Заседание № 174

19.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 485876-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (по вопросу об особенностях выдачи иностранным гражданам, являющимся близкими родственниками граждан Российской Федерации, разрешения на временное пребывание в Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3176 по 3209 из 4716
Коллеги, рассматривается 18-й вопрос повестки дня. О проекте федерального       
закона "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона "О правовом    
положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части особенностей     
предоставления разрешения на временное пребывание в Российской Федерации        
иностранных граждан, являющихся близкими родственниками граждан Российской      
Федерации).                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Максим Анатольевич Иванов.                                          
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект вычитан,         
прошёл все необходимые экспертизы и согласования, замечаний не имеется.         
Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет.         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 6 и 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в   
Российской Федерации", 18-й вопрос повестки дня.                                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 173

18.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 485876-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (по вопросу об особенностях выдачи иностранным гражданам, являющимся близкими родственниками граждан Российской Федерации, разрешения на временное пребывание в Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5291 по 5355 из 9138
53-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и   
11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской   
Федерации". Докладывает Максим Анатольевич Иванов.                              
                                                                                
ИВАНОВ М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект           
направлен на пресечение использования фиктивного брака в качестве инструмента   
для получения разрешения на въезд и временное пребывание в нашей стране.        
Законопроектом предлагается выдавать иностранному гражданину разрешение на      
временное пребывание в Российской Федерации без учёта установленной             
Правительством Российской Федерации квоты только в том субъекте Российской      
Федерации, в котором расположено местожительство гражданина Российской          
Федерации, являющегося его супругом (супругой).                                 
                                                                                
В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении в комитет       
поступило две поправки, которые рекомендованы комитетом к принятию и включены   
в таблицу поправок № 1. Согласно этим поправкам сфера действия законопроекта    
распространена исключительно на супругов; на остальных близких родственников    
это не распространяется. Поправок, рекомендованных к отклонению нет. Комитет    
просит принять законопроект во втором чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
ИВАНОВ М. А. Комитет просит включить данный законопроект в проект порядка       
работы Государственной Думы на 19 декабря 2018 года для рассмотрения в          
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 144

19.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 485876-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (по вопросу об особенностях выдачи иностранным гражданам, являющимся близкими родственниками граждан Российской Федерации, разрешения на временное пребывание в Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2616 по 3252 из 4500
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 11    
Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской      
Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской      
Федерации статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Игорь           
Николаевич Зубов.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Николаевич.                                                   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляемый на ваше             
рассмотрение законопроект подготовлен в рамках исполнения указаний Президента   
Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, направленных на            
оптимизацию порядка выдачи иностранным гражданам, владеющим русским языком и    
желающим жить и работать в России, разрешений на временное проживание и видов   
на жительство с учётом ситуации, складывающейся на рынке труда в субъектах      
Российской Федерации, а также на предотвращение возможных правонарушений и      
злоупотреблений, в том числе фиктивных браков.                                  
                                                                                
Ежегодно в органы внутренних дел обращается порядка 300 тысяч иностранных       
граждан с просьбой о предоставлении им статуса временного проживания. В 2017    
году более 70 тысяч, или более 23 процентов, мотивировали свою просьбу          
воссоединением с супругом или супругой, которые являются российскими            
гражданами, и получили статус временного проживания в льготном порядке, без     
учёта квот, выделяемых Правительством Российской Федерации конкретным           
субъектам для предоставления иностранцам соответствующего статуса. За           
истекший период 2018 года число разрешений на временное проживание,             
оформляемых вне квоты, на основании брака с гражданами Российской Федерации,    
превысило 35 процентов от общего числа подобных заявлений по России; по         
Москве данный показатель составил почти 70 процентов, по Московской области -   
более 55 процентов. Значительное число разрешений на временное проживание       
выдаётся также по иным мотивам, связанным с семейными отношениями, в            
частности в связи с наличием у иностранного гражданина на территории России     
нетрудоспособных близких родственников. При этом определённая часть             
иностранцев, получив разрешение на временное проживание в Российской            
Федерации по семейным мотивам, к месту жительства своих супругов или близких    
родственников не переезжает и связь с ними не поддерживает. Такая практика      
особенно распространена в мегаполисах, в первую очередь в городе Москве. В      
соответствии с главой 5 Семейного кодекса Российской Федерации решение о        
признании брака фиктивным принимается судом по заявлению заинтересованного      
супруга. Органы внутренних дел не имеют полномочий на участие в таких           
процессах.                                                                      
                                                                                
Принятие законопроекта, как представляется, будет способствовать уменьшению     
числа злоупотреблений при получении разрешений на временное проживание в        
Российской Федерации иностранными гражданами посредством заключения фиктивных   
браков или по мотивам необходимости присмотра за нетрудоспособными близкими     
родственниками. Для этого предлагается дополнить пункт 3 статьи 6               
Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской      
Федерации" указанием на то, что иностранному гражданину, имеющему близких       
родственников - граждан России (супругов, детей, родителей), разрешение на      
временное проживание будет выдаваться в субъекте Российской Федерации, в        
котором расположено их место жительства.                                        
                                                                                
В перспективе в целях упрощения порядка предоставления иностранным гражданам,   
владеющим русским языком и желающим жить и работать в России, разрешений на     
временное проживание и видов на жительство предполагается, что некоторым из     
них будут выдавать вид на жительство, минуя разрешение на временное             
проживание. Иностранным гражданам - участникам (членам семьей участников)       
Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в    
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предлагается    
предоставить право переезда, в том числе за пределы субъекта Российской         
Федерации, в котором было получено разрешение на временное проживание, к        
новому месту жительства близкого родственника - российского гражданина.         
                                                                                
Законопроект согласован в установленном порядке МИДом, Минтрудом и ФСБ          
России, поддержан правительством города Москвы. Имеются положительные           
заключения Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения   
при Правительстве Российской Федерации. Реализация законопроекта не потребует   
дополнительных затрат из федерального бюджета.                                  
                                                                                
С учётом изложенного прошу принять законопроект в первом чтении.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич, присаживайтесь.                
                                                                                
С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов, председатель Комитета по    
развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных             
объединений.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по развитию          
гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,         
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, по инициативе        
Министерства внутренних дел правительство внесло законопроект, в котором        
существенным образом ограничивается право получения иностранным гражданином     
разрешения на временное проживание, тем самым несколько упорядочивается         
регулирование миграционных потоков, особенно в трудовой сфере.                  
                                                                                
На наш взгляд, решение ограничить предоставление разрешений на временное        
пребывание иностранным гражданам, у которых на территории Российской            
Федерации проживают родственники, близкие родственники, - это, наверное, шаг    
в правильном направлении. Тем более, что он выводит из-под этого решения тех    
соотечественников, тех иностранных граждан, которые возвращаются в Российскую   
Федерацию или переезжают в Российскую Федерацию в рамках действующей            
программы по оказанию содействия переселению соотечественников. Мы предлагаем   
принять законопроект в первом чтении.                                           
                                                                                
Вместе с тем мы понимаем, что проблема достаточно широка, требует принятия,     
наверное, более системных решений. Мы надеемся в дальнейшем разработать         
дополнительные меры, связанные с апеллированием к кодифицированным нормам,      
прежде всего к Уголовному кодексу, потому что считаем необходимым ставить       
вопрос о введении уголовной ответственности за использование фиктивного брака   
при оформлении гражданства Российской Федерации. В частности, необходимо        
ввести уголовную ответственность за такие действия, совершённые за              
вознаграждение, поскольку действующие нормы Уголовного кодекса, Семейного       
кодекса, как сказал представитель правительства, действительно не позволяют     
решить данный вопрос. Мы полагаем, что заключение фиктивного брака с целью      
получения российского гражданства можно было бы рассмотреть как один из         
специальных видов мошенничества, предусмотрев за это соответствующую            
уголовную ответственность.                                                      
                                                                                
Кроме того, при доработке ко второму чтению и в дальнейшей работе можно было    
бы рассмотреть вопрос о целесообразности принятия нормы об аннулировании вида   
на жительство, выдаваемого иностранным гражданам после заключения брака с       
гражданином Российской Федерации, если брак будет расторгнут в течение          
короткого времени, например в течение года.                                     
                                                                                
В целом мы считаем, что эта инициатива заслуживает поддержки и характеризует    
желание министерства, а главное, способность министерства контролировать        
данную ситуацию с использованием имеющихся оперативных возможностей,            
поскольку мы знаем, что на законодательном уровне нами были приняты             
необходимые решения по передаче полномочий миграционной службы Министерству     
внутренних дел.                                                                 
                                                                                
Комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич.                              
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А. У меня вопрос к докладчику.                                       
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, законопроект отличный, и ЛДПР уже много лет         
предлагает выдавать российский паспорт всем говорящим на русском языке          
гражданам из стран бывшего Советского Союза по их заявлению безо всяких квот.   
Однако с учётом государственной политики хочу вас спросить вот о чём: МВД       
России понимает, кто те люди, о которых идёт речь в законопроекте и которым     
мы будем выдавать РВП без счёта? Это трудоспособное население среднего          
возраста или же это старики, которых тянут за собой молодые мигранты, в         
недавнем времени получившие российское гражданство? И есть ли официальная       
статистика?                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Что касается того, выдавать без счёта или со     
счётом. Мы никогда без счёта не выдаём, в целом одно из основных положений      
нашей политики, я имею в виду политику нашего государства в области принятия    
новых граждан, состоит в том, что мы тщательно подходим к этому вопросу, а не   
берём всех подряд, всех, кто желает иметь паспорт гражданина Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Некоторые данные я вам привёл, если вас интересует более углублённо этот        
вопрос, мы готовы на эту тему сотрудничать с фракцией. Кстати, я                
действительно хочу отметить, что и фракция ЛДПР, и все другие фракции очень     
активно вносят различного рода инициативы, связанные с миграционным             
законодательством, и обсуждение всегда проходит при повышенном внимании         
депутатов и прессы.                                                             
                                                                                
Что касается того, как мы намереваемся поступать в будущем с лицами, которые    
хотят приобрести российское гражданство по семейным мотивам. Мы                 
придерживаемся общих международных конвенций, направленных на содействие        
воссоединению семей, но, разумеется, это не означает, что мы делаем это в       
ущерб интересам российского государства и не проверяем легальность таких        
семейных отношений. Я привёл данные, какое количество иностранцев по семейным   
мотивам приобретают гражданство или делают шаги по пути приобретения            
гражданства, а потом отрываются от этих семей, переезжают в большие города и    
начинают там работать.                                                          
                                                                                
Коллега, выступивший с содокладом, отметил тот путь, по которому мы вместе      
собираемся пройти. Я добавил бы только - и вы, наверное, тоже на это обратили   
внимание, - что мы идём по пути принятия пакетного решения, то есть мы решаем   
эту проблему путём внесения пакета проектов законов, хотя много раз и здесь     
обсуждалось, и мы говорили, что надо было бы сделать один большой закон, в      
котором всё урегулировать. С учётом того внимания и того количества             
инициатив, о которых мы уже сегодня говорили, приходится идти тем путём, по     
которому мы идём, но вместе с вами мы его обязательно пройдём.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Игорь Николаевич, данным законопроектом мы обязываем           
иностранных граждан не выезжать из того или иного субъекта, тем самым мы как    
бы ограничиваем их в передвижении, но 27-я статья Конституции гласит, что       
каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право   
свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Я не увидел     
отзыва Верховного Суда, я так понимаю, что это, может быть, и необязательно     
при рассмотрении, тем не менее скажите: как вы считаете, данный законопроект    
не будет противоречить 27-й статье Конституции?                                 
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ни в коем случае! Я хотел бы обратить ваше внимание, что            
статус-то у иностранцев разный. Мы ограничиваем передвижение иностранного       
гражданина в период его временного проживания на территории Российской          
Федерации в соответствии с конкретной целью, в связи с которой он собирается    
здесь временно проживать: или он будет временно проживать в связи с уходом за   
близким родственником, который болен, или в связи с тем, что он женился и его   
супруга живёт в Магаданской области, допустим. А когда он приезжает к близким   
родственникам в Иркутск, в какой-то другой, например, северный город, на        
Дальний Восток, а вместо этого оказывается в городе Москве и не поддерживает    
с родственниками никаких отношений, то, наверное, это к цели его пребывания     
отношения не имеет, а у нас есть ответственность за нарушение цели              
пребывания. Это временный статус.                                               
                                                                                
Но когда человек в соответствии с установленным порядком, подтвердив            
серьёзность своих намерений, получает вид на жительство, он может переезжать    
куда угодно - в соответствии с Конституцией. И плюс этого законопроекта - я     
обращал уже внимание - состоит в том, что мы вместе с вами сегодня вводим       
новеллу: если у вас есть вид на жительство и ваш близкий родственник            
переезжает в другой город - пожалуйста, переезжайте вместе с ним.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Белик Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, понятно, что законопроектом мы ужесточаем нормы,    
чтобы не допускать фиктивных браков с целью получения гражданства, что,         
наверное, логично, исключение составляют лица, которые являются участниками     
программы по переселению соотечественников.                                     
                                                                                
В связи с этим у меня вопрос: как, на ваш взгляд, реализуется данная            
программа? У меня огромное количество обращений (а я представляю город-герой    
Севастополь) от наших соотечественников из Украины, из Донецка, из Луганска,    
которые по этой программе ничего не могут получить, - ни РВП, ни гражданства.   
Вопрос касается именно наших соотечественников.                                 
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Спасибо. Мы в этом же зале уже об этом неоднократно говорили.       
                                                                                
Первое. Количество граждан, которые по этой программе переезжают, постоянно     
увеличивается.                                                                  
                                                                                
Второе. Для того чтобы стать участником программы, необходимо соблюсти          
определённые правила подачи документов. Кроме того, участники должны будут      
проживать в тех городах, населённых пунктах, на которые эта программа           
ориентирована, программа не просто так подготовлена. И в каждом конкретном      
случае мы готовы вместе с вами разбираться - пожалуйста.                        
                                                                                
И третье. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы здесь, в этом зале,   
предоставили президенту полномочие самому определять порядок льготного          
предоставления гражданства отдельным категориям граждан. Что касается           
переселенцев из проблемных регионов, то в том числе и наши братья из Донбасса   
этот льготный порядок получили.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вострецов Сергей Алексеевич.                                                    
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Игорь Николаевич, ну, цифра фиктивных браков, конечно, внушительная, понятно,   
что эти "невесты", "женихи" едут сюда не семьи создавать, не детей рожать. А    
какой у них тогда основной мотив? Получается, в Европу они за пособиями едут,   
а к нам они едут работать, и по вашему законопроекту они должны работать в      
том регионе, в который приехали, то есть если приехал в Читу, где фиктивно      
женился, то там и должен оставаться, не всем ведь ехать в Москву или в          
Санкт-Петербург, к примеру, да?                                                 
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы сказать, что те цифры,   
которые я привёл, не говорят о десятках, о тысячах фиктивных браков, речь       
идёт о браках, которые имеют признаки фиктивности. Я говорил, что сегодня       
только суд может признать, фиктивный или не фиктивный брак, а для этого         
супруга или супруг должны подать иск, что сегодня практически нереально.        
Когда мы введём ответственность, когда у нас будет соответствующая норма,       
тогда мы будем оперативно-следственным путём это устанавливать и привлекать к   
ответственности.                                                                
                                                                                
Российская миграционная ситуация качественно отличается от миграционной         
ситуации в Европе, но мы не об этом сегодня речь ведём, у нас не тот предмет    
обсуждения, тем не менее значительная часть людей приезжает в Россию и          
концентрируется в крупных городах, так же как и во всём мире, прежде всего по   
экономическим причинам. Наша страна привлекательна для значительного            
количества мигрантов, эта привлекательность касается миллионов, вот и всё.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Швыткин Юрий Николаевич.                                                        
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Игорь Николаевич, у меня к вам вопрос.                                          
                                                                                
Безусловно, я поддерживаю данный законопроект, одновременно хотелось бы         
услышать ваше мнение опять же в рамках обсуждения данного законопроекта...      
Постараюсь объяснить, насколько несовершенен на сегодняшний день механизм       
предоставления квот в отношении временного проживания, постоянного и так        
далее. Есть Красноярский край: этот субъект подаёт предложение о получении      
тысячи квот, все соглашаются, Федерация утверждает это предложение, после       
этого начинается, будем говорить, толкотня, представители различных             
национальностей начинают просить, что им нужно столько-то квот, а критериев,    
как распределять квоты, на сегодняшний день нет.                                
                                                                                
Вопрос: может быть, есть необходимость всё-таки усовершенствовать данный        
механизм?                                                                       
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Полностью согласен: необходимость есть. Соответствующий             
законопроект нами разработан, он находится сейчас в субъектах Российской        
Федерации на обсуждении - подключайтесь к этой работе. Затем вместе с вами мы   
в этом зале его рассмотрим.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Максим Анатольевич.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, вопрос: существуют ли сейчас критерии, по которым   
можно узнать, фиктивный брак либо нет? И кто будет изначально первоначальные    
документы собирать, подтверждающие, что брак фиктивный?                         
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я уже говорил, но, может быть, мы друг друга     
не можем понять... Прежде всего, критерии фиктивности брака как правовой        
категории должны быть закреплены исключительно в законе. Поскольку у нас нет    
ответственности за фиктивный брак, соответственно... Что можно считать          
фиктивным браком? В гражданском праве - суды разбирают подобные дела -          
указано, что это брак, который заключён не в целях создания семьи и решения     
тех задач, которые стоят перед институтом семьи. В нашем случае, я ещё раз      
говорю, мы рассматриваем признаки фиктивности в том, что человек, заключив      
брак с гражданином Российской Федерации, с этим гражданином не проживает,       
материально, духовно или каким-то иным образом его не поддерживает,             
переезжает в другой город, зачастую за тысячу километров от места заключения    
брака, живёт там своей жизнью. Мы исходим из того, что есть признаки            
фиктивности, и наша задача очень простая - отсечь, установить соответствующую   
меру: если ты заключил брак, пока у тебя временное проживание, живи по месту    
заключения брака со своей супругой. Если взять западный опыт - когда-нибудь и   
у нас будет подобная ответственность, - там целый правовой механизм работает,   
есть методические рекомендации, есть закреплённые в нормах права признаки       
фиктивности и нарушения миграционного законодательства: нарушил - до            
свидания, уезжай из страны! И то же заключение брака не означает, что           
человек, который желает жить в России и имеет супругу в России, не должен       
знать русского языка, - он должен его знать в пределах минимальных              
стандартов, должен соответствовать иным требованиям, но в каких-то вопросах     
ему даётся послабление, поэтому он получает документы в льготном порядке, а     
не так, как все остальные.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, вы очень убедительно выступили, привели цифры,      
эта тема также находит своё отражение в СМИ. Эксперты отмечают, что около 80    
процентов всех обращений иностранных граждан за получением разрешения на        
временное проживание в России основывается именно на семейном статусе           
приезжих. При этом специалисты подчёркивают, что примерно в 15 процентах        
подобных обращений брак явно имеет признаки фиктивности, социологи же           
приводят ещё более удручающую статистику: по их данным, каждый пятый брак       
является фиктивным.                                                             
                                                                                
Игорь Николаевич, скажите, пожалуйста, располагаете ли вы и соответствующие     
службы МВД какими-то данными в этом вопросе?                                    
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. По нашим данным, признаки фиктивности имеются у одной пятой.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сибагатуллин Фатих Саубанович.                                                  
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Затулин по карточке Сибагатуллина. Прошу простить.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Фёдорович.                         
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что внесённый законопроект,    
безусловно, важен и, наверное, может быть поддержан в первом чтении, как        
советует комитет, но всё-таки он производит противоречивое впечатление и,       
безусловно, должен быть доработан ко второму чтению.                            
                                                                                
Мы продолжаем на самом деле ужесточать нормы пребывания иностранных граждан,    
не различая двух категорий иностранных граждан в России: иностранные            
граждане, которые никогда не имели никакого отношения к России, и наши          
соотечественники, которые - да, не скрою - пользуются в том числе и таким       
методом, как заключение брака, чтобы обойти те абсолютно невозможные барьеры,   
которые мы выстроили на их пути возвращения в Россию, и это, между прочим,      
факт. И мы продолжаем идти по пути ужесточения норм, в то время как отложены    
в долгий ящик все инициативы, связанные с тем, чтобы открыть нашим              
соотечественникам, в том числе тем самым переселенцам из Донбасса, ДНР, ЛНР и   
другой части Украины, путь в Российскую Федерацию. Вот на это я хотел бы        
обратить внимание.                                                              
                                                                                
При всём уважении к мотивам, представленным Министерством внутренних дел и      
Правительством Российской Федерации, надо понимать, что соотечественники не     
потому заключают эти фиктивные браки, что преступным образом хотят пролезть в   
Российскую Федерацию и другого пути не видят, а потому, что на самом деле не    
работают правила получения статуса носителя русского языка, есть совершенно     
невозможные претензии, чтобы человек представил справку о выходе из             
гражданства иностранного государства, причём не свою справку, а подписанную в   
этом государстве; во всех случаях, кроме Украины. Или, допустим,                
государственная программа по добровольному переселению, которая квотируется     
регионами: будь вы хоть трижды соотечественником, но если в этом регионе        
считают, что вы как профессионал не нужны на рынке услуг, на трудовом рынке,    
то вас просто не включат в квоту. То есть это не репатриационная программа      
"добровольного переселения", как следует из её названия, а программа поиска     
трудовых ресурсов разными регионами, и это разные вещи. Давайте наконец         
научимся выделять всё-таки такой частный вид миграции, как репатриацию -        
возвращение соотечественников, и это имеет прямое отношение к тому, что         
происходит сейчас в связи с наплывом людей из Украины. Мы на самом деле         
своими нормами и правилами, которые до сих пор содержатся в законе "О           
гражданстве...", отбиваем охоту у наших соотечественников иметь дело с          
Российской Федерацией - это, к сожалению, истина.                               
                                                                                
Поэтому, мне кажется, этот закон надо принимать, но надо принимать в пакете с   
другими законами, которые решали бы проблемы, связанные с переселением наших    
соотечественников... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Белик Дмитрий Анатольевич.                                                      
                                                                                
БЕЛИК Д. А. Уважаемые коллеги-депутаты, уважаемый Иван Иванович! Я не           
напрасно Игорю Николаевичу задал вопрос, как работает наша программа по         
переселению соотечественников. Мой коллега Константин Фёдорович эту тему        
достаточно хорошо осветил, но я продолжу.                                       
                                                                                
Вот 10 сентября в центральном комитете партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" я вёл приём.      
Люди из Брянска, вернее, из Луганска, приехали, заполнили все документы,        
хотели поучаствовать в программе переселения, но получили отказ. Отказ          
получили по простой причине: не нужны профессиональные водители. Удивительные   
вещи! Мы с вами в этом зале по инициативе правительства какое-то время назад    
установили, скажем так, льготные условия для водителей из Киргизии, а наши      
соотечественники-водители нам не нужны!                                         
                                                                                
Скажу больше, а у меня очень много знакомых из Одессы, из Днепропетровска и     
других городов: да нереально принять участие в этой программе и даже получить   
РВП! Один мой хороший знакомый, бывший депутат городского совета Одессы,        
профессиональный журналист, востоковед, полтора года получал РВП. Я его         
спрашиваю: "Игорь, скажи, а почему так, в чём проблема?" - "Да, - говорит, -    
проблема в том, что есть закон, а есть ещё внутренние регламенты, и вас         
отправляют от одного окошка к другому". РВП получить - это целое дело для       
наших соотечественников. Почему-то, при всём уважении к гражданам Средней       
Азии, у них это очень быстро получается, и вы об этом знаете. Ну надо же        
что-то делать!                                                                  
                                                                                
Я приведу ещё более удивительные факты. Мы говорим о солидарности с нашими      
братьями из Донецка и Луганска, но в 2017 году я сам обращался к министру       
внутренних дел по поводу того, что в Симферополе арестовали комбата по          
фамилии Погодин (он один из активных участников происходящего в Донецке) и      
готовилась его депортация на Украину. Представляете, что было бы?! Да,          
обращения, мои и других депутатов Государственной Думы, других политиков,       
возымели действие: его не депортировали. Но бывают и другие ситуации.           
                                                                                
Меньшикова Марина, пророссийская активистка, которая в Днепропетровске          
осмелилась дать пощёчину украинскому фашисту. Она была вынуждена бежать в       
Крым от уголовного преследования. Что мы сделали? А мы её депортировали. И в    
днепропетровском СИЗО она повесилась. У меня вопрос: на чьей совести эти        
жизни и эти души?.. И таких примеров масса, поэтому я призываю: давайте         
повернёмся лицом к нашим соотечественникам!                                     
                                                                                
Абсолютно правильно предлагают - нужно разделить: есть соотечественники, а      
есть иностранные граждане, и это две разные категории. И пока мы их не          
отделим друг от друга, толку никакого не будет. Своих людей Россия бросать не   
должна!                                                                         
                                                                                
Спасибо. (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.                             
                                                                                
Ишсарин Рамзил Рафаилович.                                                      
                                                                                
ИШСАРИН Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемые законопроектом         
изменения направлены на противодействие незаконной миграции, о чём уже          
говорили докладчик и содокладчик, и позволят усовершенствовать миграционные     
процессы: уменьшатся возможности злоупотребления правом получения разрешения    
на временное проживание иностранными гражданами, в том числе и путём            
заключения фиктивных браков.                                                    
                                                                                
На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сухарев Иван Константинович.                                                    
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хочу отметить, что вопросы          
миграции - это крайне важные вопросы, это вопросы, касающиеся того, какой       
будет будущая геополитическая картина нашего мира, это вопросы национальной     
безопасности нашей страны. Конечно, в этой области существует очень много       
проблем, об этом постоянно говорит наша партия, ЛДПР, и её лидер Владимир       
Вольфович Жириновский, который всегда поддерживает наших соотечественников,     
проживающих за рубежом; как вы знаете, сам он родом из Казахстана, приехал в    
Москву из Алма-Аты. Конечно, судьба людей, которые оказались в крайне           
печальной ситуации, можно сказать, в смертельно опасной ситуации - мы говорим   
про Украину, про Донбасс, Донецк и Луганск, - очень важна для нас,              
братьев-славян, и поэтому фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, хотя      
могу сказать, что проблем очень много.                                          
                                                                                
Здесь говорили о том, что существуют специальные программы. Да, программы       
существуют, но, посмотрите, как они работают: люди годами не могут получить     
разрешение на временное проживание, а тем более гражданство, поэтому, опустив   
руки, вынуждены возвращаться на свою историческую родину, где их ждут,          
возможно, насилие и смерть. Это конечно недопустимо! ЛДПР будет делать всё,     
чтобы наши соотечественники за рубежом имели возможность вернуться на Родину,   
жить в безопасности и приносить пользу России.                                  
                                                                                
Здесь говорили, что достаточно просто получают гражданство иностранные          
граждане, фамилии не называли, но все знают, кто это такие. Это французский     
актёр, который сбежал из своей страны от прогрессивной шкалы налога на          
доходы, которую в том числе предлагала ввести на территории Российской          
Федерации фракция ЛДПР. Он тут же получил паспорт, гражданство, ну, и хорошую   
квартиру в престижном районе, чего не могут добиться наши граждане всю жизнь    
и умирают в нищете, эта проблема существует, к сожалению. Мы говорим и про      
других актёров, американских, которые также с лёгкостью получают российское     
гражданство, совершенно не зная русского языка. Можно отметить, что некоторые   
борцы, также не обладающие фактически никакими познаниями в области русского    
языка, получают не только гражданство Российской Федерации, но и депутатские    
мандаты. Это, конечно, недопустимо, эту ситуацию надо исправлять.               
                                                                                
Работа в этом отношении ведётся, мы видим эту работу, но она всё-таки должна    
вестись более активно... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. От фракции.                       
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. ...она всё-таки должна вестись более активно, более комплексно    
и, главное, своевременно, потому что ЛДПР говорит об этих вопросах уже 30       
лет, но только сейчас стали приниматься более или менее действенные меры. И     
конечно, всем, кто над этим работает, хотелось бы сказать спасибо, потому       
что, собственно говоря, я считаю недопустимой ту ситуацию, которая              
складывалась с получением справки от того государства... В частности, если      
говорить о бывших гражданах Украины, то им необходимо было получить справку с   
Украины, что они вышли из гражданства; конечно, Украина такую справку не        
предоставляла, и это вызывало большие проблемы.                                 
                                                                                
А вообще вопросы миграции - это, опять же повторю, вопросы национальной         
безопасности, это вопросы эпидемиологической обстановки в стране (вирусы,       
инфекции), и в этой части совершенствование миграционного законодательства      
очень важно для нашего государства, и наша задача, как законодателей, - более   
эффективно работать на этом поприще.                                            
                                                                                
Что касается данного законопроекта, повторяться не буду: он направлен на        
борьбу с фиктивными браками и с незаконной миграцией - мигранты действительно   
совершают большое количество преступлений и приносят много бед (если говорить   
именно о незаконной миграции). Конечно, мы поддерживаем законопроект, потому    
что он направлен на борьбу с этим явлением, но работу надо продолжать.          
Фактически речь идёт о том, чтобы предоставлять разрешение на временное         
проживание иностранным гражданам в том субъекте, где у них зарегистрированы и   
проживают близкие родственники, в этом суть законопроекта, но, к сожалению,     
существуют проблемы, и они были обозначены как коллегами, так и мною в          
выступлении. Предстоит большая работа, направленная на возвращение              
соотечественников, наших братьев в лоно Родины, и это наша задача.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович.                             
                                                                                
Игорь Николаевич, с заключительным словом будете выступать?                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы ещё раз выразить вам                  
признательность за внимание, которое вы уделяете проблематике миграции.         
                                                                                
Сегодня было высказано два основных мнения: не давать кому попало разрешение    
на временное проживание и вид на жительство и предоставить соотечественникам    
максимальную возможность для возвращения. Мы с вами мыслим одинаково, за        
последние полтора года мы вместе с вами сделали гигантские шаги в этом          
направлении, и большое количество нормативных актов сейчас на подходе, многое   
из того, о чём сегодня говорилось, уже сделано. Я приглашаю всех депутатов к    
активному взаимодействию с нашими правовыми и миграционными подразделениями     
при разработке нормативных актов, которые мы рассматриваем, до представления    
их сюда.                                                                        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Анатольевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
Депутату Гаврилову включите микрофон.                                           
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ход обсуждения       
ярко продемонстрировал... Такой, в общем, локальный законопроект вызвал очень   
серьёзное обсуждение, потому что есть две разные, несмотря на взаимосвязь,      
проблемы - это проблема репатриации соотечественников, их максимальной защиты   
и адаптации и проблема трудовой миграции, которая тоже очень важна с точки      
зрения привлечения не криминогенной публики, а высококвалифицированной, в       
которой нуждается экономика Российской Федерации.                               
                                                                                
Я полагаю, что в ходе обсуждения представителями фракций был достигнут          
консенсус, - хотелось бы, чтобы и Правительство Российской Федерации, и         
президентская сторона (а вопросы гражданства - это во многом компетенция        
Президента Российской Федерации) всё-таки, не затягивая, приняли решение о      
систематизации наших усилий по поддержке возвращения соотечественников,         
особенно с Украины, в том числе по экономическим мотивам, они во многом...      
Как вы знаете, они сейчас выезжают в Европу - я думаю, многие из этих кадров    
были бы для нас более эффективны, чем кадры из других частей света.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, нам совместно с администрацией президента, с        
правительством следовало бы уже в этом году принять решения в отношении         
основных, наиболее серьёзных проблем, которые ставят перед нами                 
соотечественники. Я думаю, это пойдёт во благо стабильности и безопасности      
нашей страны, будет способствовать повышению экономической эффективности.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.