФ в обоих заседаниях участвовали. Все процедурные нормы, таким образом, соблюдены. Прошу оставить этот вопрос в повестке сегодняшнего заседания. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение исключить 11-й вопрос из проекта порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 04 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % Результат: не принято Не принято.
Переходим к пункту 11 повестки дня. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Соединённых Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Сергея Алексеевича Рябкова. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. РЯБКОВ С. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Спасибо большое, Олег Викторович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, соглашение было подписано 6 июля 2009 года в ходе визита в Москву Президента США Обамы. Оно было составлено и согласовано с учётом уже заключённых к тому времени Российской Федерацией двусторонних соглашений о военном авиатранзите с ФРГ, Францией и Испанией. Документ регулирует вопросы предоставления российского воздушного пространства для военного транзита, осуществляемого США в Афганистан, и все связанные с обеспечением этого транзита правовые и организационные вопросы. Я хотел бы подчеркнуть, что речь идёт именно о воздушном транзите, наземный транзит регулируется другими соглашениями. Соглашение действовало до последнего времени и продолжает действовать в режиме временного применения. За всё время действия данного документа с 5 сентября 2009 года осуществлено более семисот восьмидесяти полётов, обработано одна тысяча сто запросов на пролёты через наше воздушное пространство. Разница между этими цифрами объясняется отменой рейсов или отзывом американцами запросов на соответствующие полёты. За это же время перевезено суммарно сто пятнадцать тысяч американских военнослужащих и более девятнадцати тысяч тонн грузов. В основном в рамках реализации данного соглашения американцы доставляют в Афганистан и из Афганистана личный состав. Хотел бы отметить также, что данный транзитный маршрут не является единственным, которым пользуются Соединённые Штаты Америки. Помимо двух по крайней мере маршрутов с южного направления - через Пакистан и из района Персидского залива - действует так называемый центральный маршрут, который проходит через Украину, Грузию и страны Центральной Азии, где также осуществляется довольно значительный объём перевозок, по нашим данным - до 9 процентов. А по нашему маршруту перевозки покрывают примерно 16 процентов соответствующих потребностей США. Соглашение требует ратификации, поскольку в нём содержатся нормы иные, нежели предусмотренные российским законодательством. Все связанные с этим вопросы должным образом учтены и отработаны, в том числе путём проведённого после подписания соглашения обмена дипломатическими нотами. Хотел бы также отметить, что соглашение позволяет нам оказывать значительное влияние на работу с США и НАТО по афганской теме, способствует развитию отношений партнёрства с Североатлантическим альянсом и Соединёнными Штатами Америки. И несмотря на заложенное в соглашении положение о том, что расходы на аэронавигационное обслуживание бортов госавиации США, следующих через наше пространство, покрываются за счёт федерального бюджета, на практике происходит обратное. Мы минимально, в исчезающе малом объёме израсходовали средства на эти цели, при этом получили значительную компенсацию за аэронавигационные услуги, поскольку подавляющее большинство рейсов выполняется американскими чартерами, а не самолётами госавиации. Просил бы уважаемых депутатов Государственной Думы поддержать соответствующий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад от Комитета по международным делам представит Анатолий Сергеевич Стародубец. Пожалуйста. СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Соединённых Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан" внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 14 января текущего года. Указанное соглашение подписано 6 июля 2009 года в городе Москве. Соглашение создаёт международно-правовую основу для предоставления Российской Федерацией в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН возможности для осуществления транзита в Афганистан через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники, военного имущества и персонала Соединённых Штатов Америки в целях поддержки международных усилий по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. Соглашением предусмотрено, что транзитная авиаперевозка вооружения, военной техники и военного имущества может осуществляться на основании генерального разрешения, выданного компетентными российскими органами, и без промежуточной посадки на территории Российской Федерации. В то же время промежуточная посадка на территории Российской Федерации обязательна при транзите вооружения, военной техники и военного имущества, перечень которых согласовывается отдельно. Данный перечень согласован путём обмена сторонами соглашения дипломатическими нотами. Без промежуточной посадки на территории Российской Федерации может осуществляться транзит воздушных судов, перемещающих персонал с личным оружием и индивидуальными средствами защиты и экипировки. Также соглашение предусматривает транзит персонала на безвизовой основе и в возможно короткие сроки, однако соглашение не применяется в отношении транзита высокопоставленных официальных лиц. Данное положение согласовано путём обмена сторонами соглашения дипломатическими нотами. Кроме того, соглашение регулирует вопросы юрисдикции в отношении персонала. Так, в период пребывания американского персонала на территории Российской Федерации он по общему правилу подпадает под юрисдикцию Российской Федерации. Российская сторона вправе отказать в разрешении на транзит, если будет установлено, что перемещение груза и персонала может представлять угрозу для безопасности Российской Федерации. Детальному обсуждению проекта федерального закона о ратификации соглашения были посвящены два заседания Комитета по международным делам с участием официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Рябкова Сергея Алексеевича и заместителя министра иностранных дел Бородавкина Алексея Николаевича. На законопроект даны положительные заключения Правительством Российской Федерации, комитетами Государственной Думы по обороне, по безопасности, по международным делам, Комитетом Совета Федерации по международным делам, а также Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Ратификация соглашения отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать реализации взятых на себя Российской Федерацией обязательств по содействию нормализации обстановки в Афганистане. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Соединённых Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне. Запишитесь, пожалуйста, на вопросы, коллеги, я вижу много рук. Может, сразу решим, что по два вопроса от фракции, коллеги? Включите режим записи на вопросы. Покажите результаты, пожалуйста. Так, одиннадцать вопросов. Куликов Олег Анатольевич, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я предложил по два. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. Олег Викторович, если судить по списку аэропортов, где может базироваться американская авиация, это аэропорты, где базируется наша гражданская авиация, которая осуществляет гражданские рейсы. Первый вопрос: в какой степени это мешает полётам нашей гражданской авиации? Второй: сколько было посадок американских или чартерных самолётов? Ведь по соглашению, если осуществляется транзит вооружения по определённому списку, они обязаны садиться. И третий: принимают ли участие наши авиакомпании в чартерных рейсах? В соглашении это тоже прописано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Сергей Алексеевич. РЯБКОВ С. А. Спасибо, Олег Викторович. Я хотел бы обратить внимание уважаемых депутатов Государственной Думы, что аэродромы предусмотрены на случай вынужденной посадки либо принудительной посадки по подозрению. Ни одной посадки за время действия соглашения не было, все рейсы беспосадочные, они проходят по маршрутам, по трассам, согласованным всеми нашими ведомствами, и, соответственно, не создают помех для военной и гражданской авиации и для другой деятельности, которая может быть каким-то образом затронута такого рода полётами. Что касается использования российских авиаперевозчиков на коммерческой основе, фрахтуемых для доставки тех или иных грузов в Афганистан и из Афганистана, то, по нашим данным, "Волга - Днепр" и другие перевозчики в основном работают в районе Пакистана и Персидского залива и они загружены в достаточной степени, возможностей для дополнительного предоставления фрахта, насколько я понимаю, у них не имеется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич. Я сейчас по фракциям пойду, а потом посмотрим, потому что у нас от КПРФ семь вопросов. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня два вопроса. Первый вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Один. Ну, хорошо, от фракции два. БАГДАСАРОВ С. А. Два вопроса у одного... Олег Викторович, не путайте. Первый вопрос. Ну, по сути, в этом году будет десять лет, как американцы находятся в Афганистане и мы им оказываем всестороннюю помощь. Может быть, пора подвести итог: что мы, Российская Федерация, получили за эти годы? И второй вопрос. Не считаете ли вы необходимым сделать заявление в связи с тем, что в последнее время Соединённые Штаты активно вмешиваются в наши, в том числе внутренние, дела и, по сути, занимаются дискредитацией нашей страны, поставить вопрос о том, что, если в дальнейшем это будет продолжаться, мы вправе пересмотреть нашу позицию по Афганистану, в том числе и по транзиту, как воздушному, так и наземному? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель президента. РЯБКОВ С. А. Спасибо. Десять лет действий Международных сил содействия безопасности и коалиционных сил в Афганистане привели к тому результату, который нам известен и понятен, и в отношении активности "Аль-Каиды" как главной террористической структуры, базировавшейся в Афганистане, я думаю, отрицать успехи МССБ сложно. За это же время произошёл существенный рост наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Эта наркоугроза, по нашей оценке, представляет сейчас не только угрозу для Российской Федерации, но и угрозу международному миру и безопасности. Работа с США и другими странами НАТО по транзиту, на наш взгляд, позволяет эффективнее решать в том числе и эту задачу, во всяком случае, способствует большей восприимчивости западных партнёров к той аргументации и к тем требованиям, которые мы выдвигаем в связи с этим. И сдвиги здесь есть. Мы все помним достижения прошлого года, когда совместно с Афганистаном США была осуществлена важная операция по ликвидации нарколабораторий в Афганистане. У нас есть определённый прогресс с точки зрения расширения возможностей для восстановительных работ, производимых силами российских компаний в Афганистане. Я думаю, без взаимодействия по транзиту добиться от американцев и других участников МССБ такого отношения к нашему участию было бы сложно. В принципе взаимодействие по транзиту вписывается в проводимую линию на развитие партнёрских отношений с США, выстраивание их на взаимовыгодной, сбалансированной основе, предполагающей взаимный учёт интересов. Что касается заявления, я готов в качестве представителя МИДа в данном случае подтвердить возможность оказания содействия в подготовке текста такого заявления и экспертной поддержки, если будет сочтено возможным и необходимым его подготовить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ненашев Михаил Петрович. НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю руководства Министерства иностранных дел. За то время, в течение которого мы реализуем это соглашение, естественно, возникали вопросы и проблемы. Скажите, пожалуйста, на взгляд МИДа, какие есть проблемы, которые вы хотели бы, чтобы мы в Государственной Думе рассмотрели, или оказали поддержку, или обратили внимание других структур, для того чтобы это соглашение реализовывалось успешно? Ведь, как вы сами заметили, около 20 процентов перевозок осуществляется Соединёнными Штатами Америки через наше воздушное пространство. Это первое. И второе. Мы оказываем поддержку США, эта поддержка, по сути, союзническая, но, учитывая, что США ведут себя не по-союзнически в отношении поддержки притязаний Японии на Курильские острова, не хотите ли вы предложить, чтобы мы отреагировали с учётом?.. (Микрофон отключён.) РЯБКОВ С. А. Спасибо. Я думаю, содействие и политическая поддержка со стороны Государственной Думы очень востребованы в работе, связанной с афганским наркотрафиком и наркоугрозой. Всё, что мы можем здесь сделать совместно, безусловно, приветствуется исполнительной властью. Мы пока не имеем должного взаимопонимания с американцами в ключевом вопросе - о целесообразности, как мы считаем, и нецелесообразности, как считают они, физического уничтожения наркопосевов. Но проблема шире: здесь есть и необходимость активнее взаимодействовать по наркокараванам, по лабораториям, по прекурсорам, в том числе маркировкам прекурсоров, доставляемых в Афганистан с Запада. Если на этом направлении объединить усилия, я думаю, необходимый результат будет достигнут быстрее, чем в отсутствие такого взаимодействия. Что касается оказания нами де-факто союзнической поддержки США, я не стал бы давать именно такое определение и такую оценку. Мы дозированно взаимодействуем с США по Афганистану и сами определяем объём такого содействия. Мы идём далеко не на все шаги, которые американцы и другие натовцы хотели бы, чтобы мы предприняли в этой сфере, и мы считаем, что данное соглашение для нас выгодно. По курильскому вопросу только что состоялись соответствующие дипломатические демарши перед американцами. Я не вижу сейчас, именно на данном временном отрезке, необходимости предпринимать вновь по этому вопросу те или иные активные политические шаги в отношениях с США. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Тараканов, ЛДПР. ТАРАКАНОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам молодёжи, фракция ЛДПР. У меня вопрос к заместителю министра иностранных дел. Уже говорили о том, что происходит рост наркоугрозы (я напомню цифры: по данным нашей ФСКН, за время нахождения там американских войск производство наркотиков выросло в сорок четыре раза). Вопрос следующий: не считаете ли вы целесообразным как-то юридически прописать нормы, допустим в рамках данного соглашения, которые обязывали бы США принимать реальные меры по борьбе с производством наркотиков в Афганистане (мы вам - транзит, а вы соответственно такие-то меры по борьбе с наркотиками)? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. РЯБКОВ С. А. Спасибо. Непосредственно в этом соглашении прописывать такую, так скажем, увязку я не считаю целесообразным по той причине, что это соглашение идёт нам в плюс, выгодно нам независимо от того, что происходит в плане наркопроизводства, наркотранзита через Россию и сбыта в России наркотиков афганского происхождения. Я хотел бы подчеркнуть, что само это соглашение никакого влияния на наркоситуацию в России не оказывает, поскольку речь идёт о воздушном сообщении, об авиатранзите и не было ни одной посадки американских воздушных судов на российской территории за всё это время, соответственно, физически нельзя было даже представить себе возможность использования этого транзитного маршрута для тех или иных действий в плане доставки наркотиков или иных преступных акций. Я считаю целесообразным и необходимым продолжить предельно настойчивую работу с США по всем линиям, и мы этим будем заниматься, мы этим занимаемся постоянно и в ООН, и на двусторонней основе. И с приходом на должность замгенсекретаря ООН российского гражданина в прошлом посла в Лондоне Юрия Викторовича Федотова у нас наряду с той работой, которую профильные российские ведомства проводят внутри России, расширились возможности для использования ооновского канала, чтобы обуздать наркоагрессию из Афганистана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Вопрос к заместителю министра. Мы заложили норму, что американцы могут совершить четыре тысячи полётов в одну сторону в течение года. Прошло более года - их совершено семьсот восемьдесят. Я хотел бы понять, почему сегодня, предлагая ратификацию, вы не предлагаете пересмотр этих цифр. Ведь если брать в количестве переброшенных военнослужащих, получается, что мы готовы и семьсот тысяч американских военнослужащих перебросить в Афганистан. Для чего мы это делаем? Почему чартер ничем не ограничен? И почему такой сырой текст, что у вас даже написано: американцы обратно вылетают через пункт, расположенный рядом? Рядом - это в метре, в километре или в полверсте? Как это понимать? РЯБКОВ С. А. Я призвал бы уважаемых депутатов Государственной Думы поддержать законопроект о ратификации соглашения в том виде, в каком оно было подписано. Несоответствие тех цифр, что заложены в документе, тому, что имеет место на практике, связано с отсутствием у американской стороны на период подготовки соглашения - это весна 2009 года - понимания того, в каких объёмах и насколько интенсивно может быть использован этот маршрут. Они заложили эту цифру с огромным запасом. Мы исходили из того, что эта квота заведомо не будет выбрана в полном объёме, что и произошло на самом деле, особенно с учётом того, что все полёты до настоящего времени осуществляются с западного направления, в основном с американских баз в Германии... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спокойно! РЯБКОВ С. А. И в этой связи я думаю, что независимо от наличия вот этой нестыковки текст менять не стоит. Мы не предвидим такого наращивания американского контингента в Афганистане. Сейчас общая численность американских войск в Афганистане составляет примерно 55 процентов от всех тех контингентов, которые там находятся в составе различных коалиционных сил, и в рамках одобренной международным сообществом стратегии к 2014 году переход ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане к афганским властям должен произойти, поэтому роста американского военного присутствия в Афганистане ожидать, на мой взгляд, не следует. Для этого нет, как мы понимаем, и соответствующих ресурсов у США. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас осталось пять минут до перерыва. Вношу предложение: в течение пяти минут задать вопросы в соответствии со списком, получить ответы, а после перерыва приступить к выступлениям. Согласны, коллеги? Тогда до двенадцати сколько успеем, после этого - выступления. Депутат Мельников. ПЛЕТНЁВА Т. В. Депутат Плетнёва по карточке Мельникова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к представителю МИДа. Давно всем понятно и известно, что любая сильная страна хотела бы расширить сферы своего влияния. Когда был Советский Союз, мы, наверное, тоже хотели этого. Вы помните, какие события были в Афгане, и тогда американцы, по-моему, против нас там стояли, основная сила была у них, они поддерживали там тот режим. Сегодня они устанавливают там свой режим, и мы в это время им помогаем - считаете ли вы это нормальным? В таких ситуациях, когда мы были сторонними наблюдателями с согласия наших правителей, как в Югославии, в Ираке и так далее, а сегодня в Афгане, что мы получаем? Что это за партнёрство? Вы сказали, что это партнёрство. Помогаем ли мы устанавливать режим проамериканский у наших границ? Тем самым не ослабляем ли мы свои позиции? Я уже не говорю о наркотиках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЯБКОВ С. А. Спасибо. Я думаю, что соглашение о воздушном транзите, как и другие элементы политики России на афганском направлении, - это оптимальный путь влияния, в том числе и на ту линию, которую правительство в Кабуле проводит в отношении Российской Федерации, и в целом на перспективу, на то, что будет в этой стране через несколько лет. Я не стал бы подписываться под оценкой, что США устанавливают в Кабуле проамериканский режим. Во-первых, правительство, которое там существует уже в течение определённого времени во главе с президентом Карзаем, - это достаточно известный и конструктивно настроенный по отношению к Российской Федерации партнёр. Недавно состоялся визит президента Карзая в Россию, идут процессы национального примирения в Афганистане, сформирован новый парламент. Ситуация в этой стране эволюционирует, и сложно предсказать на данном этапе, кто там будет у власти через несколько лет. Нам важно обеспечить, и на это тоже работает данное соглашение, позволяющее нам теснее взаимодействовать с американцами, с натовцами, позволяющее неплохие связи поддерживать с правительством Афганистана... Нам важно не допустить реталибанизации Афганистана, нам важно обеспечить, чтобы в процессе национального примирения и развития этой страны мы вышли на стадию, когда Афганистан будет нейтральным государством, государством, откуда не исходит ни террористическая, ни наркотическая угроза. Над этим мы будем продолжать настойчиво работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Последний вопрос. Кто будет задавать от фракции? По очереди - Локоть. А, нет, по очереди - Виктор Андреевич Коломейцев. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к представителю Министерства иностранных дел. Вы в своём выступлении упомянули, что не все 190 миллиардов рублей были в 2010 году использованы для оплаты аэронавигационной услуги. Скажите, пожалуйста, сколько конкретно было использовано? Не рассматривался ли вопрос об увеличении этой суммы? Ну и третье. Известно ли МИДу, какие затраты в бюджете США идут по этой позиции? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минута на ответ, пожалуйста. РЯБКОВ С. А. 190 миллионов, а не миллиардов рублей было выделено, зарезервировано под это аэронавигационное обслуживание исходя из цифры четыре тысячи шестьсот полётов. Поскольку было осуществлено четыре полёта госавиации США, сумма расходов из госбюджета составила 3994 доллара. За это время за счёт аэронавигационного сбора с американских чартеров, пролетевших в нашем воздушном пространстве, получен доход в сумме примерно 700 тысяч долларов, что и составляет расходы федерального бюджета США на обеспечение реализации этого транзитного соглашения.
У нас сейчас выступления по обсуждаемому вопросу. По ведению - депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Я прошу прощения, я просто обращаю внимание, что в докладе представителя комитета была фактическая ошибка. В соглашении предусмотрены случаи, когда юрисдикция Российской Федерации не распространяется на военнослужащих Соединённых Штатов Америки, причём нормы настолько резиновые, что могут быть распространены на любой случай. Вы об этом не сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Откомментирует этот тезис представитель комитета в своём заключительном слове. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть. Может быть, пойдём по принципу: одно выступление от фракции? Никто не возражает? Пожалуйста. От фракции КПРФ выступает депутат Калашников Леонид Иванович. КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги... Я не пойму, Сергея Алексеевича, по-моему, нет в зале, да? Вот мы не успели задать вопросы от фракции, и поэтому в своём выступлении мне так или иначе придётся апеллировать к Министерству иностранных дел. Ну, для начала самое главное. Вот на протяжении двух месяцев я уже насчитал четыре международных договора, которые отходят от принципа шестимесячного временного применения. В этот срок в соответствии с законом "О международных договорах..." мы должны были ратифицировать в том числе и нынешнее соглашение. Прошло полтора года - только внесено для ратификации. Я хотел бы, чтобы Сергей Алексеевич в своём заключительном слове обязательно коснулся этого вопроса, потому что это прямое нарушение нашими дипломатами международных законов. Это раз. Вот за этой дипломатической риторикой, за которую всё время наши дипломаты прячутся, говоря о предполагаемом партнёрстве с Америкой или с Евросоюзом, я, как достаточно молодой парламентарий, пытался разглядеть, штудируя это соглашение, где же плюсы за те минусы, которые мы поимели, допуская такой транзит. Я штудировал его направо-налево, я задавал массу вопросов двум заместителям министра, которые вчера присутствовали на заседании нашего комитета, и ничего не мог добиться. Может быть, мы получили какие-то поблажки от ВТО, может быть, пресловутую эту поправку Вэника скоро отменят для нас, может быть, мы получаем преференции в визовом режиме с Евросоюзом, о которых говорим уже двадцать лет и которые в очередной раз относят ещё на пятнадцать лет? Ни одного ответа на свой вопрос я не получил, кроме пресловутых заклинаний о некоем партнёрстве. Да, заместитель министра иностранных дел сказал мне о том, что мы хотели бы видеть нейтральным Афганистан, и мы об этом заявили в июне, точнее, два президента, Обама и Медведев. Но заметьте, уважаемые коллеги, что всего лишь неделю назад американцы дезавуировали это своё заявление, сказав о том, что после 2014 года в Афганистане останутся военные базы, что несовместимо со статусом нейтралитета. И здесь мы поимели для себя только минусы. Я уже не говорю о том, что мы имеем с точки зрения возрастания наркоугрозы. Кстати говоря, талибы успешно справлялись с этой проблемой. Что мы поимели? Ну и окончательную точку в моих размышлениях, в моих изысканиях поставил официальный представитель Госдепартамента Филип Кроули на прошлой же неделе, который наконец-то обозначил истинную цену лукавых перезагрузочных ужимок в исполнении американских политиков, которые они старательно изображали после прихода к власти администрации Барака Обамы, заявив, что правительство США поддерживает Японию в вопросе Курил и признаёт японский суверенитет над островами. Таким образом власти США щедро отблагодарили (в кавычках) Россию за все её уступки на международной арене, сделанные в последнее время. Речь идёт в том числе и о рассматриваемом транзите в Афганистан через нашу территорию как военного, так и невоенного характера, о поддержке санкций в отношении Ирана и о многом другом. Судя по всему, все эти внешнеполитические расшаркивания и реверансы со стороны руководства Российской Федерации воспринимаются в Вашингтоне как нечто само собой разумеющееся, вроде ритуального подтверждения отношений геополитического вассалитета, а значит, вовсе не требующих аналогичных шагов навстречу. Таким образом, нынешним заявлением официального представителя Госдепа, которое было подтверждено и Посольством США в России, американцы дезавуировали подготовленный ими же правовой акт шестидесятилетней давности, что лишний раз напоминает нам, чего на самом деле стоят не только любые американские словесные посулы, но даже письменно оформленные обязательства. Я задал заместителю министра иностранных дел вопрос: как могут сегодня дезавуировать американское правительство, Госдепартамент, а тем более посольство запись в ими же заключённом Сан-Францисском мирном договоре 1951 года, не говоря уже о ялтинском, потсдамском соглашениях? И знаете, что мне было сказано? Что это та оговорка, которая была внесена при ратификации этого договора в Сенате США, что СССР ничего не получает, хотя Курилы там обозначены как не японские территории, но и не СССР. Вот это то, о чём я говорил, когда мы с вами обсуждали Договор СНВ-3, - что правоприменение в Америке прежде всего обращается к сенатским оговоркам и только потом к самим международно-правовым договорам. Никто в этом зале мне на это ничего не возразил, поэтому мы с вами и ждём сегодня по противоракетной обороне тех шагов, которые идут не навстречу, а вразрез с нашей стратегией в этом вопросе. Насколько натовская операция в этой стране соответствует национальным интересам России? Этот вопрос тоже напрямую был задан мною представителям Министерства иностранных дел - и опять дипломатические заклинания: первое - это позволит установить стабильный режим Карзая, о котором вот сейчас говорил Сергей Алексеевич, хотя мы понимаем, что, как только уйдут оттуда американцы, его сразу же вынесут, так же как это было сделано после ухода нашей группы войск из Афганистана; второе - это наконец должно ограничить поток наркотрафика. Однако это никоим образом... Уже говорилось, что в сорок четыре раза производство наркотиков выросло, это только по данным ООН, на самом деле значительно большие цифры. Но, пустив американского козла в огород, мы ещё и сами этот огород не пропалываем. Мало кто знает цифры по задержанию героина на границах России с Центральной Азией. По данным ООН на 2009 год, ФСКН задержала всего 0,5 тонны, при этом 23 тонны задержал Иран, 6 или 7 тонн задержал Китай, даже Европа задерживает в год по 2 тонны. Таким образом, наркобизнес в Афганистане под натовским крылом колоссально вырос, и поступление наркотиков в Россию убивает сотни тысяч наших молодых соотечественников. Воспользовавшись операцией в Афганистане, блок НАТО резко усилил своё военное присутствие у южных границ. В Афганистане и Средней Азии появились натовские базы и контингенты, то есть и безопасности России на этом направлении нанесён огромный ущерб. Более того, указанные базы и контингенты могут быть использованы НАТО для дальнейших агрессивных действий на Ближнем и Среднем Востоке, в частности для агрессии против Ирана. Перейду, собственно говоря, к самому телу, или тексту, соглашения. Тут уже говорилось о том, что соглашение позволяет осуществлять военные перевозки не только США, но и их союзникам по НАТО. И самое главное, по соглашению, пункт 2 статьи 6, военный персонал фактически не досматривается, никакого контроля с российской стороны осуществлено быть не может. Внимательно почитайте пункт 2: военный груз в случае приземления у нас должен быть выгружен для досмотра. Выгружен, то есть он не может осматриваться физически в самолёте, но если американцы не хотят его выгружать, то они должны просто-напросто улететь обратно. Эти меры контроля даже в отличие от Договора СНВ-3, по которому должно быть восемнадцать инспекций (фантасмагория в Сенате была по недоверию к русским по контролю, по избыточным мерам - телеметрии и так далее), - это всё равно что "Газель" на МКАДе встретил дэпээсник, досмотрел и сказал: "Не хочешь выгружаться? Хорошо, езжай со своим гексогеном обратно, туда, откуда приехал". Далее. Вот говорили о четырёх тысячах пятистах полётах, которые предусмотрены госавиацией США, и совершенно без всякого лимита - для гражданских самолётов. Это, собственно говоря, - мало кто об этом говорит - создаёт военную угрозу. Вот Сергей Алексеевич говорил, что вроде как эта цифра лукавая и мы понимали, что это не будет выполнено. Ну представьте себе четыре с половиной тысячи пауэрсов в нашем воздушном пространстве над нашей землёй... Я не буду разъяснять этот тезис, но на самом деле это несёт непосредственно военную угрозу. Пункт 2 статьи 9 соглашения констатирует, что вопросы оплаты аэронавигационных сборов... На самом деле всего 7 тысяч мы сняли с американцев из тех 150 миллионов, но ведь эта норма тоже для чего-то закладывалась: для какого-то паритета, для каких-то уступок со стороны американцев - ничего этого мы не услышали сегодня. Разобрав по косточкам как само соглашение, так и его последствия, подытоживая, можно с чистой совестью заявить, что соглашение не только обслуживает натовскую операцию в Афганистане, противоречащую интересам России, но и является со стороны России абсолютно односторонней уступкой. С учётом сказанного ратификация этого соглашения нецелесообразна и наша фракция будет голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Селезнёв Валерий Сергеевич от фракции ЛДПР. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, в ходе обсуждения не раз звучал вопрос: в какой мере это соглашение о транзите соответствует национальным интересам России? Попытаюсь ответить на этот вопрос. За время действия транзита через территорию России было переброшено в Афганистан более ста двадцати тысяч военного контингента и огромное количество военных грузов. По сути, что мы делаем? Мы создаём тыловое обеспечение деятельности США и стран НАТО по ведению войны в Афганистане. Однако чёткого ответа на вопрос, адресованный МИДу, в какой мере это отвечает интересам России, мы не услышали. Какая нам от этого польза - непонятно, какой вред - можно перечислить по пунктам. Первое. Концентрация контингента войск США в этом регионе сама по себе, мягко говоря, небезопасна для России и соседствующих с ней стран Центральной Азии, которые, как мы помним, назывались мягким подбрюшьем России. Подбрюшье, которое напичкано оружием не очень дружелюбного военного блока, - образ весьма неуютный. При этом любопытна сама структура военных поставок в Афганистан: на долю России в ней приходится 16 процентов, на долю Грузии - 9 процентов, на долю Пакистана и стран Персидского залива - остальное. Получается удивительная картина: мы стараемся больше тех, кто имеет все основания демонстрировать НАТО свою преданность и заинтересованность. Во-вторых, в сочетании с наземным транспортом, железнодорожным транзитом, который мы предоставляем странам НАТО без спецсоглашения, на основе обменных писем, а также в отсутствие чётко прописанного запрета на посадку на нашей территории при обратном транзите мы создаём предпосылки для поставок наркотиков из Афганистана в республики Средней Азии и далее в Россию. Здесь, с этой трибуны, уже, наверное, раз сто только в мою бытность назывались ужасающие цифры - сколько наших россиян ежегодно гибнет от героиновой чумы. Ещё раз повторяю: от сорока до ста тысяч в год умирает в результате тех поставок, которые идут по маршрутам, тянущимся из Афганистана. Получается, что мы своими руками создаём себе неразрешимые проблемы. Во имя чего? Все разговоры представителей стран НАТО, присутствующих в Афганистане, о сочувствии (в кавычках) к бедным крестьянам, живущим за счёт героинового бизнеса, - это ужасное кощунство и махровый цинизм. В конце концов, когда мы задаём вопросы представителям МИДа о том, насколько они отстаивают во время переговоров при подготовке аналогичных ратификаций позицию, что объединённые группировки в Афганистане должны способствовать уничтожению героиновых плантаций, нам цинично отвечают, что американцы говорят, что не будут участвовать в уничтожении героиновых плантаций, в связи с тем что те, кто задействован на сегодняшний день на этих так называемых сельскохозяйственных работах, останутся без работы - бедные афганцы - и пойдут в "Талибан". Но нам какая разница, что, мы должны выбирать из двух зол - между "Талибаном" и сотнями тысяч гибнущих наших парней? Я думаю, что, если сердобольные натовцы и политкорректная Европа хотят пресечь поставки наркоты из Афганистана и при этом спасти бедных афганских крестьян, пусть докажут это на деле. Давайте вырабатывать совместную стратегию, чтобы дать рабочие места афганцам, чтобы они могли быть задействованными в реальном секторе экономики, выращивать фрукты - им климат позволяет это делать - и потом реализовывать их вместо наркоты в России, в Евросоюзе и в тех же самых Соединённых Штатах Америки. Мне сдаётся, что ни Европа, ни наши якобы партнёры по блоку НАТО - собственно, они и партнёрами-то нашими не являются де-юре - просто не заинтересованы в том, чтобы пресечь наркотрафик в Россию. Я назвал только те проблемы, которые лежат на поверхности и могут обсуждаться в режиме открытого диалога. Однако даже на эти вопросы мы не услышали от представителей МИДа рациональных, чётких ответов. Нам говорят, что именно это соглашение не оказывает никакого воздействия на наркоситуацию, поскольку ни одной промежуточной посадки на территории Российской Федерации не было. А если так, то почему бы не прописать принципиальный запрет на такие посадки в тексте соглашения, не исключить саму возможность сразу же, теоретически, на дальних подступах, как говорится? Тем более, что такие промежуточные посадки осуществляются на базе США в Манасе, а это уж совсем по соседству с нами. Нам говорят также, что это соглашение снимает с нас бремя ответственности, что в отличие от пятидесяти двух стран мы не присутствуем в Афганистане и это укрепляет наши отношения с США, это якобы тот минимум, который мы можем сделать, для того чтобы ситуация в Афганистане не вышла из-под контроля. Я не буду здесь открывать те секретные данные, которые в силу определённых обязательств мы не имеем права разглашать, но политический и экономический размен здоровья нашей нации совершенно не устраивает фракцию ЛДПР, эти аргументы, мне кажется, не в пользу нашего народа. Я согласен с теми, кто говорит, что досье афганского транзита на сегодняшний день не используется для решения наших застарелых проблем с США. Здесь уже затрагивали коллеги из КПРФ проблему по уступкам, по поправке Джексона - Вэника. Но даже и эта минимальная уступка, этот вопрос, который надо снять, и уже давно надо снять, формально не нашёл отражения в наших переговорах по многочисленным ратификациям, включая и данную ратификацию соглашения с США. Между тем план Обамы по выводу войск из Афганистана, который якобы был намечен на начало 2011 года и должен завершиться в 2014 году, терпит очевидное поражение. Ничего, кроме предвыборных обещаний Обамы, он не содержит. Никто из здравомыслящих людей в нашем МИДе, я уверен, не верит в уход объединённой коалиции из Афганистана к 2014 году. Напротив, мы видим, что через такие ратификационные соглашения и договорённости нарастает эскалация присутствия вооружения натовского альянса в Афганистане. И фракции ЛДПР очень не хотелось бы, чтобы наши достаточно хорошие отношения с Афганистаном, которые мы взялись развивать на экономической основе, были бы испорчены тем, что станет известно... в конце концов очередной какой-нибудь "Викиликс" опубликует тайную переписку дипломатов, в которой будет говориться, что вот эти ратификации были, например, ради поставки вооружения российского, для того чтобы душить афганцев - тех, кто не хочет участвовать в наркобизнесе. В завершение хочу сказать, что фракция ЛДПР однозначно не будет голосовать за данный законопроект, и мы призываем всех тех, кто понимает эту проблему, присоединиться к нам и не голосовать за ратификацию данного соглашения. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Аркадьевич Климов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". С места. КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наша оппозиция постоянно путает предмет того или иного соглашения со всеми остальными проблемами, которые существовали, существуют и будут существовать на земном шаре. Я призываю вас ещё раз внимательно посмотреть, как называется данный документ: это соглашение о транзите для обеспечения безопасности и стабильности в Афганистане. У меня вопрос. Необходимы России безопасность и стабильность в соседней стране, с которой у нас не так давно были очень непростые отношения, где погибло большое число наших соотечественников и откуда, в общем, была, есть и, возможно, будет в ближайшем, обозримом будущем угроза, в том числе, кстати сказать, и угроза распространения наркотиков? Конечно, мы, как государство, заинтересованы в обеспечении безопасности и стабильности в Афганистане. Нам что для этого предлагается - ввести снова туда свои войска? Мне кажется, что это неправильный путь. Может быть, нам предлагается запретить другим странам, которые там сегодня присутствуют, вести борьбу с теми же талибами, с другими экстремистскими силами и в том числе ставить им, так сказать, палки в колёса, как, кстати, в своё время они делали по отношению к Советскому Союзу? Это что, будет благо для России? Думаю, нет. Уж точно совершенно, запрет транзита не приведёт к большей безопасности и к большей стабильности в Афганистане. Совершенно точно, запрет транзита не приведёт к уменьшению наркопотока оттуда, вот эти наркобароны будут лучше жить, чем они живут сегодня. Наши коллеги также пытаются говорить о неких коммерческих эффектах от данного мероприятия. Вы знаете, когда на одной чаше весов жизни тысяч наших соотечественников, а на другой чаше весов - плюс-минус несколько тысяч долларов, мне кажется, это не тот случай, когда необходимо так скрупулёзно исследовать финансовые документы, связанные с этим соглашением. Ещё раз взвесив все за и против, - а вы знаете, что на заседании нашего комитета был очень подробный разговор на эту тему со всеми нашими коллегами, разговор шёл в закрытом режиме, - мы понимаем, что данное конкретное соглашение действительно отражает национальные интересы нашей страны, и именно поэтому наша фракция, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", выступает за это соглашение, нам нужен безопасный и стабильный Афганистан, а это соглашение способствует решению данного вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Багдасаров Семён Аркадьевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые депутаты, я, во-первых, - к сожалению, Сергей Алексеевич ушёл - хотел сказать большое спасибо этому человеку, потому что на второй мой вопрос я, в общем-то, получил неожиданный ответ, что заместитель министра иностранных дел, курирующий Северную Америку, готов, в общем-то, помочь созданию заявления, суть которого заключалась бы в следующем: если Соединённые Штаты в лице госпожи Клинтон, министра обороны Гейтса будут вмешиваться в наши внутренние дела... А вы знаете, что госпожа Клинтон недавно заявила, что надо активно использовать Интернет, чтобы мониторить правозащитников в ряде государств, в том числе в России, по египетскому варианту. Это, по сути, угроза нашей национальной безопасности, и мы должны принять заявление, суть которого будет такой: если Соединённые Штаты будут продолжать подобную политику, если, наконец, они вздумают нарушить Договор о СНВ-3 и перейти на противоракетную оборону, мы надавим на самое больное (а это самый больной вопрос для Соединённых Штатов - Афганистан), мы пересмотрим наши обязательства по Афганистану, в первую очередь по транзиту. Вот этим надо заниматься! Если наша Дума примет подобное заявление, то это и будет защитой национальных интересов, тем более что, я так понимаю, представитель МИДа сказал, что он не против. Надо иметь гражданское мужество. А что мы получили? 6 октября будет десять лет, как Соединённые Штаты вошли в Афганистан. Хочу отметить несколько проблем. Первое. Ввод войск был осуществлён через три недели после 11 сентября. За такой короткий срок невозможно спланировать даже командно-штабные учения батальона, а Соединённые Штаты ввели войска и выполнили задачи. Создаётся впечатление, что они готовились к этому заранее. Второе. В своё время Российская Федерация сделала очень многое - к сожалению, прямо скажем, - чтобы облегчить этот ввод. Мы, например, в течение длительного времени поддерживали так называемый Северный альянс, который во время вхождения американцев в Кабул играл, по сути, роль сухопутных войск. Я вам скажу такую вещь: например, когда Ахмад-Шаху - человеку, чьи подразделения в своё время вырезали нашу 12-ю заставу уже после вывода наших войск оттуда, - понадобились танки Т-55, российская армия их перебрасывала с Сахалина. Абсурд! Вы представляете, сколько это нам стоило?! А тут же, у знаменитого Термезского моста в Учкызыле, стояли пять тысяч танков, переброшенных с группой войск из Европы, но они уже были собственностью Узбекистана! То есть было столько наделано всего, что даже противно вспоминать! Я помню, как я приезжал к уважаемому генерал-полковнику - а я до сих пор его уважаю - и говорил: что же мы делаем? Он опускал голову и говорил: ну просят же, Семён, ну что делать. То есть было допущено в лучшем случае примитивное непонимание ситуации. А что мы получили за это время? Первое - наркотики. Ну, без комментариев, потому что, по самым скромным подсчётам, если исходить из цифр, выложенных управлением ООН по борьбе с наркотиками и оргпреступностью, мы за эти десять лет потеряли минимум двести - двести пятьдесят тысяч человек. А Соединённые Штаты? Соединённые Штаты за это время потеряли чуть больше одной тысячи человек в ходе боевых действий в Афганистане. Второе - терроризм. У нас сейчас на территории России - вы слышали недавно в закрытом режиме - присутствуют все центральноазиатские террористические организации, которые приступили к активной фазе действий, то есть открыли второй фронт терроризма. В Соединённых Штатах после 11 сентября не было ни одного террористического акта, акции. Наконец, главное. Может, вы забыли о том, что Российская Федерация, великая Российская Империя и Советский Союз в своё время противостояли англосаксонской агрессии по вытеснению нас из Центральной Азии. Во времена Российской Империи это закончилось тем, что Российская Империя к 1895 году вышла на рубеж Пяндж, Амударья и отроги Копетдага и закрепилась там, нанеся поражение англосаксам, а во время так называемой борьбы с басмачеством мы отстояли эту территорию, более того, укрепили её управлением из Москвы. А сейчас? Сейчас бездарно сдаём! Почитайте выступление заместителя госсекретаря США по Центральной и Южной Азии. Кстати, у них есть такая должность, а у нас, как вы думаете, что есть в МИДе? У нас один замминистра отвечает за Афганистан, другой - за Центральную Азию. Бред полный! Я вчера окончательно убедился: ну не владеют люди ситуацией. А у них это в единой системе. И ещё есть помощник госсекретаря США по Центральной и Южной Азии. Так вот, господин Блейк заявил, что у американцев существует три основные задачи: первая - захват всех месторождений углеводородного сырья в Центральной Азии; второе - окончательное вытеснение из Центральной Азии в военном, экономическом и политическом плане России, Китая и Ирана; третье - использование Центральной Азии для дальнейшего продвижения в Южную Азию с учётом Афганистана, Индии и так далее, и так далее. То есть нам говорят открыто: мы вас выбрасываем, в том числе с вашими интересами, касающимися газа, нефти и так далее. Вот что происходит, вот три результата, которые мы получили за десять лет. Теперь возникает вопрос: а что делать, собственно, дальше? Мы говорим: вот транзит, воздушный транзит, а по наземному транзиту мы обмениваемся письмами. Мол, всё прекрасно, это никак не влияет на наркотическую ситуацию. Я вам скажу, что на самом деле происходит. Что такое транзит, который идёт наземным путём, да в том числе и воздушным путём, потому что сажают не только в Манасе, сажают в Ашхабаде (в Ашхабаде уже есть военная группировка американская, которая обеспечивает заправкой ГСМ и так далее, и так далее)? А дальше куда груз идёт? 80 процентов грузов идёт по знаменитому маршруту через Термезский мост, который соединяет Учкызыл, или Термез, как мы по привычке называем, с Хайратоном, а это означает, что сужается, то есть получается как бутылка... Всё идёт, а потом выстраивается в некую очередь, потому что идёт на Хайратон - Мазари-Шариф. Для того чтобы разгрузить это направление, в последние годы начали строить мосты. Мосты построят через Пяндж в Таджикистане. А один мост вообще построен при открытой поддержке инженерно-сапёрных войск Соединённых Штатов. Вот только за последний квартал прошлого года 180 тонн грузов переправили через эти мосты, через Таджикистан. А что это означает? Я вам объясняю. Это обеспечивает наркомафии возможность переброски наркотиков через эти мосты. Если раньше на Пяндже, чтобы перебросить наркотики, нужно было выжидать - время года, брод... Пяндж - это сложная река, особенно в районе Памира это очень быстрая река с предельно холодной водой и так далее. Сейчас не надо этого делать: есть мост - загрузил, перевёз и повёз дальше. Вот поэтому-то и грузопоставки, извините за такое выражение, наркотиков резко возросли. Вот поэтому-то сейчас мы получаем, по самым скромным подсчётам, 500 тонн наркотиков на нашу территорию. Вот поэтому-то мы с вами и являемся не транзитёрами наркотиков - я не знаю даже, как сказать: к сожалению, не к сожалению, - а рынком. Мы рынок, на котором зарабатывает наркомафия 14,5 миллиарда долларов, значительная часть которых идёт террористическому подполью! Ну о чём говорить?! Поэтому мы резко ухудшили свои позиции по наркотрафику, мы резко ухудшили свои позиции по терроризму. Ну и наконец, я вам как-то говорил здесь, что в феврале прошлого года, когда наша делегация, Комитета по международным делам, находилась в Соединённых Штатах и я упомянул это имя - Абдулмалик Риги, у некоторых конгрессменов США начался нервный тик. Я не знал, что в этот день, когда я о нём упомянул, точнее, за день до этого иранцы задержали летевшего на киргизском самолёте в Бишкек крупнейшего наркодилера и крупнейшего террориста в мире Абдулмалика Риги. Его спрашивают: "Ты куда едешь?" Он говорит: "Как куда? В Манас!" - "А в Манасе чего делать будешь?" - "Встречаться с представителями спецслужб США". Что такое переброска на северное направление, на российское направление крупнейшего наркодилера и руководителя террористической организации "Джундалла", по сравнению с которой "Аль-Каида" - это как маленькая собачонка по сравнению со слоном, вы понимаете. Когда такие люди привлекаются для таких целей, это тоже... извините, в плохом смысле, как угодно, но это опыт - опыт переброски наркотиков, опыт организации террористической борьбы, и американцы его используют на северном направлении. Против кого? Кто у них на северном направлении, уважаемые коллеги? Ну конечно, мы! Наконец, укрепление дальнейшее США в Центральной Азии идёт самым циничным образом. (Я некоторые моменты упущу, потому что мы обсуждаем это в открытом режиме, хотя о таких вещах надо бы говорить в закрытом режиме.) Они начали делать центр в Киргизии и Таджикистане. Я вам уже говорил, что помощник госсекретаря США прямо заявил как-то: "Но ведь в России проблема с наркомафией! Мы вот и будем помогать, поэтому мы центр делаем". Слушайте, это же прямая угроза для нашей безопасности! В то же время легко сказать: давайте мы это соглашение не ратифицируем. Давайте! Но к чему это приведёт? Мы сами у себя отберём дубинку, а процесс этот, процесс переброски, будет продолжаться. Кстати, в последнее время американцы всё больше говорят - и, я так понимаю, уже выходят на некое решение - о переброске из Афганистана наземным путём техники, которая там отслужила. Дело в том, что на каждую воинскую часть там приходится несколько штатов боевой техники. Это связано со спецификой ротации войсковых частей. Скопилось огромное количество этой техники, её надо вывозить. И как вы думаете, когда её будут вывозить, это будет означать перевозку наркотиков или нет? Я не хочу говорить ни да, ни нет - вы сами подумайте. Поэтому ратифицировать нам придётся хотя бы потому, что на самом деле это соглашение уже работает. Но давайте сделаем такое заявление, о котором я задавал вопрос заместителю министра иностранных дел, примем подобное заявление и обяжем исполнительную власть проверять грузы. Нам говорят: грузы идут нелетальные. Что это такое? Это галоши, вода и так далее. Но их никто не проверяет! Кто знает, что там находится? Да никто не знает! В западной прессе, в том числе американской, всё больше и больше появляется статей, в которых говорится, что не исключено, что со временем Соединённые Штаты, возможно, создадут в Афганистане систему противоракетной обороны. Это действительно уникальный, самый хороший вариант: эта система ПРО будет эффективна и против Ирана, и против нас, и против, я не знаю, Индии, Пакистана, Китая и так далее. Кто знает, что они возят? Да никто! Мы им верим на слово: "Вы что везёте?" - "Галоши и воду". - "Хорошо, везите дальше". Слушайте, проверять надо! Поэтому надо потребовать, чтобы была создана мощная система проверки этих грузов, для того чтобы со временем мы, выбросив козырные карты, могли сказать американцам: вы возите не те грузы, вы делаете против России то-то и то-то, вы призываете взорвать изнутри Россию, ваша... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Присаживайтесь. Представитель президента хотел бы выступить в прениях? Нет. Представитель правительства? Также нет. Докладчик, содокладчик настаивают на заключительном слове? Не настаивают. Выносим на "час голосования".
11-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Соединённых Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 51 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 95 чел.21,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принято.