Заседание № 98
О Федеральном законе "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (проект № 485937-4; о введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 10. О федеральном законе "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Это отклонённый федеральный закон. Доклад сделает сопредседатель согласительной комиссии Владимир Сергеевич Груздев. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" был принят Государственной Думой 24 апреля 2009 года, отклонён Советом Федерации 29 апреля 2009 года. Представленный закон направлен на введение особого порядка судебного разбирательства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. 15 мая 2009 года была создана согласительная комиссия палат Федерального Собрания Российской Федерации по выработке единого текста федерального закона. После рассмотрения поправок Совета Федерации к названному федеральному закону согласительной комиссией были приняты следующие решения. Первое. Дополнить статью 62 Уголовного кодекса Российской Федерации новым положением, в соответствии с которым в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве не применяются такие виды наказания, как пожизненное лишение свободы или смертная казнь, если соответствующей статьёй Особенной части Уголовного кодекса они предусмотрены. При этом срок или размер наказания не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьёй Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Второе. Дополнить Уголовный кодекс новой статьёй 63-1, в которой предусмотреть назначение наказания судом в общем порядке без применения положений статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации, касающихся срока или размера наказания, а также статьи 64 Уголовного кодекса "Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление". Эта норма будет применяться только в том случае, если установлено, что лицом, заключившим досудебное соглашение о сотрудничестве, были предоставлены ложные сведения или сокрыты от следователя, прокурора или суда какие-либо иные существенные обстоятельства совершения преступления. Третье. Поправка Совета Федерации о том, чтобы главу 40-1 "Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения..." перенести в раздел XVI "Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел" с новым наименованием: глава 51-1 "Особенности производства по уголовным делам при заключении соглашения о сотрудничестве", отклонена. Обосновывается это тем, что данная глава была включена в раздел X "Особый порядок судебного разбирательства" по аналогии с главой 40 Уголовно-процессуального кодекса, устанавливающей особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, которая также содержит ряд положений, касающихся досудебного производства. Кроме того, необходимо отметить, что главы, предусматривающие две формы сделок с правосудием, то есть согласие с предъявлением обвинения и заключение досудебного соглашения о сотрудничестве, располагались в одном разделе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, закон теперь учитывает и позицию депутатов, и пожелания членов Совета Федерации. В законе чётко прописана процедура заключения досудебного соглашения, в том числе и для тех лиц, которым грозит высшая мера наказания либо пожизненное заключение. Кроме этого, устанавливается наказание за лжесвидетельство во время исполнения досудебного соглашения. Человек, совершивший такое правонарушение, будет отбывать срок без каких-либо льгот, по всей строгости закона. Он также лишается права на замену тюремного заключения другим, более мягким видом наказания. В связи с изложенным комитет и согласительная комиссия предлагают принять федеральный закон в редакции согласительной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Уважаемые коллеги, я напоминаю вам, что по отклонённому федеральному закону перед голосованием имеют возможность выступить по мотивам представители депутатских объединений, полномочные представители президента и правительства. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич. По мотивам желают выступить Илюхин и Жириновский, да?
По пункту 10 - отклонённому федеральному закону, который доложил Владимир Сергеевич Груздев, - по мотивам выступит Владимир Вольфович Жириновский. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вы абсолютно правильно вносите изменения в Уголовный кодекс и в Уголовно-процессуальный. Непонятна реакция некоторых специалистов, что это как бы помешает следствию, помешает правильности наказания. Всё наше законодательство агрессивное. Вот даже Регламент Государственной Думы агрессивный: сегодня лишили депутатов обеда, часа отдыха, люди сами себя... А представляете, какое издевательство над всеми подозреваемыми, обвиняемыми и теми, кто находится в местах лишения свободы? Конечно, предлагаемые изменения будут стимулировать сотрудничество в данном случае с прокурором и вообще со следствием, и появится возможность более эффективной борьбы с организованной преступностью, потому что здесь речь идёт, видимо, о тех, кто готов дать дополнительную информацию следствию о других участниках данного преступления или иного другого. В определённом смысле это легализация серой схемы. И раньше было подобное сотрудничество, когда следователь обещал, что в отношении данного подозреваемого будет применена другая статья, будет поменьше наказание, но это зависело от личных взглядов следователя, и не всегда подозреваемый мог надеяться и не всегда мог понять, что действительно так произошло: ему дали меньший срок. Поэтому позиция Совета Федерации мне непонятна. Зачем они вмешались в этот вопрос? Можно было оставить и в прежней редакции. Но тем не менее сегодня это будет проголосовано. Любую критику этого вопроса я отрицаю заранее, потому что уповать на то, что это может привести к оговору, что подозреваемый будет заинтересован кого-то оговорить, чтобы получить меньший срок... Это выбивается силой у нас и сегодня. И сегодня вешают уголовные дела на людей, совершенно не связанных с каким-либо преступлением. Их хватают на улицах, и сидят они до двух лет в СИЗО, там их трамбуют, а потом они в тюрьмах находятся. Такого рода злоупотребления существуют у нас много-много лет. Поэтому данное изменение уголовного законодательства никоим образом не мешает следствию, а, наоборот, помогает, потому что, действительно, если человек вместо пятнадцати лет получит меньший срок, договорятся, например, на три года, он всех своих подельников сдаст - и быстрее пойдёт следствие, эффективнее. А думать, что он кого-то оговорит - это сегодня делается без внесения изменений. Когда палкой по голове бьют и электрическим током пытают, издеваются над людьми, то они не только подельников сдают, они сами себя оговаривают и готовы нести наказание за совершенно чужие преступления. Поэтому в этом смысле позиция правильная, но с большим опозданием. Нам нужно всё легализовать. В том числе это легализация серой схемы сотрудничества, когда просто следователь в каморке с ним сидит и говорит: "Давай быстрее соглашайся, вот здесь..." (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Иванович Илюхин - по мотивам. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, я вышел на трибуну, потому что из зала говорить очень сложно. Я не могу согласиться с Владимиром Вольфовичем Жириновским по поводу того, что всё будет прекрасно и что всё то, что есть, раз это есть, надо ещё и узаконить. Я ещё раз вас предупреждаю, что досудебная сделка с правосудием фактически торпедирует всё правосудие. Досудебная сделка с правосудием, по сути дела, определяет уже судебный вердикт, который может быть вынесен. Это вот главный и самый серьёзный момент. Я хотел бы сказать, что этой досудебной сделкой с правосудием фактически перечёркиваются такие важнейшие принципы отправления правосудия, как гласность и непосредственность участия в исследовании доказательств. Вдумайтесь, уважаемые мои коллеги: материалы в отношении того лица, которое пошло на сделку с правосудием, выделяются в отдельное производство, и этот человек на отдельном судебном заседании даёт пояснения в отношении тех лиц, в отношении которых он дал показания, и тогда, когда эти лица фактически не присутствуют в отдельном производстве. Лицо, если его осудили по этой упрощённой процедуре, не участвует в процессе, и фактически мы лишаем права этих людей задать уточняющие вопросы, мы фактически лишаем их права на исследование доказательств. Я должен вас предупредить, что законопроект коррупционноёмкий и, по большому счёту, он должен быть подвергнут сегодня серьёзной экспертизе. У прокурора есть права, но у прокурора нет ответственности, он один на один фактически решает все вопросы при заключении этой сделки. И ещё один очень важный момент. Мы снова забываем о законопослушных гражданах, о потерпевших, мы снова забываем о том, что у них есть право - право на подачу исковых заявлений, право участвовать в судебном процессе. Мы, по сути дела, не спрашиваем мнения потерпевшего, который потерял двух, трёх, четырёх детей в результате преступной деятельности: согласен он на эту сделку или не согласен? Мы снова фактически печёмся об этих подлецах. Давайте подумаем, прежде чем принимать такое решение. Вот тут говорят: это единственный выход. Да не единственный выход, Владимир Вольфович! Наше действующее законодательство уже предоставляет такую возможность, не хватает - давайте искать другие варианты, я их уже называл вам, потому что то, что сегодня предлагается, повторяю, чудовищно для правосудия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять в редакции согласительной комиссии отклонённый Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 38 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принято.
ЭДЕЛЬ И. О., фракция КПРФ. Уважаемая Любовь Константиновна, по пункту 10 Гаврилов и Эдель голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 96
О Федеральном законе "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; проект № 485937-4; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, просьба снять с рассмотрения вопросы 5 и 16 порядка работы сегодняшнего заседания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.
Груздев Владимир Сергеевич от имени комитета предложил пункты 5 и 16 сегодня не рассматривать. Не будет возражений? Не будет.
Заседание № 90
О проекте федерального закона № 485937-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 15. Я вижу, докладчик появился. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Владимир Сергеевич Груздев, первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, представленный проект направлен на введение особого порядка судебного разбирательства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. При подготовке документа к третьему чтению в комитет поступили две дополнительные поправки и появилась необходимость вернуть законопроект к процедуре второго чтения, поэтому я прошу палату проголосовать за возвращение документа ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, комитет вносит предложение вернуться к процедуре второго чтения. Ставлю на голосование предложение комитета. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 11 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6% Результат: принято Вернулись к процедуре второго чтения. Таблицы на руках? Пожалуйста, комментарий комитета. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, предлагается таблица из двух поправок, рекомендованных к принятию. Данные поправки вносят изменения в уже предварительно согласованный законопроект. Одной из поправок мы предлагаем установить для гражданина, который пошёл на сотрудничество со следствием, с правосудием, максимальный срок в размере половины срока, установленного действующим законодательством. Предлагаем эту таблицу поправок поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, две поправки, комитет их рекомендует к принятию. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование таблицу принятых поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 21 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Таблица принимается. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 51 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принято. Пожалуйста, комитет, предложения. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемые коллеги, текст проекта закона полностью подготовлен к процедуре третьего чтения, Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеет. Мы просим палату поддержать указанный законопроект и принять его в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания у депутатов? Есть. Депутат Илюхин по мотивам хочет выступить? По мотивам будет выступать депутат Илюхин. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич. Выносим законопроект на "час голосования".
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". По мотивам - Илюхин. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, вышел на трибуну только лишь с одной целью - чтобы с этой трибуны было проще обращаться к представителю президента. Почему я говорю, что к представителю президента? Потому что по этой проблеме я перед вами выступал, и уже не единожды. Вопрос достаточно сложный, уважаемый Гарри Владимирович. Речь идёт о том, что данный законопроект фактически наносит удар, и очень серьёзный удар по демократическим принципам отправления правосудия. Я должен сказать, уважаемые коллеги, что за последние два года в сфере отправления правосудия мы с вами, кажется, допускаем вторую стратегическую ошибку. Первую ошибку мы допустили тогда, когда создали, согласились с созданием Следственного комитета и урезали полномочия прокурорского надзора. Это сразу же отразилось на защищённости прав и свобод наших российских граждан. Должен назвать вам цифру, точнее, две цифры. Ежегодно из следственных изоляторов за неподтверждением вины освобождается более двух тысяч человек, ежегодно за неподтверждением вины реабилитируется более семнадцати тысяч человек, к которым применялись другие меры пресечения. Вот я глубоко убеждён, что после принятия этого законопроекта цифры будут гораздо больше и больше невиновных людей будут находиться уже в местах лишения свободы. Наша фракция выступает, вообще-то, против любого торга вокруг правосудия, но, если вы хотите решить какую-то проблему для облегчения сбора доказательств и доказывания вины, наверное, надо прибегать к другим способам и методам. Мне кажется, авторы законопроекта, как я уже неоднократно отмечал, ломятся в открытую дверь: для того чтобы стимулировать активное сотрудничество со следствием, сегодня у нас есть достаточно правовых норм. Обратите внимание на статьи 60, 61, 73, 80, по которым, если применять эти статьи к лицам, активно сотрудничающим со следствием, можно определить меру наказания ниже низшего предела или совсем освободить от уголовной ответственности. Что предлагается нам сегодня? Если лицо пошло на сотрудничество, по сути дела, дало показания в отношении других лиц, материалы следствия выделяются в отдельное производство и судья по предложению прокурора, не открывая судебного следствия, может в отношении этого лица вынести приговор... (Микрофон отключён.) Я просил бы хотя бы полминуты, вопрос очень серьёзный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги!.. Пожалуйста, добавьте тридцать секунд. Говорите, Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И. А теперь давайте обратимся к тем, кто ждёт судебного решения. По сути дела, показания вот этого лица будут преюдицией для вынесения приговора. А представим себе, что он их оговорил! Как вы будете исправлять эту ошибку?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд. Мы договорились.... Нет, не настаивает Виктор Иванович. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 03 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Принимается.
Заседание № 81
О проекте федерального закона № 485937-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", второе чтение. Пожалуйста, Владимир Сергеевич Груздев. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, представленный законопроект направлен на введение особого порядка судебного разбирательства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении с учётом поступивших поправок. Всего поправок поступило пятьдесят шесть, двадцать две поправки отклонены комитетом и тридцать четыре поправки поддержаны. Законопроектом предусматривается возможность заключения с обвиняемым соглашения о сотрудничестве. Обвиняемым или подозреваемым предоставляется право подать на имя прокурора письменное ходатайство о сотрудничестве с указанием своих действий, которые они обязуются совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате совершённого преступления. Подача ходатайства возможна с момента возбуждения уголовного дела и до окончания предварительного расследования. Прокурор с участием следователя, обвиняемого и защитника, приняв решение о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, составляет досудебное соглашение о сотрудничестве. После выполнения обвиняемым или подозреваемым всех действий, предусмотренных досудебным соглашением, прокурор выносит представление, в котором указывает характер и предел участия обвиняемого в раскрытии и расследовании преступления. Хотелось бы отметить, что размер назначенного судом наказания, в том случае если было заключено соглашение, не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания. По усмотрению суда подсудимому может быть назначено более мягкое наказание. Я предлагаю, коллеги, рассмотреть таблицы поправок, которые поступили в комитет. Таблица 1 - это таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, всего в этой таблице тридцать четыре поправки, как я уже говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в таблице 1 тридцать четыре поправки. Есть необходимость обсуждать какую-либо из них отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 32 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2, здесь двадцать две поправки, которые комитет отклонил. Никто не настаивает на обсуждении? Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 08 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принимается таблица 2. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 39 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4% Проголосовало против 45 чел.10,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
БОЧАРОВ А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, для протокола: по пунктам 12 и 14 депутат Песковская голосовала за.
Заседание № 9
О проекте федерального закона № 485937-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; внесён депутатами Государственной Думы В. А. Васильевым, В. Н. Плигиным, А. Н. Волоковым, О. И. Аршбой, М. И. Гришанковым, А. М. Розуваном и депутатом Государственной Думы четвёртого созыва А. Е. Лебедевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
И последний вопрос порядка работы - это пункт 11. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Николаевича Волкова. Он уже идёт к трибуне. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" о введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (если проводить аналогию, на Западе это называется "сделка с правосудием"). Указанный законопроект разработан в целях расширения возможностей использования норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в противодействии организованной преступности, коррупции, в расследовании деятельности преступных сообществ, рядовые члены которых, как правило, отказываются от содействия следствию в установлении преступной деятельности организаторов и соучастников преступлений. Такие дела в настоящее время крайне редко получают реальное завершение при рассмотрении в судах. Представленный законопроект предлагает в законодательном порядке урегулировать возможность привлечения правоохранительными органами к сотрудничеству лиц, состоящих в организованных группах и преступных сообществах, при условии значительного сокращения таким лицам уголовного наказания и распространения на них мер государственной защиты, предусмотренных Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Следует иметь в виду, что согласно действующему закону особый порядок принятия судебного решения не является сделкой о признании вины, в случае если законодательством предусмотрено лишение свободы до десяти лет, поскольку между прокурором и обвиняемым не заключается соглашение ни об объёме обвинения, ни о правовой оценке содеянного, ни о наказании. Авторы законопроекта полагают обоснованным внесение соответствующих изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, предусматривающих возможность заключения обвиняемым (подозреваемым) с органами предварительного следствия и дознания соглашения о сотрудничестве, представляющего собой подачу обвиняемым (подозреваемым) на имя прокурора письменного ходатайства о сотрудничестве с указанием своих действий, которые он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении соучастников и розыске имущества, добытого в результате преступления. Подача ходатайства возможна с момента возбуждения уголовного дела до окончания предварительного расследования. Кроме того, законопроектом определяются характер и пределы участия обвиняемого (подозреваемого) в раскрытии и расследовании преступления, изобличении других соучастников преступлений и розыске имущества, добытого преступным путём. Указанные положения законопроекта являются реальной мерой по противодействию оргпреступности, коррупции, наркоторговле, отмыванию преступных доходов. Они также учитывают положительный опыт, накопленный аналогичными правовыми институтами в зарубежных странах при применении так называемых сделок с правосудием, предусматривающих возможное заключение соглашений о сотрудничестве подозреваемого (обвиняемого) с органами предварительного следствия и дознания. Механизм заключения такого рода сделок закреплён в законодательствах США, Канады, Великобритании, Франции и других государств. Две бывшие республики Советского Союза, сегодня два независимых государства - Казахстан и Белоруссия, - также эти законы приняли уже, у них они действуют. С учётом этого ответственный комитет - Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и комитет-соисполнитель - Комитет по безопасности считают концептуально обоснованным внесение соответствующих изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство и рекомендуют Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Имеющиеся в официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы замечания и предложения могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Алексей Николаевич достаточно полно и чётко изложил фабулу данного законопроекта. Хотелось бы добавить, что, например, в Соединённых Штатах Америки по такой процедуре рассматривается 95 процентов уголовных дел. Сегодняшняя процедура, которая предусмотрена действующим российским законодательством - Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, - до конца не отработана, применяется крайне редко и практически неэффективна. Алексей Николаевич уже сказал, что комитет указал авторам законопроекта на то, что есть недоработки. Например, предлагаемые изменения не учитывают уже вступившие в силу изменения в законе "О прокуратуре Российской Федерации", ну и ещё ряд замечаний. Вместе с тем комитет считает необходимым поддержать концепцию законопроекта в первом чтении и доработать его ко второму чтению. Я бы просил тоже поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Сергеевич, пока задержитесь. Есть ли вопросы? Есть - депутаты Москалец и Коломейцев. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, потом - депутат Москалец. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Автору законопроекта вопрос. Скажите, пожалуйста, а не кажется ли вам, что этот закон, наоборот, будет стимулировать коррупцию в том числе в части подкупа свидетелей? А по поводу ссылки представителя комитета на американскую систему - ну это никак не влияет на уменьшение там количества преступлений, понимаете? С моей точки зрения, поправки надо вносить для того, чтобы уменьшать число преступлений и увеличивать раскрываемость, но не такими способами, когда их купили, потом они отказались, потом опять купили, это не тот метод. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Волков, как представитель авторов законопроекта. ВОЛКОВ А. Н. Уважаемые депутаты, я думаю, если мы всё довольно чётко пропишем в законодательстве, то, безусловно, ни о какой коррупции не будет идти речь, но с учётом нашего менталитета, с учётом того, что в стране практически никто не соблюдает нормы законов, - мы знаем, что часто нарушаются нормы законодательства в том числе и в органах правоохранительной системы, в суде, - конечно, предположить можно всё. Но я ещё раз говорю: закон действительно нужен. Дело в чём? Организованные преступные группы, оргпреступность, коррупция, наркоторговля - без свидетелей по этим делам невозможно провести ни одного дела в суде. Ведь кто может дать показания? Только тот, кто в какой-то мере участвовал в этих преступлениях. И в нашей стране есть два таких дела: одно - по Санкт-Петербургу, другое - по Новосибирску. Безусловно, есть моменты, когда могут повлиять недобросовестные следователи, прокуроры и судья, но для этого мы здесь с вами и сидим - чтобы тщательно проработать ко второму чтению все моменты и по возможности не допустить того, чтобы закон работал в обратную сторону. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Груздев тоже хотел бы прокомментировать. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Николай Васильевич, я хотел бы дополнить, вы просто, видимо, невнимательно ознакомились с законопроектом. В законопроекте есть изменения в статью 63 Уголовного кодекса. Эта статья дополняется новым обстоятельством, отягчающим наказание, - "сообщение ложных сведений по сути деятельного раскаяния или умышленное сокрытие от следствия каких-либо существенных сведений при заключении со стороной обвинения соглашения о сотрудничестве". То есть как раз вот то, о чём вы говорите: наговорил, а потом отказался. Вот за это будет уже предусмотрена уголовная ответственность. Ну, менталитет... По поводу менталитета Алексей Николаевич уже сказал, поэтому здесь мне добавить нечего. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич. Первое чтение. Есть ли желающие выступить по законопроекту?.. Я прошу прощения, депутат Москалец. Александр Петрович, извините, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Николаевич, во-первых, для чего письменно афишировать соглашение на сделку, ведь для такого обвиняемого увеличивается риск быть убитым после суда? И второе. Почему в законопроекте заложен разный подход к применению материального права: в статье 1 - две трети срока наказания, а в статье 2 - одна вторая срока наказания? И вопрос к Владимиру Сергеевичу. Почему в решении вопроса досудебного соглашения не учитывается позиция других участников процесса, например потерпевших, истцов и так далее? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич Волков. Потом Груздев. ВОЛКОВ А. Н. Спасибо. По первому вопросу. Почему письменное?.. Устно практически невозможно заключить, там прописывается детально соглашение о сотрудничестве по этому конкретному уголовному делу, по тем эпизодам его преступной деятельности, показания по которым он будет давать в ходе следствия, в ходе судебного разбирательства. И если не будет соглашения, то возникнет вопрос, как же дальше быть: выполнены обязательства или не выполнены обязательства? Мы не сможем определить тогда степень участия этого обвиняемого и решать вопрос о его привлечении или мере наказания. Это первое. Второе. Безусловно, вопрос стоит очень остро о защите этого человека в период следствия, в период судебного разбирательства и после этого. Он подпадает - в данном случае мы это прописываем - под закон о защите свидетелей, мы прописываем это. И не только он, но и его родные и близкие. Вторая часть вашего вопроса. Да, там прописано и две трети, и половина, но концептуально, я считаю, по нашему проекту закона идёт половина срока и ниже. Не больше половины срока, предусмотренного статьёй или статьями Уголовного кодекса, по которым привлекается этот обвиняемый, и ниже, то есть условное наказание, а может быть, и вообще он уходит от ответственности, но наказание не выше чем половина срока, предусмотренного по данным статьям Уголовного кодекса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Груздев. ГРУЗДЕВ В. С. Александр Петрович, я отвечаю на ваш вопрос. Предполагается внесение изменений в статью 40 УПК. Статья 40 УПК в том числе предусматривает согласие потерпевшего на применение судом этой процедуры, это первое. Кроме того, Александр Петрович, если вы посмотрите предложенный текст законопроекта, то там сказано о том, что обвиняемый, подозреваемый оказал медицинскую помощь потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольно возместил имущественный ущерб, моральный вред, причинённые в результате преступления, и совершил иные действия, направленные на заглаживание вреда, причинённого потерпевшему, поэтому, если у вас есть более широкое толкование возможности защиты прав потерпевшего и третьих лиц, пожалуйста, мы с удовольствием это рассмотрим ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Пожалуйста, выступления. Депутат Илюхин, Федоткин, Москалец... Всё, да? И депутат Беляков. Ну давайте начнём с депутата Белякова. Пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. Уважаемые коллеги, я позволю себе обратить внимание на ряд обстоятельств. Первое. Действительно, существует обоснованная критика... В частности, когда преступник, может быть, ещё в тот момент не обвиняемый действительно идёт на сделку с правосудием и даёт ложную информацию (кстати, по мнению, правительства эта точка зрения является справедливой), возможно, не следует вводить дополнительную ответственность за ложные сведения, которые он в этом случае сообщает. Я полагаю, что это обстоятельство не следует принимать во внимание. Вернее, во внимание его принимать, конечно, нужно, однако я считаю, оно несправедливо, потому что, если человек действительно раскаивается искренне и если он действительно считает себя виноватым, он не только должен быть предупреждён об ответственности за сообщение ложных сведений, но и помимо всего прочего должен быть предупреждён о том, что, в случае если он эти действия совершает и даёт ложную информацию, его ответственность усугубляется. Я должен сказать, что законопроект действительно крайне важен и крайне нужен, однако позволю себе обратить внимание ещё на ряд обстоятельств, которые, на мой взгляд, должны быть обязательно учтены при рассмотрении во втором чтении. Первое. Не может не беспокоить возможность злоупотреблений со стороны лиц, уполномоченных заключать с обвиняемым соглашение о сотрудничестве. Законопроект предоставляет возможность заключения соглашения с момента начала возбуждения уголовного преследования, то есть когда лицо ещё не является обвиняемым, а следовательно, существует риск того, что будет нарушена презумпция невиновности. Первое. Второе. Требует, на мой взгляд, доработки процедура рассмотрения ходатайства о заключении досудебного соглашения. Согласно законопроекту прокурор принимает решение или о заключении, соответственно об удовлетворении ходатайства, или об отказе в ходатайстве. При этом законопроект не предусматривает процедуры обжалования обвиняемым решения об отказе в удовлетворении его ходатайства. На мой взгляд, это необоснованно. Кроме того, непонятно, обязан ли прокурор учитывать мнение следователя, которое было высказано, возможно, в сопровождающем ходатайство постановлении. И опять-таки непонятно, принимает ли он решение обязательно с согласия следователя или может вопреки ему выносить своё решение. Кроме того, на мой взгляд, требует уточнения порядок представления обвиняемым своих замечаний к представлению прокурора о соблюдении или несоблюдении обвиняемым всех условий соглашения. Из текста законопроекта совершенно неясно, будут ли эти возражения направляться в суд вместе с другими материалами и каков будет порядок рассмотрения этих возражений, хотя полагаю, что это очень важно, и поэтому этот вопрос должен найти обязательно своё отражение в законопроекте. Далее. Уже сегодня ряд депутатов говорили о том, что крайне важным является обеспечение безопасности, защиты лиц, заключивших сделку с правосудием. Я полностью поддерживаю мнение авторов законопроекта о том, что на них должно быть распространено действие Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", однако должен признать, что на сегодняшний день де-факто этот закон не работает. И возможно, принятие рассматриваемого законопроекта заставит нас обратить должное внимание на совершенствование механизмов защиты свидетелей, потерпевших и соответственно обеспечить их должным финансированием. И наконец, последнее, в чём я принципиально не согласен с авторами. Я не могу согласиться с тем, что возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве может быть предоставлена в случае преступления любой категории. Абсолютно понятно, когда речь идёт о терроризме, о каких-то групповых преступлениях, что человек, идя на сделку со следствием, располагая некой информацией, сообщает о том, как найти награбленное, или указывает на организаторов преступной группы, но о какой сделке с правосудием может идти речь, когда, скажем, кто-то избил, извините, кого-то на улице, а потом признаёт свою вину? У него просто нет никакой информации, которую он мог бы сообщить в рамках сделки. Поэтому я полагаю, что необходимо распространять действие закона только на серьёзные преступления, имеющие, скажем, квалификацию групповых. В целом, я считаю, этот законопроект крайне важный, предлагаю принять его в первом чтении и обязательно учесть поправки, которые мы предложим ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин. Нет. Депутат Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На мой взгляд, процедура подачи ходатайства, представления, вообще взаимодействия всех участников сторон требует дальнейшей регламентации. Она должна быть абсолютно транспарентной и понятной, чтобы исключить возможность злоупотреблений. При этом, отвечая на вопрос и в продолжение выступления Владимира Сергеевича я хотел бы отметить, что, действительно, на лиц, заключивших досудебное соглашение о сотрудничестве, распространяется действие 119-го закона "О государственной защите...", но нам следует, может быть, подготовить протокольное поручение в рамках корректировки бюджета и сделать то, что нам не удавалось сделать раньше, а именно обеспечить достойное финансирование реализации закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных...". Хотелось бы сказать, что за последние пятнадцать лет, в постсоветский период, в период нашего славного шествования по европейскому пути, появился как устойчивое явление ряд серьёзнейших угроз для страны - здесь и особо опасные преступления, совершаемые устойчивыми группами, здесь и наркотрафик, и экстремизм, и особо тяжкие преступления, и для борьбы с ними, с этими новыми явлениями, естественно, необходим новый инструментарий. И мне кажется, что мы должны идти именно по пути поиска такого инструментария, учитывая предложения экспертного сообщества и депутатов Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Илюхин. Потом Москалец. Никого не пропустил? Пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, наша фракция не будет поддерживать данный законопроект. Мы считаем вообще любой торг вокруг правосудия недопустимым. Недопустимым! Мы считаем, наоборот, что правосудие должно быть более прозрачным в рамках допустимого, более чистым, более честным. То, что нам сегодня предлагают со ссылкой на зарубежный опыт, абсолютно не годится. Я вам могу привести слова известного историка Ключевского, который сказал, что слепое копирование западного образца и перенесение его на тело России ничего хорошего не вызовет, кроме раковой опухоли. Вот сегодня мы действительно копируем американский образец. Должен вам напомнить, как специалист, эту проблему неоднократно изучавший, что Европа отказалась от американского опыта в большинстве своём - от сделки с правосудием. Мы копируем самое худшее из того, что сегодня нам предлагается или что имеется в Соединённых Штатах Америки. Мы не можем голосовать за данный законопроект, ибо в случае его принятия он увеличит коррумпированность нашей правоохранительной системы, он расширит возможности для злоупотреблений со стороны работников прокуратуры, и не только со стороны работников прокуратуры. Нам кажется, что разработчики пошли не тем путём. Не тем путём! Если мы действительно хотим обеспечить объективность и дополнительные источники доказательств, то надо было бы подумать о защите наших офицеров, которых мы внедряем в преступные группировки, чтобы действительно выявлять всех виновных и предпринимать меры по их изобличению. Вот в этом плане нами абсолютно ничего не сделано. И другой момент, концептуальный, если говорить о данном законопроекте. Вы посмотрите, сделка совершается прокурором с подозреваемым (обвиняемым), а где такая величайшая процессуальная фигура, как следователь? Следователи не участвуют в этом сговоре, я подчёркиваю, это сговор, так я считаю. Как же так: следователи, которые расследуют уголовное дело, не привлекаются к этому процессу?! Следователь может не согласиться, следователь может заявить: а у меня достаточно доказательств и без этого признания, без этой сделки, я выявлю всех участников преступной группировки, и они возместят ущерб. Это концептуально, почему мы и говорим, что исправить это положение при первом и особенно при втором чтении уже будет абсолютно невозможно. Второй момент, очень важный и очень серьёзный момент. В данном законопроекте прописывается, что, если подозреваемый (обвиняемый), заключивший такую сделку с прокурором, соврал, условно говоря, приговор может быть отменён в отношении его. А как быть с теми судебными решениями, которые вынесены в отношении других обвиняемых, других подсудимых и в основу которых положены показания вот этого человека? Ведь ответа на этот вопрос нет. Я хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что, по сути дела, на протяжении нескольких лет из мест лишения свободы, а точнее, из следственных изоляторов, за неподтверждением вины были освобождены около двух тысяч, даже более двух тысяч человек, которые содержались под стражей в результате грубых злоупотреблений и нарушений при предварительном расследовании и дознании. Я предупреждаю, что этот момент может сыграть самую что ни на есть негативную роль именно в отношении невиновных лиц. Теперь уже людей могут освобождать в силу невиновности из мест лишения свободы, не из следственных изоляторов. И ещё один очень важный момент. Уважаемые коллеги, я считаю, что, вообще-то, здесь нет предмета для разговора. Если мы хотим поощрить, условно скажем, человека, который активно сотрудничает на стадии предварительного расследования, то наше законодательство уже предусматривает такие возможности, определение наказания по минимальной шкале, предусмотренной той или иной статьёй Уголовного кодекса, определения наказания ниже низшего. Чего ещё надо-то? Зачем мы даём возможность для злоупотреблений? Зачем мы ставим под сомнение наше правосудие? Я ещё раз подчёркиваю: любая сделка с правосудием недопустима. Это всегда попахивает, и попахивает именно дурным запахом. Поэтому мы не будем поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я выступлю, так как меня немного удивили ответы на вопросы. Авторы законопроекта предлагают ввести институт заключения досудебного соглашения с обвиняемым о сотрудничестве, и для этого даже разработана новая глава Уголовно-процессуального кодекса, которая устанавливает особый порядок вынесения судебного решения. Что на себя сразу же обращает внимание? То, что законодательно предлагается, - по сути дела, ввести почти режим торга: ты мне - я тебе. Причём предпочтительность изначальной позиции обвиняемого значительно выше, чем прокурора, я уж не говорю о следователе, он вообще тут не просматривается. А суд - так тот вообще получает связанную позицию. В чём тут дело? Вот смотрите, согласно законопроекту в статье 317-6, часть первая, Уголовно-процессуального кодекса должно быть прописано, что обвиняемый вправе пойти на соглашение о сотрудничестве при совершении, заметьте, преступления любой категории. Преступления любой категории! А согласно части пятой этой же статьи судья назначает наказание (это уже обязанность), которое не может превышать половины максимального срока, либо подсудимый может быть освобождён от отбывания наказания вовсе. Хотя в этом же законопроекте, в статье 1, пункт 2, указано, что наказание не может превышать двух третей максимального срока. К примеру, мы с вами, решая даже вопрос амнистии, указываем её пределы. А вот почему в этом случае таких пределов нет - не очень-то и понятно. Кроме того, вопрос самого выхода на решение о соглашении о сотрудничестве исходит только из субъективного восприятия прокурора. Опять вопрос: верно ли это? Далее. Мне кажется, авторы ошибочно исходят из того, что в уголовном процессе сегодня есть две стороны - обвинение и защита. В процессе есть и другие важные участники, я уже о них говорил, - это потерпевшие и другие. И вот тут возникает вопрос: а если потерпевший не согласен, что, к примеру, убийца его родственника или насильник заключил такое соглашение и получил за это только половину возможного срока наказания? Кого в таком случае защищает уголовный закон? Но ведь ответ на это есть. Есть статья 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что задачами Уголовного кодекса являются и охрана прав и свобод человека и гражданина, и охрана собственности, и охрана общественного порядка и общественной безопасности, и обеспечение мира и безопасности человечества. И мне представляется, что действующий Уголовный кодекс в достаточной мере решает вопросы назначения наказания, есть даже целая глава 10, где изложены не только возможности уменьшения наказания, но и обстоятельства, смягчающие ответственность. Их перечислено там более двадцати, да и этот перечень, вообще, не является исчерпывающим, в том числе указано и активное способствование раскрытию преступления и изобличению других преступников. Не исключено, что предлагаемый новый подход может подвергнуть недопустимому воздействию принципы законности, равенства, справедливости и гуманизма даже уголовного законодательства. Со своей стороны я бы поддержал авторов законопроекта в части пунктов 1 и 2 статьи 1 законопроекта, а всё остальное требует самой тщательной выверки и оценки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне подсказывают, что я не увидел руку депутата Гришанкова. Пожалуйста. ГРИШАНКОВ М. И. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, в дискуссии, которая сегодня идёт в зале, достаточно много подмен понятий. И я сожалею, что Виктор Иванович Илюхин сейчас не работает в Комитете по безопасности, где у нас был достаточно детальный разговор на эту тему. Давайте вспомним, что у нас сегодня в Уголовном кодексе есть явка с повинной, о которой говорит Александр Петрович. Допустим, если убийца сознался сам, то суд потом выносит решение с учётом его деятельного раскаяния. Обратил бы ваше внимание и на то, что в законопроекте обозначены основные подходы к тяжким составам, когда один из свидетелей может дать важнейшие показания в отношении всей банды или в отношении всей группы, которая принимала участие в организации преступления. Законопроект, естественно, потребует доработки ко второму чтению. Я призываю всех, кто сейчас выступал, включиться активно в эту работу, но я считаю принципиально неправильным в обсуждение данного законопроекта вносить ещё и политику, когда делаются заявления типа "партия не поддержит этот законопроект". Давайте обсуждать сущностную вещь, то есть то, что есть на сегодняшний день. А есть совершенно конкретные примеры, когда правоохранители, работая со свидетелями, не могут гарантировать этим свидетелям, что в суде при принятии решения будет учтено, что было деятельное сотрудничество с ними, и можно привести как пример ситуацию в Новосибирске. Это была достаточно скандальная ситуация, когда несовершеннолетняя девочка дала показания в отношении наркомафии, а госнаркоконтроль не сумел, может быть, в силу своих каких-то организационных сложностей в полном объёме реализовать законодательство. Мы даём правоохранительным органам такую возможность в период, когда расследуются тяжкие преступления, задокументировать все положения соглашения между свидетелем и правосудием, поэтому давайте формализовывать. Да, сегодня в Уголовном кодексе есть статья, которая позволяет учитывать взаимодействие обвиняемого или любого другого лица, которое проходит по делу, со следствием. Мы предлагаем именно формализовывать и спрашивать с каждого за то, как выполняется это соглашение. Законопроект, я считаю, необходимо поддержать, и обращаюсь ко всем коллегам с этим предложением. Ко второму чтению давайте доработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все выступления прозвучали. Есть ли желание выступить у представителей президента и правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, прошу прощения, я должен предоставить заключительное слово докладчику и содокладчику. Алексей Николаевич Волков, пожалуйста. ВОЛКОВ А. Н. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, спасибо за активное участие в обсуждении этого вопроса. Я всё же хотел бы остановиться на некоторых моментах, поскольку, видимо, кто-то или невнимательно посмотрел, или не дочитал, буквально тезисно. Мнение следователя. В законе чётко прописано, что следователь, получив письменное ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве от обвиняемого или его защитника, представляет его вместе со своим заключением прокурору, то есть концептуально ничего менять не нужно. Кто-то из депутатов говорил, что не работает закон о защите. Закон о защите у нас уже работает, и активно. ежегодно на эти цели правительством выделяются определённые средства, больше ничего не потребуется. К тому же наработан хороший опыт. Такие дела, конечно, не будут массовыми, но, если нужно будет, при ежегодной проработке бюджета на реализацию этого закона будут выделяться дополнительные деньги. Далее. Вот кто-то кого-то избил на улице (такая фраза прозвучала) - об этом речь не идёт в данном законопроекте, он концептуально совершенно другой. Речь идёт, я ещё раз говорю, о преступлениях коррупционного характера, терроризме, наркотрафике, организованных преступных группах, преступных сообществах - вот об этом идёт речь. А по фактам, когда кто-то кого-то избил, у нас уже закон давно работает, он принят ещё в 2003 году. Там по статьям, где наказание не превышает десяти лет лишения свободы, эти сделки, скажем так (назовём их сделками), уже давно работают: до 40 процентов уголовных дел рассматриваются в нашей стране начиная с 2003 года именно в таком порядке. Вот Виктор Иванович хороший вопрос поднял - о тех, кого (ну, раз уж это было озвучено) внедряют в преступные группировки. Да, я согласен, здесь это не прописано. Но как преступника этого человека нельзя осудить по этому особому порядку, здесь я согласен. Это отдельная тема, Виктор Иванович, и спасибо, что вы её сегодня затронули. Далее. Вот случай, когда обвиняемый соврал. Ну мы же говорили, уважаемые коллеги: если тот, кто заключает сделку, обвиняемый, не выполнил обязательства, которые были чётко прописаны защитником обвиняемого, прокурором и следователем, и дело было исследовано в суде в особом порядке, то есть дело выделялось в отдельное производство, то дальше рассмотрение этого дела идёт уже в обычном порядке. В законопроекте всё это тоже прописано. Далее. Торг, скажем так. Так вот торг - он уже существует. Я ещё раз говорю: закон с 2003 года работает, но по тем статьям, по которым, как я уже говорил, наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Безусловно, во всех отзывах - правительства, Правового управления, Комитета по безопасности и Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - есть много замечаний по этому законопроекту. Безусловно, многое из того, о чём говорится в этих отзывах, нужно учесть при доработке законопроекта, чтобы закон работал на пользу нашему государству, обществу, правосудию. Если мы не пойдём по этому пути, то я уверяю вас, уважаемые депутаты, мы не сможем бороться с организованной преступностью, с преступными сообществами, не сможем! Только тот, кто в какой-то мере участвовал в этой банде, сообществе, может рассказать, как там всё было, что было, кто что делал, для того чтобы всё оценить в ходе судебного разбирательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Груздев не настаивает на выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в первом чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 12 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 47 чел.10,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.