Заседание № 122
О проекте федерального закона № 486672-5 "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (об обеспечении некоторых категорий военнослужащих жильём по договору социального найма; принят в первом чтении 11 марта 2011 года с наименованием "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Андрей Леонидович Красов, пожалуйста. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" во втором чтении. Напомню, что в первом чтении законопроект был принят в марте 2011 года с наименованием "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Законопроект направлен на усовершенствование порядка предоставления жилья военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года. К законопроекту поступило четыре поправки, три из них рекомендовано к принятию, одна рекомендована к отклонению. Законопроект, подготовленный с учётом принятых поправок, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний нет. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 1, отклонить таблицу поправок № 2 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Я полностью поддерживаю идею этого законопроекта, но предлагаю отклонить поправку 2 по чисто техническим причинам: если мы посмотрим, что там написано, то увидим, что это совершенно правильная поправка, но здесь написано, что она учтена в редакции поправки 3. Получается, что, принимая всю таблицу, мы принимаем и эту поправку, поэтому возникает коллизия. Я думаю, что надо просто поправку отклонить, хотя идея в ней содержится хорошая, но раз она учтена в поправке 3, принимать её нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л. Комитет подготовил соответствующие таблицы. Предложение остаётся прежним: принять таблицу поправок № 1. Эта поправка Шубиной учтена в поправке 3, то есть содержание поправки 3 расширено с учётом поправки Шубиной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прежде всего я ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 58 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается. Поправку 2 ставлю на голосование в редакции, из которой следует, что она уже учтена. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 31 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Поправка принимается. Есть ли замечания по поправке, включённой в таблицу № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 58 сек.) Проголосовало за 261 чел.58,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 262 чел. Не голосовало 188 чел.41,8 % Результат: принято Таблица принимается. Пожалуйста. КРАСОВ А. Л. Уважаемые коллеги, мы предлагаем в случае принятия законопроекта во втором чтении принять его также и в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", второе чтение. Включите режим голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 16 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Было предложение проголосовать и в третьем. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 43 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 486672-5 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (об обеспечении некоторых категорий военнослужащих жильём по договору социального найма).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к блоку "Оборона и безопасность". Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Докладывает член Комитета по обороне Игорь Евгеньевич Пузанов. ПУЗАНОВ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В соответствии с действующей редакцией указанной статьи военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жилые помещения предоставляются на общих основаниях. Законопроектом уточняется, что этой категории военнослужащих, как и военнослужащим, заключившим контракт после 1 января 1998 года, жилые помещения предоставляются по договору социального найма. Чем это обусловлено? Понятие "общие основания" жилищным законодательством не конкретизировано. И в самом Федеральном законе "О статусе военнослужащих" никаких других норм, дающих возможность предоставлять таким военнослужащим жилые помещения по договору социального найма, на сегодняшний день не предусмотрено. А раз это так, то можно утверждать, что предоставление указанной категории военнослужащих жилых помещений по договору социального найма должно производиться на общих условиях Жилищного кодекса, то есть фактически нужно признавать военнослужащих малоимущими. Что касается практики, то указанные военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма в соответствии с законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", но только в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Признание военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года, нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма после указанной даты никакими законодательными актами не предусмотрено. Законопроект решает эту проблему. Правительством законопроект поддерживается, хотя имеются по нему некоторые замечания. В частности, правительство предполагает, что в законопроекте следует предусмотреть порядок обеспечения жильём военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, аналогичный порядку, предусмотренному для военнослужащих, заключивших контракт после указанной даты, то есть предусмотреть для них не только жилые помещения по договору социального найма, но и в собственность. По мнению Комитета по обороне, замечания и предложения правительства могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. Мы полностью предложение правительства поддерживаем. Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний концептуального характера к законопроекту не имеет. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Игорь Евгеньевич, я приведу маленький пример. Недавно Владимир Владимирович Путин говорил: чтобы обеспечить всех участников войны жильём, в этом году выделено 10 миллиардов рублей, и этого хватит. Когда мы уточнили в Министерстве регионального развития, письменно нам дали цифру - 90 миллиардов рублей, в девять раз больше! То есть жильём не будут обеспечены. Поэтому скажите, пожалуйста: сколько сегодня вообще таких военнослужащих, сколько из них поставлены на учёт? С учётом практики первого примера известно, что 30 процентов участников войны на учёт не ставится. То есть какая доля поставлена на учёт и сколько денег реально нужно? Сколько лет мы будем эту проблему решать - пять, десять лет? Сколько нужно денег? Сколько всего нуждаются? Сколько на учёт поставлено? Сколько денег для этого нужно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это имеет отношение к закону? ФЕДОТКИН В. Н. Ну а как же! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Евгеньевич. ПУЗАНОВ И. Е. Давайте мы разделим вопрос, касающийся военнослужащих, и отметём вопрос, касающийся ветеранов войны, потому что это вне связи. Всего на сегодняшний день нуждающихся в жилье военнослужащих сто семьдесят тысяч, из них в постоянном жилье нуждаются сто десять тысяч и более шестидесяти тысяч нуждаются в служебном жилье. Что касается сумм, то на сегодняшний день для решения жилищной проблемы необходимо 145 миллиардов рублей. Планируется закрыть эту проблему в 2013 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Евгеньевич, присаживайтесь. Я вижу одну руку - записался депутат Ковалёв. Других нет. А, и Рохмистров. Хорошо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, секундочку. Присаживайтесь, Игорь Евгеньевич. По ведению - депутат Ковалёв Николай Дмитриевич. КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Владимир Николаевич в очередной раз пытается спекулировать на теме обеспечения жильём ветеранов, участников... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Дмитриевич, давайте я вам дам слово и вы выступите в рамках обсуждения темы. Это не по ведению, я поэтому... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот это и скажете, я вам дам слово. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, действительно, важный законопроект, потому что, к сожалению, очень долгий период времени у нас такая категория граждан, как военнослужащие, была фактически поражена в правах. Они имели право на служебное жильё, жили, как правило, в тяжёлых условиях, у них тяжёлые условия работы, если можно так назвать (ненормированный рабочий день, тяжелейшая, связанная с риском для жизни, служба), и фактически после окончания службы они в большинстве своём оставались ни с чем, потому что те нормы, которые распространялись на военнослужащих, уволенных в запас, - о первоочередном получении жилья, о постановке на очередь и так далее, - не работали. Я об этом знаю не понаслышке, так как сам являюсь офицером, уволенным в запас по сокращению, и моя первоочерёдность не решалась даже в Государственной Думе долгий период времени. Действительно, законопроект важный, наделить необходимо. Единственное, что, мне кажется, во втором чтении надо подумать о том, чтобы придать законопроекту обратную силу, потому что, к сожалению, у нас в рамках реформы Вооружённых Сил произошло массовое увольнение военнослужащих, многие военнослужащие остаются без жилья, и их достаточно много сегодня. Они прослужили, отдали лучшие годы жизни защите нашей Родины и фактически остались без жилья. Много можно говорить с экранов телевизоров о том, что у нас всё это решается хорошо, но в жизни ситуация несколько другая. Как раз сейчас мои однокашники увольняются из Вооружённых Сил по выслуге лет, по возрасту и не имеют вообще никакого жилья: служебную квартиру должны освободить, а когда приезжают по месту, откуда призывались, там на общих основаниях встают в очередь на получение социального жилья. Понятно, что на покупку квартиры заработать военнослужащему очень сложно, и все программы, которые есть, в крупных городах, к сожалению, как правило, не работают, поэтому здесь вопрос в том, чтобы военнослужащие имели возможность получения квартиры по договору социального найма. Я думаю, это важный фактор и данный законопроект надо, естественно, поддержать, посмотреть во втором чтении все категории военнослужащих, расширить, чтобы хотя бы такое право мы им дали. С другой стороны, надо в рамках данного законопроекта предусмотреть возможности направления бюджетных целевых средства в субъекты, муниципалитеты для расширения строительства жилья для предоставления на условиях социального найма, так как в ближайшее время ожидается, что большое количество военнослужащих у нас встанут на очередь, тем самым очередь на получение жилья по социальному найму может существенно вырасти. Думаю, эти вопросы Комитету по обороне, наверное, и с Министерством обороны необходимо проработать, чтобы нагрузка, которая ляжет на субъекты и муниципалитеты в части строительства жилья для предоставления на условиях социального найма, была реализуемой, чтобы не получилось так, что закон мы примем, а вот денег под него не будет. Поэтому во втором чтении, я думаю, надо эти вопросы все предусмотреть и, может быть, внести сопутствующий законопроект об изменении бюджета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь Николай Дмитриевич Ковалёв. Как раз он сможет высказаться. КОВАЛЁВ Н. Д. В отношении законопроекта хотел бы сказать, что действие закона будет распространяться на военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года и признанных нуждающимися в получении жилья в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в период военной службы, и в том числе уволенных, но состоящих в списках очередников Минобороны. То есть мы с вами делаем очень важный и решительный шаг по обеспечению всех нуждающихся военнослужащих, в том числе и уволенных в запас, жильём. Что касается денег, вопрос, который здесь звучал. Смотрите, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрено только на 2011 год 53,9 миллиарда рублей; на 2012 год - 5 миллиардов рублей, потребности Минобороны несколько выше, но этот вопрос будет решаться в ходе внесения изменений и корректировки; на 2013 год запланировано также 5 миллиардов рублей. Таким образом, совершенно однозначно: закон нужен, закон важен, закон ждут в войсках, ждут в том числе и военнослужащие, уволенные в запас. В своём выступлении не могу не остановиться на постоянных попытках Владимира Николаевича Федоткина спекулировать на теме обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Действительно, мы предусмотрели в бюджете 10 миллиардов рублей на 2011 год, но это только первый шаг. У нас, во-первых, 16,5 миллиарда осталось с прошлого года на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Это остатки переходящие, в законе мы написали, что они не подлежат возврату в Минфин и не подлежат изъятию из региональных бюджетов. Таким образом, на 2011 год мы уже располагаем суммой в 26,5 миллиарда рублей. Кроме этого, мы держим на особом контроле эту тему и договорились с Минрегионом и с Минфином о том, что, как только эти 26,5 миллиарда рублей будут израсходованы, моментально будут внесены изменения в федеральный бюджет и регионы получат дополнительные средства на обеспечение жильём ветеранов - участников Великой Отечественной войны. Я абсолютно убеждён, что те обязательства, которые государство, и в частности "ЕДИНАЯ РОССИЯ", взяло на себя, будут выполнены. Надо объединять усилия, с тем чтобы решать эти проблемы в регионах, а не пытаться постоянно поднимать какую-то волну спекуляций и кричать: "Нет, мы не выполним!" Всё мы сделаем, ещё раз говорю: это на особом контроле и мы эту проблему решим. Это наша с вами совместная задача. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению хотят выступить Рохмистров и Федоткин, оба выступали, обращаю ваше внимание. Сейчас я дам слово по ведению Рохмистрову и Федоткину, но если это будет попытка принять участие в содержательной дискуссии, я её пресеку. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Это не содержательная дискуссия, просто для стенограммы уточнение по моему выступлению: сегодня увольняются в запас офицеры 1985-1989 годов поступления на военную службу. Именно поэтому я говорил о расширении понятия законопроекта. Это просто уточнение для стенограммы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Я просто призвал бы слушать друг друга. Я привёл ветеранов как пример, а говорил о военнослужащих. Это первый момент. И потом, наверное, если называть военнослужащих... говорить о какой-то там авантюре или что-то ещё, Олег Викторович... Я думаю, военнослужащие заслуживают других слов, чем то, что прозвучало из уст коллеги Ковалёва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ковалёву слово. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Владимир Николаевич, вот вы же не записались на выступление, вы сами открываете ящик Пандоры. Я сейчас дам слово Ковалёву, а после ещё попрошу прокомментировать ваше выступление пятерых представителей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Это будет правильно, это будет справедливо, как вы считаете? Вот Решульский кивает головой и говорит, что справедливо. Я сам себя наказываю за собственный либерализм и нарушение Регламента, потому что на первой секунде вашего выступления я должен был его пресечь. Вот Рохмистров поступил правильно, он действительно только уточнил часть, деталь своего выступления. Коллеги, ну давайте уважать друг друга. Я сейчас действительно дам для ответа слово Ковалёву. Он сейчас откомментирует. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вот поэтому так делать не надо, я к этому говорю. Ковалёв Николай Дмитриевич настаивает на выступлении по ведению. КОВАЛЁВ Н. Д. Естественно, я настаиваю. Вы знаете, вот интересное жонглирование: то, сказанное мной, что относилось персонально к Владимиру Николаевичу, он вдруг с какой-то стати переносит на военнослужащих. Я говорил о его поведении, непонятном для меня, - существует разница. Поэтому ещё раз уточняю, что я давал оценку его высказываниям, его подходам: необъективная информация, которую он доводит до депутатов Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В вопросе, который... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё, закончили. По ведению я вам дам слово в 16.58, перед "часом голосования". Пожалуйста, Пузанов, есть заключительное слово? Нет. Представители президента и правительства не настаивают на участии в дискуссии. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 08 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято.