Заседание № 361
01.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 486691-6 "О внесении изменений в ст. 14 и 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и другие статьи этого закона (о реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6697 по 6834 из 8790
Пункт 60 порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в ст. 14 и 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и другие статьи этого закона (о реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции)". Доклад депутата Государственной Думы Юрия Петровича Синельщикова. Пожалуйста, Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция внесла законопроект, направленный на реализацию статьи 20 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции. Статья 20 конвенции предусматривает (цитирую): "При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать". Обращаю внимание на то, что конвенция Россией была ратифицирована в полном объёме, поэтому, когда говорят, что вот надо бы принять закон о ратификации конвенции, - это совершенно неправильно. В этом зале за десять лет я не раз уже слышал такие изречения, даже были законопроекты, которыми вроде предлагалось ратифицировать статью 20 конвенции. Слово "ратификация" перепутали со словом "имплементация". Речь может вестись лишь о включении статьи 20 конвенции в нашу законодательную, правовую систему, в наши Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Все законопроекты, которые до этого рассматривались, противоречили статье 49 Конституции, которая закрепляет положение о презумпции невиновности. В нашем законопроекте всё в порядке - он полностью соответствует статье 49 Конституции. Мы предлагаем дополнить наше законодательство - положение статьи 20 включить в перечень оснований для возбуждения уголовного дела. Сейчас у нас одно основание - это достаточные данные, указывающие на признаки преступления. А вот другим таким основанием, в соответствии с нашим законопроектом, должно стать наличие данных, свидетельствующих о значительном увеличении имущества должностного лица, превышающем его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Таким значительным увеличением имущества мы предлагаем определить превышение, составляющее 1 миллион рублей, но можно в 10 раз увеличить или, наоборот, в 10 раз уменьшить, это не принципиально. Поводом для возбуждения такого дела должно стать постановление прокурора о направлении в органы предварительного расследования материалов, содержащих сведения о значительном увеличении имущества должностного лица, превышающем его официальные доходы, если лицо не может разумным образом это обосновать. Предполагается, что расследование по таким делам будет осуществляться в обычном порядке, но из этого правила, мы полагаем, надо бы сделать два исключения. Во-первых, предметом доказывания по таким делам должны быть "источники приобретения имущества должностного лица", то есть надо внести соответствующие дополнения в статью 73 Уголовно-процессуального кодекса, которая определяет предмет доказывания. И во-вторых, к этим подозреваемым - в силу требований статьи 91, а также статей 97-108 УПК Российской Федерации - нельзя будет применять задержание или какую-либо меру пресечения в связи с тем, что применение этих мер процессуального принуждения возможно лишь в отношении подозреваемого либо обвиняемого в совершении конкретного преступления. Полагаем, что такая мера могла бы эффективно работать. Мы реализовали бы норму статьи 20 конвенции, с одной стороны, а с другой стороны, никак не нарушили бы нашу Конституцию. В замечаниях комитета говорится о том - одно из главных замечаний я оглашу, - что невозможно будет предъявить обвинение, поскольку согласно статье 8 Уголовного кодекса основанием уголовной ответственности является совершение лицом деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Отвечу, что как раз можно будет и нужно будет предъявить обвинение после проведённого расследования. Если в результате расследования - вот такого несколько необычного процесса для нашего уголовного судопроизводства - будет установлен состав преступления в действиях конкретного лица, ему и будет предъявлено обвинение. Это замечательный законопроект, полагаю, что его надо принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Содоклад члена Комитета по государственному строительству и законодательству Олега Петровича Быкова. Пожалуйста, Олег Петрович. БЫКОВ О. П. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми подозреваемый исключается из круга лиц, на которых распространяется принцип уголовного судопроизводства - презумпция невиновности. В качестве основания для возбуждения уголовного дела предусматривается наличие данных, свидетельствующих о значительном увеличении имущества должностного лица, превышающем на 1 миллион рублей его законные доходы, которое данное лицо не может разумным образом обосновать. Предусматривается также ряд иных положений, которые содержатся в проектируемых нормах. С учётом позиции Комитета по государственному строительству и законодательству, заключения Правового управления, а также тех доводов, которые изложены в сопровождающих материалах, с точки зрения оценки этих норм, я хотел бы обратить внимание на следующее. Принцип презумпции невиновности не препятствует проведению соответствующих проверок компетентными органами относительно законности получения доходов должностного лица в целях выявления фактов незаконного обогащения. В связи с этим представляется, что уголовная ответственность должна наступать не за сам факт несоразмерности фактических и официальных доходов должностного лица, а за то, что конкретное деяние повлекло увеличение имущества должностного лица, превышающее его законные доходы, что влечёт необходимость внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Также стоит обратить внимание на пункты 5 и 6 данного законопроекта, касающиеся нового основания для возбуждения уголовного дела и определения в примечании к статье 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации понятия "значительное увеличение имущества должностного лица". Эти положения относятся к уголовно-правовым нормам и не являются предметом регулирования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающего порядок уголовного судопроизводства. Вместе с тем законопроект не содержит положений о том, в течение какого времени должно произойти значительное увеличение имущества должностного лица, превышающее его законные доходы, чтобы в отношении этого должностного лица могло быть возбуждено уголовное дело. Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев данный законопроект, пришёл к выводу, что не следует поддерживать данные нормы, и рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Ставится на голосование законопроект под пунктом 60 нашего порядка работы. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 42 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Законопроект не принят.