Заседание № 137
О проекте федерального закона № 486484-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконур, посёлков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса "Байконур" от 17 ноября 2009 года".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, возвращаемся к 39-му вопросу. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконур, посёлков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса "Байконур" от 17 ноября 2009 года". Докладывает статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Дмитрий Вячеславович Костенников. Пожалуйста, Дмитрий Вячеславович. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Протокол подписан 9 ноября 2017 года на основании статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконура, посёлков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса "Байконур". Внесение изменений в соглашение направлено на урегулирование проблемы одновременного функционирования на территории комплекса "Байконур" и города Байконура, а также указанных посёлков медицинских организаций Российской Федерации и Республики Казахстан применительно к оказанию медицинской помощи в условиях подготовки к запуску системы обязательного медицинского страхования в Республике Казахстан. Реализация указанного протокола будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию взаимодействия Российской Федерации и Республики Казахстан в области обеспечения эффективного медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконура, посёлков Торетам и Акай, а также деятельности органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Исполнение протокола не потребует изменения действующих или принятия новых федеральных законов. Протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Вячеславович, присаживайтесь. С содокладом выступает Константин Фёдорович Затулин, первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы уже слышали, на ратификацию в Государственную Думу внесён протокол к соглашению, подписанному и ратифицированному российской и казахстанской сторонами ещё в 2012 году. В данном случае необходимость подписания этого протокола, конечно же, связана с развитием города Байконура и прилегающих посёлков. Напомню вам, что Байконур, который тогда назывался городом Ленинском, в 90-е годы, после распада Советского Союза, по доброй воле сторон был передан в аренду Российской Федерации. Этот документ действует и на самом деле является примером бесконфликтного решения вопросов, связанных с наследством от Советского Союза, которое невозможно вот просто так взять и поделить. Безусловно, любой другой исход привёл бы не только к кризису в ракетно-космической отрасли, но и к очень серьёзным трениям, к очень серьёзным внутренним проблемам, в том числе в развитии Казахстана. Совершенно очевидно, что сейчас уровень жизни в городе Байконуре, который управляется российской администрацией, выше, чем в соседних районах, городах и посёлках Казахстана, и люди, граждане Казахстана, те, кто может, те, кто в состоянии, всеми силами стараются, стремятся поселиться в окрестностях Байконура или в самом городе Байконуре, найти там работу и таким образом решить свои проблемы. В связи с этим возникает, конечно, вопрос об урегулировании всего, что связано с оказанием медицинской помощи. В чём необходимость протокола? В том, что мы тем самым даём возможность оказывать медицинскую помощь в рамках наших договорённостей, в рамках согласованных объёмов бесплатной медицинской помощи не только своим медицинским организациям, которые там находятся, но и казахстанским. Мне кажется, что это очень важное решение, хотя кому-то оно может показаться протокольным. Оно создаёт условия для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества между Россией и Казахстаном в вопросах использования космодрома "Байконур". Конечно, главные вопросы использования этого космодрома связаны с сотрудничеством в ракетно-космической отрасли. Наш комитет является принципиальным сторонником того, чтобы мы продолжали находиться на комплексе "Байконур", продолжали использовать "Байконур" несмотря на ввод в действие космодрома "Восточный". По некоторым видам ракет и параметрам, насколько известно мне, человеку малокомпетентному, мы не можем полностью полагаться исключительно на "Восточный". И мы, конечно, понимаем, что, если когда-нибудь в будущем сложится ситуация, в которой мы вынуждены будем отказаться от аренды комплекса "Байконур", не пройдёт и минуты, как появятся другие претенденты на аренду этого космодрома. Мы должны всегда держать это в голове и продолжать развивать сотрудничество с Казахстаном в этой области, в том числе в сфере оказания медицинской помощи живущим в Байконуре людям, нашим гражданам и гражданам Казахстана. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савицкая Светлана Евгеньевна. САВИЦКАЯ С. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, обычно обслуживание ракетно-космической отрасли и у нас в стране, и на "Байконуре" раньше проводилось силами ФМБА, Федерального медико-биологического агентства, бывшего 3-го управления Минздрава. Скажите, пожалуйста, вот это соглашение что подразумевает, кто будет обслуживать - просто какие-то обычные поликлиники или всё-таки ФМБА? КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемая Светлана Евгеньевна, ФМБА как обслуживало, так и будет обслуживать комплекс космодрома и жителей города Байконура и прилегающих посёлков, но здесь происходит некоторое распределение компетенций, или полномочий, с Республикой Казахстан. Все российские граждане и все граждане Казахстана, работающие на космодроме, будут обслуживаться за счёт российской стороны, за счёт ФМБА, за счёт средств обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета в части, не покрываемой обязательным медицинским страхованием. Граждане Республики Казахстан, которые проживают на территории города Байконура и прилегающих посёлков и не работают в российских организациях, подлежат обязательному медицинскому страхованию по казахстанскому законодательству и будут обслуживаться казахстанскими медицинскими организациями. Если у казахстанских медицинских организаций не будет возможности оказать помощь по соответствующему профилю, помощь им будет оказана также медицинскими организациями ФМБА России, но в этом случае будет произведён взаиморасчёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Дмитрий Вячеславович, российские организации комплекса "Байконур" по договору платят за граждан Казахстана страховые взносы, в 2022 году они будут составлять 3 процента от зарплаты. Это дополнительная нагрузка на наши организации, которые, скорее всего, вынуждены будут просить средства из бюджета, - какие расчёты по этому поводу проводились у вас? КОСТЕННИКОВ Д. В. Пока ещё система обязательного медицинского страхования не заработала в Республике Казахстан, ориентировочно она будет работать с 1 января 2020 года, поэтому пока таких расчётов у меня нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Я хотел бы сказать, уважаемые коллеги, что речь идёт, вообще, на круг о 48 тысячах жителей города Байконура и о 10 тысячах жителей посёлков Торетам и Акай. Глупые и жадные платят много раз. Прежде чем стремиться экономить на этом, давайте подумаем, каким альтернативным образом Казахстан мог бы распорядиться космодромом "Байконур", если речь пойдёт о том, что мы не можем там достичь элементарного согласия по каким-нибудь, в общем-то, второстепенным вопросам. Я уважаю желание депутатов в каждом случае находить основания для вопроса, когда речь идёт о расходах бюджета, но это те расходы бюджета, которые дают возможность нам экономить миллиарды денег на развитии ракетно-космической отрасли, используя космодром "Байконур". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Дмитрий Вячеславович, я не буду сейчас говорить о расходах бюджета. Я конкретно по статье 3 данного протокола, где написано, что граждане Казахстана, если нет возможности получить медицинскую помощь на территории Казахстана в казахстанских учреждениях, могут получать её в учреждениях российских, но для граждан Российской Федерации, не работающих в учреждениях, относящихся к комплексу "Байконур", такая возможность не предоставляется. Не является ли это дискриминацией по отношению к гражданам Российской Федерации? КОСТЕННИКОВ Д. В. Уважаемый Павел Валентинович, такой дискриминации нет. В статье 3 сказано, что граждане Российской Федерации имеют право на медицинское обслуживание в соответствии с российским законодательством, поэтому все они подлежат обязательному медицинскому страхованию по российскому законодательству и им может быть оказана медицинская помощь как на территории города Байконура, так и на территории Российской Федерации без каких-либо изъятий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Вячеславович, в ходе подписания данного соглашения вы, правительство, наверняка всё анализировали, рассматривали вопрос качества медицинской помощи в Казахстане на предмет оснащения современным медицинским оборудованием. В своём докладе и в ответе на вопрос вы сказали, что те жители, которые будут там проживать, подлежат ОМС по казахстанскому законодательству, а если казахстанская сторона не сможет оказать им помощь, то мы будем её оказывать. По вашим прогнозам, в каком объёме будет оказываться эта помощь? Можно получить ответ? КОСТЕННИКОВ Д. В. Вы имеете в виду граждан Республики Казахстан, да? Гражданам Республики Казахстан будет оказана та медицинская помощь, которая предусмотрена объёмом государственных гарантий Российской Федерации, при этом, как я говорил, будет заключён договор с органами здравоохранения Республики Казахстан, такие договоры уже по факту заключаются, и за оказанную помощь будет проводиться взаиморасчёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда можно, наверное, приступить к голосованию, да? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 11 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Закон принят.